Государственная политика в Беларуси, направлена на поддержание высокого уровня занятости, что в свою очередь привело к падению реальной зарплаты. Так, с 1990 по 1995 гг. занятость сокращалась медленнее, чем объем производства, в результате чего производительность труда упала.
Тот факт, что меньшее количество работников было в состоянии произвести тот же самый объем выпуска, означал рост частичной занятости и соответствующее падение реальной заработной платы. В 1996 и 1997 гг. сокращение занятости сопровождалось ростом выпуска, и производительность труда начала снова расти. Частичная занятость, остается очень велика, и задействование рыночных механизмов может привести к дальнейшему снижению занятости.
С 1992 по 1994 гг. реальная заработная плата падала быстрее, чем производительность труда, в результате чего показатель разрыва уровня заработной платы стал отрицательным. Это означает, что в период гиперинфляции цены росли намного быстрее, чем стоимость рабочей силы, и расходы на заработную плату, таким образом, не оказывали давления на цены.
Напротив, поскольку разрыв реальной заработной платы стал отрицательным, все бремя ухудшившихся за эти годы условий торговли легло на плечи трудящихся. В течение 1995-1997 гг. реальная зарплата росла быстрее, чем производительность труда, и разрыв реальной зарплаты сократился. Доля расхода, приходящаяся на рабочую силу, в ВВП все еще низка, и в ближайшем будущем вряд ли можно ожидать ее возврата к уровню, преобладавшему до ухудшения условий торговли.
Платежный баланс и курсы валют
Официальный обменный курс, установленный на Минской межбанковской валютной бирже (МВБ), продолжал снижаться после того, как в апреле 1996 г. правительство отказалось от системы фиксированного курса белорусского рубля по отношению к доллару США. Это снижение происходило неравномерными темпами. Несмотря на административное регулирование, курс на МВБ характеризуется крайней неустойчивостью.
Поскольку официальный обменный курс завышен, предложение иностранной валюты на МВБ практически состоит только из объемов валюты, поступившей в соответствии с правилом обязательной продажи предприятиями 30% валютной выручки, в связи с чем объем торгов на бирже ниже, чем в 1995 г. С учетом избыточного спроса на иностранную валюту на рынке, распределение имеющейся валюты осуществляется посредством предварительного отбора заявителей на основании списка приоритетных импортных товаров, куда входят медикаменты и энергоносители.
О намерении отказаться от административного контроля за уровнем обменного курса белорусского рубля было заявлено еще в конце 1996 г., однако осуществление конкретных шагов в этом направлении постоянно откладывается. Позитивным сдвигом стало открытие 22 января 1998 г. на МВБ второй торговой сессии, на которой Национальный банк покупает иностранную валюту у коммерческих банков и предприятий по оговоренному обменному курсу. Это позволяет Центральному банку привлечь часть экспортной выручки сверх проданной в соответствии с законодательством на первой сессии.
Однако до настоящего времени только Национальный банк имел возможность покупать валюту на второй сессии, и закулисное давление на банки было использовано с тем, чтобы держать курс на ней ниже рыночного. Свободная продажа валюты резидентам и нерезидентам также запрещена, так что плану либерализации, предложенному Национальным банком, еще далеко до завершения.
В условиях административного контроля за обменным курсом на МВБ основным источником информации о действительном рыночном обменном курсе является кросс-курс белорусского рубля по отношению к доллару США, на основе удовлетворяется спрос и предложение на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ).
В сентябре 1997 г. Национальный банк пытался осуществить интервенцию на ММВБ, выставив на продажу большой лот российских рублей, однако план Нацбанка оказался нереалистичным, и курс белорусского рубля вскоре вернулся на прежний уровень. После этого Национальный банк проводил интервенции на ММВБ лишь с целью стабилизации обменного курса. Более быстрая девальвация белорусского рубля на МВБ позволила сократить в четвертом квартале 1997 г. разницу между обменным курсом в Минске и Москве. Однако в конце года разрыв еще превышал более 30%.
Последовавшие за масштабной денежной эмиссией декабря 1997 г. новые инфляционные ожидания спровоцировали спекулятивную атаку на белорусский рубль в начале 1998 г. Несмотря на интервенцию Нацбанка, курс белорусского рубля на ММВБ упал с 40790 в конце декабря до 51015 на 4 марта.
Из-за отсутствия валютных резервов у Нацбанка интервенции на ММВБ прекратились в начале марта и операции с белорусским рублем на этом рынке были прекращены. Тем не менее, курс белорусского рубля продолжал падать на частном межбанковском рынке Москвы, достигнув 53500 к 20 марта. На данный момент торги белорусским рублем не проводятся.
После того, как валютные резервы были исчерпаны, ответом на спекулятивные атаки на рубль стало введение ограничений на проведение капитала. В частности, Национальный банк издал указ, ограничивающий прохождение рублевых платежей между нерезидентами и рублевых платежей за импортированные товары, целью второго было предотвратить попадание этой денежной массы на торги ММВБ.
Введение верхних пределов на рынке наличной валюты ознаменовало переход к новому режиму множественных административно установленных обменных курсов. В результате создалась ситуация, противоречащая планам Нацбанка и только отдаляющая их осуществление.
Недавние события отчетливо показывают, что обменный курс не может устанавливаться независимо от денежно-кредитной политики. Если в ее условиях политика валютных курсов видится неоправданной, любая интервенция с целью установить новый обменный курс в условиях свободного рынка приведет к потере официальных валютных резервов.
Ограничения на передвижение капитала могут властям некоторую возможность по удержанию неоправданного курса, но такая возможность может быть только краткосрочной. То, что эффективность ограничений на передвижение капитала носит временный характер из-за того, что субъекты хозяйствования всегда могут найти лазейку и обойти закон, является хорошо известным фактом.
Поэтому Национальному банку рано или поздно придется выбирать между удержанием желаемого объема денежной массы или удержанием желаемого обменного курса. В условиях существующих структурных проблем с бюджетом единственным возможным решением является денежная экспансия с помощью мягких кредитов Национального банка и свободный обменный курс.
Резкое падение обменного курса в начале 1997 г. позволило значительно улучшить конкурентоспособность отечественных предприятий. Как следствие, дефицит текущего счета в 1997 г. стал снижаться с 10,5% ВВП в первом квартале до 3,4% ВВП в четвертом.
В 1997 г. официальный дефицит текущего счета составил 5,8% ВВП, но эта цифра не в полной степени отражает челночную торговлю. С учетом челночной торговли Национальный банк оценивает дефицит текущего счета в размере 3-4% ВВП. Общий объем экспорта в 1997 г. составил 7,2 млрд. долл., из которых на бартер пришлось 2 млрд. долл. Импорт составил 8,6 млрд. долл., из которых в форме бартера – 2,6 млрд. долл.
Источник: BusinessForecast.by
Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.