Картельные сговоры в Украине – не редкость. Правительству следует все время анализировать рынки и выявлять предпосылки, которые позволяют и даже побуждают представителей бизнеса сговариваться и нарушать законодательство о защите экономической конкуренции.
Однако выполняет ли эти задачи, Антимонопольный комитет, на которого они возложены?
По определению юридической энциклопедии, картель – это объединение нескольких предприятий одной отрасли, участники которого заключают соглашение о разделе рынков сбыта и цен. Они сохраняют свою собственность на средства производства и продукцию. Это является простейшей формой монополистического объединения.
В отличие от других, более устойчивых форм монополистических структур – синдикатов, трестов, концернов – каждое предприятие, вошедшее в картель, сохраняет финансовую и производственную самостоятельность.
Как правило, картель действует в рамках одной отрасли. Попадает под действие антимонопольного законодательства Украины.
Выявить признаки картеля, в принципе, не сложно, ведь большинство потребительских рынков сейчас прозрачны для мониторинга. Основной его признак – когда цены синхронно идут вверх. А вот доказать обвинение в суде трудно, потому что обычно для этого не хватает прямых доказательств.
Злоупотребления отечественных нефтетрейдеров
Рынок нефти и нефтепродуктов в Украине условно можно разделить на три группы игроков:
I. Импортеры — они имеют крупные розничные сети, и импортируют топливо из соседних стран. Это из России, Беларуси, Литвы, Польши, Румынии и других стран. Это известные бренды, такие как WOG, ОККО, Shell, SOCAR, Amic и др.
II. «Национальный производитель» – компании, которые связаны с финансово-промышленной группой «Приват». Производят топливо преимущественно на Кременчугском НПЗ. К ним относятся сети, работающие под брендами «Авиас», ANP, «Укрнафта», «Укртатнафта», Sentoza и другими. В общем, это 15-20 юридических лиц, которые арендуют или субарендуют АЗС.
Качественную конкуренцию им пытается составить горючее, произведенное на Шебелинском заводе государственной компании «Укргаздобыча», которая имеет небольшую сеть АЗС.
III. Многочисленные местные или региональные сети, которые конкурируют с группой «Приват» в нижнем ценовом диапазоне и не имеют наработанных схем поставки нефтепродуктов.
Три группы трейдеров в основном конкурируют между собой – поэтому межгрупповые заговоры маловероятны.
Однако когда интересы пересекаются, согласованные действия вполне возможны. Речь идет преимущественно о параллельном ценовом поведении, когда компании поддерживают на собственных АЗС почти одинаковые цены.
Несколько другая тактика – у компаний, которых связывают с группой «Приват».
«Большинство АЗС этих компаний находятся в аренде, субаренде или перекрестной съеме. При этом арендаторы почти, что полгода меняются. Это делается, чтобы «оптимизировать» налоги. Ведь тогда фискалам гораздо труднее будет сориентироваться, кто и сколько, должен заплатить налогов. И хотя участники «ротации» могут быть прописаны по одному адресу и иметь похожие названия – для налоговой инспекции это разные участники рынка, «не связаны между собой отношениями контроля».
Фактически, «под присмотром» группы «Приват» работает сегодня до 1625 заправок. Это более четверти рынка», – рассказывает Геннадий Рябцев, директор специальных проектов НТЦ «Психея».
Несмотря на отсутствие видимой связи между владельцами АЗС – все они поднимают и опускают цены одновременно. При этом ни Антимонопольный комитет, ни правоохранительные органы не видят в этом нарушений.
«Что касается импортеров, то их действия также могут показаться согласованными, ведь на стелах их АЗС иногда также наблюдаются одинаковые цены, – продолжает Геннадий Рябцев. – Недавно это стало поводом для обвинения шести ведущих игроков рынка в параллельном ценовом поведении. Антимонопольный комитет даже оштрафовал их на 204 миллиона гривен.
Но на самом деле стоимость топлива у импортеров есть разная. Иначе говоря, благодаря программам лояльности, потребитель покупает топливо по цене, на 1-3 грн./л ниже, чем указанная цена по максимуму. Другое дело, что даже аналитики не могут вам объяснить, как на самом деле действуют эти программы лояльности».
