1. Мы подтверждаем свои обязательства в отношении реализации политики и выполнения задач экономической программы, поддерживаемой в рамках соглашения с МВФ о механизме расширенного финансирования (EFF). Мы также представляем изложение дальнейших этапов политики по выполнению этих задач Меморандума об экономической и финансовой политике (МЭФП) от 27 февраля и 21 июля 2015 года и 1 сентября 2016 года, которые прилагаются.
2. Мы успешно вывели экономику из глубокой рецессии. Сейчас экономика восстанавливается, уровень инфляции снизился до однозначных показателей, объем официальных резервов увеличился больше, чем вдвое, а финансовая система укрепляется. Это отражает наши настойчивые усилия по реализации политики и внедрению реформ при поддержке нашей программы в рамках механизма расширенного финансирования (EFF).
Однако перед экономикой и дальше стоят значительные вызовы, в частности, неудовлетворительный низкий уровень роста; все еще остается большим объем государственного долга, а бизнес климат является слабым, в частности, из-за коррупции и слишком большого и неэффективного государственного сектора.
Существующие слабости финансового сектора все еще мешают ему выполнять свою функцию для поддержки экономического роста.
Задачами на будущее являются продолжение поддержки фискальной и внешней стабильности, уменьшение финансовой уязвимости, и, что является наиболее важным, стимулирование прогресса в процессе долгожданной структурной перестройки экономики для достижения долговременного, мощного и инклюзивного роста вровень с другими подобными странами в регионе.
3. Наши действия обеспечили выполнение всех как постоянно действующих, так и количественных критериев эффективности (КЭ) по состоянию на конец декабря 2016 года и индикативных целевых показателей (ИП), за исключением целевого показателя по задолженности по возмещению НДС. Однако мы придерживались лишь 3 из 11 структурных индикаторов, установленных на период с сентября по декабрь 2016 года, поскольку наше внимание было сосредоточено на основных мероприятиях обеспечения фискальной устойчивости и финансовой стабильности.
4. В частности, со времени завершения второго обзора наши усилия были направлены на следующее:
Фискальная политика. Верховная Рада Украины приняла бюджет на 2017 год, согласованный с программным целевым показателем дефицита бюджета на уровне 3,1% ВВП. Чтобы обеспечить достижение целевого показателя дефицита бюджета, мы приняли ряд мер, включая принятие законодательства для ограничения фискальных рисков, связанных с повышением минимальной заработной платы. Внедрили механизм автоматической корректировки тарифов на газ и тепловую энергию для отопления с тем, чтобы тарифы на газ и отопление и в дальнейшем оставались на рыночном уровне. Занялись корректировкой параметров программ социальной помощи на оплату жилищно-коммунальных услуг для обеспечения их лучшей адресности и эффективности.
Финансовая стабильность. Большинство из 39 крупнейших банков укрепили свою позицию по размеру капитала в соответствии с нашей программой рекапитализации банков. Мы урегулировали те банки, которые не смогли достичь минимального уровня адекватности капитала, включая национализацию крупнейшего и системного частного банка.
Борьба с коррупцией. Впервые в истории Украины мы опубликовали декларации активов должностных лиц высокого уровня, что является важным сигналом нашей решимости относительно повышения уровня прозрачности. Данные о высокопоставленных чиновниках, которые не подали декларации, были переданы в Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ).
5. При таких обстоятельствах, мы просим переустановить – а в определенных случаях также модифицировать – остальные 8 структурных индикаторов и предложить ряд новых индикаторов для сохранения темпов внедрения реформ. Особенно мы просим перенести показатели в отношении пенсионной реформы и земельной реформы на конец апреля и на конец мая 2017 г. в соответствии с тем, чтобы у нас было больше времени для достижения социального консенсуса с целью проведения критически важных реформ.
6. Учитывая шаги, которые мы уже осуществили, и обязательства, принятые на будущее, мы просим завершить третий обзор, и предоставить транш в сумме 734,05 млн. СПЗ на основании соблюдения критериев эффективности по состоянию на конец декабря 2016 года. Учитывая задержку в завершении этого обзора, мы обращаемся с просьбой, чтобы четвертый обзор в рамках программы базировался на критериях эффективности по состоянию на конец марта 2017 года, и, чтобы суммы, которые остаются, были распределены между следующими семью траншами. Кроме того, мы также обращаемся с просьбой завершить обзор финансовых гарантий.
7. Мы уверены, что направления политики, изложенные в меморандуме, позволят достичь макроэкономические и финансовые цели программы, однако мы будем использовать любые дополнительные меры, которые будут способствовать достижению этой цели. Мы будем проводить консультации с МВФ относительно принятия таких мер или внесения изменений в направления политики в соответствии с политикой МВФ относительно проведения таких консультаций.
Мы предоставим специалистам МВФ в ответ на их запрос данные и информацию, необходимые для проведения мониторинга выполнения программы. Подтверждая приверженность нашей политике прозрачности, мы предоставляем согласие на публикацию Международным валютным фондом этого письма, Меморандума об экономической и финансовой политике, Технического меморандума о взаимопонимании (ТМВ) и сопроводительных документов Совета директоров МВФ сразу же после завершения обзора Советом директоров МВФ.
1. В центре внимания нашей политики и в дальнейшем будут находиться вопросы преодоления уязвимости, ускорения темпов экономического роста, создания рабочих мест в частном секторе и усиления макроэкономической стабильности. Мы стремимся сохранить наши достижения и продолжать полномасштабное внедрение мероприятий, согласованных в начале программы. Наша политика нацелена на:
(I) поддержание осторожной денежно-кредитной политики, ориентированной на дальнейшее снижение инфляции и восстановление резервов одновременно с восстановлением жизнеспособных банков и оживлением банковского кредитования;
(II) продолжение фискальной консолидации ради обеспечения постоянства государственного долга в среднесрочной перспективе, что будет поддержано внедрением пенсионной реформы и более эффективной и благоприятной для экономического роста налоговой системы с одновременным улучшением качества государственных расходов;
(III) ускорение структурных реформ для реформирования крупного сектора государственных предприятий (ГП), улучшение бизнес климата и преодоление коррупции, привлечение инвестиций и повышение экономического потенциала.
A. Денежно-кредитная и валютно-курсовая политика
2. Мы и в дальнейшем настроены на обеспечение институциональной способности и независимости Национального банка Украины (НБУ), который бы мог эффективно сосредотачиваться на достижении целей ценовой и финансовой стабильности. Мы гарантируем, что такая система в процессе продвижения будет оставаться неизменной.
3. Денежно-кредитная политика и в дальнейшем будет направлена на достижение целей в рамках программы НБУ по таргетированию инфляции. Основные принципы денежно-кредитной политики на 2017 год и среднесрочную перспективу, принятые Советом Национального банка Украины в декабре 2016 г., предусматривают установление целевых показателей инфляции на уровне 8%, 6% и 5% в 2017, 2018 и 2019 гг. соответственно.
Эти принципы также определяют основные принципы нашей монетарной политики, которые НБУ будет твердо соблюдать, включая приоритет по достижению стабильности цен, поддержанию гибкого валютного курса, обеспечению независимости Национального банка и прозрачности его деятельности. Исходя из этого, Национальный банк Украины будет иметь целью накопление международных резервов в соответствии с нашей программой с МВФ с последующим постепенным ослаблением валютных ограничений.
НБУ в дальнейшем будет усиливать систему инфляционного таргетирования при технической помощи МВФ, в том числе путем улучшения прогнозирования ликвидности и перехода к более активному управлению ликвидностью с целью содействия развитию межбанковского рынка, а также путем дальнейшего совершенствования системы коммуникаций, подотчетности и макроэкономического моделирования. Достижение целевых показателей инфляции поможет повысить доверие, расширить инвестиционные горизонты, снизить долларизацию и укрепить механизм монетарной трансмиссии.
4. Денежно-кредитная политика будет оставаться достаточно жесткой для достижения этих целей. Учитывая все еще завышенные инфляционные ожидания и риски для перспектив, мы постепенно будем ослаблять условия нашей денежно-кредитной политики по мере снижения инфляции, уменьшения рисков и достижения целевых показателей по резервам, сохраняя учетную ставку соответствующим образом положительной в реальном измерении. В случае неожиданных шоков, которые будут угрожать достижению целевых показателей инфляции, мы будем применять учетную ставку и другие инструменты для приведения инфляции в соответствие с нашими целевыми показателями в пределах обоснованного горизонта прогнозирования.
5. Наша недавно провозглашенная стратегия валютных интервенций отражает нашу приверженность к прозрачности и углублению ликвидности на валютном рынке. Наша стратегия полностью согласуется с целями укрепления нашей резервной позиции в системе, где валютный курс полностью зависит от базовых факторов. В этом отношении мы стремимся построить ликвидный валютный рынок, который был бы более способным к поглощению шоков. При технической помощи МВФ НБУ разработает институциональные и операционные реформы, необходимые для дальнейшего развития валютного рынка и повышения его гибкости, в то время как валютные ограничения, которые все еще остаются, будут постепенно отменены.
6. Мы продолжим смягчение административных мер валютного контроля, когда это будут позволять условия. В качестве приоритетов дорожная карта определяет ослабление защитных ограничений в отношении текущих счетов и ослабление антистимулов, которые сдерживают прямые иностранные инвестиции, при условии достижения наших целевых показателей по резервам, а также обеспечения макрофинансовой стабильности, улучшения сбора информации и усиления исполнительных полномочий.
7. Мы продолжали укреплять систему управления и операционные структуры НБУ. Мы назначили новый Комитет по аудиту на мощной профессиональной основе для улучшения функций надзора в отношении внутреннего контроля. НБУ также реформировал свою систему экстренной помощи для поддержки ликвидности (ELA), внедрив лучшие международные практики. Новая система экстренной помощи для поддержки ликвидности (ELA), которая заменит стабилизационные займы, делает акцент на подготовительной работе (например, предварительная оценка залога), что даст возможность при необходимости быстро реагировать, а также будет предусматривать сроки и условия для минимизации ущерба и для защиты баланса НБУ.
