О том, как банк активно кредитует мероприятия по тепловой модернизации жилых домов и объектов социальной сферы, а также участвует в реформировании всего сектора теплоснабжения, рассказал эксперт департамента муниципального финансирования ЕБРР Игорь Князев.
Какие программы ЕБРР для муниципалитетов в сфере энергоснабжения уже реализованы?
Какие преимущества несут такие проекты непосредственно для города и его жителей?
Стратегия банка следующая: энергоэффективность от проекта и экономия, которая будет достигнута, должна перекрывать расходы на обслуживание кредита. Например, некое предприятие, которое взяло кредит у ЕБРР, ежегодно фактически будет экономить газ и электроэнергию и другие ресурсы на сумму, которая будет превышать платежи по телу кредита и процентам. Это крайне важно для компаний и жителей, поскольку есть положительное влияние на тариф – его размер не должен увеличиваться. Мы проверяем все проекты с этой точки зрения и если где-то есть мероприятия, которые не дают такой высокой степени эффективности, но они нужны с технической точки зрения, мы привлекаем льготное кредитное финансирование и гранты со стороны международных фондов.
Во всех выше перечисленных проектах и городах у нас есть задействованные грантовые средства, например, в проекте в Ивано-Франковске мы использовали грант от Шведского агентства международного сотрудничества по развитию (SIDA). Гранты, в основном, используются на реализацию мероприятий, связанных с управлением и использованием тепла в домах. В первую очередь – это установка индивидуальных тепловых пунктов (ИТП). Частично гранты используются для реализации проектов, связанных с переходом на альтернативные источники при производстве тепла.
Каждый из наших проектов предусматривает три направления: повышение эффективности производства тепла, уменьшение потерь при транспортировке тепла по теплотрассам, посредством использования предварительно изолированных труб, и обеспечения направления потребления тепла за счет установки ИТП.
Какие программы в сфере энергоснабжения необходимо реализовать в ближайшее время?
Какие нормы законодательства помогают или мешают внедрению таких проектов?
Есть целый ряд законодательных моментов, которые существенно и негативно влияют на существующую ситуацию. Если мы посмотрим на сектор централизованного теплоснабжения как врач, то мы увидим, что у нашего «пациента» сейчас серьезный кризис. А возник он, потому что долгое время тарифы на тепло были ниже уровня себестоимости. Тогда, государство должно было платить соответствующую компенсацию в виде субвенций в адрес теплоснабжающих компаний (теплокоммунэнерго).
Эти субвенции поступали, но не полностью, часто с задержками, соответственно накапливалась задолженность теплокоммунэнерго перед «Нафтогазом Украины» и его дочерними предприятиями. «Нафтогаз», как любая другая организация, начала начислять пеню и штрафные санкции. Эта пеня и штрафы не могли быть заложены в тариф теплокоммунэнерго (то есть не могли быть возмещены компании), что продолжало ухудшать ситуацию.
Таким образом, задолженность перед «Нафтогазом» продолжала расти и по состоянию на начало 2016 года возникла ситуация, когда долги перед «Нафтогазом» и его дочерними предприятиями в два раза превышали долги всех потребителей тепла перед теплокоммунэнерго. Эту ситуацию нужно было каким-то образом решать, ведь вышел так называемый «снежный ком», который на каком-то этапе превратился в лавину.
Это произошло тогда, когда был введен специальный алгоритм распределения платежей (до 90%), которые поступали в теплокоммунэнерго, по постановлению Кабинета министров № 217. По этому алгоритму средства автоматом перечислялись «Нафтогазу». Последний также был вынужден подать в суд для взыскания старых задолженностей, в результате чего счета более 100 из 170 компаний были заблокированы.
Кроме того мы все знаем, что в значительной степени возросли доли субсидий, а все субсидии идут взаимозачетом через «Нафтогаз». У теплоснабжающих компаний оставались какие-то крохи (если счета не были заблокированы), которые они могли использовать на заработную плату, на срочные ремонты и др. Но в реальности этих денег часто не хватало.
Для того чтобы выйти из этого замкнутого круга, была создана специальная рабочая группа на уровне вице-премьера Геннадия Зубко. Денис Гаевой, Марк Магалецкий, я, и еще ряд сотрудников банка вошли в эту группу. В рамках этой рабочей группы разработали ряд изменений в законодательные акты, в частности это закон о реструктуризации задолженности теплокоммунэнерго, что позволит решить три вещи: реструктурировать старые долги, с помощью муниципальной поддержки сроком на 5 лет; обеспечить списание пени и штрафных санкций; и в конце концов – обеспечить выплату задолженности, которая существует на сегодняшний момент со стороны государства по отношению к теплокоммунэнерго.
Эти меры должны в определенной мере стабилизировать финансовое состояние сектора теплоснабжения, которое на сегодня крайне тяжелое. Без разрешения ситуации со старой задолженностью, компании вряд ли смогут самостоятельно решить вопрос с возникновением новых долгов.
К сожалению, еще до сих пор не решен вопрос об одобрении порядка утверждений инвестиционных программ компаний в сфере тепло — и водоснабжения. Действующий порядок утвержден приказом Минрегионстроя и постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЕКП). Этот порядок прямо противоречит правилам закупок всех международных финансовых организаций. Почему? Потому, что он предполагает наличие проектно-сметной документации, которая в любом случае содержит информацию о производителях, перед тем как проходит какой-то тендер.
Кроме того, в существующем порядке, требуется наличие предложений перед началом открытого тендера. Эти вещи однозначно нужно убрать, они крайне негативно влияют на ситуацию и вообще наличие какой-либо проектной документации перед тендером, который часто предусматривает подготовку этой документации – это абсолютно неправильно.
Есть еще целый ряд моментов, которые требуют корректировки. В первую очередь это касается тарифной политики. Следует отметить, что если корректируется тариф на газ и электроэнергию, то автоматически должен корректироваться тариф и на тепло, поскольку газ и электроэнергия составляют основную часть в цене на тепловую энергию. Для многих предприятий природный газ, фактически составляет до 90% от себестоимости тепла.
В апреле 2016 года было принято решение повысить тарифы на газ, но в то, же время не были скорректированы тарифы на горячую воду, а корректировка состоялось лишь 2 месяца спустя. Это крайне негативно повлияло на работу теплокоммунэнерго, которые вынуждены были работать и поставлять горячую воду себе в убыток. Все эти вещи должны координироваться. Также замечу, что мы ни в коем случае не говорим, что мы против гармонизации тарифов на газ (установление Кабмином одной цены с 1 мая 2016 года на уровне 6879 грн. за 1 тыс. куб. м).
Решение было однозначно правильным, оно неизбежно, однако трудно воспринимается населением, но это было нужно в данной ситуации. Однако все эти вещи (определение ставок тарифа на различные энергоносители) должны четко совпадать во времени.
Что Вы можете сказать об идее сокращения потребления энергоресурсов, вместо увеличения их производства? Готовы ли города сегодня говорить об этом с населением?
Идея снижения потребления заложена во все наши проекты. При установке ИТП, обеспечивается экономия потребления тепла на уровне до 30%. Наш проект по экономии тепловой энергии в Черкассах показал, что в весенний и осенний периоды года, экономия тепла может достигать даже уровня 40%. Это достигается благодаря тому, что в таких пунктах устанавливается регулирование в зависимости от погоды на улице. Автоматически меняется количество подачи тепла в зависимости от погодных условий.
Мы знаем про неоднозначное отношение НКРЕКП к установке ИТП. Считается что теплокоммунэнерго не должны ставить эти пункты, зато ИТП должны устанавливаться исключительно за счет денег потребителей, таким образом комиссия не готова закладывать затраты на установку теплового пункта в тариф теплоснабжающей компании. Такой подход в определенной степени тормозит процесс установки ИТП, но банк считает, что это одно из наиболее энергоэффективных мероприятий, поэтому мы будем продолжать включать этот компонент в наши инвестиционные программы и уделять особое внимание ему, в том числе с помощью грантовой поддержки фонда E5P.
Каким Вы видите развитие мероприятий по энергоэффективности в зданиях объектов социальной сферы, например, школах, детских садах или больницах?
Часто когда в городах говорят, что они снижают потребление, используются радикальные методы снижения, такие как просто перенос каникул у детей в школах или же отключение горячей воды на длительное время. Эти меры обеспечивают экономию газа, но они приводят к тому, что снижается комфорт людей и они вынуждены искать альтернативные источники, например, бойлеры. Комплексным решением этой проблемы должна стать термомодернизация зданий вместе с установкой ИТП. Также, еще в прошлом году Кабмин своим решением снизил минимальную температуру отопления квартир до 16°С. Теперь видимо будут снижать до 14°С. Однако будем надеяться, что власть все же сдержит собственный энтузиазм.
Также в сфере реализации мер энергоэффективности бюджетных зданий мы сотрудничаем с фондом Е5Р. Уже есть подписанный проект для Днепра на общую сумму 20 млн. евро с использованием гранта от Е5Р в размере 2,5 млн. евро. Данный проект предусматривает тепловую модернизацию 80 школ и детских садов. На следующей неделе должна стартовать обновленная тендерная процедура по этому проекту. Параллельно мы ведем работу с Одессой, Кривым Рогом и Кременчугом. На сегодня мы готовим новый перечень городов для следующей программы энергоэффективности.
Какова ваша оценка использования мазута как топлива для производства тепловой энергии?
Сейчас в большинстве городов мазут как топливо не используется. Используется газ, щепа и пеллеты и другие альтернативные ресурсы. Традиционно, мазут использовался как резервное топливо на некоторых теплоэнергоцентралях. Сжигание мазута имеет экологически негативные последствия. На данный момент ЕБРР не финансирует ни одну компанию теплокоммунэнерго, если одним из компонентов ее инвестиционной программы было установление котлов, работающих на мазуте.
Если мы финансируем, то мы стараемся или повышать КПД котлов, за счет установки более современных горелок, или за счет установки экономайзеров или мы отбираем котельные, где могут быть установлены котлы на альтернативных источниках топлива, и тогда переходим на такие источники. Кстати, на сегодня есть изменения в законодательной базе, финансово стимулируют компании переходить на альтернативные источники.
Что бы вы посоветовали жителям Житомира, Черновцов или Львова для того, чтобы снизить потребление энергоресурсов?
Во-первых, запастись терпением… года два точно надо. Такие вещи быстро не делаются. Например, реконструировать котельную и перевести трубы не возможно за один месяц, как бы вы этого не хотели. Во-вторых, активно следить за существующими программами субсидий. Если семьи не имеют достаточно доходов, то стоит вовремя подавать необходимые документы для этих программ. В-третьих, надо стараться сделать комплексную модернизацию здания, не каждому отдельно, а объединиться всем жителям многоквартирного дома, например, для утепления фасадов, замены окон, установки ИТП, и тому подобное. Мероприятия по термомодернизации повысят стоимость самой недвижимости, обеспечат экономию тепла и повысят комфорт внутри самого здания. Даже, если у вас новый дом и установлен ИТП, несколько мероприятий по энергоэффективности все равно не помешает.
Я хочу подчеркнуть, что если дом имеет качественную теплоизоляцию, то потребление в нем энергоресурсов на 30-40% меньше чем в других домах с аналогичной площадью.
Что Вы можете сказать про Львов? Все дома в нем старые?
Нет. В Львове достаточно много новостроек и там пытаются учитывать эти моменты. Большинство новостроек не присоединяются к системе централизованного отопления. Это происходит из-за того, что люди не уверены в будущем централизованного отопления в существующих условиях и при нынешней задолженности. Для многоквартирных домов альтернативы централизованному отоплению нет, установка индивидуальных котлов — это путь в прошлое. Во-первых, потому что это опасно, а во-вторых, такой подход имеет негативные экологические последствия.
При каких условиях можно ожидать увеличения инвестиций в муниципальную инфраструктуру от международных доноров в ближайшее время?
Доноры дают гранты, а инвестиции и кредиты предоставляют международные финансовые организации. Мы стараемся нашим клиентам давать комплексный продукт, комбинируя кредиты с грантами, чтобы снизить нагрузку на потребителей. Для того чтобы привлечь больше инвесторов в эту сферу и расширить количество проектов, нужно решить те проблемы, которые есть в данном секторе на сегодня. Это крайне тяжелое финансовое положение существующих теплокоммунэнерго, что связано с тарифной политикой и значительной задолженностью перед газовиками («Нафтогазом Украины»).
Для привлечения кредитования крайне необходимый профессиональный расчет по образованию тарифов. Часто тарифы не покрывают инвестиционную составляющую. Ни один инвестор, в том числе международная финансовая организация, не будет вкладывать свои деньги, не имея механизма возврата. Еще есть множество других моментов, которые усложняют жизнедеятельность теплокоммунэнерго, например, тот факт, что компании должны проходить огромное количество экспертиз, также не хватает синхронизации платежей за газ и тепло.
Также отмечу, что во всех городах ресурсы достаточно ограничены, но, тем не менее, города обращаются к нам за помощью и комплексным решением. Кроме того, мы анализируем финансы самой теплоснабжающей компании на предмет того, на какой кредит она может претендовать. Мы всегда стараемся привлекать инвестиционные гранты и гранты на поддержку группы организации проекта и гранты на корпоративное развитие. Эти гранты нужны для теплокоммунэнерго, чтобы выйти из такой сложной ситуации.
Может ли увеличиться количество городов, которые задействованы в программе кредитования ЕБРР?
Мы готовы к сотрудничеству со всеми городами, и мы работаем под муниципальной гарантией (полученной от местной власти). Изменение порядка утверждения таких гарантий не дала возможности большинству городов подать документы на одобрение, однако правительство внесло свои коррективы и теперь мы можем двигаться дальше. Однако предоставление гарантий для наших программ и проектов NEFCO (Экологическая финансовая корпорация стран северной Европы) остаются в определенной степени заблокированными.
Можно ли сравнивать ситуацию с муниципальными проектами в Украине с ситуацией в других странах? В чем ключевые отличия, какой опыт ЕБРР за последние годы?
В части транспортных проектов энергоэффективности мы идем вслед за Восточной Европой и Прибалтикой. Мы выходим на те, же вопросы, что и Польша или Литва 15 лет назад. Теоретически, Украина может ориентироваться на Польшу, которая при таких условиях в течение 10 лет прошла путь внедрения энергоэффективности. Еще один характерный пример это страны Прибалтики. Собственно говоря, они полностью прошли все этапы и в значительной степени перешли на альтернативные источники.
Говоря о центральном отоплении, стоит отметить, что часть стран постсоветского пространства во многом потеряли инфраструктуру теплоснабжения (теплотрассы и котельные, которые отапливают значительное количество домов одновременно). Например, в Армении, в Ереване пытаются восстановить небольшие участки такой инфраструктуры. Но это выглядит немного жутко, когда из каждого окна торчит какая-то труба.
Поэтому, с этой точки зрения хорошо, что мы не прошли тот путь, который прошли Грузия и Армения. Будем надеяться, что мы не доведем систему теплоснабжения до такого состояния и не разрушим существующую инфраструктуру.
При поддержке ЕБРР
Источник: Украинская правда
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.