Однако сговориться и установить завышенную цену – смысл для импортеров небольшой, ведь остается две трети рынка, работающих в нижнем ценовом сегменте. Потребители просто не будут покупать дорогой брендовый бензин.
Поэтому картельный сговор на этом сегменте рынка найти вряд ли удастся.
Хотя злоупотреблений хватает и без него.
Украинские потребители не имеют полной информации о характеристиках топлива, реализуемого на заправках.
Например, что такое «именной бензин»? Нам рассказывают, что он увеличивает мощность, является более экологичным, имеет смазывающие и моющие характеристики. Но кто даст гарантию, что водителей не вводят в заблуждение, а прирост потребительских свойств оправдывает завышенную цену? Ведь трейдер без всяких усилий может выдать обычный бензин за «именной» и брать дополнительные 2 гривны с каждого его литра. Более того, поскольку три единицы октанового числа для современных двигателей – не такая и большая разница, районные заправки иногда выдают 92 бензин за 95-й.
Относительно представителей «отечественного производителя», то они поднимают цены, когда меняется курс гривны наравне с импортерами, хотя зависят от доллара намного меньше», – комментирует Геннадий Рябцев.
Также группа «Приват» подавляет конкуренцию в регионах. В частности, осуществляет грабительское ценообразование – занижение цены для вытеснения конкурентов. Это больше всего бьет по мелким предприятиям.
АМКУ на эти нарушения не обращает внимания – хотя именно это является основной угрозой конкуренции.
Главное злоупотребление представителей третьей группы участников рынка – неуплата налогов и сборов в полном объеме. Второй пласт злоупотреблений – реализация суррогатов с добавлением биоэтанола, газового конденсата, прямогонного бензина, октановых повышающих присадок, которые выдают за качественное топливо.
Во всех трех группах также имеется человеческий фактор. Поэтому иногда нарушения, характерные для третьего сегмента, встречается и у импортеров, и у группы «Приват», впрочем, не как системное явление.
История вопроса
Классические случаи картельного сговора на рынке нефтепродуктов можно было увидеть в конце 1990-х – начале 2000-х. Это привело к закрытию сотен малых и средних предприятий, принесло прибыль аграрному сектору, прежде всего, зависимому от поведения крупных игроков бизнеса нефти.
В свою очередь, это заставило фермеров планировать свою деятельность не более как на год вперед, вследствие чего началось истощение ими плодородных почв, ухудшение экологической ситуации и тому подобное.
Игорь Козуб, предприниматель, Кировоградская область:
«Мое предприятие ООО «Агротехпоставки» было создано в 1995 году, у нас была заправка в селе Северинко, позже построили заправку в селе Подлесное, однако так и не запустили. Мы были мелким нефтебизнесом. У нас было два бензовоза, которые могли за раз брать15-16 кубов нефтепродуктов. В основном возили нефтепродукты фермерам. Бизнес шел достаточно успешно, в 1997 году мы приобрели большие автомобили.
Все начало ухудшаться, когда нефтеперерабатывающие заводы начали скупать российские компании или компании с российским капиталом. Они, во-первых, купили или построили себе сети АЗС, во-вторых – сделали диверсию против украинской экономики – сравняли оптовую цену с розничной. Я убежден, что это был картельный сговор крупных компаний.
Это вызвало недовольство среди розничных торговцев. Они пытались протестовать – но безрезультатно. Сотни мелких предприятий закрылись, работать стало нерентабельно.
Чтобы сохранялась рентабельность, «накрутка» на розничной торговле должна составлять не менее 15-20%, ведь надо заплатить и за солярку в бензовозы, и зарплату водителям, и за содержание машин и заправок, за электроэнергию, налоги заплатить… А еще надо думать о развитии бизнеса.
Это привело к тому, что на определенном этапе малые предприятия начали покупать газолин (это такой нефтепродукт, который можно «колотить» с соляркой), или другие «компоненты» – и делать суррогат.
Это существенно удешевляло себестоимость полученного продукта – но ухудшало его качество. Клиент, заправившись «бодягой», замечал плохое качество топлива и больше там не заправлялся. Или фермер, у которого сломались комбайны из-за «бодяги», требовал компенсаций.
Мы не хотели работать в полукриминальном режиме, поэтому пришлось закрываться и продавать за бесценок АЗС и бензовозы.
Предприниматель говорит о ситуации, когда российская ТНК вытесняла другие компании с рынка, применяя грабительское ценообразование. Это делалось для того, чтобы было невыгодно покупать топливо на заправках без «брендов». Всех загоняли в схемы, когда компании брали на себя обязательства придерживаться определенных стандартов поведения, взамен получая возможность покупать топливо без проблем.
Кто «лег» под ТНК – тот выжил, кто пытался сопротивляться – закрылся.
Государственная политика в сфере обеспечения потребителей нефтепродуктами доходила до абсурда.
Так, в 1996-98 годах были приняты три отдельных распоряжений правительства, которыми предусматривалось с целью поставки бензина в Украину «поддержать предложение администрации Тюменской области и корпорации «Укрмонтажспецстрой» относительно осуществления эквивалентного экспорта продукции… и выполнения строительно-монтажных работ». При этом среди экспортируемых за бензин товаров были суконные рукавицы и шнурки для обуви.
Учитывая это, иметь стабильного оптового поставщика горючего было на то время значительным благом.
Вторая волна произошла в 2001-2002 годах, когда вице-премьером была Юлия Тимошенко. В этот период ТНК начала разрывать контракты с теми, кто, на их взгляд, не соответствовал их требованиям (сейчас джобберов осталось меньше половины).
Количество розничных игроков на рынке сокращалась. На тот момент должной реакции АМКУ на неконкурентные действия со стороны ТНК не произошло.
Ожидать то, что кто-то когда-нибудь будет расследовать это дело – бесполезно.
Хотя именно на этот период пришлось едва ли не самое громкое бензиновое дело: «Когда группа «Приват» еще не имела такого влияния, как сегодня, подконтрольные ей компании АВИАС «и » Сентоза» были оштрафованы на 50 миллионов гривен каждая. Это было, кажется, в 2003 году.
Тогда дело было вложено в такой способ – компании внезапно обанкротились, и их активы выкупили другие компании с измененным названием. Был АВИАС – стал АВИАС+, была «Сентоза» – стала «Сентоза Ойл». И оказалось, что судебные иски были против предшественников – их нет, и нет, с кого спрашивать. И хоть они были прописаны по тем же адресам, и руководство у них, то же самое – но название другое, и все…», – объясняет Рябцев.
Второе громкое дело, которое заявил АМКУ, о признаках картельного сговора на рынке нефтепродуктов, произошло в 2010-2011 годах. С середины декабря до начала февраля 2010 года цена бензина А-95 выросла на 13%. «Лидерами» роста были сети автозаправочных станций: ТНК, Золотой Гепард, Лукойл, ОККО, WOG, Shell, Возраст-Ойл (Formula).
Перечисленные автозаправочные сети объединяло не только ценовое лидерство. Все они были членами Экспертно-аналитической группы (ЭАГ) при Минтопэнерго. ЭАГ – это специальный совещательный орган, созданный Кабмином, в котором государство путем диалога с игроками рынка якобы контролировало справедливость цен на нефтепродукты для потребителей.
Просуществовала ЭАГ до 2013 года.
Впрочем, шесть вышеназванных нефтетрейдеров были лидерами цен в Украине как минимум с начала 2009 года, что может свидетельствовать об одобрении их действий Министерством.
Цены «шестерки» существенно опережали аппетиты большинства участников рынка, которые были лишены потребности отстаивать стоимость горючего перед чиновниками, ведь не входили в ЭАГ.
Рядовые участники нефтяного рынка, что не вошли в «круг посвященных», по ЭАГ и ее участникам использовали определение «картель».
В конце 2010-го – начале 2011 года АМКУ провел расследование и выявил признаки картельного сговора между основными игроками топливного рынка: ООО «Континент Нефте Трейд», ЧП «Окко-Нефтепродукт», ООО «Альянс Холдинг», ЧП «Лукойл Украина» и ООО «ТНК-ВР Коммерс». Цены на стелах своих АЗС были практически одинаковые.
В процессе расследования обнаружили, что упомянутые компании нужно разделить на две группы.
В первой оказались так называемые «чистые» импортеры, во второй – две компании с собственными нефтеперерабатывающими заводами (работали под брендом «ТНК» и «Лукойл»). Именно поэтому эти две компании выделили в отдельное производство, чтобы дополнительно взвесить аргументы компаний и то, как на конечную стоимость бензина влияет цена продукта собственного производства.
«Комитетом было принято решение №124-р от 22.03.2011 по нарушении законодательства о защите экономической конкуренции. И наложен штраф на ЧП «Лукойл Украина», ООО «Континент Нефте Трейд», ООО «Альянс Холдинг», ЧП «Окко-Нефтепродукт», совместное украинско-немецкое общество с ограниченной ответственностью с иностранными инвестициями «Кершер» (Распоряжением государственного уполномоченного комитета от 18.01.2011 №10/14-р в деле изменен ответчик – ООО «ТНК-ВР Коммерс»).
Впоследствии Комитетом был осуществлен пересмотр решения о наложении штрафов на субъекты хозяйствования. По решениям Комитета от 14.12.2011 №745-р, 746-р, 747-р и от 25.01.2012 №39-р наложенные штрафы уплачены», – пояснила нам в ответ на информационный запрос первый заместитель председателя Комитета – государственный уполномоченный Мария Нижник.
Действия Антимонопольного комитета
В начале 2000-х, когда на рынке было немного крупных компаний, АМКУ штрафовал маленькие предприятия, в основном на региональном уровне. Но размеры штрафов были незначительными, ведь еще не было санкций в виде штрафа в размере 15% от оборота.
Тогда компании предпочли заплатить, чем отстаивать свою правоту в суде.
Сегодня ситуация изменилась.
Решением от 28 октября 2016 г. №480-р «О нарушении законодательства о защите экономической конкуренции и наложении штрафа», которое принималось по результатам рассмотрения дела №128-26.13/112-16, АМКУ признал действия не правомерными. Решение было принято в отношении следующих компаний: ООО «Золотой экватор», ООО «ВОГ Ритейл», ЧП «Окко нефтепродукт», ООО «Альянс Холдинг», предприятия с иностранными инвестициями «АМИК Украина», до 08.05.2015 − предприятия с иностранными инвестициями «ЛУКОЙЛ-Украина», ООО «СОКАР ПЕТРОЛЕУМ» и ООО «Параллель-М ЛТД».
«Нарушения заключались в установлении и поддержании на информационных табло стационарных АЗС сходных между собой розничных цен на бензин марки А-95 и дизельное топливо. И установлении условий реализации бензина марки А-95 и дизельного топлива. При которых доступ потребителя к информации о размере окончательных розничных цен является ограниченным. Это происходит вследствие применения сложных и непрозрачных программ лояльности, условий проведения акций и предоставления скидок. Они являются нарушением законодательства о защите экономической конкуренции в виде антиконкурентных согласованных действий путем совершения похожих действий на рынках розничной торговли светлыми нефтепродуктами, которые привели к ограничению ценовой конкуренции», – рассказала нам второй заместитель председателя Комитета – государственный уполномоченный АМКУ Нина Сидоренко.
За совершенное нарушение на предприятия наложили штраф в размере 204.325.103 гривны.
Это решение сразу же было обжаловано в суде и, в конце концов, могло быть отменено.
Однако АМКУ подошел системно к решению проблемы в будущем. Так, 7 апреля 2017 года в Антимонопольном комитете Украины состоялось очередное заседание Рабочей группы по созданию системы мониторинга рынков нефти, бензинов, дизельного топлива и сжиженного углеводородного газа.
Развитие биржевой торговли и внедрение системы репортинга, по мнению АМКУ, будет способствовать обеспечению прозрачности рынков оптовой торговли нефтепродуктами.
Ранее, письмом от 28.10.2016 № 128-08.4/01-11469 Комитет обращался с предложениями к Кабмину о необходимости реализации на биржах определенной доли отечественных и импортируемых нефтепродуктов с целью улучшения состояния конкуренции на рынках нефти и нефтепродуктов, а также внедрении прозрачных механизмов формирования цен на нефть и нефтепродукты.
Внешне выглядит, что новое руководство АМКУ демонстрирует активную работу и немало инициатив в сфере розничного рынка нефтепродуктов, разоблачает злоупотребления, накладывает штрафы, продвигает законодательные инициативы…
Однако эти действия АМКУ выглядят как выборочное применение санкций. Ведь они штрафуют импортеров – однако не затрагивают группу предприятий, относящихся к сфере влияния группы «Приват», хотя для этого есть все основания.
Так, в период с 21 на 22 марта 2016 года на АЗС, которые входят в пул компаний «Приват» Игоря Коломойского, стоимость бензинов и дизельного топлива выросла на 50 копеек за литр. В течение 10-11 апреля 2017 года на АЗС Украины произошло массовое подорожание бензинов и дизтоплива на 0,1-1,0 грн./л.
В последнем случае «спусковым крючком» послужило подорожание нефтепродуктов на границе Украины. В свою очередь, подорожание было связано со спекулятивным ростом нефтяных котировок до 55 долларов за баррель.
Не все сети подняли цены обоснованно. Группа «Приват», как национальный производитель, меньше зависит от мировых цен, но они первые подняли стоимость топлива: 7 апреля – на 0,5 грн. за литр, и 10 апреля – еще на 0,5 грн.
«Таких случаев не один, не два и не три. Эта ситуация носит системный характер на протяжении последних 5-6 лет, если не больше, и никакой реакции нет. Почему? Потому что нет разрешения. Даже наоборот, видимо, есть указание «не трогать»…» – заключает Геннадий Рябцев.
Позиция нефтетрейдеров
Мы обратились за комментариями к самим предприятиям. Так, компания Shell не может согласиться с решением АМКУ, оштрафовать их, поскольку они, по ее мнению, не подтверждены никакими доказательствами и были приняты с рядом нарушений.
«Во-первых, Комитет не учел объяснений и аргументации, что были предоставлены Shell АМКУ и четко доказывают, что любые изменения цен в сети АЗС Shell происходили исключительно на основании объективных и экономически обоснованных факторов для Shell.
Во-вторых, АМКУ не удалось представить доказательства того, что компания принимала участие в каких-либо антиконкурентных согласованных действиях при осуществлении розничной торговли нефтепродуктами, в частности, доказательств относительно установления подобных цен с другими игроками рынка. Также нет доказательств того, что Shell использовала программы лояльности, маркетинговые акции или скидки для клиентов для избегания ценовой конкуренции.
В-третьих, Комитет проигнорировал выводы и рекомендации, предоставленные Советом бизнес-омбудсмена в Украине, которые рекомендуют, что АМКУ необходимо во время расследования учесть все доказательства и объяснения Shell и реалии розничного рынка нефтепродуктов в стране», – отметил Виктор Качуренко, менеджер по связям с органами власти и внешних отношений Shell Retail Ukraine.
Подобное мнение высказали и представители компании WOG. В компании подчеркивают, что АМКУ отказывается расследовать деятельность «серых дилеров» на рынке топлива, которые действительно устанавливают экономически необоснованные цены на нефтепродукты – в частности, за неуплату в полном объеме розничного акциза.
«Деятельность именно таких «операторов» искажает справедливую конкуренцию на рынке, но, как и раньше остается без внимания контролеров. В свою очередь, в Комитете без реальных на то доказательств, принимают карательные решения в адрес представителей легального рынка, которые исправно платят налоги, а также выступают за прозрачные и конкурентные условия работы «, – отмечает ООО «ВОГ Ритейл».
В то же время, все компании, которые причисляют к группе «Приват», оставили наши вопросы относительно необоснованного подорожания горючего на их сетях АЗС без ответов.
Итак, можем констатировать, что по состоянию на сегодня на рынке нефтепродуктов в Украине нет признаков картельного сговора в классическом его виде, однако в наличии немало злоупотреблений в вопросе ценообразования.
К сожалению, на часть этих злоупотреблений – в частности, со стороны сетей АЗС, которые относят к группе «Приват» – АМКУ не реагирует.
Ситуации способствует, в частности, и сложная структура собственности и управления предприятиями, относящимися к упомянутой финансово-промышленной группе. Это чрезвычайно усложняет процесс доказывания нарушений антимонопольного законодательства.
Исследование проведено в рамках проекта USAID «Прозрачная энергетика». Позиция автора может не совпадать с позициями Агентства по международному развитию США и аналитического центра DiXi Group.
Автор: Дмитрий Синченко
Источник: Экономическая правда
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.