B. Направления политики в финансовом секторе
8. Мы сделали основные шаги для обеспечения хорошо функционирующей и прочной финансовой системы. Большинство банков из 20 крупнейших банков (I группа) в стране, которые составляют 88% активов банковской системы, показали значительный прогресс по достижению нормативов регуляторного капитала в согласованных планах рекапитализации. Те же банки I группы, которые не смогли достичь минимального уровня адекватности капитала (CAR), по крайней мере, на уровне 5% в соответствии с результатами диагностического обследования НБУ, были урегулированы.
ПриватБанк был национализирован, учитывая его системную значимость. Таким образом, по состоянию на середину января 2017 г., 88 банков, которые составляли почти 50% активов всей банковской системы на начало 2014 г., были урегулированы в рамках нашего непрерывного обязательства по укреплению и консолидации финансовой системы. Кроме того:
a. В ситуации с недавно национализированным ПриватБанком, мы предпринимаем решительные меры для обеспечения эффективной и прозрачной национализации и минимизации ее стоимости для государства:
I. Мы назначили новый наблюдательный совет и новое правление банка. Наблюдательный совет состоит из семи членов и отвечает критериям, определенным в Основах стратегического реформирования государственного банковского сектора.
II. Для решения вопроса насущной потребности банка в капитале, возникшего в результате убытков по займам объемом в 155 млрд. гривен и скорректированных по результатам принудительной конвертации обязательств в капитал банка (bail-in) объемом в 29 млрд. гривен, Министерство финансов рекапитализировало банк путем выпуска государственных облигаций в размере 117 млрд. гривен по рыночным ставкам.
На случай потребности в ликвидности НБУ готов выкупить часть этих инструментов или предоставить кредиты рефинансирования под залог указанных выше государственных рекапитализационных облигаций, обеспечивая при этом согласованность с программой денежно-кредитной политики НБУ. Непогашенные на данный момент кредиты рефинансирования НБУ для поддержки ликвидности будут реструктурированы таким образом, чтобы не нарушалась юридическая сила личных гарантий бывших владельцев банка, связанная с такими кредитами.
III. Для преодоления неопределенности и укрепления доверия вкладчиков на этапе национализации мы приняли закон для временной защиты вкладов населения в Приватбанке в полном объеме. В контексте Основ стратегического реформирования государственного банковского сектора мы намерены постепенно снимать государственные гарантии вкладов в государственных банках.
IV. Новый наблюдательный совет банка уже:
(a) выбрал международно-признанную аудиторскую компанию для выполнения комплексной проверки баланса банка на дату государственной интервенции, в соответствии с требованиями закона о системе гарантирования вкладов физических лиц, с целью определения потребности в капитале национализированного банка согласно практик справедливой стоимости;
и (b) одобрил создание специализированного подразделения в банке для управления и реструктуризации займов и сделок финансового лизинга объемом в 155 млрд. гривен, которые были определены НБУ как такие, которые связаны с бывшими владельцами банка, на основе существующей юридической и регуляторной системы, равно как и для управления и реструктуризации других проблемных займов.
До конца марта 2017 года общее собрание акционеров банка утвердит техническое задание, разработанное в консультациях с персоналом МВФ и начнет процесс найма международно-признанной компании (МПК) с соответствующим опытом, которая от имени банка будет вести переговоры об условиях реструктуризации и взыскания вышеуказанных займов, а также других проблемных ссуд, требующих применения тех же подходов.
Это будет происходить с использованием лучшего международного опыта, в том числе, как минимум, с использованием надежной и достоверной вспомогательной информации от заемщиков и лизингополучателей о конечных собственниках, финансах, основных направлениях деятельности, а также о надлежащей оценке стоимости обеспечения.
Кроме того, мы обеспечим избрание международной признанной аудиторской фирмы наблюдательным советом банка до конца апреля 2017 года на основе прозрачного процесса для проведения в течение последующих 2 лет полугодового детального обзора кредитного портфеля (в соответствии с законодательством и нормативно-правовыми актами НБУ) с целью надлежащего мониторинга процесса восстановления стоимости активов (новый структурный индикатор).
Эти промежуточные отчеты, подготовленные аудиторской фирмой, будут завершены до конца сентября 2017 г., конца марта 2018 г., конца сентября 2018 г. и конца марта 2019 г., соответственно.
V. Ожидается, что наблюдательный совет утвердит до середины мая 2017 года, стратегию МПК по реструктуризации вышеуказанных кредитов, которую предполагается завершить до конца июня 2017 г. и отражающую лучшие практики. Краткое изложение этой стратегии и отчеты о ходе ее реализации регулярно раз в два месяца будут публиковаться с учетом требований о сохранении банковской тайны и защите данных на веб-сайте банка.
VI. До конца мая 2017 г. по результатам консультаций с персоналом МВФ на основе вышеупомянутой комплексной проверки и бизнес-плана банка, подготовленного созданным наблюдательным советом и правлением, включающего мероприятия по оздоровлению и стратегические мероприятия (в том числе в отношении деятельности по кредитованию до конца 2018 г.), мы примем решение относительно окончательных шагов для завершения оздоровления банка (включая решение о покрытии дополнительных потребностей в капитале, которые будут оценены на тот момент.
Министерство финансов и НБУ будут требовать от банка предоставлять раз в два месяца отчеты о ходе работы по выполнению бизнес-плана с целью обеспечения эффективного официального мониторинга.
VII. До конца июня 2017 г. МПК в тесном взаимодействии с наблюдательным советом банка будет стремиться завершить реструктуризацию и повысить уровень обеспечения или взыскания проблемных займов Приватбанка, включая ссуды, предоставленные лицам, связанным с его бывшими владельцами, в соответствии с принципами, определенными в вышеупомянутой стратегии, с тем, чтобы потери, которые ассоциируются с этими займами и которые были учтены Фондом гарантирования вкладов физических лиц во время действия временной администрации, были возвращены.
VIII. Мы по-прежнему полностью привержены соблюдению передовой международной практики и банковского законодательства и применению всех соответствующих юридических и коммерческих рычагов для обеспечения своевременного возврата вышеуказанных займов.
В связи с этим до середины марта 2017 года НБУ продолжит и расширит работу международных признанных компаний, которые предоставляли НБУ помощь в этом деле. Это включает в себя передачу полномочий МПК, которая помогала НБУ в определении транзакций со связанными лицами, по проведению экономического расследования операций Приватбанка для определения того, имели ли место правонарушения или плохая банковская практика в период до его национализации, с целью завершить этот аудит к концу сентября 2017 года.
b. Для обеспечения достаточного времени проверки уровня рекапитализации банков в группах II и III, и мер по разрешению проблем, мы несколько изменили календарь соблюдения ими всех требований.
с. Мы попросили банки из групп I, II, III, которые демонстрируют негативную операционную доходность в период до 2017 года включительно, представить планы реструктуризации (включая квартальные целевые показатели) до конца апреля 2017 г. А также представить перечень мероприятий, которые должны быть осуществлены в следующие 36 месяцев для преодоления этого тренда и обеспечения жизнеспособности банков.
До конца июня 2017 г. НБУ в процессе консультаций со специалистами МВФ и Всемирного банка осуществит обзор этих планов и, при условии их адекватности, утвердит эти планы. Банки из группы III, в которых также наблюдается отрицательная доходность до 2018 года включительно, должны подать свои планы реструктуризации до конца мая 2017 г., а НБУ должен завершить обзор этих планов до конца июля 2017 г.
d. Кроме этого, мы начали прилагать усилия по укреплению всех банков, которые остаются в банковской системе. Завершение диагностического обследования банков (на которые приходится менее двух процентов всех активов системы) будет закончено до конца сентября 2017 г. на основе технического задания, уже согласованного с экспертами МВФ и Всемирного Банка.
В случае целесообразности остальные банки подадут свои планы реструктуризации в непрерывном режиме для обзора и утверждения НБУ не позже, чем в конце декабря 2017 года.
Кроме того, как это предусмотрено в действующем законодательстве, мы гарантируем, что к середине июля 2017 года все банки будут иметь, по крайней мере, минимальный уставный капитал в размере 200 млн. грн. Банки, которые не смогут выполнить это требование, будут выведены с рынка.
9. Мы обеспечим четкое соблюдение всеми банками целей по уменьшению и ограничению объема операций со связанными лицами. Мы по-прежнему полны решимости сохранить Офис мониторинга связанных лиц (RPMO) как несомненный центр экспертизы по вопросам, касающихся связанных лиц, как это предусмотрено при его создании.
10. Мы работаем над созданием кредитного реестра в НБУ. Для этого:
a. До конца марта 2017 г. мы будем стремиться получить одобрение Верховной Радой законодательства, которое бы предоставило НБУ полномочия для создания кредитного реестра с тем, чтобы начать собирать информацию от банков до конца сентября 2017 г. и до конца декабря 2018 года начать делиться этой информацией (раскрывая объем обязательств заемщиков по отдельным займам, но, не указывая, какое учреждение является кредитором) с банковским сектором с целью повышения эффективности практики кредитования.
Кроме того, несмотря на то, что примерно 80 банков находятся в состоянии ликвидации, законодательство также предусматривает требования для этих учреждений относительно представления в НБУ регулярной отчетности о своих кредитных данных и позволит НБУ делиться такой информацией с частными бюро кредитных рисков.
b. В течение двух месяцев с момента принятия вышеупомянутого закона НБУ примет соответствующие постановления и план действий для обеспечения их своевременного выполнения.
c. До конца апреля 2017 года совместно со специалистами МВФ мы определим необходимые процедуры для распространения информации НБУ относительно состава связанных с банковским сектором экономических групп для того, чтобы предоставить банкам возможность эффективно улучшить процесс мониторинга собственных лимитов концентрации кредитного риска.
11. Мы продолжаем усиливать наш надзор и регулирование банков. До конца марта 2017 г. при участии специалистов МВФ и ВБ НБУ завершит определение ключевых мероприятий, которые необходимы для выполнения Основных базельских принципов (ОБП), в соответствии с нашей паритетной группой, на основе которых мы подготовим план действий, рассчитанный до конца 2019 года, для одобрения Правлением НБУ до конца апреля 2017 г.
Кроме того, на основе своего оценивания балансов банков НБУ дополнил свои новые правила в отношении кредитных рисков для определения лучших практик. О потенциальном влиянии этих изменений будет сообщено каждому отдельному учреждению, которое имеет потребность в дополнительном капитале, который возникает в результате принятия новых нормативных документов, с требованием отразить такую потребность в рамках своих планов рекапитализации. Дополнительно НБУ:
a. До конца апреля 2017 г. подготовит промежуточный отчет о прогрессе веденного надзора, основанного на рисках, до конца июня 2017 г.;
b. До конца мая 2017 г. с привлечением внешней технической помощи определит в качестве структурного индикатора пересмотренную структуру надзора, внутренних процедур (включая координацию между безвыездными и выездными проверками) и административную структуру (включая количество персонала и бюджет) по сравнению с подобными странами.
12. Мы предпримем шаги для обеспечения эффективного корпоративного управления в банках. Мы завершили предварительное исследование нашей современной нормативной и надзорной структуры на предмет пруденциальных практик управления рисками в соответствии с рекомендациями Базельского комитета по совершенствованию корпоративного управления в банках 2015 г. Дополнительно, мы опубликовали пруденциальные нормативные документы, усиливающие управление в банках, включая рекомендации относительно осуществления функций внутреннего аудита. В дальнейшем НБУ:
a. До конца марта 2017 г. НБУ представит Верховной Раде проект закона для преодоления законодательных пробелов, которые были обнаружены в результате упомянутой выше оценки.
13. Мы продолжаем реализовывать нашу стратегию в отношении государственных банков. Стратегия включает Принципы стратегического реформирования государственного банковского сектора для управления государственными банками (ГБ), одобренные Кабинетом Министров Украины (КМУ) в начале февраля 2016 года. Министерство финансов в консультациях с персоналом МВФ подготовит изменения в стратегию в свете национализации Приватбанка для одобрения КМУ до конца апреля 2017 г. Исходя из этого:
a. Кабинет Министров Украины (КМУ) будет осуществлять роль контролирующего акционера ГБ при поддержке Департамента финансовой политики (ДФП) Министерства финансов Украины.
b. После консультаций с персоналом МВФ в марте 2017 г. мы подадим в Верховную Раду Украины проект закона о ГБ, который будет способствовать принятию нового подхода к корпоративному управлению, и ожидаем принятия этого закона до конца марта 2017 года.
c. До конца марта 2017 года при технической помощи МВФ мы завершим новую организационную структуру ДФП, и план действий относительно его усиления до конца июня 2017 г. для того, чтобы он был способен эффективно поддерживать функцию Кабмина по управлению интересами государства в ГБ.
d. До конца июня 2017 г. Департамент финансовой политики Министерства финансов в процессе консультаций со специалистами МВФ подготовит Меморандум о взаимопонимании, который будет определять структуру отношений между Кабмином и каждым ГБ (ПриватБанком, Ощадбанком, Укрэксимбанком, Укргазбанком). С тем, чтобы, помимо прочего обеспечить прозрачное взаимодействие между Министерством финансов и каждым банком и защитить коммерческую независимость банков в процессе достижения своих целей.
e. Наблюдательный Совет каждого ГБ будет избран в соответствии с Принципами стратегического реформирования государственного банковского сектора, которые, в частности, требуют, чтобы кандидаты были предложены авторитетной международной рекрутинговой фирмой.
f. Мы воздержимся от обеспечения функционирования недавно созданного Государственного экспортно-кредитного агентства, пока все соответствующие расходы и потребности в капитале на следующие три года не будут четко определены на основании независимой оценки и включены в государственный бюджет.
14. ФГВФЛ работает для дальнейшего повышения своей прозрачности, порядка возврата и порядка продажи активов. Сейчас создано централизованное подразделение в ФГВФЛ для консолидации управления и контроля активов банков примерно 80 ликвидированных учреждений. Мы полностью берем на себя следующие обязательства:
a. Мы подадим в Верховную Раду проект закона, который в дальнейшем укрепит возможность ФГВФЛ работать с активами своевременно и эффективно и увеличить сумму чистых денежных возмещений от активов, а также обеспечит юридическую защиту персонала ФГВФЛ. Мы ожидаем, что этот закон будет принят до конца марта 2017 года.
b. Первое краткое описание экономических расследований было опубликовано, а второе будет обнародовано до конца февраля 2017 г. До конца февраля 2017 г. ФГВФЛ запустит процесс отбора для следующих трех экономических расследований.
c. Продажа активов на сумму не менее 10 млрд. гривен на международных платформах проблемных активов до конца июня 2017 года.
d. До конца сентября 2017 г. ФГВФЛ опубликует свой обзор выбранной доли активов, проданных за предыдущие два года. Для этого до конца марта 2017 г. ФГВФЛ согласует с персоналом Фонда и Всемирного Банка техническое задание относительно регулярных проверок продажи активов, включая их объем и частоту.
15. Мы в дальнейшем будем укреплять наш режим реструктуризации корпоративного долга и защиты прав кредиторов. Верховная Рада уже приняла поправки к Закону Украины «Об исполнительном производстве» для ускорения процесса исполнительного производства. До конца сентября 2017 г, ожидается, что Верховная Рада примет поправки к Закону Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (законопроект № 3132(d)), для содействия процессу реструктуризации и повышению эффективности ликвидации (новый предельный срок для выполнения структурного индикатора, перенесен с конца сентября 2016 г.).
Верховная Рада также примет до конца сентября 2017 г. закон, который усиливает положения Гражданского процессуального кодекса, Хозяйственного процессуального Кодекса и положения связанных законов по автоматизации сбора и принудительного взыскания долга, приказных платежей для внутренних транзакций и наложения ареста на банковские счета.
Новый предельный срок для выполнения для этого структурного индикатора, перенесен с конца сентября 2016 г. Более того, признавая необходимость ликвидировать налоговые антистимулы в отношении проведения реструктуризации, до конца июня 2017 г. Министерство финансов, консультируясь с НБУ, внесет законодательные изменения в Налоговый Кодекс.
Это коснется изменений определения безнадежной задолженности, которая позволит списать безнадежные долги без инициирования или завершения процедуры банкротства (то есть, в течение 360 дней после дефолта). И распространить налоговые стимулы, доступные на временной основе для внесудебной реструктуризации долга по Закону о финансовой реструктуризации, на реструктуризацию долгов, которая является предметом Закона о банкротстве.
Что касается возможной реструктуризации ипотечных кредитов в иностранной валюте, то мы выполним следующее. Согласно нашим обязательствам, взятым в предыдущих МЭФП, мы будем поддерживать только те законодательные инициативы, которые согласуются с существующим соглашениями, которые достигнуты между НБУ и банковским сектором.
16. Мы берем на себя обязательства создать мощную нормативно-правовую базу для рынков ценных бумаг и небанковских кредитно-финансовых учреждений, а также банков. Для этого:
a. Мы увеличиваем полномочия, независимость и институциональную способность Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) с целью, прежде всего, позволить ей стать подписантом Многостороннего меморандума о взаимопонимании. Для достижения этой цели мы будем стремиться получить до конца апреля 2017 г. принятие Верховной Радой законодательства, что соответствует целям, изложенным в подпунктах а-j пункта 22 Меморандума об экономической и финансовой политике от 1 сентября 2016 г.
b. При содействии международных доноров, НКЦБФР реформирует свою внутреннюю структуру и процедуры. В частности, на замену отраслевой вводится функциональная структура. Дальнейшая реструктуризация ключевых процессов, включая механизмы управления, процедуры принятия решений, ответственность, системы внутреннего контроля и предупреждения операционных рисков будет разработана и внедрена в течение следующих 18 месяцев. С этой целью до конца апреля 2017 года мы согласуем с экспертами МВФ план действий с четкими квартальными целевыми показателями.
c. Обязанности надзора за целым рядом финансовых посредников будут переданы Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг (НКФУ), в НБУ и НКЦБФР.
В частности, НБУ будет нести ответственность за регулирование и надзор за страховыми и лизинговыми компаниями, кредитными союзами, кредитными бюро и другими небанковскими кредиторами, ломбардами и другими финансовыми компаниями. А НКЦБФР будет нести ответственность за регулирование и надзор за частными пенсионными фондами, эмитентами ипотечных сертификатов, фондами финансирования строительства и фондами операций с недвижимостью.
Соответствующий законопроект был одобрен Верховной Радой в первом чтении в июле 2016 года, мы работаем над тем, чтобы обеспечить принятие этого закона во втором чтении до конца марта 2017 года и имплементировать в полном объеме до конца декабря 2017 года.
d. Для улучшения функционирования финансовых рынков, повышения прозрачности и качества раскрытия информации эмитентов, а также сокращения масштабов коррупции и мошенничества мы примем новый Закон об аудиторской деятельности и пересмотрим Закон о бухгалтерском учете, разработанный на основе стандартов ЕС. Эти законы, которые были разработаны при содействии со стороны ЕС и Всемирного банка, приведут бухгалтерскую базу Украины в соответствие с директивой ЕС о бухгалтерском учете и создадут новую структуру по надзору за аудиторской профессией, при этом сохраняя полномочия НБУ и НКЦБФР устанавливать дополнительные стандарты для аудиторов банков и других регулируемых организаций (профессиональных участников рынка и эмитентов). Эти законы будут приняты до конца июля 2017 года.
C. Политика в отношении доходов
17. Для уменьшения неофициальной трудовой занятости и поддержки уязвимых домохозяйств, мы повысили минимальную зарплату до 3200 гривен, начиная с 1 января 2017 г. Хотя мы считаем, что это необходимый шаг, мы признаем, что он создает риски для наших сегодняшних макроэкономических достижений, включая фискальную устойчивость и конкурентоспособность. В том случае если он будет сопровождаться значительным общим увеличением зарплаты в экономике без повышения производительности для ограничения этих рисков, Верховная Рада приняла законодательство, которое отсоединяет минимальную зарплату от ряда административных решений и от решений, связанных с установлением зарплаты, и, которое обеспечит нейтральное влияние на дефицит бюджета.
Мы также будем воздерживаться от дальнейшего повышения минимальной зарплаты в 2017 г. А при любых повышениях в 2018 г. и в дальнейшем будем учитывать их влияние на безработицу, в том числе среди молодежи, и конкурентоспособность.
Мы также скорректируем минимальный прожиточный минимум в 2017 г. с учетом инфляции. Мы ожидаем, что усилия нашей комплексной пенсионной реформы откроют необходимое фискальное пространство для выплаты со временем лучших пенсий населению. Более того, мы будем принимать следующие меры:
Фискальное постоянство. Ожидается, что повышение минимальной зарплаты увеличит фонд оплаты труда сектора государственного управления до 11,3% от ВВП в 2017 году, что значительно выше наших предыдущих планов. Для обеспечения снижения фонда оплаты труда до более приемлемого уровня, мы будем ускорять фискальные и структурные реформы. Включая реализацию реформ здравоохранения и образования для уменьшения размера госсектора, всесторонней пенсионной реформы, а также реформы госслужбы, включая отделение тарифной сетки госслужбы от минимальной зарплаты и пересмотра закона о госслужбе, консультируясь с ЕС и МВФ.
Теневой сектор. Для уменьшения рисков того, что повышение минимальной зарплаты приведет к дальнейшему оттоку из официального сектора, особенно молодых и неквалифицированных работников, увеличивая, таким образом, объемы теневой экономики, мы ускорим реформу администрирования налогов. Включая ужесточение требований к режиму упрощенного налогообложения и отмену моратория на проведение налоговых аудитов и трудовых проверок малых предприятий, увеличение штрафов за неофициальное трудоустройство и усиление качества проверок.
Конкурентоспособность. Для ограничения влияния увеличения минимальной зарплаты на стоимость труда, что может подорвать конкурентоспособность в то время когда этот рост является все еще слабым, мы будем отделять коллективные соглашения от минимальной зарплаты. Дополнительно, мы будем повышать производительность, усиливая реформы для уменьшения стоимости ведения бизнеса.
Занятость. Мы будем ограничивать любое негативное воздействие на занятость, особенно на молодежь, через
(I) улучшение системы ученичества путем устранения ограничений, которые содержатся в трудовом кодексе;
(II) модернизацию системы профессионального образования для решения вопроса несоответствия навыков рабочей силы;
(III) отмену устаревших норм, которые ограничивают возможности работодателя корректировать занятость в зависимости от условий труда, а также
(IV) ограничение диапазона «защищенных» категорий работников до конца декабря 2018 г.
В целом в дальнейшем мы будем пересматривать наш трудовой кодекс для преодоления существующей жесткости и лучшего его приспособления к потребностям современного рынка труда к концу декабря 2017 г.
D. Фискальная политика
18. Фискальная политика в 2017 году и в дальнейшем будет базироваться на нашем среднесрочном консолидированном плане, который отражен в нашей программе, поддержанной МВФ. Верховная Рада приняла бюджет на 2017 г. и сопутствующее законодательство, которое согласуется с верхней границей дефицита сектора общегосударственного управления в 3,1% ВВП (предварительная мера этого обзора).
Мы намерены постепенно сократить дефицит бюджета сектора общегосударственного управления в 2,5% ВВП в 2018 году и 2,25% ВВП в 2019 году. Это будет достигнуто, в первую очередь, благодаря уменьшению текущих расходов, одновременно увеличивая расходы на капитальные инвестиции для улучшения государственной инфраструктуры.
Любые дополнительные поступления будут использоваться либо для уменьшения суммы авансовых платежей по налогу на прибыль юридических лиц, либо для дальнейшего увеличения капиталовложений, либо для сбережений. Мы будем также регулярно пересматривать механизм распределения поступлений между центральным и местными бюджетами и их расходные полномочия для предотвращения накопления дисбаланса на уровне местной власти.
Меры относительно поступлений
19. Дальнейшая налоговая реформа направлена на повышение эффективности и справедливости налоговой системы. Мы будем воздерживаться от каких-либо существенных урезаний налогов, и не будем предлагать новых освобождений от налогообложения и схем амнистирования. Мы значительно усилим требования к режиму упрощенного налогообложения, который создает существенный пробел в нашей системе налогообложения, с 1 января 2018 года.
Мы будем также воздерживаться от введения льготного налогообложения – за исключением местных налогов на имущество — для компаний, которые работают в индустриальных зонах. Для того чтобы, мы эффективно проводили гармонизацию учета и платежей единого социального взноса, налога на доходы физических лиц, мы представим в Верховную Раду проекты законов для принятия их до конца апреля 2017 г.
Мы будем легализовывать добычу янтаря и азартные игры, что будет способствовать дополнительным поступлениям в бюджет, не позднее чем в 2018 году.
20. Мы будем ускорять реформу администрирования поступлений для детенизации экономики, расширения базы налогообложения и улучшения бизнес климата:
a. Прозрачность и подотчетность. Мы создаем прочную структуру надзора и подотчетности Министерству финансов, Государственной фискальной службе (ГФС). Впервые Министерство финансов ввело ключевые показатели деятельности (КПД) для ГФС с целью мониторинга прогресса в процессе реализации реформ. Эти КПД будут публиковаться ежеквартально.
Дополнительно для обеспечения целостности операций информационных систем (ИТ-систем) ГФС до конца июня 2017 г. завершит внешний аудит ИТ-систем и баз данных ГФС, и обеспечим мощный надзор Министерством финансов над ИТ-операциями ГФС.
С этой целью до середины марта 2017 года Министерство финансов издаст нормативный акт, который определит стандарты и цели развития и целостности программного обеспечения ГФС, внедрение которого будет подпадать под мониторинг в качестве нового КПД.
Нормативный акт позволит Минфину иметь доступ к налоговым данным в системе управленческой информации ГФС, которая не будет идентифицировать отдельных налогоплательщиков, в режиме он-лайн, а также иметь возможность осуществлять мониторинг и проверять изменения данных в отношении налогоплательщиков.
Для этого мы создадим адекватные возможности в Минфине для проведения аудита и введем основные технологические средства контроля. Мы будем проводить и публиковать каждые полгода опрос налогоплательщиков для понимания их восприятия коррупции в ГФС, а также общего оценивания качества услуг ГФС.
b. Укрепление институционального потенциала ГФС. Основная цель заключается в усилении результативности, эффективности и целостности ГФС и превращении ее в организацию, которая предоставляет услуги по сбору доходов.
Ожидается, что полное слияние налоговой и таможенной администраций в единое юридическое лицо будет завершено до конца марта 2017 г. (новый предельный срок для выполнения структурного индикатора, перенесенный с конца декабря 2016 г.).
Также мы осуществим консолидацию региональных налоговых и таможенных органов в единый офис, по одному на каждый регион, до конца марта 2017 г.
Министерство финансов и ГФС сейчас находятся в процессе согласования методологии и механизма ускорения проверок персонала ГФС. После этого до конца марта 2017 г. будет утверждена новая модель финансирования ГФС для обеспечения адекватного уровня зарплат уже проверенных специалистов ГФС.
Мы также ожидаем утверждения Верховной Радой до конца декабря 2017 г. законодательного акта о предоставлении ГФС полномочий по использованию косвенных методов проверки выполнения обязательств по уплате налогов и социальных страховых взносов.
Отмена моратория на осуществление аудита позволит ГФС проводить адресные проверки компаний с целью выявления незадекларированных (не оформленных официально) работников.
Также до середины марта 2017 г. мы намерены улучшить качество налоговых аудитов (проверок) и сформировать новый аналитический отдел по вопросам управления рисками для определения критериев рисков при выявлении случаев несоблюдения платежной дисциплины.
c. Реформирование работы таможенных органов. Кабинет министров до конца марта 2017 г. утвердит новую всеобъемлющую стратегию реформирования таможни. Вместе с детальным планом действий, который будет содержать задачи уменьшения количества внутренних пунктов таможенного оформления, по крайней мере, в трое, в течение 2017 г. мы сформировали межведомственные мобильные группы под эгидой Министерства финансов. Они начали с сентября 2016 г. борьбу с мошенничеством, происходящим при переправке через границу вне пунктов пересечения границы, а на самих пунктах пересечения границы будут работать только межрегиональные таможенные офисы.
Мы также усиливаем партнерские отношения ГФС с Государственной пограничной службой и начали информационный обмен между ними в режиме реального времени. Для поддержки наших усилий по обеспечению обмена информацией с основными торговыми партнерами мы примем план действий относительно присоединения к Конвенции по единой процедуре осуществления транзита и Конвенции о едином административном документе (ЕАД) и приступим к внедрению новой компьютеризированной системы транзита (NCTS) до конца 2017 г.
Мы разработаем стратегию контроля и управления с целью дополнения ее стратегией управления рисками. До конца июня 2017 года ГФС создаст единую справочную базу данных таможенной стоимости и обеспечит соответствующий потенциал для регулярного обновления и анализа цен на международных рынках, а также эффективного контроля и поддержки оценочной работы на местах в региональных офисах ГФС. Эти усилия будут предметом мониторинга со стороны Министерства финансов для обеспечения актуальности этой базы данных и ее соответствия изменениям цен на международных рынках. До конца февраля 2017 г. мы обнародуем новый Кодекс поведения и Антикоррупционную программу.
d. Облегчение процедуры по соблюдению налогового законодательства. С целью обеспечения более положительного имиджа ГФС и для содействия добровольному соблюдению всех своих налоговых обязательств плательщиками налогов, с 1 марта 2017 г. в центральном офисе ГФС заработает одноуровневая система разрешения споров.
Также мы введем реестр результатов судебных решений после завершения всех административных апелляционных процедур. Это поможет верно оценить эффективность апелляционной системы в ГФС.
Мы увеличим возможности электронного представления налоговых деклараций с тем, чтобы до конца декабря 2017 г., по крайней мере, 70% налогоплательщиков могли подавать свои декларации в электронном виде.
Также будет повышено качество консультативной помощи ГФС налогоплательщикам.
e. Реформа финансовой полиции. Ожидается, что Верховная Рада примет закон о создании до конца апреля 2017 г. (новый структурный индикатор) новой гражданской службы, ответственной за расследование финансовых преступлений против государства.
Под управлением Минфина для замены нынешней налоговой милиции и консолидации всех полномочий по борьбе с финансовыми преступлениями против государства в одном агентстве, избегая при этом дублирования функций.
В составе новой финансовой полиции будет работать меньшее количество сотрудников, а большинство из них будет набрано вне действующей системы правоохранительных органов.
Зарплаты в новой финансовой полиции будут более достойными, а оборудование – лучшее. Сферы ответственности новой финансовой полиции и ГФС будут четко разграничены, и мы обеспечим мощный уровень сотрудничества между двумя агентствами. Одновременно с этим мы поддерживаем достаточный потенциал ГФС, чтобы преодолевать любые проявления налогового мошенничества.
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.