Исследование: как олигархи влияют на экономику Украины

21.04.2017 – На прошлой неделе Центр экономической стратегии выпустил аналитический документ “Освободить захваченное государство Украина”. Под “захватом государства” (state capture) подразумевается разновидность коррупции, а именно осуществление политического влияния через изменение законов, политику, регуляцию для получения несправедливой выгоды конкретным бизнесом. Авторы проанализировали риски, которые он создает для экономики и общества. Приводим основные тезисы этого исследования.

Выделяют такие разновидности захвата государства: захват регулятора (например, в случае естественных монополий), захват бюджета (в случае получения преференций с использованием бюджетных средств) и захват государственных предприятий.

Для примера, в Нигерии произошел захват бюджета – некоторые бизнесмены для получения государственных заказов сами разрабатывают проекты таких заказов, включая спецификации. Захват регуляторов происходит, когда бизнесмены работают на жестко регулируемых рынках и одновременно имеют сильное политическое влияние.

Эксперты отмечают, что украинские олигархи разбогатели за счет получения контроля над государственными активами – контроль над предприятием осуществлялся со стороны частного бизнеса при его формальном сохранении в собственности государства (полном или в виде мажоритарного пакета акций). Этот вид можно выделить как захват государственных предприятий – аналогичные процессы происходили вначале 90-х, например, в Венгрии.

Исходя из результатов анализа, в Украине присутствуют риски всех типов захвата государства.

Одним из признаков захвата государства является фаворитизм государственных чиновников при принятии решений в интересах отдельных бизнесменов. Украина занимает 99-е место из 140 по уровню фаворитизма, который, кстати, является, частью, оценки Глобального индекса конкурентоспособности. Рейтинг страны улучшился относительно 2014-2015 годов, но остается ниже уровня 2006-2007 годов. Для примера, Польша занимает 69-е место, Грузия — 48-е. По оценке качества антимонопольной политики страна находится почти на самом дне — 136 место, тогда как Польша — 50-е, а Грузия — 116-е.

Согласно последней оценке инвестиционной компании Dragon Capital, за 2016 год состояние десяти самых богатых украинцев составило более 11 млрд. долларов. Что составляет почти 13% ВВП Украины в 2015 году.

Они преимущественно являются владельцами крупных промышленных и сельскохозяйственных активов, пятеро из десяти имеют бизнес в топливно-энергетическом комплексе.

Для сравнения: соотношение состояний десяти самых состоятельных жителей Польши и ВВП всей страны составляет лишь около 3%, и сферы их деятельности очень разнятся — это инфраструктура, промышленность, финансы, СМИ, телекоммуникации и другие.

Соотношение состояний десяти самых состоятельных жителей США к ВВП всей страны составляет лишь около 3%, пятеро из десяти являются владельцами ИТ-компаний.

Относительно высокая концентрация состояний и их привязанность к в значительной степени монополизированному, регулируемому и часто субсидируемому государством ТЭК являются косвенными проявлениями захвата государства бизнесменами.

Обязательный атрибут украинского олигарха – владение СМИ. По мнению некоторых респондентов исследований, у СМИ существуют пакты о ненападении, например, в виде запрета критики действий определенных олигархов (Фирташ-Ахметов) и отдельных политиков. В частности, анализ VoxUkraine свидетельствует об отсутствии критики в адрес президента Порошенко СМИ, которые принадлежат разным олигархам.

Одним из экономических последствий захвата государства является то, что бизнес в условиях такой экономики в целом теряет 10 п.п. роста выручки в течение 3-летнего периода, по сравнению с ситуацией незахваченной экономики.

На анализ заинтересованности в захвате государства из 10 самых богатых украинцев выбрали олигархов Рината Ахметова, Игоря Коломойского, Виктора Пинчука, Петра Порошенко и Дмитрия Фирташа.

Среди кандидатов в олигархи респонденты также называли: Константина Григоришина, Сергея Левочкина, братьев Суркисов, бизнесменов из бывшей финансово-промышленной группы Еремеева. Хотя их состояние существенно меньше состояния лидеров, но совокупное негативное влияние на отдельные отрасли, где они имеют монопольное положение или контролируют государственные предприятия, может быть даже больше. Например, в ТЭК, по мнению одного из экспертов, коррупционная рента от управления государственными компаниями со стороны олигархов второго эшелона, особенно шахтами, облэнерго, ТЭЦ, приводит к большим экономическим потерям, чем лоббирование Ринатом Ахметовым собственных интересов в ГТЭК.

Вне поля анализа остались крупнейшие бизнесмены в агросекторе, которые не являются олигархами (не имеют СМИ и собственных групп депутатов), но, по мнению экспертов, они объединяются ради лоббирования интересов аграрной отрасли — торможения запуска рынка земли, перехода аграрных предприятий на общие условия налогообложения, возмещение НДС, получение субсидий.

Также, по мнению экспертов, региональные олигархи (например, Станислав Березкин в Кировоградской области) из-за склонности к узурпации власти и монополизации местных рынков негативно влияют на инвестиционную привлекательность регионов.

Ринат Ахметов

Ринат Ахметов — самый богатый украинец с состоянием в 4,1 млрд. долларов по состоянию на конец 2016 года и владелец “Группы СКМ”, в которую входит 16 направлений бизнеса в различных отраслях. Консолидированный доход Группы за 2015 г. составил 11,293 млрд. долл., что составляет 12,5% ВВП 2015 года.

Футбольный клуб “Шахтер” и медиабизнес (рейтинговые телеканал “Украина” и газета “Сегодня”) по мнению экспертов, являются убыточными и используются только для политического и имиджевого воздействия.

В украинском парламенте в сферу влияния Рината Ахметова относят группу из 20 нардепов (против 27 в Раде предыдущего созыва). Голоса группы Ахметова приобрели особую ценность после перехода парламентской фракции “Батькивщина” в оппозицию в апреле 2016 года, ведь именно они после этого периодически обеспечивают необходимое для принятия решений большинство голосов.

Часть компаний из холдинга “ГТЭК”, который является составной частью “Группы СКМ”, включены в перечень субъектов естественных монополий АМКУ. В сегменте тепловой генерации доля компаний группы “ГТЭК” достигает 70%. Облэнерго являются региональными монополистами в поставке электроэнергии.

В период Януковича бизнесмен наращивал активы, в частности, за счет приватизации государственных предприятий. После Революции Достоинства и возникшей ситуации с Крымом и Донбассом Ахметов вынужден был защищать свои активы.

Но впоследствии, в 2016 году, появились признаки получения преференций государства для его бизнесов Группы СКМ, например, от госрегулятора НКРЕКП. Они появились в форме учета в формуле тарифа на тепловую генерацию электроэнергии, которые есть в стоимости угля по цене в портах АРА (Амстердам-Роттердам-Антверпен) + доставка.

Поэтому, вероятно, есть риск захвата регуляторов — НКРЕКП (энергетическим подразделением “ГТЭК”) и Министерства инфраструктуры (компанией “Метинвест”). Благодаря подконтрольной группе депутатов Ахметов может влиять на рентные платежи, которые определяются парламентом.

Также в зоне риска — закупки государственного предприятия “УЖД”, одним из ключевых поставщиков которой является “Метинвест”. С 2016 года тарифы УЖД не снижались, а наоборот, повышались, что вызвало критику со стороны руководства “Метинвеста”.

По мнению В. Шульмейстера, ПАО УЖД ежегодно теряет около 2 миллиардов долларов, из них 400 млн. долл. – на грузовых тарифах по номенклатуре грузов “СКМ”. По его словам, у “СКМ” есть свои люди во всех министерствах, а в УЖД – подконтрольны целые подразделения. Общественными потерями в этом случае может быть потенциальное снижение тарифов на железнодорожные перевозки.

Читайте также: Войцех Бальчун: «Я чувствую себя как камикадзе»

Потенциальная выгода захватчиков

“ГТЭК” получает тарифные преференции со стороны НКРЕКП, которая контролируются президентом. “Метинвест” по объемам является одним из крупнейших получателей возмещения НДС (после проблем в 2015 году) от Государственной фискальной службы. Благодаря выигрышу в суде, компания получила снижение рентной платы на добычу руды (после того как несколько месяцев платила по высокой ставке), идет обсуждение тарифов УЖД. В украинских реалиях такое изменение в бизнес-среде для конкретной компании может быть признаком политических договоренностей.

Потенциальная выгода политиков и чиновников

Анализ показывает, что последние преференции для бизнесов Группы СКМ являются, вероятно, результатом политических договоренностей Ахметова с представителями президента Порошенко.

А потенциальным посредником в переговорах с “ГТЭК” может быть друг Порошенко – Игорь Кононенко – ему приписывают контроль над государственной компанией “Центрэнерго”, которая является также выгодоприобретателем от “Роттердам+”.

Экономические последствия захвата

Монополии получают дополнительную прибыль за счет потребителей (“Роттердам+”, потенциально – RAB-тарифы), законодательное закрепление преференций — через НКРЕКП; для обоснования необходимости преференций руководство “Группы СКМ” использует следующие аргументы: поддержка занятости (более 300 тысяч человек), влияние на загруженность заказами и, соответственно, выручка УЖД.

Общественные последствия захвата

Внедрение формулы тарифообразования “Роттердам+” привело к перераспределению средств в пользу “ГТЭК” и других производителей тепловой генерации за счет потребителей – населения и бизнеса. Рост тарифов для бизнеса тянет за собой удорожание изготовления продукции и, как следствие, инфляцию.

Игорь Коломойский

У второго самого богатого человека Украины состояние составляет 1,4 млрд. долл. (по версии «Фокуса»). Сферы деятельности Коломойского — нефтяной бизнес через контроль над государственными предприятиями: “Укрнафта”, “Укртатнафта”; авиаперевозки — “МАУ”; автозаправочные станции, ферросплавный бизнес и прочее.

Недавно Коломойский владел крупнейшим банком в Украине — “Приватбанк”.

Читайте также: Председатель правления Приватбанка Александр Шлапак: Если не договоримся, бывшие акционеры будут вести дискуссии с другими людьми

Также олигарх является совладельцем медиа-холдинга “Central European Media Enterprises Ltd” (“1+1”, “2+2”, “ТЕТ”, “ПлюсПлюс”, “Бигуди”, “УНИАН-ТВ” и “1+1 International”).

Бизнес олигарха неформально объединяют в холдинг под названием “Группа Приват”.

К лояльным ему партиям относят “Народный фронт”, “Возрождение” и “Укроп”. Лояльными к нему людьми считают мэра Днепра Бориса Филатова и лидера “Правого сектора” Дмитрия Яроша.

Коломойский, вероятно, сохраняет влияние над государственным предприятием “Укрнафта”, в частности, благодаря тому, что предприятием управляют лояльные ему менеджеры. По информации журналистов Цензор, он может использовать предприятие в интересах “Группы Приват”: для уклонения от уплаты налогов, схем с НДС, контроля над “Укрнафтой”, поставкой более дешевой нефти с “Укрнафты” на нефтеперерабатывающий завод “Группы Приват” — Кременчугский НПЗ и дальнейшей переработки и передачи на автозаправочные станции “Привата”.

В прошлом Коломойский, вероятно, влиял на работу “Укртранснафты”, но из-за столкновения олигархов менеджмент, лояльный к Коломойскому, был снят с должностей, и он потерял контроль в 2015 году.

Также есть риски потенциального влияния олигарха на Антимонопольный комитет, Госавиаслужбу и Мининфраструктуры. Он может использовать это влияние для своих других крупных бизнесов: “МАУ” — контроль рынка авиаперевозок, конкурентные преимущества; автозаправочные станции — отсутствие расследования АМКУ дел, связанных с потенциально заниженными ценами “Группы Приват”.

Коломойский потенциально влияет на регуляторов (НБУ, АМКУ, Госавиаслужба и Мининфраструктуры), существует риск контроля над государственными предприятиями и их денежными потоками, бюджетными денежными потоками.

Деньги, выделенные Национальным банком Украины на рефинансирование “Приватбанка”, были, вероятно, частично выведены из банка.

Даже после национализации “Приватбанка” Коломойский имеет потенциальную возможность для торга с властью, не спеша возвращать кредиты, предоставленные банком связанным с ним офшорным компаниям (по оценкам НБУ, таковыми являются 97% портфеля кредитов корпоративному сегменту).

Контроль над государственными предприятиями Коломойский обычно осуществляет через миноритарный пакет акций и привлечение своего менеджмента к управлению компанией. Олигарх, вероятно, имеет влияние на МВД и Генпрокуратуру, которые задерживают рассмотрение дел, открытых на его партнеров, поэтому их невозможно привлечь к ответственности и установить предполагаемого конечного выгодоприобретателя схем – самого Коломойского. Торможение также может быть частью политического торга с властью.

Нардеп Сергей Лещенко из БПП, который ранее занимался расследованиями как журналист, говорил о поддержке Коломойским бывшего премьера Яценюка. Статус-кво также может быть частью договоренностей о замене Яценюка на лояльного к президенту Гройсмана и предоставлении голосов парламентариев.

Предприятие “Укрнафта”, вероятно, работает не в интересах государства, которому принадлежат 50%+1 акция, а в интересах Коломойского, который владеет 42% предприятия. Хотя “Приватбанк” был национализирован, у Коломойского остается рычаг шантажа в виде портфеля кредитов связанных с ним компаний (по оценке НБУ, — 97% от портфеля корпоративных кредитов банка), который должен быть реструктуризирован и погашен.

Виктор Пинчук

Виктор Пинчук имеет состояние в 1,3 млрд. долл., основная часть которых — прибыль от металлургии. Главным источником дохода является “Группа EastOne”, в которую преимущественно входят предприятия-производители труб и металлургические заводы. Вместе с Коломойским контролирует Никопольский завод ферросплавов, который стал для обоих олигархов объектом споров и судебных процессов.

Владеет банком “Кредит Днепр” и одним из крупнейших медиа-холдингов в Украине “StarLightMedia” (СТБ, ICTV, “Новый канал”, М1, М2, QTV, газета “Факты”) и крупной радиогруппой “Таврмедиа”: “Русское Радио Украина”, “Хит FM”, “Kiss FM”, “Radio Rocks”, “Мелодия” и “Релакс”. Весь бизнес управляется инвестиционной компанией олигарха “EastOne”.

Признаки захвата

С Пинчуком связывают трех депутатов Верховной Рады последнего созыва. А БПП является партией, которая помогает своими решениями его бизнесу.

Журналистские расследования указывают на риски поставки продукции государственным предприятиям по завышенной цене (например, когда Пинчук вдвое поднял цену на закупку колес для “УЖД”). Также он вместе с Ахметовым успешно лоббировал пошлины на экспорт металлолома.

В связи с расследованием “Наши деньги”, последний тендер, стоимостью более полумиллиарда гривен на трубы для предприятия “Укргаздобыча” компания “Интерпайп” выиграла без сопротивления конкурентов. Даже не была опубликована финальная сделка. Несколько ранее Пинчук вдвое поднял цену на колеса для “УЖД”.

В сентябре 2016 года Петр Порошенко назначил человека Пинчука – Валентина Коваля членом Нацсовета Украины по вопросам телевидения и радиовещания. Также считается, что Пинчук получил сверхприбыль от установленных властями квот на экспорт металлолома, который используется у него на заводах.

Продажа металлолома стала более невыгодной после увеличения Радой пошлины на его экспорт до 30 евро за тонну. В то же время, в Украине действуют квоты на импорт труб, что выгодно Пинчуку. Рада сняла пошлину на импорт черного металлолома.

Итак, Пинчук выглядит как крупный бизнесмен и лоббист, но не олигарх, хотя присутствуют признаки получения определенных преференций при реализации продукции собственного производства.

Петр Порошенко

Президент Украины владеет активами в 950 млн. долл. (по состоянию на 2016 год). И в соответствии со своей декларацией за 2015 год, владеет недиверсифицированным корпоративным инвестиционным фондом “Прайм Эссетс Кэпитал”, который контролирует такие крупные активы, как корпорация “Рошен”, завод “Ленинская кузница”, “Международный инвестиционный банк”, медиакомпания “5 канал”, предприятия в агросекторе и прочее.

Признаки захвата

Считается, что Порошенко тесно дружит с миноритарными акционерами “Прайм Эссетс Кэпитал”, Кононенко и Гладковским.

В частности, есть основания считать, что Порошенко получает вознаграждение от контроля его партнеров над предприятиями подконтрольными Кононенко – Одесский припортовый завод, “Центрэнерго” и частично “Укртранснафта”.

Партнер Порошенко Константин Ворушилин, нынешний директор-распорядитель Фонда гарантирования вкладов физических лиц, в прошлом был председателем наблюдательного совета “Международного инвестиционного банка” (МИБ), председателем правления банка “Мрия” (который принадлежал Порошенко) и руководителем отдела финансово-инвестиционной деятельности корпорации “Богдан”.

МИБ на фоне убыточности всего украинского банковского сектора значительно нарастил собственные доходы, а главные клиенты этого банка за последние годы получали много государственных заказов (особенно от “Укртрансгаза”), хотя некоторые из предприятий даже не имеют веб-сайтов.

Другим партнером Порошенко является Олег Гладковский, который с 2014 года занимает должность заместителя секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины. Часть “Богдан-Моторс”, которую контролирует Гладковский, принадлежит Порошенко. Благодаря этому, менеджеры автомобильного бизнеса Порошенко и партнеры были назначены на руководящие должности таких предприятий оборонного сектора, как “Укроборонпром” и ГП “Антонов”.

Связанные с Порошенко предприятия, контролируя почти весь оборонный сектор, получают многочисленные госзаказы. По имеющейся информации, был заказ на поставку транспорта Национальной гвардии и государственному предприятию “Укртранснафта” — в результате чего за последние 2 года “Богдан” значительно сократил свои убытки.

“Ленинская кузница” также переориентировалась на производство продукции для оборонного комплекса, например, начала производить различное оружие для армии Украины и получать госзаказы на производство патрульных кораблей.

Предприятие “Артек-Союз”, которое является клиентом “МИБ” и связано с окружением Порошенко, выиграло тендер на поставку пайков для солдат на сумму почти в миллиард гривен.

Предприятие “Укрзапчасть”, которое связано с “Богданом”, и является одним из крупнейших заемщиков “МИБ”, выиграло более 300 государственных тендеров. Порошенко поддерживает свой бизнес за счет налогоплательщиков – например, Министерство аграрной политики значительно увеличило квоту на закупку сахара у его предприятий.

Законопроект о снижении акциза на ввоз подержанных иномарок в Украину также подтверждает защиту Порошенко своих интересов — внесенные им изменения искусственно ограничили возможность массового ввоза автомобилей. Это защитило бизнес компании “Богдан” — “Богдан-Авто Холдинг” от дополнительной конкуренции.

Порошенко также влияет на государственные органы — назначил состав НКРЕКП, которая сейчас действует в интересах отдельных олигархов (повышение тарифов и установление необоснованной цены на уголь, главным продавцом которого является Ахметов). Выгоду от решений НКПЕКП получат и подконтрольные окружению Порошенко государственные компании, такие как “Центрэнерго” и “Укртрансгаз”. Это приведет к росту тарифов на электроэнергию для бытовых и не бытовых потребителей.

Дмитрий Фирташ

Фирташ является владельцем “Group DF” с состоянием в 652 млн. долл. Одним из трех основных направлений бизнеса является азотный, представлен холдинговой компанией “OSTCHEM”, которая объединяет пять производственных площадок, порт и дистрибуционную компанию. Холдинг “OSTCHEM” занимает 3-е место в мире по объему производства нитратов, 4-е — аммиака и 12-е — карбамида. Благодаря антидемпинговой пошлине, имеет возможность поднимать цены существенно выше мировых — в частности, в августе 2016 цены были на 28-53% выше, поэтому есть подозрение о сговоре производителей.

МЭРТ ввел антидемпинговые пошлины против российских производителей в 2015 году; пока сохраняет статус-кво, несмотря на жалобы представителей аграрного бизнеса. Также нет результатов расследования дела АМКУ. Производители азотных удобрений, в данном случае “Остхем”, могут быть заинтересованы во влиянии на МЭРТ и АМКУ.

Титановый бизнес представлен Запорожским титано-магниевым комбинатом (в котором “Group DF” владеет 49% капитала) и включает предприятия по добыче и обогащению титаносодержащих руд, производству диоксида титана, титанового шлака, губки и слитков.

В сентябре 2016 года задержан директор ЗТМК Сивак, руководство САП не исключает, что фигурантом дела может стать Фирташ. Согласно расследованиям “Наших денег”, ЗТМК периодически осуществляет закупки у “фирм-прокладок” из окружения Фирташа, что влечет за собой завышенные цены.

Газовый бизнес Фирташа представлен управляющей компанией “РГК”, но информация о структуре собственности и реальных бенефициарах облгазов (а их более 20), находящихся под ее управлением, отсутствует.

В азотном и газовом бизнесе компании группы занимают доминирующее положение. В секторе производства удобрений присутствует протекционизм через антидемпинговые пошлины, а облгазы являются региональными монополистами по поставкам газа.

Фирташ владеет телеканалом “Интер”, который стабильно входит в пятерку наиболее рейтинговых телеканалов. Хотя имеет репутацию телеканала с преимущественно пророссийским контентом и чаще всего освещает позицию представителей “Оппозиционного блока”. После истории с вероятным поджогом канала в эфире стала чаще появляться Юлия Тимошенко – Фирташ может поддерживать ее президентские амбиции и стремление к досрочным парламентским выборам. К тому же, учитывая тональность последнего интервью олигарха РБК, нельзя говорить о его приверженности к текущей власти.

В украинском парламенте в сферу влияния Дмитрия Фирташа относят группу из 6 народных депутатов. Олигарх, по его собственным словам, с 2012 года поддерживает партию “Удар” и Виталия Кличко.

Расследование Reuters свидетельствует о том, что на самом деле конечным бенефициаром компаний “Group DF” является окружение президента России Владимира Путина, что невозможно доказать из-за закрытой структуры собственности. Но есть прямые экономические признаки – специальные цены на российский газ и кредиты от “Газпромбанка” для компаний группы.

Фирташ был одним из олигархов, который помог Януковичу победить на выборах 2010 года. Потом олигарх наращивал активы, в частности, за счет приватизации государственных предприятий. После Революции Достоинства Фирташ имел минимальное политическое влияние, которое использовал для защиты активов. В 2016 году вынужден был продать бизнес-центр “Парус”.

Также можно сделать предположение о вероятности потери контроля над частью газовых активов. Меры по протекционизму азотного бизнеса продолжаются. Скорее всего, не из-за желания властей поддержать олигарха, а из-за социальных рисков. По расчетам экспертов, 100-150 тысяч украинцев имеют рабочие места в азотной промышленности и связанных индустриях.

Самые высокие риски заключаются в потенциальном захвате регулятора — НКРЕКП (облгазы), АМКУ и МЭРТ (азотный бизнес). В зоне риска захвата также закупки государственного предприятия — ЗТМК.

Итак, у Фирташа сейчас нет признаков захвата, но он потенциально заинтересован в воздействии на НКРЕКП, АМКУ, МЭРТ для получения стимулирующего тарифа для облгазов, отсутствии антимонопольных расследований и поддержке протекционистских мер на рынке удобрений.

Экономическими последствиями деятельности олигарха являются потери государства от захвата ЗТМК, и, возможно, ситуация улучшится благодаря расследованию против руководства.

Выводы и рекомендации

Для обеспечения безопасности от монополии и захвата регулятора в 2016 году был принят закон о НКРЕКП, который частично повышает независимость регулятора на рынках электроэнергии и коммунальных услуг, однако все еще оставляет его под влиянием президента. Также ожидается принятие Закона о рынке электроэнергии, что создаст предпосылки для его демонополизации. В перспективе ожидается создание конкуренции не только в секторе генерации, но и при предоставлении услуг конечным бытовым потребителям.

К сожалению, пока нет прогресса в обособлении функции регулятора от Мининфраструктуры. Например, до последнего времени министерство было владельцем монополиста УЖД и одновременно регулятором, который устанавливает правила игры на этом рынке.

Для обеспечения безопасности от захвата государственных предприятий — в краткосрочной перспективе должна быть внедрена новая система корпоративного управления (базируясь на принципах ОЭСР), а в долгосрочной — приватизация всех предприятий, за исключением стратегических. Для управления стратегическими предприятиями должен быть создан государственный холдинг, который будет обеспечивать управление компаниями в интересах этих компаний, а не в интересах отдельных политиков и олигархов.

В 2016 году была принята необходимая законодательная и регуляторная база для внедрения реформы корпоративного управления, в частности создания независимых наблюдательных советов. Но пока единственным примером внедрения независимого наблюдательного совета является НАК “Нафтогаз”. Для массового запуска независимых наблюдательных советов на госпредприятиях правительство должно опубликовать порядок их назначения. Согласно Меморандуму с МВФ, правительство должно было это сделать еще в 2016 году. Также в 2016 году независимые наблюдательные советы должны были появиться на 15 государственных предприятиях. По состоянию на февраль 2017 года этого до сих пор не сделано.

Несмотря на отдельные положительные примеры (“Нафтогаз”, “УЖД”, “Укрпочта”), на большинстве государственных предприятий тормозятся конкурсы с назначением нового независимого топ-менеджмента.

К сожалению, также можно констатировать почти полное отсутствие прогресса в приватизации — в 2016 году фонд государственного имущества продал только на 331 млн. грн. из запланированных 17,1 млрд.

Основным инструментом освобождения от захвата бюджетных потоков является реформа государственных закупок через внедрение системы Prozorro. Но, как показали проанализированные журналистские расследования, прозрачность является необходимым, но недостаточным условием ликвидации коррупции в конкретных тендерах, в частности через внедрение DoZorro.

Еще одним инструментом ограждения от захвата бюджетных потоков является изменение подходов к формированию бюджетов — общество должно контролировать не только использование средств, но и структуру самих смет. Бюджеты разных уровней должны отвечать реальным потребностям общества в целом и местных общин, а не интересам политиков.

Конечной целью описанного выше пересмотра правил игры является нивелирование рисков захвата и освобождение государства с превращением олигархов в крупных бизнесменов или рантье.

Автор: Ольга Кутишенко

Источник: LB.ua

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий