Рост уровня безработицы был связан со слабыми показателями экономической деятельности в 1 квартале 2016 года. Во II квартале 2016 года появились отдельные сигналы постепенного восстановления спроса на рабочую силу.
Номинальная средняя заработная плата и номинальные доходы населения в 1 квартале 2016 года росли, однако более низкими темпами (на 27% г/г и 13.2% г/г соответственно). Во II квартале 2016 года замедление темпов роста номинальной заработной платы ускорилось (до 23.3% г/г).
Замедление было ожидаемым и связано с ослаблением инфляционных процессов, снижением волатильности обменного курса и высокой базой сравнения. Вместе с тем, ослабление инфляционного давления обусловило дальнейшее замедление падения реальных располагаемых доходов населения, а годовые темпы роста реальной заработной платы впервые за два года достигли положительных значений. Однако это в большей степени объясняется статистическими эффектами.
Во II квартале 2016 года произошло крупнейшее за историю наблюдений сокращение сбережений населения (на 46 млрд. грн.), в том числе за счет продажи населением иностранной валюты. Соответственно склонность к сбережениям также достигла исторического минимума. Таким образом, население Украины тратило накопленные ранее средства для поддержания уровня потребления.
Рынок труда
С начала 2015 года ГССУ публикует отдельные данные без учета части зоны проведения АТО, поэтому некоторые показатели рынка труда могут быть недооценены.
Сезонно скорректированный уровень безработицы населения по методологии МОТ (в % к экономически активному населению в возрасте 15-70 лет) в 1 квартале 2016 года составил 9.1% и оставался на стабильно высоком уровне с начала 2015 года (уровень безработицы без учета сезонности вырос до 9.9%).
Рост уровня безработицы в 1 квартале 2016 года был связан как с все еще слабой экономической активностью, так и с активизацией поиска работы сезонными рабочими, в основном мужского пола (прежде всего, в сфере строительства и сельском хозяйстве).
Справочно. Зарегистрированная безработица по состоянию на конец июня 2016 года составила 1.5% в сезонно скорректированном выражении, с конца 2009 года изменялась в пределах 1.5%-2%. Количество зарегистрированных безработных в Государственной службе занятости Украины в годовом измерении имело тенденцию к снижению, начиная с июля 2015 года, и по состоянию на конец июня 2016 года составляло 388.9 тыс. лиц. Это объясняется, как необходимостью придерживаться определенных условий регистрации/сохранения статуса безработного, так и желанием/нежеланием лиц становиться на такой учет в основном из-за низкооплачиваемых работ, которые предлагаются, и низкого уровня пособия по безработице.
Средний размер помощи по безработице во II квартале 2016 года почти равнялся прожиточному минимуму для трудоспособных лиц. Также по данным Государственной службы занятости по состоянию на 1 апреля 2016 года в половине вакансий предлагалась заработная плата менее 2000 грн. (что составляло 40% от средней заработной платы) и только в 3.2% вакансий она превышала 5000 грн. Вместе с тем, на сайтах частных агентств по подбору кадров минимальная заработная плата, которая предлагалась, зависела от сферы деятельности и составляла от 3400 грн. (бухгалтерия, финансы предприятий) до 13000 грн. (информационные технологии, интернет, телеком).
Вместе с тем, по методологии МОТ количество занятого населения в возрасте 15-70 лет в 1 квартале 2016 года снизилось, одновременно количество безработных выросло. Снижение, как числа экономического активного населения, так и занятого населения происходило, прежде всего, в результате демографических процессов.
Сокращение занятых соответствовало изменениям в количестве штатных работников: по состоянию на конец мая 2016 года количество штатных работников составляло почти 7.9 млн. лиц (за текущий год снизилось на 2.3%, однако с начала года практически не менялось). В различных видах деятельности происходили разнонаправленные тенденции: в сельском хозяйстве, торговле и транспорте количество штатных работников выросло, однако в подавляющем большинстве отраслей произошло их снижение, что могло быть обусловлено плановыми сокращениями.
Так, по данным ГСЗУ, в январе-мае 2016 года количество работников, предупрежденных о предстоящем высвобождении, выросло почти в полтора раза по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составило 159.1 тыс. лиц.
В конце 1 квартала – во II квартале 2016 года наблюдались отдельные признаки постепенного повышения спроса на рабочую силу – о чем свидетельствует снижение уровня нагрузки на 10 свободных рабочих мест в сезонно скорректированном выражении, (в мае и июне 2016 года впервые за последние два года произошло падение этого показателя в годовом измерении). Также с начала года потребность работодателей в работниках на замещение свободных рабочих мест в сезонно скорректированном выражении выросла почти на 12%.
Справочно: по данным сайта по поиску работы, в первом полугодии 2016 года соотношение количества резюме к количеству вакансий снизилось по сравнению со вторым полугодием 2015 года (с 3.9 до 3.4). Снижение конкуренции объясняется увеличением количества вакансий и спадом активности лиц, ищущих работу. Самая высокая конкуренция зафиксирована в таких профессиональных сферах, как “Высший менеджмент” и “Юристы”, наименьшая – в страховании и в сфере “Рабочий персонал”. Эти данные нужно осторожно распространять на всю Украину, поскольку поиск работы в сети Интернет более сконцентрирован по отдельным видам деятельности и профессиям, а также, больше распространен в крупных городах.
Доходы домохозяйств и сбережения
Во II квартале 2016 номинальные доходы населения повысились, однако темпы их роста существенно замедлились. Увеличение номинальных доходов населения произошло в основном за счет их крупнейшей составляющей – заработной платы, доля которой в 1 квартале выросла до 46%. Так, заработная плата как составляющая номинальных доходов населения выросла на 26.1% г/г.
Темпы роста номинальной средней заработной платы (начисленной в расчете на одного штатного работника) и заработной платы в структуре доходов отличаются вследствие методологических особенностей во время осуществления соответствующих расчетов. Так, расчеты заработной платы, как части доходов населения, осуществляются на основе более широкой выборки, в частности, учитывается денежное довольствие кадровых военнослужащих и вольнонаемного персонала, выплаты, осуществляемые в случае временной потери трудоспособности, заработная плата физических лиц-предпринимателей и другие выплаты, которые не учитываются во время расчета номинальной средней заработной платы (начисленной в расчете на одного штатного работника).
При этом социальная помощь и другие полученные текущие трансферты во II квартале 2016 года выросли лишь на 1.4% г/г. Это произошло за счет снижения социальных пособий на 13.8% из-за снижения поступлений в Пенсионный фонд. Однако такая динамика была вызвана временным фактором – авансовой уплатой части пенсий за январь 2016 года в конце 2015 года.
Темпы роста номинальной средней заработной платы (начисленной в расчете на одного штатного работника) в 1 квартале 2016 года несколько замедлились и во II квартале 2016 года продолжили свой нисходящий тренд (до 23.3% г/г – в среднем за квартал она составила 5072 грн.), что в основном связано со снижением волатильности обменного курса и высокой базой сравнения.
Вместе с тем, во II квартале 2016 года рост заработных плат был поддержан повышением минимальной заработной платы (с 1 мая 2016 года на 5.2% – до 1450 грн.), ростом обеспечения военнослужащих и пограничников, увеличением сезонных работ. Ослабление инфляционного давления способствовало дальнейшему уменьшению темпов падения, как реальных располагаемых доходов населения, так и реальной заработной платы. В марте 2016 года впервые за два года реальная заработная плата выросла в годовом измерении, а во II квартале 2016 года рост ускорился до 12% г/г.
Во II квартале 2016 года сбережения населения резко снизились (на 46 млрд. грн., наиболее существенное снижение за весь период наблюдений). Это было обусловлено, как снижением накопления нефинансовых активов (преимущественно за счет старения жилых фондов), так и снижением прироста финансовых активов (в частности, за счет увеличения продажи населением иностранной валюты). Соответственно, склонность населения к сбережениям, которая в течение прошлого года оставалась на уровне близком к нулю, во II квартале 2016 года также существенно снизилась и достигла исторического минимума (как сезонно скорректированная, так и фактическая).
Таким образом, в анализируемом периоде население Украины использовало накопленные в предыдущие годы сбережения для поддержания уровня потребления на фоне повышения стоимости услуг ЖКХ.
Влияние снижения ставки ЕСВ на динамику заработных плат
С целью облегчения условий ведения бизнеса, уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда и стимулирования легализации доходов с 1 января 2016 были изменены подходы к уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее – ЕСВ):
снижена почти вдвое и установлена единая ставка 22%;
повышена максимальная величина базы начисления с 17 до 25 минимальных месячных заработных плат;
отменен ЕСВ, удерживаемый из заработной платы (дохода) работников (физических лиц).
Как результат, поступления от ЕСВ ожидаемо снизились (на 28% г/г в первом полугодии 2016 года). Однако сокращение поступлений было менее существенным, чем снижение ставки, что в частности объясняется ростом фонда оплаты труда (на 21% г/г за январь-июнь 2016 года).
Для более детальной оценки влияния снижения ставки ЕСВ на поведение предприятий по установлению заработных плат, в опросе относительно деловых ожиданий предприятий во II квартале 2016 года был добавлен соответствующий вопрос. Согласно результатам опроса более половины предприятий направили высвободившиеся от снижения ставки ЕСВ средства на повышение заработных плат. Но лишь часть из них полностью направила высвободившиеся средства на повышение зарплат. Предприятия, которые не повысили заработные платы, сэкономленные средства направили на финансирование текущей производственной деятельности. Четверть из них вообще не почувствовали экономии средств от снижения ставки ЕСВ.
Наибольшая доля предприятий, которые повысили заработную плату, зафиксирована в тех видах деятельности, где средняя номинальная заработная плата в конце 2015 года была ниже, чем в среднем по экономике (прежде всего в сельском, лесном и рыбном хозяйстве, по оценкам предприятий, повышение превысило экономию от ЕСВ).
Значительное количество предприятий розничной торговли также отметили повышение заработных плат на часть суммы экономии. В свою очередь, в добывающей промышленности доля предприятий, которая повысила заработную плату, была самой низкой, хотя эти предприятия имели наибольший потенциал для повышения (в добывающей промышленности ставка начислений была существенно выше, чем в среднем по видам деятельности с учетом одного из самых высоких профессиональных рисков).
Чаще всего повышали заработную плату средние предприятия, в то время как малые предприятия, работающие в более жестких финансовых условиях, направляли высвободившиеся средства на другие цели, в частности на уплату единого налога.
Среди других направлений использования высвобожденных средств, предприятия называли покрытие убытков от колебания курса гривны, уплату возросшего налога на землю, ренты и ресурсных сборов, НДФЛ и НДС, принятие на работу новых работников.
Важным результатом снижения ставки ЕСВ стало уменьшение валовых расходов предприятий, что позволило улучшить их финансовые результаты.
Таким образом, как и ожидалось, в целом предприятия оценивают эффект от снижения ставки ЕСВ, как благоприятный, и частично уже реализовали его в повышении заработных плат. Вместе с тем, эффект от внедренных изменений наступает со значительным лагом, поскольку для получения ощутимых эффектов и масштабной легализации заработной платы стимулирующим фактором должна стать в том числе реформа пенсионной системы и системы оплаты труда в целом.
Фискальный сектор
Фискальная политика в первом полугодии этого года характеризовалась несколько более мягкой позицией по сравнению с 2014-2015 гг. Проявлением этого стал рост расходов высокими темпами, прежде всего, за счет текущих расходов. В частности, существенно увеличились расходы социальной направленности на фоне реформирования единого социального взноса и более быстрого приведения тарифов на услуги ЖКХ к экономически обоснованному уровню. Кроме того, во II квартале произошло повышение капитальных расходов, прежде всего, за счет местных бюджетов.
Однако рост доходов существенно замедлился, прежде всего, из-за значительного снижения неналоговых поступлений. В то же время, благодаря налоговым изменениям, принятым в начале года, а также из-за календарных эффектов (почти не было возмещения НДС в июне) налоговые поступления росли высокими темпами.
В отличие от профицита в I квартале, во II квартале, напротив, сформировался дефицит сводного бюджета из-за увеличения отрицательного сальдо государственного бюджета и уменьшения профицита местных бюджетов. В результате по итогам первого полугодия сводный бюджет выполнен с дефицитом, который, однако, был ниже, чем в среднем за предыдущие семь лет (даже учитывая профицит за соответствующий период 2015 года). Кроме того, в этом году сохранилось существенное положительное первичное сальдо.
Доходы
Доходы сводного бюджета в первой половине 2016 года характеризовались замедлением роста в годовом выражении (во II квартале – до 11.2% г/г, а в первом полугодии – до 13.7% г/г).
Ключевым фактором замедления стало сокращение неналоговых поступлений на 44.7% г/г во II квартале (на 43.3% в первом полугодии). Главная причина ‒ Национальный банк в текущем году не осуществлял перечислений в бюджет.
Согласно статье 51 «Прибыль к распределению» Закона Украины «О Национальном банке Украины» перечисление прибыли в государственный бюджет Украины осуществляется только после подтверждения внешним аудитом и утверждения Советом Национального банка годовой финансовой отчетности, а также после формирования за счет этого прибыли общих и других резервов в определенных обозначенных законом объемах. За первое полугодие 2015 года было перечислено 25.1 млрд. грн.
Также в прошлом году были получены поступления из разовых источников (от продажи 3G-лицензий).
Рост налоговых поступлений остался довольно высоким – 29.3% г/г во II квартале (29.9% за первое полугодие). На налоговых поступлениях положительно сказалось совершенствование администрирования и улучшение отдельных экономических индикаторов. Весомый вклад в поддержание высоких темпов роста налоговых поступлений во II квартале имел временный фактор – нестандартная ситуация с возмещением НДС в июне, а именно очень низкие объемы (только 0.1 млрд. грн.).
Учитывая также несколько меньшие среднемесячные объемы возмещения в апреле-мае по сравнению с 1 кварталом (6.9 млрд. грн. и 7.4 млрд. грн. соответственно), общий объем возмещения во II квартале сократился на 5% г/г (тогда как в предыдущем квартале – вырос на 84.5% г/г). Такая ситуация привела к увеличению соответствующей задолженности до 21.7 млрд. грн. по состоянию на 01.07.2016, по данным ГФС.
В то же, время вместе с определенной активизацией уплаты налога сельскохозяйственными предприятиями, оживлением розничного товарооборота во II квартале и более благоприятной базой сравнения это обусловило существенное увеличение общих поступлений от НДС.
Также во II квартале был зафиксирован значительный рост поступлений от акцизного налога, что обусловлено повышением ставок накануне и улучшением администрирования (введение акцизной накладной на топливо). Высокие объемы импорта и повышение стоимости отдельных подакцизных товаров также поддержали увеличение этих поступлений.
Поступления от налога на доходы физических лиц, как и в предыдущий период, во II квартале росли высокими темпами (39.8% г/г). Это стало результатом унификации основной ставки на уровне 18% в начале года и увеличением номинальных заработных плат.
В этом квартале получены значительные поступления от налога на прибыль предприятий, которые превысили прошлогодние объемы (на 39.2% г/г). В частности уплаченный налог государственными предприятиями, как и в I квартале, был существенно большим, чем в прошлом году, что можно объяснить, среди прочих факторов, дальнейшим приведением тарифов ЖКХ до экономически обоснованного уровня.
Также на поступления от налога на прибыль во II квартале в полной мере повлияли изменения в администрировании этого налога, введенные с начала года (в частности переход на квартальную основу его уплаты).
Умеренно росли (в сопоставимых условиях) поступления налогов от внешней торговли. Однако из-за отмены дополнительного импортного сбора, который в 2015 году составлял большую часть этих налогов (62.5% по итогам года), в годовом измерении продолжалось их снижение.
В то же время, во II квартале существенно сократились поступления от рентной платы, что кроме экономических, связано с другими факторами, в частности, вопросами администрирования налога.
Расходы
Расходы сводного бюджета несколько замедлили рост во II квартале в годовом измерении – до 19.6% г/г. Это произошло за счет текущих расходов, темпы роста которых снизились до 18.2% г/г (до 23.6% в первом полугодии). Это было связано, в частности с сезонным снижением объемов расходов на предоставление субсидий населению и новыми сроками обслуживания государственного внешнего долга в результате проведенной его реструктуризации. Однако, учитывая значительное увеличение в I квартале, по итогам первого полугодия рост расходов ускорился до 22.9% г/г.
В разрезе текущих расходов высокими темпами продолжили расти расходы на программы социальной направленности. Так, продолжалось ускорение роста расходов на социальное обеспечение. Это, прежде всего, связано со значительными перечислениями в Пенсионный фонд из-за уменьшения его собственных поступлений, основой которых является ЕСВ.
Во II квартале объемы этих перечислений были больше, чем в предыдущем, поскольку январские пенсионные расходы были авансово осуществлены в декабре 2015 года. Одновременно завершение отопительного сезона обусловило уменьшение расходов на предоставление субсидий населению на оплату услуг ЖКХ по сравнению с I кварталом.
В результате их рост в годовом измерении замедлился, но остался высоким. Высокие темпы роста расходов на оплату труда (37.2% г/г) были обусловлены увеличением денежного обеспечения военнослужащих и повышением минимальной заработной платы. В то же время, начисления на заработную плату во II квартале 2016 года сократились (на 17.5% г/г) из-за снижения ЕСВ.
