Читайте также: Инфляция в апреле: все-таки победа?
Конечно, есть опция приватизации предприятий, однако, помимо разового платежа при приобретении активов и в дальнейшем – налогов, государство ничего не получает.
В западных странах распространена практика государственно-частного партнерства, в том числе концессии.
Отличие концессии от приватизации заключается в том, что концессионер после определенного договором срока возвращает актив государству, при этом имеет законные основания инвестировать средства в развитие актива.
Попробуем разобраться, почему этот механизм «идет со скрипом» в украинских реалиях.
В соответствии с законодательством, договора концессии определяются одной из форм государственно-частного партнерства. Кабинет министров время от времени обновляет перечень объектов государственной собственности, которые могут предоставляться в концессию.
Но если говорить об опыте концессии в области транспорта, то, к сожалению, ни одного успешного примера в Украине еще не существует – в отличие от развитых западных стран и стран, что развиваются.
Рассмотрев пример Одесской области, через морские ворота которой перегружается более 70% грузов и которая является национальным транспортным хабом, можно понять, почему так складывается.
На территории Одесской области объектами, которые могут передаваться в концессию, являются автомобильная дорога Одесса – Рени – Бухарест – протяженностью 261 км, концессиедатель «Укравтодор», и семь морских торговых портов, в том числе «Одесский», «Южный» и «Ильичевский», концессионер – Мининфраструктуры.
В сфере дорожного хозяйства проблемными вопросами в Украине остаются отсутствие финансовых гарантий концессионеру со стороны государства по страхованию валютных рисков и гарантий минимального трафика.
Отдельным моментом, что делает проекты в дорожной отрасли экономически непривлекательными для инвестора, является отсутствие софинансирования со стороны государства, что перекладывает риск успеха проекта исключительно на частного инвестора.
Низкие доходы граждан также сдерживают концессионные проекты, ведь плата за 1 км проезда в Европе в среднем стоит 10-12 центов.
Поскольку концессия автомобильных дорог подразумевает наличие альтернативной бесплатной дороги, механизм концессии, то есть платных дорог, в большинстве случаев может касаться только строительства новых дорог на направлениях с высокой интенсивностью движения – от 10 тыс. транспортных единиц в сутки.
Технико-экономическое обоснование на строительство первого участка автомобильной дороги Одесса – Рени по новому направлению – Одесса – Овидиополь – Белгород –Днестровский – Монаши протяженностью 81 км, правительство утвердило еще в 2011 году, однако концессионный конкурс не состоялся из-за политического кризиса и ситуации на востоке Украины.
Для подготовки качественного инвестиционного проекта для потенциального концессионера по модели Design-Finance-Build-Operate-Transfer государство планирует разработать предварительное ТЭО строительства дороги по всему маршруту до границы с Румынией.
Такой шаг показал бы инвестору, как Украина видит присоединение наших автомагистралей к европейской транспортной сети TEN-T.
В области морских портов ситуация немного другая. В последние годы в Министерстве инфраструктуры обсуждался вопрос проведения пилотного конкурса по передаче морского торгового порта «Южный» в концессию.
Однако после проведения оценки активов независимой аудиторской компанией в 2015 году концессиедатель притормозил процесс подготовки концессионного конкурса до момента принятия изменений в закон «О концессии», который позволит применять различные методики расчета концессионного платежа.
Существуют и политические причины такого решения. Правительство опасается, что концессионером может стать крупная финансово-промышленная группа, которая обеспечивает порт грузами. Однако подобные ситуации в США являются, скорее, распространенной практикой, например, для контейнерных терминалов или железнодорожных компаний.
Однако отсутствие концессий не означает, что частных инвестиций в отрасли нет.
Привлечение частного капитала происходит путем заключения договоров аренды имущества или договоров о совместной деятельности с государственными стивидорными компаниями, а также аренды частных, коммунальных или государственных земельных участков у основных портовых узлов с целью строительства частных перегрузочных комплексов и морских терминалов.
Вместе с тем, остается проблема технической модернизации государственных стивидоров, которые нельзя приватизировать. Мировая практика свидетельствует, что отставание государственных стивидоров от частных портов можно выровнять с помощью применения концессии. Есть ли политическая воля сделать этот шаг в Украине – увидим в скором времени.
Таким образом, на развитие концессии автомобильных дорог в Украине влияют проблемы государственных гарантий и платежеспособности граждан. Пилотные же концессии в портах в основном зависят от политической воли правительства и темпов приведения украинского законодательства к мировым стандартам.
Автор: Владимир Шемаев, начальник отдела инвестиций в инфраструктуру Агентства по инвестициям и развитию Одесской ОГА.
Источник: Экономическая правда
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.