Герои бизнеса. Как дипломат и директор фармацевтического завода создали молочную ферму

История о том, как два брата вывели на рынок столицы молочные продукты собственного производства. Какие проблемы тормозят развитие аграриев, которые занимаются скотоводством?

Шесть лет назад директор фармзавода «Фармекс» Сергей Парубочий получил от сельского совета Вороньково земельный участок под фермерство. Впоследствии к нему присоединился его брат Валерий, который долгое время работал дипломатом в Словении.

Начинали с подсобного хозяйства: две коровы, три козы. Производили молоко для себя. Также продавали продукцию местному населению.

Впоследствии Парубочие закупили еще коров и профессиональное европейское оборудование для небольших молочных ферм.

С того времени ферма Парубочиев выросла до 300 голов крупного рогатого скота и 1500 га арендованной земли. Недавно молочная продукция братьев под брендом «Свое» вышла на столичный рынок.

Кроме производства молока и обработки 1500 га земли Парубочие также выращивают мясных коров – «Абердинов-ангусов» (шотландская порода крупного рогатого скота) и курдючных баранов. Последних закупает в том числе посольство Узбекистана, потому что они лучше всего подходят для плова.

Возле коровника находится цех по переработке молока и небольшой офис. Цех и коровник соединен по молокопроводу. Таким образом, молоко избегает контакта с окружающей средой. Молоко перерабатывается на оборудовании словенской фирмы Plevnik.

С братьями корреспонденты БизнесЦензора встретились только в воскресенье из-за их занятости. В офисной комнате мы застали спящего сыродела: в ту ночь он спал лишь два часа, ведь производство идет почти круглосуточно.

«Свои ребята»

«Вообще начиналось все с подсобного хозяйства для семьи – две коровы, три козы, имели баранов для себя. Сначала была территория 1,63 га. А потом увидели, как в Словении хозяйства развиваются и работают… В 2008 году мой брат уехал на дипломатическую работу в Словению, и мы с семьей начали к нему ездить. Однажды мы поехали посмотреть местность за городом и заехали в кафе, где познакомились с фермером. Разговорились. У него было 20 гектаров земли, на которых работало два трактора «Ламборджини» и один грузовой «Мерседес«. Работала вся семья, а продукция продавалась прямо с фермы. Нужно было ехать покупателям с самого утра, чтобы успеть купить.

Я посмотрел и подумал, что если на 20 гектарах это можно сделать, то, что же можно сделать на наших тысячах. Уже сейчас понимаем, что мы идеализировали этот вопрос. Решили купить 20 коров и попробовать. Начали строить коровник, свинарник, кормоцех, завели курдючных баранов. Коров покупали на племенных заводах Украины. Купили ручной доильный аппарат производства компании «Делаваль» и доили им молоко. Люди приезжали из деревни и покупали, — рассказывает Сергей Парубочий.

«Дальше решили создать торговую марку. Хотелось придумать нечто такое, что вызвало бы доверие и максимально соответствовало разработанной концепции. Думаю, есть же такое выражение «свой парень», и тогда я сказал: а давайте сделаем так, чтобы продукт тоже был свой. Потом придумали «Свое». Думали, обустроим те две точечки, и будет классно. А потом я сказал: пусть будет лучше «Своє», на украинском языке. Так оно и родилось. Сначала зарегистрировали торговую марку, а потом уже вывесили», — говорит Сергей.

Кроме переработки молока братья еще с одним партнером, местным жителем села Вороньково Сергеем Черкуновым занимаются обработкой 1500 га земли, которую арендуют у жителей села. На одной части земли выращивают корма для скота. На другой части – зерновые культуры для продажи. Полученные доходы с обработки земли фермеры реинвестируют в развитие производства.

«Начинали с 280 гектаров. В этом году будем уже пятый сезон обрабатывать земли вместе. За четыре сезона мы с 280 гектаров выросли до 1500. Это все земли вокруг села. Первые годы технику арендовали. Сейчас уже почти всю купили свою. Все, что зарабатываем на растениеводстве, вкладываем далее», — рассказывает Сергей Парубочий.

«Когда мы начинали работать, 5 лет назад, цена в Воронькове за аренду пая была 1200 гривен (у нас это – 2,2 га). Сегодня цена за аренду пая в несколько раз выше. Когда мы пришли в село, сразу решили, что если одни дают 1200 гривен, то мы даем 2500 гривен. Считали, что это справедливая цена. Люди подтянулись к нам. Сделали для жителей села несколько экскурсий на ферме, провели здесь собрание своих пайщиков, все им показали. Разработали социальную программу по поддержке наших арендодателей, начали давать скидки на свою продукцию. Я называю нашу социальную программу “Клуб своих”. Уровень доверия совсем другой, когда люди знают, что их не обманут».

Масштабы хозяйства

Сегодня на ферме Парубочиев больше 300 голов крупного рогатого скота, в том числе 170 коров. Из них дойных — 127 коров. Надои молока составляют до 2 тонн в день. Одна корова в год может дать около 6 тонн молока. Перерабатывается все молоко самостоятельно.

«За третий квартал 2016 года – у нас оборот 1,8 миллиона гривен. За первый, второй кварталы у нас был оборот не больше миллиона. Если говорить откровенно, то мы не считаем и не смотрим, сколько мы зарабатываем на молоке. Такими вещами, как EBITDA (показатель, равный объему прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов и начисленной амортизации) не заморачиваемся», — говорит Сергей.

На предприятии партнеров работает 50 человек, в том числе 20 – на молочной ферме.

«Стараемся находить работников именно из села. Хотелось, чтобы работали местные. Мы с братом также работаем на ферме. У нас нет выходных. Работаем ночью. Люди видят нашу преданность делу, и все больше местных людей хочет идти к нам на работу. Пьяницы к нам на работу не идут, потому что знают, что не приживутся, мы считаем это тоже достижением», — вступает в разговор брат Сергея – Валерий.

«Когда мы начинали, у меня в цехе переработки работал один человек, а сейчас уже семь. С самого начала развития переработки мы отказались идти по пути привлечения на работу украинского технолога и организации производства на основе рекомендаций технолога. Я начал сам посещать школы в разных странах Евросоюза с целью получения опыта производства. Уже после этого соединили опыт этих хозяйств с собственным опытом и опытом украинских технологов. Получился своеобразный микст разного опыта молочного производства, который был воплощен во все наши продукты. Теперь это стало правилом — раз в полгода проходить недельные курсы за рубежом», — объясняет Валерий.

Продажи

«Изначально мы не собирались заходить в сети, думали, что откроем свои фирменные магазины и будем торговать исключительно через них. Но только дурак не меняет свое мнение. Я всегда утверждал: «нет, никаких супермаркетов, мы не тот продукт!». Но и супермаркеты сегодня также изменились по отношению к фермерским продуктам. На данный момент работой с ними мы очень довольны», — говорит Сергей.

Кадровый голод

«Приходится иногда самому до ночи работать. Просто мы не спешим брать человека, пока не посмотрим со всех сторон. Я когда беру, то спрашиваю о семейном положении, моральном облике, привычках, чего человек хочет, чего не хочет, обязательно требуем прохождение медосмотра. Хотим, чтобы люди зарабатывали нормальные зарплаты. Но есть у нас одна проблема: трактористы – все за 50 лет, ПТУ нет, никто не дает этого образования. Молодежь не приходит, потому что ее никто этому не учит. Электричество не можем три месяца найти. Электриков нет, сварщиков нет, токарей нет», — жалуется Валерий о деградации профессионального образования в Украине.

Сколько молока в молоке

Одним из первых наших вопросов к братьям был вопрос о качестве молока, которое продается на полках магазинов. Им есть что рассказать, но они решили быть корректными по отношению к своим конкурентам.

Они привели несколько примеров, из которых понятно, что с молочными продуктами в Украине проблемы. И не столько потому, что молоко не всегда производится из молока, а потому, что различные молочные продукты потребителям продают под видом настоящих.

«В 2015 году я был на собрании союза молочных производителей Украины. Там была панель, где собрались крупные производители молока. Один из докладчиков сказал, что нам уже надо принять закон, чтобы на полках выделяли продукцию разных молочных заводов, потому что есть заводы, которые имеют 50% молока в своей молочной продукции, а есть которые меньше. Говорил, что надо выделять отдельно молоко и молочный продукт» – вспоминает Валерий.

«А я сижу на той встрече и думаю: мне куда – к красивым или к умным? У меня цельное молоко (100%), только молоко и все. Мы ничего не примешиваем. Не используем в производстве сухое молоко, маслопроизводные. В наших продуктах нет пальмового жира, консервантов, стабилизаторов, усилителей вкусов», – продолжает он.

«Сегодня в Украине начинают говорить о том, что, например, в Европе, если у тебя бакобсемененность (количественное содержание бактерий в сыром молоке, под действием которых может начаться процесс скисания или гниения молока) выше, чем 400 тысяч, то это молоко – не пригодное для использования. В Европе оно не идет в производство. А у нас все заводы берут любое молоко и кто бы, что не говорил, я точно знаю, что если есть проблемы с молоком, то их можно решить с помощью различных технологий, которые не полезны для человека. Я ничего плохого не хочу сказать, но это наши, украинские условия», – рассказывает Сергей Парубочий.

В Украине по нормам ГСТУ показатель бакобсемененности установлен до 1 миллиона. Однако есть законодательные инициативы сократить его до 400 тысяч.

«Молоко может храниться по несколько месяцев за счет консервантов. Есть также технология ультрапастеризации. У себя мы установили европейские технологии для фермерских хозяйств небольших проектов. Наше молоко хранится 7 дней, а кефир 5 дней. Йогурты у нас хранятся две недели. Если говорить о тех же йогуртах и государственных стандартах, то у нас написано две недели хранения, а на мировом уровне нет такого, потому что все зависит от твоей микробиологии молока. Если у тебя очень чистое молоко, ты сделаешь йогурт из этого молока, то возможно оно будет храниться и три недели и даже четыре», – говорит Сергей.

По убеждению фермеров, чистота молочного сырья – это главный фактор, который влияет на качество молочного продукта.

«Вся молочная продукция, которая производится крупными молочными компаниями, производится из сырья разного качества и с добавлением сухого молока и других веществ, которые могут насчитываться десятками. Также имеет значение, с помощью какого оборудования производилась продукция, применялась ли гомогенизация продукции, температуры пастеризации молока, или же это ультрапастеризация, каким методом и из чего произведено масло и прочее».

«Не хотим говорить, что молочная продукция, которая производится крупными молочными предприятиями некачественная, просто это другая продукция, с другими свойствами, с другой ценой».

«Наша же продукция значительно выше по себестоимости, потому что сделана на сто процентов из молока и не может быть дешевой. Это совсем другой сегмент молочного рынка Украины, который только формируется в Украине в последние годы. Не надо нас сравнивать с молочной продукцией, которую продают на рынках», – объясняют братья.

«Вы говорите, что вы нас будете развивать, а на самом деле нас бьете»

«Месяц назад была возможность попасть на одну встречу. К нам в Борисполь приехали представители администрации президента, Киевской области, Минагрополитики. Я послушал их программу – посмотрели слайд, где в три-четыре строки написано, что мы до 2020 года будем поддерживать малых и средних производителей. Как это будут делать – никто не сказал».

«Я не выдержал. И мы с ними 40 минут говорили на высоких тонах. Все что-то строят, любые вопросы переводят в экономическую плоскость, и дальше в деньги, но вопрос не только в деньгах. Деньги – это результат работы. А наши государственные службы никак не выйдут из формата, когда главное – это отчитаться, а не работать над важными и проблемными вопросами и подходить к этой работе творчески.

Вот, например, выступает представитель Минагрополитики и говорит о субсидиях, которые нам уже не возвращают три года, а это около 800 тысяч гривен, и они уже обесценились, но выступая никто не говорит о том, какие варианты, можно выработать для преодоления этой проблемы, ну разве что говорят о каких-то примитивных, неработающих, давно всем известных путях», – делится впечатлениями Валерий от общения с чиновниками.

Когда Сергей закупал коров для своей фермы, то государство обязалось вернуть ему часть потраченных средств.

«Сначала мы купили КРС, государство должно было возместить 50% от стоимости племенной коровы или не более 7 тысяч гривен. Мы тогда взяли кредит, купили коров. Планировали, что получим компенсацию, и нам ее хватит на то, чтобы мы могли купить еще коров, полностью укомплектовать коровник, и какая-то часть осталась на уплату процентов. В результате коров мы так и не купили, денег нам никто не отдал, из курса 8 гривен за доллар мы дошли до 26 гривны за доллар и уже по этому курсу никто не отдает ничего. Была возможность получить, но произошла революция. В те времена выдавали, но минус 30% отката», – говорит Сергей.

«Прошло четыре года, нам никто не думает их возвращать. Государство должно выполнять свои обещания, законы, постановления и т.д. У нас есть пример компенсации, которую мы три года не можем получить. Мы писали обращение ко всем премьер-министрам, к Яценюку, к двум губернаторам. Яценюк ответил, что дано указание, чтобы Киевская администрация разобралась. Администрация дала нам ответ, что они ставят в план, но им денег не выделяют. А представитель Минагрополитики сказал нам: «судитесь с нами», – продолжает фермер.

Еще одним из болезненных вопросов, который беспокоит «молочников» – отмена льготного режима НДС для аграриев. Братья говорят, что если с нового года АПК перейдет на общий режим налогообложения, то им придется поднимать цены на продукцию.

«Я вообще называю этот закон – законом обратной пропорции (изменения в Налоговый Кодекс). Как можно, когда жизненный уровень в стране падает, вводить НДС на продукты первой необходимости, на продукты питания. Это же обратная пропорция. Там доходы падают, здесь мы должны добавлять цену, – говорит Валерий. – В той же Великобритании, или совсем нет НДС на продукты питания, там есть специальный режим. Нам надо на наш жизненный уровень равняться, на наши возможности. Вы говорите, что вы нас будете развивать, а на самом деле нас на ходу бьете».

«Чего все говорят только о деньгах? Чего не говорят, что надо донести до населения мнение о нашем продукте? Проведите какой-то фестиваль, покажите людям, что есть такие как мы. Помогите объяснить людям, почему мы по отношению к другим дороже. Мы и должны быть дорогие, мы не можем быть дешевыми. Качественное молоко не может стоить как минеральная вода».

«Государство должно помочь фермерам в оплате консультантов. Сейчас я всех консультантов оплачиваю. В Европе есть такая система – там раз в месяц к тебе приезжает консультант, который делает расчеты по рационам, по состоянию здоровья коров. Все это на бесплатной основе. Ранее вакцинация или проверка на туберкулез нам оплачивалась государством, а сейчас не оплачивается», – восклицает Валерий.

«Мы за свои деньги все проверяем, – добавляет Сергей. – Это я уже молчу про отсутствие кредитования и сумасшедшие ставки на технику по лизингу».

«Наши друзья в Словении построили производство, больше, чем наше. Они инвестировали собственных средств – 2 миллиона евро и как только они сдали производство, получили эксплуатационное разрешение, то им государство в течение месяца 600 тысяч евро вернуло», – рассказывает Сергей о европейском опыте поддержки фермеров.

