Поскольку падение курса продолжилось и в начале 1998 г., конкурентоспособность Беларуси продолжает улучшаться, что должно довольно скоро положительно сказаться на счете торговых операций. Но использование обменного курса для улучшения конкурентоспособности не может продолжаться бесконечно. Как только реальный обменный курс станет заниженным, внутренние цены поползут вверх и погасят эффект номинальной девальвации.
К слову, экономический портал Ecouniver содержит подробную информацию о деньгах, банках, вкладах, кредитах, факторинге, пластиковых картах в России и странах СНГ и Балтии.
Все четыре страны-участницы намечающегося Таможенного союза в настоящее время подают заявки на вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО), поскольку делают они это в индивидуальном порядке, официальное подписание Таможенного союза будет отложено до тех пор, пока все участницы не станут членами ВТО. Тем не менее, в Беларуси таможенные пошлины уже вышли на уровень российских, и гармонизация распространяется уже на нетарифный протекционизм и косвенное налогообложение.
Более того, таможенные пошлины в странах-участниках могут быть теперь изменены только после согласования и одобрения со стороны Интеграционного комитета, а пограничный контроль между Россией и Беларусью уже снят. Таким образом, запущен таможенный союз, в результате чего ВТО может и не принять к рассмотрению индивидуальные заявки на членство. В таком случае вполне возможно, что Беларусь и Россия объединят свои заявления. По данным Министерства внешнеэкономических связей, этот вопрос рассматривался на двухсторонних консультациях, прошедших в марте 1997 г. в Москве.
Доля торговли со странами СНГ выросла по сравнению с 1996 г. как по импорту (с 66% до 67%), так и по экспорту (с 69% до 73%). Основными торговыми партнерами Беларуси по импорту и по экспорту являются Россия, Украина, Польша, Германия и Литва. Несмотря на то, что экспорт в Россию вырос на 53%, двухсторонняя торговля все еще характеризуется дефицитом в размере 5,1 млн. долл. США.
Главными статьями экспорта являются станки и оборудование (в основном в страны СНГ), химическая продукция и текстиль (в основном в страны дальнего зарубежья), а также большегрузные автомобили (как в ближнее, так и в дальнее зарубежье). Доля экспортных поставок по четырем вышеуказанным позициям в общем объеме экспорта составляет 56%. Среди основных частей импорта следует назвать полезные ископаемые и недрагоценные металлы (в основном из России), станки и оборудование, продукты питания и химическую продукцию (в основном из дальнего зарубежья). Доля импортных поставок по этим пяти позициям в общем объеме импорта составляет 77%.
При рассмотрении индексов «выявленной сравнительной выгодности» по секторам с учетом данных о торговле за 1997 г. (положительные величины индекса означают «выявленную сравнительную выгодность», а отрицательные – «выявленную сравнительную невыгодность»), полученные результаты говорят о том, что для Беларуси характерна сравнительная выгодность в торговле большегрузными автомобилями, текстилем, строительными материалами и продукцией деревообрабатывающей промышленности (в торговле как со странами СНГ, так и со странами дальнего зарубежья).
По таким позициям, как станки и оборудование, пластмассовые и резиновые изделия и продукты питания, для Республики Беларусь характерно наличие сравнительной выгодности в торговле со странами СНГ и сравнительной невыгодности в торговле со странами дальнего зарубежья. И наоборот, по таким позициям, как полезные ископаемые, химическая продукция и недрагоценные металлы, характерно наличие сравнительной невыгодности в торговле со странами СНГ и сравнительной выгодности в торговле со странами дальнего зарубежья. Эти результаты в целом были характерны и для 1996 г.
К концу 1997 г. официальный внешний долг Беларуси составил 958 млн. долл. США или 7,2% ВВП. Величина внешнего долга продолжала сокращаться в основном благодаря прощению долгов Россией и сокращению внешнего финансирования со стороны ряда стран. Низкая репутация Беларуси на внешних кредитных рынках ограничивает объемы доступных ресурсов, от чего и страдают объемы инвестиций.
Среди необходимых условий для привлечения иностранного капитала в страну можно выделить наличие и выполнение достоверного стабилизационного плана и предоставления стабильных условий для ведения бизнеса по ясным и неизменным правилам. В этой связи отмечается введение Государственным таможенным комитетом налога в 3% на собственность, временно находящуюся на территории Беларуси.
Приватизация и структурные изменения
В 1994 г. Правительство отобрало 4423 республиканских предприятия для их последующей приватизации. За период с 1991 по 1997 гг. только 751 предприятие республиканской собственности или 17% от намеченного, и 1943 предприятия коммунальной собственности или 47,2% от намеченного изменили свой статус собственности.
За период с 1991 по 1997 гг. 751 объект сменил собственника в республиканском секторе, причем 192 объекта или 25,6% были переданы в 1997 г. В резерве секторов больше всего изменений в корпоративной структуре предприятий произошло за вышеуказанный период в отрасли промышленности, на которую приходится 38% всего объема передачи прав собственности. Далее следуют строительство (18%) и сельское хозяйство (11%).
За период с 1991 по 1997 гг. 1943 объекта были переданы новым собственникам в коммунальном секторе. 41% от общего числа переданных объектов пришелся на торговый сектор, 20% — на сельское хозяйство, 13% — на жилищное хозяйство и 10% — на общественное питание.
Проблемы задолженности в Беларуси
Широкое определение задолженности охватывает задолженности между предприятиями, задолженность перед государством и задолженность перед банковской системой. Рассмотрим задолженности между предприятиями. Удельный вес чистых долгов в ВВП на конец 1997 г. составил 11%, что больше любого предыдущего месячного показателя, зарегистрированного после декабря 1995 г., когда доля чистой задолженности была еще больше (13%). В январе 1998 г. уровень задолженности упал до 10,2% ВВП.
При расчете двух индексов реальной чистой задолженности, эксперты проекта ВЕТ номинальные данные дефлируются соответственно индексами ИПЦ и ИЦППП. Считается, что ИЦППП лучше аппроксимирует действительную инфляцию. Годовой индекс к декабрю прошлого года слегка повысился (на 3,5%), а его рост по сравнению с базовым периодом составил 19%.
В последнее время для индекса характерна тенденция роста, однако, это можно частично объяснить и его резким сокращением с 10,9% в декабре 1996 г. до 5,8% в январе 1997 г. Тенденция роста задолженности отражает тот простой факт, что рост по позициям, по которым средства поступают на их счета.
Активизация программ трансформации и сопутствующий им рост задолженности между предприятиями достаточно хорошо задокументированы в исследовательской литературе. Даже в странах со сформировавшейся экономикой задолженности между предприятиями занимают солидную долю в ВВП. Разница, однако, состоит в том, что рост задолженности в такой стране как Беларусь, причем на ранней стадии реформ, во многом является вынужденным.
В условиях нежесткой денежно-кредитной политики субъектам хозяйствования выгодно накапливать задолженность в расчете на то, что долги можно будет заплатить с помощью денежной эмиссии.
Более того, поскольку совокупная задолженность в рамках всей страны напрямую зависит от индивидуальных уровней задолженности между отдельными предприятиями, предприятия могут вполне рассчитывать на то, что по мере накопления индивидуальной задолженности будет расти давление на государство и в один прекрасный день оно может их спасти.
Источник: BusinessForecast.by
Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.