LCR – новый норматив краткосрочной ликвидности

Национальный банк Украины вводит новый норматив – коэффициент покрытия ликвидности (LCR). Он повысит устойчивость банков к краткосрочным шокам ликвидности. Норматив разработан в соответствии с принципами Базель III и нормам европейского законодательства.

Он является общеупотребительным нормативом ликвидности в мире, которую уже используют в 45 странах. LCR станет первым шагом в реализации принципиально нового подхода к управлению рисками ликвидности в банках. В 2018 году банки будут рассчитывать коэффициент в тестовом режиме, а в конце года он станет обязательным в исполнении.

LCR – новый пруденциальный норматив, который начнет действовать в Украине до конца 2018 года

Коэффициент покрытия ликвидности (Liquidity coverage ratio, LCR) – новый пруденциальный норматив ликвидности. Коэффициент показывает, какую долю составляют ликвидные активы банка от суммы, необходимой для покрытия в течение 30 дней повышенного оттока средств, возникающий в банковской системе в кризисных условиях.

К высококачественным ликвидным активам (ВЛА) относятся наличность, средства в центральном банке и ценные бумаги, которые можно быстро конвертировать в наличные в кризисных условиях, потому что их стоимость определяется прозрачно на активном рынке и не претерпевает значительных колебаний.

Ожидаемые поступления – сумма плановых контрактных поступлений на полностью работающих активах, взвешенных на определенные регулятором коэффициенты поступлений, которые вытекают из предположения, что часть поступлений направляется на создание новых активов, а не финансирования оттоков. Если актив относится к ВЛА, то связанные с ним денежные потоки не учитываются в ожидаемых поступлениях.

Ожидаемые оттоки – сумма плановых контрактных оттоков и балансовых остатков банковских обязательств, доступных для изъятия клиентами в течение 30 дней, взвешенных на коэффициенты оттоков. Коэффициенты учитывают повышенную склонность клиентов не продлевать депозиты, расторгать договоры с банком и изымать свои средства в кризисных условиях.

Норматив LCR начнет действовать в Украине до конца 2018 года. Он должен обеспечить у банков такой уровень ликвидности, которого бы хватило для полного и своевременного выполнения обязательств в течение 30 дней стрессового периода, значит, в условиях, когда клиенты изымают свои средства и отказываются пролонгировать заключенные ранее депозитные договоры.

Введение LCR приблизит стандарты банковского регулирования к европейским стандартам

LCR вместе с коэффициентом чистого стабильного финансирования (Net Stable Funding Ratio, NSFR) – два коэффициенты ликвидности, предложенные соглашением Базель III, и имплементированы в европейское законодательство. Их разработал Базельский комитет по банковскому надзору в ответ на глобальный финансовый кризис 2007 ‒ 2008 годов.

В 2013 году Саудовская Аравия стала первой страной, которая ввела LCR. С 2015 года норматив стал обязательным для банков из стран ЕС в соответствии с положениями CRR/CRD IV. На сегодня LCR приняли в 45 странах мира. В том числе в тех, которые не являются членами Базельского комитета по банковскому надзору. В частности, в Грузии, Беларуси, Казахстане.

Базельский стандарт определяет, что расчетный период для LCR ‒ 30 дней, это время должно быть достаточным для принятия мер, решает проблему ликвидности, или же для своевременного выведения банка с рынка. Желательным является значение коэффициента 100% и выше, по которым банк имеет достаточно ВЛА, чтобы полностью покрыть чистый денежный отток в течение 30-дневного расчетного периода.

Согласно требованиям Базеля III минимальное допустимое значение LCR составляет 80% с 1 января 2017 года, 90% ‒ с 2018 года, 100% ‒ с 2019 года. Нормы CRR предусматривают, что банки ЕС LCR должны достичь 100% уже с 1 января 2018 года.

Введение LCR в Украине станет первым шагом в ужесточении требований к ликвидности банков и приведении их в соответствие с нормами законодательства ЕС и рекомендациям Базель III. Следующим должно стать принятие новых стандартов организации системы управления рисками в банках Украины и введение NSFR в 2020 году.

