Как учителя пытаются переждать прогресс, или как сделать онлайн-обучение интересным для детей?

Представьте, имя человека звучит целиком, без пробелов: «Олечка только что из универа». Олечка и учитель информатики «передовики труда» в обычной школе на Донетчине. Они более года пандемии, почти 12 месяцев обучения онлайн, администрируют ЗУМ и Гугл – классы каждому учителю учебного заведения. Сколько таких школ – неизвестно, личный опыт говорит, что большинство.

За время пандемии мои онлайн-уроки по медиаграмотности посетили почти полтысячи школьников из разных школ. Обычно 90% слушателей никогда не были в ЗУМ, не работали на онлайн досках и не использовали эмоджи, чтобы выразить свою реакцию.

Через ловушку интуиции – «поверьте моему проблеску» и групповое мышление – «потому что все так делают», о которых пишет педагог Оливье Сибон, некоторые учителя решили переждать бедствие в виде онлайна. Заодно — современность и прогресс.

Святость учителя, который на всю деревню единственный умеет читать и научит грамотности детей, эволюционировала в эмпатическое сочувствие Галине Михайловне с мелочной зарплатой и жестокими детьми, которых еще и надо чему-то научить.

Учителям приходится обещать более высокие зарплаты за служение, которое, по сути, потеряло актуальность. Детям служит Google. Все мы равны перед полем поиска.

Учителя больше не обладатели тайных, уникальных знаний. Детям не интересны уставшие, застрявшие и выгоревшие люди. Мир, в котором живут подростки, яркий и переполненный динамичной, доступной и актуальной информацией.

Что же не так?

Потеря времени. Вместо года практики и активного тестирования всех инструментов для современного онлайн-обучения, учителя злоупотребляют «Олечкой только что из универа».

«Олечка только что из универа» постоянно под рукой в виде любого ученика — уверенного пользователя ПК, который «нажмет на все кнопки, и оно заработает».

«Онлайн – это дерьмо» или «когда мы, наконец, выйдем из этого интернета!?». Бытуют позиции, что онлайн-обучение никогда не заметит офлайн, как будто снимает ответственность за скучные уроки и не вовлеченность учащихся во время них.

Образовательная программа сама по себе требует осовременивания и адаптации к онлайну.

Неконкурентная среда. Обычно KPI учителей не измеряют количество онлайн-инструментов для интерактивного обучения, сумму реакций на учебный материал, частоту привлечения слушателей и прочее. Зарплата учителя не зависит от количества учеников, пришедших на его предмет.

Учителя концептуально не осознают, что сегодня входит в их задачу – предоставлять образовательные услуги и как это связывать с современным дискурсом, в котором находятся дети и подростки.

Загруженность излишней административной работой, несовременное рабочее пространство.

Отсутствие качественного, подходящего обучения для учителей и поощрение осовременивания.

Пребывание вне действительного контекста молодежи.

Отсутствие культуры неформального фидбека для улучшения работы.

«Олечка только что из универа» обычно остается в пузыре своих крутых сверстников-коллег, которым проще все сделать вместо старших коллег, чем научить их.

Выгода от скучных онлайн-уроков. Никто не напрягается, ни учитель, ни ученики. Можно не готовиться, не слезать с кровати, не включать камеру и т д.

Проблема с критическим мышлением (тема на отдельную колонку soon).

Три личных принципа подготовки успешного урока / лекции / презентации контента 

Не бояться онлайна, потому что это наша новая действительность.

Мои первые онлайн-лекции смотреть стыдно. Я не принимала свое изображение в камере, волновалась, грустила из-за каждого слушателя, который выключал видео, или за низкой активности.

А еще это действительно скучные лекции, с которых хочется уйти. Когда в таких условиях все вокруг утверждают, что онлайн-обучение не может быть интересным, сложнее всего вырвать себя в другую реальность, чтобы:

посмотреть много интерактивных онлайн уроков в американских вузах, даже не на свою тему;

несмотря на невысокий уровень английского, записаться на бесплатные онлайн вебинары или лекции, что далеко не все будут интересны, но это позволит почувствовать себя учеником;

сравнивать себя с лучшими. Онлайн, как поле поиска, перед которым все уровни. В доступе многообразие инструментов, поэтому любая лекция может быть такой же невероятной, как последний посещенный урок, который понравился.

Аудитория.

Любая информация – контент. Урок по химическим соединениям, модульным уравнениям или реформе Даниила Галицкого – такой же контент, как ролик «Кис-Кис Я Котик Ты Котик» и другие тренды. Такова реальность аудитории, для которой я работаю, которую учу.

Хотела бы, чтобы моя зарплата и учителей зависела от вовлеченности аудитории, количества и глубины просмотров. Это бы мгновенно подняло качество онлайн-уроков.

Аудитория — лучший друг для роста. Отзывы — наиболее нужный инструмент, чтобы сохранить динамику и оставаться современным.

Фидбек стоит спрашивать в формате: «Что понравилось?». Важно, чтобы это не превращалось в хвальбу, а касалось наполнения и подачи содержания.

И другая часть: «Что можно было улучшить?». Обычно эта критика переполнена крутыми идеями и советами. Благодаря этому, в течение года, каждый раз записывала, что можно изменить, обновляла драматургию урока, слайды и доски, училась быть для подростков своевременной и полезной.

Самый крутое содержание без удачной обертки теряет смысл.

Проанализируйте, насколько ваша презентация, динамика урока конкурентная с контентом в информационных пузырях подростков. Безусловно, из Богдана Хмельницкого не стоит делать Моргенштерна, а нейросвязи объяснять из-за деградации блога Милохина и т. д. Впрочем, эффектно оформленный урок — это всегда причина эмпатии и активности аудитории.

Регламент и правила

«Быть на одной странице» – стратегическая цель во время динамического урока. Поэтому перед содержательной частью необходимо анонсировать план работы, регламент, этику и другие приоритетные ценности по вашему мнению.

План работы — это детализированный список всех активностей и тем на 45 минут.

Его полностью стоит анонсировать в начале и повторять дважды во время урока в формате «чеклиста»: «Вот, что мы уже сделали. А это нас ждет».

Регламент. Базовое правило – объявлять хронометраж каждой активности. Важно выделять время на тестирование наиболее вовлеченных и новых инструментов.

Тестирование всегда стоит наполнять смысловой нагрузкой: «Оставьте реакции в виде эмоджи, который иллюстрирует ваше настроение сейчас», «оставьте на доске мыслей одним словом совет Михаилу Грушевскому, после подписания Первого универсала» и т д. Умение осваивать новые приложения вшито в реальность современных детей, поэтому не бойтесь использовать необычные инструменты в работе.

Этика. По последним правилам по этике в Zoom, считается некорректным выключать микрофон чужого человека без предварительного разрешения, для сохранения времени это стоит обсудить на берегу.

Обычно предупреждаю, что за мной право выключать звук, опускать их руки и удалять участников с конференции.

Поднятая рука на моих лекциях, означает: это технические проблемы (не слышно/не видно/не попал в комнату и т д.), не понятно, объясните подробнее или готов ответить.

Включение микрофона после разрешения модератора. Это правило зависит от количества участников и формата работы.

Правило включенных камер касается безопасности и уважения. Чтобы мотивировать участников включить камеры можно привлечь интерактивный фон (об этом ниже).

Драматургия урока. Ориентируясь на тему, возраст аудитории и хронометраж урока, важно продумывать наперед не только наполнение, но и динамику интерактива.

Чем старше слушатели, тем сложнее интерактивы и тем меньше призывов к «простому участию» – «поставьте лайк, если меня хорошо слышно».

Обучение заранее. Это формат, по которому работают самые рейтинговые мировые университеты.

Здесь важно давать задания на тему, которая прозвучит на следующем уроке. Эту практику используют, чтобы ученики уже были в контексте «новой темы».

Для детей, например, в 7-м классе – задача создать интерактивный фон для видеоконференции на тему урока, для старшеклассников – короткое тестирование в Гугл — форме, где можно будет сравнить диаграммы до урока и после, чтобы проследить, насколько изменился результат (об этом ниже).

Все должны иметь зарегистрированную в Gmail почту. Это открывает более широкие возможности для интерактивного обучения, чем любые другие ящики.

Личный топ инструментов для интересного обучения

Canva – платформа для создания визуального контента, с бесплатными шаблонами для презентаций, инфографики, виртуальных фонов, диаграмм и других необходимостей для интересных уроков.

Шаблоны современные и яркие – незаменимое орудие для структурирования сложного содержания для запоминания.

Эмоджи, смайлики, что являются вшитыми в базовый пакет возможностей, например в Zoom.

«Ученики, вам все понятно?!» – это стандартный вопрос в классе, благодаря которому раньше легко было оценить, насколько внимательно вас слушали, и насколько хорошо удалось объяснить материал.

Теперь для меня эту функцию выполняют эмоджи. Легко видеть мгновенную реакцию аудитории. Важно изначально объяснить правила. В моем случае: «сердечко» или «лайк» (палец вверх) — все понятно или интересно. «Дизлайк» (палец вниз) – плохо понятно. «Аплодисменты» – поддержка одноклассника, ответ понравился. «Ангелочек» – буду вежливым или «извините», «смех со слезами» – понравилась шутка.

Интерактивный фон на тему урока. В Zoom можно добавлять разнообразные фоны.

Это мотивация для слушателей включить камеры и возможность для учителя проверить на этапе проверки присутствующих, готовность к новой теме.

Заранее нужно поставить детализированное задание подготовить фон на тему урока и во время «переклички» каждый из присутствующих один предложением должен объяснить свой фон.

Так вы оказываетесь в уникальном контексте, где каждый из участников принес свой смысл в учебный процесс.

Zoom rooms — возможность делить учеников на группы. Он есть в базовых инструментах Zoom и в других аналогичных программах.

Идеальный инструмент для работы в командах, решение задач с умышленным или случайным разделением. Учитель может посещать каждую комнату, разводить участников в разные группы и устанавливать таймер на возвращение в основной класс.

Padlet – онлайн-доска для небольших сообщений и презентаций, менее официальная и формальная по Гугл — инструментам.

Большинство заданий в группах участники у меня презентуют именно в «падлете», большинство знакомств, нетворкинга и т д. тоже организовываю именно там.

Здесь можно выбирать фон для доски, шрифт, цвет надписей, водяные знаки и многое другое. Это действительно заменяет стандартную доску. А всегда при возможности распространить экран, все видят текст спонтанных презентаций.

Miro — еще одна онлайн-доска, но с более масштабным функционалом. В Miro можно создавать большие доски для брейншторминга, карты, чем играть в квизы и многое другое.

Чтобы понять Miro, его надо, как и все остальное, тестировать. Тестировать часто, для разнообразных заданий.

Google forms (Гугл — формс) – удобная возможность быстро визуализировать опрос.

Опрос поднятыми руками не несет смысловой нагрузки. Предположим, мы хотим узнать оценку аудитории относительно поступка старшего Кайдаша, политики Ярослава Мудрого или одинаковости результата в формуле по химии, подготовив заранее Гугл — вопросы, по ссылке мгновенное голосование и диаграмма с результатами.

Так мы видим, что политику Ярослава Мудрого поддерживает 47% учеников, интересно узнать почему, как и потом спросить у тех, кто не поддерживает. Диаграмма по цветам и процентам добавляет факты обсуждениям и усиливает важность участия учащихся в обсуждениях.

Google docs-документы аналогичные Microsoft Word, в которых можно работать онлайн. Здесь можно править тексты друг друга, предлагать изменения, а самое важное – комментировать мысли автора.

Подробные инструкции, как пользоваться большинством из приведенных инструментов, можно найти в YouTube.

Автор: Ирина Цыбух, медиа тренер Академии общественного вещания Украины и проекта развития школьных медиа и молодежной медиаграмотности в Украине «Youth MediaLab»

Источник: УП. Жизнь

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий