Комплексная программа развития финансового сектора Украины до 2020 г.

В 2015 году была разработана и утверждена Комплексная программа развития финансового сектора Украины до 2020 года. Ее положения определяют этапы, направления и темп движения реформы финансового сектора в Украине. Об этом говорится в годовом отчете Национального банка Украины.

Читайте также: Платежный баланс Украины в мае 2016 г.

В отчетном году реализовывался первый этап Комплексной программы «решение проблем прошлого и очистка финансового сектора», все его задачи в основном выполнены.

Толчком к разработке Комплексной программы стало подписание Украиной Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом (далее – Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС).

Выбор европейской модели развития и построения финансового сектора, способного обеспечить устойчивое экономическое развитие и рыночную конкурентоспособную среду, нуждался в системном решении накопленных проблем, основными среди которых были стремительный рост доли проблемных активов на балансах банков, существенный отток депозитов, высокая долларизация кредитов и депозитов, недостаточные размеры собственного и регулятивного капитала украинских банков.

В феврале 2015 года Национальный совет реформ определил 18 приоритетных направлений реформ, среди которых был предусмотрен комплекс мер по реформированию финансового сектора Украины.

Ответственным за реализацию реформы финансового сектора определен Национальный банк Украины и лично его Председатель – Валерия Гонтарева.

С целью подготовки программы реформирования финансового сектора Украины, в марте 2015 года начала свою работу целевая команда по управлению реформами, в состав которой вошли представители регуляторов финансового сектора.

В течение марта-апреля 2015 года продолжалась работа над завершением программы развития финансового сектора, в основу которой положены основные принципы Стратегии устойчивого развития «Украина – 2020», Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, Меморандума о сотрудничестве с МВФ и Соглашения о Коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Украины восьмого созыва.

К обсуждению проекта Комплексной программы были привлечены представители экспертных и научных кругов, которые предоставили ряд предложений и замечаний. Также при разработке данной программы были учтены рекомендации международных финансовых, консалтинговых и донорских организаций.

Презентованный проект Комплексной программы получил положительную оценку, как от участников рынка, так и от представителей институтов гражданского общества. 15 мая 2015 года Национальный совет реформ поддержал и одобрил Комплексную программу.

Комплексная программа была утверждена постановлением Правления Национального банка от 18 июня 2015 года №391, решением Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 30.06.2015 №931 и распоряжением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг от 11.06.2015 №1367.

Основная цель Комплексной программы – построить в Украине полноценный, действенный и эффективный финансовый рынок, сбалансировано развивать все его сегменты, построить инфраструктуру и укрепить устойчивость к внешним угрозам. Реализация Комплексной программы – путь к ускорению экономического развития Украины и интеграции в европейское экономическое пространство на конкурентных началах.

Одной из основных предпосылок для эффективного внедрения в 2015 году процесса реформ в финансовом секторе Украины была стабилизация макроэкономической ситуации. Достижение этой цели происходило по многим направлениям.

В рамках блока «А» Комплексной программы, направленной на обеспечение финансовой стабильности и динамичное развитие финансового сектора, основное внимание уделялось реализации следующих мероприятий:

модернизации системы регулирования и надзора;

повышению прозрачности и стабильности финансовых рынков;

очистке рынков от проблемных активов;

обеспечению динамичного развития инструментов и инфраструктуры финансовых рынков;

совершенствованию системы налогообложения участников финансового сектора.

К ключевым результатам комплекса мероприятий, направленных на модернизацию системы регулирования и надзора, можно отнести следующие:

согласование с МВФ плана постепенного снятия валютных ограничений и подготовку концепции по либерализации валютного регулирования;

принятие постановления Национального банка, которым:

урегулирован механизм определения связанных с банком лиц, установлены жесткие требования по приведению банками объемов операций со связанными лицами в соответствие с законодательными нормами;

завершена диагностика операций со связанными лицами первых ТОП-10 банков;

банками разработаны и согласованы с регулятором их планы по приведению норматива Н9 в соответствие нормативным требованиям;

утверждена новая методика диагностического обследования и стресс-тестирования банков. Проведено стресс-тестирование 20 крупнейших банков, по результатам которого разработаны соответствующие программы докапитализации банков. Завершен первый этап рекапитализации банковской системы;

банки обязаны привести размер уставного капитала до не менее чем 500 млн. гривен к 11.07.2024 года;

введена упрощенная процедура капитализации и реорганизации банков;

достигнуты ощутимые сдвиги в реформировании системы банковского надзора и внедрении методологических подходов, основанных на Базельских принципах и способствующие переходу от надзора «на основе правил» к надзору «на основе рисков» (так называемый «risk-based supervision»);

внедрена новая градация банков, кластерный подход по надзору за банками и система раннего реагирования;

утверждена методика определения системно важных банков, которая предусматривает применение многофакторной модели и основывается на критериях системной важности;

создан механизм оздоровления банков через устранение последствий девальвации (Закон Украины №913-VIII от 24.12.2015).

С целью повышения прозрачности и стабильности финансовых рынков:

проведена значительная работа по направлению раскрытия информации о реальных собственниках банков. С этой целью в течение 2015 года:

принят закон, которым существенно усилена ответственность владельцев и руководства банков за доведение банков до банкротства;

утверждены изменения в Положение о лицензировании банков;

утверждены меры воздействия за приведение структуры собственности в соответствие с требованиями законодательства относительно прозрачности;

обновлена нормативная база по предоставлению лицензий небанковским финансовым учреждениям на проведение операций купли-продажи иностранной валюты;

для обеспечения прозрачности отчетности, представляемой банками, утверждена Концепция целевых процессов сбора, обработки и использования банковской отчетности и информации, согласованы изменения к Правилам организации статистической отчетности, определены основные направления оптимизации отчетности;

с 01.12.2015 банки осуществляют финансовый учет на основе Международных стандартов финансовой отчетности (IFRS), при поддержке доноров проведена серия семинаров для банков;

разработана комплексная стратегия развития государственных банков и подготовлена дорожная карта ее реализации;

по направлению противодействия отмыванию и легализации «грязных» денег внедрен «risk based approach» в подходах финансового мониторинга.

В течение года велась плодотворная работа, прежде всего, законотворческая, по очистке рынков от проблемных активов, результатами которой стали:

проекты законов Украины №2286а и №2460а, направленных на защиту прав кредиторов;

проекты законов Украины №2506а, №2507а, №2508а о создании института частных исполнителей;

проект Закона Украины №4004 «О реструктуризации обязательств граждан Украины по кредитам в иностранной валюте, полученным на приобретение единственного жилья (ипотечные кредиты)»;

по направлению реформ по «очистке» банковского сектора: завершен основной этап «очистки» банковской системы: за 2015 год выведено с рынка 30 неплатежеспособных банков.

Для обеспечения динамичного развития инструментов и инфраструктуры финансовых рынков в течение года достигнуты значительные сдвиги по направлению развития безналичных расчетов и сокращения наличного денежного обращения, в пределах которого:

начата реализация проекта «Cashless economy»;

расширена сфера использования обновленной локальной Национальной платежной системы (НСМЭП-2);

разработан проект изменений к Закону Украины «О платежных системах» по созданию условий для функционирования в Украине международных систем интернет-расчетов;

введен упрощенный порядок внесения в реестр сведений о международных системах интернет-расчетов и определена процедура ввода/вывода средств в/из таких систем;

разработан законопроект относительно установления контроля за соблюдением ограничений относительно предельных сумм расчетов наличными.

С целью совершенствования системы налогообложения участников финансового сектора, реализован ряд законодательных инициатив:

вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно кредитных обязательств» № 321-VIII от 09.04.2015, который отменяет налогообложение операций по прощению долга;

усовершенствованы налоговые нормы относительно финансовой реструктуризации, утвержденные Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторых законодательных актов Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году» №909-VIII от 24.12.2015;

с целью создания благоприятной системы налогообложения рынка деривативов подготовлен проект Закона Украины №3499 о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины, зарегистрирован в Верховной Раде Украины 20.11.2015;

для внедрения механизма налогового стимулирования долгосрочных инвестиций принят Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения доходов, полученных нерезидентами по долговым обязательствам» №482-VIII от 22.05.2015.

Блок «В» Комплексной программы нацелен на развитие институциональной способности регуляторов финансового сектора.

В рамках этого блока в течение 2015 года основные усилия направлялись на:

обеспечение институциональной независимости регуляторов;

повышение организационной эффективности регуляторов;

внедрение новейших информационных технологий в работе регуляторов.

С июля прошлого года Украина имеет действительно независимый относительно реализации своей политики центральный банк.

Для этого в тесном сотрудничестве с парламентом разработаны и приняты соответствующие законы, которыми существенно усилена институциональная и финансовая независимость Национального банка Украины (Законы Украины №541 и №542 от 18.06.2015).

Для повышения организационной эффективности регуляторов в Национальном банке завершен первый этап трансформации, итогами которого стали: новая организационная структура, централизация функций, реформирована сеть территориальных управлений. Национальный банк лишился большинства неключевых функций, оптимизирована структура персонала – около 6500 работников выведены из штата организации.

Также с целью повышения организационной эффективности регуляторов в Национальном банке в 2015 году построена система комитетов, которая сегодня состоит из девяти комитетов.

Кроме этого, для повышения организационной эффективности регуляторов начата реализация проекта по перераспределению функций Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг) между Национальным банком и Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.