Как и в предыдущем периоде, довольно существенный рост расходов социальной направленности был частично компенсирован снижением текущих расходов по другим направлениям.
Так, во II квартале расходы на использование товаров и услуг лишь на 3.2% г/г превысили прошлогодний объем. В частности, снизились расходы на приобретение предметов и инвентаря, оплату коммунальных услуг. Ощутимо сократились расходы на обслуживание долговых обязательств, особенно в части их внешней составляющей.
После стремительного увеличения расходов на уплату процентов, в I квартале вследствие возобновления выплат купонного дохода по ОВГЗ, во II квартале эти расходы были незначительными.
1 марта 2016 года Министерство финансов Украины осуществило первую выплату купонного дохода по ОВГЗ, которые были выпущены в ноябре 2015 года в рамках проводимой долговой операции с государственным гарантированным долгом. По плану выплата купона будет происходить 1 марта и 1 сентября ежегодно. Одновременно расходы на обслуживание внутренних обязательств остались на уровне прошлого года.
С апреля текущего года возобновился рост капитальных расходов, который продолжался в течение всего II квартала. Их увеличение связано в частности с ремонтом дорожной инфраструктуры. Кроме того, значительная часть капитальных расходов осуществлена за счет средств местных бюджетов.
Сводный бюджет, как и ожидалось, во II квартале выполнен с дефицитом (15.2 млрд. грн.). Это стало отражением увеличения отрицательного сальдо государственного бюджета – до 24.5 млрд. грн. и уменьшением профицита местных бюджетов – до 9.4 млрд. грн. По итогам первого полугодия дефицит сводного бюджета составил 11.3 млрд. грн.
Источником финансирования дефицита являются средства единого казначейского счета и средства от размещенных ОВГЗ. По итогам первого полугодия бюджет получил от размещения ОВГЗ 21.9 млрд. грн. Львиная доля облигаций была размещена именно во II квартале 2016 года. Среди размещенных ОВГЗ преобладали бумаги со сроком обращения от одного до трех лет, что уменьшает давление на расходную часть бюджета текущего года.
Одновременно активно размещались также ОВГЗ, номинированные в иностранной валюте. Однако внешние заимствования были незначительны и представлены средствами, поступившими от ЕБРР и МБРР.
Кроме того, на внешние заимствования повлияло завершение процедуры реструктуризации государственного и гарантированного государством долга. Так, было дополнительно размещено ОВГЗ 2015 года и государственных бумаг в феврале и апреле текущего года. Общее погашение по обязательствам, совершенное во II квартале, составило 24.4 млрд. грн.
Все это сказалось на объемах государственного и гарантированного государством долга, номинированного в национальной валюте, который по состоянию на конец июня уменьшился на 2.5% по сравнению с 31.03.2016 на фоне укрепления гривны. Однако по отношению к началу года долг увеличился на 6.1%.
Платежный баланс
Во II квартале 2016 года текущий счет платежного баланса вернулся к профициту (+917 млн. долл.). Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, высокие переходные запасы зерновых, ослабление транзитных ограничений со стороны РФ способствовали существенному замедлению падения экспорта товаров в годовом измерении. В то же время, неожиданно высокими темпами продолжал расти импорт товаров инвестиционного назначения, хотя это компенсировалось более низкими объемами энергетического импорта.
Благодаря существенному сокращению наличной валюты вне банков (на 1.6 млрд. долл.) во II квартале 2016 года чистые поступления по финансовому счету составили 287 млн. долл. Государственный сектор осуществлял только погашение своих внешних обязательств.
Поступление официального финансирования было вновь отложено. Как следствие, сальдо сводного платежного баланса Украины, хотя и стало положительным (+1.2 млрд. долл.) во II квартале, однако было меньшим, чем прогнозировалось. Благодаря профициту сводного платежного баланса во II квартале международные резервы выросли до 14 млрд. долл. (или 3.6 месяца импорта будущего периода).
Счет текущих операций
Во II квартале текущий счет превысил наши ожидания и стал профицитным благодаря улучшению товарного баланса и формированию положительного сальдо счета первичных доходов.
Благодаря более благоприятной, чем прогнозировалось, конъюнктуре на мировых сырьевых рынках экспорт украинских товаров восстанавливался более быстрыми темпами, чем ожидалось. Его падение во II квартале замедлилось до 3.6% г/г (по сравнению с 19.9% г/г в 1 квартале). Наибольший вклад в улучшение динамики экспорта обусловило наращивание поставок продовольственных товаров, прежде всего, зерновых культур, и металлургической продукции.
Благодаря высокому урожаю зерновых в 2015 году, а также значительным переходным запасам, экспорт зерна в 2015/2016 маркетинговом году увеличился до рекордных 39,5 млн. тонн, по данным Министерства аграрной политики и продовольствия. По результатам этого маркетингового года Украина вошла в тройку мировых экспортеров зерна вместе с США и странами ЕС.
Рост экспорта зерновых культур во II квартале составил 6.1% г/г. В 2016 году увеличились поставки кукурузы и пшеницы в некоторые страны Европы благодаря введению с 1 января 2016 года выдачи сертификата EUR.120.
Также существенно выросли объемы экспорта пшеницы в страны Юго-Восточной Азии – в прошлом году из-за засухи в регионе был низкий урожай зерновых. Проведение Китаем политики ограничения импорта зерновых, в частности, кукурузы, привело к снижению ее экспорта в этот регион в два раза по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.
Рост мировых цен на железную руду позволил замедлить падение стоимостных объемов экспорта этой продукции во II квартале до 6.9% г/г (41.9% г/г в I квартале). Стремительное повышение цен на металлы в первой половине II квартала способствовало замедлению снижения экспорта металлургической продукции (до 13.4% г/г во II квартале с 33.3% г/г в 1 квартале).
Экспорт древесины и изделий из нее, который начал расти с марта текущего года, во II квартале увеличился на 7.6% г/г. Однако, если к 2016 году львиную долю занимал экспорт необработанной древесины, то в этом году преобладают изделия из нее. В частности, это объясняется вступившим в силу с 1 ноября 2015 года десятилетним мораторием на экспорт леса-кругляка.
Проект закона о внесении изменений в закон об особенностях государственного регулирования деятельности предприятий, связанной с реализацией и экспортом лесоматериалов, относительно моратория на экспорт лесо- и пиломатериалов в необработанном виде (регистрационный номер 1362) предусматривает, что временно (на 10 лет) запрещается вывоз за пределы таможенной территории Украины в таможенном режиме экспорта необработанных лесоматериалов: древесных пород (кроме сосны) – с 1 ноября 2015 года, древесных пород сосны – с 1 января 2017 года.
Это дало импульс для развития целого кластера связанных производств и соответственно экспорта пиломатериалов, мебели, окон, дверей, строительных материалов и тому подобного.
Экспорт товаров в страны ЕС за январь-май 2016 года увеличился на 4.2% г/г, в апреле-мае рост ускорился до 17.4% г/г. Основными товарными группами экспорта в 2016 году были продовольственные товары (41%), продукция металлургии (26%) и минеральные продукты (11%).
Введение ограничений со стороны ЕС в отношении китайской и российской стали дало возможность Украине нарастить физические объемы поставок черных металлов в ЕС. Однако низкие мировые цены на металлы в начале года вызвали снижение стоимостных объемов экспорта продукции металлургии в январе-мае на 10.3% г/г. Экспорт минеральных продуктов сократился на 18% г/г вследствие снижения добычи угля и сокращения поставок нефтепродуктов.
Однако это было компенсировано ростом экспорта продовольственных товаров (на 25% г/г в январе-мае), из которых наибольшую долю составляла кукуруза (34%), жиры и масла (32%). Эти две группы обеспечили более 10 п.п. рост экспорта товаров в ЕС в январе-мае 2016 года.
Страны ЕС в текущем маркетинговом году были крупнейшими покупателями украинского зерна (более чем 25%). Среди топ-10 стран, в которые экспортируется украинская сельхозпродукция, пять государств – это страны ЕС (Испания, Нидерланды, Италия, Польша и Франция). Украина поднялась на седьмое место в рейтинге основных поставщиков продукции АПК в ЕС.
В географической структуре во II квартале продолжилось увеличение доли стран ЕС в общем экспорте украинских товаров (до 32%) на фоне снижения доли РФ (до 9.1%). В то же время, доля экспорта в другие страны СНГ снизилась не так существенно (составила 9.4%) благодаря фактическому ослаблению транзитных ограничений со стороны РФ с конца февраля.
Однако уже с 1 июля РФ ввела новые ограничения относительно запрета транзита товаров в Казахстан и Кыргызстан, которые будут негативно влиять на показатели экспорта со второй половины 2016 года. Страны Азии оставались крупнейшими потребителями украинской продукции, их доля во ІІ квартале почти не изменилась (34.3%).
В соответствии с указом президента РФ от 01.07.2016 № 319 “О внесении изменений к Указу Президента РФ от 01.01.2016 №1. Об мерах по обеспечению экономической безопасности и национальных интересов Российской Федерации при осуществлении международных транзитных перевозок грузов с территории Украины на территорию Республики Казахстан через территорию Российской Федерации”, объемы импорта товаров во II квартале соответствовали нашим ожиданиям. Однако неэнергетический импорт рос быстрее, чем мы прогнозировали, а сокращение энергетического, оказалось более существенным.
Из-за отмены импортных пошлин и переориентацию части турецкого экспорта после ухудшения отношений с РФ неэнергетический импорт во II квартале увеличился на 17.8% г/г. В частности, импорт продовольственных товаров вырос на 15.9% г/г, промышленных изделий – на 21.3% г/г.
Импорт продукции машиностроения во ІІ квартале увеличился в 1.5 раза в годовом измерении, что стимулировало дальнейший рост доли инвестиционного импорта. Рост экспортной выручки, ревальвация курса гривны на фоне изменений в налоговом кодексе, произошедших в начале года, стимулировали закупки импортной техники, в том числе сельскохозяйственного назначения. По данным департаментов агропромышленного развития облгосадминистраций, за январь-май 2016 года украинские аграрии приобрели 3422 единицы техники на сумму около 3.4 млрд. грн., что в полтора раза превышает прошлогодние показатели.
Также вдвое увеличился импорт легковых автомобилей, что, кроме эффекта отложенного спроса, было обусловлено обновлением парка служебных автомобилей Национальной полиции.
Энергетический импорт за первое полугодие 2016 года был рекордно низким. Объемы импорта природного газа во II квартале сократились до 0.4 млрд. м3, а с начала года Украина импортировала только 3 млрд. м3. Из России в 2016 году природный газ не поступал, всего было поставлено словацким маршрутом – 2.5 млрд. м3. Низкие объемы импорта газа привели к сокращению запасов газа в хранилищах, которые на 01.07.2016 составили 9.7 млрд. м3 газа, что на 19% меньше по сравнению с соответствующей датой предыдущего года.
Во II квартале положительное сальдо торговли услугами (+272 млн. долл.) снизилось по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, что соответствовало нашим ожиданиям.
Объемы экспорта услуг во II квартале почти не изменились (-0.2% г/г). Уменьшение количества посетителей и сокращение их расходов в долларовом эквиваленте отразилось на сокращении экспорта по статье “поездки” (на 25.2% г/г во II квартале). Это было компенсировано ростом экспорта услуг трубопроводного транспорта, хотя их годовые темпы роста снизились до 8.1% из-за исчезновения эффекта низкой базы сравнения. Также продолжил расти относительно высокими темпами экспорт ИТ-услуг (на 5.6% г/г), а его доля в экспорте услуг составила 17.8%.
Оживление экономической активности и улучшение потребительских настроений населения стимулировали рост импорта услуг на 4.1%, в том числе по статье “путешествия” – на 13.9% г/г. Также существенно замедлилось падение импорта транспортных услуг (до 3% г/г).
Во II квартале продолжался рост частных денежных переводов в Украину (на 6.7% г/г – до 1.4 млрд. долл.). Прежде всего, это произошло из-за увеличения поступлений из европейских стран и США. Однако переводы из стран СНГ ожидаемо сократились из-за ухудшения финансово-экономической ситуации в подавляющем большинстве этих стран и ужесточения требований относительно условий пребывания трудовых мигрантов в РФ.
Выплаты процентов по доходам от инвестиций во II квартале снизились до 776 млн. долл. (с 1.5 млрд. долл. во II квартале), вследствие перераспределения выплат процентов по реструктуризированным ОВГЗ внутри года. В результате во II квартале впервые с 2008 года было сформировано положительное сальдо первичных доходов. С 2016 года выплаты процентов по реструктуризированным ОВГЗ будут проходить дважды в год – в марте и сентябре, купон составляет 0.5 млрд. долл.
Финансовый счет
Чистые поступления по финансовому счету во II квартале 2016 года составили 287 млн. долл. благодаря продолжению сокращения наличной валюты вне банков высокими темпами. Однако приток капитала был меньше, чем наши ожидания, из-за отсрочки официального финансирования (в том числе со стороны МВФ).
Снижение пассивов государственного сектора во II квартале было обусловлено выплатами Национального банка Украины по своповым операциям и погашением правительством части государственного долга.
Основной причиной уменьшения активов реального сектора было сокращение наличной валюты вне банков (на 1.6 млрд. долл.), которое значительно превысило наши ожидания. Чистый отток долгового капитала из реального сектора во II квартале составил 253 млн. долл. и в основном был сформирован за счет чистых выплат по долгосрочным кредитам.
Во II квартале рост просроченной задолженности реального сектора продолжился (на 1.1 млрд. долл.) такими же темпами, как и в предыдущем квартале. По оценкам НБУ, ее накопленные объемы на 01.07.2016 составили 14.5 млрд. долл.
В отличие от предыдущих периодов треть поступлений прямых иностранных инвестиций (200 млн. долл.) была направлена в реальный сектор. В банковский сектор ПИИ (497 млн. долл.) поступали с целью докапитализации как в денежной форме, так и в обмен на переоформление долга в собственный капитал банков (debt-to-equity operations).
Общий отток долгового капитала из банковского сектора Украины во II квартале составил 805 млн. долл. и был связан преимущественно с погашением кредитов перед материнскими учреждениями. Оборот по долгосрочным обязательствам частного сектора был меньше, чем ожидалось, хотя он вырос до 38%. Без учета операций по переоформлению долга оборот частного сектора соответствовал нашим ожиданиям (60%).
Операции по докапитализации банков в обмен на переоформление долга (debt-to-equity operations) учитываются в расчетах оборота в части погашения долга перед материнскими банками, но не учитываются в части получения ПИИ с целью докапитализации.
Благодаря профициту сводного платежного баланса международные резервы во II квартале выросли на 1.3 млрд. долл. и составили 14 млрд. долл. на конец квартала (или 3.6 месяца импорта будущего периода).
Внешняя устойчивость
Сокращение абсолютного размера валового внешнего долга резидентов Украины и краткосрочного долга по остаточному сроку погашения привело к улучшению большинства показателей внешней устойчивости в I квартале 2016 года. В то же время, показатели адекватности международных резервов почти не изменились.
Валовой внешний долг Украины в I квартале сократился на 1.4 млрд. долл. (до 117.4 млрд. долл.) преимущественно благодаря дальнейшему уменьшению задолженности украинских банков перед материнскими учреждениями. Задолженность реального сектора почти не изменилась, однако просроченная задолженность продолжила расти.
Внешние обязательства государственного сектора выросли на 0.5 млрд. долл. в результате получения правительством кредита от Японского агентства международного сотрудничества и довыпуска реструктуризированных ОВГЗ 2015 года. В то же время, центральный банк осуществил выплаты по операциям своп.
Во II квартале 2016 года краткосрочный внешний долг по остаточному сроку погашения сократился на 3.6 млрд. долл. до 47.6 млрд. долл. Упразднение нормы о предельном сроке действия моратория на выплату «российского долга» по ОВГЗ на сумму 3 млрд. долл., эмитированным в декабре 2013 года, привело к сокращению задолженности СЗДУ до 0.9 млрд. долл.
В декабре 2015 года Кабинет Министров Украины ввел мораторий на выплату российского долга сроком до 1 июля 2016 года. В мае 2016 года Верховная Рада Украины отменила конечную дату действия моратория, вследствие чего он был исключен из статистики краткосрочного долга по остаточному сроку погашения.
Объемы обязательств частного сектора почти не изменились. Сокращение задолженности банковского сектора (на 1.2 млрд. долл.) было компенсировано ростом задолженности реального сектора (на 1.5 млрд. долл.) преимущественно за счет увеличения краткосрочной задолженности по торговым кредитам.
Несмотря на снижение международных резервов в 1 квартале (на 0.6 млрд. долл.), большинство критериев адекватности резервов практически не изменились. В частности соотношение резервов к краткосрочному долгу (критерий Гидотти-Гринспена) и композитный критерий МВФ (ARA metrics) остались на уровне 27% и 45% соответственно, что, однако, намного ниже нормы (100%).
Вместе с тем, уровень покрытия золотовалютными резервами широкой денежной массы продолжил расти, тогда как, уровень покрытия импорта несущественно снизился.
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.