В четвертом квартале 1998 г. Нацбанк перешел от политики интенсивной денежной экспансии, которая продолжалась с начала 1996 г., к более жесткому курсу. Отсюда следует, что белорусское правительство осознало неэффективность экспансионистской денежно-кредитной политики. В соответствии со взятыми в декабре 1998 г. обязательствами перед МВФ Беларусь имеет шанс получить заем в размере 100 млн. USD и возобновить переговоры о выделении кредита стэнд-бай.
В Беларуси существует три основных источника эмиссии денежного резерва: кредиты Национального банка правительству, представления целевых кредитов реальному сектору экономики через банковскую систему и покупка иностранной валюты (наличной и безналичной).
Как отмечается в ежеквартальном бюллетене ВЕТ, невзирая на попытки Национального банка ограничить рублевую эмиссию (депозиты в коммерческих банках, краткосрочные облигации, операции с ценными бумагами и т.п.), рублевая денежная масса за 1998 год выросла почти на 54,5 трлн. рублей. Совокупная денежная масса в течении года увеличилась на 276%.
Следует заметить, что доля иностранной валюты в денежном обращении также увеличилась на 55,6%. Частично это было связано с девальвацией белорусского рубля, в результате которой стоимость резервов в иностранной валюте значительно увеличилась в рублевом выражении, а также с неспособностью банковской системы обеспечить реальный доход от рублевых сбережений и логически вытекающим желанием хранить сбережения в иностранной валюте.
Кредиты правительству
Кредитная политика белорусского правительства основывается на стратегии государственной поддержки всего реального сектора экономики. Эффективность такой политики не была доказана ни в одной стране, включая страны с переходной экономикой. Неэффективность большого числа предприятий заставила правительство в конце года принять решение о прекращении выделения средств нерентабельным проектам и предприятиям.
В соответствии с указами Президента и решениями правительства РБ Национальный банк выделил 25,3 трлн. руб. в виде целевых кредитов. 10 трлн. руб. было выделено сельскому хозяйству, 14 трлн. руб. на жилищное строительство, 0,7 трлн. – предприятиям других отраслей экономики, 0,5 трлн. – на компенсацию потерянных вкладов населения. В целях повышения доступности кредитов, 95,2% целевых кредитов Нацбанка предоставляется по льготным процентным ставкам (от 0% до 24% годовых), что значительно ниже темпов инфляции. Как и в 1997 году, денежная эмиссия во многом объясняется политикой целевого кредитования.
Кредиты банковской системе
Невзирая на отсутствие на протяжении последних нескольких лет внешних источников финансирования и низкую возвратность внутренних кредитов, Национальный банк продолжает выделять долгосрочные кредиты банковской системе Беларуси. Совокупный рост обязательств банков перед Национальным банком РБ связан с увеличением государственных расходов и политикой Национального банка на разделение инвестиционных кредитов между центральных банком и банковской системой. В 1998 году долгосрочные инвестиции увеличились на 77,9 трлн. рублей, или в 3,7 раза и составили 99 трлн. рублей на 1 декабря 1998 года. Из 89,2 трлн. рублей инвестиционных кредитов 32,2 трлн., или 36,1% являются кредитами Нацбанка и 57 трлн., или 63,9% -кредитами коммерческих банков.
В 1998 году Национальный банк продолжил практику централизованного выделения кредитов вместо аукционной выдачи займов, хотя использование ценового механизма распределения кредитов является базовым условием для обеспечения финансовой дисциплины заемщика, эффективных инвестиционных решений и повышения эффективности денежно-кредитной политики.
Кроме целевых кредитов на финансовом рынке Беларуси использовались другие сравнительно новые инструменты денежно-кредитной политики: сделки РЕПО или соглашения о выкупе (выделение кредитов под гарантию покупки государственных ценных бумаг), СВОПы (обмен рублевых активов на иностранную валюту на определенный период времени) и выдача кредитов под залог (собственности). Эти инструменты практически полностью заменили аукционную форму выделения кредитов (доля которой в общем количестве кредитов банкам в 1995 году составила 80%). Тем не менее, к наиболее значительным достижениям Национального банка в области денежно-кредитных ограничений можно отнести возложение ответственности за выделенные субсидии на бюджетную сферу в 1999 году.
Несмотря на быстрое увеличение денежной массы и избыточной ликвидности, Национальный банк в сентябре 1998 года объявил о сокращении с 18% до 16% нормы обязательных резервов для депозитов для востребования. Средний коэффициент обязательного резервирования, определяемый как соотношение между обязательными резервами и общей суммой вкладов, был снижен на 16% к концу второго квартала 1998 года.
Это снижение противоречит необходимости уменьшить избыточную ликвидность банковской системы, но могло быть продиктовано озабоченностью по поводу прибыльности банковской системы, а также желанием унифицировать банковское законодательство России и Беларуси. Кроме разницы в размерах обязательных резервов (16% в Беларуси против 5% в России), существует также разница в их структуре. В то время как в Беларуси подлежат обязательному резервированию валютные и рублевые вклады, в России используется рублевый эквивалент для всех видов вкладов.
