Продолжение хронологии основных экономических событий в Беларуси за период 21 декабря 1997 г. – 20 сентября 1998 г. 70) Постановлением Совета Министров №496 «О некоторых мерах по регулированию экспорта древесных материалов» с 15 мая 1998 года приостановлен экспорт коммерческими предприятиями необработанной ели, березы и сосны.
Экспортеры полагают, что принятие данных мер направлено, главным образом, на ужесточение контроля на данном рынке и свидетельствует о тенденции к национализации данной отрасли. Остается неясным, согласован ли данный документ со статьями соглашения, подписанного между правительством и Всемирным банком, кредиты которого поддерживают лесную отрасль, отмечается в квартальном бюллетене BET.
71) 3-8 мая 1998 года в Гомеле проходила очередная сессия Парламентской ассамблеи Союза Беларуси и России. Впервые данное мероприятие финансировалось из средств консолидированного бюджета Союза. До момента введения единой валюты, запланированного на 2002 год, российский рубль останется официальной валютой для всех операций, проводимых через консолидированный бюджет.
72) 7 мая 1998 года Нацбанк Беларуси понизил ставку рефинансирования до 40% (на 4%). Кроме того, правление Нацбанка отменило минимальные ставки по рублевым депозитам. Принятие данного решения направлено на активизацию деятельности коммерческих банков по привлечению сбережений населения.
73) 11 мая 1998 года в Киеве проходило годовое собрание ЕБРР. Выступая на презентации стран, глава Нацбанка Петр Прокопович заявил, что в течение ближайших полутора – двух месяцев Беларусь намерена снять введенные на время мартовского кризиса на валютном рынке ограничения на расчеты нерезидентов в белорусских рублях, а также провести либерализацию цен.
74) 7 мая 1998 года новый глава Исполнительного секретариата СНГ Борис Березовский посетил Минск с официальным визитом.
75) 8 мая 1998 года правление Нацбанка приняло решение, согласно которому юридические лица, осуществляющие обменные операции, обязаны увеличить уставные фонды с USD 300.000 до USD 500.000 в течение трех месяцев, чтобы иметь возможность продлить свои лицензии или получить новые.
76) 14 мая 1998 года на очередном заседании представителей энергетического комплекса страны президент белорусского концерна «Белэнерго» подчеркнул необходимость создания резервного топливного фонда на случай сокращения поставок «Газпромом» природного газа. Он также заявил о скорой реструктуризации и приватизации концерна, необходимых для привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Для выполнения стратегической задачи унификации российской и белорусской энергетических систем предприятия, явившиеся частями концерна, обязаны изменить внутриэкономические отношения.
77) 15 мая 1998 года на заседании Национального собрания правительство представило годовой отчет. Отчет продемонстрировал нежелание правительства концентрироваться на двух основных проблемах, с которыми Беларусь столкнулась в последнее время: валютном кризисе и товарном дефиците. Премьер-министр Сергей Линг не отрицал того, что цены искусственно сдерживаются, но, тем не менее, их рост в будущем продолжится. Он также отметил, что на финансирование жилищного строительства в 1998 году будет выделено 8,5 триллионов рублей. С целью подавления инфляции правительство предпринимает меры по ограничению массы белорусских рублей на счетах нерезидентов.
78) Исполнительный комитет города Минска и ряд местных исполкомов распространили резолюцию, позволяющим торговым государственным организациям приобретать ряд импортируемых товаров по ценам, сложившимся на момент приобретения. С некоторой разницей по областям в список данных товаров включены сахар, растительное масло, маргарин, рыба и рыбопродукты, крупы, чай и кофе. Таким образом, следует ожидать, что цены на данные товары возрастут.
79) Указ президента №268 от 20 мая 1998 года «О повышении конкурентоспособности продукции отечественного производства (работ, услуг) и об усилении ответственности изготовителей, поставщиков и продавцов за качество продукции (работ, услуг») обязывает внутренних производителей создать особую систему управления качеством выпускаемой продукции.
Указом определены случаи, когда субъекты хозяйствования могут быть оштрафованы за поставку товаров и оказание услуг, качество которых не соответствует многочисленным законодательным актам. Согласно данному Указу импортеры обязаны предоставлять особую гарантию качества продукции, которая позволит создать компенсационный фонд для возмещения ущерба покупателям, пострадавших от плохого качества товаров и услуг.
80) 21 мая 1998 года на очередном заседании Совет Министров рассмотрел вопрос о создании резервного фонда природного газа в размере 310 миллионов кубометров на случай уменьшения поставок из России.
81) 26 мая 1998 года Совет Министров рассмотрел программу подготовки реального сектора экономики к осенне-зимнему периоду. В частности, отмечена необходимость разработки белорусскими предприятиями специальных ресурсосберегающих программ, которые позволяют работать в условиях ограниченных поставок энергоресурсов.
82) На 18 мая 1998 года Беларусь оплатила 58% газа, поставленного РАО «Газпром» с начала года. Премьер-министр С. Линг получил от руководства «Газпрома» официальную телеграмму с уведомлением о сокращении поставок на 40% с 15 июня. Стоит напомнить, что в апреле глава «Газпрома» и премьер-министр Беларуси подписали соглашение, согласно которому Беларусь ежемесячно должна выплачивать 25 миллионов долларов. В настоящий момент это соглашение выполняется лишь на 50%. 17 июня 1998 года вице-премьер В. Кокорев посетил Москву с целью урегулирования существующей ситуации по оплате газа. Однако решение проблемы, предложенное РАО «Газпром», явно неприемлемо для Беларуси.
Возникшая финансовая проблема очевидна: страна не в состоянии осуществлять оплату ни текущих поставок, ни ликвидацию уже существующего долга. Валютные резервы истощены. В то же время, давление со стороны российских газодобывающих предприятий, требующих увеличения валютной составляющей платежей, обусловлено наступлением налоговых органов на гигантов энергетической отрасли России, являющихся крупнейшими налогоплательщиками. Сокращение поставок газа является ответным ходом кредиторов, особенно если принять во внимание, что альтернативным вариантом, предложенным белорусской стороной, является расширение бартерной формы оплаты, которая уже достигла 76%.
83) На заседании Совета Министров, состоявшемся 1 июня, было принято решение разработать программу сокращения поставок предприятиям, которые имеют задолженность по оплате энергоресурсов. При рассмотрении данного вопроса отмечалось, что государство пытается стимулировать рост ВНП, не допуская роста энергопотребления при помощи жестких ограничений по отношению к предприятиям.
84) 18 мая Совет Министров рассмотрел проект закона «О мерах по защите экономических интересов Беларуси во внешнеторговых операциях». Согласно проекту, правительство назначит государственный орган, ответственный за определение предприятий, нуждающихся в данной форме государственной защиты, после определенной проверки их деятельности.
85) 26 мая на очередном заседании правления Национального банка принято постановление об отмене всех ограничений на осуществление расчетов с нерезидентами. В связи с этим ожидается пополнение валютных резервов страны и улучшение положения нерезидентов. Однако существующий режим множественных валютных курсов и наличие обязательной продажи валютной выручки не способствуют развитию валютного рынка. 28 мая банковские дилеры получили неофициальное указание Нацбанка о прекращении кредитования банков-нерезидентов, даже в форме технического овердрафта.
Источник: BusinessForecast.by
Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.