При этом суверенные кредитные рейтинги Беларуси по обязательствам в национальной валюте подтверждены на уровне «ВВ/В». Прогноз «Негативный» отражает риск понижения рейтингов в случае дальнейшего сокращения внешней ликвидности.
«Уровень рейтингов Беларуси сдерживают слабые и ухудшающиеся показатели внешней ликвидности на фоне очень высокого дефицита по счету текущих операций и неоднократных ценовых шоковых потрясений в связи с импортом по-прежнему субсидируемых энергоносителей из России», – заявил кредитный аналитик Standard & Poor’s Кай Штукенброк.
Дополнительными факторами, сдерживающими уровень рейтингов, по его мнению, являются низкий уровень структурной гибкости экономики, что препятствует дальнейшему повышению конкурентоспособности на внешних рынках, а также зависимость от экспортного спроса торговых партнеров – стран СНГ. Позитивное влияние на рейтинги оказывают умеренный уровень бюджетного дефицита правительства, продемонстрированная в период экономического спада устойчивость сектора общественных финансов, а также умеренная долговая нагрузка правительства.
Вместе с тем валовые потребности во внешнем финансировании продолжают расти.
В 2009 г. показатели внешней ликвидности Беларуси продолжали ухудшаться, поскольку падение внешнего спроса и снижение цен на сырьевые товары привели к сокращению экспорта, в то время как уменьшение объема импорта было менее выраженным – отчасти благодаря мерам правительства по стимулированию внутреннего спроса.
В результате в 2009 г. дефицит по счету текущих операций увеличился до 13,1% ВВП (по сравнению с 8,7% ВВП в 2008 г.), и ожидается, что в 2010 г. он будет сокращаться постепенно (до 11% ВВП), в том числе вследствие того, что новое соглашение о ценах на нефть, заключенное Беларусью и Россией в январе 2010 г., приведет к сокращению чистого экспорта почти на 4% ВВП.
Несмотря на дефицит по счету текущих операций, получение заключительного транша кредита Международного валютного фонда (МВФ) по программе stand-by в объеме 3,5 млрд долл. в марте 2010 г. способствовало увеличению резервных активов.
В течение 2010 г. может быть заключено соглашение с МВФ о дополнительной программе, однако Беларусь планирует покрывать основную часть дефицита внешнего финансирования за счет притока ПИИ, ускорения темпов приватизации и привлечения средств с финансовых рынков. В то же время, дефицит этих источников финансирования может быстро привести к возобновлению давления на резервы, уровень которых является сравнительно низким и обеспечивает покрытие выплат по счету текущих операций в течение менее чем двух месяцев.
Standard & Poor’s прогнозирует рост экономики Беларуси в 2010 г. на уровне 4% несмотря на негативное влияние нового соглашения о ценах на нефть; экономический рост может поддерживаться стимулирующими мерами правительства в период подготовки к президентским выборам в 2011 г.
«Прогноз “Негативный” отражает низкий уровень внешней ликвидности Беларуси, а также проблемы, которые, по нашему мнению, связаны с централизованной моделью белорусской экономики. С нашей точки зрения, потенциально болезненные меры по корректировке экономической политики неизбежны для снижения дефицита по счету текущих операций и поддержания доступа к финансированию в среднесрочной перспективе – пояснил К.Штукенброк.
«Несмотря на то, что некоторые из этих мер начинают применяться – в частности, речь идет об ускорении приватизации и мероприятиях по улучшению бизнес-среды, – мы считаем, что прогресс в целом пока недостаточен, и до президентских выборов вряд ли произойдут серьезные изменения», – добавил эксперт.
Улучшение и диверсификация доступа Беларуси к источникам внешнего финансирования и в то же время меры по усилению внешней конкурентоспособности и снижению импорто- и энергетической зависимости белорусской экономики могли бы стать условиями для стабилизации рейтингов на текущем уровне. И, напротив, неспособность снизить значительный дефицит по счету текущих операций, дальнейший рост валовых потребностей во внешнем финансировании и сокращение резервов, что потенциально будет ослаблять белорусский рубль, могут привести к понижению рейтингов.
Неблагоприятная международная экономическая конъюнктура привела к остановке экономического роста в Беларуси в 2009 г., в то время как в 2005-2008 гг. ежегодный рост составлял в среднем 10%. Правительство принимало серьезные меры по стимулированию капиталовложений, в частности в строительство жилья и в сельское хозяйство, при помощи государственных программ кредитования. В результате объем внутреннего кредитования вырос на 39%, в противном случае, вероятнее всего, произошло бы сокращение экономической деятельности.
Сектор общественных финансов до сих пор демонстрировал относительную устойчивость к неблагоприятной экономической конъюнктуре – отчасти благодаря решительным мерам правительства по сокращению расходов в целях поддержания дефицита на уровне, согласованном с МВФ.
По оценке Standard & Poor’s, в 2010 г. дефицит бюджета Беларуси увеличится до 1,7% ВВП по сравнению с 0,7% в 2009 г.
Ожидается, что в 2010 г. долг расширенного правительства будет сохраняться на уровне 33% ВВП, при этом чистый долг составит 13% ВВП, что отражает значительные резервы правительства, поскольку основная часть государственных заимствований в последнее время была направлена на поддержание внешней ликвидности – в большей степени, чем на покрытие потребностей в финансировании государственного бюджета.
Государственный долг включает государственные гарантии в объеме 13% ВВП (на конец 2009 г.), выданные в основном государственным предприятиям и сельскохозяйственному сектору.
В качестве положительного момента стоит отметить, что, несмотря на мировой финансовый и экономический кризис, кредитные рейтинги Беларуси подтверждаются рейтинговыми агентствами (Standard & Poor’s и Moody’s Investors Service) с момента присвоения суверенного рейтинга в 2008 г., изменен был только прогноз по рейтингам – со стабильного на негативный (в 2009 г.).
Динамика макроэкономических показателей
По данным Национального статистического комитета, валовой внутренний продукт Беларуси в январе-апреле 2010 г. составил 43487,8 млрд. руб. (1 долл. – 2998 руб.) и возрос по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 6,1% (в сопоставимых ценах) против роста на 0,2% год назад. Прогнозом на 2010 г. в соответствии с указом президента Беларуси №595 от 7 декабря 2009 г. предусмотрен его рост на 11-13%.
При этом удельный вес в ВВП добавленной стоимости промышленности в январе-апреле 2010 г. составил 30,7% (год назад 28,4%), торговли и общественного питания – 12% (12,6%), строительства – 10,1% (10,4%), транспорта и связи – 8,7% (8,8%), сельского хозяйства – 2,5% (2,7%) и др.
В свою очередь, дефлятор ВВП в январе-апреле 2010 г. составил 108,9%, то есть средний уровень цен на товары и услуги в экономике Беларуси (включая потребительский рынок, производственный сектор, сферу инвестиций и др.) возрос на 8,9% по сравнению с январем-апрелем 2009 г.
В долларовом эквиваленте ВВП Беларуси в январе-апреле 2010 г. возрос на 1,312 млрд. долл. (или на 9,7%) до 14,836 млрд. долл. При расчете использовался средневзвешенный курс белорусского рубля на валютном рынке: в январе-апреле 2009 г. – 2784,15 руб., а в январе-апреле 2010 г. – 2931,33 руб.
Отметим, что рост ВВП происходит на фоне сокращения объемов нереализованной продукции. Так, в апреле 2010 г. запасы продукции на складах промышленных предприятий сократились на 217,4 млрд. руб. (на 3,4%) до 6136,3 млрд. руб. на 1 мая текущего года. В процентах к среднемесячному объему промышленного производства последняя цифра составляет 66,7%, что заметно ниже, чем год назад (на 1 мая 2009 г. 93,2%).
Хотя, с другой стороны, объем товарных запасов в розничной торговле на 1 мая 2010 г. достиг рекордных 5295,2 млрд. руб. (+422,4 млрд. руб. к уровню на начало года), что обеспечивает 45 дней торговли из расчета однодневного товарооборота апреля 2010 г. (на 1 мая 2009 г. – 43 дня). Это свидетельствует о снижении потребительской уверенности и потребительского спроса в экономике Беларуси.
По данным Белстата, средняя зарплата работников в апреле 2010 г. сократилась по сравнению с декабрем 2009 г. в реальном выражении (то есть с учетом роста инфляции) на 0,9% до 1116,82 тыс. руб., а в долларовом эквиваленте – на 3% (на 11,6 долл.) до 381 долл.
В апреле 2010 г. инфляция снизилась до 0,7% против 1,1% в марте, 0,5% в феврале, 0,8% в январе 2010 г. и 1,3% в декабре 2009 г. В годовом исчислении (т.е. за последние 12 месяцев) инфляция в апреле составила 6,6% против 6,4% в марте и 5,9% в феврале.
По данным Белстата, в первом квартале 2010 г. общий объем платных услуг населению, оказанных через все каналы реализации, составил 3710,6 млрд. руб., или в сопоставимых ценах 106,7% к уровню первого квартала 2009 г.
При этом розничный товарооборот, включая общественное питание, через все каналы реализации в январе-апреле 2010 г. составил 19,5 трлн. руб., что в сопоставимых ценах на 14,1% больше, чем в январе-апреле 2009 г.
В первом квартале 2010 г. 125,5 тыс. работников организаций (3,6% среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной занятости (в первом квартале 2009 г. – 5,4%).
Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец апреля 2010 г. составила 43,1 тыс. чел., что на 2% меньше, чем в апреле 2009 г. и на 1,5% меньше, чем в марте текущего года. Уровень зарегистрированной безработицы составил 0,9% от экономически активного населения (на конец апреля 2009 г. – 1%).
Среди безработных женщины составляли 51,9%, молодежь в возрасте до 30 лет – 40,5%. По собственному желанию и соглашению сторон было уволено 31,3% безработных, 4,6% – уволены за нарушение трудовой дисциплины, 2,9% – высвобождены при ликвидации организаций или по сокращению численности, лица длительно неработающие (более года) составили 17,4% от общей численности безработных. На долю выпускников общеобразовательных школ приходилось 2,5% безработных, выпускников учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего и специального, высшего образования – 1,9%.
Средний размер пособия на одного безработного в апреле 2010 г. составил 49,9 тыс. руб., или 18,7% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
Финансы предприятий
По данным Белстата, в первом квартале 2010 г. чистая прибыль прибыльных предприятий возросла по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 21,2% до 2,618 трлн. руб. при росте потребительских цен за этот период на 6,3%. За март чистая прибыль составила 1,5 трлн. руб., или в 1,8 раза больше, чем за февраль.
Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг в январе-марте 2010 г. составила 9,2% против 9,7% в январе-марте 2009 г., рентабельность продаж соответственно – 5,7% против 6,1%. За январь-февраль рентабельность реализованной продукции, работ, услуг составила 7,1%, за март – 12,6%, то есть в текущем году отмечается улучшение финансового положения белорусских предприятий.
Однако при этом в первом квартале 2010 г. в разрезе рентабельных предприятий на долю низкорентабельных приходится более 60%: с уровнем рентабельности от 0% до 5% работают 43,7% предприятий, от 5% до 10% – 19,6% предприятий.
В анализируемом периоде убыточными были 1145 организаций, или 12,4% от общего числа организаций, учитываемых в текущем порядке. При этом сумма чистого убытка убыточных организаций снизилась на 3,1% до 670,2 млрд. руб. Чистый убыток в сумме свыше 500 млн. рублей получили 210 организаций, или 18,3% от общего числа убыточных организаций.
На 1 апреля текущего года коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в целом по экономике составил 1,3% (на 1 января 2010 г. – 2,2%), коэффициент текущей ликвидности – 166,3% (на 1 января 2010 г. – 166,5%).
На 1 апреля 2010 г. 3391 организация, или 36,7% от общего числа организаций, учитываемых в текущем порядке, была неплатежеспособной (имела одновременно коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами и коэффициент текущей ликвидности ниже норматива), в том числе в промышленности – 853 предприятия, или 42,2%.
На 1 апреля текущего года 4252 организации, или 46,1% от общего числа организаций, учитываемых в текущем порядке, не имели собственных оборотных средств и 1178 организаций (12,8%) имели обеспеченность собственными оборотными средствами ниже норматива.
В промышленности на 1 апреля 2010 г. не имели собственных оборотных средств 759 предприятий, или 37,5% от их общего количества, в том числе в мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности – 60% предприятий, пищевой – 57%, электроэнергетике – 50%, промышленности строительных материалов – 45,3%, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности – 44,3%, стекольной и фарфорофаянсовой – 43,5%, легкой промышленности – 42,9% предприятий.
Ниже норматива обеспеченность собственными оборотными средствами имели 344 промышленных предприятия, или 17% от их общего количества, в том числе в мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности – 28,9% предприятий, пищевой – 23,8%, медицинской промышленности – 23,5% предприятий.
На 1 апреля 2010 г. оборотные активы в отраслях экономики составили 115,9 трлн. руб. и за первый квартал выросли на 2,9%. На долю оборотных активов приходилось 32,5% всех активов. В промышленности оборотные активы увеличились на 2,7% при росте цен производителей промышленной продукции за этот период на 5,2%. На долю предприятий промышленности на 1 апреля 2010 г. приходилось 43,8% всех оборотных активов в республике, организаций сельского хозяйства – 17,2%, торговли и общественного питания – 9,2%, строительства – 9%.
Внеоборотные активы организаций на 1 апреля 2010 г. составили 240,3 трлн. руб. и увеличились по сравнению с началом года на 1,5%. Их доля во всех активах составила 67,5%. На 1 апреля на долю предприятий промышленности приходилось 31,6% всех внеоборотных активов в республике, организаций транспорта – 21,4%, сельского хозяйства – 18,2%, жилищно-коммунального хозяйства – 12%.
Государственные финансы
По данным Министерства финансов Беларуси, в первом квартале 2010 г. доходы консолидированного бюджета сократились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 3165,6 млрд. руб. (или на 23,4%) до 10360 млрд. руб. По отношению к ВВП они составили 32,4% (в первом квартале 2009 г. – 46,5%).
В свою очередь, отдельно налоговые доходы увеличились на 578,9 млрд. руб. по сравнению с январем-мартом 2009 г. (или на 6,4%) до 9560,9 млрд. руб., в том числе налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности – на 274,9 млрд. руб. (на 18,8%) до 1736,4 млрд. руб.
Поступления НДС в первом квартале 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года возросли на 269,4 млрд. руб. (или на 9,5%) до 3109,5 млрд. руб. (32,5% от общей суммы налоговых поступлений).
При этом неналоговые доходы бюджета в январе-марте текущего года сократились на 164,8 млрд. руб. (на 17,4%) до 781 млрд. руб.
По данным Минфина Беларуси, в первом квартале 2010 г. зафиксировано снижение расходной части консолидированного бюджета на 1753,8 млрд. руб. (или на 13,6%) до 11161,8 млрд. руб.
В результате консолидированный бюджет в анализируемом периоде исполнен с дефицитом минус 801,8 млрд. руб., что составило минус 2,5% к ВВП. В первом 2009 г. профицит консолидированного бюджета составлял +610 млрд. руб., или +2,2% к ВВП.
Отдельно республиканский бюджет исполнен с дефицитом минус 477,9 млрд. руб. (минус 1,5% к ВВП), местные бюджеты – с дефицитом минус 149,4 млрд. руб. (минус 0,5%). На формирование доходной части местных бюджетов значительное влияние оказывают безвозмездные поступления из республиканского бюджета. Так, в первом квартале 2010 г. финансовая помощь местным бюджетам составила 32,5% всех доходов этих бюджетов.
По предварительным данным Министерства финансов Беларуси, доходы республиканского бюджета в январе-апреле 2010 г. сложились в сумме 9,166 трлн. руб., или 25,8% годового плана (см. таблицу 1).
В том числе поступления налога на прибыль составили 1,017 трлн. руб., или 28,6% годового плана. В январе-апреле 2010 г. в республиканский бюджет поступило НДС на сумму 3,115 трлн. руб., или 24,8% годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 2,149 трлн. руб., или 21,2% годового плана.
По состоянию на 1 мая 2010 г., сумма долгов плательщиков перед бюджетом составила 98,1 млрд. руб., что на 39,4 млрд. руб. больше, чем на начало текущего года.
В свою очередь, расходы республиканского бюджета в январе-апреле 2010 г. составили 10,455 трлн. руб., или 26,7% годового плана.
В том числе на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации) направлено 1,908 трлн. руб. (30,5%), национальной экономики – 3,59 трлн. руб. (27,8%), расходы на общегосударственную деятельность составили 3,713 трлн. руб. (23,6%).
Как следствие, дефицит республиканского бюджета Беларуси в январе-апреле 2010 г. составил минус 1,289 трлн. руб. против минус 477,9 млрд. руб. по итогам первого квартала текущего года, что не может не беспокоить.
При этом в мае дефицит республиканского бюджета на 2010 г. в очередной раз уточнен в сторону повышения – в размере минус 3,683 трлн. руб. (первоначальный вариант предусматривал дефицит в размере минус 2,7 трлн. руб., второй вариант – в размере минус 3,111 трлн. руб.). Финансирование дефицита бюджета предусматривается за счет внутренних и внешних источников. Доходы предусматриваются в сумме 35,522 трлн. руб. Расходы сформированы в объеме 39,206 трлн. руб.
В марте 2010 г. доходы центрального правительства Беларуси (в определении Специального стандарта распространения данных МВФ) составили 2384,4 млрд. руб. (+16,7% по сравнению февралем 2010 г.), а расходы – 2949,2 млрд. руб. (+39,1%).
Как следствие, дефицит бюджета центрального правительства в марте 2010 г. составил минус 564,814 млрд. руб. против дефицита в размере минус 76,306 млрд. руб. в феврале текущего года.
Операции центрального правительства включают исполнение по республиканскому бюджету (ранее включались данные по Фонду социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Беларуси).
Стоит отметить, что в марте 2010 г. расходы центрального правительства были профинансированы за счет внешних источников в размере 1,986 трлн. руб. против 18,744 млрд. руб. в феврале текущего года.
В свою очередь, правительство Беларуси в марте 2010 г. на чистой основе профинансировало банковский сектор страны в размере 1,373 трлн. руб. против 1,766 трлн. руб. в феврале, что косвенно может свидетельствовать о наличии определенных проблем с ресурсами в государственных банках.
Так, по состоянию на 1 мая 2010 г., средства центрального правительства в структуре пассивов банковского сектора Беларуси составили 9508,0 млрд. руб. (или 10,6%), местных органов управления – 3330,4 млрд. руб. (3,7%), а средства центрального банка составили 9382,4 млрд. руб. (10,4%).
В целом в текущей ситуации в Беларуси происходит трансформация долгов предприятий и организаций в государственный долг, включая внешний госдолг, когда правительство для сохранения золотовалютных резервов на приемлемом уровне привлекает внешние кредиты и займы.
По данным Министерства финансов Беларуси, в первом квартале 2010 г. долг центрального правительства и долг, гарантированный центральным правительством, возрос на 3,054 трлн. руб. (или на 10%) до рекордных 33,503 трлн. руб. на 1 апреля 2010 г.
В долларовом эквиваленте государственный долг Беларуси достиг отметки 11,25 млрд. долл. на 1 апреля, что составляет 22,7% к ВВП в годовом исчислении (в апреле 2009 г. – марте 2010 г. долларовый эквивалент ВВП страны составил, по нашей оценке, 49,56 млрд. долл.).
Внешний госдолг Беларуси по итогам первого квартала 2010 г. увеличился в рублевом эквиваленте на 2,606 трлн. руб. (или на 11,6%) до рекордных 25,168 трлн. руб.
В долларовом выражении внешний госдолг страны впервые превысил отметку 8 млрд. долл. и достиг рекордных 8451,2 млн. долл. на 1 апреля 2010 г. (см. рисунок 1) при установленном лимите на 2010 г. 10 млрд. долл.
При этом внутренний государственный долг Беларуси в первом квартале текущего года возрос на 448,171 млрд. руб. (на 5,7%) до 8,335 трлн. руб. на 1 апреля 2010 г.
Валютный рынок
По данным Нацбанка, в январе-апреле 2010 г. золотовалютные резервы в определении ССРД МВФ увеличились на 393,3 млн. долл. (или на 7%) до 6045,8 млн. долл. на 1 мая текущего года.
По методологии МВФ, достаточным является уровень резервов, который соответствует трехмесячному импорту. В Беларуси этот критерий не выполняется – золотовалютных резервов страны (в определении ССРД МВФ 6045,8 млн. долл. на 1 мая 2010 г.) хватит, чтобы оплатить 2,3 месяца импорта товаров и услуг. При расчете значения критерия использовался показатель списаний денежных средств в оплату импорта товаров и услуг и прочих операций за апрель 2010 г. (2607,1 млн. долл.).
В результате, чтобы соответствовать критерию трехмесячного импорта золотовалютные резервы Беларуси в настоящее время должны составлять не менее 7,821 млрд. долл., критерию шестимесячного импорта – не менее 15,643 млрд. долл. (или в 2,6 раза больше текущего уровня).
В целом негативная тенденция сохранения чистого спроса на иностранную валюту со стороны белорусских субъектов хозяйствования, к сожалению, сохраняется. Это обусловлено несбалансированностью в сфере экспортно-импортных операций, так как восстановление экспорта носит неустойчивый характер, а дальнейшее снижение импорта выглядит затруднительным.
Кроме того, стоит отметить и необходимость осуществления выплат по ранее привлеченным иностранным кредитам и займам.
В январе-апреле текущего года в результате нефтяного конфликта между Беларусью и Россией поступления валютной выручки резко снизились (из-за падения экспорта нефтепродуктов). Однако в январе-апреле 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года валютная выручка возросла на 24,7% до 7946,9 млн. долл., что связано с еще более низкой базой 2009 г.
Отрицательное сальдо валютной выручки и списаний в оплату импорта в январе-апреле 2010 г. составило минус 1104,4 млн. долл. против минус 1797,9 млн. долл. в январе-апреле прошлого года.
Отметим, что из общего чистого спроса предприятий на валюту в январе-апреле 2010 г. в размере минус 1946,0 млн. долл. примерно минус 1104,4 млн. долл. приходится на сальдо валютной выручки и списаний в оплату импорта, то есть на экспортно-импортные операции. Остальные минус 841,6 млн. долл. связаны с чистым оттоком иностранного капитала из корпоративного сектора экономики.
По состоянию на 1 мая 2010 г., задолженность клиентов по кредитам и иным активным операциям составила 70665,1 млрд. руб., что на 29,7% больше, чем год назад. Проблемная (пролонгированная и просроченная) задолженность по национальным стандартам сократилась в январе-апреле 2010 г. на 3,7 млрд. руб. (или на 0,6%) до 654,2 млрд. руб. на 1 мая 2010 г. Напомним, что рекордный уровень проблемных долгов был пройден 1 сентября 2009 г. – 1079,0 млрд. руб.
В целом доля проблемной задолженности на 1 мая 2010 г. составила 0,89% (против 1,18% год назад), а удельный вес проблемных активов составил 4,96% (год назад 2,23%). В текущем году Нацбанк повысил верхнюю планку доли проблемных активов в банковском секторе в 2 раза – с 5% до 10%.
Автор: Александр Муха
Источник: BusinessForecast.by
Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.