В 2015 году в исследовании приняли участие 540 тысяч школьников 15-летнего возраста в 72 странах и регионах (для некоторых стран рассчитываются результаты отдельных регионов, к примеру, для Китая).
Лучшие результаты показал Сингапур. При этом сингапурские школьники продемонстрировали высокие результаты по всем трем компонентам экзамена – чтение, математика и естественные науки.
За ним расположились Япония, Эстония, Тайпей (Китай) и Финляндия. Правда, результаты из-за различных компонентов теста в разрезе лидеров отличались – кто-то показал лучшие знания по математике, кто-то по чтению.
Лидеры исследования показали знания и навыки, которые примерно эквивалентны двум дополнительным годам обучения по сравнению с их сверстниками из таких развитых стран, как США, Франция и Швеция.
РЕЦЕПТ ХОРОШЕЙ ШКОЛЫ
Главная задача PISA – оценить качество, справедливость и эффективность школьных систем.
Со времени начала Программы ее результаты являются предметом широкого и бурного обсуждения. Так, первые отчеты PISA вначале 2000-х заставили всех говорить о «финском чуде». Для других же стран, например, Германии, – результаты стали неожиданным разочарованием в собственной системе образования, которую принято было считать хорошей.
В рамках исследования кроме непосредственно проведения экзаменов, собирается также информация об учащихся (социально-экономическое положение семьи, отношение к учебе, восприятие образовательного процесса и т.д.), опрашиваются представители школы, анализируется система образования в целом. Это дает возможность не просто оценить успешность учащихся в разных странах, а определить, какие факторы способствуют достижению высоких результатов.
По результатам предыдущих исследований, ОЭСР сегодня имеет наработанные модели, которые позволяют предсказывать результаты учеников в разных странах на основе анализа принятых решений в образовательной политике с точностью 85%.
Общий вывод не новый: самым важным является то, что происходит непосредственно в классных комнатах.
Анализ PISA показал такие ключевые элементы успешной образовательной политики:
– высокие и универсальные ожидания для учащихся;
– сильный упор на хороших учителях;
– направление дополнительных ресурсов для школ и детей, которые в этом больше всего нуждаются;
– и соблюдение долгосрочных и комплексных стратегий.
Безусловно, другие факторы также имеют значение, однако их влияние меньше.
Так, в вопросе относительно необходимого финансирования, анализ PISA показывает, что расходы на образование – это, бесспорно, важно, однако они влияют на успешность лишь до определенного предела.
Увеличение финансирования помогает бедным странам. Если же расходы на ученика превышают $50,000, то простое увеличение финансирования не добавляет значительного прироста в знаниях. При этом частные школы не является исключением, отмечает The Economist.
Словакия, которая тратит на одного ученика около $53,000, имеет такие же результаты как США, которые тратят на одного ученика $115,000.
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТРАНЫ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВЫШЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛЫ
Исследования указывают, что лучшие системы образования набирают, обучают и поддерживают лучших учителей.
Качество образования страны не может быть выше качества учителей, которые работают в школах, – это безоговорочный вывод PISA и других исследований образовательных политик в различных странах.
Успехи финской школы в первую очередь связывают с одновременным повышением требовательности и расширением автономии в работе учителя. Конкурсы для поступления на педагогические специальности в Финляндии – одни из самых высоких; для того, чтобы на них поступить, необходимо принадлежать к трети лучших выпускников школы по результатам общенациональных экзаменов.
Кроме повышения требований для доступа к профессии, важным также является постоянное повышение квалификации учителей во время работы. Для этого в Финляндии хорошо структурирован процесс взаимного обучения между учителями. Эффективно налаженная система взаимопомощи способствует повышению их квалификации в процессе работы в школе. Молодые учителя получают поддержку от старших коллег, которые в свою очередь остаются открытыми к развитию и постоянному профессиональному совершенствованию.
Зато, в Австралии ситуация является противоположной. Несмотря на высокий уровень социально-экономического развития, австралийские ученики демонстрируют неоправданно низкие результаты. Эксперты указывают, что такое падение учебной успешности совпадает со снижением результатов вступительных абитуриентов, поступающих на педагогические специальности.
Реагируя на снижение качества образования, два австралийских штата приняли решение повысить требования к поступающим на программы подготовки учителей: на них смогут попасть только те, кто попал в 25-30% лучших по результатам выпускных экзаменов.
Украинская ситуация является неутешительной. Вступительная кампания 2016 года в очередной раз показала, что на педагогические специальности поступают с наиболее низкими результатами. Так, поступить на бакалаврскую программу по подготовке учителя физики можно было со вступительным баллом 100,8.
Атмосфера в украинских школах также не способствует взаимопомощи между учителями. Так, согласно опроса, проведенного Львовским институтом последипломного педагогического образования, только 10% учителей Львовщины доверяют друг другу. Вряд ли этот показатель отличается для остальной страны. К сожалению, в условиях тотального недоверия учителей друг к другу не приходится говорить о взаимопомощи.
СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Чему и как учить – является не менее важным, чем вопрос о том, кто учит. Отчет PISA показывает, что наличие качественно построенных требовательных стандартов образования и их последовательное неуклонное соблюдение является важным элементом успеха.
При этом установление высоких требований относительно ожидаемых результатов обучения является необходимым, но не достаточным требованием. Именно поэтому некоторые страны адаптировали свои стандарты после первых результатов PISA.
Так, Japan Times связывает успехи японских школьников именно с изменениями в школьной программе: около 10 лет назад были изменены «расслабленные» образовательные программы и кардинально увеличено количество страниц в учебниках. Успешность японских учащихся в результате заметно выросла, особенно по математике и естественным наукам. Хотя показатели достижений по чтению продолжают волновать японских педагогов.
НЕРАВЕНСТВО РЕЗУЛЬТАТОВ ИЛИ НЕРАВЕНСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ?
Изначально программа PISA обращает значительное внимание на различие результатов учащихся в зависимости от социально-экономического положения их семьи.
Отчет 2015 года свидетельствует о том, что в странах ОЭСР учащиеся из малообеспеченных семей имеют более высокие шансы не достичь минимального уровня знаний по естественным наукам по сравнению с их сверстниками из более состоятельных семей.
Интересно, что в некоторых странах влияние этого фактора на успеваемость учеников удалось уменьшить.
Последний отчет показал, что в Канаде, Дании, Эстонии, Гонконге и Макао удается одновременно достигать равенства и высокого качества образования.
Заметного результата в преодолении неравенства в доступе к качественному образованию достигли США по сравнению с предыдущими исследованиями.
Вопрос преодоления социального неравенства через образование тесно связано с искоренением практик отбора в школу «по способностям» на ранних этапах. Так, эксперты считают, что это является одной из причин успеха Эстонии: детей не отбирают в начальную школу по результатам вступительных экзаменов. Зато, всем детям предлагают одинаково качественные программы в примерно одинаково качественных школах до достижения ими 16-летнего возраста.
Однако в Австралии неравенство в доступе к качественному образованию растет. Ученики из 25% самых благополучных семей опережают своих сверстников из неблагополучных семей на три учебных года.
Сегрегация в системе школьного образования является давно обсуждаемой проблемой. Австралия занимает 8-е место по доле учеников, которые учатся в частных школах (40%), и эти школы в дополнение к высокой плате за обучение от родителей дополнительно получают государственное финансирование. Таким образом, состоятельные родители обеспечивают высокое качество образования для своих детей, зато дети из бедных семей, остаются запертыми в системе некачественных и недофинансированных школ с более слабыми учителями. Результатом этого является в целом низкая успеваемость австралийских учеников.
Также значительная эта проблема и во Франции. Концентрация учеников из более успешных семей в хороших школах усиливает социальную сегрегацию, результатом которой кроме падения общего уровня образования является также предпосылка социального напряжения в обществе.
«Чем больше вы ориентируетесь на показатели академической успеваемости, тем заметнее будет социальный отбор учеников», – говорит Андреас Шляйхер, руководитель образовательных программ ОЭСР, которого цитирует The Economist.
Страны, в которых на ранних этапах разделяют учеников не по способностям (а по факту – по способностям родителей инвестировать в дополнительную подготовку своих детей), имеют больший разрыв в достижениях между бедными и богатыми учениками.
В Украине, несмотря на декларируемые унифицированные стандарты, деление школ на престижные и на не престижные начинается на самом первом этапе – с начальной школы. Таким образом, украинская школа фиксирует и усиливает социальное неравенство, вместо того, чтобы создавать одинаковые условия для получения качественного образования для детей из разных семей.
ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
Многие эксперты соглашаются, что одна из причин успеха восточноазиатских стран в PISA – особое отношение к образованию.
Страны Восточной Азии – сфокусированы на достижении высоких образовательных результатов, это является признанной целью для отдельных семей и для страны в целом. Педагоги Сингапура говорят даже об «образовательной гонке вооружений».
Для описания культурной настроенности относительно образования в Сингапуре все чаще употребляют слово «kiasu», которое означает «страх отставания от других, который отчасти приводит к эгоистическому поведению».
Аманда Рипли в книге «Самые умные дети в мире и как они стали такими» описывает экзамены в школе в Южной Корее: экзамен становится событием общенационального масштаба, учащихся выпускных классов, которые идут на экзамен, торжественно приветствуют младшие школьники, как спортсменов, которые выходят на ринг. Результаты экзаменов, отдельных школ и регионов – длительное время обсуждаются политиками, экспертами и учителями.
При этом родители, учителя и сами ученики убеждены, что учебные достижения являются в первую очередь результатом тяжелой и последовательной работы, а не следствием врожденных способностей. Убежденность, настойчивость и последовательность в обучении беспрекословно даст хороший результат – одна из ключевых причин успеха восточноазиатских стран.
Но все ли так идеально в восточноазиатских успешных школах?
За хорошие результаты сингапурские школьники и их родители платят высокую цену, в прямом и переносном смыслах. 60% учеников старшей школы и 80% учащихся начальной школы минимум три часа в неделю занимаются дополнительно после школы в частных подготовительных заведениях; 40% дошкольников также имеют дополнительные занятия.
В стране с населением 5,6 миллиона, рынок вспомогательных частных учреждений составляет 73 миллиона евро. При этом исследователи указывают, что результаты учащихся, которые посещают дополнительные занятия, ниже тех, кто только ходит в школу.
Этому может быть несколько объяснений.
Во-первых, дополнительные занятия посещают дети, которые имеют худшие результаты в школе.
Во-вторых, чрезмерная учебная нагрузка так истощает учеников, что вместо того, чтобы повышать уровень их знаний, – это только ухудшает их концентрацию и способность воспринимать информацию.
Подобной является ситуация у других восточноазиатских образовательных тигров. Аманда Рипли в уже упомянутой книге описывает впечатления американского подростка, который приехал на обучение в Южную Корею. Сначала он не мог понять, почему часть учеников в классе просто засыпает. Но вскоре узнал, что подавляющее большинство его корейских одноклассников после уроков до 9-10 вечера посещают дополнительные занятия.
Дополнительный стресс ученикам в Сингапуре добавляет сложный и важный экзамен в возрасте 12 лет, после окончания начальной школы. Результаты этих испытаний определяют, продолжит ли ребенок обучение по академической программе или по профессиональной. При этом программы профессиональной подготовки не снижают требований относительно ожидаемых результатов обучения (это и позволяет сингапурским учащимся иметь высокие учебные результаты независимо от того, по какой программе они учатся), однако шансы попасть в университет после окончания профессиональной школы – существенно ниже.
Эстония, Финляндия и Канада имеют примерно одинаковые по сравнению с восточноазиатскими странами результаты успеваемости учащихся, однако уровень стресса школьников в разы ниже. Педагогика этих стран в большей степени сосредоточена на помощи учащимся, учете их индивидуальных особенностей в обучении.
Например, финские школьники тратят существенно меньше времени на обучение (36 часов в неделю), чем их китайские сверстники (57 часов в неделю), но, несмотря на это им также удается достигать высоких результатов.
Что является общим для всех успешных стран – это признание важности системы образования и сосредоточение общественных ресурсов и усилий на ее постоянном совершенствовании.
* * *
Результаты PISA 2015 года в очередной раз всколыхнули волну дискуссий как внутри стран-участниц, так и на международном уровне.
Во Франции бьют тревогу из-за очень высокого неравенства в доступе к качественному образованию и устаревших методов преподавания.
В США обсуждают целесообразность единого общегосударственного стандарта и ищут эффективные пути для привлечения лучших учителей.
Германия в очередной раз рассуждает о раннем распределении детей по различным программам подготовки.
Украина примет участие в исследовании PISA в 2018 году. Подготовительная работа к этому продолжается уже почти год. Надеюсь, участие в PISA привлечет внимание к проблемам образования в Украине и будет стимулировать взвешенную дискуссию относительно путей их преодоления.
Сами изменения бесспорно надо начинать уже сейчас, однако не следует ожидать чуда и надеяться на немедленный результат. Исследования PISA показывают, что изменения в образовании – это сложный и длительный процесс, и важно выдерживать единую общегосударственную стратегию изменений в течение многих лет. Причем, не только на высшем политическом уровне (хотя в случае Украины это само по себе уже является большим вызовом), но и на уровне педагогического сообщества, родителей и общества в целом.
А для этого мало надеяться на то, что изменения произойдут в результате принятия одного закона или изменения одного стандарта. Нужна смена подходов и представлений о том, какой должна быть школа, а также общее желание достигать высоких результатов.
Комментируя школьные реформы в США, Андреас Шляйхер сказал, что «самым большим вызовом может быть терпение». Убеждена, что это верно не только для США, но и для Украины.
Автор: Инна Совсун, вице-президент Киевской школы экономики, первый заместитель министра образования и науки в 2014-2016 годах.
Источник: «Украинская правда. Жизнь»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.