99) Нацбанк планирует создание нового банка, ориентированного на внешнеэкономическую деятельность, основной задачей которого будет привлечение иностранных инвестиций (включая инвестиции из стран СНГ) и стимулирование международной торговли. На сегодняшний день не ясно, будет ли новый банк осуществлять операции в данной сфере, конкурируя с Белвнешэкономбанком, или же он просто будет осуществлять платежи между Беларусью и странами СНГ, пытаясь вытеснить из этого сектора российские и латвийские банки. Бывший глава Нацбанка Геннадий Алейников, который сегодня является советником Петра Прокоповича, возможно, будет назначен председателем правления нового банка.
100) С 1 июля 1998 года Нацбанк отменил обязательные минимальные процентные ставки по привлечению срочных депозитов населения в иностранной валюте. Белорусские банки долгое время выступали за отмену минимальных ставок, так как реальная стоимость валютных ресурсов населения намного ниже, и до недавнего времени банки испытывали определенные трудности при покрытии административно устанавливаемых процентных ставок.
101) Телеграмма Нацбанка №31-06/3437 от 7 июля 1998 года временно отменяет перевод белорусских рублей со счетов резидентов на счета нерезидентов в качестве оплаты валютных кредитов, выделенных иностранными субъектами хозяйствования белорусским. Гражданам Беларуси запрещено осуществлять перевод белорусских рублей на счета нерезидентов. Согласно телеграмме Нацбанка №31-06/3471 от 8 июля 1998 года уполномоченные банки и предприятия-резиденты не могут осуществлять внебиржевые сделки с валютой с банками-нерезидентами.
102) 15 июля 1998 года около 5000 рабочих, занятых в промышленном секторе, приняли участие в санкционированном митинге, протестуя против снижения уровня жизни и требуя увеличения заработной платы. Акция была организована белорусскими промышленными профсоюзами. Резолюция, принятая на митинге, содержит требования и предложения профсоюзов.
103) На стадии рассмотрения находится проект Закона «О банкротстве». Его предыдущая версия не принимается с 1991 года в связи с отсутствием соответствующих нормативных актов. По словам председателя Комитета по санации и банкротству Бориса Кононова, отсутствие института траста не позволяет проводить процедуру банкротства в соответствии с сегодняшней ситуацией. Среди возможных решений проблемы он обозначил необходимость создания государственного фонда, ресурсы которого могут быть направлены на санацию предприятий. Однако он подчеркнул, что особое значение имеет осознание абсолютной необходимости института банкротства, развитие которого направлено, в первую очередь, на финансовое оздоровление предприятий, а не на полную ликвидацию убыточных предприятий.
104) Совет Министров совместно с Нацбанком разработали постановление об образовании специального фонда компенсации сбережений населения. Планируется, что средства фонда будут создаваться за счет приватизации республиканской собственности (50%), а также за счет средств, полученных от реализации государственных ценных бумаг, и безвозмездных пожертвований.
105) С 16 июля 1998 года вступил в силу новый Таможенный кодекс. Согласно информации Таможенного комитета, пересмотреть уже существующий документ белорусские власти заставило соглашение между Россией и Беларусью об унификации таможенного законодательства. Новый таможенный кодекс определяет 15 таможенных режимов и вводит некоторые формальные изменения (например, новую процедуру оформления документов).
106) Указ президента №366 от 20 июля 1998 года «О совершенствовании системы государственного регулирования рынка ценных бумаг» устанавливает, что Комитет по ценным бумагам при Министерстве финансов становится независимым государственным комитетом. Республиканский государственный депозитарий, имеющий форму закрытого акционерного общества, преобразуется в государственное предприятие; Межбанковская валютная биржа и Белорусская фондовая биржа объединяются.
107) Закон №193-3 от 20 июля 1998 года «О государственном регулировании производства и обращения алкогольной продукции» вводит соответствующие определения, а также закрепляет право государства на полный контроль за деятельностью любого субъекта хозяйствования на рынке алкогольной продукции. Таким образом, основные стадии производства и реализации алкоголя находятся под контролем Совета Министров, координирующего свои действия по этим вопросам с президентом.
108) Указ президента №367 от 20 июля 1998 года вводит новые дополнения в Указ Президента №311 от 2 июня 1997 года «О совершенствовании порядка обязательной продажи иностранной валюты» и обязует белорусские субъекты хозяйствования реализовывать 10% валютной выручки на дополнительной торговой сессии МВБ. Как обычно, данная мера объявлена временной (до 1 января 1999 года). Дополнения в закон внесены с целью увеличения поступления валютных средств, необходимых для погашения долгов за газ.
109) 21 июля 1998 года на очередном совещании в Совете Министров были рассмотрены предложения Республиканской комиссии по защите национальной экономической безопасности, образованной Указом президента Беларуси от 21 марта. Основное внимание было сконцентрировано на урегулировании ситуации на валютном рынке.
110) На очередном заседании правления Нацбанка было заявлено, что до конца сентября центральный банк планирует сократить норму обязательной продажи валютной выручки на первой торговой сессии с 30% до 20%. В то же время доля, реализуемая на второй сессии, возрастет на 10% (с 10 до 20%). В настоящее время Нацбанк рассматривает возможность временного увеличения нормы обязательной продажи с 40 до 50%. На том же заседании было заявлено, что до конца 1998 года Беларусь планирует ввести единый валютный курс на всех сегментах рынка. Согласно оценкам экспертов Нацбанка обменный курс рубля составит 80.000-85.000 BRB /USD.
По прогнозам экспертов ВЕТ, курс может составить 160.000-330.000 BRB/USD в зависимости от применяемой экономической политики. Стоит отметить, что помимо единого валютного курса перед Нацбанком стоит другая цель – увеличение валютных резервов. Осуществлять и то и другое весьма проблематично, поскольку Нацбанк при отсутствии притока капитала не сможет контролировать и цену, и количество национальной валюты.
111) С 1 августа 1998 года базовая ставка рефинансирования сокращена до 38%, что обусловлено снижением темпов инфляции.
112) В 1998 году впервые десять неплатежеспособных колхозов будут объявлены банкротами. Майское постановление правительства определяет перечень неплатежеспособных предприятий сельскохозяйственного комплекса. Согласно тому же документу Министерство сельского хозяйства и местные власти обязаны разработать программу реструктуризации и финансового оздоровления колхозов, которые уже практически стали банкротами. Количество таких предприятий насчитывает до 10% их общего числа в республике. Ожидается, что данные меры позволят предприятиям достигнуть устойчивого финансового положения в течение ближайших полутора лет.
113) Согласно постановлению правительства от 22 июля 1998 года с 25 августа предприятия, поставляющие продукцию стратегического значения на экспорт по ценам ниже установленных Министерством экономики, будут облагаться штрафом. Минимальные (индикативные) цены были установлены на ряд экспортируемых товаров, но их использование до сих пор носило рекомендательный характер.
Источник: BusinessForecast.by
Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.