Так, в периоды напряжения на денежно-кредитном рынке росла концентрация ликвидности банковской системы. То есть в эти периоды усиливалась неравномерность распределения ликвидных средств банков: усложнялся доступ на МБКР для малых и средних банков, в то время как ликвидность была преимущественно сосредоточена в крупнейших банках.
Как следствие, несмотря на значительный профицит ликвидности в целом по банковской системе, возникала потребность в поддержке ликвидности со стороны регулятора для восстановления равновесия не только на МБКР, но и в финансовой системе в целом.
Украинский МБКР является достаточно узким. Только около 15 банков поддерживают регулярные кредитные линии друг с другом, рынок кредитов овернайт начал уступать преимущество валютным свопам.
Среднедневной объем кредитных сделок овернайт снизился с 2.4 млрд. грн. в первой половине 2015 года до 0.8 млрд. грн. во второй половине 2016 года. Среднедневное количество сделок сократилось с 73 до 21. В то же время, среднедневной объем сделок своп овернайт в соответствующем периоде увеличился с 0.2 млрд. грн. до 2.5 млрд. грн., а среднедневное количество сделок выросло с 4 до 45. Аналогичная тенденция прослеживается и для операций сроком до 1 недели.
Осенью 2016 года в структуре операций на МБКР преобладали обеспеченные сделки (87%), а по сроку предоставления наибольшей была доля операций до 7 дней (89%). Необеспеченные кредиты привлекали лишь банки с наилучшей репутацией, для которых наиболее характерным является профицит ликвидности. В то же время, ставки по обеспеченным сделкам оставались значительно выше, чем по необеспеченным сделкам. Такая ситуация сопоставима с общей ситуацией кредитного рынка, на котором в течение последних двух лет по данным опросов об условиях кредитования стоимость ресурсов определяется не столько качеством обеспечения, сколько надежностью заемщика.
До недавнего времени 10 наиболее активных банков обеспечивали свыше 70% оборота МБКР. По результатам анализа сделок и взаимосвязей между банками на МБКР в течение сентября-ноября 2016 года были выделены следующие группы банков:
Приватбанк – доля в общем объеме привлеченных ресурсов на МБКР составляла 25% (сам банк не размещал). Банк привлекал ресурсы через валютные свопы у банков-посредников. Общий объем операций на МБКР, связанных с Приватбанком, оценивается на уровне около 70%;
банки-посредники – доля в привлеченных ресурсах на МБКР составляет 51%, наибольшая доля которых размещалась в Приватбанке прямо или через другие банки-посредники;
государственные и иностранные банки (которые не относятся к посредникам) – на привлечение работали в основном бланковыми соглашениями, отдельные из них были «первичными кредиторами» для банков — посредников;
остальные банки (средние и малые украинские банки) преимущественно были «первичными кредиторами» (17% от объема предоставления на МБКР) банков-посредников.
Ставки на межбанковском рынке активно реагировали на снижение ключевой ставки Национального банка Украины. Индикативный диапазон процентных ставок на МБКР снизился с 18-36% в марте 2015 года до 11-15% в январе 2017 года (индикативный диапазон рассчитан как диапазон среднемесячных процентных ставок отдельных банков на межбанке без 5% самых высоких и самых низких ставок).
Изменение операционного дизайна монетарной политики вместе с очищением банковской системы способствовали сужению диапазона «рассеивания» процентных ставок на МБРК на протяжении последних двух лет: стандартное отклонение процентных ставок (без учета Приватбанка) сократилось с 3-4% в 2015 году до 1-2% в 2016 году.
Более половины сделок на МБКР имели посреднический характер и были связаны с привлечением средств Приватбанком. Это имело весомое влияние на стоимость ресурсов на МБКР. Процентные ставки из-за его сделок дольше всего и в наименьшей степени реагировали на изменение ключевой ставки НБУ. С начала 2015 года постепенно расширился спред между стоимостью привлечения средств Приватбанком и средней ставкой на рынке, превысив в ноябре 2016 года 4 п.п. В свою очередь, спрэд между обеспеченными и необеспеченными кредитами на конец ноября достиг 2.7 п.п.
Банки с государственной долей и иностранные банковские группы привлекали средства под более низкие процентные ставки. Эти ставки можно считать наиболее «рыночными», поскольку они по большей части не относились к посредническим схемам.
Несмотря на существенное усиление роли ключевой ставки монетарной политики в течение 2015-2016 годов, дальнейшее повышение эффективности трансмиссионного механизма зависит, в том числе, от развития МБКР. Недавно принятое решение о капитализации Приватбанка за счет государственных средств и уже осуществленные меры по его оздоровлению будут способствовать снижению сегментации МБКР и его функционированию по классической модели рынка в условиях профицита ликвидности.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В УКРАИНЕ
ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ ПРОГНОЗА
В 2017-2018 годах ожидается ускорение роста мировой экономики. Основным импульсом будут фискальные стимулы, прежде всего, в США и Китае, на фоне постепенного восстановления мировых цен на сырьевые товары. Однако угрозу несут как политические риски, связанные с неопределенностью результатов выборов в отдельных странах Европы, так и геополитические, прежде всего, связанные с обострением ситуации в странах Ближнего Востока (Сирии, Ливии, Йемене) и Украине.
В частности, в отдельных странах будут наблюдаться следующие тенденции:
рост ВВП США ускорится благодаря политике фискального стимулирования. Вместе с тем, увеличение бюджетных расходов и стимулирование внутреннего спроса в условиях низкого уровня безработицы увеличит инфляционное давление, что приведет к более жесткой монетарной политике ФРС. Активизация экономической деятельности на фоне повышения процентной ставки ФРС будет стимулировать приток инвестиций в страну и соответствующий отток из стран, рынки которых развиваются;
темпы роста экономики Еврозоны в 2017 году замедлятся с постепенным восстановлением в 2018 году. Факторами замедления будут: низкая инфляция, неопределенность, вызванная введением в действие Brexit, и ухудшение инвестиционного климата из-за политических событий. Эти факторы на фоне замедления финансирования из фондов развития ЕС будут иметь и негативные последствия для стран Центральной и Восточной Европы;
темпы экономического роста Великобритании в 2017 году будут замедляться из-за неопределенности, связанной с процессом выхода страны из состава ЕС. В то же время, существенный запас прочности экономики страны, ожидаемый длительный процесс выхода, а также поддержка со стороны значимого торгового партнера – США, позволят стране минимизировать негативные последствия от Brexit;
темпы роста экономики Китая и в дальнейшем будут снижаться, хотя и останутся одними из самых высоких в мире. Высокий уровень задолженности корпоративного сектора и постоянный рост уязвимости экономики Китая к негативным шокам являются главными причинами замедления экономического роста. Дополнительное давление может оказать обострение политической напряженности между Китаем и США;
политическая нестабильность и проблемы с безопасностью остаются весомыми факторами, которые будут сдерживать экономический рост Турции. Зато поддержку будут оказывать активизация цен на черные металлы, ценовые конкурентные преимущества турецких товаров на мировых рынках за счет существенной девальвации национальной валюты как в 2016 г., так и в начале 2017 г., и частичное восстановление торговых отношений с Россией. В результате экономический рост ускорится в 2017-2018 годах по сравнению с 2016 годом, хотя и будет слабее, чем в предыдущие годы;
экономика России постепенно будет восстанавливаться за счет стабилизации цен на нефть, улучшения ситуации на рынках черных металлов, уменьшения инфляционного давления и восстановления внутреннего спроса. Это будет иметь положительный эффект и на соседние страны – Казахстан и Беларусь (хотя внутренние диспропорции будут оставаться существенными, что не позволит Беларуси выйти на положительный прирост ВВП в 2017 году). Обменный курс российского рубля к доллару США будет колебаться в узком диапазоне. Ревальвационное давление со стороны роста цен на сырьевые товары будет нивелироваться центральным банком путем увеличения международных резервов из-за их существенных потерь в предыдущие периоды.
На обменный курс доллара США к евро будут влиять разнонаправленные факторы, которые могут поддерживать курс на текущем уровне. Основными факторами, которые будут действовать в сторону укрепления доллара США, будут:
дальнейшее повышение процентной ставки Федеральной резервной системы в отличие от политики количественного смягчения Европейского центрального банка;
значительные фискальные стимулы, которые повлекут за собой рост инфляции и соответственно приведут к повышению процентных ставок по государственным ценным бумагам;
политические риски в Еврозоне.
Вместе с тем, согласно базовому сценарию весомым фактором, который будет сдерживать укрепление доллара в 2017 году, будет более умеренное, чем ожидается рынком, повышение ставки ФРС (дважды против трех раз). Такой сценарий основывается на предположении о более умеренной экономической политике нового президента США, чем предполагалось его предвыборной риторикой, и осторожном подходе ФРС к повышению ставок.
Дополнительными факторами будут также:
ожидаемое постепенное сворачивание политики количественного смягчения ЕЦБ на фоне уменьшения объемов программы с апреля 2017 года;
активизация экономической деятельности отдельных стран Еврозоны, в частности, Франции, Италии, Испании и др., через повышение уровня сотрудничества с США.
После стремительного роста в конце 2016 года внешняя ценовая конъюнктура для украинских экспортеров в 2017 году постепенно будет корректироваться. Однако средний уровень остается более высоким, по сравнению с предыдущим годом, прежде всего, за счет цен на черные металлы.
Весомым фактором влияния на ценовые тенденции на мировом рынке стали будет спрос со стороны Китая и США, а также характер взаимоотношений между обеими странами. Так, американские металлурги ожидают роста инвестиций в строительство и инфраструктуру США. Вместе с тем, риск торгового конфликта между США и Китаем может повлиять на потребление США импортируемой стали из Китая.
Кроме того, китайский экспорт стальной продукции будет продолжать находиться под действием введенных в 2016 году ограничений со стороны США, ЕС, Индии и некоторых стран Латинской Америки.
В свою очередь, Китай подтвердил позицию относительно дальнейшего сокращения избыточных стальных и угольных мощностей, несмотря на действия отдельных производителей в конце 2016 года по наращиванию объемов производства из-за стремительного роста цен. В то же время, значительные объемы государственного финансирования инфраструктурных проектов Китая будут увеличивать и объемы потребления стали страной.
При таких условиях на фоне постепенного восстановления мировой экономики цены на черные металлы будут иметь существенную поддержку.
Цены на зерновые после пика падения во второй половине 2016 года, несмотря на рекордный мировой урожай, постепенно будут расти на фоне увеличения спроса. Хотя в среднем будут несколько ниже, чем в 2016 году.
На мировом рынке нефти ожидается тенденция к умеренному росту цен в результате выполнения соглашения между основными производителями нефти о сокращении объемов добычи. По нашим оценкам, цены на нефть в 2017 году будут колебаться в диапазоне 52-56 долл./бар, в 2018 году – 56-62 долл./бар.
Однако сдерживать цены от существенного роста будут:
– возобновление добычи на сланцевых месторождениях США и Канады (количество буровых установок в США за последние полгода увеличилась на 40%);
– частичная распродажа стратегических запасов США;
– увеличение запланированных объемов добычи нефти в США на 2.5% в 2017 году и еще на 3.3% в 2018 году;
– планы Ирана по увеличению экспорта нефти за счет накопленных резервов;
– планы Ирака и Ливии по наращиванию добычи.
Мировой спрос на нефть будет оставаться относительно слабым в 2017 году (по данным ОПЕК его рост составит лишь 1.2%) и будет иметь нейтральное влияние на цены. При этом постепенный рост спроса со стороны Индии будет компенсироваться его ослаблением со стороны ЕС. Зато в 2018 году ожидается более существенное увеличение спроса, как со стороны стран ЕС, так и Азии.
По сравнению с предыдущим прогнозом, средневзвешенный показатель годовых темпов роста ВВП стран – основных торговых партнеров Украины будет расти несколько более умеренными темпами. Однако мировая ценовая конъюнктура будет более благоприятной, чем ранее ожидалось, в частности, благодаря более высоким ценам на сталь.
ЦЕНЫ
После стремительной дезинфляции в 2016 году потребительская инфляция продолжит снижаться на прогнозном горизонте, хотя и значительно сдержаннее. Прогноз инфляции остается в пределах объявленных целей: 8% ± 2 п.п. – на 2017 год и 6% ± 2 п.п. – на 2018 год.
Вместе с тем, вследствие существенного шока спроса, обусловленного двукратным повышением минимальной заработной платы, инфляция на конец 2017 года сместится ближе к верхней границе целевого диапазона (9.1%), но вернется к центральной точке диапазона (6.0%) в 2018 году.
Рост потребительского спроса и себестоимости производства сформирует дополнительное давление на основные компоненты инфляции в 2017 году: соответственно базовая инфляция вырастет до 6.3%, а инфляция сырых продуктов – до 7.0%.
Рост цен продовольственных товаров будет дополнительно стимулировать постепенное исчерпание эффектов предложения, связанных с ограничениями экспорта и значительным импортом отдельной продовольственной продукции. В то же время, замедление административно регулируемой инфляции остается главным фактором снижения темпов роста общего ИПЦ в 2017-2018 годах.
Снижению инфляции в 2018 году будет способствовать проведение взвешенной монетарной и фискальной политики. Базовая инфляция стабилизируется в пределах около 5% в условиях низкой волатильности обменного курса и улучшения инфляционных ожиданий. Важным для снижения общей потребительской инфляции является то, что отдельные тарифы уже были повышены до рыночно обоснованного уровня.
Инициатива относительно двукратного повышения минимальной заработной платы будет основным проинфляционным шоком в 2017 году. Давление на инфляцию будет происходить как из-за роста спроса, так и из-за увеличения себестоимости производства товаров и услуг. Сфера услуг, которая в значительной степени представлена малым бизнесом, будет вынуждена компенсировать дополнительные расходы на заработную плату наемным работникам и неявный рост фискальной нагрузки путем повышения цен.
Поэтому в 2017 году базовая инфляция ускорится до 6.3% (с 5.8% в предыдущем году). Дополнительным фактором ускорения базовой инфляции также будут вторичные эффекты от ускорения продовольственной инфляции.
Факторами, которые будут сдерживать базовую инфляцию, в 2017 году станут все еще высокий уровень безработицы (9.1% по методологии МОТ) и относительно жесткая монетарная политика.
В среднесрочном периоде ожидается стабилизация базовой инфляции на уровне около 5%. Импортируемая инфляция на прогнозном горизонте ожидается низкой благодаря низкой инфляционной среде в странах – основных торговых партнерах Украины и приемлемой волатильности номинального обменного курса. Волатильность реального обменного курса гривны в течение прогнозного периода также будет достаточно невысокой, а его укрепление будет сдерживаться медленным ростом производительности труда в Украине.
Постепенное исчерпание действия факторов предложения (преимущественно из-за ограничений в международной торговле), которые сдерживали инфляцию сырых продуктов в 2016 году, будет стимулировать восстановление ее темпов роста в 2017 году. Однако основным фактором ускорения инфляции сырых продуктов до 7.0% (с 1.2% в предыдущем году) является повышение спроса со стороны населения с низким уровнем доходов, которое является основным бенефициаром решения о двукратном росте минимальной заработной платы.
В 2018 году ожидается повышение цен на сырые продовольственные товары на 5% в основном за счет постепенного роста цен на продовольствие на мировых рынках. Однако высокие показатели урожайности, в частности, зерновых культур, будут фактором сдерживания инфляции продовольственных товаров в среднесрочной перспективе.
Повышение административно регулируемых цен в 2017 году ожидается в размере 16.9%, они останутся основным драйвером инфляции, формируя наибольший вклад в изменение ИПЦ. Основным фактором их роста остается увеличение стоимости импортируемых энергоресурсов, влияющих на тарифы на газ, централизованное отопление и горячую воду для населения. Сдерживающим фактором для отдельных тарифов ЖКХ станет анонсированное НКРЕКП снижение цены на электроэнергию для промышленных потребителей, которая является весомой составляющей себестоимости отдельных коммунальных услуг.
Ожидается, что повышение ставок акцизных сборов на табачную и алкогольную продукцию приведет к общему повышению цен на эти изделия соответственно на 20% и 13% в 2017 году и на 13% и 10% – в следующем.
В 2018 году рост административно регулируемых цен замедлится до 9.5%, однако останется одним из основных факторов инфляции. Ожидается, что формирование и пересмотр тарифов на газ, централизованное отопление и горячее водоснабжение для населения будут проходить регулярно в соответствии с динамикой цен на импортируемые энергоносители и курса гривны.
Прогнозный рост цен на топливо в 2017 году составляет 16% и обусловлен в основном повышением мировых цен на нефть. В дальнейшем рост цен на топливо также будет основываться на изменении мировых цен на нефть в гривневом эквиваленте с учетом изменений в налоговой политике.
РЕАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
В 2017-2018 годах экономический рост Украины будет постепенно ускоряться – до 2.8% и 3.0% соответственно (2.5% и 3.5% в предыдущем прогнозе). Прежде всего, этому будут способствовать достаточно высокие темпы роста потребительского и инвестиционного спроса, а также рост экспорта на фоне улучшения условий внешней торговли, высоких объемов урожая прошлого года и избежание логистических осложнений как внутри страны, так и через территорию России.
В то же время, в условиях все еще низких темпов потенциального роста экономики и сдержанности процессов импортозамещения, повышение внутреннего спроса в значительной степени будет удовлетворяться импортированной продукцией, поэтому вклад чистого экспорта на прогнозном горизонте будет оставаться отрицательным. Одновременно решение по резкому повышению минимальной заработной платы приведет к смещению характера экономической активности из инвестиционной в потребительскую экономическую активность.
Прогноз роста частного потребления в 2017 году составляет 4.9%, а в 2018 году – 3.4% (в предыдущем прогнозе – 3.4% и 2.6% соответственно). Ускорение произойдет за счет существенного повышения реальной заработной платы в связи с решением правительства о двукратном увеличении минимальной заработной платы, что нашло отражение в улучшении потребительских настроений населения.
В то же время, негативным следствием такого решения, по нашим оценкам, станет рост уровня безработицы на 1 п.п. (по методологии МОТ) относительно предыдущего прогноза, что будет сдерживать более активное восстановление частного потребления.
В ближайшей перспективе мы ожидаем внедрения более жесткой и прозрачной политики правительства по предоставлению субсидий на оплату услуг ЖКХ, кроме стимулов к энергосбережению, которая будет сдерживать рост частного потребления в рамках имеющихся ресурсов домохозяйств.
Смягчение монетарной политики после устранения избыточного инфляционного давления будет способствовать снижению процентных ставок в экономике, что будет стимулировать оживление кредитной активности и ускорение роста частного потребления.
Дальнейший рост уровня инвестиций в украинскую экономику будет сдерживаться дополнительными затратами бизнеса на оплату труда и ее налогообложение. Соответственно в 2017 году мы ожидаем стабилизацию инвестиций на уровнях, достигнутых во втором полугодии предыдущего года, что статистически обусловит рост на 5.7% (4.3% в предыдущем прогнозе) по итогам года.
Более сдержанное смягчение монетарной политики, которого вынужден будет придерживаться Национальный банк для сдерживания инфляционного давления, будет способствовать замедлению роста инвестиций в следующем году до 4.0%.
Увеличение инвестиций в основной капитал в значительной мере отразится в повышении инвестиционного импорта, в частности, машин и оборудования. Одновременно и повышение реальных доходов населения будет формировать дополнительный спрос на импортируемую продукцию. Соответственно была пересмотрена оценка роста импорта на весь прогнозный период: до 7.0% (с 3.9% в предыдущем прогнозе) в 2017 году и до 3.9% (3.0%) – в 2018 году.
Увеличение энергетического импорта будет обусловлено как ростом экономики, так и необходимостью восстанавливать резервы газа в подземных хранилищах перед следующим отопительным сезоном. В среднесрочной перспективе рост энергетического импорта будет сдерживаться как внедрением программ по энергосбережению (преимущественно среди домохозяйств в условиях действия экономически обоснованных тарифов на теплоснабжение и природный газ), так и развитием собственной добычи первичных энергоресурсов.
Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и высокий урожай зерновых и масличных культур 2016-2017 годов будут способствовать росту экспорта в 2017-2018 годах (5.4% и 3.5% соответственно). В то же время, более стремительное, чем ожидалось, повышение мировых цен на основные украинские экспортные товары (черные металлы и железную руду) обусловило улучшение прогнозных оценок роста экспорта (2.4% и 3.4% в предыдущем прогнозе).
Оценка потенциального уровня ВВП и циклической позиции экономики Украины
В конце 2016 года падение потенциального ВВП в годовом измерении продолжило замедляться. Возобновление роста ожидается в начале 2017 года, а к концу 2018 году – ускорится до 2.3%. Главным драйвером роста остается улучшение совокупной производительности факторов производства вследствие реальной конвергенции экономики Украины в экономики развитых стран. На фоне постепенного снижения рисков эскалации военного конфликта и прогресса в структурных реформах ожидается ускорение роста совокупной производительности факторов производства до 3%.
В целом производительность в развивающихся странах растет быстрее, чем в развитых странах. Это обусловлено более высокой доходностью на дополнительную единицу капитала и возможностью копировать новые технологии.
Однако рост потенциального ВВП Украины продолжает частично сдерживаться недостаточным уровнем имеющегося капитала. Уровень инвестиций существенно возрастал во II и III кварталах 2016 года, однако, по нашим оценкам, на прогнозном горизонте накопление основных средств остается несколько ниже их амортизации. Соответственно продолжится постепенное снижение уровня капитала в реальном измерении.
Другим фактором, ограничивающим рост, является сокращение предложения рабочей силы из-за неблагоприятного демографического тренда. Также весомым на прогнозном горизонте остается влияние миграции. Вместе с тем, естественный уровень безработицы остается высоким вследствие структурных диспропорций на рынке труда.
Рост совокупного спроса в IV квартале 2016 года происходил быстрее, чем ожидалось. Соответственно, была улучшена оценка разрыва выпуска до 2.2% на конец 2016 года (с 4.2% в предыдущем прогнозе). Разрыв ВВП продолжает сокращаться на прогнозном горизонте, однако остается отрицательным. Такое сокращение отрицательного разрыва ВВП отражает оживление инвестиционной активности и увеличение склонности экономических агентов к долгосрочным потребительским решениям. Также продолжает снижаться сдерживающее влияние со стороны фискальной и монетарной политики.
Фискальная политика в 2017 году станет более стимулирующей с точки зрения воздействия на совокупный спрос (структурный дефицит расширится до более 2% ВВП) и направленной на частное потребление, в первую очередь, принято решение о повышении минимальной заработной платы. По нашим оценкам, это повысит уровень участия государства в перераспределении ВВП на 1 п.п.
Однако в целом дефицит бюджета будет оставаться в пределах 3% ВВП через взаимное балансирование по отдельным статьям доходов и расходов. В частности, рост доходов от ЕСВ позволит снизить перечисления в Пенсионный фонд из бюджета, а рост расходов на заработную плату в бюджетном секторе в значительной степени будет возвращаться в бюджет через налогообложение потребления.
В условиях существенной нагрузки бюджета по обслуживанию государственного долга (4% ВВП) правительство продолжит придерживаться первичного профицита сводного бюджета (не менее 1% от ВВП).
Рост как налоговых, так и неналоговых доходов сводного бюджета в 2017 году значительно превысит общий уровень инфляции. Больше всего, по нашим оценкам (более 20%), возрастут поступления от налога с доходов физических лиц и акцизного сбора.
Однако существенный рост расходов на оплату труда и на другие нужды социальной направленности (в частности, субсидий населению на оплату услуг ЖКХ) будет ограничивать способности государственного бюджета по осуществлению инвестиций. Поэтому капитальные расходы будут осуществляться преимущественно за счет местных бюджетов, которые накопили значительные резервы в предыдущем периоде.
После капитализации государством крупнейшего системного банка Украины в конце 2016 года квазифискальные риски существенно снизились. На прогнозном периоде квазифискальные потребности со стороны банковского сектора и ФГВФЛ будут незначительными, а НАК “Нафтогаз” не будет нуждаться в поддержке из бюджета в связи с приведением тарифов ЖКХ к экономически обоснованным уровням.
В условиях реализации такой фискальной политики государственный и гарантированный государством долг в 2017 году останется на уровне около 82% ВВП, а в 2018 году снизится до 80% ВВП.
ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС
В 2017 и 2018 годах прогнозируется сохранение дефицита текущего счета на уровне 2016 года. Улучшение условий торговли будет компенсировано высоким инвестиционным и потребительским импортом на фоне повышения доходов населения и умеренного усиления реального эффективного обменного курса гривны.
Объемы притока капитала по финансовому счету в 2017 году ожидаются почти неизменными по сравнению с предыдущим годом: замедление темпов сокращения наличной валюты вне банков будет компенсировано чистым притоком долгового капитала. А в 2018 году прогнозируется дальнейшее увеличение поступлений не только долгового, но и инвестиционного капитала.
В результате профицит сводного платежного баланса Украины в 2017-2018 годах вместе с получением финансирования от МВФ даст возможность аккумулировать международные резервы в размере 27.1 млрд. долл., или 5.3 месяца импорта будущего периода по состоянию на конец 2018 года.
В 2017 году ожидается сохранение дефицита текущего счета платежного баланса на уровне 3.5% ВВП (или 3.5 млрд. долл.). Улучшение условий торговли на сырьевых рынках и наращивание физических объемов поставок черных металлов и руды будут компенсированы высоким инвестиционным и потребительским импортом из-за повышения реальных доходов населения и умеренного укрепления реального эффективного обменного курса гривны.
В 2017 году, впервые с 2012 года, ожидается рост экспорта товаров (на 9.2%) большинства групп. Основным драйвером роста будет экспорт металлургической продукции, как через цены, так и благодаря увеличению спроса со стороны стран Азии.
Также предполагается рост экспорта продукции машиностроения в результате постепенной переориентации на новые рынки сбыта и экспорта масличных культур, благодаря повышению урожайности. Несмотря на высокий прогноз урожая зерновых в 2017 году, средняя цена будет предопределять небольшое уменьшение экспортной выручки.
Пересмотр прогноза по экспорту товаров в сторону увеличения был обусловлен повышением цен на металлы и руду, а также более высоким урожаем зерновых и масличных.
В 2017 году рост импорта товаров ожидается более умеренным (7.6%), чем экспорта и будет обеспечиваться как энергетической, так и неэнергетической составляющей (на 13.2% и 5.8% соответственно). Основным драйвером неэнергетического импорта будет продукция машиностроения, прежде всего, из-за высокого спроса со стороны аграриев.
Кроме того, предусматривается увеличение импорта продовольственных товаров в результате постепенного восстановления потребительского спроса. В отличие от других групп, объемы неформальной торговли останутся на уровне предыдущего года благодаря снижению доли наличных расчетов и мерам, направленным на преодоление “теневого” рынка.
Увеличение импорта газа и нефтепродуктов произойдет, прежде всего, из-за роста цен на нефть на мировых рынках. Также ожидается увеличение физических объемов импорта газа на 0.5 млрд. м3 до 11.5 млрд. м3 для накопления запасов газа в подземных хранилищах.
Повышение импорта товаров по сравнению с предыдущим прогнозом было обусловлено более быстрым ростом инвестиционного спроса и пересмотром объемов неформальной торговли в 2016 году.
Увеличение профицита торговли услугами будет обеспечиваться ростом экспорта услуг (на 4.7%), прежде всего, транспортных, в результате увеличения товарооборота и роста цены на транзит газа.
Также ожидается продолжение повышения экспорта IT-услуг, в том числе из-за упрощения процедуры их оформления. Рост импорта услуг (4.2%) также будет обеспечиваться увеличением транспортных услуг.
В 2017 году ожидается рост денежных переводов на 3.8% из-за увеличения количества трудовых мигрантов. Выплаты по процентам и дивидендам также вырастут в результате дальнейшего ослабления административных ограничений.
В 2018 году ожидается сохранение дефицита текущего счета на уровне 3.2% от ВВП (3.4 млрд. долл.) в результате почти одинакового роста экспорта и импорта товаров и услуг.
В 2018 году прогнозируется рост экспорта товаров на 4.1% как из-за дальнейшего роста цен на сырьевых рынках, так и за счет наращивания физических объемов экспорта. Наибольшим вкладом в рост будет оставаться экспорт черных металлов, прежде всего, за счет увеличения спроса на рынках Азии. По другим группам товаров увеличение экспорта будет происходить благодаря ускорению темпов роста экономик стран – основных торговых партнеров.
В 2018 году рост импорта товаров (на 4.3%) будет обеспечиваться как за счет неэнергетического, так и энергетическим импортом. Рост неэнергетического импорта произойдет вследствие сохранения высокого потребительского и инвестиционного спроса на фоне повышения экономической активности в Украине. Увеличение энергетического импорта будет происходить исключительно за счет роста цен на газ и нефтепродукты.
Экспорт и импорт услуг в 2018 году продолжат рост (на 6.7% и 3.5% соответственно) в результате восстановления товарооборота и деловой активности. Также продолжится увеличение поступлений от частных денежных переводов (на 3.2%) из-за повышения количества трудовых мигрантов.
Прогноз чистых поступлений капитала по финансовому счету в 2017 году остался почти неизменным по сравнению с предыдущим годом – 4.6 млрд. долл. Впервые с 2013 года ожидается чистый приток долгового капитала благодаря ускорению экономического роста и политической стабилизации.
В 2017 году поступление ПИИ прогнозируются на уровне 1 млрд. долл. Номинальное сокращение обусловлено тем, что в 2016 году львиная доля инвестиций направлялась на капитализацию банковского сектора в обмен на реорганизацию долга перед материнскими компаниями. Также ожидается замедление темпов сокращения наличной валюты вне банков благодаря росту реальных доходов населения, а также стабилизации ситуации на валютном рынке.
В рамках официального финансирования ожидается поступление кредитов от ЕС в размере 1.3 млрд. долл. и 0.3 млрд. долл. от других доноров.
В результате профицит сводного платежного баланса в 2017 году (1.1 млрд. долл.) вместе с чистым поступлением денежных средств от МВФ по программе EFF (4.6 млрд. долл.) позволят обеспечить рост международных резервов до 21.3 млрд. долл., или 4.5 месяца импорта будущего периода.
В 2018 году ожидается увеличение притока капитала по финансовому счету (7.3 млрд. долл.) из-за улучшения инвестиционного климата: увеличится приток как инвестиционного, так и долгового капитала. В результате роловер по долгосрочным привлечениям частного сектора вырастет до 106%, а ПИИ – до 2.2 млрд. долл., большая часть которых будет направляться в реальный сектор. В 2018 году прогнозируется дальнейшее замедление сокращение наличной валюты вне банков до 1.5 млрд. долл. Кроме того, в 2018 году ожидается размещение правительством ОВГЗ на сумму 2 млрд. долл.
Профицит сводного счета платежного баланса (4.0 млрд. долл.) вместе с чистыми поступлениями от МВФ (1.8 млрд. долл.) в рамках программы EFF позволит накопить международные резервы в размере 27.1 млрд. долл., или 5.3 месяца импорта будущего периода, что составит около 90% от композитного критерия МВФ относительно адекватности золотовалютных резервов.
МОНЕТАРНЫЙ СЕКТОР И ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ
В 2017 году ожидается продолжение смягчения монетарной политики, однако более медленными темпами, чем предполагалось в предыдущем прогнозе. Дальнейшее замедление инфляции и ускорение экономического роста будут способствовать увеличению спроса на деньги в условиях снижения стоимости ресурсов.
Профицит ликвидности банковской системы будет сохраняться, его основным источником будет покупка валюты НБУ для пополнения международных резервов.
В 2017 году предполагается продолжение притока депозитов, как в национальной, так и в иностранной валюте. Темпы роста депозитов (13.4%) будут превышать темпы роста наличности вне банков (6.7%). Рост денежной массы прогнозируется на уровне 11.5%. Постепенное развитие банковской системы и увеличение доли безналичных расчетов повлияют на тенденцию роста мультипликации денег.
Прогнозируется увеличение денежной базы на уровне около 8%. Факторами ее прироста будут как наличные деньги в обращении, так и корсчета банков.
Основным источником насыщения ликвидностью банковской системы будут аукционы НБУ по покупке иностранной валюты для пополнения международных резервов. Будет сохраняться профицит ликвидности банковской системы.
При этом каналом изъятия ликвидности будет плановое погашение правительством ценных бумаг в портфеле НБУ.
Основным инструментом регулирования ликвидности банковской системы будут оставаться операции НБУ по выпуску депозитных сертификатов.
Несмотря на существенное снижение учетной ставки в течение 2016 года и новые инфляционные риски темпы смягчения монетарной политики НБУ могут несколько замедлиться. В то же время, продолжение тренда на смягчение монетарных условий все равно будет способствовать дальнейшему снижению процентных ставок по операциям банков.
В 2018 году ожидается продолжение тенденции к снижению инфляции, ускорению темпов экономического роста, снижению стоимости ресурсов и соответственно повышению спроса на деньги.
Увеличение денежной массы в 2018 году (13%) предполагается за счет как депозитной, так и наличной составляющих. Продолжение замещения наличных расчетов безналичными расчетами проявится, в частности, в сохранении тенденции к росту мультипликации средств. При таких условиях годовой прирост денежной базы в течение этого периода будет меньше (8%).
РИСКИ ПРОГНОЗА
Баланс рисков для прогноза экономического развития и инфляции является симметричным, однако направления влияния отдельных внутренних и внешних рисков отличаются.
В частности, для внутренней среды остается существенная неопределенность относительно проведения макроэкономической политики и структурных реформ, необходимых для сохранения макрофинансовой стабильности, увеличения потенциала экономики и продолжения программы с МВФ. В случае неэффективной реализации реформ будет повышаться премия за риск, что усугубит инфляционные и курсовые ожидания и усилит инфляционное давление.
Кроме того, остается риск эскалации боевых действий на востоке Украины.
В фискальном секторе важным будет соблюдение параметров бюджета и покрытие его дефицита за счет недолговых источников, в том числе запланированных поступлений от приватизации крупных объектов энергетики и промышленности.
Впрочем, существует риск того, что социальные стандарты будут повышены правительством более существенно, чем это согласуется с достижением целей инфляции с учетом темпов роста производительности труда в экономике. В результате бюджетная политика будет ориентированной на текущее потребление, что отразится на сокращении государственных инвестиций, расширении дефицита текущего счета, а также будет вызывать рост долговой нагрузки.
Кроме того, такая политика ослабит внешнюю конкурентоспособность и восприятие внутренними и внешними экономическими агентами курсовых перспектив. Влияние повышения минимальной заработной платы также может отличаться от заложенного значения в базовом сценарии. Это будет иметь соответствующие последствия для дефицита бюджета, потребительского спроса и инфляции, особенно в случае более существенной реакции бизнеса по переносу расходов на цены.
Дополнительная неопределенность связана с повышением административно-регулируемых тарифов, в частности, на электроэнергию. Риском являются изменения в государственной политике субсидирования домохозяйств, которые будут влиять как на совокупный спрос в экономике, так и на инфляционное давление из-за роста реальных располагаемых доходов населения.
Во внешней среде основная неопределенность связана с политикой новоизбранного президента США Дональда Трампа. Более значительные фискальные стимулы в США могут привести к увеличению мирового спроса на сырьевые товары.
Для Украины это, с одной стороны, будет иметь положительные последствия для экспортных поступлений и стабильности курсовой динамики, а с другой – увеличивать прямой вклад изменений цен на сырье и импортируемой инфляции на внутреннюю потребительскую инфляцию.
В то же время, более резкая реакция ФРС на такие фискальные импульсы обусловит более жесткие финансовые условия для развивающихся стран. И если для Украины, учитывая ограниченный доступ к рынкам капитала, прямой эффект будет минимальным, то косвенный эффект через дальнейшую девальвацию и сжатие спроса в странах – торговых партнерах может быть достаточно существенным. Особенно это отразится на странах, которые являются очень уязвимыми к изменениям потоков иностранного капитала (например, Турция).
В таком случае внешний спрос на товары украинского экспорта может снизиться, а ослабление курсов валют развивающихся стран относительно доллара США создаст дополнительное давление на реальный эффективный обменный курс гривны.
Отдельным риском остается рост цен на нефть из-за введения странами ОПЕК лимитов на добычу и экспорт нефти. Для внутренней инфляции в Украине важным будет как прямой эффект на цены топлива и себестоимость многих товаров и услуг, так и соответствующее влияние на внешнеэкономические балансы и обменный курс.
Реализация вышеупомянутых и других рисков в течение прогнозного периода может обусловить отклонения фактической инфляции от целевой траектории и соответствующую реакцию со стороны Национального банка Украины.
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.