Инфляционный отчет Национального банка Украины. Январь 2017 г. Часть 3

Несмотря на традиционное наращивание расходов сводного бюджета в конце года, их рост в годовом измерении в IV квартале 2016 года замедлился. Это произошло за счет текущих расходов (до 6.5% г/г), в том числе обслуживания долговых обязательств. Кроме того, имел существенное влияние эффект базы сравнения, поскольку именно в IV квартале 2015 года произошло стремительное увеличение расходов. Об этом говорится в инфляционном отчете Национального банка Украины.

В IV квартале ожидаемо сократились расходы на обслуживание долговых обязательств за счет внешних обязательств. Зато увеличение расходов на обслуживание внутренних обязательств было умеренным, несмотря на активизацию размещения долговых бумаг правительством, в том числе номинированных в иностранной валюте, в предыдущие периоды.

Существенно замедлились темпы роста расходов на использование товаров и услуг (до 10.5% г/г) вследствие сдержанных расходов по практически всем их составляющим. Кроме того, углубилось сокращение текущих трансфертов предприятиям и других текущих расходов.

В IV квартале продолжался рост расходов по социально чувствительным направлениям относительно высокими темпами. Трансферты в Пенсионный фонд были крупнейшими в IV квартале, хотя их годовой объем остался в пределах утвержденных показателей, несмотря на авансовую уплату январских пенсий в декабре (10.4 млрд. грн.).

Также существенно увеличены расходы на предоставление льгот и субсидий (на 53% г/г) с наступлением нового отопительного сезона и ростом количества домохозяйств, которые обратились за субсидиями. Высокими сохранились темпы роста расходов на оплату труда (24.1% г/г), в том числе за счет расходов на денежное содержание военнослужащих, однако начисления на оплату труда снизились (на 23.4% г/г).

Объем капитальных расходов в IV квартале существенно превысил ожидания, а темпы их роста были высокими (77.4% г/г) в условиях высокой базы сравнения. Капитальные расходы осуществлялись, прежде всего, за счет местных бюджетов (в местных бюджетах капитальные расходы возросли более чем вдвое). В частности, средства направлялись на улучшение дорожной инфраструктуры.

Лидерами по темпам роста в IV квартале в соответствии с функциональной классификацией остались расходы на социальную защиту и обеспечение (22.6% г/г), общественный порядок и безопасность (35.4% г/г), а также по направлению экономическая деятельность (25.8% г/г).

В целом, несмотря на традиционное наращивание в конце года, наблюдалось более равномерное расходование средств в течение 2016 года по сравнению с предыдущим годом. В результате годовые темпы роста расходов даже затормозились в конце 2016 года. В целом расходы сводного бюджета в 2016 году выросли на 22.9% г/г (30% г/г в 2015 году).

Сальдо

В IV квартале отрицательное сальдо сводного бюджета несколько увеличилось, что, в противовес прошлым годам, произошло за счет местных бюджетов. Их дефицит в IV квартале не только превысил дефицит государственного бюджета, но и стал самым большим с 2012 года. В то же время, благодаря формированию незначительного дефицита государственного бюджета (6.7 млрд. грн.) отрицательное сальдо сводного бюджета в IV квартале было умеренным и ниже, чем в предыдущие годы (23 млрд. грн.).

Годовой дефицит сводного бюджета был сформирован исключительно государственным бюджетом (70.1 млрд. грн.), отрицательное сальдо которого оказалось ниже, чем ожидалось. В результате, по оценкам Национального банка, критерии МВФ относительно дефицита выполнены с некоторым запасом.

Источником финансирования дефицита главным образом были средства, привлеченные по долговым операциям. Львиную долю заимствований на внутреннем рынке в 2016 году составили бумаги со сроком обращения более одного года, что уменьшало нагрузку на бюджет в 2016 году. Также последовательное снижение учетной ставки НБУ в течение года способствовало уменьшению стоимости ресурсов, привлеченных МФУ на внутреннем рынке в текущем году и, соответственно, затрат на их обслуживание.

Также продолжалось размещение ОВГЗ, номинированных в иностранной валюте (3.0 млрд. долл. за 2016 год). Кроме размещенных ценных бумаг непосредственно для финансирования дефицита, в конце года осуществлен выпуск ОВГЗ для формирования уставного капитала банков (почти 107 млрд. грн.) и поддержки ФГВФЛ (7.9 млрд. грн.).

В целом в 2016 году на квазифискальные цели размещено ценных бумаг правительства на 129.2 млрд. грн. Также были получены средства в результате внешних долговых операций (под гарантии правительства США и в рамках сотрудничества с международными партнерами).

Все это вместе с эффектами переоценки на фоне ослабления курса гривны привело к увеличению государственного и гарантированного государством долга в 2016 году.

Основные параметры государственного бюджета Украины на 2017 год

Принятый бюджет отражает действия правительства, направленные на дальнейшее укрепление государственных финансов. Предложен относительно умеренный рост как доходов, так и расходов, несмотря на двукратное повышение МЗП. В то же время, целевой размер дефицита соответствует требованиям МВФ (3% ВВП) и оценивается достижимым.

Государственный бюджет разработан на основе таких ключевых макроэкономических параметрах:

рост реального ВВП Украины – +3%;

номинальный ВВП – 2584.9 млрд. грн.;

ИПЦ (декабрь к декабрю предыдущего года) – 108.1%.

Главные законодательные изменения, которые произошли по сравнению с 2016 годом и на которых основываются бюджетные параметры, включают следующие:

проиндексированы ставки рентной платы, выраженные в абсолютных значениях за специальное использование лесных ресурсов, использование воды, недр, несвязанных с добычей полезных ископаемых, и пользование радиочастотным ресурсом на 12%;

увеличены акцизы на алкоголь и специфическая ставка акциза на табачные изделия (на 40%, адвалорная ставка осталась на уровне 12%);

общее минимальное акцизное налоговое обязательство (касается табачных изделий) выросло на 40%;

отменен акцизный налог на розничную продажу топлива и соответственно увеличен акциз на топливо с 171.5 евро/1000 литров до 213,5 тыс. евро/1000 литров (в целом акцизная нагрузка на топливо не изменилось);

снижена рентная плата на добычу нефти и конденсата с 45% до 29% (на глубине до 5000 м) и с 21% до 14% (на глубине свыше 5000 м);

отменен сбор с операций по покупке иностранной валюты (2%) в наличной форме;

полный переход сельскохозяйственных предприятий на общий режим налогообложения НДС;

введен единый реестр возмещения НДС;

повышена МЗП до фактического прожиточного минимума для трудоспособных лиц – 3200 грн.;

заменена привязка отдельных экономических величин (налоговых платежей, административных штрафов и т. п.) с минимальной заработной платы на прожиточный минимум для трудоспособных лиц по состоянию на 1 января календарного года, или уменьшены вдвое коэффициенты привязки в случае сохранения привязки к минимальной заработной плате (прежде всего, касается изменений в Налоговый кодекс);

ежегодный объем средств государственного бюджета, направляемых на государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, в 2017-2021 годах составит не менее 1% объема выпуска продукции в сельском хозяйстве. 20% такой поддержки будет использоваться ими для закупки у отечественных производителей сельскохозяйственной техники и оборудования (2017 год – 10%, 2018 год – 15%);

дотации предоставляются в автоматическом режиме в соответствии с Реестром получателей бюджетной дотации пропорционально объему стоимости реализованной сельскохозяйственными товаропроизводителями продукции за предыдущие 12 месяцев, в 2018 году максимальный объем дотаций ограничен – 150 млн. грн.

Доходы будут расти относительно умеренными темпами (на 18.6% г/г) преимущественно за счет налоговых поступлений на фоне дальнейшего экономического восстановления и налоговых изменений (хотя и не таких существенных, как в 2015-2016 годах).

Прогнозируется рост всех ключевых налогов – больше всего налога на доходы физических лиц, НДС и акцизного налога, в частности, вследствие расширения базы налогообложения и увеличения потребления из-за повышения МЗП.

В то же время, рост поступлений от налога на прибыль планируется достаточно умеренным по сравнению с 2016 годом, что опять-таки связано с повышением МЗП и, как следствие, увеличением валовых расходов предприятий.

Неналоговые поступления, в противовес 2016 году, прогнозируются выше главным образом за счет больших объемов перечислений Национальным банком (45 млрд. грн. по сравнению с 38.2 млрд. грн. в 2016 году).

В то же время, соотношение налоговых поступлений к прогнозируемому ВВП увеличится почти на 1 п.п., что может свидетельствовать об определенной оптимистичности утвержденного плана по общим доходам.

Несмотря на двукратное повышение МЗП, расходы будут расти умеренно (на 16.8% г/г). Необходимое увеличение расходов на повышение МЗП компенсируется за счет уменьшения расходов, прежде всего, на поддержку Пенсионного фонда. Это произойдет из-за ожидаемого увеличения поступлений от ЕСВ из-за расширения базы налогообложения, а также изменения пропорций распределения взноса общеобязательного государственного социального страхования. Впрочем, поддержка ПФ из бюджета остается существенной.

Кроме этого, предусмотрена финансовая поддержка сельскохозяйственных производителей через окончательную отмену специального режима налогообложения НДС. Как следствие, соотношение расходов к прогнозируемому ВВП сохранится на высоком уровне (29.5% ВВП).

Таким образом, определяющим фактором в параметрах государственного бюджета 2017 года стала реализация правительственной инициативы по повышению МЗП вдвое. Впрочем, по оценкам Национального банка, общий эффект государственных финансов от этого повышения ожидается близким к нейтральному. Это объясняется тем, что рост расходов на оплату труда должен компенсироваться увеличением налоговых доходов, в том числе от ЕСВ. Также ожидается определенная оптимизация расходов в частности вследствие дальнейшего пересмотра системы предоставления субсидий населению на оплату услуг ЖКХ и улучшение состояния Пенсионного фонда.

Основное финансирование дефицита предлагается за счет долговых источников, преимущественно внутренних. Предусматриваются также средства от приватизации. Впрочем, при минимальном уровне приватизационных поступлений в течение последних лет, недополучение этих средств создает риски наращивания государственного долга.

По оценкам Национального банка, целевой размер дефицита соответствует требованиям МВФ (3% ВВП) и первичное сальдо остается положительным (1.3% ВВП). В целом исполнение государственного бюджета и удержание дефицита в пределах целевого уровня, хотя и несет в себе определенные риски, оценивается достижимым.

ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС

В IV квартале 2016 года дефицит текущего счета сократился до 0.7 млрд. долл. благодаря существенному уменьшению выплат по счету первичных доходов, тогда как дефицит торговли товарами остался на уровне III квартала. Впервые с 2012 года экспорт товаров в годовом измерении увеличился. Это произошло благодаря существенному увеличению поставок продовольственных товаров – зерновых культур и масла. В то же время, ускорился рост импорта товаров из-за увеличения закупок энергоносителей.

В целом за 2016 год экспорт товаров снизился на 5.2% г/г вследствие неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, особенно в первой половине года и ряда внутренних проблем с производством и транспортировкой. В географическом разрезе дальнейшее падение произошло, прежде всего, из-за сокращения поставок в Российскую Федерацию и другие страны СНГ. Зато экспорт в страны ЕС возобновил рост.

Увеличение внутреннего спроса, прежде всего, инвестиционного повлекло рост импорта товаров на 3.8% г/г. Как следствие, дефицит текущего счета в 2016 году увеличился до 3.4 млрд. долл. или 3.6% от ВВП.

В IV квартале 2016 года чистые поступления по финансовому счету уменьшились до 1.0 млрд. долл. прежде всего в результате замедления темпов сокращения наличной валюты вне банков. Без учета сокращения наличной валюты вне банков чистые привлечения частного сектора остались практически на уровне предыдущего квартала.

Снижение поступлений прямых иностранных инвестиций после фактического завершения программ по рекапитализации крупнейших банков с иностранным капиталом было компенсировано сокращением оттока долгового капитала. В условиях отсрочки получения внешнего финансирования государственный сектор преимущественно осуществлял выплаты по своим обязательствам.

По итогам 2016 года сводное сальдо платежного баланса Украины составило 1.3 млрд. долл., что вместе с получением третьего транша от МВФ по программе EFF позволило увеличить объем международных резервов до 15.5 млрд. долл. (или 3.4 месяца импорта будущего периода).

Счет текущих операций

В IV квартале дефицит текущего счета сократился по сравнению с предыдущим кварталом. Однако он был больше, чем ожидалось, вследствие более быстрого, чем предполагалось, роста энергетического и инвестиционного импорта. Динамика экспорта товаров соответствовала ожиданиям.

В IV квартале впервые с 2012 года экспорт товаров увеличился в годовом измерении (на 7.9% г/г) благодаря высокому урожаю сельскохозяйственных культур и улучшению внешнеэкономической конъюнктуры.

Снижение мировых цен на зерновые культуры в IV квартале было нивелировано существенным наращиванием физических объемов экспорта благодаря рекордному урожаю. Как следствие, стоимостные объемы экспорта зерновых увеличились на 1.6% г/г. Кроме того, высокий урожай подсолнечника способствовал увеличению производства и соответственно экспорта масла и семян подсолнечника (23.7% г/г и 3.9 п.п. прироста общего экспорта).

Характерной чертой экспорта продовольственных товаров 2016 года был существенный рост экспорта сахара благодаря выходу на новые рынки сбыта, среди которых Мьянма, Шри-Ланка, Гвинея, Бенин и Ливан. В частности, в IV квартале экспорт сахара составил 151 млн. долл., тогда как в прошлом году в этот период поставки сахара были незначительными. В целом за 2016 год экспорт сахара увеличился в 5 раз – до 230 млн. долл. Однако удельный вес сахара в экспорте продовольственных товаров оставался достаточно низким – 3% в IV квартале и 1.5% в целом за 2016 год.

Рост мировых цен на железную руду и черные металлы способствовал увеличению стоимостных объемов их экспорта. Так, экспорт железной руды увеличился на 24.6% г/г, несмотря на уменьшение физических объемов экспорта. Экспорт черных металлов вырос на 14.9% г/г.

В разрезе географической структуры страны Азии оставались крупнейшими потребителями украинской продукции (35.1%). Экспорт в регион в IV квартале увеличился на 17.5% г/г за счет увеличения поставок зерновых культур, которые составляли около 30% от общего экспорта региона. Другими товарами, которые имели наибольший удельный вес, были жиры, масло (23%) и черные металлы (17%).

Доля стран Европы в общем экспорте товаров оставалась высокой – 31.5%, экспорт в регион вырос на 1.5% г/г. Одновременно произошло сокращение поставок зерновых культур, доля которых снизилась до 10%. Наибольший удельный вес в экспорте в страны Европы имели черные металлы (21%), руды, шлаки и зола (11%), жиры и масло (9.4%).

В то же время, доля стран СНГ продолжила снижение и составила 17.5%. Экспорт в регион снизился на 8.9% г/г в основном за счет продукции машиностроения.

В целом за 2016 год экспорт товаров снизился на 5.2% г/г как за счет снижения цен на отдельные товары украинского экспорта, так и вследствие снижения объемов поставок отдельных групп товаров.

Высокий урожай зерновых культур способствовал увеличению физических объемов их экспорта (7.4% г/г). А постепенное восстановление работы металлургической отрасли – росту физических объемов экспорта черных металлов на 6.4% г/г.

Снижение добычи железной руды и низкая конкурентоспособность продукции украинского машиностроения повлекли снижение объемов их экспорта (на 10.9% г/г и 17.8% г/г соответственно).

В IV квартале рост импорта товаров ускорился до 16.9% г/г, что превышало ожидания, в частности вследствие больших поставок энергоресурсов, а также продукции машиностроения.

Как и в предыдущем квартале, высокими темпами рос инвестиционный импорт (более 35% г/г). Самые высокие темпы роста наблюдались в импорте техники сельскохозяйственного назначения.

Кроме того, продолжил расти высокими темпами импорт легковых автомобилей.

В целом за 2016 год в Украине наблюдались самые высокие темпы роста автомобильного рынка. Среди стран Европы по объемам продаж Украина заняла 23-е место (65 тыс. автомобилей), однако это в десять раз меньше показателя 2008 года (623 тыс. автомобилей).

Дальнейший рост реальных доходов населения и стабилизация экономической ситуации обусловили сохранение достаточно высоких темпов роста импорта потребительского назначения (13% г/г). В частности, импорт продовольственных товаров вырос на 17.4% г/г, промышленных изделий – на 14.4% г/г.

В IV квартале впервые с 2014 года увеличился энергетический импорт (11.3% г/г). Проведение уборочной кампании ускоренными темпами стимулировало рост импорта нефтепродуктов (10.8% г/г). В то же время, рекордно низкие объемы закачки газа в первой половине года и активизация закупок частными импортерами обусловили рост физических объемов импорта природного газа в IV квартале (на 19.4% г/г). Характерной особенностью 2016 года было отсутствие импорта газа с территории РФ – он осуществлялся исключительно из стран Европы, в частности, из Словакии – 9.1 млрд. м3, Венгрии – 1 млрд. м3; Польши – 1 млрд. м3.

В разрезе географической структуры последние три года страны Европы были основными поставщиками товаров в Украину (41.5% импорта в IV квартале), в том числе за счет диверсификации источников поставки природного газа. Доля минеральных продуктов в импорте из стран Европы увеличилась до 27%, около 27% составляла продукция машиностроения.

Удельный вес импорта из СНГ снизился до 24.4%, основными товарами были нефтепродукты (29%), уголь (10%) и продукция машиностроения (16%).

Наибольшую долю в импорте из стран Азии (19.9% от общего экспорта) занимала продукция машиностроения (45%).

В целом за 2016 год импорт товаров увеличился на 3.8% за счет роста внутреннего инвестиционного и потребительского спроса. Стоимостные объемы импорта продукции машиностроения увеличились на 37.9% г/г, а продовольственных товаров – на 13.4% г/г. В то же время, большие накопленные запасы газа в хранилищах в начале 2016 года (13.9 млрд. м3) повлекли сокращение физических объемов импорта газа (на 32.4% г/г).

В IV квартале положительное сальдо торговли услугами (533 млн. долл.) увеличилось по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, что превысило наши ожидания.

Объемы экспорта услуг в IV квартале выросли на 6.3% г/г благодаря существенному увеличению транзита газа в европейские страны (на 33.5% г/г).

В то же время, увеличилось количество туристов, что обусловило рост объема экспорта услуг по статье “Путешествия” на 15.0% г/г в IV квартале.

Также высоким оставался рост экспорта ИТ услуг (на 10.2% г/г). Однако улучшение динамики экспорта услуг в течение года не компенсировало существенного его падения в I квартале 2016 года. Как следствие, в целом за 2016 год экспорт услуг снизился на 0.8% г/г.

Дальнейшее оживление экономической активности и улучшение потребительских настроений населения стимулировали рост импорта услуг на 3% г/г в IV квартале, в частности, транспортных и по статье “путешествия” (на 20.2% г/г и на 10.5% г/г соответственно). В целом за 2016 год импорт услуг увеличился на 4.1%, прежде всего, за счет вышеупомянутых статей.

Выплаты по счету первичных доходов в IV квартале сократились до 1 млрд. долл. (с 1.8 млрд. долл. в III квартале) из-за полугодовых выплат процентов по реструктуризированным ОВГЗ. Как следствие, в IV квартале было сформировано положительное сальдо первичных доходов (141 млн. долл.).

Баланс вторичных доходов в IV квартале был сведен с профицитом 799 млн. долл. Произошло снижение частных денежных переводов в Украину (на 0.6% г/г – до 1.4 млрд. долл.) за счет сокращения поступлений по оплате труда из РФ на фоне запрета в Украине ряда российских платежных систем. Однако в целом за год переводы увеличились на 5% до 5.4 млрд. долл., особенно из европейских стран и США.

Финансовый счет

В IV квартале чистые поступления по финансовому счету уменьшились до 1.0 млрд. долл. Это, прежде всего, произошло из-за дальнейшего сокращения наличной валюты вне банков (0.5 млрд. долл.) на фоне повышения политической напряженности, усиления девальвационного давления на гривну и значительной фискальной экспансии в конце года. Чистый отток долгового капитала из реального сектора (227 млн. долл.) остался на уровне предыдущего квартала из-за существенных выплат по долгосрочным кредитам. Объемы поступления ПИИ в реальный сектор остались низкими – 170 млн. долл.

В условиях отсрочки получения внешнего финансирования, государственный сектор преимущественно осуществлял выплаты по своим обязательствам (погашение ОВГЗ, номинированных в иностранной валюте, находившихся в собственности нерезидентов) на сумму 0.5 млрд. долл.

Поступления ПИИ в банковский сектор в IV квартале также сократились, что было связано с завершением программ по рекапитализации банков с иностранным капиталом. Без учета операций по переоформлению долга поступление ПИИ в банковскую систему в IV квартале почти не изменились (около 50 млн. долл.). В целом за 2016 год операции по переоформлению долга в уставный капитал составили более 2 млрд. долл. Зато в IV квартале, в отличие от предыдущего, наблюдался чистый приток долгового капитала в банковский сектор – 141 млн. долл. (по сравнению с чистым оттоком 542 млн. долл. в III квартале).

В результате роловер по долгосрочным обязательствам частного сектора рос на протяжении 2016 года. В IV квартале он достиг 65%, без учета операций по переоформлению долга в уставный капитал. Улучшение роловера наблюдалось в банковском и в корпоративном секторах.

Резервные активы

Хотя профицит сводного платежного баланса Украины по итогам IV квартала составил 0.4 млрд. долл., из-за эффектов переоценки международные резервы почти не изменились и по состоянию на конец декабря составляли 15.5 млрд. долл. (или 3.4 месяца импорта будущего периода).

Внешняя устойчивость

В III квартале рост валового внешнего долга, прежде всего, из-за заимствований сектора общего государственного управления и центрального банка привел к незначительному ухудшению отдельных показателей внешней устойчивости. Однако наращивание объемов международных резервов стало причиной улучшения показателей их адекватности.

Валовой внешний долг Украины в III квартале вырос на 1.1 млрд. долл. – до 116 млрд. долл. за счет увеличения обязательств сектора общего государственного управления и центрального банка. Получение третьего транша от МВФ по программе EFF привело к росту задолженности центрального банка на 1.0 млрд. долл.

Восстановление сотрудничества с МВФ, позволило правительству разместить еврооблигации под гарантии правительства США на сумму 1.0 млрд. долл. В результате, внешние обязательства сектора общего государственного управления выросли на 0.8 млрд. долл.

Внешняя задолженность банковского сектора продолжала снижаться за счет погашения кредитов украинскими банками перед материнскими учреждениями. Обязательства реального сектора практически не изменились.

В III квартале 2016 года краткосрочный внешний долг по остаточному сроку погашения сократился на 0.4 млрд. долл. – до 45.4 млрд. долл. Объемы обязательств у правительства и центрального банка в течение следующих 12 месяцев почти не изменились.

Задолженность реального сектора по краткосрочному внешнему долгу по остаточному сроку погашения выросла на 0.5 млрд. долл. преимущественно за счет увеличения обязательств по долгосрочным иностранным кредитам, подлежащим погашению в течение года. А предстоящие погашения обязательств банковского сектора сократились на 0.7 млрд. долл. за счет сокращения задолженности по межбанковским кредитам (операции debt-to-equity).

Дальнейший рост международных резервов в III квартале (на 1.6 млрд. долл.) позволил улучшить показатели критериев их адекватности. В частности соотношение резервов к краткосрочному долгу (критерий Гидотти – Гринспена) и композитный критерий МВФ (ARA metrics) выросли до 34.4% и 54.3% от нормы соответственно (с 30.6% и 50.1%). Покрытие будущего импорта возросло с 3.1 до 3.4 месяца. В то же время, рост критерия покрытия широкой денежной массы на 4.8 п.п. был дополнительно обусловлен уменьшением денежной массы в долларовом эквиваленте.

Текущий счет платежного баланса Украины: основные тенденции последнего десятилетия

1) “Инвестиционный (кредитный) бум”: 2005 год – III квартал 2008 года.

С 2005 года в Украине сформировалась модель экономического роста на основе стимулирования внутреннего спроса за счет социально ориентированной фискальной политики в условиях низкого роста производительности труда. При режиме фиксированного обменного курса это привело к существенному росту импортной составляющей в потреблении. Как следствие, с 2006 года сальдо текущего счета стало отрицательным и продолжало увеличиваться до 2008 года. Но такой дефицит полностью покрывался за счет инвестиционных и долговых заимствований частного сектора по финансовому счету.

В разрезе инвестиций и сбережений (the savings-investment approach) основным источником расширения дефицита был стремительный рост инвестиций на фоне умеренного снижения сбережений. Такой дефицит считается менее угрожающим для экономики, чем дефицит, вызванный падением уровня сбережений и снижением инвестиций, особенно если темпы роста реального ВВП являются стабильно высокими (в 2005-2007 годах средние темпы роста составляли 6.3%).

Однако стремительный рост физических объемов импорта формировал значительную уязвимость экономики в случае мгновенной остановки или разворота поступлений капитала, особенно при режиме фиксированного обменного курса. Это усиливало риски резкой и болезненной коррекции, которая угрожала бы финансовой стабильности и экономическому росту. Именно такой сценарий реализовался в конце 2008 года.

2) Последствия мирового финансового и экономического кризиса, коррекция дисбалансов: IV квартал 2008 года – 2009 год.

Развертывание мирового экономического и финансового кризиса сопровождалось резким снижением цен на сырьевые товары, а также оттоком капитала из стран, рынки которых развиваются. Это имело значительные негативные последствия для экономики Украины: в 2009 году реальный ВВП Украины снизился более чем на 15%, и произошла резкая коррекция номинального обменного курса гривны, что способствовало сужению дефицита текущего счета.

Номинальная девальвация больше всего повлияла на объем импорта товаров и услуг, который в 2009 году сократился в реальном выражении почти на 40%. Экспорт в реальном выражении продолжал уменьшаться – позитивные эффекты от девальвации были нивелированы неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой и ростом себестоимости производства вследствие подорожания энергоносителей и импортной составляющей промежуточного потребления.

В разрезе сбережений и инвестиций коррекция произошла за счет снижения инвестиций, которая была более существенной, чем сокращение сбережений. Согласно экономической теории, такая коррекция, когда одновременно уменьшаются сбережения и инвестиции, является нежелательной и может нести потенциальные негативные последствия для будущего экономического развития. Фактически, это в дальнейшем наблюдалось в Украине.

3) Значительное расширение дефицита текущего счета: 2010-2013 годы.

В 2010 году дефицит текущего счета умеренно расширился (до 2% ВВП) и стремительно увеличился в последующие годы на фоне быстрого восстановления внутреннего спроса. В 2013 году дефицит уже достиг 8.7% ВВП и превышал критический уровень уже третий год подряд. В начале этого периода определяющую роль в расширении дефицита играл роста импорта, тогда как с 2012 года начали сокращаться физические объемы экспорта, особенно продукции АПК и машиностроения, из-за “торговых войн” с Россией.

В 2011 и 2012 годах, как признак посткризисного оживления экономики, произошел рост инвестиций, особенно государственных, которые были направлены, прежде всего, на инфраструктурные проекты (Евро-2012, дороги, аэропорты и тому подобное).

Традиционно считается, что рост инвестиций хотя и способствует расширению дефицита текущего счета, имеет положительный эффект на будущее развитие экономики, ее потенциал для наращивания экспорта и импортозамещения и улучшение внешней позиции в будущем.

Однако такое утверждение на практике оказывается верным только в случае «продуктивных» инвестиций, направленных на наращивание потенциала экономики. В Украине же больше можно было говорить не о наращивании инвестиций, а об их поддержании на минимально необходимом уровне, тогда как дефицит текущего счета платежного баланса отражал скорее резкое снижение сбережений вследствие восстановления потребления.

Значительную роль в стимулировании потребления играла мягкая фискальная политика правительства. Дефицит бюджета в 2012-2013 годах составил около 4% ВВП, а структура расходов бюджета существенно была смещена в сторону социальных расходов (с 2010 года доля капитальных расходов не превышала 10% общих затрат, а в среднем составляла только 7%).

Интервенции с целью поддержки фиксированного режима обменного курса в условиях стабильного роста дефицита текущего счета привели к почти двукратному сокращению резервов – до 20.4 млрд. долл. на конец 2013 года.

Таким образом, фискальная и курсовая политика того периода повлекла накопление значительно больших дисбалансов по состоянию на конец 2013 года, чем в конце 2008 года.

4) Тройной (макроэкономический, банковский, валютный) кризис, его последствия и начало восстановления: 2014-2015 годы.

Политическая нестабильность и конфликт на востоке Украины в 2014 году «запустили» тройной кризис. В условиях значительного дефицита текущего счета и критически низкого уровня международных резервов в дальнейшем оказалось невозможным удерживать фиксированный обменный курс. В течение 2014-2015 лет гривна обесценилась относительно доллара США почти втрое.

По сравнению с кризисом 2008 года коррекция дисбалансов не была одномоментной и проходила в течение почти двух лет, поскольку постоянно добавлялись негативные факторы. Как и во время предыдущего кризиса, основным источником уменьшения дефицита текущего счета было сокращение физических объемов импорта.

Коррекция была осложнена действием геополитических факторов: вследствие военного конфликта значительная часть экспортоориентированных предприятий оказалась на неподконтрольной территории, произошел также разрыв экономических связей между регионами Украины. Вдобавок Россия ввела ряд торговых ограничений не только на украинский экспорт, но и на транзит украинских товаров через свою территорию в третьи страны. Кроме того, в 2015 году ухудшились условия торговли из-за снижения цен на основные сырьевые товары на мировых рынках.

В отличие от 2008 года коррекция произошла не только за счет падения инвестиций (темпы падения были значительно меньшими, чем в 2008 году), но и через рост сбережений. С экономической точки зрения более эффективной является коррекция дефицита текущего счета именно путем увеличения уровня сбережений, чем за счет падения инвестиций.

5) Дефицит текущего счета в 2016 году – свидетельство восстановления притока инвестиций или накопления новых дисбалансов?

В 2016 году дефицит текущего счета расширился до 3.4% ВВП, как за счет роста инвестиций, так и из-за падения уровня сбережений. С одной стороны, наблюдалось восстановление инвестиционного спроса, прежде всего, в аграрном секторе (о чем свидетельствует рост объемов импорта продукции машиностроения).

С другой стороны, происходило увеличение уровня потребления, в том числе импортных товаров (прежде всего, продовольственных), что в условиях отсутствия притока капитала сказалось на снижении уровня сбережений.

Также на рост дефицита повлияло дальнейшее снижение физических объемов экспорта в Россию, которая перестала быть главным торговым партнером для Украины, а ее доля в общем экспорте за последние годы снизилась более чем втрое (до 9%).

Хотя в 2016 году возобновились позитивные тенденции в экономике, декомпозиция факторов, которые формировали состояние текущего счета в 2016 году, свидетельствует, что экономика страны все еще остается уязвимой к внешним шокам.

Расширение дефицита текущего счета в 2016 году является еще одним подтверждением нелегкой задачи выбора государственной политики: как стимулировать приток инвестиций с целью обеспечения экономического развития в среднесрочной перспективе и одновременно способствовать росту уровня сбережений с целью недопущения возникновения чрезмерных дефицитов? Решение такой задачи должно базироваться на продолжении взвешенной монетарной и фискальной политики и проведении структурных реформ, направленных на укрепление внешнеэкономической позиции страны.

МОНЕТАРНЫЙ СЕКТОР И ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ

В 2016 году НБУ последовательно и достаточно активно смягчал монетарную политику. В течение апреля-октября НБУ 6 раз снижал учетную ставку – с 22% до 14%. Это способствовало постепенному уменьшению стоимости ресурсов в национальной валюте на межбанковском кредитном рынке. Снижались и средневзвешенные процентные ставки по кредитам (без овердрафта) и по депозитам нефинансовых корпораций и домохозяйств.

В течение года ситуация на валютном рынке оставалась преимущественно стабильной, хотя в отдельные периоды наблюдалось увеличение волатильности обменного курса с временным ростом девальвационного давления на гривну. В частности, девальвационное давление усилилось в конце IV квартала 2016 года и в начале 2017 года, несмотря на благоприятные фундаментальные внешние факторы.

Главным образом, это обусловлено рядом ситуативных факторов, типичных для конца года (увеличение предприятиями выплат по внешним кредитам, наращивание государственных расходов, а также нетипично высокими объемами возмещения НДС) и психологических факторов (капитализация Приватбанка за счет государственных средств).

В то же время, более существенная девальвация валют большинства стран основных торговых партнеров к доллару США вызвала незначительное укрепление номинального эффективного обменного курса гривны в IV квартале 2016 года. Это вместе с превышением темпов инфляции в Украине по сравнению со странами – ОТП повлекло также рост реального эффективного обменного курса гривны.

В IV квартале 2016 года восстановился квартальный прирост депозитов в национальной валюте. Это произошло за счет ускоренного роста остатков депозитов корпоративного сектора, тогда как средства домохозяйств росли более умеренными темпами. В годовом измерении рост незначительно замедлился (до 8.7%) за счет высокой базы сравнения прошлого года. Средства в иностранной валюте по результатам IV квартала 2016 года продолжали снижаться.

В течение IV квартала 2016 года усилились признаки восстановления кредитования корпоративного сектора. В то же время, в значительной степени прирост кредитов нефинансовых корпораций в национальной валюте отражал реструктуризацию задолженности по кредитам в иностранной валюте. Кроме того, слабым оставалось кредитование домохозяйств.

Процентные ставки

В начале IV квартала 2016 года НБУ продолжал смягчать монетарную политику, что проявлялось в дальнейшем снижении учетной ставки. Ее уровень с 28 октября 2016 года снижен до 14% годовых. В то же время, на последнем заседании по вопросам монетарной политики правление НБУ приняло решение оставить учетную ставку неизменной.

Поддержание ставки в конце IV квартала 2016 года позволило избежать дальнейшего смягчения монетарной политики, и объясняется ростом рисков для будущей инфляционной динамики и достижения целей по инфляции в 2017-2018 годах. Такое решение, прежде всего, обусловлено необходимостью нивелировать эффекты резкого повышения минимальной заработной платы, запланированного на начало 2017 года. Однако были учтены и другие риски, в частности, связанные с временным обострением политической ситуации и отсрочкой официального финансирования.

В ответ на последовательное смягчение монетарной политики в течение апреля-октября 2016 года постепенно уменьшалась стоимость ресурсов в национальной валюте. В частности, в IV квартале снижение стоимости межбанковских кредитов ускорилось (до 14.2% с 15.7% в III квартале).

Продолжали снижаться и средневзвешенные процентные ставки по кредитам (без овердрафта) и по депозитам нефинансовых корпораций, что было характерно для всех сроков погашения и привлечения.

Стоимость привлечения средств домохозяйств также постепенно снижалась, хотя и не так стремительно как нефинансовых корпораций. Это связано со значительным приростом объемов депозитов корпораций, тогда как депозиты населения росли умереннее, а их динамика была более чувствительна к ситуативным факторам.

Вместе с тем, несмотря на незначительное снижение в IV квартале, средневзвешенные процентные ставки по кредитам домохозяйств оставались на достаточно высоком уровне. Высокая стоимость таких кредитов объясняется тем, что их львиную долю составляют потребительские и карточные кредиты, которые являются относительно более дорогими в обслуживании. Кроме того, спрос на них характеризуется низкой эластичностью к изменениям процентных ставок.

Последовательное смягчение монетарной политики способствовало снижению в октябре доходности ОВГЗ по всем срокам обращения и росту спроса на среднесрочные ОВГЗ, доходность которых несколько выше. В течение ноября-декабря средневзвешенная доходность гривневых ОВГЗ на первичном рынке практически не изменилась. Это обусловлено снижением необходимости со стороны правительства в привлеченных средствах в национальной валюте на фоне перечислений НБУ в бюджет и высоких налоговых поступлений. Кроме того, в конце IV квартала 2016 года Минфин Украины возобновил проведение аукционов по размещению ОВГЗ в иностранной валюте.

Значительные объемы размещения Минфином гривневых ОВГЗ для пополнения уставного фонда Приватбанка обусловили снижение их средневзвешенной доходности в IV квартале до 7.8% (10.3% в III квартале). Также снизилась доходность ОВГЗ в иностранной валюте до 6.3% (6.7% в III квартале) за счет высокого спроса на них.

На вторичном рынке с начала года наблюдалась устойчивая тенденция к снижению доходности ОВГЗ в гривнах, однако в IV квартале их доходность несколько выросла. Это связано с увеличением в течение ноября-декабря спроса на ОВГЗ с более длительным сроком погашения. Претерпела изменения и структура собственности ОВГЗ. В частности, доля ОВГЗ в собственности НБУ снизилась на 20 п.п. с начала года до 57% по состоянию на 01.01.2017, зато доля в собственности банков выросла на 22 п.п. до 38%.

Валютный рынок

В течение 2016 года ситуация на валютном рынке оставалась преимущественно стабильной, однако в конце IV квартала и в начале 2017 года усилилось девальвационное давление на гривну несмотря на благоприятные фундаментальные внешние факторы (высокие внешние цены на сырьевые товары и значительные объемы экспорта). Это было обусловлено сочетанием ряда ситуативных и сезонных факторов. Среди которых: типичное для конца года увеличение предприятиями выплат по внешним кредитам, наращивание бюджетных расходов в конце года, значительное бюджетное возмещение НДС. А также психологический фактор, учитывая временное усиление политической напряженности и капитализацию Приватбанка за счет государственных средств.

В условиях гибкого обменного курса НБУ начал сглаживать чрезмерные колебания, проводя валютные аукционы, как по покупке, так и по продаже иностранной валюты, не препятствуя доминирующим трендам. В частности, в октябре-ноябре, несмотря на чистую покупку НБУ иностранной валюты, средневзвешенный официальный курс гривны к доллару США ревальвировал на 2.2%. В то же время, в декабре он девальвировал на 2%, а сальдо операций НБУ с иностранной валютой было отрицательным. Однако чистое кумулятивное положительное сальдо операций НБУ с иностранной валютой составило 235 млн. долл. по результатам IV квартала 2016 года и 1.55 млрд. долл. в целом за 2016 год.

Основательная девальвация валют большинства стран ОТП к доллару США (в среднем за квартал) привела к незначительному укреплению номинального эффективного обменного курса гривны (на 0.8% кв./кв.). Это вместе с превышением темпов инфляции в Украине по сравнению со странами ОТП повлекло также рост реального эффективного обменного курса гривны на 5.2% кв./кв.

По результатам года номинальный эффективный обменный курс гривны снизился на 8%, что, однако компенсировалось более высокой инфляцией в Украине по сравнению со странами ОТП, вследствие чего реальный эффективный обменный курс гривны практически не изменился.

На наличном сегменте валютного рынка в IV квартале 2016 года среднедневные объемы покупки валюты населением незначительно выросли (до 4.3 млн. долл. по сравнению с 3.5 млн. долл. в III квартале 2016 года), тогда как объемы продаж ощутимо снизились. Это объясняется тем, что население более чувствительно к влиянию ситуативных негативных факторов. Однако в целом сальдо покупки-продажи иностранной валюты в IV квартале 2016 года осталось положительным.

Положительным фактором, который будет способствовать детенизации валютного рынка, стала отмена в 2017 году 2% пенсионного сбора с покупки населением наличной иностранной валюты. Кроме того, это мероприятие является одним из шагов на пути к дальнейшей либерализации валютного рынка и выполнению Украиной обязательств по программе сотрудничества с МВФ.

Меры НБУ по либерализации валютного рынка и совершенствованию функционирования финансового рынка

В IV квартале 2016 года НБУ продолжил смягчать ограничения на валютном рынке и совершенствовать работу финансового рынка, хотя этот процесс был более постепенным, чем в предыдущие периоды, учитывая временные всплески курсовой волатильности и усиление девальвационного давления в конце квартала. В частности, НБУ:

– разрешил уполномоченным банкам осуществлять на фондовых биржах собственные операции с производными финансовыми инструментами;

– позволил банкам – участникам международных платежных систем покупать и перечислять иностранную валюту на основании индивидуальных лицензий НБУ;

– установил единый для всех банков срок приведения общей длинной открытой валютной позиции в соответствие к значению установленного лимита;

– расширил возможности для клиентов банков-резидентов покупать валюту на межбанковском рынке. Во время расчета остатка средств, которые не должны превышать 25 тыс. долл., не учитываются средства, которые еще есть на счете клиента. Но будут использоваться в день покупки иностранной валюты для осуществления платежей на основании тех платежных поручений, которые не требуют включения в соответствующие реестры;

– устранил административные барьеры для операций по экспорту услуг. НБУ разрешил: резидентам, которые осуществляют экспорт услуг (кроме транспортных и страховых), прав интеллектуальной собственности, авторских и смежных прав, не дожидаться 120-дневного срока, установленного для расчетов по этим операциям. Не переводить на украинский язык документы, изложенные на английском языке, банкам использовать копии документов, в том числе счет (инвойс), в электронной форме для валютного контроля по экспортно-импортным операциям резидентов;

– облегчил условия для притока кредитных ресурсов в иностранной валюте при одновременном совершенствовании механизма предотвращения их оттока за пределы Украины. НБУ сделал исключение из общего порядка контроля над соблюдением максимальной процентной ставки по внешним кредитам или займам, если резидент-заемщик привлекает средства от нерезидента-кредитора при участии экспортно-кредитного агентства. Одновременно НБУ дополнительно предусмотрел проведение банками анализа источников происхождения средств в иностранной валюте у резидентов (не имеющих статуса финансового учреждения), которые намерены использовать эту валюту для предоставления займов нерезидентам;

– расширил возможности банков по управлению краткосрочной ликвидностью. При условии соблюдения банками условий, установленных НБУ, они смогут покупать высоколиквидные иностранные долговые инструменты с высоким кредитным рейтингом без получения индивидуальных лицензий;

– дебюрократизация проведения валютных операций для страховых компаний. В частности: НБУ отменил требование об обязательном представлении перевода, разрешил проводить валютные операции на основании копий документов, упростил требование к оформлению копий документов;

– НБУ ввел новую форму валютных интервенций – запрос относительно лучшего курса. С помощью торгово-информационной системы НБУ собирает в группы из 20 банков, отобранных по единому принципу, информацию относительно цены на покупку/продажу иностранной валюты и заключает договор с тем банком, который предложил лучшую цену.

Базовые деньги и ликвидность

В начале IV квартала 2016 года сужение ликвидности банковской системы приостановилось, а в декабре наблюдалось ее традиционное расширение. В частности, в ноябре после полугодового перерыва возобновился рост среднедневных остатков средств на депозитных сертификатах. В декабре эта тенденция усилилась, однако по результатам квартала она снизилась (на 15.9% кв./кв.) за счет существенного сокращения в октябре. Зато среднедневные остатки на корсчетах банков преимущественно росли в течение квартала (на 7.6 кв./кв.).

Основным источником расширения ликвидности банковской системы в IV квартале 2016 года были операции правительства, чистое влияние которых оценено на уровне 32.3 млрд. грн. Это было обусловлено традиционно активным расходованием бюджетных средств в конце года, а также нехарактерно высокими объемами возмещения НДС и авансовыми выплатами части пенсий за январь. Влияние этого фактора было резко смещено в сторону последних дней. Поставлялась ликвидность и через валютный канал: сальдо операций НБУ с иностранной валютой было положительным (5.8 млрд. грн.). Операции ФГВФЛ существенного влияния на рост ликвидности банковской системы не имели.

В рамках оздоровления Приватбанка в конце декабря НБУ монетизировал ОВГЗ на сумму 25.8 млрд. грн. Полученные этим банком средства в основном были направлены на формирование обязательных резервов и пополнения касс и банкоматов.

Главным каналом уменьшения ликвидности был значительный рост объемов наличности (на 28.6 млрд. грн.), пик которого наблюдался в декабре, как за счет сезонного, так и психологического факторов (на фоне ситуации с Приватбанком). Также ликвидность банковской системы снизилась из-за погашения банками ранее полученных кредитов от НБУ (чистые объемы по кредитным операциям с банками составляли около 6.0 млрд. грн.).

Увеличение уровня наличности значительно превысило снижение корсчетов банков на конец периода, обеспечив прирост денежной базы в IV квартале 2016 года (на 7.4% кв./кв.). Годовые темпы прироста денежной базы ускорились до 13.6%.

Денежная масса и ее компоненты

В IV квартале 2016 года восстановился квартальный прирост депозитов в национальной валюте в банковской системе. Общие остатки таких депозитов увеличились на 6.3% кв./кв. Дальнейшее же снижение остатков депозитов в иностранной валюте (в долларовом эквиваленте) как корпоративного сектора, так и домашних хозяйств определило нисходящую динамику общих остатков по депозитам (на 4.7% кв./кв.). Однако за год их уровень почти не изменился.

Прирост депозитов в банковской системе в национальной валюте в IV квартале 2016 года обеспечивался как за счет увеличения средств корпоративного сектора (на 9.6% кв./кв.), так и домашних хозяйств (2.6% кв./кв.). Наибольший прирост средств зафиксирован в декабре, учитывая значительное расходование правительством средств в конце года.

По результатам 2016 года опережающими темпами росли остатки на депозитных счетах корпоративного сектора как в национальной (на 12%), так и в иностранной валюте (на 3.3%). Этому способствовало постепенное оживление экономической активности и улучшение финансовых результатов предприятий.

Остатки депозитов домохозяйств в национальной валюте за год выросли на 5.2% за счет повышения номинальных доходов населения. Быстрее всего росли срочные вклады от одного до двух лет, которые в течение всего текущего года демонстрируют помесячный прирост, который существенно ускорился с апреля. Также значительно замедлились темпы падения депозитов в иностранной валюте (в долларовом эквиваленте). Такая динамика депозитов домохозяйств свидетельствует о постепенном восстановлении доверия, как к банковской системе, так и к национальной валюте.

Также положительную динамику демонстрировали и средства до востребования.

Такая динамика депозитов наряду с приростом наличности вне банков обусловила дальнейший рост денежной массы в IV квартале 2016 года на 4.5% кв./кв. и 10.8% г/г.

Кредиты

По результатам IV квартала 2016 года общие остатки по кредитам, предоставленным в национальной валюте, продолжили расти, а их квартальный прирост (10.9% кв./кв.) значительно превышал показатель предыдущего квартала. Это способствовало ускорению их годовых темпов прироста до 17.5%. Увеличение кредитных остатков в национальной валюте в IV квартале 2016 года произошло за счет средств корпоративного сектора (выросли на 13.2% кв./кв.), тогда как кредитование домохозяйств оставалось низким.

Наибольший прирост остатков кредитов с середины 2016 года наблюдался по заимствованиям предприятий оптовой и розничной торговли, а также ремонту автотранспортных средств и мотоциклов. Объемы задолженности предприятий этого вида экономической деятельности в национальной валюте в ноябре достигли докризисного уровня.

Также сдержанный прирост остатков кредитов демонстрировали сельское, лесное и рыбное хозяйства, строительство и операции с недвижимым имуществом. В то же время кредитование предприятий других видов деятельности оставалось вялым.

Усилению признаков постепенного восстановления кредитования корпоративного сектора способствовало как восстановление экономического роста, так и постепенное снижение банками процентных ставок за пользование заемными средствами. Однако, в значительной степени, прирост остатков в национальной валюте был вызван продолжением в IV квартале 2016 года реструктуризации задолженности по кредитам в иностранной валюте. В целом объемы кредитования в иностранной валюте снизились на 11.4% кв./кв. (на 20.2% г/г).

Впрочем, сохранение высоких кредитных рисков и низкая платежеспособность заемщиков сдерживали активизацию банковского кредитования. Также негативно на кредитование влияла высокая доля просроченной задолженности по кредитам в общей сумме выданных кредитов (24.2%). И хотя в течение последних 4 месяцев она постепенно снижалась, ее уровень остается более высоким по сравнению с началом 2016 года.

В то же время, согласно Опросу об условиях кредитования за ІV квартал 2016 года наблюдалось дальнейшее увеличение спроса на кредиты, как со стороны корпоративного сектора, так и домохозяйств. Этому способствовали постепенное снижение процентных ставок и характерные для каждой из этих групп факторы: потребность в оборотном капитале и необходимость реструктуризации задолженности ‒ для корпоративного сектора; развитие рынка недвижимости и рост потребительской уверенности для домохозяйств.

Стандарты кредитования корпоративного сектора в целом остались без изменений. Снижение в сегменте кредитов МСП компенсировалось ростом по отдельным видам кредитов: краткосрочным, валютным и займам крупным предприятиям. Вместе с тем, пятый квартал подряд банки отмечали смягчение стандартов потребительского кредитования при неизменных условиях ипотечного кредитования.

В IV квартале ожидается смягчение условий выдачи кредитов МСП и стандартов потребительского кредитования из-за одновременного ужесточения стандартов ипотечного кредитования.

Источник: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий