Читайте также: Новый план МВФ: более высокие тарифы и реформа Налоговой
Напомним, последний транш от МВФ Украина получила в августе прошлого года. Отсутствие конкретики сначала с бюджетом-2016, а затем – с составом будущего правительства, привели к паузе в сотрудничестве с фондом. Пауза затянулась и это влияет на возможности Украины привлекать средства у других иностранных кредиторов.
По данным Минфина и представительства ЕС в Украине, объем выданной Украине помощи со стороны международных финансовых организаций (МФО) за годы независимости составил 44 миллиарда долларов и более 15,6 миллиардов евро. Несовершенство законодательства, коррупция и отсутствие политической воли для проведения реформ – основные причины, которые не позволяли Украине эффективно использовать средства МФО. Результат – незавершенные программы сотрудничества, низкая выборка средств по действующим проектам.
Трио особых
Тройка главных кредиторов Украины – МВФ, Европейская Комиссия и Всемирный банк.
За годы независимости Украина не «выбрала» 30 миллиардов долларов кредита от МВФ, или около 75% от предоставленных средств. Главная причина – неготовность страны выполнять структурные реформы, согласованные с валютным фондом. Впоследствии эта сумма может увеличиться. По нынешней программе осталось еще 10,8 миллиардов долларов. Но она еще не закончена и рассчитана на четыре года. Всего же Украина получила «на руки» 29 миллиардов долларов от МВФ.
На первом месте по объемам предоставленных Украине кредитов – МВФ. Общий объем привлеченных за годы независимости кредитов – 29,5 миллиардов долларов. Киев старательно подписывал различные программы сотрудничества с фондом, однако ни разу полностью не выполнил взятые на себя обязательства по проведению реформ.
По данным Минфина, в 90-е Украина подписала две программы сотрудничества с фондом – TNS (системный трансформационный заем) и stand-by. Это были программы, по которым удалось привлечь запланированные суммы на 0,763 миллиарда долларов и 1,935 миллиардов долларов соответственно. В дальнейшем выборка по одному из подписанных с фондом программ не была полной – как правило, Украина получала несколько траншей, затем в стране начинался политический или экономический кризис и сотрудничество с кредитором замораживалась до лучших времен.
На втором месте среди главных кредиторов Украины – Европейский союз. По данным представительства ЕС в Украине, за годы независимости объем предоставленной кредитной и грантовой помощи превысил 12 миллиардов евро (вместе с кредитами Европейского инвестиционного банка и Евроатома).
Как заметно из динамики объемов финансирования Украины Европейским Союзом, грантовая поддержка максимально чувствительна к экономическим тенденциям. В кризисные годы ее объем резко проседал. Так, если в 2008 г. Украина получила 198,6 миллионов евро грантов от ЕС и до этого тенденция была растущей, то в 2009 г. сумма трансфертов уменьшилась – 156,9 миллионов евро. Затем объемы грантов вновь начали постепенно расти и в 2012 году достигли отметки в 294 миллиона евро. В последние годы наблюдается спад – в 2014 г. получено 283,45 миллиона евро, в 2015 г. – на 46% меньше, или 152,5 миллиона евро.
В целом из года в год общий объем финансирования от Европейского Союза растет.
Третий основной кредитор – Всемирный банк. По данным Минфина, с момента обретения Украиной независимости ВБ предоставил займов на 11,9 миллиардов долларов.
Как уже писала ЭП, в настоящее время сотрудничество Украины с кредитором довольно напряженное и требует взаимодействия ведомств на уровне всех причастных к реализации проектов.
Украина традиционно никогда не отличалась высокой выборкой. «Хорошей считается выборка 30% и выше. В Украине такая выборка была в 2013 и 2014 годах. В прошлом году она уже снизилась до 15%. В этом же мы боремся за то, чтобы достичь к концу года 10%. На сегодня выборка составляет 6,8% или 2,3 миллиарда долларов», – сообщила ЭП старший менеджер портфеля проектов Всемирного банка в Украине Клавдия Максименко.
По ее словам, в целом по региону хорошая выборка в Азербайджане – 22%, Хорватии – 20%, Молдове – 26,8%, Сербии – 24%, Турции – 21%.
Причины низкой выборки в Украине, условно, можно разделить на два блока.
Первый связан с законодательством.
На начальном этапе сотрудничества с ВБ не все предприятия и города понимают, что партнерство с МФО не предполагает работу исключительно в рамках украинского законодательства. Всемирный Банк работает по международным правилам и в некоторых случаях они отличаются от украинских. Право работать по международным принципам украинским получателям дает подписанное с кредитором соглашение о привлечении займа. «Но есть местные органы власти, территориальные органы казначейства и ДФС. Как правило, им требуется время на то, чтобы привыкнуть и понять, что определенные вещи происходят в их городе или на отдельных предприятиях по-другому, и в случае необходимости – оформить нужные разъяснения», – поясняет Максименко.
Ранее, добавляет она, много сложностей возникало с бюджетными расходами. Ежегодно в бюджете закладывается определенная сумма на выполнение проекта. Но очень многие контракты рассчитаны не на один, а на три-четыре года. Возникали ситуации когда, например, на контракт общей стоимостью 300 миллионов долларов из бюджета на определенный год предполагалось 50 миллионов долларов. Поскольку контракт превышал допустимые бюджетом расходы, были проблемы с регистрацией таких контрактов в казначействе. С этим разобрались – Минфин помог и выпустил разъяснение.
Второй блок касается политических факторов. «При каждой новой власти меняются министры, заместители министров, координаторы проектов. Назначение новых должностных лиц занимает определенное время. Затем работа по проектам продвигается примерно год, а потом – снова наступает очередной период кадровых изменений», – поясняет Максименко.
По информации ЭП, 31 марта Всемирный банк пересмотрит кредитный портфель по Украине. Сокращение портфеля не планируется, заверили ЭП, знакомые с планами кредитора собеседники. Самое важное – вместе с представителями правительства определиться с дальнейшими шагами для более эффективной реализации проектов.
Кредиты МФО: курс отпугивает заемщиков
Основные реципиенты средств в рамках секторальных проектов развития – коммунальные предприятия. Далеко не всегда они находятся в хорошем финансовом состоянии и, обычно, не имеют валютной выручки. Из-за девальвации национальной валюты их задолженность в эквиваленте гривны увеличилась в разы. Падение экономики и курсовые риски отбивают у них желание брать на себя дополнительные валютные обязательства. Собеседники в Минфине рассказывают, что в 2014-2015 годах, когда гривна начала падать, случались неодиночные случаи, когда КП пытались всячески оттянуть момент привлечения иностранных кредитов.
Теоретически защитить КП от валютных рисков могло бы государство, создав, к примеру, «государственный фонд или отдельную строку расходов в госбюджете на покрытие валютных рисков». Однако, по словам исполнительного директора Международного Фонда Блейзера Олега Устенко, маловероятно, что в украинских реалиях такое учреждение будет функционировать. «Подобный вариант сработал бы, скажем, в любой скандинавской стране, где уровень коррупции минимален», – говорит эксперт.
Есть и другой аспект этой идеи. «Создание такого государственного фонда стало бы дополнительным бременем для государственного бюджета», – утверждает финансовый аналитик компании Concorde Capital Юрий Товстенко. К тому же «лишних» средств на подобные цели в бюджете нет.
В прошлом году правительство решило проблему по-своему: КП разрешили покрывать курсовую разницу по кредитам средствами субвенций, полученными на компенсацию разницы в тарифах. В этом году субвенция предусмотрена в связи с повышением тарифов.
По мнению Товстенко, в решении этой проблемы более целесообразен второй вариант – страхование валютных рисков. Осенью 2014 года с инициативой создания агентства по страхованию рисков выступил президент Петр Порошенко. Эта идея довольно активно обсуждалась в украинском экспертном кругу и предлагалась для реализации ЕБРР. Министерство экономического развития и торговли даже начало работу над законопроектом, но документ так и не был разработан.
Теоретически, страхование могло бы происходить через структуры международных финансовых институтов, которые предоставляют ссуду. В Европе уже существуют экспортно-импортные банки, которые предоставляют подобные услуги. Потенциально, в случае предоставления Украине кредитов Америкой, эти функции могла бы взять на себя OPIC (Overseas Private Investment Corporation – корпорация частных зарубежных инвестиций).
По словам Товстенко, возможен также вариант страхования через заключение фьючерсных контрактов. В начале прошлого года украинские фондовые биржи запустили торговлю фьючерсами на доллар и евро, но объемы торгов этими инструментами оказались мизерными – около 700 миллионов гривен. «Весь цивилизованный мир может хеджировать валютные риски. У нас из-за неразвитости фондового рынка воплотить в жизнь эти методы невозможно», – отмечает Товстенко.
НДС превратился в проблему
Отдельные сложности в реализации проектов на средства МФО связаны с уплатой налогов.
Принцип работы МФО – кредитные средства не расходуются на уплату налогов. По закону платить налоги должна украинская сторона.
Яркий пример – ситуация которая сложилась по кредиту Европейского инвестиционного банка «Николаевводоканалу» в размере 15,5 миллионов евро. Платить 20% НДС водоканал отказывался из-за дефицита средств. Город и государство помогать не спешили. Отсутствие понимания как платить НДС практически на несколько лет парализовало проект. В феврале этого года заместитель директора КП Андрей Мисюра сообщил, что погашение налогов будет осуществляться путем совместного финансирования: 40% за счет средств городского бюджета, и 60% – из государственного бюджета.
Казалось, это прогресс, но реализовать все это на практике все равно пока не получается. Причины две. Во-первых, нужно вносить изменения в госбюджет, а это требует времени и договоренностей с парламентом. Во-вторых, это не единственный вопрос, который нужно урегулировать.
О чем идет речь? В случае с проектом в Николаеве теоретически можно внести поправки и увеличить финансирование. В процессе уплаты всеми контрагентами налогов технически этот НДС «замыкается», то есть государство все равно получит его обратно и избежит дополнительных расходов.
С другими проектами все сложнее. К примеру, среди получателей средств по проекту ЕИБ «Ukraine early recovery» (восстановление инфраструктуры на Донбассе, 200 миллионов евро) в основном неплательщики НДС – детские сады, социальные учреждения и др.
«Если освобождать от уплаты налогов отдельных подрядчиков или делать исключения для отдельных проектов – сталкиваемся со сложностью администрирования и рисками использования этих льгот для минимизации налоговых обязательств. Если возлагать дополнительные обязательства на государство и увеличивать расходы – пусть около 150 миллионов гривен, но эти средства нужно где-то взять. Где – нужно думать. На сегодня они не заложены в бюджете», – рассказал ЭП источник в правительстве.
Есть еще один невыясненный момент. «В некоторых наших проектах возникают ситуации, когда генподрядчик – нерезидент, но часть работ для него выполняет субподрядчик-резидент. В таких случаях неясно, как правильно распределить выплату НДС. По нашим правилам за нерезидента НДС платит получатель услуг (КП или город). А вот что сделать с той частью налогов, которая касается резидента – непонятно», – говорит Клавдия Максименко.
Пока четкого понимания, как решить указанные проблемы, в правительстве не существует.
Для государства уплата налогов с получателей средств – не лучший вариант. «Были случаи, когда Минфин выделял средства на уплату налогов, а потом выяснялось, что КП распределило их между подрядчиками. Или еще хуже – против КП открывалось уголовное дело, и средства на его счетах арестовывали», – приводит пример собеседник из Минфина.
С надеждой на лучшее
В Минфине надеются, что в этом году ситуация с выборкой улучшится.
Так, в прошлом году много сделано по подготовке документации по проекту реконструкции гидроэлектростанций «Укргидроэнерго». Именно поэтому в 2016 можно рассчитывать на ускорение реализации проекта и увеличение выборки. Этот проект финансируется за счет средств Всемирного банка, Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития.
Важным условием для расширения сотрудничества с иностранными кредиторами будет установление политической стабильности в Украине. От этого зависит возобновление сотрудничества с Международным валютным фондом. По информации ЭП, проект меморандума с фондом практически готов. Свои окончательные поправки еще не подала Администрация президента Украины.
«Понимаете, в АП есть разные взгляды на то, какими они должны быть. В том числе и на перспективы пенсионной реформы», – намекнул ЭП источник в Администрации президента. По его словам, для выполнения программы сотрудничества с фондом необходимо принять 12 законопроектов, в том числе три – в отношении формата работы таможни, проект закона об особенностях осуществления сделок с государственным, гарантированным государством долгом и местным долгом (№3367), урегулировать вопросы финансирования ПТУ и др.
МВФ – индикатор для других международных финансовых организаций. Возобновив сотрудничество с ним, Украина получит доступ к средствам других иностранных кредиторов. Не сделать этого Украина не может. Альтернативы средствам МФО сейчас нет.
Внутренняя банковская система Украины не может удовлетворить инвестиционные потребности. Во-первых, деньги на украинском рынке дорого стоят. И очень мало проектов способных продемонстрировать такую рентабельность, чтобы в будущем покрыть непомерно высокие процентные ставки. Во-вторых, лишь единицы украинских банков готовы предоставлять долгосрочные кредиты. Учитывая то, что большинство проектов, особенно в жилищно-коммунальном секторе, имеют длительные сроки окупаемости (иногда даже 20-30 лет) такой вариант просто невозможен.
Автор: Галина Калачова, Самира Аббасова
Источник: Экономическая правда
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.