Уже первые попытки осторожной либерализации системы среднего образования в Украине разделили общество на два лагеря.
Но это не лагеря учителей и родителей, как пытаются утверждать некоторые.
Скорее, это лагерь людей, которые понимают необходимость изменения основополагающих принципов и форм обучения – и лагерь тех, кто считает, что имеющаяся система до сих пор отвечает современным требованиям. Люди из первого и из второго лагеря есть как среди учителей, так и среди родителей.
И не удивительно, что те, кто хочет перемен, объединяются – чтобы делать это вместе.
Елена Пометун – член-корреспондент НАПН Украины, доктор педагогических наук, профессор. Научный руководитель, консультант и тренер украинских и международных образовательных проектов. Автор пособий, программ, учебников, научных статей, эксперт по образовательным инновациям.
Игорь Сущенко – исполнительный директор организации «Учителя за демократию и партнерство», координатор международных и всеукраинских образовательных проектов, автор и составитель учебных пособий. Тренер по развитию критического мышления, дебатов, бизнес-тренер.
Ирина Баранова – координатор образовательных проектов неправительственной организации «Учителя за демократию и партнерство». Специалист в области образовательных инноваций, психолог, разработчик и автор пособий по критическому мышлению. Тренер образовательных программ, дебатов.
1. Для кого и для чего этот курс?
Обучение критическому мышлению – это ответ на вопрос, кого мы хотим воспитать. Сознательного человека, который умеет самостоятельно думать и действовать – или покорного исполнителя, который верит всему, что сказано, и делает то, что сказано.
Под критическим мышлением мы понимаем овладение детьми навыков мышления, которые позволят им быть эффективными в жизни и учебе. Среди таких навыков:
– умение работать с информацией, устанавливая ее достоверность;
– защита от манипуляций;
– умение задавать вопросы;
– формулировать и отстаивать собственное мнение, аргументируя его;
– уверенно и самостоятельно принимать решения;
– и другие.
Программа курса рекомендована для использования в старших классах школы, как факультативный курс может преподаваться в 10-м или 11 классе (предвыпускных). Курс рассчитан на учащихся 15-17 лет.
В зависимости от возможностей школы и учителя, программа может быть реализована в объеме 35 часов (один час в неделю в течение учебного года), или 51 час (1,5 часа в неделю).
Также курс может преподаваться 70 часов (2 часа в неделю в течение года) или двух лет (35+35 часов). Тогда учитель при необходимости может отвести больше времени на наиболее сложные или интересные для учеников темы.
Содержание предлагаемой программы состоит из пяти основных разделов:
1. Учимся думать и читать критически
2. Мастерство задавать вопросы
3. Работаем с разными источниками информации
4. Понимание и конструирование учениками аргументированных высказываний
5. Овладение навыками дискуссии и дебатов
2. Чем этот курс может быть полезным старшеклассникам?
Если ребенок учится в хорошей школе, то «Основы критического мышления» добавят ему эффективности в обучении.
Если школа не очень удачная (назовем это так), то навыки, полученные во время такого обучения, могут добавить старшекласснику или старшекласснице «проблем» – но в дальнейшем эти дети действительно смогут быть успешными в жизни.
То, что навыки критического мышления помогают в жизни, мы не один раз слышали от своих выпускников.
«Кстати, требования к сочинению на ВНО вполне совпадают с задачей создания убедительной речи, которой мы учились на уроках «Основы критического мышления», – подметила Дарья Емец, выпускница 2016 года Харьковского коллегиума.
3. Как навыки, полученные на этом курсе, коррелируют с другими школьными дисциплинами?
Эти навыки важны для любого школьного предмета, потому что во время изучения всех дисциплин нужно думать. Полученные навыки работы с текстами учащиеся применяют и на других уроках.
Командой создано даже отдельное пособие для учителей всех учебных дисциплин «Учим мыслить критически».
«И на химии можно развивать критическое мышление?» – удивлялась одна преподавательница, рассматривая данное руководство. Да, и на математике, и на истории, и на физике, на уроках по любому предмету!
Использование методов развития критического мышления делает урок интересным по форме и эффективным по результатам.
4. Может ли быть этот курс полезным при обучении в ВУЗЕ?
Да, потому что он развивает навыки эффективного обучения.
Опять же, из отзывов наших выпускников школ: Марина Быкова, сейчас уже выпускница Харьковского национального университета имени Каразина, говорит, что среди лучшего, что ей дала школа, она всегда называет «Основы критического мышления»:
«Пока мои однокурсники пишут лекции, я быстренько составляю подробный кластер – и весь сложный материал систематизирован. Легко и запоминать, и повторять».
