Продолжение хронологии основных экономических событий в Беларуси за период 21 декабря 1997 г. – 20 сентября 1998 г. 86) В конце июня Министерство приватизации и управления госимуществом планирует провести чековый аукцион, в котором на равных правах с юридическими лицами смогут принять и физические. До недавнего времени преимуществом пользовались специальные инвестиционные фонды.
По предварительной информации количество невостребованных чеков в Беларуси достигло 321 миллионов. После принятия указа президента о приватизации и разгосударствлении частной собственности этот вид аукционов стал для держателей чеков единственным способом их вложить куда-либо. С момента опубликования списка предприятий, выставленных на аукцион, возрос спрос на чеки со стороны коммерческих структур, готовых инвестировать в предприятия, демонстрирующие неплохие финансовые показатели.
87) 2 июня Совет Министров рассмотрел некоторые вопросы, касающиеся производства алкогольной и табачной продукции. Совмин предложит новые меры по улучшению деятельности государства в этой сфере, а также по усилению защиты его интересов на рынке. Предполагается, что данные «меры» сведутся либо к введению новых налогов, либо к сокращению количества предприятий, работающих на рынке алкогольной и табачной продукции, путем лишения их лицензий.
88) Постановление Совета Министров №882 от 3 июня 1998 года «О мерах по насыщению потребительского рынка республики товарами» обязывает Министерство экономики, Министерство финансов и Министерство торговли до 1 августа выработать новый механизм экономического регулирования потребительского рынка, улучшения процедуры государственного ценообразования и социальной защиты населения. Постановление определяет количество мясных продуктов, которое должно быть поставлено на потребительский рынок во второй половине 1998 года. Местные исполкомы обязаны выработать новый порядок экспорта продукции, произведенной местными предприятиями.
89) Согласно указу Президента Беларуси №8 от 5 июня 1998 года «О некоторых вопросах налогообложения и платежах в бюджет в 1998 году» предполагается увеличить валютную составляющую государственного бюджета.
Так, например, платежи за использование иностранными гражданами дорог на территории Беларуси; налог на доход иностранных предприятий, не имеющих своих представительств в Беларуси, но осуществляющих деятельность на ярмарках и выставках; таможенные платежи и НДС на товары, предназначенные для продажи на территории Беларуси за валюту; местные налоги на нерезидентов на приграничных территориях; таможенные платежи за транспортные средства, импортируемые физическими лицами, должны осуществляться в свободно конвертируемой валюте и российских рублях.
Изменения, введенные данным Указом, вызывают сомнения в своей законности, поскольку белорусский рубль является единственным платежным средством на территории республики.
90) Указ Президента №9 от 9 июня 1998 года «Об упорядочении уплаты налогов с деятельности иностранных юридических лиц» делает необходимой для иностранных представительств процедуру их регистрации в налоговых органах. Тем же указом представительства обязываются выплачивать налог на доход на базе совокупного дохода, а не с комиссионного вознаграждения, если иностранное юридическое лицо не имеет постоянного представительства (собственника имущества) и не назначает собственность в качестве компенсации за неуплату налогов нерезидентом.
91) Белорусские власти планируют увеличить обязательную продажу валютной выручки на 10% (с 30% до 40%). Это решение является временным, пока не будут найдены новые источники валюты для оплаты газа и нефти. Согласно оценке Министерства экономики данная мера увеличит валютные поступления на 20 миллионов долларов, достаточных для оплаты текущих поставок.
Чтобы компенсировать потери Нацбанка, обусловленные курсовыми разницами, планируется увеличить акцизы на нефтепродукты или ввести налог на топливо. Однако такая мера приведет к дальнейшему нарушению механизма курсообразования, поскольку предприятия будут менять валюту сделок или прибегать к бартерной форме расчетов. Таким образом, несмотря на увеличение нормы обязательной продажи, физическое поступление валюты может снизиться.
92) В ближайшее время в республике намечено ввести новые правила регулирования бартерных операций. Пока неизвестно, буду ли они введены указом президента, либо же постановлением Совета Министров, но их содержание ясно: бартерные платежи подлежат налогообложению. В настоящее время около 50% торговых операций осуществляется в бартерной форме, на некоторых предприятиях они достигают 90%. В существующих условиях это помогает белорусским предприятиям избежать принудительного распределения полученного дохода. Ожидается, что принятие подобного решения ослабит стимулы предприятий для использования бартерной формы оплаты.
93) 15 июня 1998 года премьер-министр Сергей Линг заявил, что Беларусь будет самостоятельно производить необходимое количество продуктов для сокращения импорта последних. До 1 июля местные исполкомы должны рассмотреть новые правила, регулирующие экспорт местной, в первую очередь, агропромышленной продукции. Госрегулирование экспорта в данном случае призвано сбалансировать потребности внутреннего рынка и интересы производителей.
В дополнение к этому, до 1 августа ответственные министерства и местные исполкомы обязаны представить ряд мер по регулированию потребительского рынка, совершенствованию механизма государственного ценообразования и дополнительной социальной поддержке. Минэкономики совместно с Нацбанком должны разработать постановление, позволяющее государственным предприятиям использовать национальную валюту при оплате импортируемых продуктов, не производящих в республике. Минскому горсовету поручено до 1 июля разработать комплекс мер по сокращению некритического импорта.
94) 19 июня 1998 года Нацбанк распространил директиву о временных изменениях правил проведения валютных операций, согласно которой белорусские банки должны осуществлять покупку-продажу валюты как за свои средства, так и за средства клиентов только через МВБ. Сделки, объем которых не превышает 3000 валютных единиц, будут осуществляться по обычной схеме. Пока неясным остается вопрос, каким образом данное распоряжение принимает во внимание курсовые разницы.
95) Постановлением Совета Министров №984 от 22 июня 1998 года «О внесении изменений и дополнений в Постановление Совета Министров №49 от 10 июня 1998 года» белорусские субъекты хозяйствования обязаны сократить расходы на маркетинговые и консультационные услуги до 0,5% от валового дохода. Мировая практика, однако, показывает, что продвижение товара на рынок и маркетинговые исследования требуют от 10% до 30% дохода.
96) 22 июня 1998 года делегация белорусского правительства посетила российское Министерство финансов с официальным визитом. Основной темой дискуссии стал вопрос реструктуризации белорусского энергетического долга перед РАО «Газпром» путем выпуска государственных ценных бумаг на сумму в 200 млн. долл.
До 30 июня белорусское правительство должно представить список предприятий, собственность которых будет являться гарантом в случае невыполнения белорусской стороной своих обязательств. В списке представлены предприятия агропромышленного и строительного комплекса. Существует большая вероятность того, что «Газпром» предложит свой список, основное место в котором будут занимать нефте- и газоперерабатывающие заводы. В этом случае «Газпром» получит возможность централизовать транспортировку и хранение газа на территории Беларуси.
97) 24 июня 1998 года Совет Республики одобрил проект дополнений к Закону «О пенсионном обеспечении». Проект нового закона представляет собой первый шаг в реформировании пенсионной системы, в результате которого уровень пенсионного обеспечения будет увязан с вкладом каждого отдельного работника. В настоящее время доходы 90% пенсионеров не достигают минимального потребительского бюджета.
Источник: BusinessForecast.by
Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.