Во второй половине 1998 года усилия Национального банка по сокращению роста денежной массы в банковской системе (включая обязательные и избыточные резервы, которые могут использоваться для выдачи кредитов), привели к ощутимому успеху. Объем избыточных кредитов в банковской системе Беларуси рос с марта 1997 года и в начале 1998 года составлял 14% общей суммы вкладов. В течение 1998 года произошло снижение этого индекса до 8%.
В случае обращения этих избыточных резервов в кредитные ресурсы произошел бы значительный рост денежной массы. Однако часть этой избыточной ликвидности успешно удерживается внутри банковской системы, главным образом, в форме депозитных счетов в Национальном банке. Ограничения на вывоз капитала, девальвация белорусского рубля к концу 1998 года и иные действия позволили Нацбанку привлечь депозиты по невыгодной процентной ставке. Девальвация обменного курса белорусского рубля на межбанковском рынке на 206% за третий квартал и на 6% за четвертый квартал 1998 года свидетельствует о резком ухудшении ожиданий субъектов хозяйствования относительно параметров будущей инфляции и, вероятно, служит предупреждением о начале нового этапа гиперинфляции.
Один из аргументов экспертов ВЕТ состоит в том, что более широкое использование открытых рыночных операций является необходимым условием усиления эффективности денежно-кредитной политики. Определение разницы между действующей ставкой рефинансирования и ее вероятным реальным уровнем представляет большое значение для финансового рынка Беларуси, поскольку параметры и ограничения многих финансовых инструментов основываются на учете прибыльности государственных облигаций и процентных ставок по краткосрочным кредитам.
В этом состоит отличие от финансового рынка России, где ставка рефинансирования выполняет исключительно формальные функции бухгалтерского учета. В 1998 году выпускались только ГКО и ГДО. Выпуск ценных бумаг достиг своего пика в июне 1998 года и на протяжении всего года падал как на первичном рынке государственных облигаций, так и на вторичном рынке. В течении года было проведено 47 аукционов по размещению долгосрочных и краткосрочных облигаций. Это в два раза выше уровня 1997 года. Выпуск облигаций на 1 января 1999 года составил 23,4 трлн. рублей.
Интерес инвесторов к операциям на вторичном рынке государственных облигаций начал падать с мая прошлого года. Это можно объяснить как невыгодными процентными ставками и низкой доходностью по этим операциям, так и падением курса белорусского рубля. При анализе этих рыночных тенденций необходимо проявлять взвешенный подход, поскольку объем размещения государственных облигаций не отражает реальной ситуации на рынке в связи с текущей инфляцией.
Развитие фондового рынка
Рынок государственных ценных бумаг в Беларуси находится под контролем Национального банка, который действует в качестве финансового агента правительства. Этот рынок выполняет две функции: финансирование бюджетного дефицита и уменьшения избыточной ликвидности банковской системы.
Согласно официальным отчетам Национального банка о состоянии фондового рынка, в 1998 году произошли изменения в порядке еженедельного первичного размещения государственных ценных бумаг на протяжении всего срока их обращения. Изменения затронули также инфраструктуру данного рынка после перехода первичного и вторичного рынков к использованию электронной системы подачи заявок на участие в торгах. Из этого можно сделать вывод, что белорусский фондовый рынок развивается, хотя и медленными темпами.
Белорусскому фондовому рынку всего лишь семь лет и он еще не достиг значительных успехов в своем развитии. Однако у него уже есть опыт позитивного роста и успешного противостояния кризису. Этот рынок развивался на основе российского и зарубежного опыта в сфере внутреннего государственного кредитования и обращения государственных обязательств среди местных и иностранных инвесторов.
Кроме того, фондовый (связанный с акциями) рынок начинался с торговли корпоративными акциями. Завершение процесса приватизации означает замену государственных акций на акции частных предприятий. Хотя было выпущено акций различных предприятий на сумму 2 трлн. рублей, эти акции не котируются, а вторичный рынок для их обращения до сих пор не сформирован. Именно развитие этого сектора позволит повысить инвестиционный рейтинг Беларуси и привлечь реальных инвесторов.
По прогнозам экспертов ВЕТ в 1999 году следует ожидать некоторого прогресса в развитии фондового рынка Беларуси в результате подписанного с Россией в декабре 1998 года «Соглашения о равных условиях для субъектов хозяйствования». Выполнение мер, изложенных в протоколе к данному соглашению, и использование более высоких стандартов российского фондового рынка позволит не только ускорить реальное развитие инфраструктуры фондового рынка в Беларуси, но и привлечь в республику российский капитал.
Развитие рынка облигаций муниципального займа также возможно, хотя этот процесс несколько раз прерывался. Такие облигации необходимы для исполнения местных бюджетов, которые по новому банковскому кодексу должны быть бездефицитными, и реализация отдельных городских программ (например, строительство жилья и развития городской инфраструктуры).
Формирование процентных ставок
Для первой половины 1998 года была характерна тенденция понижения ставки рефинансирования. В апреле было проведено три снижения ставки рефинансирования: с 50% до 44% и затем до 40% в мае. На 1 августа 1998 года величина ставки рефинансирования была установлена на отметке 38%.
Однако рост инфляции вызвал увеличение ставки рефинансирования до 48%. Реальная величина ставки рефинансирования оставалась отрицательной до конца года и достигла минус 87,7%, приблизившись к уровню 1994 года. Решение об ее изменении было принято слишком поздно и поэтому не смогло предотвратить отток капитала.
Денежная система Беларуси тесно связана со ставкой рефинансирования, и поэтому очень важно быстро производить ее корректировку, чтобы не допустить отток капитала. Масштабы бегства капитала достигли наивысшего уровня как раз в тот момент, когда величина ставки рефинансирования не отражала реальной ситуации на рынке. На протяжении почти всего 1998 года ставка рефинансирования оставалась отрицательной, что обусловила низкую привлекательность ценных бумаг в белорусских рублях и вызвало бегство капитала.
Большие размеры денежно-кредитной эмиссии положительно влияют только на платежи, сокращая уровень задолженности. Избыточная ликвидность банковской системы вызывает пассивность денежного рынка, который оживает только во время налоговых платежей, выплаты заработной платы и т.д. На денежном рынке преобладали одно- и двухдневные кредиты, иногда 7-дневные и редко кредиты сроком на один месяц. Величина процентных ставок была ниже ставки рефинансирования, за исключением конца 1998 года, когда обычная для этого времени года потребность рынка в денежных средствах столкнулась с жестким курсом денежно-кредитной политики (в основном, деятельностью Национального банка по сокращению роста денежной массы в банковской системе).
Белорусским властям пока не удалось определить политику для стимулирования роста сбережений. Они по-прежнему отвергают применение процентных ставок в качестве механизма распределения ресурсов. Процентные ставки по кредитам и депозитам оставались отрицательными в реальном выражении на протяжении всего года. Это означает, что вместо того, чтобы стимулировать рост сбережений, процентные ставки в коммерческих банках заставляют субъектов хозяйствования предвосхищать свои расходы путем заимствования. Необходимо безотлагательно разработать новые нормативные акты, которые смогут гарантировать реальный доход от сбережений и таким образом позволят переломить тенденцию накопления сбережений в виде долларов вне банковской системы.
В декабре 1998 года Совет Министров и Национальный банк РБ приняли решение о переоценке валютной составляющей денежного агрегата МЗ, который представляет собой наибольшее широкое определение денег. МЗ определяется как сумма денег в обращении (вне банковской системы) и вкладов небанковского сектора в местных банках, включая вклады в иностранной валюте. В связи с важной ролью валютной составляющей и ее переоценкой, агрегат МЗ в четвертом квартале вырос на 121%. Иначе прибыльные прежде предприятия, получившие валютные кредиты, стали бы банкротами. И напротив, агрегат М2, который определяется более узко, поскольку из него исключатся вклады в иностранной валюте, увеличился на 32% за первое полугодие и только на 16% за второе полугодие.
Скорость обращения денег является индикатором доверия населения к деньгам. Высокая скорость обращения обычно указывает на слабое развитие кредитно-денежной системы и неохотное использование денег населением для иных целей, кроме совершения сделок. В четвертом квартале 1998 года произошло резкое падение по сравнению с третьим кварталом скорости обращения агрегата МЗ до отметки 6,9 и увеличение скорости обращения М2. Снижение скорости обращения агрегата М3 связано с ростом доли сбережений в иностранной валюте и переоценкой валютной составляющей денежной массы.
В 1998 году Национальному банку не удалось укрепить позиции белорусского рубля на внутреннем и внешнем рынках. Кризис денежно-кредитной политики напрямую связан с зависимостью процессов формирования обменного курса и развития финансового рынка от других государственных структур. Избыточная денежная эмиссия для стимулирования производства товаров и услуг ужесточение административного контроля со стороны государства за движением капитала стали основными причинами девальвации белорусского рубля на внутреннем рынке.
В результате власти были вынуждены признать существование множественных обменных курсов (официальный курс Нацбанка, рекомендованный курс Нацбанка, межбанковский курс, курс торговых операций, наличный курс Нацбанка, курс черного рынка). За период с декабря 1997 года по декабрь 1998 года обменный курс белорусского рубля по отношению к доллару США упал в 3-6 раз (в зависимости от того, по какому курсу считать – официальному, неофициальному, наличному или безналичному).
Самым большим недостатком белорусской экономической модели развития во второй половине 90-х годов стал отказ от признания значения финансовой сферы как основы реального экономического развития. Недостаточное развитие финансового сектора препятствует притоку иностранных инвестиций в страну и не дает Беларуси проникнуть на международные рынки. Действующее законодательство теоретически должно способствовать привлечению иностранного капитала и использованию белорусского рубля в международных расчетах, однако существующие нормативные акты и правила препятствуют этому.
Источник: BusinessForecast.by
Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.