Конкуренция и наука

В этом году партнеры решили инвестировать в выращивание высококачественных сортов пшеницы. Считают эту нишу перспективной, поскольку в Украине в основном выращивается фуражная пшеница.

«Есть такой Герой Украины – академик Моргун Владимир Васильевич – директор Института физиологии растений и генетики Национальной академии наук (НАН) Украины. Мы в этом году у них закупили новые украинские сорта пшеницы. Пшеница – это единственное, что осталось в нашем государстве из семян, потому что кукуруза – это Monsanto, DuPont, KWS и другие. Украинской уже нет. Теперь в Украине все импортное. Я был у Моргуна месяц назад, и он мне сказал – выращивайте хорошую товарную пшеницу и будете зарабатывать деньги. У нас все гонятся за объемами, а качество зерна – никакое. Все выращивают фуражную пшеницу. Поэтому и цена – никакая», – говорит Сергей.

«Как говорил Козьма Прутков: «Зри в корень». Надо глубоко эти вопросы изучать. Земля – это наш ресурс, который должен нам зарабатывать деньги, как в ОАЭ нефть. А у нас все разговоры сводятся к тому снимать или не снимать мораторий на продажу земли, но это – вершина айсберга. Землю люди могут продать, деньги быстро «развеять». Таких примеров мы уже имеем множество. А как потом будут распределяться доходы от управления украинской землей? Будет ли использование земли и денег способствовать решению социальных, экологических вопросов, вопросов развития технологической и научной базы страны вокруг этого бесценного ресурса?

Об этом все молчат, конечно. Зачем же это объяснять людям? Лучше их привлечь быстрым получением денег от продажи земли и рассказывать, что в развитых странах земля уже давно в частной собственности. Государство, построенное спекулянтами и популистами, не хочет выходить за рамки мышления, купи-продай. А это же не сложно. Для начала достаточно создать аналитическую группу из нескольких молодых образованных людей, например, в том же Минагропромполитики, которые могли бы выезжать на места и изучать проблемные вопросы в деталях и объединять эти вопросы в общие стратегии развития. Но я за три года фермерства не чувствую вообще никаких шагов «, – добавляет Валерий.

Планы на будущее

В планах фермеров – полная вертикальная интеграция и запуск производства новой продукции.

«Наша главная цель – производить готовую продукцию из всего, что мы выращиваем, доим, получаем. Например, есть планы по производству муки и круп. Еще хотим восстановить пекарню, которая была в селе в свои времена. Еще у нас есть мечта сертифицироваться в молочном производстве на органику, но это очень сложный и долгий путь. Он непростой и затратный. Сейчас уже стараемся все органические принципы поддерживать в производстве. Например, телят вскармливаем только настоящим молоком. Сухим молоком никогда не пользуемся, – делится планами на будущее Валерий. – Хоть государство и пытается контролировать качество молока, но в планах у нас в ближайшие сроки сертифицировать собственную лабораторию, которая уже существует и функционирует на производстве».

«У нас молоко высокого качества. Все оборудование моется. У нас тратиться сумасшедший бюджет на кислоты, щелочи, антисептики для обработки вымени коров. Это все американские препараты, очень дорогие. Вымя, например, обрабатываем американским препаратом Forticept. Нам привезли этот препарат, мы попробовали, и сейчас будем переходить только на него», – добавляет Сергей.

«В будущем еще хотим выпускать замороженный и греческий йогурты, сыры полутвердые и твердые. Замороженный йогурт – это инвестиции, потому что для того, чтобы делать хороший замороженный йогурт, надо для этого вложить деньги, поехать, купить технологии, обкатать. Мы сейчас сделаем греческий йогурт, полностью натуральный», – говорит Валерий.

«А еще хотим построить музей Шолом Алейхема в селе Вороньково. Шолом-Алейхем здесь родился и прожил 5 лет», — говорят братья Парубочие.

Авторы: Юрий Винничук, Дмитрий Казанцев

Источник: БизнесЦензор

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий