Часть экспертов считает, что введение такой системы дало возможность эффективно бороться с уклонением от уплаты НДС и других налогов и привело к уменьшению их оптимизации.
Другие эксперты считают, что система неэффективна.
По разным оценкам, уровень теневой экономики Украины за последние годы составляет 40-45% от ВВП – это самый высокий показатель среди европейских стран.
Ключевыми причинами такого уровня, по мнению авторов, является дискреция – выборочное применение законодательства, концентрация в ГФС лишних функций, усложнение администрирования и не возмещение НДС.
Большая часть недополученных доходов в бюджет – это неуплата НДС, НДФЛ и ЕСВ. Именно для уклонения от уплаты этих налогов и создаются схемы по оптимизации, которые будут подробно описаны в этой статье.
Налог на добавленную стоимость платят обычные потребители, покупая тот или иной товар или услугу, в цену которых включен НДС, а непосредственный перерасчет в бюджет осуществляют предприятия, которые имеют статус плательщика НДС.
Особенностью НДС, как известно, является то, что при его уплате плательщик, реализовавший продукцию, уменьшает свой долг перед бюджетом на налоговый кредит – сумму всего НДС, который он уплатил, приобретая товары, сырье или услуги.
Эта схема уплаты НДС в бюджет типична для большинства стран мира, с которыми Украина имеет торговые отношения. Однако, пожалуй, только в Украине процесс уклонения от уплаты этого налога перерос в индустрию с миллиардными оборотами, в которой в разные времена были вовлечены различные государственные органы, в первую очередь – налоговики.
Например, только за 2013 год бюджет Украины, по разным оценкам, недополучил налога на добавленную стоимость на сумму около 50-70 млрд. грн.
«Схемы» по НДС появились почти одновременно с введением самого налога. Еще недавно объем денег, который проходил через них, был колоссальным и достигал 6-9 млрд. гривен в месяц только в Киеве.
Типичные «схемы» выглядели так: создавалось специальное «схемное» предприятие, которое должно быть протекторатом среди представителей государственной власти.
Целью его деятельности было заключение фиктивных операций по продаже товаров или услуг, а на самом деле – налогового кредита, той суммы, на которую контрагент такого предприятия имел право уменьшить налоговые обязательства по НДС.
Так, если плательщик НДС имел желание уклониться от уплаты налога, он обращался к таким предприятиям за «услугой», переводил им средства и получал документы, которые предоставляли право уменьшить налоговые обязательства, и наличные.
«Схемные» предприятия за свою услугу брали определенный процент, который до прихода к власти Януковича составлял 6-7%. Полученная наличность использовалась для выплат зарплат в «конвертах», что позволяло дополнительно уклоняться от уплаты ЕСВ и НДФЛ. Объем зарплат в «конвертах» в Украине оценивается в 200 млрд. грн. в год. Эта схема получила название «налоговая яма».
Конечно, существование таких «ям» было бы невозможным без участия представителей налоговых органов, которые за определенную мзду «не замечали» «схемных» предприятий.
С приходом к власти Януковича все схемы начали монополизироваться. В 2012-2014 годах заработали «площадки», которые стали масштабно торговать налоговым кредитом.
Стоимость их услуг составляла 11-13%, с получением наличных, из которых около 6% поступали «семье». На несколько лет сложилась невероятная ситуация, когда высшее должностное лицо государства возглавило теневые схемы с НДС.
После Революции достоинства на теневом рынке оптимизаторов НДС наблюдалось временное затишье. Старые схемы не работают, новые еще не начали работать. «Схемщики» перешли в режим ожидания. Это продолжалось несколько месяцев, и в конце весны 2014 года стали появляться новые дешевые схемы по оптимизации НДС по тарифу ниже 10%.
В то время были разработаны изменения в Налоговый кодекс в части администрирования налога на добавленную стоимость – СЕА НДС и НДС-счета. Осенью 2014 года парламент принял эти изменения.
Данный шаг, по мнению авторов, стал самой радикальной реформой в сфере налогового администрирования, убрав возможность «рисования» налогового кредита и прекратив функционирование так называемых маргинальных налоговых ям.
Эти изменения были проведены благодаря невероятным усилиям прогрессивно настроенного состава экспертной среды и части народных депутатов. Однако они все же были далеки от совершенства.
В то же время, введение НДС-счетов привело к усложнению администрирования и вымыванию оборотных средств предприятий. Эти недостатки частично были устранены изменениями в системе функционирования СЭА НДС в 2015 году. Совершенствование системы электронного администрирования НДС продолжается и сейчас.
После введения спецсчетов доля «импортных скруток», о которых будет сказано ниже, существенно возросла и составляла большую часть рынка этих услуг. При этом в аграрном секторе сохранились «схемы» с использованием спецрежима НДС, и их объемы только выросли.
Дело в том, что государство предусмотрело для сельхозпроизводителей налоговую льготу. Фермерские предприятия, как и большинство других, являются плательщиками НДС, однако в Налоговом кодексе для них была предусмотрена возможность не уплачивать НДС непосредственно в бюджет, а инвестировать его в производство.
Такой режим позволяет безболезненно и без уплаты дополнительных налогов декларировать нелегально выращенное зерно как выращенное на собственных или арендованных землях и таким образом легализировать его для отправки на экспорт.
В данном случае государство теряет не столько НДС – его все равно пришлось бы возместить, если бы соответствующее зерно выращивалось легально, – сколько другие налоги. Прежде всего, НДФЛ и ЕСВ, которые должны уплачиваться с арендной платы за паи и из зарплат работников.
Понятно, что те, кто выращивают «теневое» зерно, никаких налогов не платят. Предприятия, которые проводили через себя «черное» зерно, начинали декларировать невиданную доселе урожайность, которая иногда превышала среднестатистические показатели в восемь-десять раз.
С 1 января 2016 года эти схемы потеряли свою актуальность: в связи с изменениями в Налоговый кодекс, сельхозпроизводители могли использовать на инвестиционные цели не всю сумму НДС, а лишь определенную часть.
Еще несколько месяцев рынок налоговых кредитов продолжал использовать схемы с использованием «нарисованных» урожаев, возмещая налоговые кредиты через коррумпированные суды. В марте 2016 года такие схемы перестали существовать.
Сейчас в арсенале оптимизаторов остался почти единственный способ уклонения от уплаты НДС – так называемые скручивания. Он работает благодаря реализации реально приобретенного товара за «черную» наличность и дальнейшему изменению номенклатуры официально приобретенных и проданных товаров и услуг.
Во время ввоза товаров на таможенную территорию Украины НДС уплачивается еще на таможне. Это дает право импортеру вычесть уплаченную сумму налога от суммы, которую он получит в цене товара при его реализации внутри страны. Иными словами, импортер при уплате НДС на таможне получает налоговый кредит.
Схема заключается в том, что импортер реализует свой товар внутри страны без оформления документов за наличный расчет. Получается, что хотя товара у него уже нет, на бумаге он продолжает числиться как непроданный.
Соответственно, не возникает и обязательств по уплате НДС в бюджет, и налоговый кредит остается неиспользованным. Далее импортер «передает» свой кредит другим предприятиям, якобы продавая другие товары или оказывая услуги, за которые получает от них безналичные средства, а им возвращает наличные за вычетом своего процента.
Такую схему называют скруткой, ибо по документам получается, что один товар «скручивается» в другой. Формально по документам получается, что импортер привез в Украину бананы, а продал гвозди, при этом бананы исчезли.
Эта же схема используется и в отношении товаров широкого потребления, произведенных внутри страны. Здесь место таможни занимает производитель таких товаров, который платит НДС, а вот их «скручивание» осуществляет посредник, который покупает такие товары у производителя для их дистрибуции и реализации населению.
Хотя эта схема и ограничена объемом товаров широкого потребления, которые реализуются через рынки без оформления документов, все же этот объем достаточно большой.
Цена на такие «услуги» продолжает расти и составляет 11-13%. Она состоит из базовой стоимости «пересорта» – 6-7%, услуг «скрутки» – 2-3%, услуг посредников – 0,5-1% – и вывод разницы в «кэш».
По мнению авторов, эта тенденция сохранится, принимая во внимание новые изменения в Налоговый кодекс, которые готовит рабочая группа с участием представителей Минфина, народных депутатов и экспертов.
Данные изменения предусматривают введение дополнительных реквизитов в налоговой накладной кодов ТНВЭД для товаров и услуг для ДКПП, а также механизма блокировки регистрации сомнительных налоговых накладных до получения объяснений относительно источника поступления товара. «Скрутка» не может объяснить, откуда у него взялись гвозди, если были куплены бананы.
Это приведет к дальнейшему удорожанию услуг по оптимизации, уменьшению спроса на них и увеличению поступлений в госбюджет.
Введение СЕА НДС и НДС-счетов существенно сузило коррупционные возможности налоговиков и «оптимизаторов», но необходимо сделать еще много шагов, чтобы сделать невозможным функционирование схем по оптимизации НДС.
В частности, передать базу данных ГФС в Министерство финансов, что остановит ручное вмешательство в базы сотрудников ГФС, создать единый реестр по возмещению НДС и автоматические рискоориентированные системы для выявления «скруток».
Почти все эти предложения согласованы и вскоре будут зарегистрированы в парламенте.
Следует отметить, что за годы функционирования НДС в Украине зародилась полноценная НДС-экономика со своим рынком, спросом, предложением, курсом и бенефициарами из центрального офиса ГФС.
За это время в стране была построена деформированная система общественных отношений, в которой делать плохо – это хорошо, в которой государственные органы вместо того, чтобы охранять порядок, законность и справедливость, подталкивают граждан совершать преступление, прикрывая их за «откаты». Поэтому теперь бюрократическая машина оказывает яростное сопротивление переменам, за которые титаническими усилиями борются активисты и неангажированные депутаты.
После Майдана много кто ожидал резких и радикальных изменений именно в системе фискальных органов, как самой коррумпированной в стране. Однако изменения закончились лишь назначением нового главы ГФС и некоторых топ-работников.
На самом же деле налоговики продолжают быть ядром, без которого создание схем по уклонению от налогообложения НДС является невозможным. Более того, фискалы, отвоевывая себе право на незаконное обогащение путем «откатов» и взяток, являются самым большим тормозом экономических реформ.
Авторы считают, что разработанные рабочей группой Минфина, народными депутатами и экспертами изменения в Налоговый кодекс должно одобрить правительство и принять парламент в 2016 году, и с 2017 года фискальная служба должна предоставлять исключительно сервисные услуги.
Авторы уверены, что уже в 2017 году первые статистические данные продемонстрируют результативность усилий, и все смогут увидеть существенные преимущества украинской системы администрирования НДС даже по сравнению с лучшими системами стран ЕС.
Авторы: Олег Гетман, Павел Янковский, эксперты группы «Налоговая и бюджетная реформа» Реанимационного пакета реформ.
Источник: Экономическая правда
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.