Качество нефтепродуктов: кто и почему безнаказанно продает «бодягу»

08.09.2017 – Водители и даже сами продавцы горючего все чаще жалуются на его качество. Что является причиной? Почему до сих пор не создана эффективная система контроля и наказания нарушителей? Какие сети чаще всего грешат продажами «бодяги»?

В информационном поле часто возникают скандалы относительно качества топлива. Нарекания на низкое качество бензина или солярки приходится слышать даже от их продавцов.

Что является причиной? Почему до сих пор не создана эффективная система контроля над качеством топлива и наказанием нарушителей? Какие сети больше всего грешат продажей «бодяги»?

Система контроля и наказания нарушителей

Что такое «бодяга»?

«Обычно под этим понятием понимают некачественный бензин, но в последние годы «бодяжники» используют качественные компоненты, нанимают профессиональных технологов и получают приличное топливо. Например, сеть БРСМ официально завозит качественные компоненты из России», – говорит директор ООО «Консалтинговая группа А-95» Сергей Куюн.

По его словам, качественной базой для А-95 является и белорусский бензин А-92. «Учитывая такой прогресс в качестве, мы употребляем слово «бодяга» больше в смысле нелегального или необлагаемого горючего, который вредит государству. Налоги в цене топлива на АЗС составляют около 35%, и это главная движущая сила процесса», – подчеркивает Куюн.

Попытки государства ликвидировать нелегальный рынок горючего нельзя назвать удачными. В декабре 2016 года органом рыночного надзора за качеством горючего правительство назначило Государственную экологическую инспекцию, но новый контроллер не заработал по двум причинам.

Во-первых, соответствующее постановление вступило в силу только 20 июня 2017 года.

Во-вторых, по закону инспекция должна работать в соответствии секторального плана, утвержденного не позднее 1 декабря года, предшествующего плановому.

Поскольку постановление вступило в силу в июне 2017 года, утвердить план до декабря 2016 года было невозможно. «Именно поэтому меры государственного рыночного надзора за бензином, дизельным, судовым и котельным топливом Госэкоинспекция не осуществляла», – пояснил замглавы ведомства Виктор Канцурак.

Сейчас функции технического надзора рассеяны. В части защиты прав потребителей осуществляет Государственная служба по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей, в части защиты потребителей от недобросовестной конкуренции АМКУ.

Крупные сети АЗС имеют собственные отделы контроля над качеством. Передвижные лаборатории с дорогим оборудованием есть у сетей WOG, AMIC, «ТНК/Золотой гепард«, «Параллель».

Когда директора заправок или сотрудники злоупотребляют, их могут уволить. Такие случаи не выносят на широкую публику, поэтому ни административного, ни уголовного преследования виновников, ни возмещения убытков потребителям не бывает. То, что за качеством топлива следят многие органы, размывает ответственность за нарушение.

Потребители же самостоятельно не могут контролировать качество топлива. На вкус, цвет и запах определить его качество невозможно. Чтобы это сделать, нужны дорогостоящие тесты. Стоимость анализа одной пробы по определению качества топлива составляет около тысячу гривен. Попытки правительства создать государственные лаборатории, для проведения таких тестов тоже пока безуспешны.

По словам первого заместителя председателя АМКУ Марии Нижник, проект приказа об утверждении порядка определения испытательных лабораторий по оценке качества топлива прорабатывают специалисты Минэнергоугля. Впереди – этап согласования в АМКУ.

Список контроллеров горючего можно дополнить общественными организациями и СМИ, однако эффекта от этого мало – их выводы необязательны. В рамках соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС правительство обязалось внедрить систему мониторинга качества нефтепродуктов и принимать меры по уменьшению содержания серы в горючем.

Как рассказал директор специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев, предложения по созданию системы выдвигали сами участники рынка. Они согласились предоставлять информацию Минэнергоугля для обобщения и подготовки отчетов.

«К этому предложению присоединились лишь отдельные компании, в основном импортеры, но никаких шагов по развитию идеи никто не сделал», – сообщил эксперт.

Мало жалоб – мало проверок

Потребители не могут контролировать качество топлива, но это может делать государство, реагируя на жалобы граждан. Такие обращения фиксирует Госпродпотребслужба. Однако за последние три года она получила из всей Украины только 29 жалоб относительно качества нефтепродуктов, причем, большинство из них – из Запорожской области.

По данным службы, состоялось 12 внеплановых проверок, привлечено к ответственности шесть компаний на общую сумму 769 314 грн. В 13 случаях информация не подтвердилась, еще четыре жалобы находятся на рассмотрении. Такое малое количество проверок специалисты объясняют тремя факторами.

Во-первых – отсутствием централизованного финансирования проверок и экспертиз топлива Госпродпотребслужбой.

«Контролировать и наказывать нарушителей – это прерогатива государства, но уже лет десять эта деятельность не финансируется, хотя такой контроль был бы экономически выгодным. Сумма теневых топливных средств гораздо больше, чем затраты на контроль», – говорит Куюн.

Во-вторых – отсутствием ответственных работников по проверке качества топлива.

В-третьих – отсутствием соответствующего оборудования в областных управлениях.

По словам и.о. начальника главного управления Госпродпотребслужбы в Киевской области Елены Матвиенко, ведомство приостановило проведение лабораторных испытаний при осуществлении государственного контроля до принятия Кабмином необходимых нормативно-правовых актов. Значит, проверить качество топлива путем проведения лабораторных испытаний сейчас невозможно.

К тому же, безосновательно проверять то, на что потребители почти не жалуются, ведь доказать свою правоту и получить возмещение чрезвычайно сложно.

«Чтобы официально предъявить претензии, необходимо иметь чек, нужно довезти автомобиль к нужной АЗС, устроить скандал, составить акт в двух экземплярах, чтобы его кто-то подписал из ответственных лиц АЗС. Если он откажется – чтобы подписали свидетели, которые подтвердят, что вы заправились именно там. Это трудно», – объясняет Рябцев.

К тому же, по его словам, владелец АЗС не отвечает за качество топлива, и за возможные убытки, причиненные проданным им горючим. Отвечает производитель. Если у заправщика есть ксерокопии паспорта качества и сертификата соответствия стандартам, этого вполне достаточно, чтобы снять с себя все обвинения.

Николай, таксист, г. Житомир:

«Некачественное топливо продают почти везде. На дорогих заправках я практически не заправляюсь. Сейчас в городе на каждом шагу открываются «разливайки» — ставят бочку, говорят, продаем солярку, белорусская, хорошая, дешевле на 5-6 грн./л. Они открываются почти каждые две недели. Сначала продают качественное топливо, а потом, приблизительно через месяц, когда завлекут достаточно клиентов, начинают газолин колотить, или еще что, — ездить невозможно. Вот я заправляюсь только на тех, которые недавно открылись. Если заправиться «бодягой» — машина не может ехать. «Душишь» до упора, чтобы она разогналась. На 100 км – на литр-полтора больше солярки расходуется. Потом это выливается в ремонт форсунок. И ничего никому не докажешь. Я не знаю ни одного случая, чтобы кто-то тебе как-то компенсировал убытки, или хотя бы чтобы деньги за топливо вернули…»

Александр, таксист, г. Одесса:

«Я в основном езжу на газу, но и бензином заправляюсь. Бензин – только на ОККО. Все остальное машине не подходит. Как определить качество? Да никак, только на ТО, когда приходится менять форсунки. Если заправился и нет тяги – тогда надо сразу бить морду заправщикам. У меня такого еще не было, а вот у знакомого – было. Он вернулся на заправку – ему без лишних слов вернули деньги. Судиться с ними нет смысла, а вот пожаловаться в центральный офис, если это крупная сеть – может помочь… Приезжает ревизия, могут сменить руководство…».

Максим, предприниматель, г. Кропивницкий:

«Я считаю, что качественное топливо продают на ОККО, WOG и Socar. Мы заправляемся там. Качество топлива можно определить по реакции автомобиля. После «бодяги» может потребоваться ремонт. Вообще это от двигателя зависит. Двигатель автомобиля «Шкода» не требовательный, а другой может сломаться. Но ведь ничего не докажешь. Нужен анализ, экспертиза. В суд есть смысл обращаться, только если убытки составляют десятки тысяч гривен… если меньше – дешевле будет просто забыть».

Реакция на жалобы или способ давления?

Впрочем, с проверками жалоб из Запорожья не все однозначно. В 2016 году Госпродпотребслужба проверяла качество нефтепродуктов на автозаправках розничных операторов. Соответствующая новость была размещена на сайте, но после запроса автора статьи новость убрали с сайта, она осталась в кэше.

«По данным Госпотребинспекции (ныне Госпродпотребслужба), в течение января-марта 2016 года были проверены и отобраны образцы от 235,2 тыс. л нефтепродуктов на 15 АЗС. Забраковано и снято с реализации 20 тыс. л», – говорится в новостях.

За ненадлежащее качество нефтепродуктов операторов оштрафовали на 246,9 тыс. грн.

Госпродпотребслужба факт проведения проверок признала.

«В течение января-марта 2016 года Госпродпотребслужба на основании обращений потребителей, провела внеплановые проверки и применила санкции к субъектам хозяйствования». Проверка была проведена на основании поступивших жалоб в территориальные органы по вопросам защиты прав потребителей. В Винницкой, Одесской, Закарпатской, Киевской, Черниговской областям и в г. Киеве в результате внеплановых проверок были применены санкции к субъектам хозяйствования», – ответила и.о. заместителя председателя Госпродпотребслужбы Лилия Стиренко.

Казалось бы, инспекторы выявили и наказали «бодяжников», уменьшили количество некачественного топлива, а, следовательно, снизился и риск для водителей заправиться некачественным топливом. Однако в официальных ответах упомянутые областные управления об этих проверках не вспоминают, цифры и показания не сходятся. Почему?

По словам Олега Саровского, президента ООО «Торговый дом «Запорожгруп», с которого контролеры пытаются взыскать крупнейший в Украине штраф – 303 648 грн., их «заказали» из коррупционных мотивов.

«Сейчас действует мораторий на проверки, поэтому Госпродпотребслужба может проверять предприятия только по жалобам потребителей. Вот такая жалоба поступила. Этот потребитель к нам и в суд не обращался, возместить ему убытки не просил. Это заказ. Контрольные организации не могут существовать без взяточничества», – считает Саровский.

Он уверен в высоком качестве своего топлива. «При проведении проверки контролеры выявили ряд нарушений, но на месте не было руководства компании. Если бы у нас были какие-то проблемы с качеством топлива, мы могли их не пустить и получить за это 100 грн. штрафа. Однако мы открыты и позволили провести эту проверку», – добавил он.

«Запорожгруп» оспаривает результаты этой проверки. Компания подала в суд, выиграла дело в первой инстанции, отменила штраф, однако в апелляции проиграла. Готовится рассмотрение дела в кассационной инстанции.

Руководит фирмой «Запорожгруп» Алексей Евсеев. Ее владельцем является Олег Саровский – бывший депутат Запорожского горсовета от Партии регионов. Размер уставного капитала фирмы – 1 тыс. грн. Компания владеет сетью автозаправочных станций ZOG.

Предприятие принимает участие в государственных тендерах. В 2016 году ООО получило заказов на 43,26 млн. грн. Поставщик сети – Мозырский НПЗ (Беларусь).

На кого еще «наехали» контроллеры

В упомянутом сообщении Госпродпотребслужбы указаны также ПП «ОКА-нефтепродукт», ООО «Гарант экспресс», ПАО «Укрнафта», ООО «Пульс 24», ООО «Орион», а в Запорожской области – ПП «Фараон», ООО «Того», ФЛП Маричану Ю. Г., ООО «Подонит», АФГ «Агро». Все они отказались комментировать ситуацию.

По данным аналитической платформы YouControl, руководителем ЧП «ОККО-нефтепродукт» является Юрий Кучабский, владельцем – Виталий Антонов. Предприятие фигурирует в 173 судебных решениях, в том числе в уголовных делах.

ООО «Гарант экспресс» оперирует сетью АЗС «Маршал». Руководитель – Вадим Фомин, владельцы – Александр Задело и Ирина Петрова. Фигурирует в 49 судебных решениях, из них 22 – в уголовных делах.

ПАО «Укрнафта» руководит Роллинс Марк Эндрю. 50% акций компании принадлежит «Нафтогазу Украины», остальные – кипрским компаниям «Бордо менеджмент лимитед» (12,8909%), «Бриджмонт венчерз лимитед» (13,605%) и «Литтоп энтерпрайзес лимитед» (13,605%).

Остальные акционеры имеют менее 10% акций. Компанию относят к сфере влияния бизнес-группы «Приват» Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова.

ООО «Пульс 24» руководит и владеет Ярослав Нековаль. Предприятие не фигурирует в судебных делах и имеет лишь 10 тыс. грн. уставного капитала. ООО «Орион» руководит Константин Георгиев. Его владельцы – Андрей Храпунов и Михаил Зербул.

Эксперты имеют свои мысли по поводу «антирейтингов».

«Чтобы обвинить кого-то в продаже «бодяги», надо иметь доказательства и результаты анализов топлива. Таких исследований никто качественно не проводил. В течение последних лет наибольшие вопросы возникали относительно бизнеса группы компаний БРСМ. Они являются крупнейшими получателями различных компонентов моторных топлив.

Вопрос: откуда сеть берет бензин А-95 двух марок, если завозит на свои нефтебазы, только А-92? Или другой вопрос: зачем на их нефтебазы поставляются тысячи тонн присадок? Почему эти товары не покупают для себя другие сети?» – удивляется Куюн.

ООО «Укртрансоил-2009» импортирует горючее для сети АЗС под брендом «БРСМ». По данным «Наших денег», оно принадлежит семье экс-министра энергетики и угольной промышленности Эдуарда Ставицкого (правительство Азарова), хотя сама БРСМ это опровергает.

По данным реестра юридических лиц, руководителем и владельцем фирмы является Олег Деменок. Она фигурирует в 181 судебном решении, из них 125 – уголовных производств. В июне 2015 года на одной из нефтебаз произошел масштабный пожар с человеческими жертвами.

Читайте также: Инструкция по противопожарной безопасности

Приказ «Об обеспечении безопасности труда при эксплуатации взрыво- пожароопасных объектов»

Приказ «О выполнении требований по пожарной безопасности объектов»

ООО «Стейт оил» – сеть АЗС, работающая под брендом «БРСМ». Руководитель – Василий Корь, конечный владелец – Игорь Ревко, который живет в Нью-Йорке, США. Предприятие фигурирует в 539 судебных решениях, из них 466 – в уголовных делах.

Что дальше

Из-за отсутствия системы контроля над качеством топлива проигрывают все. Государство терпит убытки, а граждане получают некачественный товар. Как исправить ситуацию?

Во-первых, Кабмину следует проводить систематические проверки качества, продолжив финансирование соответствующей программы. Важно, чтобы проверки были выборочными.

Во-вторых, нужно как можно быстрее принять необходимые нормативно-правовые акты, в частности – порядок определения испытательными лабораториями оценки качества топлива. Проект такого решения до сих пор даже не разработан.

В-третьих, в условиях нехватки сертифицированных лабораторий и возмещения убытков потребителю лишь по желанию АЗС важно обнародовать информацию о качестве горючего. Единственный регулятор в вопросах качества нефтепродуктов в Украине – это рынок.

Как уберечься от «бодяги»

На каждой АЗС есть уголок потребителя. Перед заправкой необходимо проверить наличие сертификата соответствия, который должен быть действующим и содержать все марки топлива, что продаются на АЗС, а также паспорт качества на партию топлива.

В паспорте должна быть указана марка топлива, которая есть в сертификате соответствия.

Также паспорт должен быть датирован не ранее, чем месяц от даты заправки.

Надо быть осторожным, если цена на топливо ниже более чем на 3 грн. за литр, чем на соседних заправках, отсутствует название АЗС или ее внешний вид не вызывает доверия.

Автор: Дмитрий Синченко

Текст подготовлен в рамках проекта USAID «Прозрачная энергетика». Позиция автора может не совпадать с позициями Агентства по международному развитию США и аналитического центра DiXi Group. В случае перепечатки расследования перепечатка дисклеймера обязательна.

Источник: Экономическая правда

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий