Коррупция является ключевой проблемой для ведения бизнеса в Украине

22.04.2017 – Коррупция является ключевой проблемой для ведения бизнеса в Украине. Об этом говорится в дорожной карте стратегического развития торговли Украины, разработанной при технической поддержке Международного торгового центра (МТЦ), передает BusinessForecast.by.

Читайте также: Украина недоиспользует торговый потенциал с 75 странами мира и недополучает около 6 млрд. долл.

В последние годы поступления прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Украину были особенно хрупкими. В дополнение к неблагоприятной геополитической ситуации, серьезными препятствиями для инвестирования являются коррупция, недостаточно развитая инфраструктура, а также слабая институциональная структура и недостаточная защита инвесторов.

Ключевые показатели эффективности

Согласно Глобальному индексу конкурентоспособности (GCI) за 2016-2017 годы, Украина занимает 85-е место среди 138 стран по сравнению с 79-м местом в прошлом году. По результатам “Опроса руководителей предприятий”, который проводил Всемирный экономический форум, основными негативными факторами для ведения бизнеса в Украине являются коррупция (14% от общего количества респондентов), нестабильность политики (13,2%), инфляция (11,9%), неэффективный государственный аппарат (11,4%) и отсутствие доступа к финансированию (11,2%).

По данным отчета Всемирного банка Doing Business 2017 в категории «легкость ведения бизнеса» Украина занимает 80-е место среди 190 стран и отстает от большинства других стран СНГ и Восточной Европы.

Однако за последние несколько лет Украина достигла значительных успехов в совершенствовании правового поля для инвестирования и ввела реформы, направленные на облегчение бизнес-климата и дальнейшего привлечения инвесторов. Особенно ощутимыми оказались совершенствования в части упрощения процедур регистрации предприятий и лицензирования, в результате чего в категории «легкость основания бизнеса» в 2017 году страна поднялась на 20-е место с 70-го места, которое она занимала в 2015 году. Кроме того, введение в Украине налоговых реформ в 2015 году привело к повышению налоговой прозрачности.

Обзор инвестиционного климата

Нестабильная политическая ситуация продолжает создавать неблагоприятные условия для экономики Украины. Затяжной вооруженный конфликт на отдельных территориях Донецкой и Луганской областей существенно дестабилизировал ситуацию в Украине и негативно повлиял на ее экономику и условия осуществления предпринимательской деятельности. В краткосрочной и среднесрочной перспективе эффективность экономической деятельности Украины будет определяться ее действиями в направлении урегулирования конфликта на отдельных территориях и ее способностью восстановить политическую стабильность.

Макроэкономическая нестабильность существенно влияет на условия осуществления предпринимательской деятельности. Нестабильность экономики и неоднократная девальвация гривны за последние десять лет обусловили неопределенность и нестабильность экономики в целом и негативно повлияли на доверие инвесторов. По данным GSI, по качеству макроэкономической среды Украина заняла 128-е место, преимущественно учитывая высокий уровень инфляции, значительный государственный долг и чрезвычайно низкий кредитный рейтинг страны.

Недостаточный уровень развития финансовых рынков также является сдерживающим фактором, который влияет на инвестиционные потоки. Низкие показатели деятельности и ненадежность банков свидетельствуют о несоответствии финансовых услуг потребностям бизнеса и о несовершенстве регулирования рынка ценных бумаг; по индексу GCI 2016-2017 годов Украина заняла 130-е место по уровню развития финансового рынка.

В частности, строгие правила обмена валют до сих пор затрудняют деятельность экспортеров и иностранных инвесторов. Хотя, Национальный банк Украины постепенно сокращает валютные ограничения и ограничения на движение капитала, введенные в 2014-2015 годах с целью стабилизации ситуации на денежном и внешнем рынках и недопущения оттока капитала из страны, пока продолжает действовать ряд ограничений на осуществление платежей и переводов по международным операциям.

В частности, действует требование обязательной продажи иностранной валюты. Данное требование обязывает юридических лиц продавать 65% своих валютных поступлений от экспорта. Также действует требование завершения экспортно-импортных операций в срок до 120 дней (оплата после доставки), а также запрет на осуществление валютных операций на основании выданных НБУ индивидуальных лицензий на сумму свыше 50000 долларов США в месяц.

Кроме того, до сих пор действует запрет на покупку иностранной валюты, если общая сумма иностранной валюты на счетах клиента во всех банках равна или превышает 100000 долларов США (или эквивалент). Эти правила продолжают негативно влиять на условия осуществления предпринимательской деятельности и ограничивать возможности долгосрочного планирования бизнеса и стратегии экспорта.

Инвестиционный климат продолжает страдать из-за слабой институциональной структуры Украины. Рейтинг GCI подчеркивает слабость институциональной структуры Украины (129-е место), в частности, из-за слабого уровня обеспечения защиты имущественных прав и прав интеллектуальной собственности, недостаточно развитых правоохранительных институтов, непрозрачности государственных органов и учреждений, нецелевого использования государственных средств, недостаточного уровня защиты интересов миноритарных акционеров и др.

