Однако будут сдерживать рост политические риски, связанные с неопределенностью результатов выборов в отдельных странах Европы; геополитические риски, прежде всего, связанные с обострением ситуации в странах Ближнего Востока и Украине, и внешнеторговые риски, связанные с вероятностью возникновения торговых войн, прежде всего, между США и Китаем.
В отдельных странах ожидаются следующие тенденции:
рост ВВП США в 2017-2018 годах ускорится благодаря политике фискального стимулирования, а также улучшению мировой ценовой конъюнктуры. Однако увеличение бюджетных расходов и стимулирование внутреннего спроса в условиях низкого уровня безработицы увеличивает инфляционное давление. Это приведет к более быстрому, чем ожидалось ранее, повышению процентной ставки ФРС, что будет стимулировать приток инвестиций в страну;
темпы роста экономики Еврозоны на прогнозном горизонте урегулируются. Весомыми факторами влияния будут выступать: неопределенность, вызванная началом процесса выхода Великобритании из ЕС; ухудшение инвестиционного климата из-за избирательных процессов; нерешенные проблемы банковского сектора; отсутствие устойчивого действия фундаментальных факторов для поддержки целевого уровня инфляции. Сейчас рост инфляции в Еврозоне, который составляет 1.5% г/г в марте, произошел в основном за счет возобновления роста цен на энергетические ресурсы. При этом внутренний спрос в Еврозоне остается довольно слабым;
экономика стран Центральной и Восточной Европы будет расти относительно постоянными темпами, благодаря восстановлению мировых цен на товарных рынках и увеличению интереса к финансовым активам этой группы стран из-за меньшей зависимости от ситуации в Еврозоне. Однако замедление финансирования из фондов развития ЕС будет иметь негативные последствия для стран ЦВЕ;
темпы роста экономики Китая и в дальнейшем будут снижаться, хотя и останутся одними из самых высоких в мире. Поддержку экономике Китая будут оказывать улучшение конъюнктуры на мировых товарных рынках на фоне существенного государственного финансирования инфраструктурных и производственных проектов. Однако значительный уровень задолженности корпоративного сектора, отток капитала и вероятность возникновения торговых войн между Китаем и США будут главными причинами замедления экономического роста;
политическая нестабильность и слабый внутренний спрос будут оставаться весомыми факторами, которые будут сдерживать экономический рост Турции. Однако поддержку будут оказывать высокие цены на черные металлы, ценовые конкурентные преимущества турецких товаров на мировых рынках за счет существенной девальвации национальной валюты, как в 2016 г., так и на начале 2017 г., и частичное восстановление торговых отношений с Россией. В результате экономический рост ускорится в 2017-2019 годах по сравнению с 2016 годом, хотя и будет меньше, чем в 2010-2015 годах;
темпы роста экономики Египта постепенно будут ускоряться благодаря осуществлению мероприятий в рамках программы с МВФ, а также увеличению спроса со стороны основных торговых партнеров, в частности, Еврозоны, Китая, США и России. Существенная девальвация национальной валюты в 2016 году будет способствовать улучшению торгового баланса;
экономика России постепенно будет восстанавливаться за счет постепенного роста цен на нефть, улучшения ситуации на рынках черных металлов, уменьшения инфляционного давления и восстановления внутреннего спроса. Это будет иметь положительный эффект и на соседние страны – Казахстан и Беларусь. Обменный курс российского рубля к доллару США будет колебаться в узком диапазоне. Ревальвационное давление со стороны роста цен на сырьевые товары будет нивелироваться центральным банком за счет покупки иностранной валюты для пополнения международных резервов из-за существенных потерь в предыдущие периоды.
После стремительного роста в конце 2016 – начале 2017 года внешняя ценовая конъюнктура для украинских экспортеров постепенно корректируется в сторону снижения до конца года. Однако средний уровень в 2017 году будет оставаться выше по сравнению с предыдущим годом, прежде всего, за счет цен на черные металлы, железную руду и зерновые.
Ожидается, что цены на черные металлы, несмотря на возможную коррекцию, будут оставаться высокими за счет увеличения спроса, относительно высоких цен на сырье и действия антидемпинговых пошлин, введенных рядом стран. В 2017 году мировой спрос может вырасти на 0.5-1.5% в основном за счет его повышения в США (на 3-4%), Европе (на 0.5-1.5%), Бразилии (на 3-4%) и Индии, экономика которой демонстрирует высокие темпы роста.
Причем дальнейшее наращивание сланцевых мощностей США приведет к ускоренному росту спроса на сталь. По данным S&P Global Platts Oil & Gas Consulting, в начале 2017 года на техническое обеспечение средней газовой скважины необходимо до 400 тонн стали по сравнению с 210 тонами стали в 2010 году. Объемы предложений на рынке стали будут оставаться высокими. Так, на фоне увеличения внутреннего спроса Индия ожидает роста выплавки стали до 122 млн. т/год (второе место в мире). Однако Китай подтвердил позицию относительно продолжения сокращения избыточных стальных и угольных мощностей, причем более быстрыми темпами из-за борьбы со смогом.
В ближайшие месяцы цены на руду будут оставаться относительно высокими, учитывая увеличение спроса со стороны США и ожидания относительно прекращения экспорта на мировой рынок необработанной железной руды Ираном (входит в топ-10 крупнейших мировых экспортеров руды). Так, согласно информации Иранской ассоциации производителей и экспортеров железной руды, снижение экспорта произойдет из-за увеличения внутреннего спроса вследствие стремительного наращивания металлургического производства.
Начиная с середины II квартала 2017 года, ожидается удешевление железной руды на фоне сокращения импорта руды Китаем из-за анонсированного уменьшения выплавки стали, а также увеличения предложения со стороны США, Австралии и Бразилии. В 2018-2019 годах благодаря определенному сбалансированию спроса и предложения на рынке цены на железную руду будут колебаться в диапазоне 53-60 долл./т.
Цены на зерновые после пика падения во второй половине 2016 года постепенно будут расти на фоне увеличения спроса, несмотря на рекордный мировой урожай. Дополнительную поддержку будет оказывать незначительный рост цен на топливо, которое занимает существенную долю в себестоимости продукции.
Так, несмотря на увеличение производства пшеницы в 2016/2017 МГ на 2.2% по сравнению с предыдущим МГ, рост спроса составит 2.5% соответственно (прежде всего, благодаря странам Северной Африки, в частности, Египту и Алжиру, по оценке International Grain Council от 23.02.2017).
Перспективы урожая озимой пшеницы (будут учтены в производстве зерновых 2017/2018 МГ), несмотря на текущие трудности, в целом благоприятные. Мировые площади посевов остались неизменными – их сокращение в США компенсировано значительным увеличением посевов в Индии, РФ и Северной Африке. Однако имеющиеся текущие трудности (ухудшение погодных условий в отдельных регионах) повлияют на периоды поставки зерновых на рынок, что негативно отразится на росте цен на пшеницу.
В отличие от пшеницы, мировой баланс кукурузы в 2017/2018 МГ будет несколько хуже. Это связано, прежде всего, с ожидаемым сокращением производства в США в условиях частичной переориентации на сою, которая является более рентабельной культурой для выращивания. В результате цены на кукурузу пересмотрены в несколько большую сторону, чем цены на пшеницу.
На мировом рынке нефти ожидается тенденция к умеренному росту цен в результате выполнения соглашения между основными производителями нефти о сокращении объемов добычи. По нашим оценкам, цены на нефть в 2017 году будут колебаться в диапазоне 52-59 долл./бар и постепенно расти в 2018-2019 годах до 66 долл./бар.
Дополнительным фактором роста цены будет выступать постепенное увеличение спроса со стороны стран Азии. В частности, на фоне сокращения внутренней добычи Китай до конца 2017 года планирует увеличить чистый импорт нефти на 5.3% г/г до 8 млн. бар/сутки, что станет новым историческим максимумом. Индия намерена до конца года нарастить импорт нефти почти на 39%.
Однако сдерживать цены от существенного роста будет:
— возобновление добычи на нефтяных месторождениях США и Канады (количество буровых установок только с начала года по состоянию на 10.03.2017 увеличилось на 32.9%) и в дальнейших планах наращивание внутренней добычи;
— частичная распродажа стратегических запасов США;
— планы Ирака, Ирана и Ливии по наращиванию добычи и увеличению экспорта нефти за счет накопленных резервов.
Потребительская инфляция продолжит снижаться на прогнозном горизонте, находясь в пределах объявленных целей: 8% ± 2 п.п. – на 2017 год, 6% ± 2 п.п. – на 2018 год и 5% ± 1 п.п. – на 2019 год. Отклонение от центральной точки целевого ориентира, как и прогнозировалось ранее, предполагается лишь в текущем году – на конец года инфляция составит 9.1% в основном вследствие роста внутреннего спроса и производственных затрат, что обусловлено двукратным повышением минимальной заработной платы в начале года.
В 2017 году это сформирует дополнительное давление на основные компоненты инфляции: базовая инфляция вырастет до 6.5%, а инфляция сырых продуктов – до 7.8%. Рост цен продовольственных товаров будет стимулироваться повышением мировых цен на сельскохозяйственную продукцию, а также открытием дополнительных внешних рынков для отдельной украинской продовольственной продукции. Административно регулируемые цены будут демонстрировать самые высокие темпы роста среди компонентов инфляции на прогнозном горизонте, в значительной степени за счет повышения мировых цен на энергоресурсы и акцизной политики государства.
Снижению инфляции в среднесрочной перспективе будут способствовать проведение взвешенной монетарной и фискальной политики. При таких условиях, в частности, базовая инфляция стабилизируется в пределах около 4%, а продовольственная будет ниже, чем 4%, без учета возможных шоков предложения.
В 2017 году ожидается ускорение базовой инфляции до 6.5% (с 5.8% в предыдущем году). Основным фактором остается рост доходов населения и производственных затрат под влиянием повышения минимальной заработной платы в начале года, а также вторичные эффекты от роста инфляции сырых продовольственных товаров.
Факторами, которые будут сдерживать базовую инфляцию, будут снижение импортируемой инфляции в условиях низкой волатильности обменного курса, высокий равновесный уровень безработицы, относительно жесткая монетарная политика, а также совокупный потребительский спрос, который находится на уровне ниже своего потенциального значения.
В среднесрочном периоде ожидается тренд к снижению базовой инфляции: до 4.3% в 2018 году и ниже 4% в 2019 году. Импортируемая инфляция на прогнозном горизонте ожидается низкой благодаря низкой инфляционной среде в странах – основных торговых партнерах Украины и приемлемой волатильности номинального обменного курса.
Инфляция сырых продовольственных товаров в 2017 году вырастет до 7.8%. В значительной степени это связано с открытием дополнительных внешних рынков для украинской продовольственной продукции (в частности, молочной), что формирует уменьшение предложения на внутреннем рынке с соответствующим давлением на цены. Одновременно рост номинальных доходов населения будет поддерживать продовольственную инфляцию на более высоких, чем в прошлом году, уровнях.
Как и прогнозировалось ранее, дополнительным фактором коррекции цен на отечественном рынке продовольствия в сторону роста, будет исчерпание действия факторов предложения, связанных с переориентацией на украинский рынок товарных потоков из других стран (в частности Турции) из-за запрета их импорта в РФ.
В 2018-2019 годах инфляция сырых продовольственных товаров ожидается в пределах до 4% в основном за счет постепенного роста цен на продовольствие на мировых рынках. Однако ожидаемые высокие показатели урожайности, как результат осуществленных инвестиций в сельское хозяйство, будут фактором сдерживания инфляции продовольственных товаров в среднесрочной перспективе.
Рост административно регулируемых цен на прогнозном горизонте будет замедляться, однако его темпы (в текущем году – 16%, в 2018 – 11.6%, в 2019 – ниже 10%) все еще превышают рост других компонентов, поэтому вклад этих компонентов в изменение ИПЦ будет наиболее весомым.
Основным фактором их роста остается увеличение стоимости импортируемых энергоресурсов, влияющих на тарифы на газ, централизованное отопление и снабжение горячей водой для населения. В текущем прогнозе введена реализация механизма пересмотра цен на природный газ для населения и производителей тепловой энергии дважды в году. Это также определяет сроки и величину пересмотра цен на централизованное отопление и горячую воду.
Удорожание табачной и алкогольной продукции (на 20% и 13% в 2017 году и на 13% и 10% соответственно – в следующих годах) в значительной степени будет определяться продолжением повышения ставок акцизных сборов на нее в следующих бюджетных периодах. Это предусматривают взятые Украиной обязательства по гармонизации ставок табачных акцизов до уровня акцизной нагрузки в ЕС.
Рост цен на топливо в 2017 году прогнозируется на уровне 17.5% и обусловлен в основном повышением мировых цен на нефть. В дальнейшем динамика цен на топливо также будет основываться на изменении мировых цен на нефть в гривневом эквиваленте с учетом изменений в налоговой политике.
РЕАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
В 2017 году рост экономики замедлится до 1.9% из-за падения производства в отдельных отраслях промышленности вследствие прекращения перемещения грузов через линию столкновения в пределах Донецкой и Луганской областей.
В то же время, повышение внутреннего спроса и инвестиций в основной капитал в значительной степени будет удовлетворяться импортированной продукцией, поэтому вклад чистого экспорта в 2018-2019 гг. будет близким к нулю.
Частное потребление будет главным драйвером экономического роста в прогнозном периоде. В 2017 году его рост ожидается в размере 4.9%, а в 2018 году – 3.4%. Ускорение в текущем году произойдет за счет существенного повышения реальной заработной платы (в т.ч. за счет двукратного увеличения минимальной заработной платы) и улучшения потребительских настроений населения.
Однако, снижение отдельных социальных норм потребления энергоресурсов при предоставлении субсидий на оплату услуг ЖКХ, которое начало внедрять правительство Украины, постепенно уменьшит величину субсидий в рамках имеющихся ресурсов домохозяйств и станет сдерживающим фактором для роста частного потребления. В среднесрочной перспективе смягчение монетарной политики будет способствовать снижению процентных ставок в экономике, что будет стимулировать оживление кредитной активности и рост частного потребления.
Темпы роста инвестиций в украинскую экономику в 2017 году замедлятся до 5.7% как за счет дополнительных расходов бизнеса на оплату труда, так и из-за статистического эффекта высокой базы сравнения (в прошлом году инвестиции выросли на 20.1%). В значительной степени инвестиции будут направлены в сельское хозяйство, а также предприятия добывающей промышленности (в частности, в добычу коксующихся и газовых углей и производство кокса), которые могут быть альтернативными поставщиками продукции, которая ранее поступала из ОРДЛО. Реализация проектов в энергетике, направленных на уменьшение использования антрацитовых углей, также создает почву к росту инвестиций в основной капитал. В среднесрочной перспективе инвестиции будут расти умеренными темпами (до 7% в год).
Рост инвестиций в основной капитал будет определять увеличение инвестиционного импорта, в частности, машин и оборудования. Дополнительный спрос на импортируемую продукцию будет формироваться также со стороны населения в связи с прогнозируемым повышением его реальных доходов.
Однако основным фактором пересмотра прогноза по росту физических объемов импорта до 8% (с 7% в предыдущем прогнозе) в 2017 году и до 5% (с 3.9%) в 2018 году стали события, связанные с транспортной блокадой на границе зоны АТО. Соответственно, возникает необходимость обеспечить замену отдельной продукции, поставляемой из неподконтрольных территорий, за счет импорта.
Больше всего это отразится на энергетическом импорте, который будет расти за счет переориентации на внешние источники поставок угля, а также из-за дальнейшего роста экономики. Предполагается также и частичный рост объемов импорта газа для закачки в подземные хранилища. В среднесрочной перспективе снижение энергетического импорта будет определяться как внедрением программ по энергосбережению, так и развитием собственной добычи первичных энергоресурсов.
Экспорт в реальном выражении в 2017 году вырастет на 2.9% впервые после падения в течение пяти лет подряд. Восстановление предполагается в значительной мере за счет дальнейшего роста экспорта сельскохозяйственной продукции. Однако проблемы в другой экспортоориентированной отрасли – металлургии, связанные с прекращением перемещения грузов через линию столкновения в пределах Донецкой и Луганской областей, определяют ухудшение нашего прогноза роста экспорта по сравнению с опубликованным прогнозом в предыдущем инфляционном отчете (5.4%).
Одновременно ожидается, что сформированный избыток железной руды, который будет потреблен на внутреннем рынке, будет направлен на экспорт.
Уже с 2018 года ожидается полная переориентация экспортоориентированных предприятий с потребления продукции из ОРДЛО на другие источники поставок, что позволит восстановить утраченные объемы металлургического производства на украинских предприятиях и создаст существенный положительный вклад в рост экспорта.
Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и высокие урожаи зерновых и масличных культур также будут способствовать росту экспорта в среднесрочной перспективе (в 2018 году – на 5%, в 2019 году – на 4%).
Оценка потенциального уровня ВВП и циклической позиции экономики Украины
В I квартале 2017 году потенциальный ВВП возобновил рост в годовом измерении, а к концу 2018 году он ускорится до 2.5%. Главным фактором роста остается прирост совокупной производительности производства, который происходит на фоне прогресса в структурных реформах и вследствие реальной конвергенции экономики Украины с экономиками развитых стран. Более того, ожидаемое влияние фактора производительности усилено в результате улучшения мировой конъюнктуры для товаров украинского экспорта.
Важным сдерживающим фактором является прекращение перемещения грузов через линию столкновения в Донецкой и Луганской областях. Потеря предприятий на территории ОРДЛО и вынужденная переориентация логистических связей для предприятий на подконтрольной территории замедлят рост потенциального ВВП в 2017 году, однако в 2018 году его рост возобновится.
Недостаточный уровень имеющегося капитала будет частично сдерживать рост потенциального ВВП. Негативный эффект этого фактора уменьшился вследствие высокой ожидаемой инвестиционной активности во второй половине 2016 года, однако, наши оценки накопления основного капитала на прогнозном горизонте остаются несколько ниже уровня амортизации. Соответственно уровень капитала в реальном выражении будет продолжать снижаться.
Другими значимыми ограничивающими факторами будут выступать неблагоприятный демографический тренд, в т.ч. за счет миграции. В то же время, структурные диспропорции на рынке труда будут определять высокий естественный уровень безработицы.
Оценка разрыва выпуска в IV квартале 2016 года улучшена до -1.3% с -2.2% в предыдущем отчете. Пересмотр обусловили выше ожидаемого рост выпуска и уточнение данных за последние годы Государственной службой статистики Украины. Отрицательный разрыв расширяется до -2.8% в I квартале 2017 года в результате прекращения перемещения грузов через линию столкновения в пределах Донецкой и Луганской областей, однако постепенно сокращается на прогнозном горизонте. Такое сокращение отрицательного разрыва ВВП связано с затуханием указанного выше эффекта, оживлением инвестиционного и потребительского спроса, а также смягчением фискальной и монетарной политики.
Фискальная политика в 2017 году станет более мягкой, о чем свидетельствует ожидаемое расширение структурного дефицита. В значительной мере фискальные стимулы будут отражаться на совокупном спросе из-за роста частного потребления, прежде всего, в результате решения о повышении минимальной заработной платы. В среднесрочной перспективе дальнейшее смягчение фискальной политики будет ограничиваться необходимостью поддержания дефицита бюджета в пределах согласно обязательствам перед МВФ.
В текущем году дефицит сводного бюджета будет оставаться в пределах 3% ВВП. Все еще высокая нагрузка на бюджет по обслуживанию долга (4% ВВП) определяет необходимость выполнения сводного бюджета с первичным профицитом в размере более 1% ВВП.
Рост доходов сводного бюджета будет превышать общий уровень инфляции. Больше всего, по нашим оценкам, возрастут поступления от налога с доходов физических лиц и акцизного сбора. Анонсированное правительством Украины направление средств на строительство дорог позволит повысить капитальные расходы, однако они будут существенно ограничены общим лимитом на дефицит бюджета и ростом расходов на оплату труда и на другие нужды социальной направленности (в частности, субсидии населению на оплату услуг ЖКХ).
На прогнозном периоде квазифискальные потребности со стороны банковского сектора и ФГВФЛ будут умеренными, а НАК “Нафтогаз” не будет нуждаться в поддержке из бюджета из-за приведения тарифов ЖКХ к экономически обоснованным уровням.
ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС
В 2017 году прогнозируется незначительное расширение дефицита текущего счета платежного баланса в процентах к ВВП, а в 2018-2019 годах его постепенное сужение (в номинальном выражении дефицит будет оставаться почти неизменным в течение 2017-2019 годов).
Главным фактором, который будет негативно влиять на торговый баланс, будет запрет перемещения товаров через линию столкновения в пределах Донецкой и Луганской областей. Совокупный чистый эффект от такого запрета нами оценен в 1.8 млрд. долл. в течение 2017 года.
Еще одним негативным фактором для торгового баланса будет продолжение роста инвестиционного спроса, прежде всего, со стороны аграриев, и потребительского – в результате постепенного повышения реальных доходов населения. Частичное влияние этих факторов компенсирует улучшение условий торговли и более высокие объемы урожая зерновых и масличных.
Чистые поступления капитала по финансовому счету в 2017 году, как и в предыдущие годы, будут обеспечиваться, прежде всего, сокращением наличной валюты вне банков. В 2018-2019 годах ожидается, что темпы ее сокращения замедлятся, одновременно постепенно восстановится приток инвестиционного и долгового капитала в частный сектор.
Кроме того, благодаря восстановлению доступа к внешним рынкам капитала, ожидается размещение правительством ОВГЗ, что позволит рефинансировать часть государственного долга, пик выплат по которым приходится на 2019 год.
В результате профицит сводного платежного баланса в 2017-2018 годах вместе с получением финансирования от МВФ даст возможность аккумулировать международные резервы в размере 26.2 млрд. долл. (или 5.1 месяца импорта будущего периода) по состоянию на конец 2018 года. В то же время, значительные выплаты по государственному долгу в 2019 году обусловят снижение международных резервов до 25.1 млрд. долл. (или 4.7 месяца импорта будущего периода).
В 2017 году ожидается расширение дефицита текущего счета до 4.2% ВВП (или 4.3 млрд. долл.). Прекращение перемещения товаров с предприятий, расположенных в ОРДЛО, скажется как на снижении экспорта, так и на увеличении импорта. Однако это частично компенсируется повышением цен на мировых товарных рынках и большим урожаем зерновых.
В то же время, импорт машиностроения будет продолжать восстанавливаться быстрыми темпами в связи с необходимостью обновления основных фондов.
Также ожидается увеличение объемов репатриации дивидендов, благодаря продолжению постепенного снятия ограничений на движение иностранного капитала.
В 2017 году, впервые с 2012 года, ожидается рост экспорта товаров (на 11.2%) по большинству групп, что обусловлено, прежде всего, дальнейшим повышением цен на товарных рынках.
Всего в структуре экспорта товаров в 2017 году будут расти поставки руды (на 41%) из-за высвобождения дополнительных объемов вследствие прекращения отгрузки на металлургические предприятия, расположенные в ОРДЛО.
В то же время, темпы роста экспорта металлургической продукции замедлятся до 5.9% из-за падения физических объемов (на 12.2%). Экспорт продовольственных товаров возрастет (на 8.6%) за счет поставок сахара и других пищевых товаров благодаря расширению новых рынков сбыта (прежде всего, среди стран Азии), освоенных в 2016 году, а также увеличения экспорта зерновых.
Также предусматривается наращивание экспорта машиностроения через постепенную переориентацию продукции, которая раньше экспортировалась в Россию.
В 2017 году также ожидается и ускорение роста импорта товаров (на 11%) за счет как энергетической, так и неэнергетической составляющей. Рост энергетического импорта товаров (на 33.5%) обусловлен увеличением импорта угля и кокса из-за прекращения его поставок из ОРДЛО, а также ростом цены на нефтепродукты и газ.
Основным драйвером неэнергетического импорта будет оставаться продукция машиностроения, прежде всего, из-за увеличения спроса со стороны аграриев. Кроме того, предусматривается увеличение импорта продовольственных товаров в результате постепенного восстановления потребительского спроса.
По сравнению с предыдущим прогнозом, несмотря на сокращение физических объемов поставок черных металлов, рост экспорта товаров повышен на 2 п.п. благодаря лучшим условиям торговли, большим объемам поставок руды и повышению прогноза урожая зерновых.
В то же время, импорт товаров повысился на 3.7 п.п. за счет наращивания физических объемов импорта угля, более высоких цен на энергоносители и более быстрого, чем ожидалось, восстановления инвестиционного спроса.
Увеличение профицита торговли услугами будет обеспечиваться ростом экспорта услуг (на 5.7%), прежде всего, благодаря продолжению повышения экспорта IT-услуг, в том числе через упрощение процедуры их оформления. Также ожидается рост, как экспорта, так и импорта транспортных услуг в результате увеличения товарооборота. Это в значительной степени предопределит увеличение общего импорта услуг (на 4.7%).
В 2017 году ожидается рост денежных переводов на 2.8% из-за увеличения количества трудовых мигрантов, прежде всего, в странах ЕС и США. По нашим оценкам, запрет Россией осуществлять денежные переводы в Украину через международные платежные системы не будет иметь значительного влияния на их поступление. Большая часть таких переводов будет переориентирована через банковскую систему, платежные системы третьих стран, а также неформальные каналы передачи наличных.
Кроме того, в прогноз заложена репатриация дивидендов, начисленных иностранным инвесторам за 2014-2016 годы, которая будет равномерно распределена во времени.
В то же время, выплаты по процентным платежам несколько снизятся из-за сокращения доли частного сектора во внешнем долге, процентные ставки которого выше, чем по обязательствам государственного сектора.
В 2018-2019 годах прогнозируется постепенное снижение дефицита текущего счета до 4.1% и 3.7% к ВВП соответственно (или 4.3 млрд. долл.) в результате роста экспортного потенциала экономики Украины.
Наращивание поставок металлургическими предприятиями, расположенными на подконтрольной Украине территории, произойдет за счет восстановления производственных цепей, а также частичного удовлетворения контрактов, которые в предыдущие годы выполнялись заводами, расположенными на неподконтрольной территории. Также продолжится наращивание поставок продовольственной продукции на рынки Азии. По другим группам товаров увеличение экспорта будет происходить благодаря ускорению темпов роста экономик ОТП.
В 2018-2019 годах рост импорта товаров будет обеспечиваться как не энергетическим, так и энергетическим импортом. Рост неэнергетического импорта будет происходить вследствие сохранения высокого потребительского и инвестиционного спроса на фоне повышения экономической активности в Украине. Энергетический импорт будет увеличиваться за счет постепенного роста цен.
Экспорт и импорт услуг в 2018-2019 годах продолжит рост в результате восстановления товарооборота и деловой активности. Также продолжится увеличение поступлений частных денежных переводов в связи с дальнейшим повышением количества трудовых мигрантов за рубежом.
Прогноз чистых поступлений капитала по финансовому счету в 2017 году остался почти неизменным по сравнению с предыдущим годом – 5 млрд. долл. Основным источником поступления капитала будет оставаться сокращение наличных средств вне банков (3 млрд. долл.) на фоне стабильной ситуации на валютном рынке и повышения потребительских настроений населения.
В 2017 году поступления ПИИ прогнозируются на уровне предыдущего года (1 млрд. долл.) за вычетом операций по докапитализации банковского сектора в обмен на реорганизацию долга перед материнскими учреждениями.
В 2017 году не ожидается полноценного восстановления доступа частного сектора к внешним рынкам капитала. Поэтому банки и реальный сектор будут продолжать погашать задолженность предыдущих лет. В результате роловер по долгосрочным долгам частного сектора составит 90%, а чистый отток долгового капитала оценен в 0.4 млрд. долл.
Также ожидается получение двух кредитов от ЕС общим размером 1.3 млрд. долл., и 0.3 млрд. долл. от других доноров.
В результате профицит сводного платежного баланса в 2017 году (0.7 млрд. долл.) вместе с чистым поступлением денежных средств от МВФ по программе EFF (4.6 млрд. долл.) дадут возможность увеличить международные резервы до 21.1 млрд. долл., или 4.2 месяцев импорта будущего периода.
В 2018 году ожидается рост поступлений капитала по финансовому счету (7.5 млрд. долл.) благодаря улучшению инвестиционного климата: увеличится приток как инвестиционного, так и долгового капитала. В результате роловер по долгосрочным долгам частного сектора вырастет до 100%, а ПИИ – до 2.2 млрд. долл., большая часть которых будет направляться в реальный сектор.
Объемы сокращения наличной валюты вне банков, хотя снизятся (до 2.2 млрд. долл.), но останутся сопоставимыми с поступлением инвестиционного капитала.
Кроме того, в 2018 году ожидается первое после кризисное размещение правительством ОВГЗ на общую сумму 2 млрд. долл.
Профицит сводного счета платежного баланса (3.2 млрд. долл.) вместе с чистыми поступлениями от МВФ (1.8 млрд. долл.) в рамках программы EFF позволит накопить международные резервы в размере 26.2 млрд. долл. (или 5.1 месяца импорта будущего периода), что составит около 92% от композитного критерия МВФ относительно адекватности резервов.
В 2019 году чистые поступления капитала по финансовому счету уменьшатся (до 4.8 млрд. долл.) из-за пика выплат по долговым обязательствам государственного сектора. Рефинансированию этих выплат будет способствовать продолжение размещения правительством ОВГЗ.
Одновременно сохранение благоприятного инвестиционного климата даст возможность продолжить увеличивать привлечение инвестиционного и долгового капитала частным сектором. Это компенсирует постепенное снижение продажи наличной валюты населением.
Несмотря на профицит сводного счета платежного баланса (0.5 млрд. долл.) международные резервы в 2019 году сократятся до 25.1 млрд. долл. (или 4.7 месяца импорта будущего периода) вследствие выплаты кредита МВФ (1.6 млрд. долл.).
МОНЕТАРНЫЙ СЕКТОР И ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ
В 2017 году ожидается продолжение умеренного смягчения монетарной политики. Одновременно с момента публикации предыдущего прогноза ухудшились перспективы экономического роста вследствие активизации боевых действий и блокады транспортных путей на востоке страны, которые отражены в снижении прогноза чистой покупки валюты на рынке для пополнения резервов.
Также вследствие более низких темпов восстановления экономики темпы роста как депозитной, так и наличной составляющей денежной массы в целом за год будут пересмотрены в сторону уменьшения по сравнению с предыдущим прогнозом.
Банковская система будет продолжать функционировать в условиях профицита ликвидности, ее основным источником остается покупка валюты НБУ для пополнения международных резервов.
Рост денежной массы прогнозируется на уровне 10.7%. Постепенное развитие банковской системы и увеличение доли безналичных расчетов повлияют на тенденцию роста мультипликации денег. Предполагается продолжение притока депозитов, как в национальной, так и в иностранной валюте. В текущем году темпы роста депозитов (12.9%) будут превышать темпы роста наличности вне банков (5.2%).
В I квартале 2017 года динамика денежных агрегатов была ниже прогнозируемой, что связано с динамикой наличных денег вне банков. Учитывая временное ухудшение ожиданий из-за ситуации с ПАО КБ “Приватбанк” в конце прошлого года произошел рост объема наличности. Впрочем, после урегулирования ситуации с ПАО КБ “Приватбанк”, наличная гривна начала ускоренно возвращаться в банковскую систему. В дальнейшем ожидается постепенный рост по спросу на наличную гривну, учитывая сезонные факторы.
Прогнозируется увеличение денежной базы на уровне около 6%. Факторами ее прироста будут как наличные деньги в обращении, так и корсчета банков.
В условиях профицита ликвидности банковской системы основным инструментом регулирования процентных ставок на межбанковском рынке будут оставаться операции НБУ по выпуску депозитных сертификатов. Основным источником насыщения ликвидностью банковской системы будут аукционы НБУ по покупке иностранной валюты для пополнения международных резервов. Главным каналом изъятия ликвидности будет плановое погашение правительством ценных бумаг в портфеле НБУ.
Монетарная политика в 2018-2019 годах будет направлена на продолжение снижения инфляции и поддержание ее в пределах целевого диапазона. Темпы смягчения монетарных условий будут зависеть от оценки рисков для ценовой стабильности и динамики инфляционных ожиданий. Также монетарные условия будут зависеть от сбалансированности фискальной политики последующих лет.
РИСКИ ПРОГНОЗА
Баланс рисков для прогноза экономического развития и инфляции, как и ранее, является симметричным, однако направления влияния отдельных внутренних и внешних рисков отличаются.
Основным риском для внутренней среды является эффективность внедрения компенсаторных механизмов для минимизации потерь от прекращения перемещения грузов через линию столкновения в пределах Донецкой и Луганской областей. Это связано как с деятельностью частного сектора (преимущественно крупный бизнес, в частности, предприятия металлургии и энергетики), так и государственного управления, от регуляторных и стратегических решений которого зависят степень и сроки адаптации экономики к торговой блокаде неподконтрольных территорий. Кроме того, весомым остается риск непосредственной эскалации боевых действий на востоке Украины.
Одновременно остается существенная неопределенность относительно проведения макроэкономической политики и структурных реформ, необходимых для сохранения макрофинансовой стабильности, увеличения потенциала экономики и продолжения программы с МВФ. Неэффективная реализация реформ может привести к повышению премии за риск, что усугубит инфляционные и курсовые ожидания и усилит инфляционное давление.
В фискальном секторе существует риск того, что социальные стандарты будут повышаться правительством более существенно, чем это согласуется с достижением целей инфляции с учетом темпов роста производительности труда в экономике. Такая бюджетная политика приведет к сокращению государственных инвестиций, расширению дефицита текущего счета, а также будет вызывать рост долговой нагрузки, ослабляя внешнюю конкурентоспособность и восприятие экономическими агентами курсовых перспектив.
Одним из показателей взвешенности фискальной политики будет соблюдение параметров бюджета, и покрытие максимально возможной части его дефицита за счет поступлений от приватизации.
Как риск рассматриваются возможные изменения в государственной политике субсидирования домохозяйств, которые будут влиять как на совокупный спрос в экономике, так и на инфляционное давление из-за роста реальных располагаемых доходов населения.
Дополнительная неопределенность связана с повышением административно-регулируемых тарифов, в частности, на природный газ (обособление стоимости услуг транспортировки и отделение от стоимости газа как товара) и электроэнергию.
Во внешней среде основная неопределенность связана с динамикой мировых цен на сырьевые товары, которые под влиянием анонсированной политики фискальных стимулов новоизбранного Президента США Д. Трампа подверглись значительному росту в короткие сроки. Однако уже сформировались более осторожные ожидания относительно возможности скорой имплементации такой политики, что формирует риски нивелирования предыдущего роста цен на сырьевые товары. В таком случае более низкие цены на них будут определять снижение объемов поступлений от экспорта с соответствующим давлением на состояние платежного баланса Украины и замедление экономической активности.
В случае проведения жесткой политики ФРС, как реакции на фискальные стимулы в США, существует значительная вероятность ослабления курсов валют развивающихся стран относительно доллара США. Это может снизить спрос на товары украинского экспорта среди стран ОТП, и соответственно создаст дополнительное давление на РЭОК гривны. С другой стороны, этот эффект будет компенсироваться ростом цен на сырьевые товары непосредственно из-за фискальных стимулов в США с соответствующим улучшением сальдо платежного баланса.
Усиливается неопределенность относительно хода политических процессов в Европе, в частности, это касается результатов президентских выборов во Франции и парламентских – в Германии. Накопление ряда внутренних проблем и рост недовольства населения политикой правительств дает шанс на победу тем политическим силам, которые в прошлые годы не могли на него рассчитывать. Кроме того, остается неопределенность относительно развития ситуации с выходом Британии из ЕС. А именно – степень дезинтеграционных процессов, что, прежде всего, будут определять свободное передвижение людей между странами, а также условия, по которым будет происходить торговля с бывшими партнерами по ЕС.
Протекционистские и националистические настроения в странах Европы и США могут отразиться на снижении эффективности международного сотрудничества и уменьшении шансов Украины в части интеграции в западную среду и будут подталкивать инвесторов к более осторожному поведению.
Одновременно возрастает риск эскалации конфликта на Ближнем Востоке и обострения ситуации на Корейском полуострове, что может привести к усилению волатильности на мировых товарных рынках и более осторожному отношению инвесторов к рынкам развивающихся стран, с последующим оттоком капиталов из них. В таком случае негативным последствием для Украины рассматривается ухудшение темпов экономического роста и конкурентоспособности украинских товаров вследствие девальвации валют стран ОТП Украины.
Реализация вышеупомянутых и других рисков в течение прогнозного периода может обусловить отклонения ожидаемой инфляции от целевой траектории и соответствующую реакцию со стороны Национального банка Украины.
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.