Эффективному привлечению инвестиций в Беларусь препятствует действующее законодательство

Об особенностях привлечения инвестиций в Беларусь и препятствиях на пути иностранного инвестора на II экономическом форуме «Условия предпринимательской деятельности в Республике Беларусь» рассказала юрист Екатерина Забелло, партнер компании «Власова, Михель и партнеры». Сегодня порядок заключения инвестиционных договоров в республике регулируется двумя основными документами: Инвестиционным кодексом РБ, действующим с 2001 года, и Декретом президента №10, который вступил в силу в ноябре 2009 года.

В чем отличие этих двух документов?

«Декрет обязал инвестора определить сроки вложения инвестиций, установил, что обязанности в договоре должны быть определены не только для инвестора, но и для государства. “Декрет также предусматривает условие, которое на практике инвестора смущает и пугает. Это обязательное включение в договор права Республики Беларусь в одностороннем порядке отказаться от выполнения обязательств по договору в случае нарушения инвестором своих обязательств», — говорит  Екатерина Забелло.

Три уровня

Эксперт напомнила, что в настоящее время в республике действует три уровня, на которых заключаются инвестиционные договоры. «Первый уровень – самый нижний – предполагает, что договор заключается с местным исполнительным комитетом, и не предусматривает дополнительных льгот для инвестора, кроме как прямо определенных сегодняшним законодательством. Такие договоры обычно заключаются в типовом виде – фактически переписываются из 10-го Декрета. Второй уровень договоров также не предусматривает дополнительных льгот и преференций, но отличается по субъектам: такой инвестиционный договор заключается между Советом министров и инвестором», — отметила юрист.

«Третий уровень, к заключению которого стремятся крупные инвесторы, предполагает согласие президента для заключения инвестиционного договора. Такой договор предусматривает возможность включения дополнительных льгот к тем, которые определены для широкого круга инвесторов. Среди них – налоговые льготы, освобождение от дополнительных платежей, связанных с получением земли, недвижимости, освобождение от платежей в инновационные фонды и так далее», — пояснила специалист.

Такая трехуровневая система порождает ряд проблем. Приходящие инвесторы видят, на каких условиях «пустили в страну» ранее пришедших инвесторов и какие льготы те получают, следовательно, «хотят получить то же самое, а может даже и больше». Это  логично, считает эксперт, потому что, реализуя схожий проект в одной области, инвесторы рассчитывают на схожий уровень рентабельности и те же поблажки, которые имеют другие инвесторы. В результате, они стремятся заключить договор третьего уровня, что чревато большими трудностями.

Как решить проблему?

По мнению Екатерины Забелло, выходом из сложившейся ситуации могло бы стать формирование единых условий для всех инвесторов. «Возможно, стоило бы ввести максимально льготные условия, учитывая тот факт, что страна нуждается в иностранных инвестициях. Но пока существует дифференциация, о которой знают инвесторы (потому что общаются между собой и изучают рынок), совершенно неясны, например, цели функционирования Национального агентства инвестиций и приватизации. Не важно, в какой форме оно сейчас действует и кому подчиняется (Агентство было реформировано: выведено из-под контроля Минэкономики и теперь подчиняется премьер-министру Беларуси; соответствующий указ подписан президентом 25 мая 2010 года – БДР), — сейчас эта структура может быть полезна только тем, что возьмет инвестора за руку и приведет туда, куда его нужно привести. Но решение все равно остается за президентом. Агентство не уполномочено принимать какие-либо решения в условиях действующих нормативно-правовых актов», — отмечает юрист.

На какие льготы сегодня может рассчитывать инвестор?

Общие льготы, прежде всего, касаются строительства. Это возможность строительства объекта параллельно с разработкой и утверждением проектной документации, т.е. нет необходимости ожидать госэкспертизы полностью разработанной проектной документации, можно проектировать этапами с параллельным строительством по предыдущему этапу. Во-вторых, это возможность  предоставления земельного участка без аукциона на праве аренды. В-третьих, это налоговые льготы и льготы по ряду платежей, в том числе госпошлины. В-четвертых, льгота по уплате ввозных таможенных пошлин и НДС при ввозе на территорию Беларуси деталей или запасных частей для объектов, связанных с реализацией инвестпроекта.

Совершенствование законодательства: перспективы

«На государственном уровне, видимо, уже начали понимать, что льготы должны быть едины для всех. Поэтому в настоящее время разрабатывается проект изменений в 10-й Декрет президента. В частности, расширяется перечень общих для всех инвесторов льгот. На уровне проекта перечень расширен существенно, другой вопрос, в каком виде проект дойдет до подписи и дойдет ли», — отметила специалист.

При этом пятый уровень – это те же инвестиционные договоры, заключаемые с согласия  президента, т.е. ситуация, когда вновь приходящие инвесторы будут стремиться к экстраординарным льготам для своего инвестиционного проекта, сохранится. «Я полагаю, что такие возможности должны определяться не путем исключений, а в результате существования общего для всех инвесторов законодательства. Скажем, может осуществляться дифференциация проектов по размеру проекта. То есть если вы реализуете проект до 10 млн. евро, вы получаете такой пакет льгот, от 10 до 100 млн. евро – другой пакет льгот, от 100 до 1 млрд. евро — третий. Но это будут общие пакеты, без возможностей лоббирования», — еще раз подчеркнула Екатерина Забелло.

Другие проблемы

1. Существование двух определений инвестиционного договора: Инвестиционный кодекс говорит, что сторонами по инвестиционному договору выступают с одной стороны – Республика Беларусь, а с другой – национальный и (или) иностранный инвестор (инвесторы). То есть кодекс допускает множественность сторон. В свою очередь Декрет №10 говорит, что реализация инвестиционного проекта осуществляется путем заключения договора между инвестором и Республикой Беларусь.

«На практике инвестор обычно создает на территории Беларуси некую структуру, чаще всего – белорусское предприятие. Следовательно, мы имеем три стороны, – два юридических лица (это инвестор и белорусское предприятие) и государство. Если буквально трактовать Декрет, то необходимо исключить все стороны, кроме инвестора и государства. Но как в таком случае обязать белорусское предприятие, созданное для реализации инвестроекта, вообще что-то делать? Практика пошла по пути создания трехсторонних соглашений, исходя из Инвестиционного кодекса. Но если говорить об иерархии нормативно-правовых актов, то декрет имеет большую юридическую силу», — прокомментировала ситуацию эксперт.

2. Порядок разрешения споров: «В данном случае инвестор всегда настаивает на приемлемом для него арбитраже или суде, государство – на том, чтобы все споры рассматривались в Республике Беларусь. Но для иностранного инвестора неприемлемо рассматривать такие споры в государственном суде. Обычно он выступает за компетентный много лет существующий арбитраж как Вена, Стокгольм, Париж либо международный центр разрешения споров в Вашингтоне, который специализируется на спорах между государствами и инвесторами. Этот вопрос решается крайне тяжело, хотя государство начинает потихоньку соглашаться на установление международного арбитража».

3. Реализация льгот: «Обычно государство предоставляет их со следующей оговоркой: мы предоставляем вам льготы, но если вы не реализуете проект до 2015 года, мы посчитаем, сколько эти льготы представляли бы в бюджете, и попросим вас вернуть эти деньги. Но ведь инвестор заходит со своими деньгами, он ими рискует. А если он не реализует проект к определенному бизнес-планом сроку, он рискует еще больше, потому что ему надо возмещать банковские проценты, либо он не получает прибыль, которую мог бы получать, если бы проект был запущен.  И тут появляется белорусское государство, которое требует вернуть недоплаченные НДС, прибыль, таможенные платежи и т.д. Казалось бы, откуда может здесь возникать такое требование? Но, тем не менее, оно широко распространено».

«Инвестиции у нас часто рассматриваются как бюджетные средства, которые при этом используются нецелевым образом. У многих представителей государства нет понимания того, что переговоры ведутся с организацией, которая, возможно, еще колеблется, которая видит все риски, связанные с инвестированием в Беларусь. И которая вообще может инвестировать не в эту страну, а в другую. Нет понимания, что мы должны идти на встречу», — считает Екатерина Забелло.

4. Язык договора. По словам юриста, своего рода проблемой является и язык инвестиционного договора. Согласно 10-му Декрету, инвестиционный договор оформляется на русском или белорусском языках. Однако инвесторы хотят видеть договор на своем языке, «хотя бы для того, чтобы потом не возникало проблем в суде».

5. Согласование бизнес-планов по инвестиционным договорам третьего уровня: «Такой бизнес-план должен пройти согласование в Министерстве экономики, что, по сути, является разумным требованием. Но Минэкономики настаивает на том, чтобы бизнес-план был подготовлен в соответствии с нормативами, которые оно само и разработало, а не по международным стандартам. Это составляет определенные трудности для иностранного инвестора».

6. Стабилизационные условия. По словам юриста, ранее в Беларуси действовала норма, согласно которой ухудшившиеся  условия, например, налогового законодательства, к стартовавшим ранее проектам не могли быть применены на протяжении последующих 5 лет. «Сейчас такая норма существует для бизнесов, реализуемых в малых городах. Но большинство инвесторов хотели бы видеть подобный мораторий на весь срок реализации инвестиционного проекта, причем не только по экономическим, но и по налоговым условиям», — отмечает эксперт.

7. Срок действия договора и срок реализации проекта: «Срок реализации проекта более-менее понятен. Если мы говорим о стройке, то с пуском в эксплуатацию последнего элемента срок реализации инвестпроекта завершен. Но это приемлемо для государства, которое заинтересовано в том, чтобы объект был построен. Инвестор же заинтересован в том, чтобы вернуть вложенное и заработать. Поэтому срок, в течение которого инвестор хотел бы видеть данные ему гарантии, значительно превышает срок реализации инвестпроекта».

8. Таможенные платежи: «Инвесторы часто задают вопрос о таможне, поскольку в рамках ЕС таможенные платежи при перемещении оборудования не взимаются, то есть, таких расходов у них нет. В Беларуси существует ввозной НДС и ряд таможенных пошлин, которые, согласно Декрету №10, инвесторы не платили. Но вступив в Таможенный союз, Беларусь подписалась на следующие условия. Оборудование, ввозимое для реализации инвестроектов, приоритетных для экономики страны, может ввозиться беспошлинно. Сырье и материалы могут ввозиться беспошлинно только в том случае, если аналогичные сырье и материалы не производятся на территории государств – участников Таможенного союза. Какого рода маркетинговое исследования должно быть проведено, чтобы доказать, что обои из Германии чем-то отличаются от обоев из Российской Федерации, непонятно. Кроме того, как будут соотноситься национальное и международное законодательство в рамках уже реализуемых проектов, я пока сказать не могу».

Источник: Белорусский деловой ресурс

Читайте по теме:

Комментарии

  • 20 августа 2015, 11:08 Евг72

    Инвестиции вливаются под что-то. Просто так никто денег не даст и не вложит. Если речь идет о Белоруссии, то инвестициями хотят устроить отбор территори и развал экономики, которая сейчас очень даже мощная. Поэтому препятствие законодательства таким инвестициям оправдано. Они могут создаваться на бумаге, а в Белоруссию не приходить. А долг будет расти. Такое проходили многие страны. Сейчас это происходит с Украиной.

Оставить комментарий