Экономика в речи Порошенко. Сколько правды, лжи и манипуляций

Сколько правды, лжи и манипуляций было в ответах президента Петра Порошенко на пресс-конференции в прошлую пятницу? VoxCheck и Центр экономической стратегии проверили экономический блок вопросов в речи главы государства и нашли два случая ложной информации, четыре преувеличения или манипуляции, другая половина высказываний президента была правдивой.

На самом деле это не худший показатель для украинских политиков.

Читайте также: Большой газовый спор на Шустер-LIVE: Юлия Тимошенко VS Олег Прохоренко и Юлия Ковалив. В чьих газовых аргументах больше ошибок. Часть первая

Встреча президента с журналистами в прошлую пятницу довольно сильно напоминала большую пресс-конференцию Петра Порошенко полгода назад — как по формату, так и в части послания. Президент довольно много говорил о деолигархизации, безвизовом режиме, сотрудничестве с МВФ и экономической стабилизации в Украине.

На этот раз президент начал свою пресс-конференцию довольно сильной речью о том, что, наконец, «ответственность в Украине победила популизм».

По оценке VoxCheck, ответы Порошенко на вопросы действительно об этом свидетельствуют: по крайней мере, экономический блок вопросов, который проверяли эксперты VoxUkraine и Центра экономической стратегии, был достаточно взвешенный, без значительных искажений и пустых популистских обещаний.

Впрочем, некоторые факты были поданы президентом как существенный прогресс, но на самом деле они имеют не столь большое значение. А в трех случаях глава государства даже откровенно соврал.

Например, несмотря на то, что реформы в Украине есть, их совершенно недостаточно для того, чтобы говорить о «втором дыхании реформ». Другой пример: долгую задержку с предоставлением Украине очередного транша МВФ президент вовсе не считает таковой и говорит о том, что транш «не был перенесен».

Другие высказывания Порошенко и анализ его цитат, читайте в нашем фактчек-материале.

«Первый важный шаг – реформирования системы здравоохранения, – принятие буквально на днях закона об упрощении процедуры регистрации лекарств, которые имеют регистрацию в странах ЕС, США, Японии, Канады. Уверен, что этот шаг усилит конкуренцию на внутреннем рынке, значительным образом снизит цены на лекарства и является мощным элементом борьбы с коррупцией».

ПРАВДА

Это правда: соответствующий законопроект Верховная Рада приняла 31 мая. Мы также ожидаем усиления конкуренции на внутреннем рынке и снижения со временем цен на лекарства, а также ослабления коррупции в сфере регистрации лекарств и медицинских закупок.

«Вторым шагом является подписание и принятие закона об обязательном введении системы электронных платежей Прозорро для всех государственных закупок, которые происходят в силовых органах, в первую очередь, в Министерстве обороны. Теперь в системе Прозорро нет исключений».

ПРАВДА

Действительно, 12 мая был принят Закон Украины «Об особенностях осуществления закупок товаров, работ и услуг для гарантированного обеспечения потребностей обороны». Им закупки для оборонного заказа перевели под действие Закона Украины «Об общественных закупках». В целом внедрение электронных закупок – чрезвычайно важный и позитивный шаг для преодоления коррупции. Можно только технически заметить, что исключения из системы Прозорро все же существуют: например, закон не касается заказов, где стоимость предмета закупки товаров и услуг ниже 200 тысяч гривен, а работ – 1,5 миллиона гривен (пороговые закупки). В таких случаях от заказчиков могут требовать обнародования отчета о заключенных договорах в системе электронных закупок. Также действие закона не распространяется на отдельные случаи в некоторых секторах (статья 3 закона, а также список из 10 исключений в ст. 4). Но эти замечания скорее формальность, ведь конференция не была посвящена тонкостям Прозорро, и в целом можно считать, что президент сказал правду.

«Было подписано соглашение с США о предоставлении нашей стране кредитных гарантий на сумму $1 млрд. Мы очень долго шли к этому соглашению, там были четкие КРІ и индикаторы проведения реформ, они касались и борьбы с коррупцией и генеральной прокуратуры, и других реформ, в том числе судебной ветви власти. (…) Сейчас подчеркиваю, что этот $1 млрд., который будет зачислен в золотовалютные резервы, который дает возможность создать финансовую подушку реформ, – очень нужен».

ПРАВДА

Действительно, 3 июня состоялось подписание соглашения о предоставлении кредитных гарантий в объеме $1 млрд. между правительствами Украины и США.

Это соглашение является уже третьей кредитной гарантией, которую Украина получила от правительства США. Два предыдущих соглашения, которые были заключены в 2014 и 2015 годах, позволили Украине привлечь $2 млрд. на внешних рынках. Они дают возможность привлечь $1 млрд. путем выпуска облигаций внешнего государственного займа на внешних кредитных рынках под достаточно низкую ставку сроком на пять лет. Средства поступят в общий фонд государственного бюджета для использования в общих бюджетных целях. После размещения ценных бумаг, привлеченные средства пополнят золотовалютные резервы НБУ, то есть создадут дополнительную «финансовую подушку безопасности».

«Это (подписание вышеупомянутого соглашения – прим. ред.) – признание миром прогресса Украины на пути реформ».

ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ

С одной стороны, предоставление средств действительно свидетельствует о том, что мир не потерял надежды на реформы в Украине, поскольку подписание соглашения состоялось после голосования парламентом за судебную реформу, назначения нового Генпрокурора и формирования нового правительства.

Ранее предполагалось, что это соглашение будет подписано в ноябре 2015 года, но риторика западных доноров по течению реформ в Украине еще в конце 2015 – начале 2016 года, была далека от абсолютно одобрительной, и подписание соглашения состоялось только в начале июня 2016 года. То есть фактически, произошла задержка на 6 месяцев. Таким образом, можно считать это скорее новым авансом, чем признанием значительного прогресса реформ.

«(Есть) макрофинансовая стабилизация, без чего движение вперед невозможно, происходит увеличение золотовалютных резервов. Сегодня купили $10 млн., вчера $60 млн., за два месяца – более $1 млрд. купили в резервы. Это отражает гарантированную финансовую стабилизацию».

ПРАВДА

Цифры правильные. Но, по нашему мнению, это не столько «гарантированная стабилизация», сколько сочетание улучшения внешнеэкономической конъюнктуры, сезонного уменьшения платежей за импортируемые энергоносители, а также существования валютных ограничений, в том числе 75%-ной обязательной продажи валютной выручки экспортеров. Итак, внутренний валютный рынок Украины все еще не сбалансирован исключительно рыночными силами.

Сегодня макроэкономическая стабилизация имеет место. Инфляция замедлилась до однозначных цифр, снижаются процентные ставки, есть положительная динамика промышленного производства и розничного товарооборота. Полноценная макрофинансовая стабильность – это не только достаточный объем резервов и курсовая стабильность, но и низкая инфляция, низкие процентные ставки, которые позволят разморозить кредитование бизнеса; отсутствие проблемных банковских учреждений; приток или отсутствие оттока депозитов, плюс стабильная положительная экономическая динамика, низкий уровень госдолга.

К сожалению, об этом в Украине говорить еще рано, так же, как и о «гарантированной» финансовой стабилизации. Ведь для полноценного запуска экономики необходима, прежде всего, работающая судебная система и упрощение условий ведения бизнеса.

«Решение рейтингового агентства Moody’s о переводе курса валюты с прогноза «негативный» на прогноз «стабильный» является ярким тому (то есть стабилизации – прим. УП) подтверждением».

НЕПРАВДА

В это утверждение вкралась техническая ошибка – на самом деле агентство Moody’s изменило с негативного на стабильный прогноз рейтинга банковского сектора. То есть агентство ожидает, что в ближайшее время рейтинг больше снижаться не будет, но и повышаться также. Но сам рейтинг Украины остается на крайне низком уровне Caa3, что лишь на одну ступень выше рейтинга Са, что означает дефолт или непосредственную близость к дефолту. Улучшение прогноза по рейтингу банковской системы – не очень значительная «победа».

«Установлено задание, чтобы мы достигли 1,1% роста ВВП в этом году. Мы уже имеем положительную динамику в первом квартале. Инфляция в первом квартале составляет около 5%».

ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ

1,1% роста ВВП – это не задача, а прогноз. Поскольку наша экономика не является плановой, вряд ли кто-то может устанавливать «задачи» экономического роста.

Согласно Госстату, предварительная оценка динамики ВВП в 1 квартале 2016 года фактически неизменна в годовом выражении и равна +0,1%, а в 4 квартале 2015 года, с учетом сезонного фактора, падение на 0,7%. Это можно считать стабильностью, но трудно назвать «положительной динамикой» – это скорее отсутствие отрицательной динамики. Вместе с тем, есть положительная динамика в промышленности: +3,7% год к году за 4 месяца 2016 года.

Названная цифра инфляции содержит неточность – это кумулятивная инфляция за 4 месяца 2016 года, которая составила 5,1% из-за повышения цен на энергоносители. За 1 квартал 2016 года инфляция составила 1,5%. В годовом измерении инфляция в апреле замедлилась до 9,8% с 20,9% в марте.

«Бюджетная и финансовая децентрализация по абсолютному большинству общин увеличила местные бюджеты в два раза в сравнении с 2013 г. Стройте дороги, детские сады. Я жду улучшения благосостояния территориальной общины».

МАНИПУЛЯЦИЯ

Действительно, за последние два года значительно выросли доходы местных бюджетов – с 221,019 млрд. гривен в 2013 г. (с АР Крым и ОРДЛО) до 294,442 млрд. гривен в 2015 году. Но, во-первых, увеличение составило значительно меньше, чем 100%, а во-вторых, в основном рост произошел за счет инфляции. Более корректно оценивать изменение доходов местных бюджетов как доли ВВП. В 2013 году этот показатель был 15,2%, а в 2015 – 14,9%. То есть произошло даже некоторое снижение доходов местных бюджетов как доли ВВП.

«Первое решение о деолигархизации – увеличение влияния государства на (государственные – прим. ред.) предприятия и «Укрнафту». Раньше никто зайти туда не мог. Благодаря закону, в том числе мной поддержанном, предприятия возвращены под государственный контроль».

ПРАВДА

Государство владеет долей более 50% в «Укрнафте» через «Нафтогаз». Другую часть акций контролирует группа Приват. После принятия в январе 2015 года закона, который снизил кворум на собрании акционеров с 60% до 50%, стало возможным провести общее собрание акционеров в компании. Они были проведены летом 2015 года, после чего был сменен Наблюдательный совет и назначили нового руководителя компании, Марка Роллинза. Можно говорить, что предприятие полностью возвращено под государственный контроль – но мы не уверены, пока не решен вопрос санации «Укрнафты». Однако значительно улучшена защита прав государства, как акционера этого предприятия.

Смена менеджмента госкомпаний и проведение прозрачных конкурсов действительно состоялись во многих крупных компаниях, которые принадлежат государству.

«Элементы деолигархизации – это диверсификация газоснабжения, смена руководства в «Укргаздобыче», остановка многих тендеров, которые там были. Мы сегодня не закупаем газ в России, и этот рынок является прозрачным. Традиционно на этом рынке «паслись» президенты и премьеры».

ПРАВДА

Действительно, Украина начала покупать газ не в России, а в Европе и установила прозрачные розничные цены, единые для всех потребителей, что существенно уменьшило возможности для политической коррупции, так и для незаконного арбитража, например, покупки газа по цене для населения и дальнейшего его использования для промышленных нужд. Несмотря на то, что реформа газового рынка далека от своего завершения, уже сделаны весомые и положительные шаги.

«У нас не перенесен очередной транш МВФ. Точка. Он должен был поступить в сентябре или октябре. Сейчас июнь, он еще не поступил. Не перенесен и будет получен. Меморандум сейчас обсуждается».

НЕПРАВДА

В сотрудничестве с МВФ была пауза с сентября 2015-го по май 2016-го. То есть можно говорить о том, что тот транш, который Украина ожидает получить в июле, все-таки «перенесен», потому что в этом случае происходит так называемый второй пересмотр программы расширенного финансирования от МВФ в объеме $17,5 млрд., утвержденной 11 марта 2015 года. От оригинального плана финансирования мы отстаем, по крайней мере, на три квартала за невыполнение или недовыполнение условий программы и подтормаживания с реформами. При отсутствии отставания сейчас шли бы переговоры о шестом транше, а не третьем. Относительно суммы транша – если не будет изменений в ранее утвержденном графике, это должно быть $1,6-1,7 млрд.

«Сейчас мы пожинаем плоды кризиса еще 2008 года и плоды войны, когда заемщики остались на оккупированных территориях».

ПОЛУПРАВДА

Безусловно, кризис 2008-2009 годов больно ударил по качеству активов банков, а война на востоке в сочетании с новым экономическим кризисом – еще больше. Но плачевное состояние банковской системы сегодня – это плоды, прежде всего исторически плохого пруденциального надзора и нефункционирующей судебной системы, а также слабой защиты прав кредиторов. Это – чрезвычайно важный урок на будущее.

«Ситуация в банковской системе стабилизируется, так же, как и макрофинансовая ситуация. В июне НБУ будет готов принять решение о снятии ограничений на выплату дивидендов за 2014-2015 годы. В условиях улучшения инвестиционного климата это снимет огромное количество проблем».

ПРАВДА

НБУ действительно готовится снять ограничения и позволить постепенный вывод дивидендов за рубеж. Такой вывод был запрещен еще в сентябре 2014 года, и рынок ожидает отмены этого запрета уже много месяцев. Для иностранных инвесторов это очень важно, хотя и не является достаточным условием для значительного притока иностранных инвестиций.

Авторы: Мария Репко (Центр экономической стратегии), Ирина Пионтковская (Центр экономической стратегии), Александр Жолудь (VoxUkraine), Елена Шкарпова (VoxCheck).

Источник: VoxUkraine

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий