Государственные городские облигации правительства Москвы в 1997 г.

21.05.2013 – В 1997 г. российский рынок муниципальных облигационных займов пополнился московским сегментом. При разработке концепций заимствования московское правительство ориентировалось на успешный опыт становления и развития рынка государственных ценных бумаг, и в соответствии с этим было решено выпустить три принципиально различных вида займов – аналогов ГКО/ОФЗ, ОГСЗ и федеральных еврооблигаций.

Вместе с тем, по замыслу московского правительства, городские займы принципиально отличаются от государственных. Если определенная доля денежных средств, полученных от эмиссии очередных серий гособлигаций, идет на покрытие дефицита госбюджета, то московский заем имеет инвестиционную направленность, т.е. средства, полученные от размещения муниципальных облигаций, правительство Москвы намерено направлять на финансирование доходных инвестиционных проектов города.

Источниками же, обеспечивающими выплату процентного дохода и погашение облигаций муниципальных займов, являются средства, поступившие от реализации инвестиционных проектов, и доходы от их функционирования. Обнародование списка проектов, на реализацию которых пойдут средства от продажи бумаг, довольно значимо с точки зрения потенциальных инвесторов, однако оно было осуществлено лишь в середине апреля 1997 г. Среди этих проектов следующие:

Реконструкция особняков в г. Москве;

Программа строительства гаражей;

Реконструкция объектов торговли и народного потребления;

Финансирование Олимпийской деревни.

Следует вместе с тем подчеркнуть, что хотя московские займы осуществляются исключительно под инвестиции, каждый их выпуск не привязывается жестко к конкретному проекту, поскольку эти займы по своему предназначению не являются целевыми.

Московские муниципальные облигации подразделяются на три принципиально различных вида. Городской облигационный (внутренний) заем ориентирован на юридических лиц. Облигации выпускаются в бездокументарной форме сроком от трех месяцев до трех лет, номинальной стоимостью 1 млн. руб. и являются аналогом государственных краткосрочных облигаций.

При этом в качестве образца для дисконтных бескупонных бумаг со сроком погашения менее года выступают ГКО, а для муниципальных купонных облигаций (с выплатой процентного дохода), срок обращения которых составляет более года, – ОФЗ.

Городской облигационный сберегательный заем ориентирован преимущественно на физических лиц. Облигации этого займа являются московским аналогом облигаций государственного сберегательного займа, основное их отличие от ОГСЗ заключается в номинальной стоимости: для муниципальной облигации она определена в 500 тыс. руб. и 1 млн. руб. Данные бумаги предполагается выпускать в документарной форме на предъявителя сроком от одного до трех лет.

Облигационный заем в иностранной валюте, который будет выпускаться в виде еврооблигаций, ориентирован на зарубежных инвесторов. Это – купонные ценные бумаги (с выплатой процентного дохода), срок обращения которых составляет три года.

Общий объем эмиссии городских займов Москвы на первое полугодие 1997 г. по номинальной стоимости установлен в размере до 8 трлн. руб. и до 500 млн. долл. из них:

Городской облигационный (внутренний) заем – до 6 трлн. руб.;

Городской облигационный сберегательный заем – до 2 трлн. руб.;

Облигационный заем в иностранной валюте – до 500 млн. долл.

Московский заем является самым крупным из всех зарегистрированных в 1997 г. в РФ муниципальных займов. Правительство Москвы зарегистрировало внутренний заем на сумму 1,2 трлн. руб. (два выпуска объемом 0,2 и 1 трлн. руб. соответственно) и сберегательный заем на 100 млрд. руб.

Первыми начали размещаться облигации внутреннего московского займа (ОВМЗ) – с 19 февраля, 1-й их выпуск, объемом эмиссии в 200 млрд. руб., был размещен практически полностью – на 94%, однако для этого потребовалось проведение четырех первичных аукционов. 2-й выпуск ОВМЗ, начавший размещение со 2-го апреля, реализован лишь на 20%.

Довольно низкие объемы облигаций далеко не случайны и объясняются высокой ценовой планкой, которую устанавливает эмитент на аукционах, – доходность ОВМЗ примерно лишь на пункт выше по сравнению с размещаемыми в этот день ГКО.

Кроме того, следует отметить неразвитость инфраструктуры и практически полное отсутствие вторичных торгов. Отличительным признаком истекшего месяца стал устойчивый рост доходности, под которую реализовывались ОВМЗ на аукционах, что, прежде всего, было обусловлено намерением эмитента увеличить объем размещения.

На конец апреля 1997 г. в обращении находились облигации внутреннего займа на сумму 390 млрд. руб. Очевидно, что эта величина явно недостаточна для налаживания полноценной работы вторичного рынка, несмотря на усилия, предпринимаемые в этом направлении некоторыми биржевыми площадками.

В целом вторичный рынок московских облигаций в настоящее время неразвит и малоликвиден, хотя торги ведутся уже на трех биржевых площадках – двух в Москве (МЦФБ и РБ) и одной в С.-Петербурге (СПВБ).

Оборот вторичных торгов ОВМЗ за апрель составил 13,2 млрд. руб., а в марте – не превысил 1,5 млрд. руб. Переломным моментом в этом плане должна стать организация торгов на Московской фондовой бирже (МФБ), учрежденной столичным правительством. Запуск новой биржевой площадки, основной целью создания которой является торговля муниципальными ценными бумагами, положительно скажется на активизации рынка.

С 15 апреля 1997 г. началось размещение 1-го выпуска облигаций городского сберегательного займа на сумму 100 млрд. руб. Процентная ставка по первому купону данной серии, срок которого – три месяца, установлена в размере 22,45% годовых (для сравнения доходности аналогичных по сроку ОГСЗ составляет не менее 24,7% годовых).

Третьим типом московских заимствований, являются еврооблигации, номинированные в американской валюте. После выпуска двух траншей российских федеральных еврооблигаций многие регионы также наметили выход своих ценных бумаг на международный рынок. Активность региональных эмитентов в этом отношении объясняется следующими причинами:

Муниципальным займам достаточно сложно завоевать нишу на внутреннем рынке, поскольку большинство инвесторов ориентированы на покупку высоколиквидных государственных ценных бумаг. Механизм внутренних заимствований требует развитой инфраструктуры для поддержания ликвидности бумаг, в то время как внешние займы размещаются практически единовременно андеррайтерами займов;

Внешние долги намного более дешевле по сравнению с внутренними;

Внешние заимствования имеют преимущество и по сроку возврата, так как практически не осуществляются менее чем на три года.

Необходимым условием для выпуска еврооблигаций является присвоение эмитенту международного кредитного рейтинга, и Москва 24 февраля 1997 г. получила рейтинг двух американских рейтинговых агентств – Moodys Investors Service и Standard Poors Corporation – став, первым регионом РФ, получившим международный кредитный рейтинг.

Названные агентства оценили рейтинг Москвы как Ва2 и ВВ- соответственно – это те же индексы, которые были ими установлены для России в конце 1996 г. При этом оба агентства заявили, что Москва заслуживает более высокого рейтинга, но он не может быть выше, чем у государства.

Облигационному займу в иностранной валюте отведена значимая роль в заимствованиях Москвы. Объемы внешнего городского займа на первую половину 1997 г. определены в размере до 500 млн. долл., что составляет 26% от предполагаемых суммарных объемов московских долговых обязательств за этот период.

Очередными внешними займами правительства Москвы, скорее всего, станут займы, номинированные в японских иенах и немецких марках, так как у города уже имеются соответствующие предложения от потенциальных инвесторов.

Источник: BusinessForecast.by

Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.

Читайте по теме:

Оставить комментарий