Кристофер Смит – начальник отдела по правоохранительным вопросам посольства США в Украине. Мистер Смит – одно из ключевых лиц, от имени Соединенных Штатов помогает внедрять реформы в правоохранительной отрасли в Украине.
Еще не много людей видят и осознают, насколько системным является влияние США на глубинные процессы реформ и принятие решений украинскими политиками и насколько весомой является позиция американских дипломатов относительно наших проблем. Смит при этом – коммуникатор, которого знают все руководители правоохранительных органов.
Он в Украине не только дипломат США, но и фактически соучастник многих процессов реформирования и создания новых органов власти, который дружит с руководителями всех правоохранительных ведомств. Иногда он даже психотерапевт, который помогает уладить конфликты между украинскими руководителями, например, критическую ситуацию вокруг конфликта НАБУ, САП, ГПУ, МВД.
И позиция дипломатов США для того, чтобы остановить намерения руководителей украинской власти снять директора Национального антикоррупционного бюро Артема Сытника, была ключевой. Влияние Америки на этом этапе не может не иметь сильного влияния личностей – поскольку США стремятся помочь структурным реформам, но при этом делать это поэтапно, чтобы не останавливалось выполнение жизненно важных функций действующим государственным аппаратом.
В интервью, конечно, невозможно даже на процент показать, что именно на самом деле видит Смит как дипломат и какие эмоции у него возникают, но надеюсь, когда-нибудь Кристофер приедет к нам как частное лицо писать мемуары, и клянусь, это будет бестселлер. Но сейчас это интервью дипломата. Кстати, это вообще первое интервью К. Смита в Украине.
— Как бы вы охарактеризовали сотрудничество посольства с НАБУ, САП, НАПК, ГПУ, вновь созданным Государственным бюро расследований, МВД, Национальной полицией, Национальной гвардией, Государственной пограничной службой, СБУ?
— Посольство взаимодействовало и продолжает активно взаимодействовать с правоохранительными органами Украины в течение многих лет, а также расширяет сотрудничество с новыми антикоррупционными учреждениями.
В нашем посольстве есть представители нескольких правоохранительных органов США федерального уровня, в том числе атташе по правовым вопросам, который представляет Федеральное бюро расследований (ФБР), а также представители дипломатической службы безопасности Государственного департамента США.
Другие федеральные правоохранительные органы США, такие как Администрация по противодействию незаконного оборота наркотиков, Секретная служба США, Департамент национальной безопасности, регулярно отправляют региональных представителей в Украину для работы с украинскими партнерами в делах, представляющих двусторонний интерес.
Что касается нашего отдела по правоохранительным вопросам в посольстве США, то он оказывает международную техническую помощь нашим украинским партнерам в области уголовного правосудия. Наша главная миссия заключается в укреплении верховенства права путем борьбы с коррупцией и содействия воплощению реформ.
Мы имеем давние партнерские отношения с рядом ведомств в сфере правоохранительной деятельности и правосудия, в частности, с Министерством внутренних дел и его профильными органами, такими как Национальная полиция и Государственная пограничная служба Украины, а также с Национальным антикоррупционным бюро Украины (НАБУ) и Специализированной антикоррупционной прокуратурой (САП).
Помощь, которую мы предоставляем, зависит от конкретных потребностей, но исторически мы поддерживаем проведение отбора кадров, проверку их профессиональной пригодности, обеспечение профессиональной подготовки, оснащение новых подразделений и учреждений.
Рассматривая возможность реализации нового проекта, основными критериями для нас является создание устойчивого институционального результата или достижения эффекта от реформ, а также серьезность намерений нашего партнера. Проще говоря, сможет ли проект дать те изменения, которые необходимы Украине и ее народу?
Одним из ключевых направлений нашей помощи является разработка новых тестов и порядка приема на службу или на работу в зависимости от фактических профессиональных и личных качеств кандидатов, разработка критериев и программ отбора, обеспечение новой униформой, снаряжением и другим оборудованием. Эту модель мы использовали во время создания патрульной полиции, подразделения специальных операций (КОРД), НАБУ и САП.
У нас также есть совместные проекты с Государственной пограничной службой. Мы обеспечивали их защитным снаряжением в 2014-15 годах и сейчас тесно сотрудничаем над тем, чтобы внедрить необходимые изменения системы набора и профессиональной подготовки, расследования внутренней коррупции и злоупотреблений, развития подразделений специальных операций для реагирования на новые криминальные угрозы на границе.
Реформирование правоохранительного сектора является очень сложным шагом, особенно в то время, когда опасные риски настолько выросли. С одной стороны, украинцы требуют от правоохранителей реформ в ведомствах, отвечающих за безопасность и охрану порядка, но с другой стороны, эти органы должны поддерживать способность реагировать на угрозы безопасности. Преступники не прекращают свою деятельность на время реформирования.
— Что можно считать успехами в вашей работе в Украине?
— Патрульная полиция и НАБУ – это, пожалуй, самые известные примеры успешных проектов реформ, которые мы поддержали. И не только потому, что это новые органы, которые у всех на слуху, но и потому, что их создание является прямым следствием требований украинского народа об очищении органов власти от коррупции.
Патрульная полиция заменила собой два бывших подразделения милиции: ГАИ и старую патрульно-постовую службу. Оба подразделения были, как известно, достаточно коррумпированными, в результате чего уровень общественной поддержки прежней милиции был чрезвычайно низким. И наоборот, патрульная полиция была очень хорошо воспринята людьми, и это помогло значительно улучшить общественное мнение о правоохранительных органах. Патрульная полиция также стала более эффективным подразделением для реагирования на вызовы.
Время реагирования значительно сократилось, что делает полицию более эффективной и повышает безопасность граждан. По данным Национальной полиции, благодаря мобильности и оперативности патрульные спасли более 400 жизней за последний год.
Помощь в создании и развитии НАБУ и САП – это еще один важный элемент нашей работы за время моего пребывания в Украине. Эти органы играют ведущую роль в борьбе с коррупцией на высших уровнях. Мы помогали с отбором работников, их профессиональной подготовкой, оснащением детективов и аналитиков НАБУ, способствовали САП в отборе и подготовке их прокуроров.
К сожалению, несмотря на их отличную работу и решимость в расследовании и формировании дел против некоторых очень влиятельных коррумпированных чиновников, эти дела сейчас просто лежат в судах. Поэтому следующим шагом антикоррупционной реформы должна быть судебная составляющая.
— Что возможно и невозможно изменить в правоохранительных органах Украины? Каким изменениям в правоохранительных органах вы бы предоставили приоритет?
— Старые структура и практика, унаследованные от советского периода, не обеспечивают решения современных правоохранительных и проблем безопасности. Сектор правопорядка должен модернизироваться, чтобы эффективно защищать страну и служить народу.
Следует сказать, что со временем, когда общественно-политическая ситуация в Украине немного «нормализовалась», естественно уменьшился и пыл, с которым реализовались реформы. Это естественная тенденция, ибо любая система стремится к большей стабильности. Однако многое еще нужно сделать.
Например, если взять полицию, то я бы сказал, что, хотя реформирование прежнего блока милиции по охране общественного порядка в крупных городах через создание новой патрульной полиции имело большой успех, полиция в малых городах и районах остается в основном не реформированной и практически не обеспечивает эффективной безопасности населения.
Криминальный блок полиции также борется с невероятными трудностями, начиная от огромного количества неконтролируемого оружия, которые захлестнули страну из-за конфликта на востоке, и, заканчивая растущим количеством организованных преступных групп, которые действуют нагло и жестоко. Существующая структура криминальной полиции, в основном, унаследована от советской милиции, не способна эффективно реагировать на эти угрозы.
Некоторые критики утверждают, что старая милиция была намного эффективнее в борьбе с преступностью своего времени, и существующая полиция должна придерживаться старой советской практики. Это не совсем так. Советская милиция была особым инструментом своего времени. Она соответствовала тогдашней государственной системе, советскому менталитету, специфике тогдашнего криминалитета, старым правовым рамкам и др. Приоритетной была защита государства и его интересов, а не служение народу.
Сегодня ситуация резко отличается. Все изменилось: система государственного управления; человеческий менталитет, мышление и поведение преступников, уголовный процесс и законы. Однако уголовная полиция в значительной степени полагается на старую структуру и методы расследования. Чем быстрее будет проведена ее структурная реорганизация в соответствии с новыми реалиями, тем лучше эти подразделения будут выполнять свои обязанности.
— Кто из руководителей правоохранительных органов Украины являются профессионалами в своей сфере?
— Все наши партнеры – это профессионалы, независимо от того, были ли они на службе уже десяток лет или только в течение месяца. Навыки и опыт являются частью того, что делает их профессионалами, но столь, же важным является стремление работать без коррупции и соблюдать закон.
Украине нужны умные, целеустремленные специалисты на всех уровнях государственного управления, в том числе в правоохранительном секторе. В этой сфере есть много профессионалов и много эффективных лидеров. Хорошим лидером, на мой взгляд, является человек, который, кроме того, что он является квалифицированным специалистом, имеет высокие моральные качества, ему доверяют, его уважают коллеги и граждане, а также и человек, способный формулировать видение будущего. Просто знать, как обеспечивать ежедневную деятельность, сегодня недостаточно.
Важно думать стратегически. Настоящий лидер должен предугадывать ожидания граждан и вести свою организацию через системные изменения, чтобы вывести ее на новый уровень в глазах людей. Одним из наших наибольших успехов есть те наши проекты, которые привели десятки тысяч новых людей в полицию, НАБУ и другие правоохранительные структуры по открытому, и справедливому конкурсному отбору. Среди них есть лидеры, которые являются будущим Украины. Я очень надеюсь на постоянное трансформационное влияние, которое они окажут на государственный сектор и свой народ.
— Могли бы вы назвать успешные операции и решения украинских правоохранительных органов?
— Я не буду комментировать конкретные сделки, но скажу, что НАБУ, КОРД, Налоговая служба и Национальная полиция в целом проводят сотни успешных операций ежегодно. Комплексное реформирование и усвоение современных западных практик в долгосрочной перспективе принесет настоящую пользу Украине и украинцам.
Например, создание патрульной полиции и создание условий, при которых все будущие полицейские будут начинать свою службу именно с патруля, обеспечение независимости НАБУ и САП, чтобы они могли расследовать наиболее коррумпированных государственных служащих, станут ключевыми факторами их эффективности в долгосрочной перспективе.
— Сколько времени, и какие условия необходимы для ускорения реформ в Украине?
— Как я уже сказал, реформы являются решающими для Украины. Важно их продолжать. Украинцы хотят видеть конкретные результаты. Следует отметить, что хотя отдельные усилия, такие как создание НАБУ или Патрульной полиции, можно считать удачными, но для долговременного успеха, реформы должны происходить во всех органах власти и по всему сектору уголовной юстиции.
Например, без судебной реформы, в частности, создания независимого антикоррупционного суда и поддержки других органов уголовного правосудия, НАБУ не может функционировать эффективно в полной мере. Патрульная полиция также является лишь частью гораздо большей полицейской системы, которая требует дальнейшего реформирования.
И вообще, улучшение работы правоохранительных органов зависит от гораздо лучшего финансирования правительством, которое в свою очередь возможно лишь благодаря глубоким экономическим реформам, которые бы открыли двери для привлечения значительных инвестиций и получения государством больших поступлений в бюджет. Как видите, все взаимосвязано, и прогресс в реформировании правоохранительных органов тесно связан с прогрессом в других сферах.
— Можно ли преодолеть коррупцию в Украине?
— Да, можно, и я верю, что она будет преодолена. Но борьба против коррупционных практик, которые глубоко укоренились во многих государственных учреждениях, будет длительной. Нам всегда хочется, чтобы изменения произошли быстро, но борьба с коррупцией в Украине была правильно названа войной. А войны требуют времени. Сражения выигрываются и проигрываются. В них есть пострадавшие, и они требуют многих жертв. Так и в борьбе с коррупцией. Поэтому держитесь своего курса, продолжайте бороться, и никогда не сдавайтесь!
— Кого вы поддерживаете в конфликте между новыми и действующими антикоррупционными органами?
— Мы сотрудничаем с теми, кто действительно противостоит коррупции, расследует коррупционные деяния и коррумпированных деятелей. Всепроникающая коррупция в государственном секторе слишком долго вредила Украине, останавливая ее интеграцию в Европу, и сделала страну и ее граждан уязвимыми к внешней агрессии. Мы поддерживаем все органы и всех людей, которые борются за новую Украину, Украину без коррупции.
— Правда ли, что вы скоро уезжаете в другую страну?
— Да, служащие на моей должности меняются каждые несколько лет, и мы привыкли к таким перемещениям. Но покидать Украину мне будет очень трудно. Я никогда не забуду своих партнеров здесь и все то, что мы достигли вместе. Я глубоко впечатлен моими украинскими друзьями, которые не отступают перед многими угрозами и вызовами, как внешними, так и внутренними.
Героический американец, доктор Мартин Лютер Кинг младший, который также отстаивал правое дело, во имя чего и принес величайшую жертву, однажды сказал: «Трусость спрашивает: А это безопасно? Целесообразность спрашивает: А это выгодно? Тщеславие спрашивает: А это популярно? Но Совесть спрашивает: А это правильно?». И наступает время, когда человеку надо выбрать позицию, которая будет безопасной, выгодной или популярной, но ее важно занять, потому что это правильно». Это та ситуация, в которой мы оказались сегодня: Украина должна сделать правильный выбор!
Автор: Юрий Бутусов
Источник: «Цензор.НЕТ»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.