LCR имеет ряд преимуществ над нынешними нормативами ликвидности

На сегодня в Украине действуют три норматива ликвидности банков: мгновенной ликвидности (Н4), текущей ликвидности (Н5) и краткосрочной ликвидности (Н6). Они определяют, какую часть пассивов до востребования, сроком до 31 дня и 1 года должны покрывать активы соответствующей срочности (20%, 40% и 60% соответственно). Логика всех трех коэффициентов предполагает сопоставление активов и пассивов с определенным сроком погашения. Они берут в расчет исключительно показатели баланса на определенную дату, поэтому являются статичными.

Такой подход имеет недостатки: он не учитывает ожидаемые оттоки и поступления и, как правило, недооценивают объем ликвидности, в котором банки нуждаются в стрессовых периодах для выполнения своих обязательств. Например, во время расчета Н5 не учитывается, что поступления по всем действующим кредитам, которые должны быть погашены в течение 31 дня, могут направляться на финансирование оттоков и не все депозиты, срок которых истекает в течение 31 дня, оставят финансовое учреждение.

Введение норматива LCR требует определенной подготовки, которая продолжается

В 2016 году НБУ начал подготовку к введению LCR в Украине. Для изучения международного опыта имплементации норматива проведены консультации с экспертами Базельского комитета, Всемирного банка, Центробанков Грузии, Польши, Германии, Беларуси. В сентябре 2016 года создал рабочую группу из специалистов НБУ и коммерческих банков, которая разработала концепцию расчета LCR в Украине. В 2017 году разработаны проекты шаблона для расчета коэффициента и положение о нем.

В процессе работы над нормативом пройдены следующие этапы:

— согласованы составляющие ВЛА и определены подходы к их расчету;

— проанализированы эмпирические данные, рассчитаны коэффициенты оттоков с учетом показателей 2014 года;

— проведен опрос банков фактические и прогнозируемые поступления, определены коэффициенты поступлений;

— согласован норматив валюты и частота его расчета банками на период тестирования с учетом внедрения МСФО 9.

Высококачественные ликвидные активы (ВЛА)

По Базелю III и CRR ВЛА делятся на три уровня в зависимости от ликвидности: 1 (не менее 60% ВЛА), 2А и 2В (не более 15% ВЛА). В Украине перечень активов, которые могут быть включены в ВЛА, довольно ограниченный, потому что рынок ценных бумаг неразвит, а разнообразие инструментов на нем низкое. Поэтому НБУ не видит необходимости делить ВЛА на уровни.

К ВЛА в национальной валюте относятся такие необремененные активы, которые можно немедленно использовать для покрытия оттока средств в гривне:

— банкноты и монеты;

— средства банка на корреспондентском счете в НБУ без учета суммы обязательных резервов;

— однодневные депозиты в НБУ;

— ОВГЗ в гривне;

— ОВГЗ в иностранной валюте с остаточным сроком погашения более 30 дней. Такие ценные бумаги учитываются у ВЛА по текущей рыночной/справедливой стоимости;

— депозитные сертификаты НБУ;

— гривневые облигации международных банков развития.

ОВГЗ в иностранной валюте с остаточным сроком погашения более 30 дней включены в гривневые ВЛА, потому что ликвидность внутреннего рынка ценных бумаг в кризисные периоды резко падает, поэтому эти бумаги практически невозможно продать за иностранную валюту.

К ВЛА в иностранной валюте относятся такие необремененные активы, которые можно быстро реализовать для покрытия оттока средств в иностранной валюте:

— банкноты и монеты;

— депозиты в НБУ;

— ОВГЗ в иностранной валюте с остаточным сроком погашения до 30 дней;

— ОВГЗ (срок погашения превышает 30 дней – к ВЛА следует включать 85% стоимости ценных бумаг);

облигации международных банков развития в иностранной валюте и государственных органов стран G7 с рейтингом не ниже “АА-”/“Аа3”;

— средства на корреспондентских счетах (положительное сальдо между счетами ностро и лоро) в иностранных банках с рейтингом не ниже инвестиционного.

По Базелю III и CRD IV средства на корреспондентских счетах в других (иностранных) банках учитываются в составе ожидаемых денежных поступлений, а не ВЛА. Но, несмотря на то, что на украинском рынке отсутствуют высоколиквидные активы в иностранной валюте в достаточных объемах, НБУ предлагает в течение переходного периода включать сальдо корсчетов в иностранных банках в ВЛА. С каждым годом разрешенная доля таких средств будет уменьшаться.

Ожидаемые денежные оттоки

Для определения коэффициентов оттоков и поступлений Базельский стандарт LCR учитывает глубину кризисных явлений в 2007 – 2008 годах, в частности тогдашний уровень оттоков фондирования. По замыслу разработчиков стандарта, в будущем банки должны иметь возможность противостоять кризисным явлениям такого же масштаба, в полном объеме выполняя свои обязательства в течение как минимум 30 календарных дней. Базельский комитет рекомендует национальным регуляторам придерживаться более консервативного подхода, учитывая особенности финансовых систем различных юрисдикций.

НБУ откалибровал коэффициенты оттоков на основе эмпирических данных за 2014 год. С одной стороны, кризис 2014 – 2015 годов в значительной мере обусловила война на востоке Украины. Масштаб ее последствий для экономики и банковского сектора вряд ли повторится в будущем. С другой стороны, в этот период НБУ сдерживал отток средств из банковской системы, применяя жесткие административные ограничения, в частности лимиты на снятие наличных со счетов физических лиц в течение дня. Эти факторы уравновешивают друг друга, поэтому указанный период пригоден для калибровки параметров норматива LCR под украинские условия.

Исходя из имеющихся данных, расчет LCR будет основываться на следующих предположениях. Что во время кризиса за 30 дней население снимает 20% средств, с текущих счетов и 10% срочных депозитов с остаточным сроком действия до 30 дней, корпорации – 40%, банки – 100%. Подход НБУ к этому вопросу отличается от подхода Базеля/ЕС такими деталями:

— сначала в Украине не будет распределения розничных депозитов на более стабильные и менее стабильные. Европейские критерии стабильности вкладов для нашей страны не релевантные, а для определения собственных критериев стабильности необходимо провести дополнительное исследование;

— также не будет распределения корпоративных депозитов на операционные и не операционные. В Украине недостаточно урегулированы услуги клиринга и управления ликвидностью, с которыми связана значительная часть операционных депозитов;

— в ЕС средства малого и среднего бизнеса (МСБ) на сумму до 1 млн. евро относятся к розничным депозитам. В Украине МСБ относится к субъектам хозяйствования.

Ожидаемые денежные поступления

В кризисных условиях банк может рассчитывать только на предусмотренные договорами платежи по полностью работающим активам, по которым нет оснований ожидать дефолта в течение 30 дней. Чтобы определить, какие активы можно считать полностью работающими в условиях кризиса в Украине, НБУ опросил банки.

Анализ информации, которую предоставили финансовые учреждения, показал, что полностью работающими в условиях кризиса можно считать активы без единого дня просрочки, по которым не проводилась реструктуризация из-за финансовых трудностей должника, по крайней мере, 180 дней. Платежи только по таким активам можно уверенно включать в ожидаемые денежные поступления.

Во время конструирования LCR учтено, что даже в случае кризиса банки не прекращают кредитование, чтобы не потерять клиентскую базу и не понести репутационных потерь. Доля поступлений, которые не идут на новое кредитование населения, предприятий, органов власти, всех ожидаемых денежных поступлений является коэффициентом поступлений. Подход Базеля/ЕС устанавливает коэффициент поступлений на уровне 50%.

В Украине этот коэффициент будет таким же. Но поступления от физических лиц в иностранной валюте и поступления от банков полностью должны оставаться в распоряжении банка, потому что валютное кредитование запрещено, а межбанковский кредитный рынок полностью сворачивается во время кризиса. Коэффициент поступлений в таких случаях составит 100%.

Особенности расчета LCR, его внедрение и отчетность банков

В соответствии с подходом Базеля/ЕС LCR следует рассчитывать в единой валюте, поэтому для расчета норматива все составляющие в иностранных валютах переводят в эквивалент национальной валюты конкретной юрисдикции. Но банки обязаны дополнительно отслеживать LCR в значимых валютах. Некоторые страны (Турция, Дания, Сингапур, Швеция) устанавливают отдельные требования к инвалютному LCR, чтобы снизить риски валютного несоответствия. В Швеции публикуется LCR для евро, доллара США и единой валюты, также рекомендуется расчет коэффициента в шведской кроне.

Из-за высокого уровня долларизации экономики и высоких рисков валютного рынка подобный подход следует применить в Украине. Предварительные расчеты, проведенные НБУ для отдельных банков, выявили, что LCR в единой валюте не всегда идентифицирует проблему, если банк имеет слабую ликвидную позицию в иностранной валюте. Поэтому украинские банки отдельно будут рассчитывать LCR в группе иностранных валют.

Банки ежедневно будут рассчитывать LCR и ежемесячно отчитываться по нему перед НБУ. Во время кризисов периодичность отчетности может меняться. НБУ может устанавливать повышенные требования к нормативу LCR и частоте отчетов для отдельных банков.

НБУ планирует запустить расчет LCR банками в тестовом режиме в I квартале 2018 года. По результатам тестирования НБУ определит график выхода LCR на 100%. Имеющиеся нормативы ликвидности будут действовать параллельно до полного внедрения LCR и NSFR, а также системы управления рисками в банках на основе Базельских принципов.

Ожидаемое влияние на банки

Норматив LCR требует, чтобы для обеспечения высокой ликвидности банки держали часть активов в ВЛА. В большинстве стран доходность ВЛА очень низкая, поэтому, придерживаясь норматива, банки вынуждены отказываться от определенной части процентных доходов. Однако в Украине ситуация отличная. На сегодня банковский сектор имеет структурный избыток ликвидности, вызванный особенностями восстановления экономики после кризиса.

Кроме этого, доходность по ценным бумагам, которые входят в ВЛА, высокая, поэтому большинство ВЛА будет генерировать немалый уровень процентных доходов. Учитывая это, введение норматива LCR именно сейчас не должно вызывать негативного воздействия на банки, а должно быть комфортным для них.

Переход на LCR потребует от банков определенной адаптации структуры балансов. НБУ ожидает такие эффекты от введения норматива:

— выравнивание доли ВЛА в структуре активов украинских банков в течение следующих лет. На сегодня средняя доля ВЛА в чистых активах банковского сектора составляет более 30%. Но они распределены неравномерно. В государственных банках доля ВЛА превышает 40% благодаря ОВГЗ, полученных по докапитализации, а в некоторых частных финансовых учреждениях она меньше 10%. Международная практика показывает, что доля ВЛА в чистых активах должна составлять 18 ‒ 25%;

— уменьшение доли вкладов населения с правом досрочного возврата средств из-за того, что банки все чаще будут принимать классические срочные депозиты без права досрочного расторжения;

— возникновение дополнительных стимулов для банков увеличивает средний срок пассивов, прежде всего депозитов населения, и позволяет вовремя их лонгировать;

— изменение структуры пассивов. Банки чаще будут полагаться на розничные депозиты населения, так как они более диверсифицированы и оттоки по ним в кризисных периодах меньше, по сравнению с корпоративными;

— появление дополнительных стимулов для банков вовремя заключать соглашения с НБУ о предоставлении ELA. Больше всего это касается тех, для которых могут реализоваться риски ликвидности;

— активизация вторичного рынка государственных ценных бумаг в результате увеличения объемов торговых операций между банками.

LCR вводит лишь минимальные требования к уровню краткосрочной ликвидности банков, что не позволит финансовым учреждениям чрезмерно полагаться на краткосрочное фондирование. Это не устранит всех рисков ликвидности, но уменьшит вероятность системного кризиса. Ожидается, что с введением LCR, NSFR, инструментов мониторинга, в системах управления рисками профиль ликвидности украинских банков постепенно усилится.

Введение LCR ‒ первый шаг к переходу на принципиально новый механизм управления рисками ликвидности в банках. Такой механизм заработает эффективнее в Украине после принятия новых стандартов организации системы управления рисками в банках.

Источник: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий