Также с 1 сентября в школах начнет работать новый стандарт начального образования, утвержденный правительством. Он называется Новая украинская школа и меняет, наконец-то не только форму, но и содержание, и философию школьного образования. Сейчас 22 тыс. учителей будущих первых классов проходят дистанционный курс подготовки.
Чему они будут учить школьников, как изменятся уроки и оценки в начальной школе, чего больше никогда не должен делать учитель, какая роль в новой школе отводится родителям – в интервью с советником министра образования и науки Иванной Коберник.
Читайте также: Министр Лилия Гриневич – о конкурсах в первый класс, платном питании в школах, семейном образовании и новых требованиях к учителям
Тимофей Милованов: Мы должны строить капитализм, при котором тот, кто сделал много, получает много
НОВЫЕ ПРАВИЛА ПОСТУПЛЕНИЯ
В этом году изменяются правила приема в первый класс — школа должна в первую очередь набирать тех детей, которые живут на закрепленной за ней территорией. И уже только после этого, если останутся свободные места, может взять желающих из других районов. Почему решили именно так?
На самом деле, территория обслуживания была и раньше. Но несколько лет назад в Киеве ее отменили для лицеев и гимназий. То есть, если у вас во дворе была гимназия, то вы не могли отдать туда ребенка, потому что у нее вообще не было территории обслуживания. Теперь эта территория будет.
Нет никаких объективных оснований отбирать по каким-то признакам детей в шесть лет — нет в таком возрасте никаких особых талантов к языкам или к математике. Более того, анализ успешных образовательных систем мира показывает, что лучшие результаты имеют те системы, где отбор детей происходит как можно позже. Поэтому начальное образование должно быть одинаково хорошим для всех, и именно на это направлен новый стандарт.
Значит, при поступлении в первый класс не будет никаких тестов, собеседований, других испытаний?
Ребенка вообще не надо будет приводить в школу для того, чтобы подать документы.
Собеседование при поступлении в школу — это проверка не детей, а родителей. Почему ребенок, которому родители не уделяли достаточно внимания, должен в 6 лет попасть в худшие условия, чем ребенок, которого специально готовили к школе? Тем более, надо признать, что некоторые родители перегибают палку с этой подготовкой.
А некоторые, наоборот, боятся, что их детей не примут в школу, потому что те на собеседовании устыдятся, и испугаются комиссии.
Да, ребенок может все знать, но в непривычной обстановке во время собеседования испугается учительницы, которая строгим голосом что-то спрашивает. Однажды я была свидетелем такого разговора на детской площадке. Дети играли, одна девочка спрашивала у другой, в какую та пойдет школу. И тут к ним подбегает мальчик: “В такую-то школу? Не идите туда! Там такие страшные тети! Они со мной так грубо разговаривали! Мама меня потом так ругала…” Это может быть травма на всю жизнь, и нет никаких оснований наносить ее ребенку.
Начальная школа должна быть как можно ближе к месту проживания ребенка и одинаково хороша для всех. Отбор останется только в художественные и спортивные школы.
А лицеи и гимназии?
Лицей — это не начальная школа, а старшая. Это 10, 11 и 12 классы. Гимназия — базовая школа — 5-9 классы. При лицеях и гимназиях могут быть созданы начальные классы, но это просто начальная школа, которая имеет территорию обслуживания и туда должны брать в первую очередь всех детей с этой территории.
Для того, чтобы попасть в школу по территории проживания, надо доказать, что ты там действительно живешь — предоставить справку о регистрации или показать штамп в паспорте. Немало людей, которые живут в Киеве, не имеют столичной регистрации, потому, что владельцы квартир не хотят регистрировать квартирантов. Тем более, детей квартирантов. Как быть этим людям?
Я напомню, что согласие арендодателя не нужно для регистрации. Для этого достаточно договора аренды. Вы просто ставите в известность государство, что вы здесь живете. И не обязательно, чтобы был зарегистрирован именно ребенок — территориальная принадлежность может определяться по регистрации одного из родителей или опекуна.
Если семья переезжает, ребенок сможет продолжить ходить в школу, в которой он начал обучение?
Да.
Что делать родителям, если они придут в свою школу подавать документы ребенка в первый класс, а им скажут, что классы уже переполнены? В некоторых новых районах Киева очень мало школ, а молодых семей с детьми живет много.
Родителям не имеют права отказать, если они проживают на территории обслуживания. Им не имели права отказать и по старым правилам приема. Сейчас управление образования на местах работают для того, чтобы привести в порядок территориальную сеть, сделать ее более равномерной. Но я советую родителям не затягивать с этим вопросом и в апреле-мае обратиться в свои ближайшие школы.
По какому принципу будет осуществляться поступление на свободные места в школу не по месту жительства?
Обсуждалось несколько вариантов. Остановились на варианте по возрасту. То есть, старший ребенок имеет преимущество. Позитив такого подхода: это объективный критерий, есть свидетельство о рождении, и в нем написан возраст ребенка. Из минусов этого варианта — шестилетние дети, которые не прошли в желаемую школу по возрастному критерию, останутся еще на один год в садике. А это проблема и для ребенка, и для садов, в которых дефицит мест.
У нас был еще один вариант — лотерея. Это нормальная практика для развитых демократических стран, этот способ рекомендует Европейская организация сотрудничества и развития как объективный. Но рабочая группа решила, что этот способ не вызовет понимания.
Чтобы не было подозрений, что победители на деле дали взятку?
Вы понимаете, это же невозможно доказать. Есть проблема, желающих больше, чем школ. Я считаю, что способ жеребьевки или лотереи ставит всех в равные условия, но такая лотерея должна быть автоматизированной. Тогда ребенок не виноват, в отличие от способа тестирования. Потому что если ребенок не прошел тестирование – родители винят его, а это несправедливо.
Если мы говорим, что все школы будут одинаково хороши — мы внедряем новый стандарт, обучаем учителей, и обучение, насколько я поняла, проходит успешно. То зачем тогда так стараться попасть в школу не возле места проживания, если там будет то же, что и в школе возле дома?
Мы все делаем для того, чтобы было так, как вы говорите. Но мы понимаем, что скорость изменений в каждой школе будет разной. Потому что готовность меняться у учителей разная. Процент учителей, которых мы называем агентами изменений, которые и раньше работали по тем нормам, какие сейчас вводятся, только тайно и тихо. А есть учителя, которые уверены, что они знают, как работать, и раньше они тоже добивались успеха. Из-за мнения этих учителей, уйдет определенное время.
Все зарубежные эксперты, с которыми мы работали, об этом говорят: во всех странах скорость внедрения реформ и компетентностного подхода была в каждой школе разная. Поэтому здесь важная роль родителей – если они потребуют прогрессивных изменений, то это будет происходить быстрее.
Если в рамках одной школы два учителя будут успешно внедрять изменения, а три — не очень, то каким образом родители могут добиться того, чтобы их ребенок попал именно к лучшему учителю?
Я понимаю, о чем вы говорите, потому что сарафанное радио работает. Но мне кажется, что все-таки распределять детей по классам — это должно быть право школы.
ПОДЕЛИТЬ МИЛЛИАРД
На поддержку внедрения нового образовательного стандарта в начальной школе правительство выделило миллиард гривен. Уже известно как, когда и на что его потратят?
Поскольку новый стандарт и концепция Новой украинской школы предполагают, что одной из важных составляющих учебного процесса является образовательная среда, надо приобрести все необходимое для его создания. Мы знаем, что развивают не только книга, мел и доска, развивают также стены, оформление, раздаточные материалы и возможность учиться во время деятельности. Вы, наверное, видели, как оформлены школы в развитых странах, и как все это влияет на образовательный процесс. Действительно, еще ни разу в Украине не выделялись такие деньги на переоснащение школ.
Субвенция еще не распределена по регионам, но я могу сказать, что деньги будут потрачены, во-первых, на закупку мебели. Это должны быть мебель эргономична, динамична — чтобы ее можно было легко при необходимости переставлять, когда нужно, работать в группе или в паре, или по одному.
Вторая составляющая — компьютерное оборудование. В каждую школу должна быть куплена фабрика печати. Если учитель не хочет идти по типичным учебникам, он сможет распечатать нужные материалы и раздать задания детям. Поскольку закон предусматривает педагогическую свободу учителя, значит, условия для этой свободы необходимо создать.
Третья составляющая — дидактическое оборудование. Все эти годы считалось, что ребенок учится из тетрадки и книжки. Это не так. Главная деятельность ребенка такого возраста это, прежде всего, игра — он должен учиться через игру. Поэтому ему надо дать что-то в руки — конструктор, геометрические фигуры, чтобы он не по рисункам в тетради их изучал, а взял в руки и видел — это кубик с ребром один сантиметр, а это кубик с ребром два сантиметра, а это с ребром 10. И мог выполнять с ними определенные упражнения. То же касается и денежных знаков.
Дети охотно считают деньги, но, соответственно, нужен большой набор денежных знаков — по гривне, две, десять и так далее. И тогда уже можно с детьми не просто считать килограммы цемента или надои молока из скучного учебника, а готовить вечеринку, покупать напитки или ковер в комнату. Тогда ребенок понимает, для чего учиться и для чего ему математика, потому что он видит, как применить полученные знания и навыки в реальной жизни.
Задача министерства — создать список требований к мебели, оборудованию и дидактическим материалам. Далее субвенция будет разделена на регионы, и они уже будут это все закупать.
Они успеют?
Мы надеемся. Еще один вызов — в Украине совсем нет инфраструктуры под эти закупки. Когда-то в советское время существовала сеть учебно-технических принадлежностей. Возле моей школы был огромный магазин, мы ходили туда как в музей. Там было все для кабинета биологии, все для кабинета физики, реактивы для кабинета химии, таблицы для кабинетов языка… Сейчас это все в таком масштабе в Украине не производится.
Мы не против того, чтобы местные власти закупили импортные принадлежности, но было бы замечательно, если бы украинские производители начали развивать это направление. Эта индустрия не развивалась, поскольку бюджет не выделял денег на такие закупки. На позапрошлой неделе мы провели совещание с украинскими производителями, чтобы понять, что и в каких объемах они смогут предложить.
Закупки будут проводиться по тендерным процедурам?
Да. Но их будут проводить местные власти. И с этим, кстати, тоже есть проблема, потому, что за годы безденежья в управленческих структурах на местах атрофировалась эта функция — тратить деньги. Мы часто сталкиваемся с реальной беспомощностью, когда деньги есть, а люди не знают, как их потратить.
Возможно, вы видели отчет председателя Госказначейства, там был замечательный слайд — сколько денег лежит на депозитах органов местной власти. На декабрь месяц эта сумма составляла 60 млрд. гривен. Это больше, чем вся образовательная субвенция на 2017-й год. Эти деньги просто лежали на депозитах — их не потратили ни на образование, ни на дороги, ни на больницы.
Родители, дети которых учились в школе по программе «На крыльях успеха», рассказывали, что им приходилось сдавать немало денег на дидактические материалы — около тысячу гривен в месяц. Не придется ли родителям покупать конструкторы и кубики для Новой украинской школы?
Мы все делаем для того, чтобы не покупали. Министерство образования добилось того, чтобы выделялся миллиард гривен на образовательное пространство, оборудование и дидактические материалы. Вместе с остатками нераспределенной субвенции за прошлый год на переоснащение школ выделено 1 млрд. 483 млн. гривен. Есть еще отдельная субвенция на школьные автобусы — 300 млн. на 2018 год. Отдельная субвенция — естественные кабинеты для старшей школы. Отдельная субвенция — 46 млн. на кабинеты украинского языка в школах национальных меньшинств. 380 млн. грн. выделено на повышение квалификации учителей.
То есть, Минобразования делает все, чтобы в наших сложных условиях убедить Минфин выделять деньги на образование, и мы очень благодарим за поддержку правительство.
Но, конечно, мы не можем проконтролировать каждую из 16 тысяч школ. Ситуация, когда в месяц собирается по тысяче гривен, недопустима. Чья это инициатива — директора школы или разработчиков программы — не знаю, но информация интересная. “На крыльях успеха” — это экспериментальная программа, которая в этом учебном году используется впервые.
Что делать родителям, если им скажут: “Сдавайте деньги на учебные материалы”?
Отказываться. Потому что иначе местные органы власти никогда не начнут тратить деньги, и они останутся на депозитах. А родители будут все оплачивать.
Кстати, о родительских комитетах. Сначала появилась информация, что якобы их ликвидируют. Но она не подтвердилась, вы писали у себя на странице, что в течение года будет новый закон, который будет касаться деятельности родительских комитетов. Что он должен изменить?
Создание родительского комитета — это решение самоуправления школы. Если есть инициатива родителей, он может быть создан. Было отменено старое положение, в котором написано, что родительский комитет утверждает педсовет. Такого быть не должно. Что должно заложить Минобразования в проект закона о среднем образовании? Принцип взаимодействия и сотрудничества, который должен действовать между родительским комитетом и педагогическим коллективом и руководством школы. Сейчас мы видим определенное давление и искусственную зависимость родительских комитетов от руководства школы.
А что касается функций родительского комитета? Сейчас их главная функция — сбор средств.
К сожалению, это так. Я могу привести пример, как происходит в Германии. Родительские комитеты принимают участие в обсуждении сметы школы, приоритетов финансовых затрат. Обсуждают и особенности учебного процесса — например, выбор второго иностранного языка. Если родители, например, считают, что большое количество детей хочет изучать французский язык, они могут подать такое предложение. Они могут также обсуждать предметы вариативной составляющей программы.
Родителей можно привлекать к давлению на местные органы власти — если, например, школа написала бюджетный запрос, а ее базовые потребности не удовлетворили. Но это сотрудничество, а не “заплатите, пожалуйста, деньги за то, на что выделены деньги местным властям”.
НОВЫЙ СТАНДАРТ
Новый стандарт — огромная реформа с точки зрения философии образования. Фактически, мы признаем, что старая школа, которая учила тому, что теперь можно легко нагуглить, уже не является актуальной, это школа вчерашнего дня. Но то, что мы предлагаем сейчас, есть школа завтрашнего дня? Или мы только пытаемся успеть за сегодняшним днем?
Хороший вопрос. Та школа, о которой вы говорите, была очень эффективной для ХІХ и ХХ столетия. Когда в словарный запас вводили слова цемент, железо, бетон и т.д. Это был прогресс для тогдашней аграрной страны, которая только становилась на рельсы индустриализации. А когда эти все сюжеты, слова и подходы остались в ХХІ веке, то, конечно, это уже подготовка детей даже не вчерашнего, а позавчерашнего дня.
Мы не знаем, что будет через 20-30 лет, и не можем этого знать. Можем только подготовить детей к тому, до чего можем. То есть, мы должны научить их учиться. Мы должны дать им понимание, что учиться нужно на протяжении всей жизни. Мы не знаем, какой набор знаний будет нужен через 20 лет, потому что наука идет вперед, знания умножаются и меняются и никто не знает, как быстро устареет то, чему мы учим сейчас. Но мы знаем, какой тип профессий исчезает — это рутинная когнитивная работа, которую может выполнять машина.
Например, профессия кассира в банке — это люди не физического труда, они хорошо одеты, хорошо выглядят, учили математику, могут нести ответственность за большие суммы денег, но они становятся ненужными на рынке труда. Будут нужны люди, которые мыслят креативно, не боятся принимать нестандартные решения, умеют задавать вопросы, умеют учиться и готовы меняться. И, это очень важно, уметь работать в команде и находить в ней свое место. Вот это те вещи, которые необходимы в 21-м веке, и которым современная украинская школа пока учит очень мало.
И этим вещам будет учить Новая украинская школа?
Да и, собственно, мы показываем это в пилотных школах, которых сейчас работает 100 по всей Украине.
Может ли школа научить принимать решения и свободно высказывать свое мнение? Разве ребенок учится этому не по примеру родителей?
Да, учится от родителей, учится в социуме, но школа должна это поддерживать и создавать условия. Потому что если школа ломает инициативность ребенка, как это нередко происходит сейчас, то это и травма для ребенка, и потеря для общества. Потому что, послушных, покорных рабочих заменят компьютеры. А вот разрабатывать и обслуживать эти компьютеры будут инициативные креативные специалисты, которые не боятся нестандартных ситуаций. Кроме того, школа — это шанс для тех детей, родители которых не уделяют достаточного внимания их воспитанию.
Современному обществу нужны именно такие люди, — которые не боятся задавать вопросы, не боятся принимать решения, не боятся мыслить нестандартно. Поэтому государство именно на это должно тратить свои деньги. А тихие, покорные, послушные — не нужны. Потому что уже очень скоро, уже прямо сейчас их заменяют компьютеры. Нет смысла государству тратить деньги на обучение такого типа людей, которые потом станут безработными, потому что их место займут компьютеры.
Это не означает, что в Новой украинской школе вообще не будет порядка. Просто разумная дисциплина будет достигаться другими методами. Путем совместного с детьми установления понятных правил и рутин, и этому будет уделяться немало внимания. Даже в он-лайн курсе для учителей есть целый модуль управления классом.
Как будет выглядеть расписание ученика Новой украинской школы? В этом году все еще так же, как в моем детстве: чтение, математика, письмо. Больше так не будет?
Это остается на выбор школы. Кто сохранит предметное обучение, кто-то активно воспользуется возможностями интеграции. Более подходящим для детей 6-летнего возраста является интегрированное обучение, потому что ребенок воспринимает мир целостно. Но глубина и способ интеграции может быть различным, мы много рассказываем об этом в дистанционном курсе для учителей начальной школы, который есть на платформе Эдера и открыт для всех.
Смотрите, вот литовский интегрированный учебник для 2 класса (показывает книгу). Ребенок учится по такой книжке месяц. Тема месяца, эта книга посвящена теме воды. Вот мы видим различные состояния воды — айсберг, водопад, туман, река, это замороженная вода, это талая. Показано, какие можно делать с водой эксперименты. Это природоведческая часть. А вот уже начинается языковая часть — здесь тоже тема воды является сквозной. Дальше идет математика, и здесь тоже вода — вот вода замерзла, считаем снежки, количество стаканов напоить друзей. В конце месяца – итоговый проект. Это интересно детям. На следующий месяц — новая тема.
Это один вариант, когда предметы сохраняются. Но, например, есть система «Лицом к ребенку», которая реализуется сейчас в основном в Львовской области. Там другой способ интеграции, тема дня и нет четкого разделения на предметы. На одном уроке дети выполняют и упражнения по математике, и по развитию речи, и по письму, и естествознанию. Это полностью соответствует новому государственному стандарту, который предусматривает, что ожидаемых результатов можно достигать разными путями.
Я стараюсь очень просто для ваших читателей объяснять, но на самом деле это очень серьезно проработанные методики, которые уже работает много лет на Западе и которые уже показали свои результаты. Да и не только на Западе — те же подходы применяются в Южной Корее и Сингапуре.
Значит, как будет в каждой конкретной школе, зависит от учителя? Может быть, в одном классе так, а в другом — иначе?
Я думаю, что учителям в рамках одной школы все же придется договариваться, потому что это вопрос закупки учебников. Закупить отдельно на каждый класс будет непросто. Или же учитель должен быть готов распечатывать материалы, условия для этого мы создаем, закупка фабрики печати для школы является обязательной.
Раньше была программа, и в ней было прописано количество часов. Вот столько часов вы учите умножению на 4, а вот столько — умножению на 6. И если у тебя класс не усвоил умножение на 4, ты должен бросить это и идти дальше. Сейчас нет распределения часов, но есть ожидаемые результаты обучения, и есть смысл, который предложен в типовых программах. В Новой украинской школе учитель может сказать: “Я знаю, как интереснее добиться этих результатов, и я буду работать вот так”. То есть, он составляет свою программу в соответствии с типовой программы, и ее не надо везти на утверждение в Министерство. Просто школа принимает решение, и они работают.
Главное, чтобы учитель на конец года достиг тех результатов, которые описаны в государственном стандарте.
Относительно результатов. Вот, например, каких результатов должен достичь ученик во втором классе: уметь формулировать мысли, создавать краткое информационное сообщение, считывать эмоции и транслировать их одним из способов… Разве это не естественное умение для ребенка, а нечто, чему надо специально учить?
Опыт показывает, что не все дети это умеют. А если вы оглянетесь на улице или в маршрутке – не все взрослые умеют формулировать свои мысли или, например, объяснить дорогу. Детей учили абстрактным числам и формулам, но не учили важным навыкам общения в социуме. Предыдущая программа не учила их этому — она учила ретранслировать чужие мысли.
От детей в первом классе не будут требовать, чтобы они умели читать? Знаю много случаев, когда учителя стыдят родителей, если ребенок пришел в школу, и не умеет читать. И требуют, чтобы исправили свою недоработку.
Это нарушение даже по старому закону. Не было таких требований, что ребенок должен уметь читать или писать. Родители должны развивать ребенка тем способом, который они считают правильным. То есть, должны с ним разговаривать, учить задавать вопросы, читать вместе с ребенком, исследовать окружающий мир. Поддерживать его любознательность. Строить эмоциональные отношения.
Давайте честно говорить, большинство детей начинает читать в 5 лет благодаря своему естественному желанию учиться и узнавать новое. Но для чего тогда педагогическое образование, если учителя говорят, что научить читать — это задача родителей?
Имеем еще такую проблему — детей не учили читать с пониманием. Система искренне считала, что надо нагнать технику чтения. И если будет техника, то тогда ребенок начнет понимать то, что читает. А это не так, к сожалению. И это одна из причин, почему мы получали выпускников, которые читать умеют, но понять прочитанное не могут.
Можете кратко перечислить, что должен уметь выпускник начальной школы — 4 класса?
Вот, например, математика. “Распознает среди жизненных ситуаций те, что касаются количественных отношений объектов и форм предметов окружающего мира. Анализирует проблемные ситуации, возникающие в жизни, описывает проблемные ситуации окружающего мира с помощью группы величин, которые связаны между собой. Прогнозирует результат проблемной ситуации на основе своего опыта. Преобразует информацию (услышанную, увиденную, прочитанную) различными способами в схему, таблицу, схематический рисунок”.
Я видела в канадской программе такое задание по математике — опросить одноклассников, кто какие напитки любит, и составить диаграмму. Конкретное прямое применение того, что ты сейчас выучил.
Далее перечисляем. “Выбирает способ решения проблем. Выбирает данные, необходимые и достаточные, для решения проблем в данной ситуации. Обосновывает выбор действий для решения проблем в данной ситуации. Решает проблемную ситуацию разными способами”. Вот еще важный пункт. “Определяет существенные общие и отличительные признаки математических объектов. Сравнивает, обобщает, классифицирует объекты по существенному признаку”.
Но все равно останутся старые методики оценивания? Контрольные работы, в которых будет проверяться, как ученик считает, складывает, делит, умножает? Насколько грамотно он написал диктант?
Система оценивания, конечно, изменится. И это еще один большой сложный кусок работы. Потому что у нас сейчас все задачи — на усвоение информации. То есть, ребенок в 10-11 классе превращается в флешку, которая должна как можно больше запомнить.
Когда мы имеем дело с компетентными задачами, то и система оценивания другая. Все, что вы упоминали — умеет распознавать эмоции, умеет взаимодействовать в коллективе — тоже должно оцениваться. В 1-2 классе оценок не будет вообще.
Но будут оценивать умение? Скажем, ставить галочку – владеет ли умением, или не владеет?
Будет отслеживаться (цитирует документ) “личностное развитие соискателя и ход обретения им учебного опыта и определенных компетентностей”. Значит, будет оцениваться прогресс ребенка, а не его соответствие определенному идеалу.
Как это будет выглядеть на практике?
Будут документы с критериями, которые учитель будет заполнять. Критерии показывают прогресс каждого отдельного ребенка — что было в сентябре, а что стало в мае.
На самом деле главное изменение методики — именно здесь. Все методики, которые были до этого и которые сейчас, к сожалению, преподаются в большинстве высших педагогических учебных заведениях, направленные на то, что учитель должен поставить планку и подтянуть к ней весь класс. Чтобы все дети на такое-то число в таком-то темпе читали, а в таком-то темпе писали, чтобы решали пять задач. Это неправильно, это не работает. Это тормозит тех детей, которые могут учиться лучше, и это угнетает детей, которым трудно в этот конкретный момент соответствовать этой норме.
Потому что дети развиваются по-разному. И может быть такое, что сейчас ребенку что-то дается трудно, а через определенный период он это усвоит очень легко. И очень важно дать учителю возможность понимать особенности своего класса.
Поэтому формовочное оценивание, которое будет использоваться, имеет целью показать прогресс конкретного ребенка в течение года.
Показать кому?
Родителям и самому ребенку. Ребенка тоже необходимо учить оценивать себя и свой прогресс. Оценки не будут обнародоваться, и нигде не будут вывешиваться.
Родители будут активно участвовать в процессе обучения детей в начальной школе — домашние задания, совместные поделки, проекты?
В первом классе вообще не будет домашних заданий. Но может, будет задание на закрепление темы, которую проходили в школе. Например, если была тема “Растения нашего края”, то учитель может предложить родителям пойти с детьми в парк и посмотреть, какие там растут деревья. Конечно, школа должна стимулировать общение родителей с детьми. Но это общение должно быть приятным. Так не должно быть, что ребенку, который не успевает в школе, дают вдвое больше домашнего задания на выходные.
В первом классе не будет домашнего задания, а во втором?
Во втором может появляться. Но, опять же, все, что касается поделок — это должна быть работа детей. Это очень важно, чтобы все эти поделки, которые так же являются составляющей образовательной среды, делал ребенок.
Например, в дистанционном курсе, и в пилотных школах была предложена такая форма работы, как лепбук — наклеенная книжка, перевод дословно. Это, по сути, папка, в которой собраны материалы по определенной теме. Делать ее должен ребенок. Но к нам поступили сигналы из некоторых областей, что методисты сказали учителям: “Что какие-то лепбуки не хорошие, сделайте лучше”. И тогда уже резали и учителя, и родители. Но это неправильно. Лепбук не должен быть красивым. Он нужен для другого — ребенок, пока его делает, выбирает форму, выбирает цвет, выбирает сюжет — он учится.
Самое главное, что я хочу донести до родителей независимо от того, в каком классе учатся их дети: суть поделок не в красоте. Если вам нравится вместе с ребенком делать поделки — сделайте вместе. Ребенок потом скажет, что это его лучшее упоминание о выходных. Но не делайте сами за ребенка.
Кстати, мне рассказывали, что в Великобритании, если приходит проверка в школу и видит, что поделки сделаны по шаблонам (а в Украине издательства тоже быстро сориентировались и уже продают шаблоны лепбуков, где все вырезано, надо, только, поклеить), то с таким учителем на следующий год может быть не подписан контракт. Соответственно, если вы видите, что поделки в классе слишком красивые и не соответствуют возрастным особенностям детей в этом классе, подумайте — хотите ли вы отдавать своего ребенка к такому учителю.
УЧИТЕЛЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
В начале февраля вы писали про страх учителей перед обучением — о том, что они сопротивляются обучению, списывают друг у друга — выставляют правильные варианты ответов на тесты в группе в фейсбуке, учат друг друга, где поставить галочку…
Этот страх уже прошел?
То, что мы видим по той группе в фейсбуке и по другим группам — да, прошло. Обсуждение перешло в конструктивное русло, и с открытием новых модулей учителя все активнее делятся опытом, как они в своих четвертых классах применили то, что узнали из курса.
Сейчас мы с позитивом и удовольствием наблюдаем за ходом курса, на который зарегистрировалось более 111 тысяч человек. Если говорить о том, что было на старте, то были неприятные открытия. Учителя за все эти годы так привыкли находиться под давлением руководства школ, управлений образования, Института последипломного образования, что у них выработалась автоматическая реакция — если их заставляют пройти какое-то обучение, то это точно неинтересно, ненужно и даже не надо его открывать. Они не собирались учиться, считали, что достаточно поставить галочки.
Видимо, это потому, что раньше курсы повышения квалификации были именно такими — неинтересными и ненужными?
Да. Но сейчас мы видим, что если предложить качественный контент, то мнение учителей меняется очень быстро. Это первое приятное открытие. Второе — выяснилось, что они очень быстро учатся. Даже те, кто раньше не пользовался компьютером постоянно, очень быстро усвоили функционал платформы. И поскольку они учителя, то они очень, классно обучают своих коллег, которым что-то непонятно.
Третий момент — опросы, которые мы проводили перед обучением, показывали, что учителя очень мало общаются между собой. Это был тревожно низкий показатель. В то время как опыт образовательных реформ в других странах показывает, что лучшие результаты показали именно те школы, где учителя сотрудничали, коллективно обсуждали проблемы и искали пути их решения. По этому курсу мы видим, как учителя обсуждают обучение, делятся опытом, сотрудничают.
Благодаря вашему курсу 5 тысяч учителей впервые зарегистрировали электронную почту — это уже огромный образовательный успех.
Это правда. Это побочный эффект, но мне кажется, что он очень важен. Поскольку этим учителям надо понимать детей, которые смотрят ютюб и сидят в соцсетях.
Но пропасть между современными детьми и учителями все равно будет сохраняться, хотя последние и начали пользоваться электронной почтой.
Это зависит от того, насколько этот учитель готов учиться. Бывает, на горячую линию звонит человек, слышно по голосу, пожилой, и говорит, что у него какая-то проблема. Мы просим прислать принт-скрин, и через какое-то время… он присылает принт-скрин! Или спрашивает, что это, мы объясняем, и через некоторое время он присылает принт-скрин. То есть, в чем кайф новых технологий? Они облегчают процесс обучения. Кстати, очень хорошо сработал совет обратиться к старшеклассникам — те учителя, которые многие обращались на горячую линию, после этого совета уже больше не звонили.
Вы специально сделали первый курс онлайн, чтобы приобщить учителей к новым технологиям?
Это побочный эффект. Онлайн-курс — это единственная возможность охватить все 22 тысячи учителей первых классов. Мы с ужасом выяснили, что 90% учителей не читали старый стандарт образования — тот, что был принят в 2011 году. Вообще не читали, никогда. Поэтому для нас это был вызов — поощрить всех, прочитать новый стандарт. Онлайн-курс был выходом. Его главная цель – просветительская и это удалось.
На чем должно строиться уважение к учителю в Новой украинской школе? В старой школе оно должно было держаться на том, что учитель, по вашей терминологии, является большей флешкой, чем ученики.
А что круче — большая флешка или человек, который лучше пользуется поиском?
А учитель лучше пользуется поиском?
Я думаю, учитель не просто лучше пользуется поиском. Он может научить учиться, он знает, где и что интересное, знает, как создать интересное. Учитель превращает школу в новую среду, куда ребенок хочет идти. Где не просто твою флешку чем-то наполняют — где ты получаешь новые эмоции, совместно что-то делаешь и можешь увидеть результаты своего труда, в том числе на стенах своего класса. Где ты общаешься со своими сверстниками, и это общение имеет результат. Это на самом деле то, что детям самое приятное в этом возрасте, и что лучше всего их развивает. Учитель — это значимый взрослый.
Если ребенок ему доверяет. Потому что сейчас очень часто приходится слышать от учителей, что дети стали ужасными и не слушаются. Вряд ли эти учителя являются важными взрослыми для своих учеников.
Да, но эти учителя, скорее всего, и не пытаются выстроить доверие. Они требуют стопроцентного уважения и послушания. А для этого не всегда есть основания.
В нашем учебном курсе для учителей есть раздел «Нейропсихология», который объясняет особенности развития детского мозга в определенные периоды. Мы очень надеемся, что учителя воспользуются этими знаниями. Потому что вот недавно я видела, как одна учительница пишет в группе о своем четвертом классе: “У меня пол класса что-то грызет! Я им постоянно говорю: “Вынь изо рта вынь изо рта”! А они все равно грызут!”. И я понимаю, что этот человек не знает элементарных вещей, которые знает мир благодаря нейропсихологии.
Если дети грызут карандаши в 10 лет, они находятся в стрессе. Каким образом эта страшная и доминирующая учительница вгоняет детей в такой стресс, что единственное, чем они могут успокоиться — это обратиться к памяти раннего возраста и погрызть ручку. А учительница этого не понимает и не меняет свое поведение.
Каким образом учителя должны реагировать на булинг в классе — физическое или моральное издевательство детей над более слабыми детьми? Насколько я знаю по рассказам знакомых родителей, сейчас учителя зачастую делают вид, что ничего не замечают.
Проблема булинга существует во всех странах. И государства вводят специальные программы для борьбы с этим явлением. Я надеюсь, что в Украине так же будет введена такая программа. Мы работаем, в том числе с международными организациями, чтобы привлечь лучшие модели, которые пригодны к внедрению в Украине.
Если закрывать глаза или только наказывать того, кто булить, это только консервирует проблему. Очень важно менять атмосферу в школах и менять подход к общественной норме и нормам общения. Мне кажется очень важным то, что в государственный стандарт начального образования впервые занесено, что школа должна развивать не только когнитивный, но и эмоциональный интеллект. Это важная вещь для профилактики булинга в старшем школьном возрасте.
Но как должен реагировать учитель? Вмешиваться? Говорить с родителями?
Я надеюсь, в ближайшее время должна стартовать программа при участии Ника Вуйчича, месячник антибулинга. И я очень надеюсь, что этот проект станет успешным и покажет пример, как можно развивать антибулинговые программы в Украине.
СРЕДНЯЯ И СТАРШАЯ ШКОЛА
Немного забежим вперед — стандарты средней и старшей школы, которых пока нет, предполагают снижение нагрузки на детей? Родители жалуются на чрезмерные домашние задания.
Планируется сделать нагрузку более разумной. Если у нас в старшей школе дети изучают более 20 предметов, то мы должны сказать себе честно, что это фикция. Ни один живой человек не может одинаково хорошо изучить 20 предметов. Это означает, что они все равно учат то, что им нужно для профессии, которую они себе выбрали, а в остальных случаях только делают вид, что учат. 50% предметов в старшей профильной школе должны быть отданы на вариативную составляющую.
А в средней?
Трудно пока сказать точный процент. Все же до 9 класса дети должны получить универсальное базовое образование. На самом деле, попытка увеличить вариативную составляющую есть и в рамках действующего стандарта. Но не все школы хотят это делать. Учителя считают, что обучение для них, а не для детей. И, например, догружают тех учителей, которые имеют меньше часов, вместо того, чтобы дать детям то, что им нужно.
Вы делаете домашние задания со своим сыном?
Пробовала в начальной школе, но, честно говоря, я очень быстро утомлялась. Он не понимал скучных неинтересных задач, я раздражалась… И в какой-то момент поняла, что это портит наши отношения. Если у него будут не самые лучшие оценки — я как-нибудь переживу. А если он будет считать меня плохой мамой, которая его не понимает – это хуже, чем 8 по какому-то предмету. Сейчас он уже подросток, и мы просто договорились, что есть определенные предметы, по поводу которых у меня высокие ожидания. А другие предметы — полностью его ответственность. Он любит точные науки, а вот с гуманитарными науками сложнее, но я приняла это.
Насколько вообще нормальная ситуация, когда родители ребенка сидят с ним каждый день над домашним заданием?
Это не нормально. И так же, как нам нужно переобучать учителей, очень важно работать и с родителями также. Потому что иногда давление на ребенка от родителей еще больше, чем от учителя. Часто бывает, что учитель понимает — это конкретный ребенок этот конкретный предмет по объективным причинам не тянет на самый высокий балл. А родителям надо высокий бал. И они сидят над ребенком и делают задания. Пусть задумаются, они действуют в интересах ребенка или решают какие-то свои проблемы через ребенка.
Автор: Виктория Герасимчук
Источник: LB.ua
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.