Читайте также: Как нефтегазовый консультант производит сидр и кальвадос
Золотая голубика: как построить выгодный ягодный бизнес на малом участке
Интервью с владельцем компании по производству соков T.B. Fruit Тарасом Барщовским
Ореховый сад: как с одного участка собирать три вида урожая
Инструкция по охране труда при выполнении работ в садах и виноградниках
Сейчас активно развиваются кооперативы. Большинство из них занимается овощами, фруктами и ягодами. Почему именно ягодники?
— Во-первых, для снижения расходов. Можно значительно сэкономить на покупке удобрений, СЗР, техники, посадочного материала. Более того, серьезные маточники имеют ограничения на минимальную партию закупки, например в 10 тыс. растений. А это уже не только вопрос цены, сколько качества посадочного материала. Если одному фермеру нужны тысячи растений, то он начинает искать малые питомники. Но когда их уже 10, то можно уже найти профессионального поставщика и цену на 20-30% дешевле, чем в розницу или мелким оптом. То же самое с удобрениями и сопутствующими материалами. Это то, что можно сделать сразу после объединения. Затем уже можно работать над продажами.
Во-вторых, для создания товарных партий. Для того чтобы имело смысл куда-то ехать (это мы говорим об экспорте) надо иметь минимум 20-тонную машину. Если говорить о малине, то где-то 13 тонн одноразовой поставки, чтобы это было выгодно. Конечно, кое-что можно ввозить на оптовые рынки Европы газелями и бусами. Но в каждой «лиге» есть своя спецификация, и есть своя цена.
Поэтому просто объединение не достаточно для того, чтобы сразу получить более высокую цену – надо выровнять между членами кооператива сорта, которые выращиваются, использование удобрений и СЗР, сбор определенного качества и т.д. Это может быть сложно и долго, потому что может произойти смена канала продаж, соответственно может происходить смена сортов по новому каналу сбыта.
Вы работали долгое время в компании «Данон», где занимались оптовой закупкой ягодной продукции. Как, по вашему мнению, стоит ягодникам ориентироваться на внутренний рынок?
— Не надо недооценивать внутренний рынок. Во-первых, даже на локальном рынке можно работать в разных сегментах. Можно нацелиться на переработку – на концентраты. Их могут брать все подряд и в разных объемах. А можно работать на заморозку – цена выше, но там уже есть определенные требования к качеству, форме и упаковке. Можно работать со свежим ягодным рынком.
Ягодоводство и производство фруктов в Украине растет с каждым годом. А планируется ли, по вашей информации, строительство новых перерабатывающих заводов?
— Сейчас я думаю, что в ближайшее время появится несколько новых реконструкций, потому что в первую очередь отрасль стала более интересной и прибыльной. До 2014 года мы не были конкурентными на мировом рынке ягод, поэтому особо нам не было чего делать там.
Экспорт происходил в основном в Россию, хотя мы и там были тоже недешевые. У нас была дорогая работа, и в Европе на наши красные ягоды были введены импортные пошлины на уровне 15%. В 2014 году началась девальвация, и труд подешевел в разы. Также ЕС отменил ввозные пошлины.
Эти два фактора сделали наши ягоды конкурентоспособными, и не просто конкурентоспособными, а высоко маржинальными. Доходность этого сектора сегодня крупнейшая в сельском хозяйстве, поэтому и заговорили в последнее время о ягодоводстве, так как отрасль развивается быстро, и мы сейчас еще не очень значимые на мировом рынке.
Наш экспорт прошлого года был около 7 тыс. тонн, но по сравнению с позапрошлым годом это в четыре раза больше. Это стало интересно с точки зрения инвестиций в отрасль. Часть крупных фермеров начали диверсифицировать производство зерновых и подсолнечника на ягоды. Значит, люди, которые имеют тысячи гектаров под зерно, сейчас закладывают 100 — 300 гектаров под ягоды.
Кроме того, следует понимать, что ягодоводство самая социальная отрасль, потому что из всех отраслей сельского хозяйства она создает больше рабочих мест. Если на производство зерна нужно от одной десятой до одной сотой человека на гектар. А при производстве ягод это от десяти до двадцати человек на гектар, с точки зрения трудоустройства это очень серьезная отрасль.
В целом заводы будут открываться. Я не могу спрогнозировать количество, но сейчас идет много консультаций и много кто интересуется этим. Также увеличивают мощности уже существующие заводы. Думаю, что в течение двух лет появится до десяти заводов.
Основной проблемой сегодня в ягодоводстве является недостаток мощностей заморозки, поэтому и перевозить продукцию за пределы Украины почти невозможно. Как можно исправить ситуацию?
— У нас не хватает заморозки и ее нужно строить сразу качественную и на большие объемы. Сейчас происходит много разговоров вокруг доступных грантов на маленькие заморозки на одно поле. Но это для внутреннего рынка, а не для экспорта, технологически там невозможно сделать что-то, что можно было бы экспортировать. Добавленная стоимость так, а вот с точки зрения окупаемости, большой вопрос.
В Польше наиболее эффективные IQF заморозки имеют мощность 8-10 тыс. тонн в год. Те что имеют 5-6 тыс. тонн уже должны работать на более высокую спецификацию для того чтобы быть более маржинальным. Значит, те, что имеют 8-10 тыс. тонн могут позволить себе производить продукцию разного качества, а меньшие в основном работают на более высокий уровень.
Аналогичная ситуация и с фруктохранилищами – поэтому фермеры не могут придержать товар и получить лучшую цену. Сколько еще нужно построить хранилищ, чтобы перекрыть потребность рынка?
— На сегодня хранилища закрывают только 40% потребности рынка, а может и меньше. Это все очень просто отследить, наблюдая за полками в магазине. До нового года там находятся яблоки и груши украинского производства, а затем польского. В Польше есть современные хранилища, которые позволяют придерживать товар до следующего сезона.
Это связано с качеством хранения и ухода на поле. Поэтому я и говорю, что у нас есть еще большой потенциал на внутреннем рынке и в импортозамещении. Еще несколько лет назад 80% клубники, которая шла на переработку, была импортной.
На сегодня ситуация конечно лучше, поскольку наша клубника подешевела из-за девальвации. Но это не пожизненно – еще лет 3-5. Украинская экономика поднимется и себестоимость вместе с ней. Поэтому производителям сейчас надо воспользоваться рыночной ситуацией и инвестировать в эффективность производства.
Какие экспортные рынки являются интересными для украинских производителей?
— Если заморозить продукцию, то она может доехать куда угодно. Значит, ягоды замораживают, складывают в контейнер при -18 градусах С, и они могут плыть на корабле куда угодно. Срок годности замороженных ягод 24 месяца. Если же говорить о странах, то, как и для молочной продукции, нам интересны страны Африки и Азии, поскольку там нет больших требований к качеству. Кроме того, очень интересным по доходности является рынок Японии. Это очень маржинальный рынок и туда ягоды очень выгодно продавать.
Однако страна и чрезвычайно требовательна. Также рынок Австралии очень интересен, он чуточку менее требователен, чем Япония, но менее чем в ЕС, однако цена там хорошая.
Также есть Объединенные Арабские Эмираты.
На мировом рынке есть спрос на замороженные абрикосы и персики. С точки зрения развития, нам надо ориентироваться на высоко-маржинальные культуры, которые стоят больше полутора, а еще лучше больше двух евро за килограмм в переработанном виде, поскольку у нас очень дорогие деньги. Ни клубника, ни малина в этот сегмент не попадает, но на них есть постоянный гарантированный спрос. Но на них всегда будет скакать цена.
С замороженной продукцией все ясно, а что тогда скажете о свежем ягодном рынке? Есть ли у нас потенциал в этом сегменте?
— Свежий ягодный рынок ЕС интересен для голубики, так как ягода маржинальная, быстро доезжает и на нее есть постоянный растущий спрос. С черешней можно выходить на рынок Европы, даже наши саженцы были бы интересны, если бы у нас с ЕС были одинаковые сертификационные требования. Также с удовольствием ее берет Китай. Цена на свежем рынке в этой стране оправдывает транспортировки самолетом с высоким уровнем прибыли. На сегодня у нас запросов на импорт черешни значительно больше, чем мы можем предложить как страна.
Для мелких производителей, даже скооперировавшись, нужно время чтобы выстроить свою систему качества. Но никто не будет ждать 3-5 года, поэтому им просто нужно работать на внутреннем рынке в первую очередь. Даже на внутреннем рынке клубники в зависимости от сезона и того, куда она продается, по ценам этого года она стоила от 18 грн. до 250 грн. в зависимости от спецификации.
Это разные требования, разные технологии, совершенно разные инвестиции. Все зависит от мощности финансовой и технической, поэтому если мы возьмем наших малых фермеров, в которых 1,5-2 га, то при самостоятельном сбыте их рынок только внутренний.
На внутреннем рынке такой фермер может получить нормальную цену без дополнительных вложений. Если у вас есть деньги на вложения в технологии, переработку или более активного выращивания, то это могут быть внешние рынки.
Многие ли в Украине ягодники используют сельхозтехнику при сборе или все еще преобладает ручной сбор?
— Механизированный сбор в Украине есть, но не очень много, в основном смородины. Но это становится все более актуальным, поскольку местами есть дефицит рабочей силы, связанный с миграцией. Скажем так, если это сбор малины на переработку, например на концентрат, и есть большие площади, то этот процесс требует машинного сбора. Смотрите, если на 100 га нужно где-то полторы тысячи человек, то уже на 400 га требуется 6 тыс., что не всегда реально. В таком случае обеспечить сбор урожая без потерь может только механизация.
Но если работать на свежий ягодный рынок, то техника будет повреждать деликатные ягоды. В таком случае используется ручной сбор. Малые фермеры вообще не используют спецтехнику, поскольку у них нет денег на инвестиции, у них малые площади, и они не очень хотят объединяться. При объединении нескольких полей одним массивом можно использовать совместную технику в одном технологическом процессе для всех.
Автор: Алена Павленко
Источник: Agravery.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.