С другой стороны, коррупция остается одним из основных факторов негативного влияния на инвестиционную привлекательность Украины. Деловой и инвестиционный климат продолжает ухудшаться из-за чрезмерной зарегулированности и непрозрачной нормативно-правовой базы, а также неспособности судебной системы решать хозяйственные споры последовательным, своевременным и прозрачным способом. По результатам Опроса руководителей, проведенного в рамках Всемирного экономического форума (2016), коррупцию признали самой большой проблемой для ведения бизнеса в Украине.

Украина также считается одной из самых коррумпированных стран и по уровню восприятия коррупции по данным Transparency International за 2015 год, заняв 130-е место среди 168 стран. Тесные взаимосвязи между политическими и экономическими элитами считаются факторами, которые способствуют существованию и укоренению коррупции во всех сферах общественной жизни: от заключения крупных контрактов на закупку до сбора налогов, выдачи лицензий и разрешений для малых и средних предприятий (МСП). Однако следует заметить, что, начиная с 2015 года, в Украине проводится политика постепенного уменьшения количества лишних лицензий и разрешений, а также с целью преодоления коррупции была введена система электронных государственных закупок ProZorro.

Такая экономическая ситуация мешает честной конкуренции, поощряет использование серых схем в бизнесе и способствует коррупции. Независимость судебной системы и беспристрастность чиновников в принятии решений также вызывают сомнения.

Текстовая вставка 1: Управление инвестициями

В декабре 2014 года был учрежден Национальный инвестиционный совет (Совет) как консультативно-совещательный орган при президенте Украины. Основными задачами Совета являются активное развитие инвестиционного потенциала Украины, увеличение объема ПИИ, улучшение инвестиционного климата в Украине и обеспечение защиты прав инвесторов.

В марте 2015 года правительство ликвидировало Государственное агентство по инвестициям и управлению национальными проектами Украины. Кабинет Министров Украины передал функции управления инвестиционными проектами Министерству экономического развития и торговли Украины (Минэкономразвития или МЭРТ). МЭРТ отвечает за определение политики страны в области ПИИ, осуществление контроля за соблюдением специального режима стимулирования, координирования связанных с ПИИ стратегий и планов по управлению национальными инвестиционными проектами.

В октябре 2016 года правительство образовало консультативно-совещательный орган – Офис по привлечению и поддержке инвестиций – UkraineInvest, который подчиняется КМУ. Этот орган был создан с целью поддержки привлечения иностранных инвестиций. Учитывая особый статус и непосредственную поддержку правительства, Офис имеет возможность оказывать необходимую поддержку инвесторам.

Нормативно-правовая база Украины в сфере защиты конкуренции не способствует привлечению иностранных инвестиций. Хотя инвестиционное законодательство Украины предусматривает принцип не дискриминации иностранных инвестиций и содержит общие положения об их защите, некоторые ограничения применяются только к иностранным инвестициям. Кроме того, оказалась слабой эффективность антимонопольной политики (в GCI 2016-2017 годов Украина заняла 136-е место), в результате чего новым игрокам рынка трудно конкурировать с существующими игроками на справедливой и прозрачной основе, особенно в условиях доминирования государственных монополий и существования экономических олигархий.

Недостаточность защиты инвесторов существенно влияет на возможность привлечения капитала в Украину. На инвестиционный климат существенно влияет недостаточность средств защиты инвесторов в Украине.

Однако, несмотря на 70-е место среди 190 стран мира в рейтинге Doing Business 2017 по индексу защиты миноритарных инвесторов, в 2016 году был достигнут значительный прогресс. Украина поднялась в рейтинге на 31 пункт, заняв 101-е место из 191 страны.

В отчете Doing Business-2017 в отношении Европы и Центральной Азии отмечено, что Украина усилила защиту миноритарных инвесторов путем предоставления права отстранения заинтересованных директоров и акционеров от управления, пересмотра соглашений со связанными лицами с помощью независимой проверки, требования возмещения в случае осуществления операций со связанными лицами, которые нанесли ущерб компании, а также определения структуры собственности и контроля.

Большинство этих изменений изложено в законе №289-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты прав инвесторов», принятом Верховной Радой в апреле 2016 года. Более того, этот закон увеличивает уровень защиты миноритарных акционеров путем привлечения к ответственности директоров и инициирования судебных разбирательств между компанией и ее директорами о возмещении причиненных убытков. Также миноритарные акционеры получили право быть членами наблюдательного совета.

В Украине остается несовершенным порядок урегулирования проблем неплатежеспособности предприятий. Украина занимает 150-е место в рейтинге Doing Business 2017 по индексу урегулирования неплатежеспособности; это одно из самых низких мест. По данным Всемирного банка, индекс урегулирования споров о неплатежеспособности определяет недостатки в действующем законодательстве о неплатежеспособности и основные процессуальные и административные препятствия в процессе неплатежеспособности.

Необходимо обеспечить инвесторам уверенность в возможности беспрепятственного вывода капитала при возникновении неблагоприятных условий/рисков, и страна, в которую были осуществлены инвестиции, должна гарантировать и обеспечивать защиту инвестиций на законодательном уровне. В Украине процесс возврата инвестиций затруднен из-за длительности и высокой стоимости процесса урегулирования споров о неплатежеспособности. Как указано в отчете Doing Business 2017, на урегулирование споров о неплатежеспособности в Украине в среднем тратится 2,9 года и 42% имущества должника.

