Власти инициируют увеличение налогов для легального бизнеса. Дополнительные поступления в бюджет оцениваются в 50 млрд. грн. В то же время, «БизнесЦензор» собрал примеры уклонения от уплаты налогов, устранение которых увеличит поступления в бюджет на 60 млрд. грн.
Кабинет министров 3 июня зарегистрировал законопроект №5600 о внесении изменений в Налоговый кодекс. Это так называемый ресурсный законопроект, который предусматривает увеличение и индексацию ряда акцизов и налогов.
В случае его принятия в Верховной раде в текущей редакции, налоговая нагрузка увеличится не только на крупный бизнес. Больше налогов придется платить среднему, малому бизнесу, а также физическим лицам.
По оценкам Кабинета министров, дополнительные поступления в бюджет, в случае принятия закона, составят ежегодно 50 млрд. грн. Эти деньги будут собраны с большого, среднего, малого бизнеса и физических лиц.
Кроме того, законопроект №5600 расширяет полномочия налоговых органов. В частности, им могут разрешить взыскивать налоговый долг без обращения в суд, или обеспечивать налоговым залогом дополнительно начисленных по результатам проверок сумм на время судебного обжалования.
Также законопроект предлагает ограничивать выезд за границу руководителя компании до полного погашения налогового долга.
А еще Государственная налоговая служба сможет получать от налогоплательщика информацию не только по факту правонарушения, но и по другим вопросам, связанным с налогообложением.
Что меняет законопроект №5600 в Налоговом кодексе?
Вводится методика расчета размера минимального налогового обязательства для земельных участков, которые обрабатываются, но с которых не уплачиваются налоги. В частности в Налоговый кодекс вводится формула, по которой объем минимального налогового обязательства (МНО) зависит от общей нормативной денежной оценки земельного участка и времени, которое участок находится в собственности субъекта хозяйствования.
МНО определяется для дачных участков; садоводческих кооперативов; земель запаса, невостребованных паев в распоряжении органов местного самоуправления; участков зон отчуждения.
Уменьшается с 2 до 0,5 га размер участков для ведения личного сельского хозяйства, продажа продукции из которых не облагается налогом на доходы физических лиц.
Акцизный налог на пиво предлагается исчислять по крепости напитка вместо литража. Так документ предлагает облагать акцизом спирт, который содержится в пиве из солода по ставке 59,82 грн за 1 л 100-процентного спирта. Для напитка с содержанием 4% спирта налог составит 2,39 грн/л, а 8% спирта — 4,79 грн/л. В настоящее время пиво облагается акцизным налогом по 2,78 грн за 1 л напитка любой крепости.
Отменяется нулевая ставка акциза на продажу электроэнергии по зеленому тарифу. С июля 2019 года на продажу электроэнергии из возобновляемых источников энергии (ВИЭ) установлен нулевой акциз. В Украине электроэнергия — подакцизный товар, ставка налога — 3,2%, а базой налогообложения является стоимость реализованной электрической энергии без НДС.
В случае введения акциза на продажу «зеленой» электроэнергии дополнительные расходы ВИЭ составят 1,63 млрд. грн, подсчитала Европейская бизнес ассоциация (ЕБА).
Предлагается увеличить экологический налог за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты в 1,6 раза и предусмотреть их постепенное повышение в 8 раз к 2029 году.
Повысить ставки экологического налога за выбросы СО2 с 10 грн до 30 грн/тонна
Повысить ставки экологического налога за отходы для предприятий горной промышленности с 0,49 грн до 1,5 грн/тонна.
Ввести дифференциацию ставок налогообложения железных руд в зависимости от размера средней цены реализации, определенной как средняя стоимость железной руды по индексу IODEX 62% FE CFR China.
В случае принятия закона ставка ренты при цене железной руды $100 и меньше составит 3,5%; 5% — если цена больше $100/т, но не превышает $200/т; 10% — если цена руды выше $200/т. Однако предлагается применять для расчета ренты корректирующий коэффициент 0,9 в зависимости от условий добычи руды.
Промышленные предприятия могут быть лишены льгот на уплату налога на землю. Сегодня эта норма вписана в Налоговый кодекс и составляет 25% налога от ставки, которую устанавливают местные советы. Законопроект отменяет эту норму. В случае принятия в Верховной раде, предприятия будут платить полный размер налога на землю – до 3% от нормативной денежной оценки.
Изменяется размер стоимости легковых автомобилей, подпадающих под налогообложение транспортным налогом (налог на роскошь). Сегодня облагаются налогом автомобили не старше пяти лет стоимостью от 2,43 млн. грн (375 минимальных зарплат). Это люксовые автомобили, например: Mercedes-Benz, Land Rover, Jaguar, BMW, Audi, Ferrari. Проект закона предлагает облагать автомобили не старше пяти лет, средняя рыночная стоимость которых составляет 1,3 млн. грн (200 минимальных зарплат). Ставка налога — 25 тыс. грн.
Предлагается забрать право работать на едином налоге четвертой группы у предприятий, которые занимаются разведением домашней птицы, перепелов и страусов, а также производством мяса домашней птицы. Ставки налогообложения для 4-й группы плательщиков единого налога увеличиваются вдвое.
Законопроектом ограничивается возможность уменьшения налоговой базы с помощью убытков прошлых лет. Будет учитываться лишь половина суммы убытка для уменьшения налоговой базы обложения налогом на прибыль. Уменьшать базу налогообложения можно будет только убытками одного года.
Документ предлагает облагать налогом финансовую помощь, предоставленную связанным лицам, в частности, что предусматривает увеличение финансового результата на сумму такой помощи или безвозмездно предоставленных товаров, работ и услуг для связанных лиц. По мнению юристов, эта норма выглядит как двойное налогообложение.
Предусматривается обложение налогом 18% на доходы физических лиц, полученных от продажи третьего и последующих объектов недвижимости в течение года. Действующие ставки НДФЛ для продажи в течение года первого объекта недвижимости в размере 0% и второго в размере – 5% остаются без изменений.
Могут быть отменены льготы по уплате НДС для субъектов хозяйствования, которые занимаются перепродажей квартир на вторичном рынке.
КАК НАПОЛНИТЬ БЮДЖЕТ БЕЗ ЗАКРУЧИВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ГАЕК
Перечисленные новации направлены на увеличение налоговой нагрузки на легальный бизнес, который сейчас и так платит налоги «по белому». В то же время, параллельно в экономике Украины функционирует десяток серых и черных схем по уклонению уплаты налогов.
«БизнесЦензор» собрал самые масштабные схемы уклонения от уплаты налогов, прикрытие которых дополнительно увеличит поступления в бюджет на 60 млрд. грн ежегодно.
Теневой рынок нефтепродуктов
В 2020 году за нелегальное производство нефтепродуктов на мини-НПЗ и нефтебазах, а также уклонение от уплаты налогов, а именно так называемые схемы НДС, в 2019 году бюджет недополучил 19 млрд. грн в виде акцизов и НДС. В 2021 году сумма не поступления налогов в государственный бюджет от такой деятельности может превысить 22 млрд. грн, подсчитали в консалтинговом агентстве А-95.
В Украине работает 25 мини-НПЗ, они ежегодно изготавливают 470 тыс. тонн контрафактных нефтепродуктов, что отпускаются без уплаты акциза. Их перечень можно посмотреть по ссылке. Это низкокачественные моторные топлива стандартов Евро-2 и Евро-3, которые смешиваются с октановыми подобными присадками и продаются на дисконтных сетях АЗС под видом топлива Евро-5.
Октановые повышающие компоненты импортируются в Украину под видом растворителей для лакокрасочной промышленности (код УКТВЭД 3814009090). В январе-апреле 2021 года импорт растворителей из Беларуси и России вырос вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2020 года – до 37,4 тыс. тонн. Эти растворители представляют собой смесь октановых повышающих компонентов, используемых при кустарном производстве бензинов, — МТБЭ, метанола, толуола, ортоксилола, бутилового спирта.
Отдельно эти компоненты облагаются акцизным 213 евро/1000 л, однако под кодом растворителей они относятся к не акцизным.
Уклонение от уплаты НДС, или же НДС-схемы – второе наиболее распространенное направление нелегальной оптимизации уплаты налогов на рынке нефтепродуктов.
Схема уклонения от уплаты НДС на сетях АЗС выглядит примерно так: водитель за наличные деньги в размере 1000 грн заправляет автомобиль, ему выдают чек с пометкой «Ведомость К», которая означает возврат товара. Значит, водитель якобы вернул топливо обратно и забрал деньги. На самом же деле горючее остается в бензобаке и деньги не возвращаются.
Далее в АЗС обращается юридическое лицо, например агрофирма, которая за безнал покупает у нее топливо на 1000 грн и получает документы на топливо, которые дают право на налоговый кредит. Кроме того, фирма получает возврат денег обратно наличными, с вычетом процента АЗС за «обналичку», ведь реальное топливо уже было продано розничному потребителю.
При этом АЗС может продавать легальное топливо, но получать на продаже документы и наличные в конвертационные центры 12% рентабельности, или 3,20 грн на литре. По такой схеме, когда топливо «продается» дважды, вращается примерно 20% нефтепродуктов в Украине. В целом бюджет на оптимизации НДС и налога на прибыль сетями АЗС недополучает 15 млрд. грн ежегодно.
Серый экспорт зерна
В Украине нелегально обрабатывается 8 млн. гектар земли. Половина из них – государственные земли, которые находятся под управлением Минобороны, Национальной академии аграрных наук, невостребованные паи, или же паи без регистрации договоров аренды. На бумаге эта земля не обрабатывается, но по факту засевается в промышленных масштабах средними и крупными аграрными корпорациями.
Собранный урожай через фиктивные компании отправляется на экспорт, где через оффшорные компании перепродается международным трейдерам. Валютная выручка в страну не возвращается.
По данным главы комитета Верховной рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниила Гетманцева, ежегодно объем нелегального экспорта зерна из Украины составил $2 млрд. Это недополученная прибыль страны. Объем неуплаченных налогов от серого экспорта сельскохозяйственной продукции составляет 8-10 млрд. грн.
Нелегальный рынок алкоголя
В Украине работает до десяти физических точек продажи нелегального алкоголя, они продают контрафактную продукцию без уплаты налогов. Такие «виномаркеты» работают, открыто, продают контрафактную водку на разлив, заманивают клиентов бесплатной дегустацией.
Кроме того, нелегальный алкоголь без проблем продается в интернете. Любой может заказать контрафактную водку в тетрапаках разного объема и получить заказ в почтовом отделении. Такой алкоголь стоит в десять раз дешевле, чем официальный в магазине с уплатой акцизов и других налогов.
По подсчетам участников алкогольного рынка, примерно половина рынка крепкого алкоголя находится в тени. Ежегодно бюджет не получает 8,1 млрд. грн в виде акциза от продажи контрафактного алкоголя.
Источником спирта для производства контрафактного алкоголя являются заводы ГП «Укрспирт». Эти заводы принадлежат государству и по документам долгое время не осуществляют деятельность, однако по факту изготавливают спирт для нелегального рынка крепкого алкоголя. Речь идет примерно о 36 заводах по производству спирта, которые с разной периодичностью, обеспечивают сырьем нелегальный рынок алкоголя.
Контрабанда сигарет
Доля нелегальных табачных изделий на рынке Украины в феврале 2021 года составила 12,8% против 5,8% в феврале 2020 года. Этот показатель является максимальным с 2011 года. Об этом свидетельствуют данные исследования института Kantar Украина по заказу десяти крупнейших украинских производителей табачных изделий. Рост в более чем два раза обусловлен ростом продаж сигарет предназначенных для экспорта сигарет и через Duty Free.
62% нелегально реализованных в стране табачных изделий производства Винницкой табачной фабрики (Львовская область). Доля неустановленных производителей составляет 23%, а ООО «Юнайтед Тобако» (Желтые Воды Днепропетровской обл.) — 15%. Сигареты маркированы как экспортная или Duty Free продукция, которая не предназначена для продажи в Украине.
В то же время 42% контрабандных сигарет, которые продаются в Украине, изготавливаются в Беларуси на Гродненской табачной фабрике, еще 20% это продукция табачных фабрик Молдовы.
Потери государственного бюджета от неуплаченных налогов от продажи сигарет в 2021 году оцениваются в 11,8 млрд. грн.
Контрабанда электроники
Бытовая техника является лидером среди контрабандных поставок в Украину. По подсчетам ЕБА, примерно 20% контрабанды в Украину – это бытовая техника и электроника. Объемы нелегального импорта по некоторым категориям оборудования составляют 50-70%.
С 2017 года в Украине действует постановление Кабинета министров, оно обязывает продавцов электроники выдавать фискальные чеки при продаже техники. Продавцы техники обязаны установить регистраторы расчетных операций (РРО). Наличие фискального чека гарантирует легальность ввозимой продукции и предоставляет гарантийное обслуживание.
В то же время некоторые крупные сети по продаже электроники не выдают фискальные чеки и реализуют контрабандный товар за наличные через ФЛП. В интернете на популярных маркетплейсах тысячи ФОП также реализуют контрабандную технику без уплаты налогов. По подсчетам Ассоциации импортеров бытовой техники, ежегодно бюджет теряет от продажи электронной техники без уплаты налогов 7 млрд. грн.
Как государство помогает бизнесу
В 2020 году отток прямых иностранных инвестиций из Украины установил рекорд за последние двадцать лет – минус $868 млн., свидетельствуют данные НБУ. В то же время в период 2016-2019 годов Украина привлекала ежегодно не менее $3,7 млрд. прямых иностранных инвестиций. С 2001 года отток иностранных инвестиций, кроме 2020 года, был зафиксирован лишь однажды – в 2015 году инвесторы вывели из Украины $460 млн.
Основной причиной рекордного оттока иностранных инвестиций из Украины в 2020 году была мировая паника, вызванная пандемией COVID-19. Инвесторы выводили капиталы в «тихие гавани» – вкладывали выведенные деньги в государственные облигации США, акции технологических гигантов или золото.
Однако темпы вывода капитала можно было бы уменьшить, если бы поведение украинских властей было нацелено на защиту интересов внешних и внутренних инвесторов. Именно создание неблагоприятного инвестиционного климата можно считать основной проблемой прихода инвестиций в Украину. В частности, это:
Невыполнение инвестиционных обязательств, которые берет на себя государство, а затем в процессе их либо игнорирует, либо переписывает правила под себя;
Отсутствие судебной реформы, когда чиновник или нечестный конкурент может получить нужное решение через условный Киевский окружной административный суд, или Печерский районный суд. В то же время белые инвесторы лишены права на справедливую защиту своих активов;
Популизм на высшем государственном уровне на примере внедрения «института инвестиционных нянь», который из инструмента привлечения инвестиций в страну превратился в «мем», который ассоциируется с неправомерным давлением проверяющих органов на бизнес.
Ярким наглядным примером нарушения властями своих обязательств является невыполнение условий меморандума с инвесторами в возобновляемые источники энергии.
С 2010 года в отрасль производства возобновляемой электроэнергии в Украине было привлечено $12,3 млрд. инвестиций США, как свидетельствуют подсчеты Украинской ассоциации возобновляемой энергетики. В том числе, почти $1 млрд. на развитие зеленой энергетики выдали госбанки Украины.
Рекордными по размерам инвестиций в ВИЭ стали 2018 и 2019 годы: в строительство новых объектов было привлечено $2,4 и $4,1 млрд. соответственно. В 2020 году, когда были зафиксированы рекордные объемы оттока инвестиций из Украины, в возобновляемую энергетику Украины операторы ВИЭ инвестировали $1,4 млрд.
Инвесторы вкладывали деньги в сектор ВИЭ из-за высоких зеленых тарифов, размеры и обязательность выплат по которым были гарантированы законом.
Однако в 2020 году, из-за стремительного роста мощности зеленой генерации и падения потребления электроэнергии, тарифа системного оператора Укрэнерго, с которого происходит компенсация части зеленого тарифа, не хватило для расчета с «зелеными».
Правительство вышло с инициативой снизить зеленые тарифы в обмен на постепенное погашение исторических долгов, которые на 1 августа 2020 года составляли 22 млрд. грн.
Договоренности закрепили в меморандуме, а затем и в законе. Правительство и зеленая генерация согласовали график погашения долга за электроэнергию: 40% задолженности или 8,96 млрд. грн «зеленые» должны были получить в 4 квартале 2020 года. Остальные 60% задолженности должны быть уплачены равными частями в течение 2021 по 15%, или по 3,36 млрд. грн ежеквартально.
Одним из источников погашения долга был определен государственный бюджет, у него на 2021 год депутаты должны были заложить 20% финансирования компенсации зеленого тарифа, но не сделали этого.
В результате согласованный график не выполняется, на 1 июня 2021 года оплата за приобретенную в 2020 году зеленую электроэнергию составляет 66%.
Сейчас инвестиции в отрасль остановились. Государственные банки заявили, что приостановили кредитование отрасли до урегулирования ситуации с долгами. О сворачивании инвестиций объявили и международные корпорации, а по некоторым проектам были объявлены дефолты.
Резюме
Таким образом, власть пытается получить деньги в бюджет, усиливая налоговое давление на белый бизнес, который и так несет бремя его наполнения. Между тем, увеличение налоговых поступлений возможно путем обеспечения выполнения уже существующего законодательства. Для этого лишь нужно ликвидировать коррупционные схемы по уклонению от налогов на рынках нефтепродуктов и табака, при импорте электроники и при экспорте аграрной продукции.
А выполнение государством взятых на себя обязательств перед инвесторами, может стать точкой притяжения для новых инвестиций. А, следовательно, и для увеличения налоговых поступлений.
Автор: Василий Мельник
Источник: БизнесЦензор
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.