LB.ua поговорил с одним из авторов законопроекта Георгием Вашадзе, чтобы разобраться в ситуации.
Читайте также интервью с Анной Вронской, Валентиной Данишевской, Натальей Антонюк, Владимиром Кравчуком, Аллой Лесько, Николаем Мазуром, Дмитрием Гудимой, Еленой Кибенко, Иваном Мищенко, Дмитрием Луспеником, Евгением Синельниковым, Татьяной Анцуповой, Михаилом Смоковичем и Ларисой Рогач.
Георгий Вашадзе, экс-депутат парламента Грузии от партии Михаила Саакашвили, бывший заместитель министра юстиции Грузии (2010-2012 гг.). С 2014 года работает в Украине. В частности, Вашадзе работал над законом о Национальном антикоррупционном бюро.
Transparentsy International раскритиковали ваш законопроект. В частности в организации говорят, что он не соответствует положениям Венецианской комиссии пункт об отборе судей. В вашем законопроекте международные эксперты смогут накладывать вето на кандидата в судьи, которого считают нечестным, но ВККС сможет преодолеть это вето 11 голосами, значит, фактически смогут игнорировать все советы международных экспертов.
Да, международные эксперты имеют право наложить вето на кандидатов и нужно 2/3 (11) голосов ВККС, чтобы все равно назначить этого кандидата. Это соответствует рекомендациям Венецианской комиссии, которая говорила, что “международные эксперты должны иметь cruсial role”, но cruсial – это не решающий (cruсial – в английском языке имеется два значения – решающий и критический). С другой стороны ВК говорит о суверенитете страны, о том, что международные эксперты не могут назначать судей в Украине. А орган, который и создан для того, чтобы назначать судей, — это ВККС.
Вы должны понимать, что международных экспертов будут предлагать международные организации, поэтому ВККС просто не сможет игнорировать вето, которое ставят международные эксперты, ведь организации будут задействованы в процесс.
Я, на самом деле, даже за то, чтобы назначать иностранных судей. В Грузии я инициировал создание Конституционной комиссии и тогда у меня были разногласия с Венецианской комиссией именно из-за вопроса о суверенитете. Для них это важно.
В вашем законопроекте также завышенные требования к кандидатам — человек должен иметь стаж работы судьей или адвокатом и еще и иметь опыт работы в определенных антикоррупционных организациях и т. д.
Там есть три категории – это 5-летний стаж судебной практики, научный стаж – 7 лет или адвокатский стаж – 7 лет. Почему мы также вписали, что кандидат должен иметь практику в международных антикоррупционных организациях? Чтобы не каждый второй мог попасть в судьи, чтобы не было манипуляций, что непонятный человек стал судьей.
Думаю, в Украине есть люди, которые работали со Страсбургским судом, с международными арбитражами. Или мы открываем конкурс в судьи для всех, кто имеет юридический диплом, или как-то ограничиваем отбор, чтобы мы получили хороший поток кандидатов. Это базовые принципы, которые мы предложили, это все нужно обсуждать. Сегодня в 16.00 мы будем обсуждать это с гражданским сектором.
Я понимаю вас, но в то же время в заключении Венецианской комиссии указано, что не могут быть завышенные требования к кандидатам, потому что это сужает перечень добросовестных людей, которые могли бы пройти.
По моему мнению, требования, изложенные в законопроекте, не слишком высокие. Но мы, же не говорим, что это конечный закон, который принимает Верховная Рада. С одной стороны, мы не хотим, чтобы манипулировали тем, что проходят судьи без опыта, с другой — хотим получить максимальное количество хороших кандидатов, которые будут участвовать в конкурсе.
Есть еще один сомнительный момент — относительно подсудности дел, которые будет рассматривать АС. Во-первых, не все дела НАБУ будут подсудны суду, но в, то, же время он будет рассматривать даже некоторые дела, которые ведет МВД.
Мы отталкивались в этом вопросе от 45 статьи УК, где написано, какие правонарушения являются коррупционными. Плюс, для того, чтобы не каждый второй подпадал под эту подсудность, мы написали, что убыток по делам должен быть не меньшим, чем 500 минимальных прожиточных минимумов, как это есть и в делах НАБУ.
Но в НАБУ также имеется субъектная подсудность. АС в Словакии имел такую же подсудность, но Конституционный суд признал это неконституционным. Ситуация со Словакией весьма неоднозначная. Сначала АС в Словакии занимался сугубо делами коррупционеров, впрочем, потом закон о создании Антикоррупционного суда обжаловали в Конституционном суде. Многие эксперты считают, что это произошло под давлением олигархата на Конституционный суд. Мы отталкивались от этой реакции. Мы не хотим, чтобы наш закон затем был оспорен в Конституционном суде.
Опять же, что добавить, что отнять – это все нужно обсуждать.
Но некоторые эксперты, в частности из РПР, сегодня заявили, что не пойдут на обсуждение. По их мнению, обсуждать законопроект после того, как он был внесен в Верховную Раду бессмысленно, а их к разработке законопроекта не приглашали.
Я думаю, что это деструктив и не правильно. Должен быть предметный разговор. Я понимаю, что возможно РПР хотела сама написать законопроект, они пишут много законопроектов, и я очень уважаю эту команду. Просто “вы мне не нравитесь, и поэтому я не приду” — это деструктивная позиция. Извините, но я работаю не только в Украине, но и в других странах. Надо говорить аргументами.
Я думаю, что позитив в том, что лед тронулся, у нас есть конкретный законопроект, который подписал президент, мы знаем, от чего мы должны отталкиваться, сейчас мы должны сидеть вместе и дорабатывать его, потому что уже 2 года идут разговоры о Антикоррупционном суде. У нас есть НАБУ и САП, но мы все понимаем, что цепь не завершена, пока нет Антикоррупционного суда.
Кстати, законопроект насколько я понимаю, не предусматривает создания кассационной стадии суда?
Законопроект предусматривает создание первой инстанции и апелляции, но кассации нет, ведь это тоже соответствует советам Венецианской комиссии, потому что мы должны понимать, что если мы создаем вертикаль вместе с кассационной инстанцией, может уже произойти особый или чрезвычайный суд, который запрещен Конституцией.
А кто будет рассматривать дела АС на уровне кассации? Верховный Суд?
Да, это будет Верховный Суд.
Еще раз. Мы должны были пройти между двумя главными пунктами, которые не противоречат друг другу. Первое – не противоречить Конституции. Чтобы мы не получили потом решение суда, что законопроект неконституционный. С другой стороны, мы должны создать внутри судебной системы максимально независимый суд. У которого есть свои финансы, суд, который сам действует, и на этот суд нет рычагов влияния. И третье — чтобы отбор судей был открыт. Еще раз говорю: давайте обсуждать законопроект, но аргументировано.
Эксперты ГО, занимающиеся антикоррупционными вопросами, не понимают, почему работа над законопроектом была закрытой, почему не приобщали их? Как это было? Администрация президента сама позвала вас или вы предложили свою помощь?
Я сам предложил помощь. Скажу прямо, еще с 2014 года наша команда мониторит этот процесс, наша команда и сегодня работает с НАБУ. У меня были встречи с различными международными организациями, и я говорил, что уже пора написать драфт законопроекта об Антикоррупционном суде. Таким путем мы и пошли. Это было мое предложение.
Источник: LB.ua
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.