Инвестиционные стимулы

Имеющиеся инвестиционные стимулы являются недостаточно привлекательными для стимулирования заинтересованности украинских и зарубежных частных инвесторов. Согласно рейтингу GCI 2016-2017 года, в категории “влияние налоговых стимулов на инвестиционную привлекательность” Украина остается на 133-м месте среди 138 стран.

В Украине существуют секторы, которые, из-за определенных условий могут быть освобождены от уплаты НДС. Иностранные инвесторы также имеют право на специальный налоговый режим для МСП, это заключается в уплате единого налога, освобождении от уплаты налога на прибыль предприятия, земельного налога, коммунальных налогов, сбора за использование природных ресурсов и обязательного сбора на государственное пенсионное страхование. Частные предприниматели и предприятия с объемом реализации до 5 млн. гривен могут пользоваться упрощенным режимом налогообложения по ставке 3% от дохода в месяц, если они являются плательщиками НДС, и по ставке 5%, если они не являются плательщиками НДС.

Предприятия, которые занимаются производством энергосберегающего оборудования или разработкой и реализацией энергосберегающих проектов, также освобождаются от налогообложения 50-80% налога на прибыль предприятий. До января 2018 года существует также специальный режим налогообложения деятельности в сфере сельского хозяйства, который позволяет сельхозпредприятиям аккумулировать НДС в тех пропорциях, которые предусмотрены Налоговым Кодексом, на специальных счетах для сельскохозяйственных производителей и использовать накопленные средства для целей сельскохозяйственного производства.

Льготы для предприятий, которые работают в Специальных экономических зонах (СЭЗ) и приоритетных направлениях развития, являются ограниченными. Украина имеет девять специальных экономических зон и восемь территорий приоритетного развития, созданных для стимулирования инвестиций в регионы, характеризующиеся высоким уровнем безработицы или существенными структурными изменениями.

В каждой СЭЗ действует специальный правовой режим хозяйственной деятельности, предусматривающий конкретные программы помощи для соответствующей зоны или территории приоритетного развития. Однако налоговые льготы, которые изначально предоставлялись субъектам, которые работают на территориях приоритетного развития СЭЗ, были устранены, поскольку в законе о государственном бюджете на 2005 год были отменены все налоговые льготы для этих зон и территорий.

В целом же с 2008 года поддержка территорий приоритетного развития является мизерной: льготы по уплате земельного налога ограничены, а льготы по уплате налога на прибыль предприятия или импортного сбора либо отсутствуют, либо ничтожно малы.

Результаты создания технологических, научных и индустриальных парков также неоднозначны. Они создавались для стимулирования инвестиций, а также содействия проведению научных исследований, созданию новых рабочих мест и развитию современных производственных инфраструктур.

Технологические парки

Льготы, предусмотренные для технологических парков, включающих накопление платежей по налогу на прибыль и ввозной пошлины на специальных счетах, а также нулевые проценты по кредитам или компенсацию процентов по кредитам, предоставленным для создания технопарков. Однако из-за отсутствия кредитной поддержки в последние годы эта инициатива не реализуется.

Научные парки

Заявленной целью научных парков является развитие научно-технической и инновационной деятельности в высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах, а также содействие коммерциализации результатов научных исследований. На сегодняшний день зарегистрировано семнадцать научно-исследовательских парков. Оборудование и комплектующие для научно-исследовательской работы и работы лабораторий, ввозимые самими научными парками или их партнерами, освобождаются от уплаты ввозной пошлины в порядке, предусмотренном в Таможенном кодексе.

Индустриальные парки

Основанная в 2012 году инициатива создания индустриальных парков предусматривает облегчение доступа к земельным ресурсам для инвесторов. Закон предусматривает и другие льготы, в том числе меньшие первоначальные затраты и освобождение от таможенных пошлин на определенное оборудование и комплектующие, которые не изготавливаются в Украине. В существующем реестре индустриальных парков, по состоянию на январь 2017 года было официально зарегистрировано 17 индустриальных парков.

Основные выводы

Украина достигла значительных успехов в улучшении своей инвестиционной политики и ввела реформы, направленные на улучшение бизнес-климата и привлечение инвестиций. Реализация программы реформ, вытекающей из обязательств по Соглашению об ассоциации, должна иметь решающее влияние на улучшение бизнес-среды.

Общий инвестиционный климат может быть дополнительно улучшен с целью привлечения ПИИ, которые могут ускорить экономическое развитие. Стабильная и предсказуемая регуляторная политика, адекватные стимулы для привлечения инвестиций, скоординированное управление и более строгие правила конкуренции должны стать теми элементами, которые позволят создать привлекательные условия ведения бизнеса для инвесторов.

Украина должна пересмотреть свой подход к стимулированию как отечественных, так и иностранных инвесторов, особенно за счет определения приоритетности секторов, которые имеют потенциал для роста, инноваций и создания новых рабочих мест, а также использования ПИИ на нужды регионального развития.

Система поддержки инноваций

Инновации имеют решающее значение для повышения производительности, диверсификации производства и увеличения добавленной стоимости. Мобилизация ресурсов из государственного и частного сектора может обеспечить прочную основу для научно-исследовательской деятельности в стране, особенно путем скоординированных инициатив государственной политики. Привлечение ПИИ как основной движущей силы инноваций путем передачи технологий и импорта также будет иметь огромное значение для постепенного перехода к более инновационной экономике.

Инновационное управление и основы экономической политики

Парламент и Кабинет Министров Украины устанавливают нормативно-правовую базу для науки и технологий с целью обеспечения функционирования, распределения средств, разработки стратегий и осуществления общего контроля над разработкой и внедрением научно-технических разработок и инноваций.

Одним из основных положений Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности», который вступил в силу 15 января 2016 года, является создание постоянного консультативно-совещательного органа при Кабинете Министров, Национального совета Украины по вопросам развития науки и техники. Этот орган должен обеспечить эффективное взаимодействие органов исполнительной власти и представителей научного сообщества в формировании и реализации государственной политики в сфере научно-технической деятельности. Он будет состоять из 24 ведущих ученых, которые будут представлять все мировое научное сообщество, и 24 представителей центральных органов исполнительной власти.

После того, как Закон «Об инновационной деятельности» был впервые принят в 2002 году, Администрация Президента, Парламент и Кабинет Министров инициировали несколько инновационных программ и планов. Однако финансирование программ было достаточно ограниченным, и лишь несколько инициатив прошли предварительный этап разработки проекта.

Связи с частным сектором для ПИИ имеют значение не только через финансовую поддержку, но и учитывая развитие прочных научно-промышленных связей в национальной системе поддержки инноваций. Предприятия могут передавать необходимую, с их точки зрения, информацию о том, что может способствовать деятельности заинтересованных сторон, и как разработать эффективную инновационную политику.

Развитие непрерывной цепочки от научных исследований к производству имеет первостепенное значение и приносит пользу всем заинтересованным сторонам. Органы власти должны поощрять сотрудничество и консультации между различными субъектами, участвующими в инновационном процессе, в том числе путем разработки платформы для обмена информацией между научно-исследовательскими организациями, структурами, обеспечивающими финансирование, и предприятиями в форме информационных услуг, выставок, веб-сетей и др. Органы власти также должны поощрять развитие культуры поддержки инноваций среди населения.

Текстовая вставка 2: Причины низкого уровня инновационной деятельности промышленных предприятий

1) Недостаточная конкуренция: предприятия, которые конкурируют с импортной продукцией, как правило, являются более активными в контексте инноваций. Правительство должно создать условия для защиты конкуренции и избегания монополизма;

2) Доминирование в экономической структуре сырьевых отраслей, которые менее склонны к инновационным процессам;

3) Отсутствие налоговых льгот для инновационных отраслей в Украине, отсутствие законодательной базы для инновационных налоговых льгот или налоговых кредитов для предприятий, реализующих инновации;

4) В целом ограниченное государственное финансирование ученых: из-за низких заработных плат, отсутствия признания профессии ученого в обществе и отсутствия инновационной инфраструктуры большое количество ученых покидает страну.

Читайте также: На какое будущее может рассчитывать украинская наука

Инфраструктура и интернационализация инноваций

Инфраструктура для инноваций состоит из ряда предприятий, организаций и учреждений, предоставляющих информационные, коммуникационные, консультационные, маркетинговые, финансовые и другие услуги, способствующие созданию инноваций.

Традиционные сети физической инфраструктуры (дороги, мосты) являются такими же важными, как и растущие сети социальной инфраструктуры, такие как беспроводной доступ к Интернету или смарт-сети.

Бизнес центры, инкубаторы, технологические парки, лизинговые центры, финансовые и кредитные учреждения, фонды поддержки бизнеса, инвестиционные, инновационные фонды и компании являются частью инфраструктуры поддержки бизнеса. Как правило, инфраструктура для инноваций служит элементом, который создает условия для плодотворных инноваций путем предоставления различных услуг.

Инновационное развитие Украины является важным условием для интеграции государства в мировую экономику.

Современное экономическое развитие Украины и ее интеграция в европейское пространство зависят не только от адаптации экономической, налоговой, денежно-кредитной и иной политики, но также от таких важных факторов, как высокие технологии, наукоемкое производство и человеческий капитал. Главным приоритетом государственной политики является создание инновационной модели экономики на всех уровнях – национальном, региональном и местном. При формировании новой модели национальной системы поддержки инноваций инфраструктура инноваций играет ключевую роль, поскольку она обеспечивает горизонтальные и вертикальные связи между участниками инновационных процессов.

Высокий научно-технический потенциал Украины пока не используется в полной мере, хотя он может существенно способствовать улучшению инфраструктуры для инноваций. Одна из основных проблем заключается в том, что большая часть исследований, которые проводятся украинскими учеными, не имеют практического применения, что приводит к исключению научных учреждений из рыночной экономики. Это, в свою очередь, делает практически невозможным развитие инновационных процессов под влиянием рыночных сил, при этом инновации в значительной степени остаются вне рынка.

Текстовая вставка 3: Ограничения инновационной инфраструктуры в Украине

«Концепция разработки государственной целевой экономической программы инновационной инфраструктуры на 2017-2021 годы» определила следующие ограничения, связанные с внутренней инновационной инфраструктурой:

отсутствие четкого определения в нормативно-правовых актах Украины всех элементов рыночной инновационной инфраструктуры;

несовершенство действующего законодательства, а именно в определении эффективных форм инвестиционных стимулов, необходимых для установки новых форм инновационной инфраструктуры путем освобождения от уплаты ввозной пошлины на машины, оборудование и компоненты для материалов;

отсутствие механизма договорных отношений в части регулирования использования государственной земли и муниципальной собственности, на которых могут быть созданы новые формы инновационной инфраструктуры;

отсутствие эффективных механизмов в области передачи технологий и инновационных продуктов украинским промышленным предприятиям;

отсутствие стимулов для поддержания, повышения и привлечения инноваций и инвестиций для развития инфраструктуры для инноваций;

несовершенный потенциал человеческих ресурсов для инновационного менеджмента.

По данным Министерства образования и науки Украины, в настоящее время в стране существует 12 технологических парков, 17 научных парков, 28 инновационных бизнес инкубаторов, 26 инновационных центров. Также имеется 23 инновационных технологических кластера и 8 небанковских финансовых учреждений, 9 центров инноваций и передачи технологий, 49 центров коммерциализации интеллектуальной собственности, 29 контактных пунктов в Рамочной программе ЕС «Горизонт 2020» и около 40 других институтов, работающих в области инноваций.

В развитии инновационных услуг для рынка важную роль играет государство.

В 2015 году Кабинет Министров Украины одобрил проект под названием «Концепция развития Государственной целевой экономической программы инновационной инфраструктуры на 2017-2020 годы» с целью создания условий для развития инфраструктуры для инноваций, которая будет способствовать формированию инновационной модели роста национальной экономики.

Проект также направлен на обеспечение эффективного использования национального научно-технического, инновационного и образовательного потенциала, коммерциализации научно-технических разработок, широких инноваций и роста конкурентоспособности экономики Украины. Программа будет финансироваться за счет государственного и местных бюджетов в форме инвестиций, международной помощи, государственно-частных партнерств и венчурного инвестирования, но поддержка частного сектора тоже должна играть важную роль в стимулировании и поддержке инноваций в Украине.

В декабре 2016 года правительство представило проект Среднесрочного плана приоритетных действий Правительства на период до 2020 года. План предусматривает создание Офиса развития инноваций, целью которого является поддержка и поощрение развития инновационных предприятий и стартапов путем обеспечения финансирования необходимых консультационных услуг и технической помощи на всех этапах инноваций в реальный сектор экономики: от идеи до конечного продукта. В результате вновь созданные предприятия и стартапы стали создавать новые рабочие места, уменьшать отток мозгов из Украины и повышать инвестиционную привлекательность Украины.

Основные выводы

Высокий научно-технический потенциал Украины еще не используется в полной мере для содействия улучшению системы поддержки инноваций страны. Одной из основных проблем является ограниченное практическое применение результатов исследований, проведенных национальными учеными. Более активное интегрирование научных учреждений в рыночную экономику должно обеспечить ускоренное развитие инноваций.

Должен быть обеспечен современный уровень производственно-технологической базы и механизмов поощрения инновационной деятельности. Этого можно добиться путем внесения изменений в законодательство и создания различных типов инновационных структур, а также усиленной защиты интеллектуальной собственности и связанных с ней стимулов для инновационных предприятий.

Украина может учиться на примере используемых во многих развитых странах лучших методах сотрудничества между высшими учебными заведениями и бизнес сектором, разработок совместных учебных программ, программ стажировок для молодых предпринимателей, а также различных видов государственно-частного партнерства.

Национальные стратегии и планы развития

Открытая и экспортоориентированная украинская экономика требует разработки и принятия стратегий внешней торговли. Это понимание было сформировано на базе основных документов по развитию торговли и экспорта, и его разделяют ключевые институты, которые занимаются разработкой национальной политики в этой области. В частности, правительство осознает необходимость подготовки и реализации комплексной стратегии по продвижению торговли и экспорта – Национальной экспортной стратегии (НЭС).

Поскольку торговля является неотъемлемой составной частью общей государственной политики, она связана со многими другими стратегиями и планами в других отраслях, которые в настоящее время внедряются или находятся на стадии разработки. В связи с этим были изучены существующие стратегии, планы развития и инициативы в процессе разработки с целью определения сфер, которые нуждаются в координации, и на которых в дальнейшем будет основываться Дорожная карта. И для выявления пробелов и необходимых средств будут даны рекомендации в Дорожной карте.

Реформы на национальном уровне

Стратегия устойчивого развития «Украина-2020» – это комплексная стратегическая программа реформ в Украине. Для реализации Стратегии Кабинет Министров утвердил план мероприятий на период 2015-2020 годов, с конкретизацией по каждому году. Целью реформ является внедрение в Украине европейских стандартов жизни и выход Украины на ведущие позиции в мире. Стратегия предусматривает реализацию 62 реформ и программ развития, в рамках следующих четырех векторов движения: 1) развитие, 2) безопасность, 3) ответственность, 4) гордость.

Национальный совет реформ, как специальный консультативно-совещательный орган, реализует реформы и устанавливает основные показатели эффективности. Сферы, связанные с торговлей, закреплены в первом векторе движения – «развитие» – и включают в себя:

I) Дерегуляцию и развитие предпринимательства,

II) Программу развития МСП,

III) Налоговую реформу,

IV) Реформу государственного таможенного дела и интеграцию в таможенное сообщество ЕС,

V) Программу развития украинского экспорта.

Другие ключевые сферы для продвижения экспорта закреплены в четвертом векторе движения – «гордость», а именно:

I) Программа создания бренда «Украина»,

II) Программа развития инноваций,

III) Программа развития туризма.

Стратегия также определяет первоочередные задачи во многих смежных сферах, осуществление которых необходимо для устранения многочисленных препятствий для экспорта, которые признают все: предприятия, правительство и неправительственные организации. Основные показатели эффективности косвенно связаны с успешной реализацией важнейших реформ, но схемы и механизмы распределения ресурсов еще не уточнены.

В Стратегии «Украина-2020» признается необходимость содействия торговле и экспорту, поскольку это ключевые сферы торговой политики и движущая сила экономического развития. Однако осуществляемые в настоящее время реформы касаются, прежде всего, законодательства и регулирования (в соответствии с требованиями ВТО/Соглашения об ассоциации) или нацелены на преобразование существующих или создание новых институтов.

Дорожная карта должна быть синхронизирована с основными сферами реформирования и текущими планами, которые воздействуют на экспорт и определены в Стратегии «Украина-2020». Это, в свою очередь, дает возможность выявить пробелы в реформах, которые влияют на всю цепь добавленной стоимости товаров, предназначенных для экспорта, и возможность быстрого отслеживания имплементации приоритетных мероприятий, указанных в Дорожной карте.

Соглашение о Коалиции депутатских фракций «Европейская Украина» было принято после выборов в сентябре 2014 года. Оно положено в основу работы Коалиции депутатских фракций и согласуется со Стратегией устойчивого развития «Украина-2020».

В документе провозглашается, что основой будущих реформ станет реализация Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом, и охвачены важные аспекты экспорта и смежные темы, в частности: развитие экономики и бизнеса; регуляторная политика и конкуренция, реформирование финансового сектора (в том числе либерализация валютного регулирования, развитие финансовой инфраструктуры), сельского хозяйства (в частности торговли сельскохозяйственной продукцией), а также инфраструктуры, транспорта и образования.

В документе не говорится о механизме имплементации, но предусматривается ответственность Коалиции, а положения документа являются определяющими для деятельности правительства. В разделах, связанных с экспортом, речь идет о действиях в целом, без уточнения сроков их осуществления.

В Соглашении о Коалиции депутатских фракций подтверждены направления реформирования, определенные в Стратегии устойчивого развития и Соглашении об ассоциации, и предложены дополнительные планы по этим направлениям.

В Дорожной карте рассматриваются приоритетные меры в отношении экспорта, которые определены в Соглашении о Коалиции, в частности, относительно доступа к рынкам товаров, услуг, государственных закупок, а также стандартов, содействия торговле, развитию науки и технологий.

Реализация Верховной Радой Украины в 2016-2017 годах мероприятий по имплементации Соглашения о Коалиции депутатских фракций, Стратегии устойчивого развития «Украина-2020», Программы деятельности Кабинета Министров и Соглашения об ассоциации. В документе изложены конкретные инициативы по принятию новых и внесению изменений в существующие законы (с разбивкой по сферам), которые должны стать основной для имплементации вышеупомянутых документов, и определены сроки их подготовки/принятия.

В Части IV «Стабилизация макроэкономической ситуации и экономические реформы» содержатся главы, посвященные кросс-секторальным реформам. Такие реформы, как «Торговая политика и поддержка экспорта». В том числе проекты законов об экспортно-кредитном агентстве, о деятельности торговых ярмарок, защите отечественного производителя от субсидированного импорта, создание немецко-украинской торговой палаты, финансирование иностранных торговых представительств и целый ряд инициатив в отношении СНГ.

План представляет собой программный инструмент для утверждения правовых механизмов имплементации трех вышеупомянутых комплексных документов.

Предложения Дорожной карты, которые выходят за пределы существующих планов законодательных инициатив, нужно включить в порядок рассмотрения законодательных предложений и предложить механизм практической реализации первоочередных мероприятий.

Распоряжение КМУ №847-р «Об имплементации Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС» утверждает План мероприятий по имплементации Соглашения об Ассоциации между Украиной и ЕС. Мероприятия, направленные на внедрение торговой части Соглашения об ассоциации/Соглашения об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли между Украиной и ЕС, изложенные в разделе 4 Плана мероприятий под названием «Торговля и вопросы, связанные с торговлей» и предусматривают «коридор» на 2016-2019 годы.

Раздел IV предусматривает обязательства по зоне свободной торговли и направлен на гармонизацию украинского законодательства с нормативно-правовой базой ЕС, а также создание необходимой институциональной структуры. План хорошо структурирован и конкретно определяет мероприятия, сроки, институты и соответствующих европейских партнеров, отвечающих за выполнение обязательств по зоне свободной торговли.

Источниками финансирования, за счет которых будет осуществляться имплементация, определены бюджетные средства и средства организаций-доноров.

Дорожная карта учитывает оба плана мероприятий по имплементации Соглашения об ассоциации, определяет взаимодополняющие мероприятия и обеспечивает их надлежащую последовательность при имплементации Соглашения об ассоциации. Кроме того, Дорожная карта дает возможность разработать механизмы фактической имплементации в соответствующих случаях.

Кабинет Министров планирует принять Среднесрочный план приоритетных действий правительства на период до 2020 года. Этот документ содержит конкретный план мероприятий и учитывает разработанные ранее планы и программные документы, в частности, Стратегию «Украина — 2020», Программу действий правительства, Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом, Соглашение о Коалиции и международные обязательства.

В плане определены 5 основных приоритетов и 85 приоритетных действий правительства на 2017-2020 годы, в частности: экономический рост, эффективное управление, развитие человеческого капитала, установление верховенства права и борьба с коррупцией, безопасность и оборона.

Секторальные инициативы

Стратегия развития системы технического регулирования на период до 2020 года направлена на постепенную интеграцию Украины в единый рынок ЕС, устранение технических барьеров в торговле между ЕС и Украиной и эффективное взаимное признание европейской и украинской систем технического регулирования.

Таким образом, Стратегия предусматривает гармонизацию законодательства Украины и ЕС, принятие технических положений и европейских стандартов, обеспечение соответствия системе технического регулирования ЕС, признание в ЕС и в мире Национального агентства по аккредитации, подготовку к подписанию Соглашения об оценке соответствия и приемлемости промышленных товаров.

Имплементация Стратегии будет осуществляться в существенной мере за счет выделенных ЕС средств секторальной финансовой помощи.

Дорожная карта определяет конкретные сферы, где реализация первоочередных мероприятий может быть очень эффективной, а именно: развитие и укрепление потенциала соответствующих институтов и предприятий, в частности МСП, для обеспечения соответствия на национальном уровне и в приоритетных секторах, связанных с производством.

Концепция реформирования государственной системы правовой охраны интеллектуальной собственности в Украине (на 2016-2017 годы), принятая в июне 2016 года Кабинетом Министров, предусматривает двухуровневую структуру государственной системы правовой охраны интеллектуальной собственности путем создания Национального органа интеллектуальной собственности, подотчетного Минэкономразвития, на основе существующего органа – Государственного предприятия «Украинский институт интеллектуальной собственности».

Национальный орган по охране интеллектуальной собственности будет выполнять лишь некоторые публичные функции (властные полномочия) по реализации государственной политики, а основные полномочия в отношении политики в области интеллектуальной собственности будет иметь Минэкономразвития как основной центральный орган исполнительной власти по формированию и реализации государственной политики в сфере интеллектуальной собственности.

Концепция также предусматривает гармонизацию национального законодательства в области интеллектуальной собственности с законодательством ЕС путем имплементации Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС и обеспечения надлежащего исполнения соглашения о зоне свободной торговли.

Планируется, что имплементация будет финансироваться за счет средств государственного бюджета, а также международной технической помощи и средств, предоставляемых организациями-донорами на двусторонней основе. План имплементации концепции был утвержден в августе 2016 года.

Дорожная карта дополняет Концепцию реформирования государственной системы правовой охраны интеллектуальной собственности в Украине путем внедрения мероприятий по подготовке, обучению и информационно-просветительской работе о важности защиты прав интеллектуальной собственности для МСП, которые занимаются экспортом, особенно в области высоких технологий и в творческой индустрии. Основная информация о защите прав интеллектуальной собственности при осуществлении экспорта должна быть размещена на государственном портале для экспортеров.

Государственная стратегия регионального развития на период до 2020 года определяет стратегическое видение и три основные цели регионального развития:

I) повышение конкурентоспособности регионов;

II) территориальная и социально-экономическая интеграция, пространственное развитие;

III) эффективное управление в сфере регионального развития.

В стратегии изложены оперативные цели и задачи, которые подробно определены в среднесрочном Плане реализации. Предполагается финансирование за счет государственных отраслевых программ.

План реализации на период 2015-2017 гг.

План содержит пять «национальных» программ регионального развития: Инновационная экономика и инвестиции, Развитие сельских районов, Развитие человеческого капитала, Развитие туризма и Всеукраинская солидарность.

Областные государственные администрации отвечают на областном уровне за разработку соответствующих региональных стратегий на семилетний срок и планов мероприятий (на два первых периода: на три и на четыре года), которые включают ряд проектов в области развития. Средства для финансирования соответствующих проектов будет предоставлять Государственный фонд регионального развития в размере 1% в год от суммы поступлений в государственный бюджет Украины.

Сейчас экспорт не считается одним из средств реализации целей Стратегии регионального развития. При условии обеспечения согласованности со Стратегией регионального развития, Дорожная карта может способствовать региональному развитию и уменьшению межрегиональных различий в стране, в частности, путем стимулирования экспортного потенциала и реализации мероприятий, соединяющих регионы с международными рынками.

Для вывода Стратегии регионального развития в экспортную по ориентации плоскость рекомендуется впоследствии разработать на областном или региональном уровне стратегическую программу развития экспорта и повышения конкурентоспособности. Вроде Дорожной карты по разработке цепочки создания стоимости фруктов и овощей для южной части Украины, 2016-2020 (Fruits and Vegetables Value Chain Development Roadmap for Southern Ukraine, 2016-2020), разработанной МТЦ при поддержке Швеции.

Национальная стратегия развития образования в Украине вместе с Планом действий была принята в 2013 году и охватывает период до 2021 года. Стратегия направлена, среди прочего, на повышение доступности и конкурентоспособности образования на основе требований к инновационному социально-экономическому развитию.

Основными стратегическими направлениями ее развития являются: повышение качества образования, внедрение государственных стандартов для технического образования и оптимизация сети техникумов с учетом потребностей рынка труда на местном и региональном уровнях. Основные направления имплементации Стратегии включают обновление и модернизацию законодательства об образовании и системы образования; формирование бюджетов образовательных учреждений на основе количества студентов; многоканальное финансирование системы образования за счет внедрения субсидий, грантов и др.

Стратегия также содержит компоненты национального мониторинга и оценки, а также раздел, в котором говорится об ожидаемых результатах.

В документе существенно не отмечаются несоответствия между квалификациями, которые предлагают техникумы и университеты, существующими и ожидаемыми потребностями рынка труда. Кроме того, не рассмотрена проблема переквалификации рабочей силы.

Учитывая серьезные стратегические несоответствия эти проблемы должны быть решены в стратегии развития образования, или в Дорожной карте; при этом необходимо обеспечить регулирование и эффективное координирование имплементации.

Стратегия развития информационного общества в Украине на период до 2020 года была принята Кабинетом Министров в мае 2013 года и содержит раздел об электронной экономике (е-экономика). Одной из основных целей е-экономики является развитие электронного бизнеса, что предусматривает разработку и использование инструментов электронной коммерции (е-коммерция); использование электронной подписи и обеспечение электронной безопасности; содействие интеграции национальной платежной системы с международными платежными системами; внедрение электронной отчетности с целью сокращения времени на составление и представление отчетов, применяя систему «единого окна».

Для реализации этих целей должна быть разработана правовая база электронной коммерции в соответствии с международными стандартами. Имплементация будет осуществляться на основе годовых планов мероприятий, и будет финансироваться за счет средств государственного и местных бюджетов, частных инвестиций, а также международной технической помощи и донорского финансирования.

В Стратегии не предусмотрены вопросы электронного экспорта (e-exporting), следовательно, не исключается, что формированию этого аспекта торговой политики может способствовать Дорожная карта в контексте имплементации Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.

Необходимо устранить существующие проблемы в трансграничной торговле, такие как невозможность принимать в стране платежи PayPal, решить вопрос транспортных, страховых и других услуг, необходимых для обеспечения беспрепятственного электронного экспорта товаров из Украины.

Вопрос экспорта электронных услуг требует отдельного анализа, поскольку эта отрасль является хорошо развитой в Украине.

Инициативы в процессе разработки

Нижеприведенные документы существуют в форме проектов и пока не приняты Кабинетом Министров Украины. После вступления в силу эти стратегии и планы станут составной частью экономической политики, что будет иметь значительное влияние на украинский экспорт.

Всеобъемлющая стратегия имплементации главы IV «Санитарные и фитосанитарные меры» Раздела IV «Торговля и вопросы, связанные с торговлей» Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом (на 2016-2019 годы) представляет собой украинское обязательство в рамках Соглашения об ассоциации. Стратегия уже принята, но еще не вступила в силу, поскольку требует одобрения двумя сторонами (Украина-ЕС). Исполнение обязательств является необходимым условием для обеспечения украинской сельскохозяйственной продукции доступа к европейским рынкам и конкретным рыночным сегментам.

Концепция Государственной целевой программы развития аграрного сектора экономики на период до 2020 года была разработана и утверждена Кабинетом Министров в конце 2015 года. Сейчас готовится окончательная версия самой Программы. Целью Программы является создание благоприятных условий для эффективного развития аграрного сектора с целью увеличения объемов и качества сельскохозяйственной продукции для населения, содействие конкурентоспособности и увеличение производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Предусматриваются, в частности, такие мероприятия:

консультационная поддержка аграрного сектора экономики, обучение, распространение результатов инновационных исследований и разработок, широкомасштабные средства по сохранению живой природы и охране окружающей среды, финансовая поддержка, включающая государственную поддержку, кредитование и страхование сельскохозяйственных рисков, совершенствование системы налогообложения сельского хозяйства. Ожидается увеличение объемов экспорта сельскохозяйственной продукции на 3-4%, а продукции пищевой и перерабатывающей промышленности на 5-7%.

Программа является комплексной с точки зрения имплементации мер, связанных с поддержкой и продвижением экспорта. Важно избежать дублирования усилий Минэкономразвития и Минагрополитики в определенных сферах, включая создание веб-портала для экспортеров, содействие в участии в торговых ярмарках, разработку рекомендаций по вопросам экспорта, продвижения бренда «Украина».

Источник: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий