Читайте также: Дилемма на 80 млрд. Получат ли украинцы субсидии «живыми» деньгами
За два бурных года, прошедших с момента бегства Януковича, украинцы раз за разом доверялись и разочаровывались в политиках «новой формации», но тренд неприятия коррупции, рожденный Майданом, прочно укоренился в сознании гражданского общества.
Желание чиновников использовать власть для обеспечения «шкурных» интересов, а не общественных благ, привело к всеобъемлющей коррумпированности в государстве. Коррупция преследует каждого из нас от колыбели к надгробию. За годы независимости Украины взятки и так называемые нелегальные платежи (facilitating payments) стали нормой.
Но рыба, как известно, гниет с головы. Поэтому борьбу необходимо начинать не с врачей и учителей, а с «белых галстуков» во властных кабинетах и корпорациях. Именно безнаказанность топ-коррупционеров и функционирование многомиллионных теневых схем порождает толерантность к коррупции на бытовом уровне, а не наоборот.
Постмайданная Верховная Рада приняла ряд антикоррупционных законопроектов, ориентированных на предотвращение и борьбу с коррупцией в соответствии с европейскими стандартами. В частности, создано несколько новых институтов, призванных выявлять и предупреждать коррупцию в органах власти, формировать антикоррупционную стратегию Украины и правила этического поведения государственных служащих. Но, к сожалению, законодатели обошли стороной усиление ответственности юридических лиц за коррупцию.
Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения во всех конвенциях европейского и мирового уровня уже более 10 лет рассматривается, как стандарт, который требует четкого соблюдения.
Украина присоединилась к мировому сообществу, ратифицировав 18 октября 2006 года Конвенцию СЕ об уголовной ответственности за коррупцию и Конвенцию ООН против коррупции, вступившие в действие в начале 2010 года.
Но необходимые изменения в законодательство парламент окончательно принял лишь весной 2013 года в рамках выполнения плана действий по визовой либерализации между Украиной и ЕС. Так в Уголовном кодексе появился новый раздел под красноречивым названием «Меры уголовно-правового характера относительно юридических лиц».
Юридические лица несут ответственность за:
отмывание доходов, полученных преступным путем;
использование средств, добытых от незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ;
подкуп служебного лица юридическим лицом частного права;
подкуп лица, которое предоставляет административные услуги;
предложение или предоставление неправомерной выгоды служебному лицу;
злоупотребление влиянием.
Однако для компаний не предусмотрено наказание за умышленное нарушение требований законодательства о предотвращении и противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма. А ответственность за нарушение порядка финансирования политических партий и предвыборной агитации появилась лишь с принятием законопроекта относительно предотвращения и противодействия политической коррупции.
К мерам уголовно-правового характера относятся: штраф; конфискация имущества; ликвидация.
Эти санкции могут применяться в отношении негосударственных предприятий, учреждений и организаций, но не распространяются на политические партии.
За коррупционные правонарушения юридических лиц применяется только штраф. Ни конфискация имущества, ни ликвидация юридического лица не предусмотрены действующим законодательством Украины.
Также компании, которые привлекаются к ответственности за коррупционную деятельность, не допускаются к участию в государственных тендерах. Соответствующие данные заносятся в Единый государственный реестр лиц, совершивших коррупционные правонарушения, который сейчас больше напоминает студенческую лабораторную работу, а не всеукраинскую базу данных коррупционеров.
Размер штрафа исчисляется исходя из двукратного размера незаконно полученной выгоды. Если же ее размер невозможно определить, суд отталкивается от тяжести преступления. В таком случае максимальная сумма штрафа составляет 1,275 млн. грн. (~ 44000 евро).
Ни в одной из конвенций по коррупции нет ссылок на конкретные наказания, которые могут применяться к юридическим лицам, но определены основные принципы ответственности: необходимость применения эффективных и соразмерных уголовных и не уголовных санкций, имеющих сдерживающее влияние.
Эффективно ли применение миллионного взыскания к корпорации с миллиардными активами? Сдерживает ди штраф в двукратном размере неправомерной выгоды от подкупа или, скажем, взятки?
Согласно стандартам мониторинга ОЭСР и требований ГРЕКО, если отсутствует эффективный режим конфискации, максимальный штраф до 1 млн. евро считается недостаточным.
Таким образом, ответственность юридических лиц за коррупционные преступления, внедренная, как необходимый шаг приближения украинского законодательства к европейским нормам по требованию ЕС, не соответствует ни одному из ратифицированных Украиной международных договоров относительно предотвращения и противодействия коррупции. А при отсутствии должных ограничений подкуп может стать для корпораций прибыльным бизнесом: его доходность в среднем в десять раз превышает сумму данной взятки. Кроме того, подкуп при определенных обстоятельствах считают оправданным 15% компаний в мире.
Отсутствие внешних инвестиций и обнищание граждан. Так или иначе, но первопричиной текущего состояния дел является тотальная коррумпированность политических элит и олигархические кланы, которые «сидят» на государственных потоках.
Построение новой страны не может осуществляться полумерами. Только решительная радикальная смена правил игры даст шанс украинскому государству выбраться из постсоветского болота олигархических кланов и политической проституции.
Власть в очередной раз доказала свою недееспособность в вопросах борьбы с коррупционерами. Новый закон «О предотвращении коррупции», создание качественных антикоррупционных институтов с прозрачными принципами – все это благодаря давлению общественности и международных партнеров. На очереди – усиление ответственности за коррупционные правонарушения. Для этого необходимо:
Перейти от жесткой идентификации к обезличенной модели ответственности по примеру Германии или Грузии. Сейчас применение мер уголовно-правового характера в отношении компании возможно лишь при наличии обвинительного приговора физическому лицу, совершившему соответствующее преступление от имени и в интересах юридического лица. Если подтвержден факт совершения коррупционного правонарушения в интересах юридического лица, а конкретное физическое лицо, его совершившее, не установлено, то такая компания не привлекается к ответственности. Для примера, в Германии достаточно, чтобы суд подтвердил достоверность совершения преступления кем-либо из уполномоченных сотрудников компании, даже если конкретное физическое лицо не установлено. В Грузии юридические лица несут ответственность в случае совершения преступления от имени, или в интересах юридического лица независимо от идентификации правонарушителя.
Изменить механизм исчисления штрафа на основе растущего коэффициента-множителя в зависимости от суммы незаконно полученной выгоды или причиненного материального ущерба. Для Украины максимальный размер штрафа в пятидесятикратном размере неправомерной выгоды – вполне адекватная и эффективная санкция для компаний-коррупционеров. В Чехии такой коэффициент равен 100, в Словении – 200.
Внедрить эффективные меры расширенной конфискации имущества юридических лиц в качестве дополнительной меры наказания.
Эти изменения направлены на создание эффективных инструментов предотвращения и противодействия коррупции в корпоративном секторе. Но компании должны нести ответственность не только за нарушение антикоррупционного законодательства, но и за непринятие мер по противодействию коррупции среди собственных работников. Сейчас к такой ответственности привлекаются только должностные лица юридического лица. Максимальный штраф – 4250 гривен.
Согласно данным Антикоррупционной сети ОЭСР для стран Восточной Европы и Центральной Азии, Украина имеет одно из самых лояльных законодательств в сфере ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения. Хотя ситуация должна быть диаметрально противоположной. Если власть действительно борется с коррупцией, ответственность за подкуп или злоупотребление влиянием должна быть значительно жестче. Ведь действующее антикоррупционное законодательство дает возможность избегать наказания и не содержит эффективных санкций, обеспечивающих надлежащее сдерживающее воздействие. В Рейтинге восприятия коррупции за 2015 год Украина имеет наихудший показатель в регионе: 130-е место (27 баллов из 100) среди 168 стран.
Уровень коррумпированности общества поставил Украину на одну ступень с Камеруном, Никарагуа и Нигерией. Но вопреки всему мы должны попасть из третьего мира в первый. Качественное антикоррупционное законодательство, эффективные специализированные органы и неотвратимость наказания – вот три столпа в фундаменте обновленного украинского государства.
Впрочем, не стоит надеяться на быстрые изменения, ведь борьба с коррупцией – это марафон, который требует целенаправленного поступательного движения. Напоследок, процитирую председателя правления Transparency International и экс-спецпрокурора Перу Хосе Угаса:
«…если вы боретесь с коррупцией, то должны быть терпеливыми. В противном случае – вам ничего не удастся. Я начал активную антикоррупционную деятельность в восемнадцать лет, а увидел первые результаты в сорокалетнем возрасте».
Автор: Андрей Шерепенко, выпускник Открытого университета реформ РПР
Источник: VoxUkraine
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.