Сейчас зарегистрированы в Верховной Раде Украины два законопроекта (№2413а и №2414а), которыми в случае их принятия будет регламентировано перераспределение функций Национального банка. В течение года Национальный банк проводил активную подготовительную работу, в частности, начат проект по интеграции функций Нацкомфинуслуг: формируются функции будущей организационной структуры, определяется ее функциональное наполнение, проводятся консультации с Нацкомфинуслуг относительно общих принципов надзора за рынком небанковских финансовых учреждений.

В течение года Национальный банк осуществил ряд мероприятий по внедрению в своей работе новейших информационных технологий:

начата разработка единых требований к формированию таксономий и определению единых стандартов представления отчетности в формате XBRL;

запущена в тестовом режиме система идентификации физических и юридических лиц средствами сервиса Bank ID для получения ими административных услуг.

Реализация задач Блока «С» Комплексной программы, направленной на усиление защиты прав потребителей и инвесторов финансового рынка, осуществлялась по двум основным направлениям:

содействие развитию финансовой грамотности потребителей и инвесторов финансового сектора;

повышения стандартов защиты прав потребителей и инвесторов финансового сектора.

В рамках мероприятий по стимулированию развития финансовой грамотности Национальный банк разработал проект концепции «Повышение финансовой грамотности в Украине», который объединит участников финансового сектора в реализации инициатив по направлениям. Кроме этого, введены ежемесячные пресс-брифинги НБУ (в том числе видео-трансляции) по результатам решений Правления Национального банка по монетарной политике.

С целью защиты прав потребителей финансовых услуг в 2015 году разработаны законопроекты №2455 и №2456 от 23.03.2015 по имплементации Директивы ЕС 2008/48 «О кредитных соглашениях для потребителей», которыми вводятся нормы раскрытия информации о финансовых услугах, усиливается контроль и штрафные санкции за нарушение прав потребителей. В дополнение к этому при участии Национального банка и Национальной ассоциации банков Украины разработана Концепция создания института финансового омбудсмена.

Стратегические цели Нацбанка Украины

Внедрение монетарной политики на основе инфляционного таргетирования;

Обеспечение режима гибкого валютного курса;

Снижение стоимости денег в стране;

Восстановление кредитования экономики.

Операционные цели

Перейти на таргетирование инфляции;

Усовершенствовать инструменты монетарной политики;

Обеспечить прозрачность принятия решений по монетарной политике НБУ;

Улучшить коммуникационную стратегию через новые продукты;

Заложить режим гибкого валютного курса в основу валютно-курсовой политики;

Отменить административные ограничения на валютном рынке;

Разработать и внедрить план уменьшения высокого уровня финансовой долларизации;

Усилить роль учетной ставки;

Внедрить четкие принципы применения инструментов и процедур регулирования ликвидности;

Приблизить фактические процентные ставки на межбанковском рынке к ставкам, установленным денежно-кредитной политикой;

Стимулировать увеличение источников и объемов локальных долгосрочных финансовых ресурсов;

Обеспечить доступность финансовых ресурсов для кредитования экономики;

Стимулировать развитие рынка локального синдицированного кредитования и консорциумных сделок.

Модернизация системы регулирования и надзора

Внедрить принципы Basel III, IOSCO, IAIS, EIOPA;

Перейти к надзору на основе правил оценки риска «risk based supervision» и ввести средства консолидированного надзора;

Изменить правила осуществления финансовых операций со связанными лицами;

Наладить систему регулярной оценки и контроля качества активов, потребности в поддержании ликвидности и рекапитализации банков.

Очистка рынков от проблемных активов

Усовершенствовать законодательство по принудительному взысканию задолженности, отчуждению и реализации заложенного имущества;

Сократить процедуры отчуждения объектов залога в пользу кредиторов;

Упростить законодательство по банкротству должников и участников финансового сектора, обеспечив сокращение длительности процедуры банкротства.

Стимулирование развития финансовой грамотности потребителей и инвесторов финансового сектора

Вместе с участниками рынка и финансовыми организациями разработать Программу повышения финансовой грамотности;

Обновлять материалы в соответствии с развитием финансового сектора;

Развернуть систему информирования и обучения населения;

Регулярно проводить мониторинг уровня финансовой осведомленности граждан и их понимания ключевых экономических реформ.

Повышение стандартов защиты прав потребителей и инвесторов финансового сектора

Повысить стандарты раскрытия информации о финансовых услугах;

Установить четкие санкции для участников сектора относительно нарушения прав потребителей финансовых услуг;

Ввести механизм защиты прав миноритарных акционеров;

Инициировать создание института финансового омбудсмена;

Повысить прозрачность и удобство выплаты средств вкладчикам ликвидируемых банков.

Источник: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий