Таким образом, относительный показатель государственного долга Беларуси пока соответствует Маастрихтскому критерию (не более 60% к ВВП).
Текущий уровень внешнего государственного долга Беларуси является умеренным как в абсолютном, так и относительном выражении. Так, в 2015 г. внешний долг центрального правительства (включая гарантированные обязательства) возрос на 383,2 млн. долл. (или на 2,6%) до 15,171 млрд. долл. на 1 января 2016 г., что составляет 32,4% к ВВП (см. рисунок 1).
Рисунок 1. Динамика внешнего госдолга Беларуси в июне 2009 г. – декабре 2015 г., на конец периода, млн. долл. (фактические данные и полиномиальный тренд)
Скачать рисунок в увеличенном размере.
В 2015 г. правительство Беларуси привлекло внешние государственные займы на общую сумму 2,173 млрд. долл., в том числе:
кредиты правительства и банков России – 1,572 млрд. долл.;
кредиты китайских банков – 528,1 млн. долл.;
кредиты Всемирного банка – 72,9 млн. долл.
Погашение внешнего государственного долга в 2015 г. составило 2,016 млрд. долл., в том числе:
погашение дебютного выпуска евробондов – 1 млрд. долл.;
кредит Евразийского фонда стабилизации и развития – 353,1 млн. долл.;
кредиты правительства России – 300 млн. долл.;
кредиты китайских банков – 147,7 млн. долл.;
кредиты банков Венесуэлы – 115,2 млн. долл.;
кредит МВФ – 75,9 млн. долл.;
кредиты Всемирного банка – 20,9 млн. долл.;
кредит Товарно-кредитной корпорации США Министерству сельского хозяйства и продовольствия Беларуси на закупку зернопродуктов – 3,6 млн. долл.
Таким образом, Беларусь в 2015 г. полностью погасила кредит МВФ, кредиты венесуэльских банков и первый выпуск суверенных еврооблигаций.
Кроме того, в качестве положительного момента можно выделить снижение остатка основного долга по кредиту Евразийского фонда стабилизации и развития, что может повысить вероятность выделения белорусской стороне второго кредита фонда (при прочих равных условиях).
К слову, в рамках первой стабилизационной программы фонд в июне 2011 г. – апреле 2013 г. выделил Беларуси 2,560 млрд. долл. при первоначальной сумме кредита 3 млрд. долл. Последний транш кредита в размере 440 млн. долл. не был перечислен, поскольку белорусская сторона не выполнила 10 из 14 показателей ранее согласованной программы.
В 2014-2015 гг. Беларусь выплатила по основному долгу стабилизационного кредита фонда 617,9 млн. долл. (без учета процентов и комиссионных платежей).
В результате остаток задолженности по основному долгу кредита Евразийского фонда стабилизации и развития снизился до 1,942 млрд. долл. на 1 января 2016 г.
В свою очередь, по состоянию на 30 ноября 2015 г. размер кредитной линии Всемирного банка для Беларуси в рамках 15 кредитов составляет 1,306 млрд. долл., в том числе выделенные кредиты – 687,989 млн. долл., нераспределенные средства (невыбранный остаток) – 617,778 млн. долл.
Как следствие, остаток задолженности Беларуси по кредитам Всемирного банка по состоянию на 30 ноября 2015 г. составляет 632,296 млн. долл.
В текущем году Беларусь начнет погашение основного долга займа Всемирного банка на цели развития в размере 200 млн. долл. В частности, первая выплата основного долга по займу банка должна состояться 15 октября 2016 г.
В целом в 2016 г. с привлечением средств республиканского бюджета будут погашаться и обслуживаться:
15 кредитов Всемирного банка;
государственные кредиты России (включая кредит Министерству энергетики Беларуси на строительство АЭС);
кредит Евразийского фонда стабилизации и развития;
кредиты Китайской Народной Республики;
кредит российского Внешэкономбанка Министерству энергетики Беларуси на строительство АЭС;
кредит Европейского банка реконструкции и развития Министерству жилищно-коммунального хозяйства Беларуси для реализации проекта «Беларусь: экологический инфраструктурный проект – первый этап»;
кредит Северного инвестиционного банка Министерству жилищно-коммунального хозяйства Беларуси для реализации проекта «Беларусь: экологический инфраструктурный проект – первый этап»;
кредит Товарно-кредитной корпорации США Министерству сельского хозяйства и продовольствия Беларуси на закупку зернопродуктов;
кредиты резидентов Германии, России, Китая, Азербайджана, Индии, Евразийского банка развития и другие иностранные кредиты, привлеченные под гарантии правительства Беларуси, с целью погашения просроченной задолженности белорусских предприятий в соответствии с ранее выданными гарантиями правительства;
второй выпуск еврооблигаций Беларуси с погашением 26 января 2018 г.
К слову, Министерство финансов Беларуси 22 января 2016 г. выплатило девятый купонный доход по второму выпуску еврооблигаций (35,8 млн. долл.). В целом правительство Беларуси исправно выплачивает купонные доходы держателям суверенных еврооблигаций. Так, в 2011-2016 гг. Беларусь выплатила инвесторам купонные доходы по двум выпускам еврооблигаций на общую сумму 795,5 млн. долл.
По данным Министерства финансов, внутренний государственный долг Беларуси (с учетом гарантированных обязательств) в 2015 г. увеличился на 50,662 трлн. руб. (на 56,7%) до рекордных 140,085 трлн. руб. на 1 января 2016 г. в связи с переоценкой валютных гособлигаций в результате состоявшейся девальвации белорусского рубля (см. рисунок 2).
Рисунок 2. Динамика внутреннего госдолга Беларуси в июне 2009 г. – декабре 2015 г., на конец периода, млрд. руб. (фактические данные и полиномиальный тренд)
Министерство финансов в 2015 г. разместило внутренние валютные и рублевые гособлигации для юридических и физических лиц (без учета операций по обмену) на сумму 2,138 млрд. долл. и 2,153 трлн. руб.
При этом Министерство финансов в 2015 г. погасило валютные и рублевые гособлигации для физических и юридических лиц (без учета операций по обмену) на сумму 399,5 млн. долл. и 2,466 трлн. руб.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что государственный долг в определении Специального стандарта распространения данных МВФ не включает задолженность центрального банка. К слову, по состоянию на 1 января 2016 г. внешний долг Национального банка Беларуси составляет 1,744 млрд. долл. При этом валютные обязательства центрального банка перед белорусскими банками по состоянию на 1 января 2016 г. составляют 2,808 млрд. долл.
В целом совокупная долговая нагрузка государства связана с обслуживанием и погашением обязательств органов госуправления, органов денежно-кредитного регулирования, а также государственных банков и предприятий, в уставных фондах которых доля государственной собственности составляет более 50%.
В результате внешний долг государственного сектора в расширенном определении и внешний долг частного сектора, гарантированный государством, в январе-сентябре 2015 г. уменьшился на 828,2 млн. долл. (или на 3,6%) до 22,384 млрд. долл. на 1 октября, что составляет 58,6% совокупного внешнего долга резидентов Беларуси (38,217 млрд. долл. на 1 октября 2015 г.).
Статистические данные о внешнем долге государственного сектора в расширенном определении и внешнем долге частного сектора, гарантированном государством, за 2015 г. будут опубликованы 15 марта 2016 г.
Ситуация в сфере государственных финансов Беларуси пока остается устойчивой. Так, несмотря на увеличение выплат по внешнему долгу, бюджет сектора государственного управления (республиканский бюджет, местные бюджеты и бюджет Фонда социальной защиты населения) в январе-ноябре 2015 г. исполнен с профицитом +21,282 трлн. руб., или +2,7% к ВВП, в основном за счет сдерживания непервоочередных расходов и принятия мер по экономии бюджетных средств.
Профицит республиканского бюджета составил +21,716 трлн. руб., или +2,7% к ВВП. Сложившийся профицит республиканского бюджета, главным образом, за счет вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, направлен на погашение государственного долга и исполнение гарантий правительства перед банками.
К слову, по данным Министерства финансов Беларуси, в январе-ноябре 2015 г. платежи правительства Беларуси, местных исполнительных и распорядительных органов в качестве гаранта по погашению и обслуживанию кредитов, выданных белорусскими банками, уже составили 7,516 трлн. руб. при установленном уточненном годовом лимите в размере 8,985 трлн. руб.
По состоянию на 1 января 2016 г., на счетах правительства в Нацбанке Беларуси хранится 872,6 млрд. руб. и 2,754 млрд. долл.
Остается добавить, что правительство постановлением №1080 от 23 декабря 2015 г. утвердило Стратегию реформирования системы управления государственными финансами Беларуси, которая предусматривает переход к бюджетированию, ориентированному на результат, вкупе с реализацией других бюджетных реформ (включая реформу системы государственной поддержки предприятий).
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.