Государственные финансы Беларуси в 1997 году

1) Следуя сложившейся в последние годы тенденции, в 1997 г. государственный бюджет улучшается. К концу июля 1997 г. наблюдалось превышение доходов над расходами в пределах 0,5% от ВВП в сравнении с дефицитом бюджета в 1,7% в июле 1996 года.

2) Такое внушительное оздоровление государственного бюджета в первой половине 1997 года в основном объясняется увеличением бюджетных доходов. Фактически, после падения в 1993 г. с 37% от ВВП до минимума в 25,7% от ВВП в марте 1996 г. доходы бюджета начали расти, достигнув 32,6% в июне 1997 года.

С другой стороны, расходы государственного бюджета, которые падали одновременно с доходами в течение 1993-1996 года, также увеличились в 1996 и начале 1997 года, хотя и в меньшей степени, что способствовало улучшению состояния государственного бюджета.

3) Падение доходов государственного бюджета вплоть до 1996 года в основном было вызвано снижением собираемости НДС и налога на прибыль во время спада. В 1996 году эти источники доходах представляли лишь 12% от ВВП в сравнении с 20,4% в 1992 году.

Доходы от налога на прибыль снижались быстрее, чем другие виды доходов государственного бюджета так, что их доля в совокупном объеме доходов сократилась (с 26% в 1992 г. до 14,6% в 1996 г.). И наоборот, доходы от НДС снижались пропорционально общему объему доходов государственного бюджета, составляя примерно постоянную долю.

4) Восстановление ВВП сопровождалось значительным увеличением доходов от НДС, акцизов и таможенных пошлин, что в совокупности привело в апреле 1997 г. к увеличению поступлений от налогов, равному 3% от ВВП. Улучшению способствовали сокращение налоговых льгот и отсрочек, уточнение акцизного регулирования и повышение собираемости налогов (в особенности, таможенными органами, а также частично и за счет авансовых налоговых платежей).

5) Улучшение положения с просроченной задолженностью по налогам в первой половине 1997 г. также помогает объяснить увеличение доходов государственного бюджета, которые фактически измеряются на кассовой основе. После постоянного увеличения в процентах от ВВП, начиная с 1993 г., просроченная задолженность по налогам начала уменьшаться в 1996 и 1997 годах.

Значительное улучшение имело место по налогам на имущество, топливо, природные и лесные ресурсы, которые являются именно теми статьями, где просроченные задолженности были относительно более существенными. Тем не менее, к концу марта 1997 г. просроченная задолженность по налогу на имущество составляла поступление доходов примерно за 25 дней, а просроченные задолженности по налогам на топливо, природные и лесные ресурсы (взятые вместе) представляли поступление доходов за 51 день.

Такими значительными являются просроченные задолженности по чрезвычайному налогу (21 день). По основным источникам доходов уровень просроченных задолженностей, напротив, является очень низким (12 дней по НДС, 7 дней по налогам на доходы и 1,6 дней по акцизным налогам).

6) Структура доходов государственного бюджета в Беларуси показывает очень большой удельный вес налогообложения внутренних операций (НДС и акцизные налоги) и низкий уровень прямого налогообложения по сравнению, как с развитыми, так и с развивающимися странами. Это отражает трудность удержания налогов на доходы в существующей финансовой среде. Что касается прямых налогов, доля доходов от налогов с предприятий, выше, чем с граждан, что является типичным для развивающихся стран.

7) Несмотря на различную структуру, текущий уровень доходов государственного бюджета в Беларуси высок в сравнении с другими развивающимися странами Европы (который равнялся 22% в 1993 г.), будучи значительно ближе у уровню индустриально развитых стран.

Тем не менее, в основном это является отражением высокого уровня контроля в экономике Беларуси и дискреционных процедур, используемых органами налоговой инспекции, что позволяет удерживать уклонение от уплаты налогов на низком уровне. Налоговая система является перекошенной и чрезвычайно неэффективной, ибо высокие предельные ставки налогов применяются в некоторых секторах, чтобы компенсировать широко используемые дискреционные налоговые льготы.

8) Поскольку не снимаются проблемы финансирования дефицита бюджета, сокращение реальных доходов в 1993-1996 годах привело к соответственному сокращению расходов. Более всего пострадали правительственные трансферты домашним хозяйствам, субсидии и капитальные вложения, которые все вместе снизились с 13,6% от ВВП в 1992 г. до 5,9% в 1996 году.

Расходы на образование и здравоохранение сократились менее, чем реальный ВВП, предполагая рост с 8,8% от ВВП в 1992 г. до 11,4% в 1996 году. Такая динамика является обычной в ходе спада, поскольку легче урезать расходы на субсидии и капитальные вложения.

9) Структура расходов государственного бюджета по восьми самым крупным статьям следующая: за первые 6 месяцев 1997 г. расходы на образование и здравоохранение составили примерно 37% всего объема расходов государства. Данная цифра чрезвычайно высока по сравнению как с индустриально развитыми, так и с развивающимися странами. И наоборот, расходы на социальную защиту очень малы, даже при сравнении с другими развивающимися странами (среднее значение за 1993 г. по развивающимися странами Европы было 23%).

10) Операции государственного бюджета составляют примерно 70% операций сектора государственного управления. Дефицит сектора государственного управления снизился с 1,9% в 1995 г. до 1,6% от ВВП в 1996 г. и достиг превышения доходов над расходами в 1,8% от ВВП к марту 1997 года.

11) Президентский фонд не подлежит контролю, как другие фонды, а его счета не обнародуются. В основном его доходы состоят из доходов от государственной собственности, в то же время в расходовании средств нет строгих критериев. Напротив, некоторые расходы осуществляются на дискреционной основе, когда нарушаются основополагающие принципы государственных финансов. Несмотря на отсутствие информации по фонду, неофициальное изучение вопроса показывает, что существует общее превышение доходов над расходами. Таким образом, фонд оказывает положительное влияние на общий объем сбережений правительства.

12) Основным источником финансирования дефицита бюджета в Беларуси является национальная банковская система, что, в основном, осуществляется по ставке рефинансирования. Первоначальный проект бюджета на 1997 г. (декабрь 1996 года) предусматривает дефицит в 3,3% от ВВП, который должен финансироваться за счет кредитов Национального банка Беларуси (45%), выпуска ценных бумаг (28%), использования депозитов в коммерческих банках (20%) и доходов от приватизации (7%).

Тем не менее, профицит бюджета, наблюдавшейся в последнее время, предоставляет возможность сократить степень денежной экспансии. Фактически заимствование правительства из банковской системы значительно замедлилось в 1997 году, что является положительным изменением. Тем не менее, денежная экспансия продолжается. Единственное отличие состоит в том, что развивается она за счет квазифискальных операций.

13) Картина, представленная счетами сектора государственного управления, фактически, является неполной, ибо она игнорирует использование банковской системы для вливания в экономику льготных кредитов.

Правительство использует механизм в целях поддержания на плаву убыточных предприятий, но так как убытки поглощают полученные средства, возникает потребность в новых кредитах, что создает порочный круг. Более того, данные кредиты выделяются под очень низкие номинальные процентные ставки, что, таким образом, приводит к сокращению реальной ценности полученных кредитов за счет роста инфляции, вызванной скрытой денежной экспансией.

Такая политика накладывает всеобъемлющие издержки на банковскую систему в частности и экономику в целом, что намного превышает конечную выгоду от поддержания работы подобных предприятий. Это также значит, что уровень субсидий недооценен, что, в свою очередь, ведет к завышению оценки ВВП.

14) Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, в качестве альтернативы такому порочному кругу можно предложить применение пакета мер по приватизации, включающего и реструктуризацию. Правительству следует начать продавать наиболее прибыльные предприятия, а затем использовать вырученные средства в целях преобразования других государственных предприятий и их подготовки к приватизации.

Поскольку вырученные от приватизации средства ограничены, подобная политика потребует осторожности при выборе инвестиционных программ, способствуя, таким образом, более эффективному распределению ресурсов, чем когда деньги просто выпускаются без видимых затрат. Реструктуризация с использованием ресурсов, полученных от приватизации, позволила бы избежать потребности печатать деньги, давая Нацбанку Беларуси возможность ставить реалистичные цели по уровню инфляции.

Источник: BusinessForecast.by

Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.

Читайте по теме:

Оставить комментарий