5. Есть ли за время внедрения курса какие-то отзывы, результаты?
Курс начал преподаваться в украинских школах в 2011 году. По нашим данным, сейчас он преподается примерно в 500 школах из разных регионов Украины.
Из отзывов учителей, преподающих «Основы критического мышления»:
Елена Заречная, Тернополь, заместитель директора, учитель химии, преподаватель курса «Основы критического мышления» ООШ І–ІІІ ступеней №24:
«Курс в школе преподается третий год. Почему ученики приходят на уроки по критическому мышлению, зная, что они факультативные, не оцениваются и стоят седьмыми уроками в расписании? Да потому, что им нравится интерактив, свободное общение, обсуждения, возможность высказать собственную позицию, не боясь негативной оценки.
В Тернополе курс «Основы критического мышления» преподается только в нашей школе. Представьте себе, мои ученики приводят своих знакомых из других учебных заведений на уроки ко мне, чтобы показать, какие бывают занятия и чему их учат».
Людмила Пилипчатина, Харьков, заместитель директора, учитель обществоведческих дисциплин, преподаватель курса «Основы критического мышления» в ЗППП «Харьковский коллегиум»:
«Курс в школе преподается с 2008 года. Странными вспоминаются опасения родителей тех учеников, принимавших участие в апробации курса: с какого-такого перепугу детей частной школы будут учить все критиковать? Мол, так и до родительских методов воспитания доберутся.
Одного тренинга с родителями было достаточно, чтобы они не только успокоились, но и начали просить пособие на выходные, чтобы и самим поучиться».
Рита Рыжая, Днепр, директор, преподаватель курса «Основы критического мышления», КЗО УВК № 12:
«Мы начали в 2009 году. Семь лет работы над развитием критического мышления, отслеживание результатов, анкетирование учащихся, родителей – подтверждающие важность, даже необходимость самого широкого распространения курса.
Из нашего опыта, уже на втором году обучения наши ученики могут более эффективно воспринимать информацию, ответственно относиться к собственному образованию. Учителя отмечают развитие у детей способностей формулировать суждения, генерировать идеи, аргументированно отстаивать собственные взгляды».
6. Как можно ввести курс критического мышления в школах?
Курс одобрен научно-методическим советом МОН Украины как курс по выбору. И каждая школа, которая выбирает его, может ввести этот предмет в соответствии с количеством часов вариативной части учебного плана учреждения.
Напоминаем: в учебном плане каждой школы предусмотрена вариативная составляющая, и только от администрации школы зависит, какие именно курсы будут для нее выбраны.
7. Как родители могут повлиять на внедрение курса?
Родители могут инициировать внедрение такого курса в школе, сформулировать и объявить потребность в нем школьной администрации. Если возникнут проблемы с выделением часов, стоит разобраться с причинами – и обратиться в управление образования.
Еще раз подчеркиваем: часы на углубленное изучение предметов, курсы по выбору и факультативы в учебных планах есть, и их преподавание, как и основных предметов, финансируется государством.
8. Где найти учителей, которые могут преподавать этот курс?
Преподавать этот курс может любой творческий учитель, который овладеет методикой. Для этого мы проводим много тренингов, учебных семинаров и мастер-классов. Обучение нужно, потому что методика значительно отличается от привычной. Специально для учителей подготовлено методическое пособие с описанием всех уроков курса.
Учитель, который хочет преподавать этот курс, должен быть готовым к несколько иному обучению учащихся и созданию определенных условий обучения.
Важно максимально поощрять активное участие учащихся в учебном процессе, в частности, в осуществлении ими выбора способов работы, задач, источников информации.
А также проявлять уверенность в способности каждого ученика мыслить критически и принимать правильное решение.
9. А что делать родителям из других городов, которые также хотят увидеть презентацию?
На приглашение родительских сообществ мы охотно приедем и проведем похожее мероприятие.
Кроме того, в нескольких городах у нас есть наши тренеры, которые тоже могут провести презентацию курса. Главное – заинтересованность в этом родителей.
Также мы планируем сделать видеозапись нашей киевской встречи.
10. Планируются ли дальнейшие презентации, где можно об этом узнать?
Для учителей мы постоянно проводим презентации и обучающие мероприятия – и не только в Киеве, но и во всех областях Украины.
Если будет запрос от родителей, мы готовы к встречам, тренингам и для них.
За анонсами ближайших событий можно следить на нашей страничке в фейсбуке «Учителя за демократию», а также на образовательной платформе «Критическое мышление».
Автор: Зоя Звиняцкивская, ОО «Родительский контроль»
Источник: «Украинская правда. Жизнь»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.