Читайте также: Легенды деклараций. Кто изумил Украину своим богатством
Преступление и наказание. Что будет с декларантами-лжецами
Любители кэша. Сколько наличных у нардепов и как они их хранят
Тысячи украинских депутатов, чиновников должны были до 30 октября задекларировать свои доходы и активы и согласиться на обнародование этой информации в общедоступной базе данных.
Хотя внедрение системы е-деклараций несколько раз блокировали, теперь общественность имеет возможность видеть огромные состояния украинских чиновников, о которых раньше можно было только догадываться.
Результаты впечатляют: многие чиновники, которые получают умеренные официальные зарплаты, обладают изысканной недвижимостью, большим количеством земли, офшорными компаниями, автомобилями премиум-класса, дорогими часами и драгоценностями, коллекциями антиквариата и произведений искусств, держат огромные суммы наличных денег, в основном, в долларах и евро.
Некоторые чиновники – умеренные миллионеры, богатство других достигает миллиардов долларов. Стоимость задекларированных активов потрясла страну, хоть иностранцы и одобряют демонстрацию украинской властью небывалой прозрачности.
Введение е-декларирования достойно похвалы, однако, оно полностью заработало только после того, как МВФ пригрозил не давать больше кредитов, а ЕС – лишить Украину перспектив получения безвизового режима.
Теперь система начинает работать, но в условиях, когда эффективное наказание за коррупцию в стране практически отсутствует. Вследствие этого чиновники могли цинично заполнять е-декларации, ожидая амнистии капиталов. Это подтверждают слухи о том, что готовятся попытки устранить возможность использования е-деклараций в качестве основания для судебного преследования.
Единственным очевидным агентом перемен является Национальное антикоррупционное бюро Украины, перед которым стоит задача расследовать деятельность и привлечь к ответственности коррумпированных чиновников, чрезмерно злоупотребляющих властью.
К сожалению, Генеральная прокуратура пытается блокировать действия НАБУ, борясь за контроль над антикоррупционными делами, которые выступают на передний план. Мало того, НАБУ ограничено в ресурсах, ведь небольшая группа его работников должна иметь дело с огромным количеством коррупционных дел.
Единственный путь справиться с этой задачей – предложить сделку, которая позволит привлечь заметные ресурсы в бюджет и в то же время обеспечит амнистию капитала и защиту от наказания некоторых чиновников.
Суть соглашения такова: любому, кто задекларировал состояние от 100 тыс. долл. до 100 млн. долл., будет предоставлена возможность заплатить добровольный штраф в размере 20% от задекларированного. В случае отказа должностных лиц возникает обязанность предоставить следователям подробное обоснование того, что их богатство является результатом законных и облагаемых налогом операций.
Если достаточных объяснений не найдется, то власть имущие окажутся под судебным преследованием с возможностью конфискации имущества и уголовного наказания. А тех, кто задекларировал более 100 млн. долл., ожидает полное расследование деятельности с возможностью уголовного наказания и конфискации имущества.
Такой подход очертит круг должностных лиц, которые должны быть наказаны, существенно упростит задачу для НАБУ и всей страны. Много декларантов смогут оплатить штраф добровольно, поскольку это устранит риск полной конфискации и уголовной ответственности.
Это обеспечит существенные поступления в бюджет, которые можно будет использовать на критические для страны нужды, в частности, на повышение обороноспособности, помощь переселенцам или развитие инфраструктуры.
Вместе с тем, богачам, которые согласно закону не обязаны подавать е-декларации, в частности, олигархам и другим очень богатым лицам, нельзя позволить избежать справедливости. Их состояние следует исследовать, а активы, полученные коррупционным путем, обнаружить и конфисковать. Те, кто подозреваются в незаконном накоплении богатства, тоже должны попасть под судебное преследование.
Такой подход освободит значительную часть капитала от коррупционного шлейфа, а его владельцев – от угрозы потенциального судебного преследования. Это очистит теневой статус активов и положительно повлияет на банковскую систему, которая не имеет доступа к огромному количеству капитала, приобретенного коррупционным путем, и не получает от него выгоды.
Также вероятна репатриация инвестиционного капитала, которая будет стимулировать экономический рост.
Система добровольных штрафов может очистить всю государственную систему, выполнив функцию некой комиссии правды и примирения, – подход, использованный во многих странах, которые безнадежно застряли в коррупционной трясине.
Конечно, нельзя быть наивным – реализовать такой подход будет нелегко. Правдивость е-деклараций нужно проверить. Оценка стоимости многих задекларированных активов создаст существенные трудности.
Кроме того, взимание 20-процентного добровольного штрафа потребует от государства гибкости. Ведь для тех, кто не имеет свободных денег при значительном достатке, нужно будет растянуть оплату штрафа во времени и создать определенные исключения в процедуре ареста имущества за долги.
Полномочий НАБУ для введения таких новшеств, вероятно, окажется недостаточно, а депутаты могут заблокировать этот инновационный подход в парламенте.
В то же время, общество может сомневаться, будет ли этот подход иметь положительный результат. Однако такая схема создает возможность выйти из тупика, в который страну загнали десятки лет существования коррупции. Ею нужно воспользоваться.
Автор: Василий Калимон, профессор Бизнес-школы Айвы Западного университета, Лондон, Канада.
Соавтор текста – Олег Гаврилишин, профессор экономики в Университете Джорджа Вашингтона, бывший заместитель директора департамента постсоветских стран МВФ.
Источник: Экономическая правда
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.