В 2016 г. было зафиксировано медленное восстановление положительной динамики реальных доходов населения. Так, во втором квартале они увеличились по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 5,6%, в третьем – на 7,3%, что, впрочем, является довольно незначительной величиной на фоне сокращения в течение 2014-2015 гг. на 25,4%.
Среднемесячная заработная плата в январе-ноябре в номинальном измерении была на 23,8% больше, чем в прошлом году. При учете индекса потребительских цен за этот период реальный прирост заработной платы можно оценить в 8,5%. В результате более динамичного увеличения заработной платы, ее доля в доходах населения выросла по сравнению с тремя кварталами 2015 г. с 39,6% до 43,5%.
Доля социальных пособий и других трансфертов уменьшилась с 37,4% до 35,2%. При этом существенных изменений в занятости не произошло. Уровень безработицы по методологии МОТ увеличился за три квартала 2016 г. до 9,6% трудоспособного населения по сравнению с 9,4% год назад, а численность безработных в трудоспособном возрасте возросла только на 25 тыс. лиц – до 1661 тысяч.
Между тем, несмотря на улучшение количественных показателей, характеристики качества жизни населения, которые в первую очередь влияют на субъективное восприятие условий жизни, демонстрировали неутешительную динамику.
В частности, показательным был рост цен. На фоне общего увеличения цен на продукты питания за год, по данным Госстата, на 3,3%, стоимость ряда социально чувствительных продуктов росла в разы быстрее. Так, цена молока увеличилась на 23,3%, сливочного масла – на 29,6%, сыра – на 19%, подсолнечного масла – на 9,4%.
Удешевление наблюдалось лишь относительно яиц, овощей, фруктов и сахара.
Итак, в целом произошло реальное снижение благосостояния потребителей базовых продуктов питания. Опережающими темпами росла также стоимость жилищно-коммунальных услуг (47,2%), горюче-смазочных материалов (19,5%), услуг образования (13,7%).
Неким смягчителем инфляционного давления для малоимущих категорий населения стало увеличение объемов субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Численность домохозяйств, которые получают субсидии, выросла в 2,3 раза – до 5,5 млн. по состоянию на октябрь 2016 г., а средний номинальный размер субсидии увеличился на 76% – до 566,8 грн.
Ухудшение качественных показателей было присуще всем отраслям социальной сферы, причинами чего стали как снижение объемов финансирования соответствующих отраслей, так и ухудшение качества организации предоставления услуг.
По данным Министерства финансов Украины, по общему показателю инфляции 14,1% за 11 месяцев 2016 г., расходы сводного бюджета на нужды здравоохранения увеличились лишь на 5,1%. Уровень расходов собственных средств пациентов при лечении в стационаре вырос и, по некоторым оценкам, достиг 60% от общей стоимости лечения. Резко проявилась, особенно в первой половине года, полная необеспеченность определенными видами вакцин и сыворотки, что привело к случаям полиомиелита, бешенства, отравлений от укусов и др. Во второй половине года, следует отметить, ситуация несколько улучшилась в результате закупок через международные организации.
Прирост расходов сводного бюджета на образование был ближе к показателю инфляции, хотя также не превышал его, составив 11,9%. В среднем в образовании продолжалась оптимизация учебных заведений: на начало 2016/2017 учебного года было закрыто 169 малокомплектных школ, но открыты 134 опорные школы. Количество учащихся на одного учителя составляет 8 и остается очень низким в сравнении с развитыми странами мира (в среднем по странам ОЭСР — 13). Вместе с тем, в дошкольном образовании в очереди, чтобы попасть в детский сад, «стоят» 90 тыс. детей. Резко ухудшилось положение в профессионально-техническом образовании в связи с исключением его финансирования из образовательной субвенции.
Происходило постепенное уменьшение охвата населения социальными услугами. Применение новой методики оценки стоимости услуг, принятой в декабре 2015 г., привело к некоторому подорожанию этих услуг, что затруднило их обеспечение за счет бюджета, обусловило переход на оказание платных услуг.
Крайне острым является вопрос социального обеспечения внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) что также является одним из условий получения второго транша макрофинансовой помощи от Европейского Союза. По состоянию на 5 декабря 2016 г., по информации Министерства социальной политики, в Украине зарегистрировано 1 656 662 вынужденных переселенцев.
В течение 2016 г. был принят ряд изменений в нормативные акты по ВПЛ, которые, по мнению общественности, усложняют процесс эффективного предоставления социальных выплат и услуг для переселенцев и имеют признаки дискриминационных норм. Не выполняются нормы законодательства Украины о защите прав ВПЛ из-за непринятия соответствующих нормативных актов правительством Украины о предоставлении временного жилья, компенсаций за утраченное имущество, льгот на получение образовательных услуг, что является причиной возврата ВПЛ в зону конфликта.
В государственном бюджете на 2016 г. был сокращен объем финансирования для предоставления ежемесячной адресной помощи ВПЛ для покрытия расходов на проживание, в том числе на оплату коммунальных услуг, на 700 млн. грн. Помощь ВПЛ не будет увеличиваться в связи с поднятием минимальной заработной платы с 1 января 2017 г. и не зависит от минимального прожиточного минимума (за исключением людей с инвалидностью). Также установлено, что общая сумма помощи для одной семьи не может превышать 2400 грн. Фактически, это единственная «специальная» выплата от государства, которую получают люди, покинувшие свои дома вследствие конфликта.
Прогноз на 2017 год
Лейтмотивом возможных изменений в качестве жизни граждан Украины в 2017 г. будет, бесспорно, повышение с 1 января минимальной зарплаты до 3200 грн. По нашим расчетам, это повышение будет касаться, по крайней мере, около 3,5 млн. работающих граждан. Которые сейчас получают меньшую заработную плату (в расчете зарплат сентября 2016 г.), для чего работодателям придется дополнительно найти примерно 2,5 млрд. грн. в месяц для покрытия разницы и доплат работникам до минимальной заработной платы.
Это приведет к дополнительному увеличению стоимости рабочей силы в размере 28 млрд. грн. в год (с учетом ЕСН, который работодатели обязаны перечислить, сумма которого составит около 34 млрд. грн). При этом эта сумма не включает дополнительные потребности на оплату работников, которые на сегодня получают более 3500 грн в месяц. Очевидно, что, пытаясь избежать уравниловки в оплате труда между работниками различного уровня квалификации, работодатели будут вынуждены прибегать к повышению заработной платы всем работникам. Таким образом, вследствие повышения МЗП до 3200 грн, дополнительные обязательства работодателей по оплате труда могут составить 42-48 млрд. грн. (с учетом ЕСВ).
Существенное повышение минимальной заработной платы ощутят предприятия, учреждения, организации, которые работают в бюджетной сфере (образование — около 650 тыс. человек потребуют доплат на общую сумму 6,4 млрд. грн. в год, охрана здоровья и предоставление социальной помощи — 550 тыс. человек потребуют доплат на общую сумму 5,3 млрд. грн.).
Общегосударственные расходы на образование и здравоохранение в бюджете 2017 г. будут увеличены, сравнивая с бюджетом 2016 г. на 20,3 млрд. грн. Однако «дорого» обойдется повышение и в сфере промышленности. На повышение зарплат 490 тыс. лицам необходима общая сумма 4,5 млрд. грн. Предприятия оптовой и розничной торговли — 346 тыс. человек потребуют доплат на общую сумму 3,7 млрд. грн. и др. О степени осязаемости повышения стоимости труда для бизнеса может свидетельствовать то, что дополнительные обязательства работодателей эквивалентны трети всех доходов доходных предприятий в первом полугодии 2016 г., которые составили 124,2 млрд. грн.
Предприятия для покрытия новых расходов на оплату труда могут начать осуществлять оптимизацию штатной численности, которая будет заключаться в переводе работников на частичную, или вообще в неформальную занятость. Очевидно, что это будет касаться в основном наемных работников малого и среднего бизнеса. В бюджетном секторе адаптация будет происходить преимущественно путем уменьшения штатной численности учреждений и снижением разного рода надбавок, которыми обычно заинтересовывались работники высокой квалификации, что, в свою очередь, будет вести к их «вымыванию» из бюджетного сектора.
С другой стороны, повышение минимальной заработной платы может несколько улучшить положение с занятостью на рабочих местах, требующих низкой квалификации и являющихся непривлекательными на рынке труда.
Положение бюджетного финансирования сфер здравоохранения, образования и социальных услуг в 2017 г. должно быть несколько лучше, чем в 2016 г. Следовательно, можно ожидать позитивного вклада этих составляющих в конечные потребительские расходы сектора общего государственного управления как составляющей ВВП в отличие от значительного негативного вклада в 2016 г.
Общегосударственные расходы на здравоохранение в бюджете 2017 г., сравнивая с бюджетом 2016 г., должны вырасти на 27%. Размер медицинской субвенции местным бюджетам из государственного бюджета увеличится на 25% при ожидаемой инфляции 8,1%. Дополнительные расходы будут направлены на расширение закупок лекарственных средств.
Другие важные направления развития медицинской сферы останутся без необходимой финансовой поддержки и, соответственно, не будут иметь больших перспектив. В первую очередь речь идет об оснащении медицинских учреждений новой техникой, оборудованием, инвентарем. Также условия содержания больных, их питание, бытовые условия стационаров, проведение диагностических исследований и др.
Ухудшение ситуации с изношенностью медицинского оборудования снижает возможности обслуживания пациентов. Отмена ряда нормативных актов, регламентирующих формирование штатного расписания, в сочетании с повышением заработной платы может привести к сокращению численности медицинских работников и, соответственно, росту безработицы в этой сфере, что скажется на количестве пациентов, которые смогут обслуживаться в медицинских учреждениях.
Уменьшение объемов медицинского обслуживания в коммунальных и государственных учреждениях вряд ли может быть адекватно компенсировано услугами частного медицинского сектора. Невысокие доходы подавляющего большинства населения не позволят в значительных объемах перейти к услугам этого сектора.
Шаги по реформированию отрасли, в частности автономизация, финансирование за оказанные услуги, введение страховой медицины, еще не успеют принести результаты. Поэтому на вторичном и третичном уровнях (стационарное лечение) положительных сдвигов по увеличению объемов и качества обслуживания ожидать не приходится.
В то же время, возможен рост объемов медицинской помощи на первичном амбулаторно-поликлиническом уровне. Этому могут способствовать решения правительства относительно усиления сферы охраны общественного здоровья, что в первую очередь связано с проведением профилактики, введением реимбурсации лекарств через рецепты, которые также выписывает врач первичного звена, улучшением стимулирования и организации работы первичных врачей.
В государственном бюджете 2017 г. размер образовательной субвенции возрастет на 17,3% с 44,85 до 52,59 млрд. грн., причем средства образовательной субвенции будут направлены исключительно на заработную плату педагогическим работникам. Остается не до конца выясненным вопрос относительно доли роста заработных плат для учителей на 33%, как это было заявлено и правительством, и президентом Украины после первого чтения Закона о бюджете. Средства на повышение заработной платы будут частично «сэкономлены» из-за того, что расходы на коммунальные услуги перейдут в местные бюджеты, и не будут финансироваться через субвенции.
Большой проблемой остается развитие образовательных учреждений в сельской местности, где демографические показатели не обеспечивают даже минимальное наполнение школ. В следующем году следует ожидать постепенного закрытия таких заведений, переход их в статус исключительно начальной школы. Возможно, такой процесс охватит до 5% школьных заведений.
Изменение подходов относительно выплат стипендий студентам вузов может повлечь определенные последствия для системы высшего образования. Для тех студентов, которые поступили на бюджетные отделения, стипендия не будет гарантирована. Это в значительной степени скажется на стимулах поступать «на бюджет» в ведущие вузы и, соответственно, готовиться к сдаче ВНО. На этом фоне возможно усиление демпинговых процессов со стороны ряда вузов, причем не самых рейтинговых на сегодня, и отток студентов туда.
Торможение процессов реальной автономизации учреждений образования повлечет усиление тенденций по оплате услуг через систему созданных при этих учреждениях благотворительных фондов, что уже получило значительное развитие в 2016 г. Автоматически это приведет к уменьшению специального фонда учреждений и номинально бюджетного финансирования.
В отличие от медицины и образования финансирование расходов на предоставление социальных услуг осуществляется из местных бюджетов. Постепенный переход полномочий в сфере предоставления социальных услуг наряду с бюджетным финансированием от районов к объединенным территориальным общинам будет сталкиваться с тем, что в новосозданных объединенных общинах с населением в среднем 15-17 тыс. лиц нет действующей организационной структуры, чтобы она координировала оказание таких услуг.
Поэтому можно ожидать недостаточную проработанность на уровне общин таких аспектов как организация изучения потребностей в услугах для жителей общины, выборе поставщиков и формах оказания таких услуг, контроле качества оказанных услуг и работе с общественностью и др.
Отсутствие реальных сдвигов в вопросах автономизации учреждений, оказывающих социальные услуги, как ожидается, приведет к снижению уровня эффективности работы действующих заведений, в том числе территориальных центров, также обострит проблемы финансирования за оказанную услугу, а не на содержание учреждения, а также удовлетворение потребностей через механизм социального заказа. Полномочия по социальной помощи в значительной степени будут отходить к территориальным общинам, финансирование – будет уменьшаться, но при этом устаревшее законодательство будет тормозить инициативу общин относительно предоставления дополнительных услуг и получения дополнительных доходов.
2017 год должен быть годом завершения предоставления общинам статуса первичной административной единицы. Поэтому указанные выше проблемы могут стать массовым явлением, что скажется на объемах и качестве обслуживания населения.
В связи с ростом минимальной заработной платы несколько сотен тысяч домохозяйств потеряют право на получение социальной помощи от государства, в частности в виде субсидий на оплату ЖКУ, что приведет к росту доли расходов ЖКУ в структуре расходов домохозяйств. В бюджете 2017 в результате проведения некоторых корректировок в связи с повышением минимальной заработной платы, субвенция из государственного бюджета местным бюджетам на предоставление льгот и жилищных субсидий населению на оплату коммунальных услуг не выросла (даже несколько уменьшилась).
Дополнительная «экономия» в этой сфере может возникнуть в связи с действиями по обеспечению адресности социальной поддержки от государства. И невозможности ее получения лицами, которые приобрели на нее право незаконно или имеют достаточный уровень обеспеченности, на основе системы верификации социальных выплат и принятия Закона «О социальном инспектировании».
Повышение минимальной заработной платы не приведет к симметричному увеличению размеров пенсий, что приведет к углублению разрыва в доходах между работающими и пенсионерами. Между тем, перспектива «осовременивания» пенсий (их индексации в связи с повышением средней заработной платы по отрасли) является весьма неопределенной из-за нехватки средств. Предполагаемые дополнительные поступления ЕСВ от повышения минимальной зарплаты будут направлены на уменьшение дефицита Пенсионного фонда, о чем свидетельствует уменьшение во втором чтении бюджета-2017 расходов на финансирование этого дефицита на 1,7 млрд. грн.
Между тем, снижение ставки ЕСВ не подтвердило своей действенности для детенизации занятости. Поэтому в 2017 г. не приходится ожидать заметного повышения размеров пенсионного обеспечения, более того, не удалось даже отменить одиозный дополнительный 15-процентный налог на работающих пенсионеров.
Однако некоторое улучшение можно ожидать в положении лиц с инвалидностью. В связи с принятием 13 декабря 2016 г. указа президента Украины «О мерах, направленных на обеспечение соблюдения прав лиц с инвалидностью», в котором предусмотрена реализация в 2017 г. комплекса мероприятий, в т.ч. реформирование интернатных учреждений, предоставление социальных услуг, обеспечение деятельности специализированных учебных заведений, спортивно-реабилитационных центров и др.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Итак, проведенное исследование демонстрирует наличие предпосылок для продолжения инерционного роста экономики Украины в 2017 г. и осуществления официальных прогнозов в 2,5-3% прироста ВВП. Между тем, такого темпа роста маловато даже для ощутимого движения к восстановлению докризисных показателей по благосостоянию. В случае если экономика Украины будет расти со среднегодовым темпом прироста 3% в год, к уровню ВВП 2013 г. Украине удастся вернуться не ранее 2021 г.
При этом, например, ВВП Польши, по прогнозу МВФ, вырастет за этот период более чем на 30%. Слабый экономический рост усиливает риски стабильности финансовой системы, долговой платежеспособности, снижает национальную конкурентоспособность. Следовательно, первоочередной задачей экономической политики правительства на ближайшее десятилетие является ускорение экономического роста до 6-8% в год.
Для достижения устойчивости таких темпов роста в современной конкурентной среде необходима активная структурная перестройка национальной экономики на основе активизации внутренних инвестиций и улучшения привлекательности для иностранного капитала.
Однако сейчас, несмотря на это, отмечен опережающий рост накопления основного капитала, его доля в ВВП за 3 квартала 2016 г. составляет лишь 14,2%, что ниже даже минимального уровня, достаточного для воспроизводства изношенных производственных мощностей и социальных объектов, тем более – для базовых инноваций и технологического обновления экономики. Среднемировой уровень этого показателя достигает 22-24%, в то же время страны, которые интенсивно развиваются, инвестируют большую долю своего валового продукта. Таким образом, целенаправленная инвестиционная политика является обязательным условием достижения Украиной высоких темпов экономического роста.
Однако инвестиционная стратегия, которая обеспечит структурные изменения, будет действенной только в случае ее последовательности на основе общественно-политической стабильности и преемственности политики и власти. Это должно достигаться через сбалансированность экономического и социального развития. Следовательно, политика правительства должна учитывать необходимость достижения положительного социального эффекта от экономического роста в виде реального повышения благосостояния населения, приоритетной поддержки его целевых групп.
Таким образом, прогнозируемые тенденции 2017 г. и вышеупомянутые стратегические приоритеты дают основания выделить следующие ключевые задачи политики правительства в 2017 г.
Содействие ускорению роста и отраслевому распространению капиталовложений как двигателя общего ускорения экономического роста. Это потребует упрощения доступа предприятий к «длинным» кредитам, рационализации капитальных расходов центрального и местных бюджетов, распространения публично-частного партнерства, поощрения индивидуальных инвестиций в развитие малого бизнеса и жилищное строительство/модернизацию жилья.
Содействие деятельности экспортеров для компенсации ухудшения сальдо внешней торговли. Основными в этом направлении должны стать построение финансовых механизмов экспортного кредитования/страхования, оказание информационной и дипломатической поддержки продвижению украинских товаров на внешние рынки.
Поощрение развития среднего, малого и мелкого бизнеса, что позволит оптимально воспользоваться всеми доступными источниками экономического роста. Речь идет о дальнейшей дерегуляции и информатизации регуляторной сферы, финансовой поддержке открытия собственного дела, содействии выходу малых и средних предприятий на внешние рынки.
Осуществление упреждающих мер по предотвращению инфляционного воздействия роста номинальных доходов населения с максимальной «разгрузкой» монетарных антиинфляционных инструментов, которые могут иметь негативное влияние на экономический рост. Речь идет о конкурентной политике, содействии развитию оптового и розничного рынка и др.
Проведение активной политики на рынке труда для организации и координирования профессионального обучения/переобучения, что должно предотвращать наращивание структурной безработицы.
Нормативно-правовое обеспечение реформирования солидарной системы пенсий относительно обеспечения единого принципа выплаты пенсий без привилегий для одной профессии, кроме военных, улучшения связи между выплатами и взносами, улучшения адресности и др.
Разработка и принятие конкретной «дорожной карты» по внедрению второго уровня пенсионной системы с целью возможного запуска накопительного уровня во второй половине 2017 г.
Обеспечение адресности социальных льгот, субсидий и выплат путем зависимости их получения от реального благосостояния людей, то есть их доходов и расходов. Запуск пилотных проектов по переходу на монетизацию социальных льгот, в частности, субсидий.
Создание нормативно-правовых основ и пилотной обработки автономизации учреждений образования. Расширение их прав в образовательной, организационно-правовой и финансовой сферах.
Внедрение рыночных принципов в сферу предоставления социальных услуг, в частности, диверсификации поставщиков социальных услуг, персонального закрепления дифференцированных размеров финансирования по различным категориям тех, кто нуждается в социальной помощи, внедрение на этой основе принципа «деньги ходят за человеком».
Приложение
Факторы развития экономики Украины в 2017 г.
Двигатели
Ускорение роста мировой экономики;
Оживление инфраструктурных проектов в развитых странах;
Эффект Соглашения об ассоциации Украины и ЕС;
Рост поступлений иностранных инвестиций Адаптация бизнеса и потребителей к высоким рискам;
Получение отдачи от осуществленных инвестиций;
Продолжение тренда роста капитальных инвестиций;
Увеличение бюджетных расходов на инфраструктурное строительство (автомобильные дороги, железная дорога);
Реализация программ энергосбережения. Расширение стимулирующего эффекта роста в агросекторе;
Распространение стимулирующего эффекта роста в строительстве;
Рост потребительского спроса (повышение минимальной заработной платы);
Улучшение потребительских настроений;
Усиление инвестиционной составляющей государственного и местных бюджетов, постепенное увеличение расходов развития.
Ограничения и препятствия
Глобальные тенденции протекционизма;
Слабые международные потоки капиталов;
Замедление в ЕС из-за Брекзита;
Сохранение высокого уровня рисков и неопределенности в национальной экономике;
Слабая доступность инвестиционных ресурсов;
Отвлечение все большей части внутреннего спроса на рынок услуг ЖКХ;
Высокая долговая нагрузка и потребность во внешнем кредитовании. Популистские настроения и решения;
Несогласованность действий между Национальным банком и правительством;
Отсутствие доверия к политике правительства и Национального банка со стороны населения;
Отсутствие эффективной государственной инвестиционной политики.
Риски
Восстановление глобальной рецессии и потеря экспортных поступлений из-за ухудшения конъюнктуры традиционных рынков;
Активизация боевых действий на востоке Украины;
Обострение внутриполитического кризиса;
Чрезмерное ограничительное влияние антиинфляционной политики НБУ;
Недопоступление средств в бюджет и необходимость дополнительных заимствований;
Превышение планового показателя девальвации, что может привести к дополнительному усилению инфляции, удорожанию импортных энергоресурсов, росту потребности в дополнительных средствах для погашения и обслуживания государственного долга в иностранной валюте;
Невыполнение действующих договоренностей с международными финансовыми организациями, что может привести к «замораживанию» выделения помощи или кредитных ресурсов для реализации отдельных проектов.
Авторский коллектив: Аврамченко К., Гороховец Э., Дешко А., Дурнева Т., Жалило Я., Ковалевская С., Онуфрик М., Яковенко И.
Источник: Институт социально-экономических исследований
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.