Темы инноваций в последние несколько лет захватили корпоративный и политический дискурс планеты. Всемирный экономический форум в Давосе два года подряд посвящен четвертой промышленной революции, и ее последствиях во всех сферах.
Глобальные институты видят в технологиях главный драйвер развития и главное условие для выживания компаний и стран.
Однако украинский бизнес преимущественно местечковый. Он мало интересуется сутью глобальных процессов, ролью инноваций и возможностями их внедрения, пока чиновники разрушают остатки инновационного потенциала страны.
По уровню технологичности украинская промышленность на треть позади от показателей ЕС, по доле хай-тек-продукции в экспорте отстает в четыре-восемь раз, по энергоэффективности – в десять. Благодаря введению новых технологий прирост ВВП составил 0,7% против 60-90% в развитых странах.
За годы независимости количество исследователей в области технических наук в Украине снизилось в 3,5 раза. Освоение новых видов техники сократилось в 14,3 раза, а доля инновационных активных промышленных предприятий – в пять раз.
В Украине нет стратегии инновационного развития, а разработанная международными экспертами «Цифровая адженда 2020» более полугода лежит в Кабмине. Истеблишмент даже не может утвердить план мероприятий по ее реализации. Это делает страну нежизнеспособной, а граждан обрекает на нищенство.
Что делать бизнесу, который стремится вырваться из приготовленной бездарными чиновниками ловушки? Инновации – это не единственный выход.
Почему инновации важны для бизнеса
Мировые расходы на исследования с 1998 года по 2013 год выросли в западных странах вдвое, в Южной Азии за этот же период расходы на науку возросли в 4,4 раза, почти вдвое обогнав темпы роста мирового ВВП. При этом большая часть этих расходов – деньги не государств, а бизнеса.
Глобальный опрос руководителей компаний в 2017 году показал: половина компаний считает, что инновационные усилия существенно влияют на увеличение их доходов благодаря росту продаж. Каждая пятая компания-лидер по внедрению инноваций ожидает увеличения прибыли на 15% в следующие пять лет.
Инновации в компании также являются весомым фактором притока или оттока талантов. Deloitte выявила, что две трети молодых сотрудников в мире собираются сменить место работы в ближайшие три года, а исследование Dell и Intel показало, что двое из пяти уйдут из-за низких технологий в компаниях.
Украина в глобальном рейтинге по инновациям Global Innovation Index в 2017 году заняла 50 место, причем по отдельным компонентам индекса – «инновационные отношения», «усвоение технологий», «креативные товары и услуги», «влияние знаний» – украинский бизнес находится на очень низких позициях.
Не удивительно, что и в рейтинге глобальной конкурентоспособности Global Competitiveness Index страна заняла 85 место из 138.
На такую ситуацию влияют политика, условия ведения бизнеса, макроэкономическая среда. Однако в отличие от этих факторов внедрение инноваций находится в руках собственников и менеджеров бизнеса. Тем более что, несмотря на кризис в Украине есть эффективные инструменты внедрения технологических новинок.
Какие инновации имеют значение
Исследование PwC показали, что доходы компаний, которые выделяют более 25% своих R&D-бюджетов на программное обеспечение, растут быстрее, чем у ключевых конкурентов, которые выделяют на это меньшую часть бюджетов развития.
Международная исследовательская компания Gartner называет ключевые технологии для бизнеса: машинное обучение и искусственный интеллект, «умные» приложения, интернет вещей, дополненная и виртуальная реальность, цифровые двойники объектов, блокчейн, системы чат-общения, адаптивные системы безопасности, приложения и сетевая сервисная архитектура, платформы цифровых технологий.
Консалтинговая компания Deloitte определяет такие ключевые организационные инновации: беспредельность IT, фоновый интеллектуальный анализ данных бизнеса, переход от тяжелых IT-платформ облачных и от поставки товара до поставки результата, непрерывное наблюдение за прорывными технологиями.
Инновации могут внедряться в различных плоскостях компании. Одну из наиболее известных моделей разработала консалтинговая компания Doblin.
Она включает следующие элементы: бизнес-модель, взаимосвязь с участниками создания ценности, структуру компании, процесс работы, функциональность продукта, взаимосвязь продуктов и сервисов, сервисную поддержку клиентов, каналы сбыта, бренд, привлечение клиентов в работу компании.
Исследование PwC Innovation Benchmark показывает: компании, которые больше инвестируют в инновации, будут сосредоточены на прорывных технологиях, а не на постепенном улучшении. Из тех, кто реинвестирует более 15% доходов, большинство занимаются прорывными инновациями.
Таким образом, бизнес, который решил внедрять инновации, должен определиться, какие составляющие работы ему целесообразно модернизировать и в какой степени, а после этого подобрать для себя технологии, которые больше всего ему подходят.
Как внедрять инновации
Последние десять лет ежегодных исследований Global Innovation 1000 не обнаружили статистической связи между объемом денег, потраченных на исследования и разработки (R&D), и финансовыми результатами. Значит, способ, которым тратятся инновационные доллары, является более важным, чем их количество.
Консалтинговая компания McKinsey называет главные составляющие процесса внедрения инноваций: настроиться на большое, выбрать направление, изучить тенденции, понять, как эволюционировать, организационно мочь внедрить инновацию, правильно масштабировать измененный аспект бизнеса, максимально скооперироваться, мобилизовать сотрудников компании на инновации.
Исследования показывают, что 54% компаний, которые внедряют инновации, пытаются преодолеть разрыв между инновационной стратегией и бизнес стратегией. Эксперты считают решающим фактором успеха в привлечении людей со стороны в бизнес стратегию организации на этапе разработки любых потенциальных инноваций.
По данным опросов, традиционные научные исследования вдвое уступают моделям операционного сотрудничества. Треть компаний говорят, что клиенты являются наиболее важными инновационными партнерами.
Принципы открытых инноваций и дизайн мышления позволяют объединять людей из разных сфер компетенции, охватывая стратегию бизнеса и технологии.
Небольшие оптимизированные компании могут использовать эти подходы чаще, а крупные предприятия теряют такие возможности. Малые предприятия также чаще работают с учеными и научными учреждениями, а подавляющее большинство прорывных инноваций подпитывается технологическими компаниями.
Для внедрения инноваций извне наибольшее значение имеют технологические партнеры, а с внутренней стороны – собственные сотрудники. Однако чтобы стать драйверами инноваций, сотрудникам необходимо инновационное поведение и культура, свежее мышление и инновационное лидерство топ-менеджеров.
Чтобы учесть все аспекты и тонкости на пути внедрения инноваций, бизнеса чаще всего необходима помощь со стороны внешних экспертов.
Кто поможет внедрить
На глобальном рынке есть немало игроков, которые помогают компаниям, которые стали на путь развития. Для украинского рынка, где царят недоверие, экономия на хай-тек и короткий горизонт планирования, важна определенная дифференциация решений.
Международные консалтинговые компании
Так называемая большая четверка и организации такого же профессионального уровня, помимо аудита, могут предоставить услуги по разработке стратегии, поиску подрядчиков, сопровождению процесса выполнения работ и внедрению инноваций.
Преимуществом крупных игроков есть накопленный глобальный опыт и сеть международных экспертов, однако и стоимость услуг этих компаний значительно выше средней рыночной, а запуск сотрудничества имеет весомый порог входа.
Однако крупные игроки – не абсолютные монополисты. Первые десять компаний удерживают около 50% рынка консалтинга. В бизнес-среде давно ведутся дискуссии о целесообразности переплачивать за такие услуги.
Внутренние структурные подразделения компаний
В каждой крупной компании есть IT-департамент или департамент развития. Им можно поручить поиск возможностей для улучшения тех или иных аспектов работы организации. Это кажется более дешевым и более безопасным вариантом, однако подразделению может не хватить мощностей, например, для проведения экспертизы.
Другим фактором риска является профессиональная зашоренность корпоративных специалистов, когда инновации рассматриваются только в фокусе IT оборудования.
Лидером такого пути в Украине является Приватбанк. Его решение для автоматизации бизнес-процессов Corezoid стал первым восточноевропейским стартапом, который представлен в магазине web-сервисов Amazon.
Технопарки и ассоциации
С большими потугами в Украине начали появляться технологические парки и инновационные бизнес-ассоциации, целью которых является интеграция технологий в работу компаний из разных отраслей. Среди громких проектов – первый украинский инновационный парк Unit Сity, в котором разместилась сотня технологических компаний.
Ассоциация предприятий промышленной автоматизации объединила десятки системных интеграторов, специализирующихся на широком спектре инновационных технологий. Также в Украине функционируют многочисленные профильные ассоциации в различных отраслях.
Такие игроки являются своеобразными хабами подрядчиков. По запросу бизнеса они могут подсказать, к кому обращаться за определенной инновацией. В мире этот подход успешно работает, а у соседей Украины функционируют сотни таких учреждений.
Системные интеграторы и технологические компании
Классический инструмент внедрения инноваций – привлечение конкретной технологической компании для внедрения конкретной технологии «под ключ». Этот подход требует предварительно разработанной инновационной стратегии бизнеса, четко артикулированных потребностей и способности самостоятельно выбрать подрядчика.
Краудсорсинг платформы инноваций
Этот подход касается нового поколения инструментов развития инноваций.
Глобального успеха достигли краудсорсинг платформы вроде Kickstarter или ICO для привлечения инвестиций в стартапы, электронные площадки для торговли инновационными технологиями и сервисами вроде Amazon и открытые платформы инноваций, позволяющие компаниям разворачивать программную среду для собственных инновационных сообществ, привлеченных к развитию.
Все это сочетается в глобальных инновационных сообществах при консалтинговых компаниях. В Украине данный подход представлен платформой Reactor.ua.
Консалтинговая компания – администратор инновационной платформы – помогает клиенту сформулировать его инновационную стратегию или отдельные запросы, которые размещаются на платформе для глобального сообщества, а новаторы предлагают варианты лучших решений, борясь за потенциального клиента.
С другой стороны, клиент совместно с компанией-администратором выбирает наиболее приемлемый вариант, учитывая его стоимость и соответствие стратегии. В результате заключается контракт, с площадкой и победителем конкурса.
Популярность такого подхода в мире связана с гибким управлением стоимостью, минимальными стартовыми вложениями заказчика, привлечением большого количества инновационных команд в поиск решений с одновременными гарантиями качества выполнения работ и непрерывности сопровождения со стороны площадки.
Выводы
Разнообразие инструментов внедрения инноваций на украинском рынке позволяет компаниям выбрать механизм, который соответствует объему ресурсов, внутренним корпоративным особенностям и управленческим предпочтениям.
К счастью, в Украине в различных секторах экономики появляются компании, которые не ищут причин, почему инновации невозможны, не обвиняют государство или конкурентов, а вопреки среде строят собственное будущее.
Главное условие на пути к инновациям – не цепляться за вчерашний день.
Автор: Алексей Жмеренецкий
Источник: Экономическая правда
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.