Хронология экономических событий 21 декабря 1997 г. – 20 сентября 1998 г. Часть 2

Представляем продолжение хронологии основных экономических событий в Беларуси за период 21 декабря 1997 г. – 20 сентября 1998 г. 18) На повестку дня совещания Совета Министров, состоявшегося 3 февраля 1998 г., была вынесена проблема вексельных расчетов. Представители Нацбанка и Минфина привели аргументы против применения векселей на территории республики.
Бюджетные средства становятся частью «цепи» вексельных расчетов, которая редко заканчивается проплатой наличных денег. В результате это приводит к увеличению использования данной формы расчетов между предприятиями и обостряет проблему неплатежей.

19) На пресс-конференции, состоявшейся 5 февраля 1998 года и посвященной результатам декабрьско-январских переговоров с РАО «Газпром», первый вице-премьер Петр Прокопович заявил, что достигнуто предварительное соглашение с «Газпромом» о реструктуризации белорусского долга. Согласно его заявлению, выплата долга за газ, величина которого составляла на конец 1997 года 126 млн. USD, будет отсрочена. Заключенное соглашение предполагает, что оплата текущих поставок будет осуществляться на 30% деньгами и 70% бартером.

20) 12 февраля 1998 года правительству был представлен энергетический баланс на 1998 год. В соответствии с данным документом ежегодно Беларуси необходимы 17 млрд. кубометров газа. Результатом подписанного в Москве соглашения стало повышение цены за газ с 1 января 1998 года на USD 1 за 1 тыс. м. куб. С целью компенсации увеличившихся издержек Белтрансгаз намерен увеличить цену для конечных потребителей с USD 59 до USD61,4 за 1 тыс. м. куб. (на 4%).

Увеличение цены на импортируемый газ является внешним ценовым шоком для белорусской экономики. Более того, этот рост цен происходит в период, когда на международных рынках цены на газ падают. Это означает, что при прочих равных условиях экспортный сектор экономики Беларуси несет более высокие издержки по сравнению со своими конкурентами. При этом коэффициент покрытия издержек на соответствующие коммунальные услуги повысятся в соответствии с ростом цены на газ, это ускорит рост потребительских цен. Если цены останутся неизменными, увеличение объема требуемых субсидий приведет к росту дефицита госбюджета.

21) Представители Совета Министров и Комитета цен при Министерстве экономики провели ряд проверок хозяйствующих субъектов, допустивших рост цен на продукцию и услуги в январе 1998 года более чем на 2%. О результатах проверок было доложено премьер-министру Беларуси Сергею Лингу.

22) 19 февраля 1998 года Нацбанк Беларуси увеличил ставку рефинансирования с 40% до 50%.

23) К 22 февраля 1998 года в Минэкономики России зарегистрировано акционерное общество «Центральная компания «Белрусавто». Основной целью его деятельности, согласно уставу, является создание межгосударственной финансово-промышленной группы. Формирование уставного фонда компании (100.000 деноминированных российских рублей) завершено. Финансирование данного проекта будет осуществляться Парламентской ассамблеей Союза Беларуси и России.

24) Министерство экономики Беларуси разработало проект Инвестиционной программы. Данный документ предусматривает привлечение частных инвестиций под правительственные гарантии, увеличение инвестиций в основные фонды до 12% и обеспечение государственной поддержки инвестиционных проектов на конкурентной основе.

25) 17 февраля 1998 года коммерческий банк «Белагропромбанк» предоставил предприятиям агропромышленного сектора кредит в 50 млрд. руб. Эти средства будут направлены на приобретение минеральных удобрений, топлива и горюче-смазочных материалов, запасных частей в период подготовки к весенне-полевым работам.

26) Согласно постановлению Совета Министров «О срочных мерах по подготовке сельскохозяйственных предприятий к весенне-полевым работам» правление Национального банка приняло решение об открытии кредитной линии коммерческим банкам в размере 0,5 трлн. руб. Согласно официальным заявлениям, только финансово стабильные предприятия получат финансирование под процентную ставку, не превышающую половины ставки рефинансирования. Остается неясным, что станет критерием определения финансовой стабильности предприятия, и будут ли некоторые из них охарактеризованы как нестабильные. Финансово стабильное предприятие не нуждается в субсидировании.

27) Для финансирования долгосрочного лизинга сельскохозяйственной техники Нацбанк и коммерческие банки открыли дополнительную кредитную линию в размере 2 трлн. руб. под процентную ставку, не превышающую половину ставки рефинансирования Нацбанка.

28) 27 февраля 1998 года в Минске состоялось открытие белорусского представительства ОБСЕ.

29) Согласно программе социально-экономического развития Беларуси на 1996-2000 годы, до 1999 года должен быть разработан Предпринимательский кодекс. Этот документ рассмотрит противоречивые аспекты предпринимательской деятельности в Беларуси, регулируемой сегодня множеством других законов и подзаконных актов.

30) 25 февраля 1998 года в Москве состоялось заседание Интеграционного комитета по Таможенному союзу России, Беларуси, Киргизии и Казахстана. Первые заместители глав правительств сделали очередную попытку выработать единые правила сбора НДС на экспортно-импортные товары. В ходе заседания обсуждалась возможность вступления стран-участниц Таможенного союза во Всемирную торговую организацию единым блоком.

31) Министерство промышленности, Белорусский автомобильный завод и Экспортный банк Чешской Республики подписали Меморандум о намерениях (постановление Совета Министров «О предоставлении правительственных гарантий Белорусскому автомобильному заводу»), согласно которому Экспортный банк Чехии предоставит заводу кредит в размере 120 миллионов USD под правительственные гарантии. Предполагается, что предоставленный кредит будет использован на приобретение высокотехнологичного оборудования, все операции по его обслуживанию будут осуществляться «Белвнешэкономбанком».

32) Согласно результатам баланса мировой торговли оружием в 1997 году Беларусь заняла девятое место среди стран, экспортирующих оружие и военные технологии. Торговыми партнерами Беларуси в данной сфере являются как страны СНГ, так и дальнего зарубежья.

33) В последних числах февраля Нацбанк Беларуси де-факто ввел ограничения на платежи нерезидентам в национальной валюте. Согласно новым, документально не подтвержденным инструкциям, перевод платежей, сумма которых превышает 300 миллионов руб. (около USD 6.500), автоматически блокировался. Объяснением данного ограничения послужило наличие за пределами республики большого объема безналичных рублей, что, по мнению монетарных властей, является причиной внешнего обесценивания рубля.

34) Указ Президента №95 от 3 марта 1998 года «О мерах по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств и усилению их государственной поддержки» обязывает Совет Министров и Нацбанк во время рассмотрения проекта бюджете принимать во внимание кредиты фермерским хозяйствам. Государственным предприятия рекомендуется предоставить в распоряжение фермеров неиспользуемое оборудование, здания и сооружения на лизинговой основе. Подписанный документ расширяет возможности желающих заняться фермерством, которым предоставляется земельный участок в пожизненное пользование.

35) Указ Президента № 97 от 3 марта 1998 года «О мерах по финансовому оздоровлению и кредитному обеспечению предприятий и организаций агропромышленного комплекса в 1998 году» устанавливает, что задолженность сельскохозяйственных предприятий перед бюджетом и внебюджетными фондами будет ликвидироваться в 2000 году. Согласно указу кредитование агропромышленного комплекса осуществляется по ставке, не превышающей половины ставки рефинансирования.

Источник: BusinessForecast.by

Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.

Читайте по теме:

Оставить комментарий