ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ, АББРЕВИАТУР И ТЕРМИНОВ
АЭС – атомная электростанция.
ВВП – валовой внутренний продукт.
ВИЭ – возобновляемые источники энергии.
ГАЭС – гидроаккумулирующая электростанция.
ГЭС – гидроэлектростанция.
ГНС – газонаполнительная станция.
ГПЗ – газоперерабатывающий завод.
ГРС – газораспределительные системы.
ГТС – газотранспортная система.
ЭСУ – Энергетическая стратегия Украины на период до 2035 года «Безопасность, энергоэффективность, конкурентоспособность».
ЕС – Европейский Союз.
ЗАЭС – Запорожская атомная электростанция.
ОППЭ – общая первичная поставка энергии, которая рассчитывается как сумма производства (добычи), импорта, экспорта, международной бункеровки судов и изменения запасов энергоресурсов в стране.
КИУМ – коэффициент использования установленной мощности.
КПД – коэффициент полезного действия.
КПГ – компримированный (сжатый) природный газ..
МЭА – Международное энергетическое агентство (International Energy Agency).
МЗНН – минимальные запасы нефти и нефтепродуктов.
Минэнерго – Министерство энергетики и угольной промышленности Украины.
НАТО – Организация Североатлантического договора (North Atlantic Treaty Organization).
НКРЭКУ – Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг.
НКТ – неконтролируемые территории: отдельные районы Донецкой и Луганской областей.
НПЗ – нефтеперерабатывающий завод.
НТС – нефтетранспортная система Украины.
ОЭСР – Организация экономического сотрудничества и развития.
ОЭС – Объединенная энергетическая система Украины.
ООН – Организация Объединенных Наций (United Nations).
Парижское соглашение – Парижская сделка, совершенная в г. Париже 12 декабря 2015 года на двадцать первой Конференции сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата и подписанная от имени Украины 22 апреля 2016 года в г. Нью-Йорке.
ТЭК – топливно-энергетический комплекс.
ППС – паритет покупательной способности.
ПХГ – подземное хранилище газа.
РФ – Российская Федерация.
СУГ – LPG, сжиженный углеводородный/нефтяной газ (Liquefied Petroleum Gas).
ТЭС – теплоэлектростанция.
ТЭЦ – теплоэлектроцентраль.
т.н.э. – тонна нефтяного эквивалента.
ЦО – централизованное отопление.
ЦТС – централизованное теплоснабжение.
EITI – Инициатива прозрачности добывающих отраслей (Extractive Industries Transparency Initiative).
ENTSO-E – Европейская сеть системных операторов передачи электроэнергии (European Network of Transmission System Operators for Electricity).
ENTSO-G – Европейская сеть системных операторов поставки природного газа (European Network of Transmission System Operators for Gas).
OPAL – газопровод протяженностью 470 км, который дает возможность транспортировать газ от немецкой части побережья Балтийского моря до границы с Чехией. OPAL соединяет газопровод «Северный поток» с потребителями российского газа в Центральной и Восточной Европе, минуя Украину.
Price Cap Regulation (регулирование предельной цены) – это метод стимулирующего тарифообразования на услуги операторов энергетических сетей с признаками естественной монополии. Используется с целью установления верхнего предела тарифа индексов, отражающих изменение общего уровня инфляции в экономике страны в течение отчетного периода (как правило, одного года) и с учетом способности оператора получать большую доходность по отношению к среднестатистической доходности среднестатистической компании-оператора того или иного вида энергетических сетей в стране. В случае избыточной доходности НКРЭКУ уменьшает избыточную доходность конкретного оператора, тем самым перераспределяя эту избыточную прибыль между компанией-оператором и потребителями ее услуг за счет уменьшения размера тарифа.
SAIDI (System Average Interruption Duration Index) – индекс средней длительности долгих перерывов в электроснабжении в системе, который рассчитывается как отношение суммарной продолжительности отключений потребителей вследствие всех долгих перерывов в электроснабжении за отчетный период к общему количеству потребителей.
SAIFI (System Average Interruption Frequency Index) – индекс средней частоты перерывов в системе, что характеризует количество перерывов в электроснабжении потребителей.
ПРЕАМБУЛА
В мире происходят изменения в подходах к формированию энергетической политики государств. Осуществляется переход от устаревшей модели функционирования энергетического сектора, в котором доминировали крупные производители, ископаемое топливо, неэффективные сети, несовершенная конкуренция на рынках природного газа, электроэнергии, угля – к новой модели. В которой создается конкурентная среда, выравниваются возможности для развития, и минимизируется доминирование одного из видов производства энергии или источников и/или путей поставки топлива.
Вместе с этим отдается предпочтение повышению энергоэффективности и использованию энергии из возобновляемых и альтернативных источников. Внедрение мероприятий по предотвращению и адаптации к изменению климата также является одним из приоритетов глобального развития энергетики.
Это ставит перед Украиной новые экономические и технологические вызовы, но одновременно открывает новые возможности для поиска и внедрения инновационных разработок в области добычи, переработки ископаемых видов топлива, производства, трансформации, поставки и потребления энергии, что обусловливает потребность в формировании новой энергетической политики государства.
Энергетическая стратегия Украины на период до 2035 года «Безопасность, энергоэффективность, конкурентоспособность» является документом, который определяет стратегические ориентиры развития топливно-энергетического комплекса Украины на период до 2035 года.
Прогнозные показатели, содержащиеся в документе, демонстрируют траекторию развития энергетики и смежных отраслей. В дальнейшем, в рамках разработки и утверждения Кабинетом министров Украины плана мероприятий по реализации ЭСУ, задачи и показатели ЭСУ должны быть детализированы и отражены в соответствующих программах развития подотраслей. Реализация ЭСУ также потребует разработки новых и изменения существующих законодательных и подзаконных актов, ряда отраслевых норм, регламентирующих деятельность в энергетической сфере.
Украина является и в перспективе стремится оставаться одним из крупнейших в континентальной Европе производителем углеводородов и надежным транзитером энергоресурсов (в первую очередь природного газа и нефти). Обеспечивая безопасное и надежное снабжение энергоресурсами собственных потребителей и потребителей смежных рынков, которые должны быть, извлечены и доставлены с высоким уровнем экологической и социальной ответственности, с приложением усилий для соблюдения обязательств по сокращению выбросов парниковых газов.
Существенная минерально-сырьевая база и приоритеты, определенные на государственном уровне относительно ее расширения с целью наращивания добычи углеводородов для обеспечения энергетической независимости страны. А также избыточные мощности по транспортировке, хранению и переработке углеводородов, в т.ч. их интегрированность с европейским рынком и возможностями организации поставок из мировых рынков для последующей поставки в ЕС, – суммарно составляют базу развития соответствующих отраслей и экономики Украины в целом.
Украина использует для собственных нужд различные источники энергии, такие как нефть, природный газ, уголь, атомную и гидроэнергию, энергию ветра и солнца и тому подобное. Традиционно наиболее востребованными в Украине пока что являются ископаемые ресурсы: природный газ и уголь, которые суммарно составляют более 60 % отечественного энергетического баланса. В то же время в последние годы вследствие изменения ценовой конъюнктуры, технологий и мировых трендов, доля других видов энергии в потреблении постепенно растет. К тому же сегодня есть основания ожидать их дальнейшего роста с соответствующим уменьшением доли ископаемого топлива в энергетическом балансе страны.
Наличие в Украине всех указанных ресурсов, создание конкурентной рыночной среды и условий системного развития ресурсной базы для атомной энергетики, модернизации генерирующих мощностей и замещения сырьевой базы альтернативными видами топлива. Дальнейшая разведка и добыча углеводородов, в том числе и нетрадиционных, а также более эффективное использование потенциала в области возобновляемой энергии будут способствовать постепенному усилению позиции Украины в рациональном производстве энергии и экономном ее потреблении.
РЕЗЮМЕ
«Энергетическая стратегия Украины на период до 2035 года «Безопасность, энергоэффективность, конкурентоспособность» предполагает, что к 2025 году в основном будет завершено реформирование энергетического комплекса Украины, достигнуты первоочередные целевые показатели по безопасности и энергоэффективности, обеспечено их инновационное обновление и интеграция с энергетическим сектором ЕС.
Выполнение заданий ЭСУ в период после 2025 года потребует несколько иных подходов к регулированию энергетики, основанных на базовых принципах, принятых странами ЕС, к разработке документов стратегического планирования и практической деятельности по реализации государственной политики в энергетической сфере.
Динамика развития экономики будет зависеть преимущественно от внедрения экономических реформ, благодаря которым «правила игры» на энергетическом рынке вступят в прозрачные и не дискриминационные виды. А также от имплементации европейского законодательства, в том числе в энергетической сфере, и сроков интеграции с энергетическим рынком Европы.
ЭСУ является документом, направленным на межотраслевую кооперацию для эффективного и надежного удовлетворения потребностей национальной экономики и граждан необходимыми видами энергии. Энергетический комплекс Украины должен пройти период трансформации, что обусловлено не только действием отраслевых факторов, но и социально-экономическими преобразованиями в стране с учетом фактора безопасности в условиях внешней среды.
ЭСУ разработана в контексте Стратегии устойчивого развития «Украина – 2020», утвержденной Указом президента Украины от 12 января 2015 года № 5, которая, в частности, предусматривает реформирование энергетики и реализацию программы энергоэффективности в рамках определенного вектора дальнейшего развития.
ЭСУ определяет цели, задачи и механизмы вывода энергетического комплекса на принципиально новый, качественный уровень развития. Прежде всего, ЭСУ направлена на решение проблем энергетической безопасности в условиях необходимости обеспечения суверенитета государства в случае внешней среды с применением как новейших видов вооружений (в том числе информационных и гибридных методов ведения войны), так и невоенных воздействий. Документ предлагает механизмы инновационного характера на период до 2020 года и определяет стратегические ориентиры развития до 2035 года.
Снижение энергоемкости экономики, а также диверсификация источников и путей поставки энергоресурсов, наращивание отечественного производства будут способствовать повышению экономической, энергетической и экологической безопасности, что приведет к оптимизации энергетического баланса и позволит создать прочную основу для устойчивого энергетического будущего страны. Использование отечественных научно-технических и технологических достижений с максимальным привлечением местной составляющей также будут способствовать инновационному развитию экономики, научно-образовательного потенциала, повышению уровня занятости населения, снижению зависимости от импорта ресурсов и тому подобное.
Ключевой количественной и качественной характеристикой ЭСУ является структура общей первичной поставки энергии (ОППЭ). Для формирования структуры ОППЭ использовались экономико-математические модели, обобщенные экспертные оценки, а также ориентировочные показатели, которых Украина должна достичь согласно своих международных обязательств в сфере развития ВИЭ и изменения климата.
Однако, в связи с отсутствием на время разработки ЭСУ долгосрочного прогноза социально-экономического развития государства и высоким уровнем политической и экономической неопределенности в стране, прогнозные показатели ОППЭ в процессе реализации ЭСУ потребуют уточнений с применением современной практики и методов прогнозного моделирования, которые используются странами ЕС.
Благодаря постепенному экономическому восстановлению, в долгосрочной перспективе предполагается незначительный рост показателя ОППЭ. В период 2017-2020 гг. Украина должна выполнить амбициозную задачу – добиться постоянства уровня ОППЭ и устойчивого роста ВВП. По результатам реализации задач ЭСУ планируется достичь снижения энергоемкости ВВП более чем в два раза к 2035 году. Реализация этой задачи потребует высокотехнологичных решений, значительных инвестиций, обновления законодательства и структурных изменений в экономике.
Гибкость развития энергетической отрасли может быть обеспечена благодаря использованию возможностей энергоэффективных технологий и инвестиций. Устойчивое развитие энергетической отрасли должно стать первым шагом для оздоровления и росту экономики страны в целом.
Основой для инвестиций должны быть реформы, демонополизация, прозрачность и совершенствование правовых и регуляторных механизмов. Государство должно минимально инвестировать, но максимально способствовать формированию стимулирующего инвестиционного климата.
Главные предпосылки привлечения инвестиций: верховенство права, адаптация к европейскому энергетическому законодательству, деофшоризация экономики, внедрение стимулирующего регуляторного законодательства, экономически обоснованные тарифы, проведение коммуникационной политики для поощрения входа на рынок стратегических и финансовых инвесторов.
Доля прямых инвестиций из государственного бюджета Украины в развитие энергетической инфраструктуры не должна превышать 5-10%, в то же время прямые инвестиции из одной страны не должны достигать критического уровня, что обусловливает необходимость диверсификации инвестиций.
Руководствуясь положениями ЭСУ, Правительство Украины должно подготовить решения по определению роли органов исполнительной власти и их действий на этапах подготовки и формирования мероприятий по эффективному производству, трансформации, транспортировки, переработки и потребления энергии; формированию конкурентных и прозрачных рынков электроэнергии, природного газа, нефти, тепловой энергии и угля.
В процессе разработки ЭСУ применялся программно-целевой подход. В отличие от предыдущих энергетических стратегий, метод прогнозирования будущего состояния энергетической системы заменен на составление алгоритмов ради достижения желаемых результатов. В частности ключевых «маяков» по формированию энергетической политики, развитию энергетики на каждом из трех основных этапов реализации стратегии, наименования которых приводятся ниже. В дальнейшем предполагается корректировка прогнозных целевых показателей в зависимости от фактического социально-экономического развития Украины.
В разработке документа принимали участие ведущие украинские неправительственные организации и государственные учреждения по поддержке европейских структур и экспертов. На завершающем этапе общественного обсуждения проекта ЭСУ организованы профессиональные дискуссии при участии представителей ведущих научно-исследовательских институтов, отраслевых компаний, международных и общественных организаций, отечественных и иностранных экспертов. По результатам обсуждения сформирована окончательная редакция ЭСУ.
Таким образом, ЭСУ можно считать результатом совместных усилий экспертного сообщества Украины, отечественных компаний, государственных учреждений и представителей авторитетных международных учреждений.
ЭСУ является документом, который определяет стратегические ориентиры развития энергетического комплекса Украины на период до 2035 года. На следующем этапе будет сформирована высококачественная модель прогнозирования энергетического баланса Украины с помощью ведущих экспертов (в том числе из ЕС), что даст возможность получить надежные данные, которые будут использованы в процессе выполнения Энергетической стратегии, или приведут к корректировке Энергетической стратегии, если это будет необходимо.
Имплементацию ЭСУ предусмотрено осуществить в три основных этапа:
ЭТАП 1-й. Реформирование энергетического сектора (до 2020 года)
В течение ближайших трех лет главные акценты будут сделаны на внедрении реформ и формировании конкурентной и инвестиционной привлекательной среды.
В указанный срок предусматривается завершение имплементации третьего энергетического пакета, что позволит создать полноценные рынки природного газа и электроэнергии по энергетическому законодательству ЕС. Также на этом этапе планируется завершить институциональную интеграцию Украины в ENTSO-G, а также выполнить большую часть мероприятий по интеграции ОЭС Украины в энергосистему ENTSO-E.
Реформирование энергетических компаний в соответствии с обязательствами Украины в рамках договора об учреждении Энергетического Сообщества, увеличения добычи газа, снижения энергоемкости ВВП и развития ВИЭ – вот ключевые задачи реализации ЭСУ на этом этапе.
Будет создан рынок угольной продукции. Реструктуризация угольной промышленности будет сопровождаться комплексом мер по смягчению социальных и экологических последствий ликвидации/консервации угольных шахт и социальной реконверсии регионов закрытия шахт по лучшим европейским практикам.
В сфере охраны окружающей среды должно быть обеспечено соблюдение высоких экологических норм производства, транспортировки, преобразования и потребления энергии; финансирование инвестиционных проектов в рамках Национального плана сокращения выбросов от крупных сжигательных установок по законодательству Украины и обязательствам перед энергетическим сообществом.
На первом этапе ожидается достичь радикального прогресса в сфере ВИЭ через увеличение их доли в конечном потреблении до 11% (8% от ОППЭ) за счет проведения стабильной и прогнозируемой политики в сфере стимулирования развития ВИЭ и в сфере привлечения инвестиций.
ЭТАП 2-й. Оптимизация и инновационное развитие энергетической инфраструктуры (до 2025 года)
Второй этап внедрения энергетической стратегии будет ориентирован на работу в условиях новой рыночной среды и фактической интеграции ОЭС Украины с энергосистемой Европы, что существенно повлияет на обоснование выбора объектов для реконструкции или нового строительства в энергетической сфере и на повышение энергоэффективности.
Задачами этого этапа является внедрение механизмов привлечения инвестиций для реализации программы замещения мощностей, которые должны быть выведены из эксплуатации, новой энергетической инфраструктурой; повышения уровня корпоративного управления субъектов хозяйствования и их способности использовать доступные инструменты внутреннего и внешнего рынков капитала и ресурсов энергетического рынка Украины.
На этом этапе должно произойти:
интеграция украинской энергосистемы с зоной континентальной Европы ENTSO-E в режиме эксплуатации;
полная интеграция в европейскую систему транспортировки газа ENTSO-G, дальнейшее углубление кооперации со странами Центральной Европы с целью повышения надежности поставок энергоносителей;
реализация инвестиционных проектов в рамках Национального плана сокращения выбросов от крупных сжигательных установок;
формирование местных систем теплоснабжения на основе экономически обоснованного использования потенциала местных видов топлива, логистики снабжения, региональной и общегосударственной энергетической инфраструктуры;
повышение эффективности действующих систем централизованного теплоснабжения;
привлечения частных инвестиций.
Кроме того, ожидается модернизация и совершенствование систем учета и привлечения потребителя к управлению собственным спросом на энергетические ресурсы. В газовом секторе ожидается обеспечение полного покрытия внутренних потребностей в природном газе собственными ресурсами из-за увеличения добычи, а также оптимизация работы ГТС по ожидаемым сценариям ее загрузки.
На этом этапе планируется интенсивное привлечение инвестиций в сектор ВИЭ, развитие распределенной генерации, в том числе разработка и начало реализации плана внедрения «умных» энергетических сетей (Smart Grids) и создание разветвленной инфраструктуры для развития электротранспорта.
ЭТАП 3-й. Обеспечение устойчивого развития (до 2035 года)
Третий этап ЭСУ направлен на инновационное развитие энергетического сектора и строительство новой генерации. Инвестиции в новые мощности генерации для замещения мощностей, которые должны быть выведены из эксплуатации. Выбор типа генерации будет зависеть от прогнозной ценовой конъюнктуры на топливо и интенсивности развития каждого типа генераций, что будет способствовать повышению уровня конкуренции между ними; от внедрения смарт технологий для выравнивания пиков потребления.
В сфере энергоэффективности и охраны окружающей среды предусматривается введение стандартов строительства «пассивный дом», достижение целевых показателей сокращения выбросов SO2, NOx и пыли в соответствии с Национальным планом сокращения выбросов от крупных сжигательных установок и внедрение в Украине системы торговли квотами на выбросы парниковых газов.
Перед газовым сектором будут стоять следующие задачи:
увеличение национальной газодобычи, в частности нетрадиционного газа и добычи на континентальном шельфе и в пределах исключительной (морской) экономической зоны Украины;
адаптация мощностей ГТС в условиях развития общеевропейского рынка природного газа.
Угольный сектор в этот период должен достичь конкурентных и прозрачных условий функционирования.
ВИЭ будут развиваться наиболее динамичными темпами в сравнении с другими видами генерации, что позволит увеличить их долю в структуре ОППЭ до 25%.
Задачи по этапам должны быть согласованы между собой для обеспечения концентрации усилий на реализации ЭСУ. Результатом выполнения программ является достижение целей количественных, и качественных показателей, определенных ЭСУ. Достижение параметров, приведенных в Прогнозном балансе ОППЭ на период до 2035 года, доли ВИЭ в ОППЭ и уровня энергоэффективности национальной экономики должен стать обобщающим результатом относительно количественных показателей выполнения ЭСУ.
Важно подчеркнуть, что достижение этих показателей станет возможным исключительно в случае успешного выполнения задач ЭСУ и комплексного проведения социально-экономических реформ в стране.
Подробный состав и описание указанных этапов ЭСУ приводятся в разделе 3 ЭСУ.
1. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СЕКТОР УКРАИНЫ: ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
1.1. Тенденции и угрозы развитию энергетического сектора Украины
Глобальные тенденции развития энергетики
Декарбонизация энергетики приобретает все большее влияние с точки зрения предотвращения изменения климата, влияет на формирование баланса энергогенерирующих мощностей. Вступление в силу Парижского соглашения требует от международного сообщества принятия решительных консолидированных мер по противодействию процессу глобального потепления на Земле.
Важную роль в выполнении этой задачи будут играть ядерная энергетика, гидроэнергетика, ветровая энергетика и другие ВИЭ с наименьшим уровнем выбросов парниковых газов. Решению проблемы декарбонизации энергетического сектора будет способствовать, в частности, неизменная позиция Украины относительно целесообразности использования ядерной энергии.
Украина рассматривает атомную энергетику как одно из наиболее экономически эффективных низкоуглеродных источников энергии. Дальнейшее развитие ядерного энергетического сектора на период до 2035 года прогнозируется исходя из того, что доля атомной генерации в общем объеме производства электроэнергии будет расти.
Революционные технологические новшества ожидаются в сфере транспорта. Впереди – в ближайшие десятилетия ожидается прогрессирующий отказ от двигателей внутреннего сгорания углеводородов. И замена значительной части таких транспортных средств на подвижной состав, который будет использовать безэмиссионные электрические двигатели и экологически чистые водородные двигатели.
Следовательно, возрастающая конкуренция на мировых энергетических рынках и стремительный научно-технический прогресс в развитии ВИЭ и альтернативных видов топлива расширяют для Украины возможности выбора источников и путей поставок первичных энергетических ресурсов, оптимизации энергетического микса и, в перспективе, уменьшение выбросов парниковых газов.
1.2. Новые вызовы и возможности
Территориальное расположение Украины между ЕС и РФ, конфликт между Украиной и РФ содержит как вызовы, так и возможности. Вызов – риск потери части энергосистемы и транзитного статуса;
возможность – использование благоприятного географического расположения и тенденций на рынках транспортировки энергоносителей, приобретение независимости от импорта газа и уменьшение зависимости в сфере транзита нефти из РФ.
Заключенный меморандум между Украиной и ЕС о взаимопонимании относительно сотрудничества в энергетической области от 24 ноября 2016 года закрепляет стратегическую роль Украины как страны транзитера. Однако в целом стратегия ЕС уже не ориентирована на потенциал Украины как важнейшего энергокоммуникационного звена на Востоке, поскольку интересы отдельных, более влиятельных стран-членов берут верх над совместно определенными приоритетами.
Распространение европейских энергетических стандартов в украинское законодательство способно существенно повысить сопротивляемость Украины попыткам политизировать межгосударственные отношения в сфере энергетики, а приобщение к общеевропейскому рынку – либерализовать и демонополизировать внутренние энергетические рынки, сделать их более прозрачными и конкурентоспособными. Трансформация и интеграция рынков возможна только при условии, когда одним из главных игроков станет потребитель, как того требует цель 7 программной всеобъемлющей резолюции Организации Объединенных Наций 2015 года «Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года».
Стратегической задачей является выведение страны на уровень максимальной энергетической независимости. При этом к 2025 году главным фокусом должно быть энергосбережение, удержание достигнутых объемов добычи углеводородов и максимальная диверсификация поставок первичных энергоресурсов.
На период до 2035 года – успешная реализация проектов разработки месторождений природного газа, в том числе из нетрадиционных источников. В результате системной трансформации энергетическая инфраструктура должна стать гибким инструментом системы энергетической безопасности Украины, базисом надежного энергообеспечения потребителей и звеном системы безопасности поставок в ЕС с восточного направления.
Структура общей первичной поставки энергоресурсов
В 2015 году, по данным Государственной службы статистики Украины, структура ОППЭ характеризовалась высокой долей природного газа 28,9%, (26,1 млн. т.н.э.). Доля атомной энергетики составляла 25,5% (23,0 млн. т.н.э.); угля – 30,4% (27,3 млн. т.н.э.); сырой нефти и нефтепродуктов – 11,6% (10,5 млн. т.н.э.). Биомассы (биомасса, топливо и отходы) – 2,3% (2,1 млн. т.н.э.). ГЭС – 0,5% (0,5 млн. т.н.э.). Термальной энергии (термальная энергия окружающей среды и сбросные ресурсы техногенного происхождения) – 0,5% (0,5 млн. т.н.э.). ВЭС и СЭС вместе взятых – 0,1% (0,1 млн. т.н.э.). Суммарная доля всех ВИЭ составляла 3,6 млн. т.н.э., или лишь 4%.
Учитывая ограниченность природных ресурсов в Украине, в 2015 году показатель импортозависимости составил, с учетом поставки ядерного топлива, 51,6%, что составляет риск для энергетической безопасности. Вопрос уменьшения импортозависимости – один из ключевых приоритетов ЭСУ. Прогнозируется, что доля импортных компонентов в ОППЭ снизится до <50% уже к 2020 году и до <33% в 2025-2035 гг., в частности, благодаря развитию ВИЭ; увеличению собственной добычи природного газа; энергосбережению и повышению энергоэффективности с соблюдением высоких экологических стандартов.
2. ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ ЭСУ
Целью ЭСУ является обеспечение потребностей общества и экономики в топливно-энергетических ресурсах технически надежным, безопасным, экономически эффективным и экологически приемлемым способом для обеспечения улучшения условий жизнедеятельности общества.
Стратегическое видение: энергетическая отрасль Украины – это экономический залог государственного суверенитета, элемент надлежащего управления, надежный базис устойчивого развития конкурентной экономики и неотъемлемая часть европейского энергетического пространства.
2.1. Сознательное и энергоэффективное общество
Внедрение на государственном и муниципальном уровне, а также на предприятиях, и постоянное совершенствование системы энергетического менеджмента, в частности, в соответствии с требованиями стандартов и международных соглашений;
стимулирование энергосбережения на уровне потребителей, формирование энергоэффективного сознания у граждан;
стимулирование повышения энергоэффективности путем адресной монетизации субсидий конечному потребителю, минимизация объемов субсидирования в перспективе;
повышение энергоэффективности на этапе генерации электро- и теплоэнергии, снижение потерь энергии в дальнейшем при ее передаче и распределении;
обеспечение полноты и прозрачности учета всех форм энергии и топливно-энергетических ресурсов (электро- и теплоэнергоносителей, природного газа и тому подобное);
формирование и регулярный мониторинг энергетического баланса Украины, его оценка по критериям эффективности;
снижение энергоемкости ВВП к 2035 году:
по сравнению с ВВП (ППС): от текущих 0,28 т.н.э./тыс. долл. США до 0,13 (по ППС);
создание необходимой энергетической инфраструктуры для дальнейшего устойчивого развития страны на конкурентных началах.
2.2. Энергетическая независимость, надежность и стабильность ТЭК
Обеспечение энергетической независимости, включая интенсивное наращивание ресурсной базы и добычи первичных энергетических ресурсов, отечественных мощностей по их переработке, создание запасов и резервов, диверсификация источников и путей поставок, технико-технологическое перевооружение ключевых предприятий отрасли;
из одного источника поставок Украина должна получать не более 30% первичных энергетических ресурсов (для ядерного топлива целевой показатель определяется отдельно);
минимизация импорта благодаря:
интенсивному наращиванию добычи углеводородов на территории Украины;
эффективному использованию ресурсов;
интенсивному развитию собственной ресурсной базы;
интенсивному развитию ВИЭ;
оптимизации энергетического баланса;
восстановлению разведки, освоению и добыче углеводородных ресурсов на континентальном шельфе и в пределах исключительной (морской) экономической зоны Украины с созданием благоприятных условий для отечественных предприятий и иностранных инвесторов;
снижению зависимости от поставок угля антрацитовых групп;
совершенствованию системы защиты критической инфраструктуры на основе лучших практик стран НАТО и ЕС, создание системы кризисного управления в энергетическом комплексе;
применению лучших практик по охране окружающей природной среды;
обеспечению надежного функционирования энергетической инфраструктуры, проведению необходимых мероприятий по модернизации, снижению аварийности, продлению эксплуатации в штатном режиме;
обеспечению гарантированного соответствия генерирующих мощностей объемам и режимам потребления электроэнергии в ОЭС Украины, в частности в части наличия регулирующих мощностей;
интеграции ОЭС Украины в энергосистему синхронной зоны континентальной Европы ENTSO-E и нормативно-правового урегулирования.
2.3. Развитие рынков
Создание конкурентных рынков газа, электроэнергии, тепловой энергии, угля, нефти и нефтепродуктов; конкурентоспособных условий их транспортировки территорией Украины;
проработка вопроса относительно отказа от формирования ценовой и тарифной политики по принципу «затраты плюс», в частности путем перехода к стимулирующему регулированию тарифов с последующим переходом на рыночные механизмы;
содействие развитию местных энергетических инициатив, в частности малого и среднего предпринимательства в энергетической сфере и энергетических кооперативов, генерации и поставки электрической и тепловой энергии с учетом региональных особенностей, развития распределенной генерации;
прозрачный и не дискриминационный механизм формирования тарифов и распределения пропускных мощностей для трансграничной торговли, упрощение процедур организации транзита по принципу свободы доступа к транзитным мощностям;
обеспечение независимости НКРЭКУ и Антимонопольного комитета от любого влияния, их финансовой независимости и самостоятельности в принятии решений;
внедрение механизмов прозрачности добычи и использования собственных топливных ресурсов по принципам международной инициативы по обеспечению прозрачности добывающих отраслей (EITI);
внедрение принципов и лучших практик ресурсного менеджмента в государственном управлении нефтегазовыми ресурсами;
совершенствование правового обеспечения, институций и технической инфраструктуры для развития рынка коммунальных услуг.
2.4. Инвестиционная привлекательность
Имплементация требований acquis ЕС в законодательстве, регулирующем деятельность и способность развития энергетического сектора;
прозрачное формирование тактических решений, которые прогнозируемо, соответствуют определенным долгосрочным целям;
создание условий для формирования технологических инновационных парков с использованием современных, научно обоснованных решений, технологий и оборудования в энергетической сфере;
поддержка здоровой конкурентной среды, беспрепятственного доступа к рынкам и существующей инфраструктуре (кроме природных ограничений, а также исходя из рационализации факторов энергетической безопасности Украины);
проведение стабильной и прогнозируемой политики в сфере привлечения инвестиций;
проведение коммуникационной политики для поощрения входа на рынок международных стратегических и финансовых инвесторов.
2.5. Сетевая интеграция
Интеграция газового и электроэнергетического рынков и соответствующих транспортных сетей, а также HTC Украины в энергетическое пространство ЕС является возможной и целесообразной.
Интеграция рынка электроэнергии. Целью интеграции в электроэнергетической сфере является обеспечение синхронной работы ОЭС Украины с энергосистемой синхронной зоны континентальной Европы ENTSO-E. Максимальная мощность передачи электрической энергии к/с ENTSO-E в случае полной синхронизации составит 4 ГВт. Это предоставит дополнительные возможности для балансирования энергосистемы и созданию условий к более совершенной конкуренции на энергетических рынках. При успешном выполнении мероприятий по подготовке к интеграции этих энергосистем, ОЭС Украины может объединиться с энергосистемой синхронной зоны континентальной Европы в течение второго этапа реализации Стратегии.
Интеграция газового рынка. Необходима трансформация газотранспортной инфраструктуры в европейскую гибкую систему безопасности поставок для Украины и стран Центральной Европы. Это должно сохранить использование ГТС для транзита российского газа в ЕС, осуществления поставок газа из альтернативных направлений и источников, так и для реверсных поставок газа из Европы в Украину. А также хранение газа, обоснованного формированию его страхового запаса. И осуществление торговых операций на газовом хабе, который может быть создан в будущем на отечественном рынке. Газовый хаб, возможно, достигнет достаточной ликвидности. Должно быть обеспечено сохранение государственного контроля над существующими стратегически важными инфраструктурными активами, в частности ГТС Украины и ее составляющими.
Обеспечить возможность европейским компаниям осуществлять закупку природного газа на восточной границе Украины. Оборудовать точки входа на восточной границе Украины станциями измерения и учета газа с учетом качественных параметров газа.
Интеграция нефтяной инфраструктуры. Учитывая стратегическое значение Украины как транзитного государства при поставках нефти в ЕС, необходимым является углубление международного сотрудничества в полномасштабном использовании потенциала нефтетранспортной инфраструктуры, реализации проектов по диверсификации источников и маршрутов поставки нефти, как в Украину, так и в страны Европы из альтернативных источников по маршруту через Украину. А также формирование и поддержание в Украине необходимого уровня запасов нефти и нефтепродуктов. Стратегически важным является также реализация проектов по повышению эффективности использования инфраструктуры и развитию новой нефтяной инфраструктуры, что составляет общий интерес для повышения энергетической безопасности региона.
2.6. Современная система управления
Внедрение системы стратегического управления, в том числе на основе сценарного моделирования рынков;
внедрение принципов ресурсного менеджмента в управлении добывающей отраслью;
подготовка персонала к работе с новыми моделями функционирования энергетических рынков, кадров и современного научно-технического обеспечения;
внедрение системы государственно-частного партнерства в резервировании энергетических ресурсов и системе стратегических запасов энергоресурсов;
устранение чрезмерных ограничений с целью эффективного и гибкого функционирования энергетической инфраструктуры для поставок и транзита углеводородов;
формирование базовых основ государственной отраслевой политики на основе взаимодействия государства с обществом, базируясь на принципах эффективного управления, делегирования полномочий и распределения обязанностей;
совершенствование системы корпоративного управления на предприятиях ТЭК, доля государства в которых превышает 50 %, в частности с учетом принципов корпоративного управления ОЭСР.
Приоритеты ЭСУ должны соответствовать национальным интересам, интересам отечественных потребителей и запросам экономики Украины;
обеспечивать соблюдение международных экологических норм и обязательств и инновационное обновление и рост.
3. ЭТАПЫ И ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭСУ
3.1. Реформирование энергетического сектора (до 2020 года)
В течение ближайших трех лет акценты будут сделаны на внедрение реформ и формирования конкурентной среды.
Генерация электроэнергии на базе ископаемого топлива
Прогнозируется, что к 2025 году Украина будет иметь избыток генерирующих мощностей, а после 2025 года – столкнется с необходимостью обновления.
С точки зрения возможностей реконструкции ТЭС, учитывая экологические требования и продление срока эксплуатации АЭС, эти виды электрогенерации в ближайший срок будут оставаться достаточно эффективными. Для обеспечения спроса до 2025 года достаточно было бы продлить срок эксплуатации 6 ГВт АЭС и 9 ГВт ТЭС. Вместе с тем, помимо удовлетворения спроса в кратко — и среднесрочном периоде, уже стратегической задачей следующих десяти лет является подготовка энергетической системы Украины к масштабному обновлению мощностей после 2025 года.
Основные мероприятия для реализации стратегических целей в сфере генерации электроэнергии:
внедрение новой модели функционирования рынка электроэнергии, которая предусматривает принятие нормативно-правовых актов, предусмотренных законом Украины «О рынке электрической энергии Украины»;
запуск функционирования всех сегментов рынка: рынок двусторонних договоров; рынок «на сутки вперед»; внутри добавочный рынок; балансирующий рынок; рынок вспомогательных услуг;
обособление функций оператора систем распределения от функций снабжения, создание оператора рынка;
утверждение условий деятельности розничного рынка и определение поставщиков универсальных услуг и поставщиков «последней надежды»;
ликвидация перекрестного субсидирования между потребителями, приведение цен для бытовых потребителей до рыночного уровня;
проработка вопроса относительно введения стимулирующего тарифообразования и рыночных механизмов ценообразования, создание стимулов для инвестирования, повышения производственной и операционной эффективности;
минимизация/устранение внешних технических и административных ограничений;
реализация программ по улучшению эффективности использования мощностей государственных предприятий, в частности – повышение КИУМ АЭС;
создание возможностей для экспорта и импорта электрической энергии в/из стран ЕС на рыночных принципах;
высвобождение запертых мощностей благодаря программе развития электросетей и реализации проектов, направленных на снятие внутренних ограничений;
продление срока эксплуатации АЭС и ТЭС;
вывод в консервацию и/или замещение современными высоко маневровыми мощностями дополнительных 2 – 6 ГВт мощностей ТЭС;
принятие решений по строительству новых генерирующих мощностей, вместо тех, что будут выведены из эксплуатации после 2025 года;
принятие решений и плана действий относительно замещения мощностей АЭС, которые будут выводиться из эксплуатации после 2030 года;
выбор реакторных технологий для строительства новых атомных энергоблоков на замещение мощностей АЭС, которые будут выводиться из эксплуатации после 2030 года;
разработка и утверждение долгосрочной Программы развития атомной энергетики Украины;
перевод ряда угольных блоков ТЭС на уголь газовой группы при условии технико-экономической целесообразности;
завершение приватизации государственной доли уставного капитала в предприятиях с мощностями угольной генерации;
установление требований к работе оборудования (по надежности работы, защите объектов, резервированию энергоснабжения) по принятым обязательствам в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС;
определение минимальных стандартов безопасности энергоснабжения, установление требований относительно качества энергообеспечения;
законодательное урегулирование погашения задолженности субъектов хозяйствования на рынке электрической энергии и смежных рынках;
создание действенного механизма накопления эксплуатирующей организацией (оператором) ядерных установок с ресурсами для финансирования работ по снятию с эксплуатации атомных энергоблоков.
Магистральные и дистрибуционные электросети:
Формирование рынка электрической энергии будет способствовать возникновению стимулов эффективного инвестирования и эффективного содержания и функционирования систем передачи и распределения электрической энергии;
поддержка развития магистральных сетей, в том числе разблокирование «запертых» мощностей АЭС;
поддержка реконструкции и строительства распределительных сетей в соответствии с развитием распределенной генерации электроэнергии;
проработка вопроса относительно введения стимулирующего тарифообразования;
снижение операционных расходов и увеличение инвестиций в развитие электрических сетей;
повышение эффективности и экономичности работы распределительных электрических сетей путем перевода на более высокий класс напряжения;
установление и обеспечение выполнения требований к качеству энергоснабжения, в частности относительно непрерывности (надежности) энергоснабжения; коммерческого качества услуг и качества электроэнергии; безопасности их предоставления;
увеличение доли установленных автоматизированных систем учета электрической энергии (SMART системы).
Охрана окружающей среды
Экологические обязательства и экологическая безопасность генерации. В Украине текущий уровень выбросов загрязняющих веществ превышает нормативы ЕС в среднем в 7-80 раз в зависимости от их типа. Запланировано выполнить их снижение по SO2 и пыли до 2028 года, по NOx – до 2033 года, предусмотрев индивидуальный для каждого энергоблока подход к выполнению поставленных обязательств.
Проблема декарбонизации и уменьшения выбросов загрязняющих веществ в обновленном уровне обязательства до 2020 года в целом может решаться в Украине в определенной степени за счет снижения энергоемкости ВВП страны, общего сокращения объемов ОППЭ, а также при условии частичного вывода из эксплуатации ТЭС.
Выполнение перспективных (после 2020 года) требований по выбросам парниковых газов представляется возможным путем внедрения системы торговли квотами на выбросы парниковых газов, установления удельных показателей для крупнейших источников выбросов и внедрения других рыночных и нерыночных инструментов сокращения выбросов парниковых газов.
Основной задачей на общегосударственном уровне в сфере охраны окружающей среды до 2020 года должно стать законодательное обеспечение механизмов финансирования инвестиционных проектов по строительству газоочистного оборудования в рамках Национального плана сокращения выбросов от крупных сжигательных установок.
На общегосударственном уровне предусматривается создать основы для развития системы утилизации отходов топливно-энергетического комплекса:
внести изменения в нормативно-правовые акты относительно стимулирования владельцев и потенциальных потребителей к увеличению объемов утилизации отходов;
предусмотреть координацию работ уполномоченных органов власти в сфере обращения с крупнотоннажными отходами ТЭК;
обеспечить внедрение новейших технологий и обмен информацией относительно утилизации отходов ТЭК;
завершить строительство хранилищ отработанного ядерного топлива и высокорадиоактивных отходов и их переработки.
Основные мероприятия для реализации стратегических целей в области охраны окружающей среды:
Утверждение Национального плана сокращения выбросов от крупных сжигательных установок (SO2, NOx и пыли) и выполнение мероприятий по реконструкции и модернизации теплоэлектростанций и теплоэлектроцентралей;
организация финансового обеспечения реализации инвестиционных проектов в рамках Национального плана сокращения выбросов от крупных сжигательных установок в соответствии с обязательствами Украины перед Энергетическим Сообществом;
введение мер ограничения влияния энергетики на окружающую среду, в том числе через оценки воздействия;
внедрение системы экологического менеджмента и аудита (EMAS);
совершенствование нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения качества атмосферного воздуха и уменьшения выбросов загрязняющих веществ от генерирующих установок;
создать систему стимулирования использования отходов в качестве источника энергии для производства тепловой и электрической энергии;
разработка и утверждение Государственной целевой экологической программы вывода из эксплуатации урановых объектов;
проведение комплекса поисковых работ на перспективных территориях, пригодных для размещения установок для захоронения радиоактивных отходов в глубинных геологических формациях;
разработка законодательства в части введения схемы торговли квотами на выбросы парниковых газов и других рыночных и нерыночных инструментов сокращения выбросов парниковых газов.
Евроинтеграция
Обеспечение полноценной имплементации положений третьего энергетического пакета, директив и регламентов ЕС в соответствии с обязательствами Украины в рамках договора о присоединении к Энергетическому Сообществу;
выполнение технических мероприятий по интеграции энергосистем Украины и Европы;
выполнение мероприятий по рыночной интеграции электроэнергетического комплекса;
развитие сетевой инфраструктуры в перспективных для ВЭС и СЭС регионах;
разработка и принятие необходимой нормативной базы для возможного перехода на отопление за счет электрических котлов по условиям экономической целесообразности, стабильности сети и достаточности поставки по условиям, необходимым для присоединения к ENTSO-E.
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.