Накопленный бюджетный дефицит составлял в итоге 1,4%. Данная величина накопленного бюджетного дефицита представляет собой резкое отличие от положительного сальдо бюджета во втором квартале 1997 г. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь в октябре 1998 г. пересмотрен размер бюджетного дефицита на 1998 г. с 3,5% до 5%, тем самым увеличив разрыв с показателями 1997 г., когда бюджетный дефицит составлял 2,3%.
2. Динамика ежемесячных реальных доходов и расходов государства, рассчитанных с использованием ИПЦ, представляется следующим образом: вслед за значительным увеличением реальных расходов в декабре 1997 г. тенденция к увеличению как расходов, так и доходов сохранилась и на протяжении первой половины 1998 г.
Несмотря на незначительное снижение реальных доходов и расходов государства в мае 1998 г., тенденция к их увеличению вновь проявилась в июне. В январе-июне 1998 г. по сравнению с аналогичным периодом 1997 г. реальные доходы выросли на 47,1% (соответствующий номинальный рост составил 123,8%). Такие темпы роста по-прежнему превышали любые нормы.
3. Уровень государственных доходов в Республике Беларусь был довольно высок по сравнению с другими развивающимися европейскими странами. В первом и втором кварталах 1998 г. этот уровень достиг 40,2% и 41% ВВП соответственно, что даже выше по сравнению с квартальными показателями за 1997 г., по итогам которого уровень государственных доходов составил 32% ВВП.
4. Аналогично уровню государственных доходов, доля косвенных налогов в Республике Беларусь чрезвычайно велика даже по меркам развивающихся стран. Что касалось прямых налогов, то доля налоговых сборов с предприятий превышала долю сборов с частных лиц, что весьма типично для развивающихся стран.
Доля налога на прибыль, которая продолжала снижаться с 1994 г., достигнув в первом квартале 1998 г. наименьшего значения (12,6%), уменьшилась еще до 10,4% во втором квартале. Это говорит о низкой рентабельности, несмотря на рост производства в 1996-1998 гг. Удельный вес налога на добавленную стоимость также снизился во втором квартале 1998 г. и составил 24,3% от уровня государственных доходов, в то время как его среднеквартальная величина находилась на уровне 28,1% с 1994 г.
5. Улучшение собираемости налогов помогло увеличить бюджетные доходы в 1997 г. Величина задолженности по налогам возросла в первом полугодии 1998 г., хотя и уменьшилась в относительном выражении вследствие инфляции.
После продолжительного роста задолженности по налогам в процентном выражении к ВВП с 1993 г., их доля начала снижаться в 1996 и 1997 гг. Средняя задержка по уплате налогов упала с 13,8 дней в 1995 г. до 4,0 дней во втором квартале 1998 г.
Рост государственных доходов на 26,1% в первом и втором кварталах 1998 г. сопровождался чистым ростом задолженности по налогам на 14,1%. Это означает уменьшение задержки по уплате налогов с 4,4 дней в первом квартале до 4,0 дней во втором квартале т.г. Наибольшая сумма задолженности по-прежнему приходится на налог на прибыль и НДС.
6. С 1993 г. доля расходов на социальное обеспечение в Беларуси чрезвычайно низка по сравнению с любыми странами, индустриальными или развивающимися. После увеличения до 5,9% в первом квартале 1998 г., доля расходов на социальную защиту в общих бюджетных расходах уменьшилась во втором квартале до 5,1%.
Расходы на капиталовложения претерпели наиболее значительное сокращение за весь период экономического спада. Однако после того как их доля в общих расходах начала расти в 1997 г., рост на протяжении 1998 г. оставался существенным (7,9% во втором квартале 1998 г.).
7. Государственный бюджет (республиканский и местные) составлял приблизительно 70% всех операций сектора государственного управления. Кроме того, консолидированный бюджет включает в себя внебюджетный фонд (Фонд социальной защиты населения) и бюджетные целевые фонды (Государственный фонд содействия занятости, Дорожный фонд, Фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, Фонд охраны природы и Фонд «Энергосбережение»). Хотя все вышеперечисленные фонды во втором квартале 1998 г. по-прежнему имеют превышение доходов над расходами, это превышение ниже, чем в первом квартале 1998 г.
8. Внутренний государственный долг находился на низком уровне по международным меркам (3,3% ВВП в 1996 г. и 2% в 1997 г.). Это является результатом равно как высокой монетизации бюджетных дефицитов, так и практики отрицательных реальных процентных ставок по государственному долгу.
Так, дефицит государственного бюджета на 1998 г. планировался профинансировать на 64% за счет выпуска государственных ценных бумаг, а оставшуюся часть за счет печатания денег. Однако новая планка бюджетного дефицита, поднятая с 3,5% до 5%, выдвинула на первый план проблему финансирования. Покрытие бюджетного дефицита планировалось осуществить за счет внутреннего финансирования, в том числе за счет кредитов Национального банка на сумму более 6 трлн. рублей, что привело к увеличению сеньоража.
9. Квартальные значения сеньоража и инфляционного налога в 1994-1995 гг. демонстрировали тенденцию к уменьшению. Однако произошло увеличение их годовых значений в 1996 г. и 1997 г., что отражает переход к политике экономического роста в 1997 г. и инфляционный характер денежно-кредитной политики.
Сеньораж представляет собой государственные доходы, полученные от эмиссии денег.
Инфляционный налог является скрытым налогом, связанным с утратой части номинальных денежных средств физических и юридических лиц в результате инфляции.
Источник: BusinessForecast.by
Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.