Как заработать миллионы на органическом производстве. История компании «Этнопродукт»

Олег Жуковский вместе со своими швейцарскими партнерами развивает производство органической молочной, мясной и зерновой продукции.

«Страна меняется, чтобы не говорили популисты из телевизора. Нам значительно легче работать. После Революции все изменилось. Если чиновники придут и будут требовать чего-то того, что не разрешено, то мы им покажем на дверь. Это довольно просто сейчас. Уже не та ситуация, когда в государстве был один инвестор», — говорит предприниматель Олег Жуковский.

Он – владелец компании «Этнопродукт», которая производит органическую молочную и мясную продукцию под одноименной торговой маркой.

Читайте также: Герои бизнеса. Как бывший директор по маркетингу производит под Киевом органические крупы

Директор «Агроэкологии»: В Европе небывалый интерес к органическому нуту

Золотая голубика: как построить выгодный ягодный бизнес на малом участке

Ореховый сад: как с одного участка собирать три вида урожая

Кроме того, «Этнопродукт» – крупный экспортер органических зерновых и бобовых в Европу. По словам Жуковского, европейцы готовы забирать всю органическую продукцию, которую он выращивает на своих полях в Черниговской области.

«Все началось в 2008 году. Идея заняться органическим производством была связана с рождением третьего ребенка. Моим сыновьям уже за двадцать лет и, когда я узнал, что родится дочь, то обеспокоился тем, что на полках магазинов все меньше и меньше того, что можно есть», — рассказывает предприниматель.

На тот момент Жуковский занимался производством строительных материалов, добычей и обогащением кварцевого песка для производства стекла.

«Когда я решил создать аграрное органическое хозяйство (которое бы занималось производством зерновых и переработкой мясомолочной продукции), банк Lehman Brothers еще нормально функционировал, и никто не говорил о мировом экономическом кризисе. Тогда мой бизнес-план говорил о том, что накопления и доходы от бизнеса позволяли профинансировать строительство переработки молока, произвести товар и поставить его на полку именно тогда, когда предприятие получит статус «органического».

В результате, в 2008 году Олег Жуковский приобрел четыре агропредприятия с земельным банком в 8 тысяч гектаров. Инвестиции в покупку составили около четырех миллионов долларов.

«Это были восемь тысяч гектаров не самой лучшей земли в Черниговской области. Кроме того, мы не могли вносить в землю химические компоненты, которые могли бы способствовать увеличению урожая, а также не могли обеспечить прирост скота и увеличение надоев, поскольку это запрещено методами ведения органического хозяйства», — говорит Жуковский.

«Когда я пришел в аграрный бизнес, начался мировой кризис. Моя жизнь довольно серьезно изменилось. Если сказать коротко – это были три года убытков. Урожайность падала (поскольку процесс сертификации длится три года), остановился прирост скота», — вспоминает бизнесмен.

Поскольку средств на переработку молока у предпринимателя уже не хватало, то в 2011 году, получив органический сертификат, предприятие Жуковского впервые поставило на полки магазинов сырое молоко.

«Это несколько поддержало наше финансовое состояние. Кстати, мы единственные в Украине, кто имеет разрешение на разлив сырого молока в бутылку. Хранится такое молоко трое суток, но реально оно может стоять и пять суток», — говорит Жуковский.

Кардинальные изменения в «Этнопродукте» состоялись в том же 2011 году, после прихода швейцарских инвесторов, которые влили в капитал инвестиции.

«Я долго искал инвестора. Давал рекламу. Не простое было время. В страну тогда пришла власть Януковича. С инвесторами было не густо…», — говорит Жуковский.

Инвесторами из Швейцарии были Феликс Фе и его жена украинка Марина. Сколько они вложили в «Этнопродукт» Жуковский не рассказывает, но за счет своих инвестиций новые инвесторы стали владельцами 25% капитала.

На тот момент предприятие Жуковского уже получило органический сертификат на выращивание ржи, пшеницы, спельты, люпина, вики, дикого гороха, пелюшки, овса и гречихи.

Сертифицированным было только сырое молоко и мясо в живом весе.

Швейцарские инвесторы назначили своего коммерческого директора – Андрея Николаюка.

«Он – глаза иностранного инвестора. Контролирует, чтобы инвестиции были правильно распределены», — говорит Жуковский.

«Новые инвесторы знали Украину. Бизнес — риски оценивали адекватно, поэтому им не страшно было. Они были заинтересованы в инвестициях в сельское хозяйство и просили меня посмотреть, куда было бы интересно инвестировать деньги, – рассказывает Николаюк. – Мы случайно познакомились с Олегом, но очень важно было для швейцарцев, что они знали консультанта, который помогал им в органическом производстве. И когда один швейцарец говорит другому, что Олегу можно доверять, что он не мошенник и хочет действительно делать качественный продукт, то это был весомый вклад. Так мы и начали сотрудничать в 2011 году».

Главной задачей для обновленного «Этнопродукта» было – поставить на полку продукт переработки молока и мяса.

Переработку молока поставили под Киевом. На тот момент в Бориспольском районе продавалось предприятие по производству йогуртов.

«Оно не работало несколько лет. Оборудование мы полностью вынесли и поставили свои линии. Вся начинка предприятия была куплена. Объем инвестиций в молочную переработку составил до $500 тыс.», — рассказывает Николаюк.

Производство мясной продукции «Этнопродукт» отдал подрядчикам, которые также имеют органический сертификат.

«Мы поставляем им свое сырье и другие ингредиенты, сами закупаем органические немецкие специи, и упаковку», — говорит коммерческий директор.

ЭКСПОРТ ОРГАНИКИ

В 2013 году «Этнопродукт» начал экспортировать органическую продукцию, выращенную на своих полях.

«Экспорт в Европу был весомым вкладом в финансовое состояние компании. Первый прямой контракт был заключен в 2013 году и с тех пор мы с успехом продаем все, что у нас растет на поле. Начинали с экспорта спельты в Германию. Сейчас сотрудничаем, кроме Германии, еще с пятью странами ЕС – Нидерландами, странами Скандинавии, Швейцарией, Австрией. Продаем спельту, овес, гречиху, люпин, пелюшку», — говорит Жуковский.

«Сейчас спрос из Европы превышает то, что мы можем произвести. Кроме того, некоторые культуры продаем в Азию. Экспортируем продукцию, которая соответствует трем органическим стандартам. Это сертификация по органическому европейскому законодательству, сертификация по Bio Suisse, а это более жесткая сертификация. Есть еще Bioland – одна из старейших немецких органических сертификаций», — добавляет Николаюк.

Сейчас «Этнопродукт» экспортирует 2-3 тысячи тонн продукции в год. Кроме того, часть продукции, которую Жуковский выращивает на полях, перерабатывается на крупу на предприятии «Экород». Как писал БЦ, Жуковский выступает одним из инвесторов «Экорода».

НОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ И РЫНОК ЗЕМЛИ

Сейчас «Этнопродукт» арендует около 4 тысяч гектаров в Городнянском районе Черниговской области. Поголовье коров составляет 700 животных. Из них около 250 дойных коров, остальные – молодое поколение.

«Все, что у нас сейчас есть – мы перерабатываем. Лишнего молока нет. Наоборот, нам его очень не хватает. Статистика такова – мы можем произвести от 2 до 4 тонн молока в сутки. Спрос больше, чем предложение», — говорит Николаюк.

По его словам, возник дефицит молока, потому что последние несколько лет компания делала ставку на зерно: построили зернокомплекс, хранилище, наладили очистку зерна.

«В органическом производстве очень важный вопрос очистки зерна, потому что на наших полях растет, в том числе и бурьян. Когда собираешь зерно, надо представить его товарное качество».

Инвестиции составили 600 тысяч долларов. В то же время, в молочное направление было инвестировано меньше денег.

«У нас есть план – построить большую, технологичную ферму», — говорит Николаюк.

Однако, как рассказывают предприниматели, планы «Этнопродукта» относительно строительства новой фермы могут быть серьезно скорректированы снятием моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения.

«Если будет снят мораторий, то все наши деньги пойдут не на строительство животного комплекса, а на выкуп земли, — объясняет Жуковский. Считаю, что не может быть так, что земля не продается. Кто-то является собственником земли, а кто-то другой пользуется ею. При этом моя точка зрения, как гражданина, противоречит мне как предпринимателю-аграрию. Я хотел бы, чтобы ситуация выдержалась еще 2-3 года, чтобы мы набрали немножко мышц и смогли купить землю».

«С одной стороны продажа земли приведет инвестиции в Украину. С другой – должны быть сделаны очень взвешенные шаги и прописаны правила игры, по которым будет выкупаться земля. Относительно рынка земли органического сектора, то его можно очень просто уничтожить. Какой-то человек с чемоданом денег купит органическую землю, которую я арендую, и переведет ее в неорганический сектор. Тогда все будет потеряно. А это куча рабочих мест. У нас, например, работает 150 человек», — жалуется предприниматель.

В Украине на законодательном уровне отсутствует разделение земли на органическую землю и неорганическую.

«В органическом секторе едва ли не вдвое больше людей работает. Это сохранение села. На четырех тысячах гектаров земли в обычном агрохолдинге может работать двадцать человек. И не больше, рассказывает Жуковский. У нас работает 150 человек. Разве это будет выгодно государству, когда придут люди с чемоданами денег и купят землю, которую будут обрабатывать три тракториста?».

АССОРТИМЕНТ И РЫНКИ СБЫТА

«Этнопродукт» производит классический набор молочных продуктов: молоко пастеризованное, кефир 2,5% жирности, кефир обезжиренный, разного объема – 800 грамм и 250 грамм, йогурт обезжиренный, также разного объема и сметана 20% жирности.

«На другом производстве под заказ из нашего сырья производят масло крестьянское и два вида сыра – 20% и 45% жирности. Эти продукты производят наши субподрядчики, так же как и мясные изделия», — рассказывает Николаюк.

Основные каналы сбыта мясной и молочной продукции «Этнопродукта» – супермаркеты и небольшие магазины органической продукции.

«Наша продукция – недешевая и с небольшими сроками реализации. Она требует большой пропускной способности торговых точек. Сети заинтересованы в органической продукции, но в каждом году коммерческие условия ухудшаются. Это не только касается нас. Это такой общий подход.

Когда менеджеры проводят переговоры, то у них есть KPI и им каждый год надо отжать что-то у поставщика – увеличить срок оплаты, увеличить процент маркетинговых сборов. Они дают продажи, но с другой стороны они прессуют на переговорах. Условия достаточно жесткие», — делится Николаюк.

С другой стороны супермаркеты дают «Этнопродукту» объемы продаж.

ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

«Годовой оборот в «Этнопродукте» – примерно 50 миллионов гривен. Чистая прибыль — 10 миллионов гривен. 50% дает продажа переработанной продукции, 50% — экспорт», — рассказывает Николаюк.

СТАРТАП — ЧЕРВЯЧНАЯ ФЕРМА

«В прошлом году мы начали новый проект – производство вермикомпоста. Калифорнийские черви перерабатывают навоз от наших коров и делают из него высококачественный компост», — рассказывает Жуковский.

«Это ценное и дорогое удобрение. Будем его активно продавать. Сейчас продаем людям, которые выращивают ягоды и овощи», — добавляет Николаюк.

КАДРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

По словам предпринимателей, на данный момент их компания сталкивается с колоссальными кадровыми проблемами. Отрасль остро нуждается в профессионалах.

«У нас открыто много позиций на ключевые должности, в частности, позиция главного агронома. Но аграрный сектор хорошо развивается в Украине и, как правило, хорошие специалисты работают в агрохолдингах. Вроде и готовим кучу специалистов, но где, же они?» – спрашивает владелец «Этнопродукта».

ОТНОШЕНИЯ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ

«С государственными органами власти отношения деловые. Нейтральные. Мы не чувствуем какого-то прессинга, давления. Все спокойно. Государство не мешает нам работать», — рассказывает Жуковский.

«В декабре 2016 года впервые получили частичную компенсацию наших расходов на органическую сертификацию. По Черниговской области есть такая программа. Мы были удивлены, потому что они нам обещали, что мы получим ее еще в 2015 году. Еще хочу сказать на счет возврата НДС – мы были удивлены, но в этом году нам очень четко возвращают НДС. Мы никого не просим, никуда не обращаемся. Мы просто подали заявление и нам на счет пришли деньги», — добавляет Николаюк.

«Страна меняется, чтобы не говорили популисты из телевизора», — заключает Жуковский.

Авторы: Юрий Винничук, Дмитрий Казанцев

Источник: БизнесЦензор

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий