Таблица 1
Основные показатели социально-экономического развития Беларуси на 2011-2015 гг. (в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году)
Показатели |
Годы |
2015 г. к 2010 г. |
|
2011 |
2015 |
||
Валовой внутренний продукт (ВВП) |
109-110 |
111-112 |
162-168 |
Продукция промышленности |
109-109,5 |
109-110,5 |
154-160 |
Рентабельность продаж в промышленности |
8-9 |
14-15 |
|
Продукция сельского хозяйства |
107-108 |
107-108 |
139-145 |
Рентабельность продаж в сельском хозяйстве |
6-8 |
10-11 |
|
Производительность труда |
109,3-109,4 |
111-112,2 |
163-168 |
Инвестиции в основной капитал |
116-117 |
112,5-113,5 |
190-197 |
Внутренние затраты на исследования и разработки, в процентах к ВВП |
1,2-1,4 |
2,5-2,9 |
– |
Удельный вес отгруженной инновационной продукции организациями, основными видами экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции |
12-13 |
20-21 |
– |
Экспорт товаров и услуг |
116-116,4 |
117,5-117,9 |
218-222 |
Сальдо внешней торговли товарами и услугами, в процентах к ВВП |
(-8,9)-(-9) |
0,5-0,6 |
– |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
108-109,5 |
114-115 |
170-176 |
Снижение энергоемкости валового внутреннего продукта |
6-7 |
7,5-8 |
29-32 |
Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, млн. кв. метров |
7,5 |
9,5-10 |
136,5-143,7 |
Дефицит консолидированного бюджета, в процентах к ВВП |
3 |
1,5 |
– |
Как отмечается в документе, в Беларуси сохранилась «недостаточно эффективная структура экономики, выражающаяся в высоких импортоемкости, материалоемкости и энергоемкости выпускаемой продукции, относительно низкой производительности труда и, как следствие, недостаточной конкурентоспособности продукции отечественного производства».
Кроме того, снижается эффективность инвестиций и медленными темпами увеличивается объем привлечения в экономику прямых иностранных инвестиций. Слабой остается восприимчивость предприятий и организаций к инновациям. По-прежнему наблюдается несбалансированность во внешней торговле страны. В результате государственная политика в Беларуси в 2011-2015 гг. будет направлена на решение указанных проблем и преодоление ограничений экономического роста.
Учитывая высокую экспортную ориентированность белорусской экономики, темпы ее роста в ближайшие годы будут взаимосвязаны с динамикой развития стран – основных торговых партнеров: России, Германии, Китая, Венесуэлы, Украины, на долю которых приходится более половины экспорта белорусских товаров.
По прогнозу МВФ, в 2011-2015 гг. объем ВВП в странах Европейского союза возрастет на 10,6%, в России – на 24,4%, в Польше – на 20,7%, в Нидерландах – на 7,2%, в Германии – на 9,4%, в Великобритании – на 10,4%, в Украине – на 28,8%, в Казахстане – на 31,5%.
В целом наиболее тесно социально-экономическое развитие Беларуси будет связано с Россией и Казахстаном в рамках Таможенного союза и формирующегося Единого экономического пространства (ЕЭП).
Реализация программы предусматривает повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 г. к уровню 2010 г. в 1,7-1,76 раза на основе обеспечения роста ВВП – в 1,62-1,68 раза, производительности труда – в 1,63-1,68 раза, объемов промышленного производства – в 1,54-1,6 раза, сельского хозяйства – в 1,39-1,45 раза.
При этом удельный вес отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции возрастет в 2015 г. до 20-21%. Уровень рентабельности продаж в промышленности составит не менее 14-15% (против 7,6% в январе-октябре 2010 г.).
По оценкам авторов документа, в 2011-2015 гг. энергоемкость ВВП снизится на 29-32%, глубина переработки нефти вырастет до 90-92%, использование местных видов топлива и возобновляемых источников энергии в балансе котельно-печного топлива увеличится до 28-30%.
Уровень рентабельности продаж в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах возрастет до 10-11% (против 4,7% в январе-октябре 2010 г.). Производительность труда в сельском хозяйстве возрастет в прогнозном периоде в 1,5 раза, а объем экспорта продукции агропромышленного комплекса не менее чем в 2 раза до 6 млрд. долл. в эквиваленте. К окончанию пятилетки сельское хозяйство в Беларуси станет бездотационным и самоокупаемым.
В свою очередь, инвестиции в основной капитал за пятилетие возрастут в 1,9-1,97 раза, основная часть инвестиций будет направлена на создание и модернизацию более 1 млн. рабочих мест (для справки: в январе-октябре 2010 г. в экономике Беларуси занято 4,649 млн. чел.).
Повышение скоростей доставки грузов и сокращение перечня дорог, на которые вводятся сезонные ограничения, позволит увеличить доходы от транзита в 2015 г. по сравнению с 2010 г. в 1,6 раза до 2,4 млрд. долл.
В сфере услуг связи к концу 2015 г. до 99,8% увеличится охват населения цифровым телевизионным вещанием с применением новых высокотехнологичных средств связи. До 3,5 млн. человек станут абонентами и пользователями стационарного широкополосного доступа в сеть Интернет.
В результате удельный вес сферы услуг в ВВП достигнет 47%, а удельный вес работающих в данной сфере в общем объеме занятых в экономике возрастет до 58%.
Программа социально-экономического развития Беларуси на 2011-2015 гг. предусматривает увеличение объема ВВП на душу населения по паритету покупательной способности с 14,3 тыс. долл. в 2010 г. до 26-27 тыс. долл. в 2015 г., а производительности труда – с 26,2 тыс. долл. до 49-51 тыс. долл. В номинальном выражении средняя зарплата работников достигнет среднего уровня зарплат в сопредельных странах.
Для справки: средняя начисленная зарплата в Беларуси в ноябре 2010 г. составила 469,7 долл., в Польше – 1219 долл. (данные по производственному сектору за ноябрь), в Латвии – 855 долл. (данные за сентябрь), в Литве – 777 долл. (третий квартал), в России – 675 долл. (октябрь) и в Украине – 294 долл. (октябрь).
В программе отмечается, что в Беларуси будут созданы благоприятные условия для деятельности юридических лиц всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей на основе:
преимущественного использования уведомительных порядков ведения бизнеса;
упрощения и обеспечения стабильности законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность;
уменьшения «контрольной нагрузки» на бизнес, исключения излишних проверок коммерческих организаций. Для прибыльно работающих организаций, не использующих государственную поддержку и исполняющих обязательства перед бюджетом, будет ограничено количество проверок, осуществляемых контролирующими органами. При этом налоговым органам будет разрешено проводить не более одной проверки в пять лет;
соразмерности применяемых административных взысканий и экономических нарушений;
повышения эффективности налоговой системы и придания ей в первую очередь стимулирующего характера;
поддержания полноценной конкурентной среды и создания механизмов государственно-частного партнерства;
формирования равных партнерских отношений с бизнесом и обеспечения благоприятных условий для работы субъектов хозяйствования;
гармонизации национального законодательства с международными нормами и правилами в целях интегрирования Беларуси в мировую экономику.
Государственное регулирование цен будет сохранено на ограниченный перечень товаров (работ, услуг), продукцию организаций-монополистов и отдельные, определяющие жизненный уровень населения социально значимые товары, в том числе лекарственные средства, жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению. Тарифная политика будет нацелена на постепенное возмещение обоснованных затрат при жесткой увязке с ростом доходов населения и осуществлением необходимых мер по социальной защите.
Предусматривается отмена с 2013 г. льготных цен (тарифов) на природный газ и энергию для отдельных юрлиц и индивидуальных предпринимателей. По мере роста доходов граждан будет увеличиваться уровень окупаемости населением затрат на услуги жилищно-коммунального хозяйства. В целом уровень окупаемости затрат тарифами на услуги жилищно-коммунального хозяйства в 2015 г. не превысит 60%.
В программе подчеркивается, что основными задачами демографической политики в Беларуси на современном этапе являются повышение ожидаемой продолжительности жизни и уровня рождаемости населения.
Решение указанных задач предусматривает создание предпосылок для реализации репродуктивных установок семей на рождение двух и более детей; усиление социальной защиты нуждающихся семей; укрепление здоровья и снижение смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте; формирование здорового образа жизни; обеспечение положительного сальдо внешней миграции населения.
В целях повышения рождаемости и укрепления семьи предусматриваются поэтапное увеличение размеров пособий и иных выплат в связи с рождением детей, увязка величины пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет с очередностью рождения.
Реализация демографической политики позволит стабилизировать численность населения Беларуси на уровне 9,4 млн. чел. (на 1 ноября 2010 г. численность населения составила 9,484 млн. чел.), а также увеличить ожидаемую продолжительность жизни с 71 года до 72-73 лет в 2015 г. Уровень смертности сократится в 2015 г. до 13 человек на тысячу населения (против более 14 человек в 2010 г.).
Источник: BusinessForecast.by