Продолжение хронологии основных экономических событий в Беларуси за период 21 декабря 1997 г. – 20 сентября 1998 г. 53) 1 апреля 1998 года Национальный банк Беларуси понизил ставку рефинансирования с 50% до 44% годовых. В течение 1997 года ставка рефинансирования колебалась в пределах 35-42% годовых.
54) Указ Президента №194 от 2 апреля 1998 года «О мерах по реализации постановлений Верховного Совета Союза Беларуси и России от 22 января 1998 года» обязывает Совет Министров Беларуси координировать действия в сфере международной политики в рамках Программы согласованных действий в международной политике Союза на 1998-1999 годы.
55) 23 марта 1998 года Совет Министров и Нацбанк представили «Программу неотложных мер по стабилизации валютного рынка». Согласно данному документу основная масса конвертационных операций будет осуществляться на внутреннем рынке республики, финансирование дефицита государственного бюджета планируется осуществлять за счет неэмиссионных источников. Программой также предусмотрено подписание Указа Президента о гарантии сохранности валютных вкладов населения в банках страны, что, по существу, будет попыткой привлечения в банковскую сферу валютных ресурсов населения.
56) Проект создания свободной экономической зоны «Гродноинвест» находится на стадии рассмотрения правительством. Предполагается, что СЭЗ будет охватывать всю территорию Гродно, имеющую особую систему валютного, таможенного и налогового регулирования бизнеса.
57) 2 апреля 1998 года начала свою работу очередная сессия парламента Беларуси. Приоритетом будут пользоваться вопросы законодательного регулирования участия государства в жилищном строительстве, вопросы социальной защиты и международных экономических отношений, а также процесс ценообразования в республике.
58) Согласно постановлению Совета Министров №20 от 6 апреля 1998 года «Об увеличении тарифов на жилищно-коммунальные услуги» с 16 апреля тарифы на коммунальные услуги увеличились на 30%, на 20% возросла квартирная плата. Тарифы на отопление в течение 1998 года останутся неизменными. Постепенное повышение цен в данной сфере преследует цель сокращения перекрестного субсидирования и ограничения кредитов, выделяемых из бюджета убыточным предприятиям жилищно-коммунального сектора.
59) Постановлением Совета Министров №465 от 9 апреля 1998 года «О финансовой поддержке предприятий химического комплекса» на поддержку химических предприятий и закупку средств защиты растений из республиканского бюджета выделяется 210 млрд. руб., из которых 110 млрд. направляется двум крупнейшим химическим предприятиям республики: гродненскому химическому заводу «Азот» и ПО «Беларуськалий».
60) По информации информационных агентств от 9 апреля 1998 года Беларусь должна вернуть более 40 млн. USD в российский бюджет, как это было предусмотрено межгосударственными соглашениями о таможенных платежах, согласно которым налоги и пошлины на товары, растаможенные на территории Беларуси, но реализованные в России, должны поступать в российский бюджет.
61) 13 апреля 1998 года глава «Белтрансгаза» Николай Мочернюк был освобожден от занимаемой должности. На 1 апреля 1998 года задолженность за поставленный газ составляла 267 млн. USD , из которых 219 млн. Беларусь задолжала РАО «Газпром». Данная цифра не включает так называемые частные долги, оцениваемые приблизительно в такую же величину.
62) На состоявшейся 15 апреля 1998 года пресс-конференции председатель правления Нацбанка Беларуси Петр Прокопович заявил о создании в ближайшем будущем специального фонда компенсации потерь вкладчиков. Необходимую сумму (а это около 20 млрд. руб., или 583.000 USD) предполагается получить за счет средств государственного бюджета, доходов от продажи государственных ценных бумаг и ресурсов Нацбанка.
63) 16 апреля 1998 года в Минске состоялась встреча Президента Беларуси с главами крупнейших нефтяных компаний России (Лукойл, Славнефть, Юкос и Сургутнефтегаз). Главной темой состоявшихся переговоров была система оплаты Беларусью поставок сырой нефти. До недавнего времени Минск осуществлял оплату в денежной и товарной форме в пропорции 3:7 соответственно. В то время Беларусь переживала острый кризис ликвидности, в стране было недостаточно валютных резервов для регулярной оплаты поставок энергоносителей. На совещании стороны договорились о дальнейшем взаимовыгодном сотрудничестве.
64) 20 апреля 1998 года министр внешнеэкономических связей и министр экономики посетили Женеву для предварительных переговоров с представителями рабочей группы ВТО. 28 апреля состоялось ее очередное заседание. Основным вопросом повестки дня стало обсуждение вопросов вступления Беларуси в эту организацию. На заседании были рассмотрены проблемы ценообразования и таможенного регулирования, а также сложившаяся ситуация на валютном рынке.
65) Согласно Декрету Президента №4 от 20 апреля 1998 года «О гарантиях сохранности средств физических лиц в иностранной валюте» государство гарантирует сохранность валютных вкладов и их полную конфиденциальность. Декретом предусмотрены конкретные ситуации, при возникновении которых вклады могут быть арестованы или конфискованы. Национальный банк обязан обеспечивать контроль над использованием уполномоченными банками привлекаемых средств физических лиц.
66) 21 апреля 1998 года было подписано соглашение между крупнейшей газовой компанией России РАО «Газпром» и правительством Беларуси о новом порядке оплаты поставляемого в республику газа. Согласно подписанному документу со второго полугодия Беларусь будет оплачивать 26% газа наличной валютой, оставшиеся 74% – товарами. Таким образом, соглашение предусматривает ежемесячное перечисление на счет «Газпрома» 25 млн. USD и поставку товаров на сумму 243 млн. USD. Соглашением также предусмотрена незамедлительная выплата 49 млн. USD, однако Беларусь не сможет выполнить данное требование в связи с тем, что вышеназванная сумма превышает чистые резервы.
67) 22 апреля 1998 года на заседании Палаты Представителей во втором чтении был рассмотрен проект Закона «О ценообразовании в Республике Беларусь». Данный Закон станет ключевым документом, регулирующим процесс ценообразования в республике. Проект Закона утверждает право государственных органов на формирование и применение административных цен для естественных монополий, а также для предприятий, производящих социально значимые товары и услуги, список которых определяется Советом Министров. В случае принятия данного Закона любое предприятие может попасть в категорию монополистов либо производителей социально значимых товаров, и, таким образом, стать объектом контроля его ценообразования. 15 мая Совет Республики отклонил проект Закона по причине нечеткого определения права юридических лиц оспаривать решение государственных органов.
68) 30 апреля 1998 года правление Национального банка приняло решение об уменьшении суммы свободно конвертируемой валюты, которую гражданин Беларуси может приобрести в одном обменном пункте за один день, с 500 долл. до 200 долл. Представитель Нацбанка заявил, что данная мера направлена на сокращение спекулятивных операций с валютой до окончания кризиса на валютном рынке.
69) Постановление Совета Министров №678 от 30 апреля 1998 года «О выделении нефтепродуктов колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным предприятиям, крестьянским (фермерским) хозяйствам для обеспечения проведения полевых работ в 1998 году» обязывает Государственный комитет по материальным резервам отпустить вышеперечисленным субъектам хозяйствования 120 тысяч тонн дизельного топлива и 20 тонн автомобильного бензина в виде товарного кредита.
По причине завышенного курса белорусского рубля и недостатка свободно конвертируемой валюты предприятия агропромышленного комплекса регулярно сталкиваются с проблемой конвертации полученных рублевых кредитов в твердую валюту, необходимую для закупки семян, топлива и удобрений. Это вынуждает Совет Министров искать новые пути финансирования сельского хозяйства.
Цены можно административно устанавливать и контролировать, однако реальную стоимость импортируемых товаров определяет рыночный обменный курс. Импортеры требуют оплаты либо в свободно конвертируемой валюте, либо в белорусских рублях, но в последнем случае в цену закладывается 30-50% надбавка, компенсирующая затраты на обмен белорусских рублей за пределами страны.
Сложившаяся ситуация в денежной сфере демонстрирует тот факт, что меры, направленные на финансирование сельского хозяйства при отсутствии соответствующей монетарной политики, недостаточны и неэффективны. Создание новых ограничений и ужесточение контроля приведут лишь к очередным сбоям в рыночном механизме.
Источник: BusinessForecast.by
Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.