Экономическая и финансовая ситуация в Беларуси в январе-июле 1997 г. Часть 2

Численность населения по состоянию на конец июля 1997 года составляла 10,2 млн. человек, численность рабочей силы – 4,6 млн. человек, что на 3,3% меньше, чем в 1996 г. (это объясняется сокращением численности населения и ужесточением условий регистрации для получения пособия по безработице).

В результате доля рабочей силы в общей численности населения снизилась с 46,3% в конце 1996 г. до 44,8% по состоянию на конец июля 1997 г. Количество занятых (в соответствии с определением, используемым Министерством статистики и анализа) выросло на 0,3%.

Однако использование более широкого определения количества занятых (как численность рабочей силы за вычетом численности зарегистрированных безработных) дает снижение количества занятых к июлю 1997 г. на 2,7%. Численность безработных снизилась на 18,2% за первые семь месяцев 1997 г. в связи со снижением численности рабочей силы. Официальный показатель уровня безработицы в июле составлял 3,3% по сравнению с 3,9% в конце 1996 г. Количество вакантных мест в июле выросло как в абсолютном выражении, так и в процентном выражении от общей численности рабочей силы.

За период с 1991 года по май 1997 года было реорганизовано 1684 предприятий: 421 предприятие республиканской и 1263 предприятия коммунальной собственности. Таким образом, по состоянию на конец мая 1997 г. доля частных и приватизированных предприятий с государственным участием не более 50% от общей численности зарегистрированных в Беларуси предприятий составляла 19,7%.

Вопросы экономической политики

Экономический рост в 1996 и 1997 гг. свидетельствует о том, что падение объема производства остановлено. Рост объема промышленного производства, начавшийся в середине 1996 г., совпал с расширением кредитной экспансии посредством целевого и льготного кредитования. Инфляция снизилась, однако ее уровень, измеряемый через ИПЦ и ИЦППП, все чаще близок к 60% и выше 100% соответственно, несмотря на широко применяемые меры контроля за уровнем цен.

Рост реального ВВП не привел к росту реальных доходов государственного бюджета. В 1996 г. реальный ВВП вырос на 2,6%, в то время как реальные доходы и реальные расходы государственного бюджета снизались на 9,3% и 9,5% соответственно: в 1997 г. параллельно росту ВВП на 10% за первые семь месяцев имело место снижение уровня реальных доходов и реальных расходов государственного бюджета на 33,5% и 24,2% соответственно.

Экономический рост во многом обусловлен широким применением бартерных операций: 80-90% от общего объема промышленного производства идет в оплату за поставленный в Беларусь газ. В 1996 г. 840 млн. долл. из общей суммы задолженности Беларуси РАО «Газпром» было погашено промышленной и сельскохозяйственной продукцией, что соответствует 6% ВВП.

Мягкая денежная политика несовместима с жестким регулированием обменного курса белорусского рубля в условиях высокой степени долларизации экономики и отсутствия серьезных барьеров на пути перелива капитала в Россию, на Украину или в страны Прибалтики. Завышенный обменный курс белорусского рубля привел к растущей потере белорусскими товарами конкурентоспособности, что в свою очередь вызывает ухудшение состояния счета внешнеторговых операций. В отсутствие притока капитала и с учетом того, что наличный уровень резервов не позволяет обеспечить адекватную поддержку обменного курса, возникли трудности с погашением задолженности за поставленные в Беларусь энергоносители.

Правительство Беларуси стоит перед выбором. В стране имеется база для поддержки нынешней экономической экспансии: продолжение мягкой кредитно-денежной политики в сочетании с сохранением жесткого контроля государства над деятельностью предприятий может позволить добиться дальнейшего экономического роста при условии, что готовая продукция по-прежнему будет засчитываться в погашение задолженности за газ.

С другой стороны, экономический рост представляется значительным при сравнении с низкой базой 1996 г., его продолжение будет основано на теперешнем уровне производства. Продолжение кредитно-денежной экспансии будет вести к усилению инфляционных ожиданий и к необходимости дальнейшей девальвации национальной денежной единицы.

Тем не менее, стимулом к изменению государственной политики станет внешний шок. Как отмечалось экспертами проекта ВЕТ, растущая коммерциализация российского энергетического сектора предполагает возможность такого шока в результате использования более коммерческого подхода в расчетах за энергоносители.

Более того, эта вероятность возрастает в связи с тем, что РАО «Газпром», на которое приходится 25% всех налоговых поступлений в российский бюджет, начинает ощущать все более интенсивное давление со стороны российского правительства, стремящегося проводить жесткую кредитно-денежную политику и требующего в связи с этим полного погашения задолженности по платежам в бюджет, что в свою очередь ведет к осложнению финансового положения компании.

РАО «Газпром» начало ужесточать бюджетные ограничения по отношению к Беларуси: в 1997 г. дважды имело место сокращение объема поставок газа на 10%; кроме того руководство компании потребовало повысить долю денежных средств в оплате за импортируемые Беларусью энергоносители.

Рост доли платежей за газ в твердой валюте потребует осуществления реформы политики обменного курса в Беларуси. Такая реформа немедленно окажет шоковое воздействие на реальный сектор экономики, которое распространится на часть системы производства, поскольку даже если только 25% задолженности за газ будет погашаться деньгами, это уже на 15% больше, чем в 1996 г., что соответствует аналогичному снижению объема бартерных операций.

Очередной экономический рост в условиях жесткого государственного контроля над хозяйственной деятельностью в свою очередь означает ограниченную реструктуризацию экономики. Малая приватизация продолжалась, однако значительных изменений в темпах преобразований крупных предприятий республиканской собственности не произошло. В целом антирыночная экономическая политика в Беларуси усугубляется отсутствием институциональных реформ, в результате чего обеспечение законных прав участников договорных отношений и имущественных прав не соответствует международной практике.

Двойственность сложившегося положения заключается в том, что в нынешнюю экономическую модель заложен конечный предел: она построена на посылке, что Россия будет продолжать субсидировать белорусскую экономику, принимая белорусскую готовую продукцию в счет уплаты 80-90% задолженности Беларуси за поставленные энергоносители.

Беларусь, однако, не является закрытой экономикой и в действительности российская позиция в отношении Беларуси накладывает ограничения на успешное продолжение роста белорусской экономики. Последовательное проведение этих ограничений в жизнь приведет к изменению экономической политики Беларуси.

Для сокращения экономических и социальных издержек мощного экзогенного шока следует разработать соответствующие меры экономической политики, основанные на рыночных принципах. В краткосрочной перспективе предоставляется необходимым провести либерализацию обменного курса белорусского рубля и отказаться от контроля за уровнем цен.

Реальное продвижение в этом направлении поможет одновременно удовлетворить два основных требования, которыми обусловлена поддержка со стороны МВФ и Всемирного банка. В дополнении к этому последовательное проведение приватизации, особенно малых предприятий, позволит создать условия для возникновения частного сектора, увеличить объем поступлений в доходную часть государственного бюджета и выполнить еще ряд требований, выдвигаемых международными и двусторонними донорами в качестве условия предоставления дополнительного финансирования.

Предполагается, что белорусское правительство будет по-прежнему полагаться на кредитно-денежную экспансию, что, несмотря на продолжение политики ценового контроля, приведет к росту инфляции в 1998 году. Такая политика будет идти вразрез с политикой Центрального банка России, где ожидается, как в 1997 г., так и в 1998 г. уровень инфляции не превысит 20%.

Различия в уровнях инфляции в двух странах должно сказаться на обменном курсе белорусского рубля по отношению к российскому рублю, хотя Национальный банк Беларуси намеривается удержать его на данном уровне. По мнению экспертов ВЕТ, проведение в 4-м квартале 1997 г. и в 1998 г. девальвации белорусского рубля улучшит состояние счета внешнеторговых операций, что в свою очередь снизит дефицит счета текущих операций. Вследствие денежно-кредитной экспансии второго полугодия 1997 года прогнозируемый показатель дефицита бюджета на 1997 год увеличен до 3% ВВП.

Источник: BusinessForecast.by

Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.

Читайте по теме:

Оставить комментарий