Государственные финансы Беларуси в январе-октябре 2010 г.

20.10.2013 – Министерство финансов Беларуси приказом №270 от 23 ноября 2010 г. перенесло в связи с ухудшением ситуации на финансовых рынках сроки размещения первого выпуска двухлетних облигаций в российских рублях на сумму 7 млрд. рос. руб. Однако не исключается, что до конца текущего года выпуск облигаций все же состоится.

По данным Сбербанка России, общий спрос на планировавшиеся к размещению в России 25 ноября облигации правительства Беларуси первой серии составил 9,95 млрд. рос. руб. при запланированном объеме размещения 7 млрд. рос. руб. Заявки на приобретение облигаций поступили от 29 инвесторов.

Необходимо учитывать, что внешние заимствования в российских рублях сопряжены с валютным риском, который может реализоваться в случае укрепления российского рубля на международном валютном рынке.

В проспекте эмиссии облигаций правительства Беларуси в российских рублях отмечается, что риски, связанные с приобретением размещаемых эмиссионных ценных бумаг, могут включать отраслевые риски, страновые и региональные риски, финансовые риски, правовые риски и риски, связанные с деятельностью эмитента.

При этом высоким темпам экономического роста в Беларуси могут препятствовать следующие факторы: экономическая нестабильность; несоответствие современным требованиям инфраструктуры республики; колебания в мировой экономике.

Однако ожидается, что экономические и политические риски, влияющие на кредитоспособность Беларуси, будут существенным образом снижаться при создании с Россией и Казахстаном Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Отметим, что большую часть внешнего долгового портфеля правительства Беларуси составляют кредиты, номинированные в долларах США и СДР. Процентная ставка по обслуживанию части этих кредитов базируется на основе ставки LIBOR и ставки за пользование ресурсами МВФ. Увеличение указанных процентных ставок может привести к увеличению уровня расходов бюджетных средств на обслуживание внешнего государственного долга.

К слову, 24 ноября 2010 г. средняя цена еврооблигаций Беларуси составила 103,00% от номинала, что соответствует эффективной доходности 8,12% годовых. При этом инвестиционная компания «Тройка Диалог» установила на 26 ноября следующие котировки евробондов Беларуси на внебиржевом рынке: на покупку – на уровне 102,25% от номинала (что соответствует доходности 8,32%), на продажу – 102,75% от номинала (8,19%).

К слову, в отдельные дни доходность по белорусским бумагам опускалась ниже отметки 8%. В принципе можно ожидать, что в перспективе по мере улучшения рыночной конъюнктуры и снижения инвестиционных рисков доходность по облигациям может снизиться до 7,5% годовых и ниже.

Однако пока доходность по еврооблигациям Беларуси, к сожалению, сохраняется на достаточно высоком уровне. Например, эффективная доходность евробондов Украины с погашением в 2013 г. составила 6,23%, России с погашением в 2030 г. – 4,65%, Польши с погашением в 2019 г. – 4,24%, Южной Кореи с погашением в 2019 г. – 3,72%, Малайзии с погашением в 2015 г. – 2,79%.

Выпуск суверенных еврооблигаций открыл дорогу белорусским предприятиям и банкам в плане размещения своих бумаг на международных финансовых рынках. Так, в октябре Белагропромбанк первым после размещения суверенных евробондов разместил бумаги на международном долговом рынке.

В частности, банк 28 октября 2010 г. выпустил кредитные ноты (LPN, Loan Participation Notes) на 100 млн. долл. со ставкой купона 9,95% годовых. Облигации проданы по номиналу. Организаторами размещения выступили инвестбанк RBS и инвестиционная компания «Тройка Диалог». В пятницу, 26 ноября, инвесткомпания «Тройка Диалог» установила следующие котировки облигаций Белагропромбанка с погашением в 2013 г.: на покупку – 100,3750% и на продажу – 100,9000%.

Государственный долг Беларуси

По данным Министерства финансов Беларуси, в январе-сентябре 2010 г. долг центрального правительства и долг, гарантированный центральным правительством, возрос на 6,968 трлн. руб. (или на 22,9%) до рекордных 37,417 трлн. руб. на 1 октября.

В долларовом эквиваленте государственный долг Беларуси достиг отметки 12,431 млрд. долл. на 1 октября, что составляет 23,7% к ВВП в годовом исчислении (в октябре 2009 г. – сентябре 2010 г. долларовый эквивалент ВВП страны составил, по нашей оценке, 52,488 млрд. долл.).

При этом внутренний государственный долг Беларуси в январе-сентябре текущего года возрос на 631,129 млрд. руб. (на 8%) до 8,518 трлн. руб. на 1 октября 2010 г. Вместе с тем, стоит отметить, что, по методологии Специального стандарта распространения данных МВФ, внутренний госдолг включает только операции центрального правительства.

Однако в текущем году в Беларуси местные бюджеты значительно увеличили свою задолженность, в первую очередь, за счет выпуска муниципальных облигаций. Так, по состоянию на 1 ноября 2010 г. объем эмиссии облигаций местных займов, находящихся в обращении, достиг 4,627 трлн. руб. Как правило, указанные выпуски облигаций выкупают госбанки за счет предоставленных в начале года средств Нацбанка, то есть речь идет о скрытой форме денежной эмиссии со всеми вытекающими негативными последствиями.

В свою очередь, внешний государственный долг Беларуси по итогам трех кварталов 2010 г. увеличился в рублевом эквиваленте на 6,337 трлн. руб. (или на 28,1%) до рекордных 28,898 трлн. руб. на 1 октября.

В долларовом выражении внешний госдолг страны возрос на 1,709 млрд. долл. (на 21,7%) до 9,601 млрд. долл. (что составляет 18,3% к ВВП) при установленном лимите на 2010 г. 11 млрд. долл. (см. рисунок 1).

Государственные финансы
Рисунок 1. Динамика внешнего госдолга Беларуси в июне 2008 г. – сентябре 2010 г., на конец периода (фактические данные и полиномиальный тренд)

В таблице 1 содержится структура внешнего государственного долга Беларуси по видам кредиторов и источникам погашения.

Программой социально-экономического развития Беларуси на 2006-2010 гг. в части внешнего госдолга установлено следующее пороговое значение показателя экономической безопасности: отношение внешнего государственного долга к ВВП – не более 20% (на 1 октября 2010 г. составляет 18,3%).

Фактором, указывающим на долговую устойчивость бюджета, является относительно низкий уровень платежей по внешнему государственному долгу: Так, отношение расходов на погашение и обслуживание внешнего государственного долга к доходам консолидированного бюджета выглядит следующим образом: 2005 г. – 0,9%, 2006 г. – 0,7%, 2007 г. – 1%, 2008 г. – 1% и 2009 г. – 1,3%.

В свою очередь, график предстоящих платежей по обслуживанию и погашению внешнего госдолга Беларуси выглядит следующим образом (с учетом размещенных еврооблигаций): 2010 г – 895,3 млн. долл., 2011 г. – 666,7 млн. долл., 2012 г – 1156,7 млн. долл., 2013 г – 2393,3 млн. долл., 2014 г – 2343,6 млн. долл. и 2015 г – 2154,1 млн. долл. (см. таблицу 2).

Остается добавить, что правительство Беларуси планирует в 2013 г. снизить лимит внешнего госдолга до 16,8% по отношению к ВВП, что составит около 13 млрд. долл. в абсолютном выражении.

По данным Министерства финансов Беларуси, в январе-сентябре 2010 г. доходы консолидированного бюджета возросли на 5,1% до 34638,7 млрд. руб., или 29,7% к ВВП. В соответствии с Законом Беларуси «О республиканском бюджете на 2010 г.» в республиканский бюджет отныне не включаются средства государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Беларуси. В целях сопоставимости данных показатели республиканского и консолидированного бюджетов за 2009 г. также приведены без ФСЗН.

Налоговые доходы увеличились на 2295 млрд. руб. по сравнению с январем-сентябрем 2009 г. (или на 7,8%) до 31625,6 млрд. руб., при этом налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности сократились на 1232,8 млрд. руб. (на 24%) до 3912,7 млрд. руб.

Поступления НДС в январе-сентябре 2010 г. по сравнению с январем-сентябрем 2009 г. возросли на 2445,5 млрд. руб. (или на 27,8%) до 11232,2 млрд. руб. (35,5% от общей суммы налоговых поступлений).

При этом неналоговые доходы бюджета в январе-сентябре текущего года сократились на 891,6 млрд. руб. (на 23,3%) до 2941,9 млрд. руб.

По данным Минфина Беларуси, в январе-сентябре 2010 г. расходы консолидированного бюджета составили 37157,3 млрд. руб. В расходах консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2010 г. в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы – 74% в общих расходах, в том числе расходы на заработную плату рабочих и служащих в бюджетном секторе и начисления на нее – 26,9%, субсидии и текущие трансферты – 27,1%, обслуживание госдолга – 2,2%. Доля капитальных расходов составила 23,5%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 15,1% всех бюджетных расходов.

Удельный вес средств консолидированного бюджета в финансировании инвестиций в основной капитал в январе-сентябре текущего года составил 18,7%. Опережающими темпами финансировалось жилищное строительство. Ввод жилья за счет бюджетных средств за девять месяцев 2010 г. возрос на 13,2% до 196,7 тыс. кв. м., что составляет 3,9% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья.

В результате консолидированный бюджет Беларуси в анализируемом периоде исполнен с дефицитом минус 2518,6 млрд. руб., что составило минус 2,2% к ВВП. В январе-сентябре 2009 г. дефицит консолидированного бюджета составлял минус 34,5 млрд. руб., или минус 0,03% к ВВП.

При этом Министерство финансов Беларуси планирует увеличить дефицит бюджета в текущем году в два раза – с 1,5% до 3% к ВВП. В 2011 г. также планируется установить дефицит госбюджета на уровне 3% от ВВП страны.

Отметим, что отдельно республиканский бюджет в январе-сентябре 2010 г. исполнен с дефицитом минус 2119 млрд. руб. (минус 1,8% к ВВП), местные бюджеты – с дефицитом минус 999,2 млрд. руб. (минус 0,9%). Расхождение суммы указанных показателей с дефицитом консолидированного бюджета обусловлено особенностями консолидации (сведения) соответствующих данных и движением взаимных денежных потоков между республиканским и местными бюджетами.

В частности, на формирование доходной части местных бюджетов значительное влияние оказывают безвозмездные поступления из республиканского бюджета. За январь-сентябрь 2010 г. финансовая помощь местным бюджетам составила 30,5% всех доходов этих бюджетов.

В целом состояние государственного бюджета Беларуси вызывает некоторую обеспокоенность, поскольку в условиях ожидаемого роста расходов (в связи с повышением средней зарплаты до 500 долл. в декабре) несбалансированность бюджета может возрасти, что чревато обострением экономических и финансовых рисков (рост инфляции, увеличение госдолга, нарастание отрицательного сальдо экспортно-импортных операций, снижение обменного курса белорусского рубля и др.).

По оперативным данным Министерства финансов Беларуси, доходы республиканского бюджета в январе-октябре 2010 г. сложились в сумме 24,298 трлн. руб., или 68,4% годового плана (см. таблицу 3). То есть в текущем году отмечается заметное отставание в наполнении республиканского бюджета доходами, что не может не беспокоить.

В том числе поступления налога на прибыль составили 2,921 трлн. руб., или 82,3% годового плана. В январе-октябре 2010 г. в республиканский бюджет поступило НДС на сумму 9,18 трлн. руб., или 73% годового плана.

Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 4,39 трлн. руб., или 43,4% годового плана. Таким образом, наибольшее отставание по выполнению плана зафиксировано по доходам от ВЭД, что связано с заметным падением объемов нефтепереработки из-за введения Россией пошлин на нефть.

По состоянию на 1 ноября 2010 г., сумма долгов плательщиков перед бюджетом составила 53,8 млрд. руб. и сократилась по сравнению с началом года на 4,9 млрд. руб. (или на 8,3%).

В свою очередь, расходы республиканского бюджета в январе-октябре текущего года составили 26,387 трлн. руб., или 65,8% годового плана. В том числе на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации) направлено 5,152 трлн. руб. (81,5%), национальной экономики – 6,997 трлн. руб. (53,2%), расходы на общегосударственную деятельность составили 10,856 трлн. руб. (66,5%).

Как следствие, дефицит республиканского бюджета Беларуси в январе-октябре 2010 г. возрос до минус 2089,4 млрд. руб. (минус 1,6% к ВВП) против профицита +287,8 млрд. руб. (+0,3% к ВВП) год назад.

В ноябре дефицит республиканского бюджета на 2010 г. в очередной раз уточнен в сторону повышения – в размере минус 4,581 трлн. руб. (первоначальный вариант предусматривал дефицит в размере минус 2,7 трлн. руб., второй вариант – в размере минус 3,111 трлн. руб., третий вариант в мае – минус 3,683 трлн. руб., четвертый вариант в июне – минус 3,876 трлн. руб., пятый вариант в июле – минус 3,845 трлн. руб., шестой вариант в августе – минус 3,848 трлн. руб., седьмой вариант в сентябре – минус 3,885 трлн. руб., восьмой вариант в октябре – минус 4,336 трлн. руб.).

Финансирование дефицита бюджета предусматривается за счет внутренних и внешних источников. Доходы бюджета в 2010 г. предусматриваются в сумме 35,525 трлн. руб. Расходы сформированы в объеме 40,106 трлн. руб.

В сентябре 2010 г. доходы центрального правительства Беларуси (в определении Специального стандарта распространения данных МВФ) составили 4335,4 млрд. руб. (+7,2% по сравнению с августом 2010 г.), а расходы – 4178,6 млрд. руб. (минус 1,7%). Как следствие, профицит бюджета центрального правительства в сентябре 2010 г. составил +156,713 млрд. руб. против дефицита в размере минус 208,918 млрд. руб. в августе текущего года.

Операции центрального правительства включают исполнение по республиканскому бюджету и по Фонду социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Беларуси.

Стоит отметить, что в сентябре 2010 г. внешнее финансирование центрального правительства сложилось отрицательным в размере минус 14,555 млрд. руб., то есть правительство на чистой основе погашало ранее привлеченные внешние заимствования. В то время как в августе внешнее финансирование правительства составило +2,962 трлн. руб. (в данном случае речь идет о средствах, привлеченных в ходе размещения и доразмещения дебютных евробондов).

Финансы предприятий

По данным Белстата, в январе-сентябре 2010 г. чистая прибыль прибыльных предприятий возросла по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 23,7% до 10,196 трлн. руб. при росте потребительских цен за этот период на 7%. За сентябрь чистая прибыль составила 1,1 трлн. руб., или на 2,2% меньше, чем за август.

В январе-сентябре 2010 г. в разрезе рентабельных предприятий на долю низкорентабельных приходится около 60%: с уровнем рентабельности от 0% до 5% работают 36,4% предприятий, от 5% до 10% – 23% предприятий.

В анализируемом периоде убыточной была 631 организация, или 7% от общего числа организаций, учитываемых в текущем порядке. При этом сумма чистого убытка убыточных организаций снизилась на 12,9% до 981 млрд. руб.

В январе-сентябре 2010 г. оборотные активы белорусских предприятий возросли на 19,7% до 134,6 трлн. руб. на 1 октября 2010 г. На долю оборотных активов приходилось 34,6% всех активов.

На 1 октября текущего года коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в целом по экономике составил 1,3% (на 1 января 2010 г. – 2,3%), коэффициент текущей ликвидности – 169% (на 1 января 2010 г. – 166,8%).

На 1 октября 2010 г. 3263 организации, или 35,9% от общего числа организаций, учитываемых в текущем порядке, были неплатежеспособными (имели одновременно коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами и коэффициент текущей ликвидности ниже норматива), в том числе в промышленности – 798 предприятий, или 39,9%.

На 1 октября текущего года 4104 организации, или 45,2% от общего числа организаций, учитываемых в текущем порядке, не имели собственных оборотных средств и 1249 организаций (13,7%) имели обеспеченность собственными оборотными средствами ниже норматива.

В свою очередь, внеоборотные активы белорусских предприятий в январе-сентябре 2010 г. возросли на 7,4% до 253,959 трлн. руб. на 1 октября. Их доля во всех активах составила 66,4%.

Автор: Александр Муха

Источник: BusinessForecast.by

Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.

Читайте по теме:

Оставить комментарий