В четвертом квартале 1998 года положительное сальдо бюджета составило 1,9% ВВП, бюджет в 1998 году исполнен с дефицитом в размере 1,1% ВВП. Такой уровень бюджетного дефицита является низким по международным меркам; он значительно ниже, чем на Украине и в России, в бюджете которых дефицит был запланирован на уровне 3% и 8% ВВП соответственно (отчет ЕБРР о результатах переходного периода за 1998 год).
Государственный сектор экономики находился на подъеме в 1997-1998 гг. и уровень государственных доходов увеличился до 32,1% ВВП в 1997 г. и 36,2% ВВП в 1998 г. Совокупные расходы также увеличились до 34,2% ВВП в 1997 г. и 37,2% ВВП в 1998 г. Наиболее значительный рост вмешательства государства в экономику пришелся на первую половину года. За этот период уровень государственных доходов и расходов одновременно превысил 40% ВВП, отмечается в отчете ВЕТ.
Государственные расходы
Уровень государственных доходов в процентном выражении к ВВП в Республике Беларусь относительно высок. В 1998 году этот уровень достиг 36,2% ВВП, составив 40,2% в первом квартале, 41,6% во втором, 33,4% в третьем и 33,4% в четвертом квартале. В 1998 году уровень государственных доходов превысил прошлогодний показатель и оказался рекордно высоким за последние четыре года.
Следует отметить низкий удельный вес прямых налогов в структуре государственных доходов. Кроме того, резко снизилась доля налога на прибыль предприятий – с 29,7% в 1994 году до 12,7% в 1998 году. Возможны несколько объяснений такой тенденции. С одной стороны, нестабильные экономические условия, возможно, снизили рентабельность предприятий, несмотря на совокупный рост производства. С другой стороны, высокий уровень налогов, возможно, увеличил степень уклонения от уплаты налогов. Если это верно, то снижение налогового бремени предприятий сможет увеличить налоговые поступления в государственный бюджет.
Доля налога на прибыль физических лиц выросла с 7,3% в 1994 году до 10,4% в 1998 году, однако такой уровень все равно является низким по международным стандартам. Доля НДС в бюджетных доходах немного упала с 27,4% в 1994 году до 25,8% в 1998 году. Наблюдался рост удельного веса акцизов, которые в 1998 году составили 11,1% доходов государственного удельного веса акцизов, которые в 1998 году составили 11,1% доходов государственного бюджета. Тем не менее, по сравнению с 1997 годом (13%) доля акцизов в государственных доходах уменьшилась. Однако, по данным Минстата, уровень налоговых сборов в 1998 году превысил запланированный показатель для этой категории доходов.
Проект закона «Об налогообложения и платежей в бюджет Республики Беларусь в 1999 году», рассмотренный парламентом 29 января 1999 года, предполагает некоторые изменения, которые окажут влияние на уровень бюджетных доходов.
К таким относятся:
Снижение ставки налога на прибыль с 30% до 25%;
Расширение списка подакциозных товаров за счет включения микроавтобусов и легковых автомобилей, вне зависимости от объема двигателя;
Введение 10%-го налога на продажу автомобильного топлива.
Также планируется внести существенные изменения в закон «О подоходном налоге граждан», которые кардинально изменят порядок исчисления размера годового подоходного налога. Ставки подоходного налога будут унифицированы с российскими, в результате чего максимальная ставка подоходного налога снизится с 50% до 30%, а а минимальная останется на прежнем уровне 9%. Такой нижний предел налогообложения будет применяться к физическим лицам, среднегодовой доход которых не превышает 240 минимальных заработных плат.
Задолженность по налоговым платежам
К концу 1998 года размер общей задолженности по налогам составил 2,012 млрд. рублей. Начиная с 1995 года, доля налоговой задолженности в ВВП постоянно снижается. В 1997 году такая задолженность составила 0,4% ВВП, а в конце 1998 года – 0,3% ВВП. Однако, согласно квартальным показателям, размер задолженности по налогам в процентном отношении к ВВП был выше в течение года.
Средняя задержка по уплате налогов уменьшилась с 13,8 дней в 1995 году до 3,1 дней в 1998 году. Наибольшая сумма задолженности по-прежнему приходится на НДС и налог на прибыль.
Государственные расходы
С 1994 года постоянно растет доля расходов на социальные нужды. В 1994 году доля расходов на медицинское обслуживание, образование и социальную защиту составила 30,3% от совокупных бюджетных расходов, а в 1998 году достигла, по предварительным данным, 36,3%.
Значительней всего за весь период экономического спада сократились расходы на капиталовложения. Однако после увеличения на 8,3% в 1997 году их рост в 1998 году достиг 8,3%. Эта тенденция совпала с имевшим место на протяжении этих лет экономическим ростом.
Анализ данных о фактических расходах показывает, что финансирование практически всех статей расходов не достигло запланированного уровня. Культура, социальное образование и медицина были профинансированы на 97-99%, промышленность, энергетика и строительство получили около 90% запланированных бюджетных ассигнований, на внешнеэкономическую деятельность и развитие рыночной инфраструктуры было выделено 75% полагающихся средств. Поскольку расходы не достигли запланированного уровня, возможно, именно поэтому величина бюджетного дефицита в 1998 году оказалась низкой.
Внутренний долг
Внутренний долг Беларуси находится на относительно низком уровне по международным меркам(2,9% ВВП в 1996 году, 2,8% ВВП в 1997 году и 2,7% ВВП в 1998 году). Это можно объяснить тем, что дефицит государственного бюджета в 1998 году планировалось профинансировать на 32,6% посредством целевых кредитов Национального банка и на 65,2% путем выпуска и размещения государственных облигаций внутреннего займа (ГКО).
Дефицит государственного бюджета в 1998 году составил всего лишь 7,1 трлн. руб. В результате, поскольку объем кредитной эмиссии и выпуска ГКО рассчитывался по параметрам запланированного бюджетного дефицита, а не фактического, который оказался ниже, бюджетный дефицит был перекрыт более чем полностью.
Сеньораж
Квартальные значения сеньоража и инфляционного налога в 1994-1995 гг. демонстрируют тенденцию к уменьшению. Однако с 1997 года эти показатели начали увеличиваться, и в 1998 году их величина достигла рекордно высокой отметки за весь период с 1995 года. Такая тенденция отражает инфляционный характер денежно-кредитной политики, которая лежит в основе экономического роста. В четвертом квартале 1998 года уровни сеньоража и инфляционного налога достигли особенного высокого значения (9,8% ВВП и 21,9% ВВП соответственно).
Наиболее характерной чертой государственных финансов Беларуси является стабильно низкий удельный вес налога на прибыль и подоходного налога. Это свидетельствует о низком уровне реструктуризации и развития частного сектора экономики, доля которого в налоговых поступлениях в процессе переходного периода должна расти. Наибольший рост государственных доходов приходится на статью «Другие доходы», источник которых на базе имеющихся цифр не совсем понятен.
Тем не менее, степень стабильности государственных вызывает сомнение, поскольку в их основе не лежит рост налоговых поступлений от частного сектора. Хотя, как было замечено, задолженность по налогам находится на низком уровне благодаря налаженной системе сбора налогов, для повышения эффективности этой системы необходимо увеличение базы налогообложения.
Несмотря на низкий уровень бюджетного дефицита, средством его достижения стало сокращение государственных расходов, особенно расходов на социальные нужды. Рост инфляционного налога и сеньоража, особенно высокий в четвертом квартале 1998 года, свидетельствует о той роли, которую играет экспансионистская денежно-кредитная политика в финансировании государственных расходов. Все это будет оказывать давление на темпы инфляции в среднесрочной перспективе.
Источник: BusinessForecast.by
Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.