Вставка: Новая методология расчета индекса потребительских цен. С января 2017 года ГССУ изменила методологию расчета индекса потребительских цен с целью последующего ее приведения к международным стандартам.
включены новые товары (услуги), потребление которых сегодня является распространенным в Украине (в частности, салаты, ламинат, планшеты, электронные книги, услуги в сфере страхования здоровья и др.);
отдельные товары были разделены (например, вина столовые – отечественные и импортные, аренда жилья – 1-комнатной и 2-комнатной квартиры), а другие, наоборот, объединены.
Во-вторых, ГССУ кардинально изменила подход к расчету весовой структуры составляющих инфляции. Раньше для ее расчета использовалась информация по результатам обследования условий жизни домохозяйств (ОУЖД) – специального опроса, участие в котором принимало ограниченное количество домохозяйств Украины. Вместо этого новая структура построена на данных системы национальных счетов (СНС) относительно потребительских расходов домохозяйств в соответствии с классификацией индивидуального потребления по целям и учитывает генеральную совокупность домохозяйств по стране в целом.
Еще одно изменение – отныне пересмотр весов потребительской корзины будет происходить в январе, а не в июне каждого года, как это было ранее (в 2016 году такого перехода не произошло из-за подготовки к введению новой методологии).
Как и ранее, расчет веса корзины будет базироваться на структуре потребительских расходов за позапрошлый год, а не прошлый год, поскольку такие расчеты требуют определенного времени. Например, в 2017 году основой для расчета ИПЦ является структура затрат за 2015 год (также для расчета инфляции в 2016 году использовалась весовая структура 2014 года по данным ОУЖД). Эти веса дальше актуализируются с учетом динамики цен в базисном году (для расчетов ИПЦ в 2017 году базисным является 2016 год).
Актуализация происходит путем индексации весов каждого компонента ИПЦ (328 компонентов в 2017 году) на изменение цен в базисном периоде и дальнейшей нормализации полученных коэффициентов. Таким образом, увеличивается вес тех компонентов, цены на которые растут быстрее, чем цены других компонентов.
Из весовой структуры, которая базируется на данных СНС, исключаются отдельные категории товаров и услуг (наркотические изделия, условная рента, азартные игры, страхование жизни, товары собственного производства, покупки резидентов за пределами страны). Для дальнейшего разделения на уровне отдельных товаров и услуг, как и ранее, используются данные ОУЖД.
Все вышеперечисленные изменения привели к следующим результатам. Доля продуктов питания и безалкогольных напитков сократилась более чем на 9 п.п. Зато увеличилась доля транспорта, предметов домашнего обихода и услуг здравоохранения, что лучше отражает реальные расходы домохозяйств.
Несмотря на значительное сокращение, доля продуктов питания и безалкогольных напитков в Украине все еще существенно превосходит такие доли в других странах, в том числе сопоставимые по доходам в расчете на одного человека. Высокая доля продуктов питания и безалкогольных напитков в структуре потребления присуща странам с низким уровнем доходов населения. Зато доля коммунальных услуг – одна из самых низких. Доли транспортных и медицинских услуг приблизились к уровню других стран.
Несмотря на существенное подорожание коммунальных услуг, их вес уменьшился. Это объясняется ростом количества домохозяйств, получающих субсидии, и расчетом структуры расходов по всем домохозяйствам Украины, а не по их выборке. Так, расчет веса по СНС основывается на затратах не только резидентов, но и нерезидентов, которые имеют несколько иную структуру потребления, в частности, потребляют меньше коммунальных услуг, в противовес ОУЖД, основанного на опросах только отдельной выборки, то есть только части резидентов.
Произошли изменения также в методологии расчета базового ИПЦ. Так, перечень компонентов базовой инфляции расширен с 229 до 240, а их доля теперь охватывает более 57% общей корзины. Это произошло за счет перехода части товаров из других групп, прежде всего, сырых продуктов, увеличения доли уже имеющихся товаров и услуг (предметы домашнего обихода, бытовая техника, медицинские товары, автомобили и прочее), появления новых товаров и услуг (электронные книги, планшеты, страхование здоровья).
В то же время, доля товаров и услуг, цены на которые регулируются административно (по классификации НБУ) снизилась вследствие исключения из базового ИПЦ части товаров, в частности, из-за отмены государственного регулирования (например, отдельных видов хлеба), исключения некоторых компонентов в корзине (слабоалкогольные напитки, вина крепленые). Кроме того, структура административной инфляции также несколько изменилась – доля алкогольных напитков возросла, однако почти на такую же величину снизилась доля коммунальных услуг.
Доля топлива увеличилась более чем в 2 раза, даже, несмотря на исключение из корзины одного компонента. Это произошло за счет более полного отражения фактических расходов домохозяйств по СНС.
Пересмотр методологии обусловил несколько более низкие показатели инфляции в I квартале 2017 года по сравнению с траекторией прогноза, опубликованной в Инфляционном отчете за январь 2017 года. По оценкам НБУ, влияние этого фактора сохранится только в первом полугодии и будет полностью компенсировано уже во втором полугодии действием других статистических эффектов, в частности, за счет влияния динамических весов.
Пересмотр данных, обнародованных ранее, ГССУ осуществлять не будет – база сравнения остается неизменной.
НБУ позитивно оценивает переход ГССУ на новую методологию расчета ИПЦ, поскольку она направлена на более полное и качественное отражение изменения потребительских цен в Украине. Это будет способствовать эффективному проведению политики инфляционного таргетирования. Пересмотр методологии не повлиял на актуальность прогнозных показателей потребительской инфляции НБУ – 9.1% на конец 2017 года и 6% на конец 2018 года.
СПРОС И ВЫПУСК
Рост реального ВВП в IV квартале 2016 года ускорился до 4.8% г/г, превысив ожидания Национального банка, прежде всего, из-за высоких темпов роста инвестиций. По итогам всего года ВВП вырос на 2.3% г/г.
Как и предполагалось, наибольшую поддержку экономике в 2016 году предоставили инвестиции, рост которых в течение всего года (до 27.1% г/г в IV квартале) происходил.
Положительные тенденции по некоторым другим категориям конечного использования в значительной степени объяснялись ситуацией в сельском хозяйстве. Высокие урожаи сельскохозяйственных культур определяли рост запасов материально-технических ресурсов, что обусловило существенный положительный вклад (5.8 п.п.) в изменение ВВП.
Благодаря активному экспорту зерновых и масла произошел перелом длительной тенденции к спаду экспорта. Хотя импорт также оживился в условиях растущего инвестиционного спроса, отрицательный вклад чистого экспорта сократился (до 5.2 п.п.).
Динамика внутреннего потребления ухудшилась. В частности стремительно замедлился прирост потребления населением вследствие возобновления снижения реальных располагаемых доходов домохозяйств.
В начале 2017 года сохранялся импульс к росту экономической активности. Согласно опросам Национального банка улучшились деловые ожидания предприятий. На летнюю динамику в отдельных видах деятельности влияла также низкая база сравнения. Однако в дальнейшем определяющим фактором стало блокирование транспортных сообщений на востоке страны, в результате чего началось стремительное падение объемов горно-металлургического производства, а также ухудшились показатели смежных видов деятельности.
По оценкам Национального банка, потребительский спрос в I квартале 2017 года оставался сдержанным, однако инвестиции продолжили расти высокими темпами.
Внутренний спрос
Рост валового накопления основного капитала ускорялся в течение всего года (до 27.1% г/г в IV квартале, в сезонно скорректированном выражении вырос на 10.5% кв./кв.). Инвестиционной активности способствовало улучшение финансовых результатов и деловых ожиданий предприятий, значительные капитальные расходы бюджета, а также отложенный инвестиционный спрос.
В IV квартале стремительно ускорился рост инвестиций в сооружения и здания нежилого назначения (35.3% г/г), что было обусловлено существенным ростом капитальных расходов сводного бюджета в конце года, включая объекты дорожно-транспортной инфраструктуры.
Обновление программно-технического обеспечения, в том числе органами государственной власти, определяло значительный прирост по категории продукты интеллектуальной собственности (на 40.3% г/г). Однако доля таких инвестиций в структуре общих инвестиционных расходов в экономике является незначительной.
Высокими темпами продолжался рост инвестиций в машины и оборудование (на 35.2% г/г), что среди прочих факторов обусловлено потребностью в модернизации в условиях растущей внутренней конкуренции, а также выхода на новые рынки сбыта.
Наращивание инвестиционной активности наблюдалось по подавляющему большинству видов экономической деятельности. Резко увеличили инвестиции предприятия наземного и трубопроводного транспорта (в 2.9 раза). В частности, “УЖД” в конце года активно обновляла парк грузовых вагонов.
Продолжили увеличивать инвестиции промышленные предприятия (на 25.1% г/г). Высокими темпами роста инвестиций выделялась легкая промышленность (в 2.8 раза), что может отражать потенциал для дальнейшего импортозамещения.
Уже длительное время устойчивое восстановление инвестиционного спроса демонстрирует аграрный сектор, который стал лидером по приобретению основных средств в 2016 году. В частности, значительными темпами увеличивались объемы закупок импортной техники сельскохозяйственного назначения. Однако в IV квартале рост инвестиций со стороны сельскохозяйственных предприятий продолжал замедляться вследствие эффекта высокой базы сравнения.
Наряду с сельским хозяйством достаточно устойчивый рост инвестиций происходил в секторах услуг, которые, однако, также ослабились на фоне повышающейся базы сравнения. Значительно ускорился рост (в 2.2 раза) инвестиций в сфере здравоохранения и предоставлении социальной помощи.
Основными источниками финансирования инвестиционного спроса оставались собственные средства предприятий. Финансирование инвестиций за счет кредитных средств и иностранных инвестиций оставалось относительно незначительным. Удовлетворялись инвестиционные потребности в значительной степени импортом, учитывая значительный прирост объемов поставок в страну средств производства. Тем не менее, по оценкам Национального банка, в течение 2016 года инвестиционный спрос оказал весомую поддержку также некоторым отечественным видам промышленной деятельности.
Динамика внутреннего потребления в IV квартале ухудшилась. Возобновилось падение потребления сектора общегосударственного управления (на 2.2% г/г), что может объясняться замедлением роста текущих расходов сводного бюджета из-за эффекта базы сравнения – в течение 2016 года расходы были распределены равномернее, чем в 2015 году.
В IV квартале резко замедлился прирост частного потребления (до 0.9% г/г), что обусловлено снижением реальных располагаемых доходов населения, а также сдержанными потребительскими настроениями, ростом затрат на коммунальные услуги и транспорт. Бюджетные возможности домохозяйств были ограничены, поскольку население сократило потребление по сравнению с предыдущим кварталом в сезонно скорректированном выражении даже при условии использования своих сбережений.
Больше всего снизилось потребление тех товаров или услуг, по которым наблюдалась высокая инфляция в годовом измерении. Среди них – услуги ЖКХ, алкогольные напитки и табачные изделия, образование, рестораны и гостиницы.
Благодаря высокому урожаю сельскохозяйственных культур происходило накопление их запасов. В итоге второй квартал подряд существенный положительный вклад (5.8 п.п.) в изменение ВВП предопределяло изменение запасов материально-технических ресурсов.
Внешний спрос
В IV квартале 2016 года ожидаемо снизился отрицательный вклад чистого экспорта (до -5.2 п.п.).
Благодаря активному экспорту зерновых и масла произошел перелом длительной тенденции к спаду экспорта – впервые за почти 6 лет экспорт вырос в годовом измерении (на 9.7%).
Рост импорта, который был поддержан высоким инвестиционным спросом, а также увеличением закупки энергоносителей по сравнению с прошлым годом ускорился (до 19.6% г/г).
Выпуск
По видам экономической деятельности движущей силой экономического роста в IV квартале стало сельское хозяйство – прирост его валовой добавленной стоимости (ВДС) ускорился до 18.4% г/г, обусловив 2.6 п.п. прямого вклада в изменение ВВП.
Ситуация в сельском хозяйстве определялась высокими показателями растениеводства, прежде всего рекордными урожаями зерновых (66.1 млн. т) и масличных, а также высокими урожаями некоторых других технических культур и овощей в 2016 году.
В животноводстве продолжился спад по всем основным видам деятельности. В частности, углубилось падение объемов выращивания животных (в живом весе), в том числе из-за распространения заболеваний среди животных.
Несмотря на дальнейшее падение в животноводстве, высокие урожаи технических культур обусловили ускорение роста в пищевой промышленности (прежде всего в производстве сахара и масла). Это стало весомым фактором возобновления роста ВДС промышленной деятельности в целом (на 2.1% г/г).
Среди других отраслей, возобновился рост также в машиностроении. Прирост производства в некоторых подотраслях отражал растущий инвестиционный спрос. Высокими темпами росло производство машин и оборудования, которые производятся для нужд определенных видов деятельности (в частности, металлургии, пищевой отрасли, сельского хозяйства). Также значительно выросло производство грузовых вагонов и вагонов-платформ в условиях спроса со стороны “УЖД”.
Однако третий квартал подряд замедлялся рост металлургического производства (до 2.6% г/г). В частности, возобновилось незначительное снижение в производстве отдельной готовой металлической продукции. Одновременно улучшилась динамика производства чугуна, стали, проката и труб на фоне роста мировых цен на сталь и решения транспортных проблем.
Возобновилось падение в химическом производстве. В частности из-за сокращения производства удобрений в условиях роста себестоимости производства и усиленной конкуренции, как на внутреннем, так и на внешнем рынках удобрений.
Как и ожидалось, сохранились высокие темпы восстановления строительной активности, отражая, прежде всего, инвестиционный спрос, который поддерживался значительными капитальными расходами бюджета. Тем не менее, рост ВДС строительства замедлился (до 15.6% г/г) на фоне повышающейся базы сравнения, а также из-за неблагоприятных погодных условий в начале IV квартала. Эффект базы сравнения в значительной мере объяснял замедление прироста ВДС торговли (до 1.9% г/г).
Дополнительно на торговой активности сказался спад потребительской активности домохозяйств – как и частное потребление, ВДС торговли снизился по сравнению с предыдущим кварталом в сезонно скорректированном выражении (на 1%).
В IV квартале улучшилась динамика ВДС почти всех секторов услуг. В подавляющем большинстве таких секторов произошел рост по сравнению с предыдущим кварталом в сезонно скорректированном выражении. Прежде всего, после длительного падения в годовом измерении возобновился рост ВДС сектора финансовой и страховой деятельности (на 11.8% г/г) из-за улучшения финансовых результатов банков.
Оценка I квартала 2017 года
По оценкам Национального банка, в I квартале 2017 года рост реального ВВП замедлился (до 3% г/г). В начале 2017 года сохранялся импульс к росту экономической активности, улучшались деловые ожидания предприятий. Кроме того, на показатели годовой динамики активности в отдельных видах деятельности положительно влияла низкая база сравнения января 2016 года.
Однако уже в феврале наблюдался противоположный эффект – из-за меньшего количества дней по сравнению с прошлогодним високосным годом. В то же время, определяющим фактором стало блокирование транспортных сообщений на востоке страны. Как следствие, началось стремительное падение показателей горно-металлургического производства (уже в марте среднесуточное производство стали и чугуна было на 15% и 18% соответственно меньше, чем в январе), а также ухудшились показатели смежных видов деятельности.
Потребительский спрос оставался сдержанным, несмотря на двукратное повышение минимальной заработной платы. В частности, сезонно скорректированный уровень розничного товарооборота в январе-феврале 2017 года в среднем не претерпел существенных изменений по сравнению с соответствующим уровнем IV квартала 2016 года.
Национальный банк оценивает, что инвестиции продолжили расти высокими темпами. На это указывал существенный рост объемов производства машин и оборудования для потребностей всех основных видов деятельности (в частности, рост производства железнодорожного подвижного состава), высокие темпы роста объемов строительства и прироста импорта машиностроительной продукции. При этом годовая динамика инвестиций формировалась на фоне низкой базы сравнения.
Вставка: Последствия приостановки перемещения грузов между подконтрольной и неподконтрольной территориями
В марте 2017 года Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение о временном прекращении перемещения грузов через линию столкновения в пределах Донецкой и Луганской областей (решение Совета национальной безопасности и обороны Украины № 62 от 15.03.2017).
Запрет на перемещение грузов продлится до реализации 1 и 2 пунктов Минского «Комплекса мер» от 12 февраля 2015 года (относительно прекращения военных действий и отвода тяжелого вооружения от линии столкновения в пределах Донецкой и Луганской областей). Это решение было принято на фоне обострения ситуации безопасности в районе проведения АТО в Донецкой и Луганской областях.
Приостановка торговли будет сопровождаться нарушением ряда цепей производства и поставок готовой продукции, которые сохранялись между предприятиями, расположенными на подконтрольной и неподконтрольной территории. Это скажется, прежде всего, на функционировании предприятий металлургической промышленности, производстве кокса и электроэнергии, а также добывающей промышленности и сокращении объемов производства.
В частности, отдельные металлургические заводы, расположенные на неподконтрольной территории, но которые работали по украинскому законодательству и учитывались в украинской статистике, имели железорудные сырьевые базы на контролируемой территории. В свою очередь готовая продукция также отгружалась на подконтрольную территорию. Однако часть металлургических предприятий и коксохимических заводов, расположенных на подконтрольной территории, существенно зависели от поставок кокса и коксующегося угля из неподконтрольных территорий.
Значительные риски сосредоточены также в энергетической отрасли. Так, доля тепловых электростанций в производстве электроэнергии в 2016 году составляла около 39%, из них почти 1/3 ТЭС, работающих на антраците. Антрацит преимущественно поставлялся с неподконтрольных территорий. На территории ОРДЛО также расположена ТЭС, которая работает на газовом угле, который поставлялся с подконтрольной территории, и является весомым источником поставки электроэнергии в Авдеевку. Кроме этого, линии электропередачи, которые пересекают линию столкновения в пределах Донецкой и Луганской областей, периодически повреждаются в результате боевых действий.
Оценка макроэкономических последствий приостановки торговли с ОРДЛО основывалась на ряде допущений.
Во-первых, ввиду расторжения связей с предприятиями на неподконтрольной территории, последние были исключены из показателей экономической деятельности на прогнозном горизонте, что обусловило сокращение потенциального ВВП.
Во-вторых, предприятия на подконтрольной территории, поставки сырья на которые осуществлялось с неподконтрольных территорий, постепенно переориентируются на другие источники поставок или за счет наращивания производства на предприятиях на подконтрольной территории, или импорта. Как следствие, большинство металлургических и коксохимических заводов уже к концу 2017 года возобновят производство до уровня 2016 года.
В-третьих, снижение доли тепловой генерации с использованием антрацита будет компенсироваться наращиванием производства электроэнергии за счет атомной генерации ТЭС, работающих на газовом угле. Кроме того, были учтены косвенные эффекты, которые проявятся через межсекторные связи, в частности уменьшение грузооборота и оптовой торговли.
В целом вклад блокады в изменение реального ВВП в 2017 году оценен на уровне -1.3 п.п. Зато в 2018 году будет наблюдаться ускорение роста реального ВВП на 0.4 п.п. за счет более низкой базы сравнения и наладки альтернативных производственных связей.
Кроме того, более благоприятная внешняя среда, чем ранее ожидалось, смягчит негативное влияние на экономическую активность. Как следствие, рост реального ВВП прогнозируется на уровне 1.9% в 2017 году и 3.2% в 2018 году.
Более низкие объемы производства станут причиной сокращения экспорта металлургической продукции. Также возможно увеличение импорта коксующегося и энергетического угля, который, по оценкам, будет дороже как учтенная стоимость самого угля, так и стоимость фрахта. Это обусловит негативное влияние на сальдо текущего счета платежного баланса и объем продажи валюты на межбанковском рынке.
В то же время, частично это будет компенсировано дополнительным экспортом железорудного сырья, который высвободится в связи с низким потреблением со стороны металлургии. Потери для текущего счета платежного баланса оценены в 1.8 млрд. долл. в 2017 году и 1.1 млрд. долл. в 2018 году. Однако учитывая более благоприятную внешнюю среду, прогноз дефицита текущего счета был пересмотрен до 4.3 млрд. долл. США в 2017 году (с 3.5 млрд. долл. США в предыдущем прогнозе).
По оценкам Национального банка, ситуация на востоке страны будет иметь ограниченное влияние на обменный курс гривны. Негативное влияние блокады на платежный баланс будет в основном компенсировано за счет благоприятной ситуации на внешних сырьевых рынках. Кроме того, для смягчения влияния блокады на валютный рынок Национальный банк при необходимости может сократить объем покупки валюты на межбанковском рынке для пополнения валютных резервов.
В то же время, макроэкономический эффект от приостановки торговли между подконтрольными и неподконтрольными территориями может быть большим в случае отклонения фактического развития событий от заложенных предположений, например, медленнее будет вестись наладка альтернативных источников поставки сырья или будут худшие внешние условия.
РЫНОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ И ДОХОДЫ ДОМОХОЗЯЙСТВ
В IV квартале 2016 года продолжалось активное восстановление спроса на рабочую силу благодаря оживлению экономической активности в течение прошлого года и улучшению финансового состояния предприятий. Однако уровень безработицы по методологии МОТ в сезонно скорректированном выражении остался на высоком уровне, что свидетельствовало о сохранении диспропорций между спросом и предложением на рынке труда.
В отличие от первых трех кварталов в IV квартале 2016 года рост номинальных доходов населения замедлился. Прежде всего, более низкими темпами росли крупнейшие составляющие доходов: заработная плата и социальная помощь, и другие полученные текущие трансферты. Это вместе с ожидаемым ускорением инфляции привело к замедлению роста реальной заработной платы (как части доходов населения) и даже к снижению реальных располагаемых доходов в годовом измерении.
Домохозяйства продолжали тратить накопленные ранее средства на поддержание уровня потребления на фоне высоких тарифов на жилищно-коммунальные услуги и учитывая высокий уровень безработицы. Как следствие, показатель склонности домохозяйств к сбережениям вернулся к отрицательным значениям.
Рынок труда
С начала 2015 года ГССУ публикует отдельные данные без учета части зоны проведения АТО, поэтому некоторые показатели рынка труда могут быть недооценены.
Численность экономически активного населения в конце 2016 года сократилась (на 0.6% г/г – до 17.8 млн. лиц в IV квартале) прежде всего под влиянием демографических и миграционных процессов. Практически такими же темпами уменьшилось и количество занятого населения (на 0.7% г/г – до 16.1 млн. лиц).
Однако на фоне восстановления экономического роста и решения правительства о двукратном повышении МЗП вероятно произошло возвращение к поиску работы отчаявшихся лиц. В результате уровень экономической активности населения увеличился в конце 2016 года (в сезонно скорректированном выражении).
Оживление экономической активности в течение 2016 года обусловило замедление снижения количества штатных работников (7.8 млн. лиц на конец 2016 года), которые составляют почти половину всех занятых.
Однако во второй половине 2016 года несколько возросла неполная занятость. По данным ГСЗУ, в 2016 году количество работающих, переведенных по экономическим причинам на неполный рабочий день (неделю) составило 5.9% среднего учетного количества штатных работников. Самой распространенной эта форма занятости была в сфере научных исследований и разработок и в промышленности, в региональном разрезе – в Луганской, Запорожской и Донецкой областях.
В январе-феврале 2017 года количество штатных работников продолжало снижаться (до 7.7 млн. лиц на конец февраля), что произошло в большинстве отраслей (кроме наземного, трубопроводного, авиационного транспорта и складского хозяйства). Это могло быть обусловлено осторожным отношением предприятий к наращиванию занятости в условиях роста расходов на оплату труда.
Однако по данным ГСЗУ, в январе-феврале 2017 года количество работников, предупрежденных о предстоящем высвобождении вдвое снизилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (до 41 тыс. лиц). Больше половины предупрежденных лиц об увольнении составляли работники государственного управления, обороны и обязательного социального страхования.
Восстановление спроса на рабочую силу, которое наблюдалось в течение 2016 года, сохранилось и в январе-феврале 2017 года. Об этом свидетельствовали как данные ГСЗУ, так и данные сайтов поиска работы в сети Интернет. Вместе с тем, восстановление спроса по данным сайтов поиска работы в сети Интернет было более сдержанным, чем по данным ГСЗУ.
Это могло быть связано с увеличением количества работодателей, которые сотрудничали с центрами занятости (на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 60 тыс. предприятий). Так, по данным ГСЗУ, потребность работодателей в работниках на замещение свободных рабочих мест в феврале 2017 года выросла на 47.6% г/г. А на сайтах частных агентств по подбору кадров количество зарегистрированных вакансий выросло на 30% г/г. Это обусловило снижение уровня нагрузки на одно свободное рабочее место. Как по данным Государственной службы занятости, так и по данным сайтов поиска работы (на 41% г/г и 15% г/г соответственно).
Уровень безработицы населения по методологии МОТ (в % к экономически активному населению в возрасте 15-70 лет) в IV квартале 2016 года вырос до 9.7%, что в основном объясняется сезонным снижением спроса на рабочую силу для работников сельского хозяйства и строительства. Это, в свою очередь, в большей степени отразилось в росте уровня безработицы среди мужчин сельской местности.
Однако и в сезонно скорректированном выражении уровень безработицы оставался выше, чем в прошлом году, несмотря на незначительное снижение (до 9.3%) по сравнению с предыдущим кварталом. В целом за год уровень безработицы в 2016 году вырос по сравнению с прошлым годом на 0.2 п.п. и составил 9.3%.
Рост безработицы, несмотря на экономическое восстановление и увеличение спроса на рабочую силу, может свидетельствовать о сохранении значительных диспропорций между спросом и предложением рабочей силы. В частности, самый высокий уровень безработицы в 2016 году зафиксирован среди молодежи в возрасте 15-24 лет (23% – из-за сложностей в трудоустройстве после обучения), в региональном разрезе – в Луганской и Донецкой областях (соответственно 16% и 14.1%).
По приведенным данным ГСЗУ, треть имеющихся вакансий была сосредоточена в г. Киеве, в Днепропетровской и Харьковской областях (по состоянию на 1 января 2017 года). По видам экономической деятельности (по состоянию на 1 марта 2017 года) – в промышленности, торговле и сельском хозяйстве (22%, 18% и 14% соответственно), по профессиональным группам рабочих по обслуживанию оборудования, машин и квалифицированных рабочих с инструментом (40%).
Наибольшая нагрузка на одно свободное рабочее место была зафиксирована среди квалифицированных рабочих сельского и лесного хозяйств – 24 человека, среди законодателей, высших государственных служащих, руководителей, менеджеров – 17 человек. По данным сети Интернет, на одно рабочее место претендовало в сфере юриспруденции 73 лица, в финансовой и банковской сфере – 40 человек, в образовании и науке – 36 человек.
Доходы домохозяйств и сбережения
В IV квартале 2016 года рост номинальных доходов населения замедлился. Снизились темпы роста крупнейших составляющих доходов: заработной платы (до 20.1% г/г), социальных пособий и других полученных текущих трансфертов (до 6.9% г/г). Замедление роста социальных пособий и других полученных текущих трансфертов произошло из-за высокой базы сравнения прошлого года. Увеличение объемов субсидий, предоставленных населению на оплату услуг ЖКХ, обусловило увеличение доли социальных пособий и других полученных текущих трансфертов в доходах населения до 38%, что практически равно доле заработной платы (снизилась до 39.1%).
В целом в 2016 году номинальные доходы населения выросли на 15.4% по сравнению с прошлым годом, в основном из-за роста заработной платы (вклад в годовой рост составил 9.9 п.п.).
Соответственно, на фоне ожидаемого ускорения потребительской инфляции в IV квартале 2016 года замедлился рост реальной заработной платы, как части доходов населения (до 6.1% г/г) и возобновилось снижение реальных располагаемых доходов населения (на 1% г/г). Это стало весомым фактором замедления потребления товаров и услуг домохозяйствами.
Как и в течение последних двух лет население продолжало использовать сбережения, накопленные в предыдущие периоды, для поддержания уровня потребления. Так, в 2016 году превышение продажи валюты над покупкой было наибольшим за всю историю наблюдений, хотя и несколько сократилось в IV квартале 2016 года. Однако показатель склонности населения к сбережениям (в том числе в сезонно скорректированном выражении) вернулся к отрицательным значениям.
Повышение минимальной зарплаты в два раза (до 3200 грн.) с 1 января 2017 года стало причиной ускорения роста средней заработной платы (начисленной в расчете на одного штатного работника) как в номинальном, так и в реальном исчислении (в январе-феврале 2017 года до 36.5% г/г и 19.8% г/г соответственно). Это, по нашим оценкам, окажет поддержку потребительскому спросу в 2017 году. Однако умеренные темпы роста доходов из других источников, кроме заработной платы, а также имеющиеся диспропорции на рынке труда будут сдерживать потребительский спрос.
Вставка: Снижение ЕСВ: год спустя
Решение правительства относительно существенного снижения с 2016 года ставки единого социального взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, который начисляется на фонд оплаты труда, повлияло как на поведение предприятий Украины, так и на показатели фискального сектора.
По результатам опроса предприятий в I квартале 2017 года, подавляющее большинство предприятий увеличили заработную плату своим сотрудникам вследствие снижения ЕСВ в 2016 году (доля тех, кто это сделал, выросла на 8.6 п.п. до 65.2% по сравнению с предыдущим опросом). В большинстве случаев повышение заработной платы произошло на полную сумму или даже было выше объемов высвобожденных денежных средств. Отдельные предприятия более существенное повышение заработных плат объясняли их индексацией на инфляцию.
Выше среднего уровня по Украине была доля предприятий, которые повысили заработную плату вследствие снижения ЕСВ, в промышленности (добывающая и перерабатывающая промышленность). Ниже, чем средний уровень, была доля транспортных и строительных предприятий (несмотря на высокие результаты деятельности в строительстве прошлого года). Однако, даже в этом случае доля тех, кто повысил заработную плату, превысила 50%.
В свою очередь, более существенно повысили зарплату, чем было высвобождено средств, предприятия АПК (которые тоже в прошлом году демонстрировали высокие результаты) и торговли, а также те предприятия, которые осуществляют внешнеторговые операции.
Как и по результатам предыдущего опроса, те предприятия, которые не повысили заработной платы, направили высвободившиеся средства на финансирование текущей деятельности (20% предприятий, доля уменьшилась на 8 п.п.). В частности, среди направлений, на которые были направлены высвобожденные средства – уплата прочих налогов, оплата сырья и энергоносителей, которые за прошлый год подорожали, а также выплата среднего заработка мобилизованных в АТО и на срочную службу (по действующему законодательству). Больше всего предприятий, которые финансировали текущую деятельность за счет высвобожденных средств, – среди строительных предприятий.
Доля тех предприятий, которые направили высвобожденные средства на финансирование инвестиционной деятельности, выросла, но осталась незначительной (2% респондентов по сравнению с 1.2% в предыдущем опросе). В частности, средства были направлены на строительство новых производственных линий на предприятиях АПК, которые были лидерами по инвестиционной активности в прошлом году. Выше среднего уровня по Украине была также доля тех, кто направил высвобожденные средства на инвестиции, среди крупных предприятий.
Практически неизменной осталась доля предприятий, которые не почувствовали экономии средств от снижения ЕСВ (около 11%). Это произошло, например, на тех предприятиях, которые наняли больше работников. По видам деятельности таких больше в транспорте, строительстве, среди малых предприятий и предприятий, которые не осуществляют экспортно-импортных операций. Среди предприятий добывающей промышленности доля тех, кто не почувствовал экономии средств, была самой низкой, что объясняется более высоким уровнем ставки начислений, которая действовала для этого вида деятельности до снижения и унификации ЕСВ.
Также весомым положительным следствием сокращения ЕСВ стало ослабление налогового давления на предприятия Украины, что привело к росту их прибыли. За 9 месяцев 2016 года, прибыль предприятий выросла на 15% по сравнению с соответствующим периодом 2015 года. Негативные финансовые результаты изменились в сторону положительных (-184 млрд. грн. за 9 месяцев в 2015 году и 82 млрд. грн. за 9 месяцев 2016 года).
Рост заработных плат (в целом фонд оплаты труда вырос на 20.7% г/г в 2016 году) и макроэкономическая стабилизация стали причиной менее существенного сокращения объемов поступления от ЕСВ (почти на 30% г/г в 2016 году) по сравнению с сокращением ставки. Положительную роль сыграло и повышение максимальной величины базы начисления (с 17 до 25 минимальных месячных заработных плат). В целом поступления от ЕСВ в Пенсионный фонд были даже на 1.7% больше, чем по плану.
В то же время, снижение ресурсной базы социальных фондов, особенно Пенсионного фонда, относительно предыдущего года обусловило существенное увеличение средств государственного бюджета, направленных на его поддержку (на 50.4% г/г). Всего по итогам 2016 года на покрытие дефицита средств Пенсионного фонда для выплаты пенсий направлено 84.9 млрд. грн.
Общий объем средств государственного бюджета, направленных на пенсионные программы (расходы на выплату пенсий, надбавок и повышений к пенсиям, назначенных по пенсионным программам; на компенсацию страховых взносов за отдельные категории лиц) составил 142.6 млрд. грн. Это обострило вопрос неотложного проведения пенсионной реформы с целью балансирования доходов и расходов Пенсионного фонда.
Вместе с тем, в 2017 году на уровень заработных плат и поступления от ЕСВ в большей степени будет влиять повышение вдвое минимальной заработной платы, которая является базой начисления ЕСВ.
Вставка: Последствия повышения минимальной заработной платы по результатам опроса предприятий
Опрос был проведен с 07 февраля по 06 марта 2017 года. Было опрошено 673 предприятия в 22 регионах страны (без учета Крыма, а также Донецкой и Луганской областей), которые представляют экономику по основным видам и направлениям деятельности, размерам по количеству работников (без физических лиц-предпринимателей). Предоставленные результаты являются отражением лишь мнения респондентов – руководителей предприятий Украины в І квартале 2017 года и не являются прогнозами и оценками НБУ.
Для оценки влияния повышения МЗП вдвое с начала 2017 года на деятельность предприятий в I квартале 2017 года НБУ добавил в регулярный опрос относительно деловых ожиданий предприятий соответствующие дополнительные вопросы. Согласно с оценками и ожиданиями предприятий, основным следствием повышения МЗП станет повышение заработной платы сотрудникам. О таких намерениях сообщило подавляющее большинство опрошенных предприятий – 83% респондентов.
Немногим более половины из них (51%) повысят заработную плату для всех категорий сотрудников. В частности, ожидается равномерное повышение заработной платы по коэффициентам тарифной сетки, которая действует на предприятиях. Другие планируют повысить зарплату только части работников. Это будет происходить путем установления доплат или повышения зарплат для работников, у которых зарплата ниже 3 200 грн., в частности, рабочему персоналу. В то же время, такие предприятия не планируют повышать зарплату работникам со средним и высоким ее уровнем.
Такие результаты свидетельствуют о риске сужения разницы в оплате труда между низкоквалифицированным и высококвалифицированным персоналом, что может уменьшить мотивацию к труду и отрицательно повлиять на производительность труда.
Сравнительно большая доля предприятий АПК и строительства, чем в среднем по Украине, планирует повышать заработную плату всем работникам. В то же время, энергетические, коммунальные и транспортные предприятия преимущественно повысят зарплату только тем, у кого она была ниже, чем новая МЗП.
Респонденты надеются, что увеличение объемов реализации, стабильные заказы и их своевременное финансирование контрагентами дадут возможность повысить зарплату.
Повышение заработной платы, по оценкам предприятий, обусловит увеличение соответствующих расходов на уплату налогов и сборов. Предприятия планируют, что эти расходы будут происходить в большей степени за счет предприятий, а не за счет наемных работников (61% и 8% ответов, соответственно).
Эти расходы предприятия (33% респондентов) планируют компенсировать путем повышения цен на собственную продукцию и услуги. Высокие ожидания относительно роста исходных цен у предприятий перерабатывающей промышленности и строительства, низкие – у малых предприятий. Последнее можно объяснить ограниченными возможностями повышать цены, учитывая высокую эластичность спроса на их продукцию, которая в основном продается на внутреннем рынке.
Также подавляющее большинство опрошенных предприятий (второй квартал подряд их доля превышает 90%) ожидает, что вырастут входные цены на сырье и услуги, которые предприятие закупает у украинских поставщиков.
Другим направлением финансирования возросших производственных расходов станет сокращение прибыли или увеличение убытков предприятия, что, в свою очередь, может привести к сокращению поступлений в бюджет от налога на прибыль предприятий.
Среди других негативных последствий роста производственных затрат – уменьшение оборотных средств и возможностей осуществлять инвестиции. Чаще отмечали меньшие возможности инвестирования строительные и сельскохозяйственные предприятия, а сокращение оборотных средств – строительные, транспортные и перерабатывающие предприятия. Ряд предприятий предусматривают вероятность роста штрафных санкций за нарушения трудового законодательства и давление со стороны контролирующих органов. Однако лишь 2% респондентов отмечают вероятность закрытия предприятия в течение года, среди них выше доля малых предприятий (3.6% ответов).
Достаточно умеренные планы предприятий по изменению занятости на своих предприятиях: изменения в численности сотрудников и введение неполного рабочего дня ожидают лишь около 24% опрошенных предприятий. Почти 13% респондентов планируют сократить количество работников, в частности за счет низкоквалифицированного персонала. Выше среднего уровня ожидания малых предприятий по сокращению количества персонала. Еще 9% респондентов планируют перевести часть работников на неполный рабочий день. Около 2% планирует перевести на неполный рабочий день весь персонал. Наименее склонны вводить частичную занятость крупные предприятия.
Такие ожидания предприятий относительно повышения зарплат и изменений в занятости в целом соответствуют нашим предыдущим оценкам, которые предусматривали высокие темпы роста заработных плат у низкооплачиваемых работников и умеренное снижение уровня занятости. Также исполняются наши прогнозы по более высокой эластичности влияния повышения МЗП на деятельность малых предприятий.
Около 10% предприятий вообще не планируют никаких изменений ни по уровню заработных плат, ни по количеству персонала. Некоторые из них объясняют это высоким уровнем заработных плат, которые уже действуют на предприятиях, даже самые низкие из которых превышают уровень 3200 грн. В частности, в Киеве и Киевской области около 16% респондентов отметили, что соответствующих изменений не произойдет. Отдельные предприятия, хотя и не планируют повышать заработные платы, предусматривают увеличение объема уплаченного ЕСВ.
Также отдельные предприятия отмечают положительные последствия от повышения МЗП, в том числе внутренний спрос на их продукцию должен повыситься из-за более высокой оплаты труда в бюджетном секторе и расширения возможностей социальной защиты. Это также соответствует нашим предыдущим оценкам по активизации внутреннего спроса вследствие повышения МЗП, что обусловит дополнительный положительный вклад в рост реального ВВП на уровне 0.5 п.п.
ФИСКАЛЬНЫЙ СЕКТОР
В начале 2017 года фискальная политика оставалась сдержанной, несмотря на стремительный рост расходов (прежде всего, по социальным направлениям). Так, двукратное повышение минимальной заработной платы с 1 января 2017 года привело к увеличению расходов на заработную плату в бюджетном секторе и начислениях на нее. С другой стороны, рост поступлений от ЕСВ ожидаемо обусловил умеренные темпы роста расходов бюджета на пенсионное обеспечение.
Однако в январе-феврале 2017 года сформировался значительный профицит сводного бюджета (18 млрд. грн.). Это стало следствием существенного ускорения роста доходов бюджета благодаря таким общеэкономическим факторам, как высокие результаты экономической деятельности в конце прошлого года, улучшение финансового состояния предприятий, активизация импорта и повышение минимальной заработной платы и налоговые изменения (введение с 1 января 2017 года взимания НДС с импортируемого газа в момент растаможки для всех участников рынка, повышение акцизов на табачные изделия и алкогольные напитки).
Государственный и гарантированный государством долг по состоянию на конец февраля 2017 года составил 1941 млрд. грн., практически не изменившись с начала года, несмотря на значительные объемы выпуска ОВГЗ для финансирования квазифискальных потребностей.
Доходы
Доходы сводного бюджета в январе-феврале текущего года существенно ускорили рост (до 55.3% г/г) за счет как налоговых, так и неналоговых поступлений.
Рост налоговых поступлений ускорился (до 57.5% г/г) благодаря экономическим факторам и налоговым изменениям. Так, значительные налоговые поступления в начале 2017 года были обеспечены высокими результатами в отдельных видах экономической деятельности в конце прошлого года (в частности, в сельском хозяйстве).
Ключевым налогом, который обеспечил такие высокие темпы, стал НДС, поступления от него увеличились на 71.8% г/г. Это произошло в результате активного импорта и ослабления гривны по отношению к доллару США в начале года.
Другими весомыми факторами, вызвавшими увеличение НДС-поступлений, были окончательная отмена специального режима для сельскохозяйственных производителей и введение единой ставки налогообложения природного газа для всех участников рынка во время его растаможки.
В то же время, за два месяца года объемы возмещения НДС возросли лишь на 6.6% г/г, что стало дополнительным фактором значительных поступлений этого налога.
Налог на прибыль предприятий также существенно повлиял на рост налоговых поступлений. Объем его поступлений превысил прошлогодний почти в четыре раза. Впрочем, это в значительной степени связано со статистическими эффектами, которые связаны с внедренным в прошлом году изменением подхода к администрированию.
Также весомым фактором высоких поступлений было заметное улучшение финансового состояния предприятий, в том числе государственных.
Поступления от налога на доходы физических лиц сохранили высокие темпы роста (на уровне показателей прошлого года) благодаря дальнейшему увеличению номинальных заработных плат, в том числе и за счет двукратного повышения минимальной заработной платы.
В противовес прошлому году неналоговые поступления увеличились (на 36.3% г/г). Это произошло, в частности, за счет поступлений от перечисления части чистой прибыли государственных или коммунальных предприятий и дивидендов и собственных поступлений бюджетных учреждений.
Одновременно в январе-феврале текущего года рост поступлений от акцизного налога существенно замедлился (до 21.6% г/г). Это связано со статистическим эффектом, поскольку именно в первые два месяца прошлого года произошло существенное увеличение производства подакцизных товаров, подлежащих маркировке (в частности, вина и водки), в преддверии повышения ставок налога.
Впрочем, повышение ставок акцизного налога на табачные изделия, а также умеренная девальвация гривны в начале года и высокий импорт поддержали увеличение поступлений. Последние два фактора также повлияли на поступления от налогов на международную торговлю, которые продолжили расти.
Расходы
Расходы сводного бюджета в январе-феврале 2017 года стремительно выросли – на 52.1% г/г вследствие увеличения капитальных и текущих расходов. Рост последних произошел, прежде всего, из-за повышения расходов по социальным направлениям.
Прежде всего, ускорился рост расходов на социальное обеспечение – до 87.1% г/г. Основой такого ускорения стали существенные объемы расходов на предоставление льгот и субсидий населению на оплату услуг ЖКХ из-за более высоких тарифов по сравнению с прошлым годом, а также из-за повышенного потребления энергоресурсов, учитывая более суровую зиму.
Кроме того, увеличились затраты на оплату труда и начисления на нее, в первую очередь, за счет роста расходов на заработную плату бюджетных учреждений и организаций (на 34.4% г/г) вследствие двукратного повышения минимальной заработной платы. В то же время, увеличение поступлений от ЕСВ (на 24.2% г/г за январь-февраль 2017 года) ожидаемо обусловило умеренные темпы роста расходов бюджета на пенсионное обеспечение даже на фоне низкой базы сравнения прошлого года.
По сравнению с прошлым годом другие направления текущих расходов также продемонстрировали рост. Самые высокие темпы показали расходы на использование товаров и услуг за счет мероприятий по реализации государственных (региональных) программ и оплаты коммунальных услуг и энергоносителей. Также существенно увеличены расходы на субсидии и текущие трансферты предприятиям. Однако рост расходов на обслуживание долговых обязательств был ожидаемо умеренным.
В январе-феврале 2017 года капитальные расходы были больше, чем в аналогичном периоде прошлого года, и традиционно осуществлялись преимущественно за счет местных бюджетов, у которых капитальные расходы возросли вдвое. В частности, средства направлялись на улучшение дорожной инфраструктуры.
Высоким ростом в январе-феврале 2017 года согласно функциональной классификации выделялись расходы на социальную защиту, образование и здравоохранение. Рост расходов на образование и здравоохранение в первую очередь отражал увеличение оплаты труда в этих сферах, в частности, вследствие повышения минимальной заработной платы.
Сальдо
Сводный бюджет в январе-феврале 2017 года выполнен с существенным положительным сальдо – 18 млрд. грн. Такой показатель сформировался главным образом благодаря местным бюджетам (16.6 млрд. грн. профицита), в то время как профицит государственного бюджета был умеренным (1.4 млрд. грн.).
В начале 2017 года правительство продлило размещение краткосрочных и среднесрочных ОВГЗ. Впрочем, большую долю заимствований на внутреннем рынке составили бумаги со сроком обращения более одного года, что уменьшит нагрузку на бюджет. Кроме этого, активное снижение НБУ учетной ставки на протяжении 2016 года способствовало уменьшению стоимости ресурсов, привлеченных Министерством финансов на внутреннем рынке и, соответственно, затрат на их обслуживание.
В то же время, продолжался выпуск ОВГЗ на квазифискальные цели – 16.3 млрд. грн. с начала 2017 года с целью поддержки банков.
Несмотря на значительные объемы выпуска ОВГЗ, государственный и гарантированный государством долг по состоянию на конец февраля практически не изменился по сравнению с началом 2017 года (вырос всего на 0.6%). Это, среди прочего, было связано со снижением внешнего гарантированного государством долга.
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.